Ценности общечеловеческие нравственные: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | это… Что такое ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ?

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | это… Что такое ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ?

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (см. ЦЕННОСТЬ).

Нравственные ценности в современном мире

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе.

Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире.

Главной особенностью современности является абсолютизация понятия «свобода». Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей.

Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и духовных ценностей, являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают крестить детей, праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились.

Свобода стала главным фактором в развитии современного человека, который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями «нравственно или безнравственно», а «законно или не законно». Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали нормам морали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому современному человеку было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. Морально-нравственные ценности играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.

Универсальная мораль – культура и психология

Кажется, что некоторые из наиболее важных и фундаментальных моральных принципов универсальны для всех людей во всех культурах и не меняются с течением времени. Было обнаружено, что, начиная примерно с 10 лет, дети в большинстве культур приходят к убеждению о морали, основанной на причинении вреда, что причинение вреда другим, будь то физически или путем нарушения их прав, является неправильным (Helwig & Turiel, 2002). Некоторые исследования показывают, что развитие морали начинается гораздо раньше в развитии человека. Хэмлин и его коллеги использовали марионеточный нравоучительный спектакль в эксперименте с младенцами и малышами, который обнаружил, что дети предпочитают людей, которые помогают другим достичь цели (просоциальное поведение), и избегают людей, которые причиняют вред или мешают другим достичь цели. Уже в возрасте 3 месяцев люди оценивают поведение других и придают положительное значение полезному, кооперативному поведению (Hamlin et al., 2007; Hamlin & Wynn, 2011) и отрицательное значение вредному или эгоистичному поведению. Эти фундаментальные и универсальные принципы морали включают индивидуальные права, свободу, равенство, автономию и сотрудничество.

Теория, которая имеет наибольшую межкультурную эмпирическую поддержку, — это «Этапы морального развития» Кольберга, теория когнитивного развития, вдохновленная работами Пиаже. Нравственное развитие относится к изменениям в моральных убеждениях по мере того, как человек становится старше и достигает зрелости.

Согласно теории Кольберга, нравственность основана на концепции равенства и взаимности помощи, которую можно предсказать в определенном возрасте. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов; однако все они были белыми мужчинами из Соединенных Штатов. Одна из самых известных моральных дилемм Кольберга широко известна как дилемма Хайнца, и участников попросили решить, что следует делать Хайнцу.

В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению доктора, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину их стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил его увидеть дешевле или позволить ему заплатить позже. Аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Итак, Хайнц отчаялся и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть наркотик для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379).

 

Поставив перед собой эту и другие моральные дилеммы, Колберг просмотрел ответы людей. Колберга не интересовало, ответили ли участники на дилемму «да» или «нет», его скорее интересовало обоснование их ответа. В зависимости от обоснования Кольберг помещал людей на разные стадии морального мышления. Кольберг выделил три основных уровня моральных рассуждений:

  • Доконвенциональный
  • Обычный
  • Постконвенциональный

Каждый уровень связан со все более сложными этапами морального и когнитивного развития. Согласно Кольбергу, человек переходит от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к конвенциональной морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), что только немногие полностью достигают. Колберг размещал ответы, которые отражали рассуждения о том, что Хайнцу следует украсть лекарство, потому что жизнь его жены важнее, чем фармацевт, зарабатывающий деньги на высшей стадии. Ценность человеческой жизни важнее жадности аптекаря. Важно понимать, что даже те люди, у которых есть самые изощренные постконвенциональные причины для некоторых решений, могут сделать другой выбор, чтобы избежать неприятностей (например, доконвенциональные причины).

 

[Изображение предоставлено Noba Project]

 

Существует ли универсальная мораль?

Нет, универсальной морали не существует, и несколько удивительно, что в 21 веке до сих пор задаются этим вопросом. Опять же, это не значит, что все идет, а-ля моральный релятивизм.

Конечно, многое зависит от того, что понимать под «универсальностью», так что давайте попробуем немного разобраться.

