Роль морально-нравственных ценностей в профессиональной самореализации студенческой молодежи технического вуза | Миронов
И. П. Миронов, Т. А. Белозерова
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
Полный текст:
- Аннотация
- Об авторах
- Список литературы
Аннотация
Введение. В статье исследуются морально-нравственная сфера студентов технического вуза и различные аспекты социализации, развитие личности студентов бакалавров с первого по четвертый курс. Затрагивается противоречивая и кризисная ситуация с воспитанием современной российской молодежи, подчеркивается необходимость создания стратегии воспитания в вузе с учетом современных условий. Рассматривается взаимообусловленное влияние терминальных и инструментальных ценностей в профессиональной самореализации студентов технического вуза при помощи валидных, надежных психодиагностических методик изучения личности. Углубленный статистический анализ позволяет выявлять скрытые взаимосвязи между многочисленными ценностями человека. На карте ценностного ландшафта личности студентов анализируется актуальность ведущих ценностей: активной деятельной жизни, жизненной мудрости, здоровья, интересной работы, красоты природы и искусства, любви, материально-обеспеченной жизни, наличия хороших и верных друзей, общественного признания, познания, интеллектуального развития и многих других. Это дает возможность понять особенности профессиональной самореализации студентов. Постановка задачи. Оценка мотивационной составляющей изучаемых ценностей позволяет обнаружить ресурсы образовательного процесса.
Методика и методология исследования. Группировка многочисленных ценностей в определенные факторы, блоки позволяет подробно изучить основные аспекты, облегчающие процессы самопознания и профессиональной самореализации студентов технического вуза.
Результаты. Исследовательский материал дает возможность обнаружить конкурирующие ценности, а также противоречия между декларируемыми и реальными ценностями. Он также позволяет обнаружить ресурсы и дать всем участникам образовательного процесса рекомендации по устранению возможных препятствий в профессиональной самореализации, становления и адаптации компетентного специалиста.
Выводы. Обобщенные результаты можно с успехом использовать в практической работе, в частности в мотивационных тренингах для студентов на любом этапе обучения и создании новых технологий в профессиональной ориентации первокурсников. Работа с ценностями позволяет оптимизировать развитие личностного потенциала студентов.
Ключ. слова
психологическое тестирование, тест Рокича, инструментальные и терминальные ценности, виртуальная сфера, мультикультурализм, верификация, валидные методики, корреляционный анализ,
Об авторах
И. П. Миронов
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Миронов Игорь Петрович – психолог психологической службы управления социальной и внеучебной работой
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29
Т. А. Белозерова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия
Белозерова Татьяна Аркадьевна – старший преподаватель кафедры строительного инжиниринга и материаловедения
Российская Федерация, 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 29
Список литературы
1. Поданева Т. В. Значение системы ценностей в профессиональном становлении педагога // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. C. 83-86.
2. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расшир. изд. Москва : ЦСПиМ, 2013. 376 с.
3. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). Москва, 1998. 82 с.
4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Москва : Класс, 1999. 93 с.
5. Delude-Clift C., E. Champoux Le conflit des générations // Recherches Sociographiques. 1973. Vol. 14, № 2. P. 157–201. DOI: https://doi.org/10.7202/055614ar.
6. Gohier Сh., Desautels L., Jutras F. Les préoccupationséthiques chez des enseignants de l’ordrecollégial: caractéristiques, points de repère et stratégies de résolution // Revue des Sciences de L’éducation. 2010. Vol. 36, № 1. P. 213–231. DOI : https://doi.org/10.7202/043993ar.
7. Gohier Сh., Jutras F., Desautels L., Chaubet Ph. Le processus de réflexionéthique chez des enseignants de l’ordrecollégial // Nouveaux Cahiers de la Recherche Enéducation. 2015. Vol. 18, № 1. P. 28–52. DOI: https://doi.org/10.7202/1033729ar.
8. Вагнер И. В. Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3, Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 68–74.
9. Патрикеева Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи. Арзамас : АГПИ, 2008. 155 с.
10. Шарок В. В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 34–45. DOI: 10.17223/17267080/69/2.
11. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности : учеб. пособие. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.
12. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.
13. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
14. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие. Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. 376 с.
15. Капцов А. В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 3–10.
16. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып. 16 / под ред. Е. Б. Малетиной. Челябинск : УралГУФК, 2019. 304 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Миронов И.П., Белозерова Т.А. Роль морально-нравственных ценностей в профессиональной самореализации студенческой молодежи технического вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(1):114-124. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
For citation: Mironov I.P., Belozyorova T.A. The role of moral values in the professional self-realization of technical university students. Professional education in the modern world. 2022;12(1):114-124. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-14
Просмотров: 99
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2224-1841 (Print)
108. Терминальные и инструментальные ценности
онлайн-марафон
Система Ценностей
что важно в жизни
c 7 апреля
20 заданий в telegram по 10-20 минут в день
trEnings.ru — всё о НЛП | Упражнения по НЛП | НЛП в картинках
Однажды я обратил внимание на интересную вещь: все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение/смысл:
- Зачем тебе это нужно?
- Какой тебе в этом смысл?
- Что это тебе дает?
Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:
- Что для тебя более важно, чем это?
- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?
Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения (а намерение – это просто желание удовлетворить какую-то ценность) и не может определить, зачем ему это намерение нужно. И сообщает, что это «важно само по себе».
Вот как раз после этого и пригождается вторая группа вопросов — если вы хотите выяснить более важное намерение. Если же ценность важна сама по себе и для неё нет ничего более важного — поздравляю, вы нашли сущностное состояние (о которых мы поговорим позже).
То есть мы получаем две группы ценностей:
- важные сами по себе — терминальные ценности;
- ценности нужные для достижения ценностей более высокого уровня — инструментальные ценности.
Есть довольно известная теория о ценностных ориентациях американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это наука о ценностях). В его модели как раз есть терминальные ценности — ценности-цели, которые важны сами по себе, — и инструментальные ценности — ценности-средства, которые служат для достижения других ценностей. Названия мне понравились, так что дальше мы будем говорить о терминальных ценностях и инструментальных ценностях.
Выявление терминальных ценностей
Для начала можно просто попробовать найти хотя бы одну терминальную ценность. Для этого нужно просто пройти по цепочке намерений, как, например, в технике «Интеграция конфликтующих частей». Единственное отличие – вы задаёте вопросы только на выявление смысла.
- Что это тебе дает?
- Зачем тебе это нужно?
- Какой для тебя в этом смысл?
- Для чего ты это делаешь?
Начинать можно практически с любого поведения. Выясняете, зачем человек это делает. Получив ответ, спрашиваете ещё раз, но уже про полученный результат. Продолжаете до тех пор, пока человек не может найти ответ на вопрос о смысле/значении и сообщает, что «это важно само по себе».
Пример
— Выбери какое-то поведение.
— Чищу зубы по утрам.
— Для чего ты это делаешь?
— Зубы будут чистыми и не будет кариеса.
— Что это тебе даст?
— Здоровье.
— Зачем тебе здоровье?
— Чтобы хорошо себя чувствовать.
— Зачем тебе хорошо себя чувствовать?
— Это даст мне спокойствие.
— Зачем тебе спокойствие?
— Ну … для спокойствия …
— Какой для тебя смысл в спокойствии?
— Чтобы оно было. Это само по себе важно.
В данном примере «спокойствие» – терминальная ценность.
Субъективные различия
Следующий полезный шаг — определить различия между терминальными и инструментальными ценностями в вашем субъективном представлении. Способ самомоделирования аналогичен поиска различий между эмоциями и ценностями-эмоциями из предыдущего занятия.
- Найдите 3-4 терминальный ценности из разных контекстов. Для этого вам придётся пройтись по цепочкам намерений для разных поведений.
- Выберите 3-4 инструментальные ценности из разных контекстов — с этим проще, они должны были в большом количестве попадаться на предыдущем шаге.
- Найдите, что общего между терминальным ценностями — в первую очередь это касается субмодальных представлений и значений для вас этих субмодальностей.
- Найдите, что общего между инструментальными ценностями.
- Найдите, чем различаются во внутреннем представлении инструментальные и терминальные ценности.
Где проходим
Изменение Убеждений
Система Ценностей
Личностная Трансформация: Ценности
По теме
104. Ценности
56. Техника «Интеграция конфликтующих частей»
Подписаться на рассылку
Copyright © 1994-2022 Александр Любимов
Back to topОпросРокича о личных ценностях: что вас вдохновляет?
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Опрос личных ценностей Рокича — это инструмент, созданный Милтоном Рокичем, чтобы помочь людям понять свои ценности. Расставив приоритеты в списке из 18 конечных ценностей (куда вы хотите прийти) и 18 инструментальных ценностей (как вы хотите туда попасть), вы можете развить самосознание.
Резюме проекта «Мир труда»
Исследование личных ценностей Рокича
Милтон Рокич проделал интересную работу по личным ценностям, которая до сих пор актуальна и популярна. Понимание личных ценностей — отличный первый шаг в развитии самосознания. Улучшение нашего самосознания приносит большие преимущества в мире работы. Они варьируются от улучшения нашего собственного благополучия до предоставления нам возможности быть уязвимыми на рабочем месте и демонстрировать подлинное лидерство.
Терминальные и инструментальные личные ценности
В своем исследовании Милтон Рокич разделил личные ценности на два типа: терминальные ценности и инструментальные ценности.
Терминальные ценности
Терминальные ценности — это ценности, которые отражают желаемое состояние существования человека. Это ценности конечного состояния, отражение того, каким мы хотели бы видеть мир и где мы хотели бы оказаться. Это цели, которые мы хотели бы видеть достигнутыми.
Инструментальные значения
Вот хороший инструмент…Инструментальные ценности — это ценности, отражающие то, как человек хочет прожить свою жизнь. Они отражают чувство поведения и способы взаимодействия с другими и обращения с ними на протяжении всей вашей жизни.
Определение ваших ценностей Rokeach
Исследование личных ценностей Rokeach можно использовать как полезный инструмент для выявления ваших личных ценностей. Чтобы выполнить это задание, просто просмотрите графики 18 Терминальных и Инструментальных ценностей ниже и установите для них приоритеты. После того, как вы расставили приоритеты, выберите из каждого списка от трех до пяти лучших, и это ваши основные личные ценности.
Если вы руководите другими людьми или ведете их, использование подобных инструментов поможет вам поддержать их личное развитие и самосознание.
Бесплатные семинары.
Не реже одного раза в месяц мы проводим бесплатные обучающие онлайн-сессии в рамках наших целей как общественной компании.
Эти семинары длятся около часа и затрагивают темы, которые дороги нашему сердцу. Обычно они проходят в 13:00 по британскому времени, и вы можете не снимать камеру, чтобы они могли стать хорошим компаньоном для обеда.
Ознакомьтесь с семинарами на Eventbrite
Размышление о своих ценностях
После того, как вы ознакомились со списками, составляющими Опрос личных ценностей Рокича, и определили свои основные ценности, важно уделить некоторое время размышлениям об упражнении и о том, что вы сделали. научился. Следующие вопросы могут помочь в этом процессе размышлений, а также могут стать основой для группового обсуждения
- Когда вы думаете о значении слова, что приходит вам на ум? Как ваши выявленные ценности соответствуют этой категории?
- Как вы думаете, ваши ценности являются врожденными или приобретенными?
- Как вы думаете, изменятся ли ваши ценности со временем? Каковы некоторые из причин, по которым ваши ценности могут измениться?
- Считаете ли вы важным определить свои ценности? Если да, то почему?
- Каковы ваши три главные инструментальные и терминальные ценности? Почему они выделяются для вас? Вы чувствуете, что в настоящее время живете в соответствии с ними?
- Как осознание своих ценностей может помочь вам в выборе направления в вашей карьере или в жизни в целом?
Узнайте больше
Понимание наших личных ценностей является отличной отправной точкой для развития нашего самосознания. Углубляя наше понимание того, кто мы есть, мы можем улучшить свой эмоциональный интеллект и самоуправление. Мы записали подкасты по обеим этим темам, а также подкаст ниже об эмоциях и социальной боли на работе.
Представление проекта «Мир труда»
Нам нравится опрос Рокича о личных ценностях. Мы считаем, что понимание ваших ценностей важно, по крайней мере, для некоторых людей, и что этот инструмент — полезный способ получить общее представление о ваших ценностях. Как и во всех подобных упражнениях, оно не является окончательным, и вам или другим может показаться, что его выполнение немного разочаровывает.
То, что вы выбираете в качестве своих приоритетов и ключевых ценностей сегодня, может не стать вашими ключевыми ценностями завтра, но более крупные группы, вероятно, будут достаточно точными. Важно сделать шаг назад и подумать о своих ценностях, а также об их происхождении, если вы хотите углубить свое самосознание.
Это упражнение может быть полезной отправной точкой для тренеров или лидеров, желающих помочь людям развить самосознание. Однако стоит помнить, что значения в этом инструменте довольно широки и ориентированы на жизнь, и что существуют другие инструменты, более ориентированные на карьеру или работу, которые могут быть более полезными в определенных обстоятельствах.
Наш подкаст.
Наш подкаст — отличный способ узнать больше о сотнях увлекательных тем из мира труда.
Spotify
Другие
ИсточникиПрирода человеческих ценностей. Милтон Рокич. (Нью-Йорк: The Free Press, 1973.
Обратная связьМы небольшая организация, которая знает, что совершает ошибки, и хочет их исправить. Пожалуйста, свяжитесь с нами, если у вас есть отзывы об этом сообщении. Мы’ Обычно мы отвечаем в течение 72 часов.
TOWWP2021-07-22T07:05:27+00:00 Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуШесть совершенств: обзор ценности Rokeach
Один из моих друзей в этом году получает степень MBA в области управления бизнесом. На этой неделе в классе его профессор говорил об исследовании Rokeach Value. Мой друг спросил меня, есть ли какое-либо отношение этих ценностей к буддизму.
Определение Википедии (которое является законным) для RVS выглядит следующим образом:
Rokeach Value Survey (RVS) представляет собой систему классификации ценностей. Система, разработанная социальным психологом Милтоном Рокичем, состоит из двух наборов ценностей, по 18 отдельных элементов ценности в каждом. Один набор называется терминальными значениями, другой — инструментальными значениями.
RVS основан на томе 1968 года (Убеждения, установки и ценности) [2] , в котором представлена философская основа для ассоциации фундаментальных ценностей с убеждениями и установками. Его система ценностей была использована в обзоре ценностей Рокича в его 19 лет.73 книга Природа человеческих ценностей. [1]
Терминальные значения относятся к желаемым конечным состояниям существования. Это цели, которые человек хотел бы достичь в течение своей жизни. Эти ценности различаются у разных групп людей в разных культурах.
Терминальные значения в RVS:
- Настоящая дружба
- Зрелая любовь
- Самоуважение
- Счастье
- Внутренняя гармония
- Равенство
- Свобода
- Удовольствие
- Социальное признание
- Мудрость
- Спасение
- Семейная безопасность
- Служба национальной безопасности
- Чувство выполненного долга
- Мир красоты
- Мир в мире
- Комфортная жизнь
- Захватывающая жизнь
Инструментальные ценности относятся к предпочтительным моделям поведения. Это предпочтительные способы поведения или средства достижения конечных ценностей.
Инструментальные ценности:
- Бодрость
- Амбиции
- Любовь
- Чистота
- Самоконтроль
- Возможности
- Мужество
- Вежливость
- Честность
- Воображение
- Независимость
- Интеллект
- Широкий кругозор
- Логика
- Послушание
- Помощь
- Ответственность
- Прощение
Задача участников опроса состоит в том, чтобы расположить 18 терминальных ценностей, за которыми следуют 18 инструментальных ценностей, в порядке «важности для ВАС как руководящих принципов в ВАШЕЙ жизни»
Мы начали над различиями между РВС и 6 совершенствами. И как бы я организовал 6 совершенств, если бы мне пришлось расставлять приоритеты. Это был очень интересный разговор, чтобы подумать о ценностях и о том, как они связаны с бизнесом и управлением.
Самое главное всегда мудрость. Шесть совершенств действуют как круг, а не линейно. Итак, что делает их «совершенствами», так это то, что каждый из атрибутов (отдача, нравственность, терпение, усилие, концентрация, мудрость) ДОЛЖЕН включать и призывать мудрость. Высшая мудрость есть карма/чистая недвойственность вещей. Таким образом, выполнение всех 5 совершенств с мыслью о мудрости в конечном итоге приводит к прямому восприятию шестого: мудрости в форме прямого восприятия и визуального видения того, что все имеет чистую недвойственность.
#6 Мудрость — это то, что вам нужно в конечном счете. Остальные 5 совершенств поддерживают и ведут к мудрости.
В буддизме нет разделения между тем, что я «хочу» и как я «действую». Таким образом, чтобы практиковать 6 совершенств, подразумевается, что вы хотите 1) отдачи/богатства 2) нравственности/этических партнеров 3) терпения/понимания 4) усилий/трудолюбия 5) концентрации/сосредоточенного окружения и 6) мудрости.
Кстати, это сокращенно те шесть, которые я хочу и, следовательно, должен сделать:
1. осознанное даяние
— даяние с осознанием кармы и пустоты
2. нравственность
-соблюдение обетов не причинять вреда
-соблюдение обетов работать на благо всех
-соблюдение обетов тайного слова или тантры (если они у вас есть )
3. Терпение: искусство сдерживания гнева
4. Радостное усилие – предпринимать что-либо с целью и сильными намерениями
5. Концентрация
– практика медитации
– некоторая практика в течение дня
6. Мудрость – прямое восприятие пустота! Ура!
№6 — это то, чего вы хотите от жизни. Одно дело «говорить» о мудрости, и совсем другое — видеть мир в самом высоком контексте. Представьте себе, что вы можете на самом деле видеть внутреннюю работу мира, которую мы видим только на поверхности 100% времени.
Прямое восприятие пустоты обычно занимает от 20 минут до 1 часа и происходит, когда разум окончательно разрушает ментальные образы мира (включая звук, вкус, осязание). Функции грубого тела почти прекращаются, дыхание едва слышно. Вы ничего не слышите, не видите изображений и ничего не ощущаете на вкус. Ум входит в чистое состояние высшего блаженства, которое находится за пределами тела. Это краткий вкус рая или сознания Будды/Христа.
Вы спускаетесь с этого прямого восприятия пустоты, и все возвращается на круги своя. Хотя вы снова живете своей жизнью, в течение следующих 24–48 часов вы действительно можете видеть вещи в обычной реальности, которые обычно не видите. Вы можете слышать мысли людей, вы можете очень ясно видеть лежащие в их основе мысли. Это остаточный побочный эффект и
временный. Есть много других остаточных побочных эффектов, которые были описаны миллионами людей, испытавших прямое восприятие пустоты.
В конце концов это исчезает, и все возвращается к «нормальному состоянию». Один не Будда (пока). Все еще человек, но навсегда измененный. И теперь пути назад нет. Человек достигнет просветления в течение нескольких жизней или даже в течение той же самой жизни.
ЭТО конечная цель уйти из жизни. Все потеряно. Каждая шутка, каждый мелочь, даже тело потеряно. Но поток ума продолжает с этим непреодолимым семенем прямого видения пустоты, что поднимает меня на другой уровень.
Говорят, после того, как это произойдет, — если я перейду в будущие жизни — каждое рождение и исход будут приятными. Меня будут окружать существа мудрости, учителя и все необходимые мне материальные ресурсы. Больше нет «хотения», и я полностью сосредотачиваюсь на просветлении, чтобы помогать другим.
Прошлым летом я провел месячный ретрит по глубокой медитации. Хотя у меня не было прямого восприятия пустоты, я могу засвидетельствовать, что после нескольких недель медитации ум входил в состояние невероятного блаженства. Я становился настолько кайфовым, что плакал от радости. Все было невыносимо красиво и блаженно. Лучший секс, который у меня когда-либо был, казался ничем по сравнению с тем чувством, которое я испытал в конце ретрита. Я не был телом. Я мог ясно видеть, что я был чем-то большим, чем мешок из кожи, внутри которого плескалась морская вода.