Во-первых, если под «всеобщей» мы подразумеваем, что мораль подобна законам физики, или математическим теоремам, или, может быть, законам логики, то забудьте об этом. Если оставить в стороне интересные дискуссии о природе математики и логики и о том, действительно ли их принципы универсальны или нет, мораль даже не находится на приблизительном уровне.

«Нравственность» происходит от латинского moralis , слова, которое Цицерон использовал для перевода греческого ethos . Латинское слово более правильно относится к привычкам и обычаям народа, тогда как греческое относится к идее характера. Итак, «мораль» касается характеров людей и того, как мы взаимодействуем друг с другом в обществе.

 … этика связана с тем, как достичь гармоничных социальных взаимодействий, насколько это возможно для человека.

В самом деле, современная, особенно западная, светская концепция морали как связанной с универсальным кодексом поведения, с правильным и неправильным (обратите внимание на заглавные буквы) является недавним явлением, в основном восходящим к эпохе Просвещения и, в частности, к фигура Иммануила Канта. А это нехорошо, к сожалению.

Кант хотел поставить моральную философию на ту же прочную основу, которую Ньютон заложил для натурфилософии (то, что мы сегодня называем наукой, хотя в то время это была в основном физика). И он думал, что может сделать это только силой разума. Отвергая — справедливо — любое божественное вдохновение в этом вопросе, Кант пришел к тому, что он считал универсальной логикой морали, к своему знаменитому категорическому императиву: «Поступай только в соответствии с тем принципом, согласно которому ты можешь в то же время желать, чтобы он стал всеобщим». закон.» Кантианская деонтология (т. е. этика, основанная на долге) имеет множество специфических проблем, хорошо известных философам, но самая фундаментальная из них заключается в том, что моральная философия не имеет ничего общего с физикой. Или логика.

Скорее, древние греки и римляне были гораздо ближе к истине: этика связана с тем, как достичь максимально гармоничных социальных взаимодействий, насколько это возможно для человека, и это можно сделать разными способами, вот почему Сократ однажды сказал, что то, что идет в Афинах, не идет в Спарте, и наоборот.

Однако это начинает подозрительно походить на моральный релятивизм, и все же очень немногие из древних подпадают под эту категорию (за исключением софистов, предшественников как современных юристов, так и радикальных постмодернистов…). Что спасло древнюю этику от релятивизма и что спасет нас более двух тысячелетий спустя, если мы перестанем слушать Канта (или Джона Стюарта Милля, или массу других современных философов-моралистов), так это существование человеческой природы.

Сократ, стоики, эпикурейцы, киники и ряд других греко-римских школ сходились в одном: люди — это особый тип животных, и эта особенность заключается главным образом в двух аспектах того, что значит быть человек: мы очень социальны и способны рассуждать.

Первый бит означает, что все мы глубоко взаимозависимы от других людей. Несмотря на модную, особенно в США, чепуху про «селфмейд-мужчин» (как правило, это мужчины), на самом деле такого понятия не существует. Без социальных связей и поддержки наша жизнь была бы, по известному выражению Томаса Гоббса, бедной, отвратительной, жестокой и короткой. Второй момент, касающийся интеллекта, не означает, что мы всегда или даже часто действуем рационально. Только то, что у нас есть возможность сделать это. Таким образом, этика, особенно (но не только) для стоиков, становится вопросом «жизни в соответствии с природой», что означает не одобрение того, что естественно (это элементарная логическая ошибка), а скорее серьезное отношение к двум столпам человеческой природы. : социальность и разум. Как выразился Марк Аврелий: «Делайте то, что необходимо, и все, что естественно требует разум общественного животного и как он требует». (Размышления, IV.24)

Кое-что, конечно, древние ошибались: они, особенно Аристотель, думали, что человеческая природа есть результат телеологического процесса, что все имеет свое предназначение, определяемое самой природой космоса. Мы в это больше не верим, не после Коперника и особенно Дарвина. Но мы знаем, что люди действительно являются особым продуктом сложных и непрерывных эволюционных процессов. Эти процессы не определяют человеческую сущность, но формируют статистический набор признаков, определяющих, что значит быть человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *