Циничные люди: 11 циничных истин, которые люди упорно не хотят понять / AdMe

11 циничных истин, которые люди упорно не хотят понять / AdMe

Вы не задумывались, почему человеку свойственно совершать одни и те же ошибки? Причем это не самое благоразумное занятие успешно практикует едва ли ни каждый: даже образованнейшие люди порой с удовольствием наступают на очередные огроменные грабли. А секрет всего этого на самом деле прост: есть определенные жизненные истины, которые никто не хочет признавать, предпочитая при этом хождение по кругу личных неудач.

ADME решил обратиться к форуму Quora, чтобы от обычных пользователей узнать, какие именно общепринятые стандарты мешают нам жить и что нужно раз и навсегда уяснить, чтобы судьба не преподносила нам неприятные сюрпризы.

1. Постоянно всех прощая, вы помогаете злу утвердиться в безнаказанности

© Les Misérables / Universal Pictures

Многие «лекари душ» пользуются своей ставшей уже дежурной фразой [прочитать возвышенно и с придыханием]: «Нужно уметь прощать. Только так вы можете ступить в новый день с чистыми мыслями и духом». Но никто при этом не уточняет, что прощение бывает 2 видов.

  • Душевное: это прощение, основанное на преодолении собственных переживаний ради гармонии с собой. Оно направлено только внутрь вас, а не в адрес обидевшего вас человека. Оно скорее даже не о прощении, а просто не об обвинении. Это красиво, благородно, полезно и, да, необходимо.
  • Поведенческое: а это уже о том, как вести себя с обидевшим вас человеком. К сожалению, прощая его хоть в первый, хоть в энный раз, вы помогаете человеку обрести уверенность в безнаказанности его действий (разумеется, здесь не идет речь о проступках вроде наступить на ногу и т. д.). Поэтому прощать или не прощать в этом случае — дело уже ваше, принципиальное.

2. Утрированный пункт: вам не позвонит Бог

© The Zero Theorem / Voltage Pictures

Таким пафосным подзаголовком мы обозначили мысль о том, что никто или ничто не придет и не спасет вас от вашей же собственной жизни.

Лучшим примером этого пункта послужит фильм «Теорема Зеро» голливудского чудака Терри Гиллиама. Главный герой картины буквально целыми днями сидит у телефона и ждет звонка от бога, который откроет герою его предназначение и смысл жизни. А в конце вдруг понимает, что бог ему все-таки не позвонит.

Зрителям данного фильма требуется 2 часа экранного времени на то, чтобы уяснить эту мысль. Большинству же не хватает и всей жизни. Вероятно, так мы воспитаны еще на детских сказках, что ждем некоего чуда или хотя бы знака, чтобы стать тем, кем нам якобы предначертано. Но все же нужно осознать и постоянно помнить о этом: бог вам все-таки не позвонит.

3. Жизненные провалы — это необходимость

© Never Back Down / Summit Entertainment

Парадоксально, но успешные люди являются успешными именно благодаря тому, что они много раз оступались, им отказывали, у них опускались руки и случались депрессии, но они не сдавались. Это можно прочитать в любой биографии и увидеть во всех байопиках.

К примеру, у Стивена Кинга был специальный гвоздик над письменным столом, куда он прикреплял отказы от издательств. Количество этих отказов исчислялось далеко не одним десятком.

По статистике, если говорить образно, 95 % людей с такими же данными, как у Кинга, при получении вот таких же листочков с отказами делают грустное лицо и говорят: «Ну окей, значит, это не мое». Оставшиеся 5 % — это Стивены Кинги в своих областях, которые продолжат получать отказы и бороться. Вот как проходит отбор в успешную жизнь.

4. Деньги, как ни крути, — это главное

© Inside Llewyn Davis / CBS Films

Испокон веков старшие поколения неустанно твердят о том, что деньги в этом мире не главное. Деньги не подарят счастья, любви или здоровья.

Давайте сейчас трезво посмотрим на ситуацию и цинично признаем: все-таки с деньгами у вас гораздо больше шансов быть счастливым, любимым и здоровым. Шансов увидеть мир, самореализоваться, впечатлить окружение, найти вторую половинку или помочь голодающим детям Африки. А если вы собираете по карманам мелочь на бигмак, то все-таки осуществить все это оказывается чуточку сложнее.

5. Даже на самый громкий провал найдется оправдание

© Fight Club / 20th Century Fox

Наш мозг — гениальная штука. Такой банальной фразой мы начнем небанальное рассуждение: дело в том, что наш мозг постоянно оправдывает нашу неспособность действовать (иными словами, лень и страх), и делает это, надо признать, просто великолепно.

Страх поменять работу мы оправдываем склонностью к стабильности; боязнь обращаться за помощью к профессионалам — гордостью; невозможность самореализации — мыслью о том, что у нас недостаточно таланта; а нежелание рано вставать на первую пару в институт — заботой об организме.

В общем, мы постоянно находим чертовски хорошие причины что-либо не делать. Если обратить внимание на такое свойство нашего мозга и начать с ним бороться, есть «риск» стать успешным человеком.

6. «Всегда говори „да“» — это не лучшее правило

© Yes Man / Warner Bros.

После знаменитого фильма «Всегда говори „да“» с Джимом Керри стало особенно модным быть открытым этому миру, положительно реагировать на все новое, чувствовать свободу, а отрицание ассоциировать с негативом и деструкцией.

На самом деле слово «нет» не связано с негативом. Оно скорее связано с волей и рациональным отбором людей, занятий и событий для вашей жизни. Действительно, нужно уметь говорить «да», но вместе с тем нельзя недооценивать и силу слова «нет».

7. Вы не первый в очереди за несправедливостью этого мира

© Trading Places / Cinema Group Ventures

Наверняка у каждого из нас есть такие героические знакомые, которые после или даже во время жизненных неурядиц продолжают жить и работать как ни в чем не бывало. К примеру, хрупкая дочь, которая все свои ресурсы отдает тяжело больным родителям; вчерашний счастливый жених, который стал сегодняшним вдовцом; или несчастная бабушка, которая вынуждена в одиночку обеспечивать большую и неблагодарную семью. У всех, даже у самых счастливых на первый взгляд людей есть свои проблемы, но не все это показывают.

Так что в моменты отчаяния полезно вспоминать о том, что вы не единственный, на кого обрушилась вся несправедливость этого мира.

8. Все люди носят маски

© V for Vendetta / Warner Bros.

Согласитесь, что на работе, наедине со второй половинкой и в компании закадычных людей вы — это 3 совершенно разных человека. В каждом обществе мы буквально надеваем маски тех людей, которые наиболее бы соответствовали обстоятельствам и окружению.

Поэтому не нужно удивляться, когда выяснится, например, что ваш коллега далеко не тот, за кого себя выдает. Он не лицемер, просто он сменил маску, а вы случайно это увидели.

9. Стоит пересмотреть список своих друзей

© The Social Network / Columbia Pictures

Друзья — это ценнейший для человека ресурс, и все большую ценность он набирает с течением времени. Если в школе количество друзей могло превышать десяток человек, то уже после 30 вы наверняка сможете пересчитать их лишь по пальцам одной руки. Разумеется, в такой ситуации никто не станет разбрасываться друзьями, даже если они далеко не совершенны. Ну кто из нас идеален?

На самом деле откровенно неидеальными можно назвать 2 типа друзей:

  • Те, кто тянет вас вниз. Например, своими вечными жалобами, постоянным втягиванием в злоключения или злоупотреблением вашей помощью «по старой дружбе». И чаще всего нам бывает жаль, но лучше все-таки прерывать подобные связи.
  • Либо те, кто не подаст вам руки
    , когда вы будете, образно говоря, цепляться рукой за край обрыва над пропастью. Выбравшись оттуда самостоятельно, не забудьте эту дружбу также прервать.

10. Никто не думает так же, как и вы

© La La Land / Summit Entertainment

Знаете, подростки не ошибаются, когда думают, что их никто не понимает. Никто действительно никого до конца не понимает, ведь каждый человек на этой планете смотрит на мир именно со своего ракурса. Мало кто учитывает эту простую мысль, перед тем как начать психовать, скандалить и обвинять своих близких в том, что они не понимают очевидных вещей.

11. Каждый человек по-своему вас использует

© Mulholland Dr. / Les Films Alain Sarde

Как ни крути, все мы друг другом в определенном смысле пользуемся.

Работодатель использует ваши ресурсы, любовник / любовница — ваши эмоции и тело, знакомые — ваши связи, уступчивый характер, умение развеселить, возможность занять денег… Да все что угодно. Даже лучшая подруга дружит с вами потому, что ей нужны общение, поддержка, компания, уверенность в том, что ей помогут в трудную минуту. Это хоть и дружеское, но все же «пользование».

Вы совершенно не нужны людям вот просто так — сами по себе, потому что вы милый и хорошенький. Таким вы нужны только маме.

Какие еще мысли вы бы добавили в этот список? Давайте расширим картину жестокой действительности.

«Цинизм — это концепция для тех, кто мало может»

Как и почему воз­ни­кает цинизм? Почему умные и достой­ные люди порой ведут себя цинично? О корнях и пси­хо­ло­ги­че­ской подо­плеке цинизма мы побе­се­до­вали со Свет­ла­ной Крив­цо­вой.

Свет­лана Крив­цова — экзи­стен­ци­аль­ный ана­ли­тик, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафедры пси­хо­ло­гии лич­но­сти факуль­тета пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­сова, дирек­тор Инсти­тута экзи­стен­ци­ально-ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии, осно­ва­тель и науч­ный руко­во­ди­тель одной из первых в России пси­хо­ло­ги­че­ских служб — центра «Гене­зис». Автор науч­ных и мето­ди­че­ских пуб­ли­ка­ций по прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии, а также попу­ляр­ных книг по пси­хо­ло­гии для роди­те­лей и педа­го­гов: «Вос­пи­та­ние: наука хоро­ших при­вы­чек» (1997), «Учи­тель и про­блемы дис­ци­плины» (1997), «Навыки кон­струк­тив­ного вза­и­мо­дей­ствия с под­рост­ками» (1998), «Навыки жизни: в согла­сии с собой и с миром» (2002).

Свет­лана Васи­льевна, как и почему воз­ни­кает цинизм? Почему, каза­лось бы, умные, обра­зо­ван­ные и хорошо вос­пи­тан­ные люди начи­нают вести себя цинично, сме­ются и обес­це­ни­вают какие-то важные для других цен­но­сти: любовь, семей­ные узы, жела­ние иметь детей, бес­ко­ры­стие, усер­дие в работе, убеж­де­ния и духов­ные идеалы?

Начнем с того, что цинизм — это защит­ная реак­ция. Цинизм появ­ля­ется у чело­века на фоне стра­да­ния, кото­рого он хотел бы избе­жать, — и это стра­да­ние свя­зано с поте­рей смысла. Когда люди чув­ствуют бес­смыс­лен­ность, абсурд­ность про­ис­хо­дя­щего, они ста­но­вятся цинич­ными, чтобы избе­жать наи­худ­шего, что может слу­читься с чело­ве­ком — так назы­ва­е­мого «экзи­стен­ци­аль­ного ваку­ума». Экзи­стен­ци­аль­ный вакуум — это разо­ча­ро­ва­ние, апатия, ниги­лизм, то есть отри­ца­ние всего. Чтобы избе­жать ниги­лизма, апатии и разо­ча­ро­ва­ния в жизни в целом, чело­век защи­ща­ется с помо­щью цинизма.

По своей сути цинизм явля­ется агрес­сией. Чело­век при­кла­ды­вает очень много сил, чтобы побо­роть то, что ему угро­жает. Что же ему угро­жает? Бес­смыс­лен­ность и абсурд. Пара­докс состоит в том, что обес­це­ни­вая какие-то цен­но­сти, важные для другие людей, — любовь, чест­ность, искрен­ность, цинич­ный чело­век как бы про­ве­ряет их на проч­ность.

То есть он не уверен в том, что они дей­стви­тельно ценны?

Он не чув­ствует их цен­но­сти. Пере­жи­ва­ние бес­смыс­лицы воз­ни­кает тогда, когда у чело­века затруд­нен доступ к цен­но­стям. Что такое смысл? Смысл — по сути, это очень про­стая вещь. Смысл — это что-то хоро­шее в буду­щем, ради чего я сего­дня пре­одо­ле­ваю неко­то­рое стра­да­ние или при­ла­гаю какое-то усилие. Напри­мер, рано встаю. Или рабо­таю, хотя в данный момент я бы охот­нее прилег поспать. Или хотел бы уйти домой с работы, но не ухожу. То есть, смысл — это «ради чего». А вот когда я пере­стаю видеть смысл, это значит, что я больше не имею доступа к цен­но­стям. Это может быть либо потому, что этих цен­но­стей нет моем в окру­же­нии, но чаще все-таки потому, что я сам пере­стал их чув­ство­вать, я их отме­нил как цен­но­сти.

Почему это про­ис­хо­дит?

Тут все очень по-раз­ному. Понятно, что чело­век не чув­ствует цен­но­стей не от хоро­шей жизни. С ним жизнь сде­лала что-то плохое, из-за чего он больше в эти чело­ве­че­ские жиз­нен­ные цен­но­сти не верит.

Но при этом реак­ция цинизма не решает про­блему?

Без­условно. Ни одна копин­го­вая, авто­ма­ти­че­ская реак­ция не решает про­блему по сути, она только помо­гает про­дер­жаться, чтобы не стало еще хуже. Поэтому цинизм — это такая скорая помощь самому себе. Не очень удач­ная, потому что, фак­ти­че­ски, оттал­ки­вает от чело­века окру­жа­ю­щих. И пока он не собе­рется с духов­ными силами, чтобы пере­смот­реть свои взгляды, ничего хоро­шего не будет. Потому что когда тебе очень больно, и ты чув­ству­ешь себя нецен­ным, чтобы как-то в этом состо­я­нии про­дер­жаться, ты начи­на­ешь нецен­ным пола­гать и все осталь­ное. А уж что именно, зави­сит от обсто­я­тельств. Если кто-то семей­ную жизнь про­кли­нает — значит, он не видел семей­ной жизни, кото­рая вызы­вала бы у него ува­же­ние.

Цинич­ный чело­век необя­за­тельно будет жесто­ким на деле. Но все то, что он обес­це­ни­вает, явля­ется его болез­нен­ным местом. Чело­век ста­но­вится цинич­ным ситу­а­ци­онно, болез­ненно реа­ги­руя на ране­ние именно в той сфере, против кото­рой он высту­пает. Он может рас­ска­зы­вать какие-то неспра­вед­ли­вые вещи о жен­щи­нах, и тогда мы можем пред­по­ло­жить, что какая-то жен­щина (или не одна) его оби­дела. Тем самым он сам невольно себя выдает, пока­зы­вая, что именно в этой обла­сти у него что-то не сло­жи­лось.

Как вза­и­мо­дей­ство­вать с цинич­ным чело­ве­ком тому, кто нахо­дится рядом? Ведь очень часто воз­ни­кает дис­ком­форт от того, что на твои цен­но­сти кто-то поку­ша­ется…

Дей­стви­тель­ная про­блема того, кто поку­ша­ется на цен­но­сти, отнюдь не в вызы­ва­ю­щем пове­де­нии. Повто­рюсь, насто­я­щая про­блема чело­века в том, что он не имеет доступа к цен­но­стям. Каза­лось бы, и что? Очень хорошо, что я не имею доступа к цен­но­стям. Кто никого и ничего не любит, тот и не стра­дает. Если я ни к чему не при­вя­зался серд­цем, я и не буду стра­дать.

«Если у вас нету тети, то вам ее не поте­рять»?

Да! И за этим, оче­видно, лежит, как можно пред­по­ло­жить, какая-то рана, чело­век уже что-то поте­рял. Что именно? Может быть, это были отно­ше­ния, кото­рые закон­чи­лись. Может, это были отно­ше­ния, на кото­рые чело­век воз­ла­гал надежды, а они ока­за­лись потре­би­тель­скими, кто-то им пополь­зо­вался. Он стра­дал и ничего не мог с этим сде­лать…

То есть в осно­ва­нии цинизма всегда лежит недо­по­лу­чен­ность чело­ве­ком чего-то хоро­шего, какой-то духов­ный дефи­цит. Соб­ственно, что бы сделал взрос­лый, зрелый чело­век, пони­мая, что ему не повезло, что жизнь с ним не очень спра­вед­ливо обо­шлась? Он, конечно, тогда стал бы сам себе помо­гать. Он мог бы посмот­реть, может быть, есть что-нибудь, ради чего стоит жить?

То есть стоит пожа­леть своего цинич­ного друга? Или попро­бо­вать пока­зать ему его цен­ность?

Дело в том, что нельзя заста­вить чело­века чув­ство­вать цен­но­сти. Чув­ства — это ведь сво­бод­ная вещь. Поэтому что оста­ется? Если вам этот чело­век дорог, можно просто любить его и иногда гово­рить с ним о том, что вы чув­ству­ете, когда про­ис­хо­дит обес­це­ни­ва­ние чего-то для вас важ­ного. Конечно, потре­бу­ется боль­шое тер­пе­ние, так как цинич­ный чело­век нуж­да­ется в тер­пе­ли­вом отно­ше­нии к себе. И если он нако­пит какую-то кри­ти­че­скую массу хоро­ших пере­жи­ва­ний, любви, то есть шанс, что он забу­дет свои цинич­ные кон­цеп­ции и даже оби­дится, если вы ему о них напом­ните через несколько лет. Обычно цинич­ная теория под­пи­ты­ва­ется чув­ством обиды. Но хоро­шие отно­ше­ния со вре­ме­нем лечат обиду.

Очень часто цини­ками ста­но­вятся умные люди, потому что они исполь­зуют цинизм как некую фило­соф­скую кон­цеп­цию, посред­ством кото­рой можно спа­стись. Эта кон­цеп­ция может быть какой угодно, пусть даже глупой (напри­мер, клас­си­фи­ци­ро­вать всех женщин по уни­чи­жи­тель­ным кате­го­риям), но лишь бы была теория, кото­рая все объ­яс­няет. Теория — это под­порки для циника, она защи­щает от боли, от риска.

Суще­ствуют наблю­де­ния социо­ло­гов, кото­рые пока­зы­вают, что нынеш­нее поко­ле­ние моло­дых людей испы­ты­вает чудо­вищ­ный дефи­цит опор, рамок. И оно мучи­тельно ведет поиск этих рамок.

Исто­ри­че­ски понятно, почему так сло­жи­лось. До этого было как мини­мум два не очень здо­ро­вых поко­ле­ния. Сна­чала в 50–70‑е годы, как реак­ция на Вторую миро­вую войну, сфор­ми­ро­ва­лось поко­ле­ние нар­цис­сов. Для них было харак­терно сопро­тив­ле­ние авто­ри­те­там, жела­ние, чтобы никто больше не мог управ­лять обще­ствен­ным созна­нием, во главу угла ста­ви­лась личная сво­бода. Это при­вело к сверх­цен­но­сти неза­ви­си­мо­сти, сво­боды от авто­ри­те­тов, от вли­я­ния власти. Речь о совер­шенно разных явле­ниях, начи­ная с хиппи и закан­чи­вая опре­де­лен­ными тече­ни­ями в пси­хо­те­ра­пии, когда, как, впро­чем, и сейчас, при­вет­ство­ва­лись нар­цис­си­че­ские черты («мне ни до кого нет дела, я сам по себе»).

А потом у этих нар­цис­сов появи­лись дети, и сле­ду­ю­щее поко­ле­ние 70–90‑х годов обла­дало совер­шенно иными чер­тами. Это дети тех­но­ло­ги­че­ского обще­ства, для кото­рых сверх­цен­но­стью явля­ется обще­ние. Дело в том, что когда роди­тели не создают ребенку каких-то пер­со­наль­ных опор, тогда ему самому при­хо­дится их искать. Вот они и нашли не очень удач­ный вари­ант в виде идеи обще­ния, когда даже в пси­хо­те­ра­пии на первое место высту­пали именно группы, груп­по­вая тера­пия, а авто­ри­тет пси­хо­те­ра­певта, как и авто­ри­тет отца, был в неко­то­рой сте­пени сверг­нут. Они пыта­лись спа­стись в отно­ше­ниях, но отно­ше­ния при этом были абсо­лютно поль­зо­ва­тель­скими, а не пер­со­наль­ными. «Ты мне нужен — вот, пожа­луй­ста, будь здесь, для меня, на моих усло­виях». Это пато­ло­гия, кото­рая в пси­хи­ат­рии назы­ва­ется «погра­нич­ное лич­ност­ное рас­строй­ство», когда чело­век исполь­зует дру­гого чело­века для удо­вле­тво­ре­ния соб­ствен­ных нужд, когда он мани­пу­ли­рует любо­вью, при­вя­зан­но­стью и т.д.

Такой чело­век не может быть один, без отно­ше­ний, он очень нуж­да­ется в отно­ше­ниях. Но ему все равно, в каких отно­ше­ниях быть, лишь бы быть. При этом он может гово­рить, что «я без тебя умру», но на самом деле отно­ше­ния для него абсо­лютно заме­ня­е­мые. У этого поко­ле­ния все тоже закон­чи­лось печально, потому что эти люди вырас­тили детей, у кото­рых не было ника­ких пред­став­ле­ний о хоро­шей жизни.

Счи­та­лось, что нужно и полезно иметь детей. Фак­ти­че­ски, детьми поль­зо­ва­лись как сред­ством для реше­ния каких-то своих про­блем. Самое непри­ят­ное, что роди­тели, те люди «тех­но­ло­ги­че­ского поко­ле­ния», просто не умели общаться по-чело­ве­че­ски, поэтому и детям не пере­дали этой спо­соб­но­сти. Дети же все пере­ни­мают от роди­те­лей… В итоге мы полу­чили на сего­дняш­ний день поко­ле­ние, кото­рому не на что опи­раться. И это чув­ству­ется повсе­местно — не только в Европе, но и в России.

А в чем это выра­жа­ется? Они не могут себя дис­ци­пли­ни­ро­вать? Не могут понять, чего они хотят?

Во-первых, само обще­ство сти­му­ли­рует ощу­ще­ние внеш­ней про­па­сти. Напри­мер, когда люди моего поко­ле­ния окан­чи­вали уни­вер­си­тет, нас ждала обя­за­тель­ная работа, нра­ви­лось нам это или нет. Три года ты должен отра­бо­тать — и это уже зада­вало какие-то рамки. Соб­ственно, было что-то гаран­ти­ро­вано, может, и не самое хоро­шее, но работа гаран­ти­ро­ва­лась, и мы были при деле, ни у кого не было мысли, чтобы «зако­сить». Если чело­век отка­зы­вался рабо­тать, его сажали за туне­яд­ство.

А сего­дня работа не явля­ется есте­ствен­ным завер­ше­нием уни­вер­си­тета. Пре­по­да­ва­тель опра­ши­вает своих выпуск­ни­ков: «Что вы будете делать?». — «Не знаю, может, год-другой отдохну, потому что учиться было тяжело. Но даже если я и хочу пойти куда-то рабо­тать, то кому я нужен? Меня никто не возь­мет».

Роди­тели уси­ли­вают эту уста­новку и уве­ли­чи­вают неопре­де­лен­ность. Если роди­тели моего поко­ле­ния транс­ли­ро­вали нам уста­новку: «Закан­чи­вай поско­рее инсти­тут, бла­го­даря твоему обра­зо­ва­нию мы сможем выбраться из бед­но­сти; мы хотим, чтобы ты не пошел по нашим стопам на завод, чтобы ты зара­ба­ты­вал голо­вой». И это было настолько понят­ное посла­ние, что даже люди, особо не стре­мив­ши­еся рабо­тать, не могли себе пред­ста­вить, как это можно — не рабо­тать. Конечно, ради роди­те­лей они и шли рабо­тать. А сейчас от роди­те­лей детям не опре­де­лен­ных посла­ний. Они гово­рят: «Хочешь — рабо­тай, не хочешь — не рабо­тай, лишь бы ты был счаст­лив, ищи себя». А как «искать себя» в 20 лет, никто не знает.

Поэтому воз­ни­кает такое ощу­ще­ние, что тебе не на что опе­реться. Нет соци­аль­ных ожи­да­ний, нет соци­аль­ных рамок, и это еще поло­вина про­блемы. А ведь могут быть еще внут­рен­ние про­блемы, внут­рен­няя пустота. А почему внутри пустота? Потому что не сфор­ми­ро­вана внут­рен­няя опре­де­лен­ность. Эта опре­де­лен­ность фор­ми­ру­ется в пер­со­наль­ных отно­ше­ниях, во встре­чах со взрос­лыми, кото­рые демон­стри­руют ува­же­ние к тебе, кото­рые учат тебя этому рас­смат­ри­ва­нию, оце­ни­ва­нию и так далее.

Совре­мен­ное поко­ле­ние выпуск­ни­ков — это люди без внут­рен­них опор. Внут­рен­ние опоры тоже бази­ру­ются на цен­но­стях, и их также невоз­можно создать искус­ственно ко вре­мени завер­ше­ния инсти­тута. Вообще говоря, глав­ное, что могут сде­лать роди­тели для своего ребенка к 21 году, — это пока­зать ему пример счаст­ли­вой жизни вместе с ним. Это очень важно — дать воз­мож­ность нако­пить сов­мест­ное пере­жи­ва­ние чего-то хоро­шего, полу­чить опыт любви, празд­но­ва­ния жизни, причем в самых разных сферах и аспек­тах цен­но­стей. Если этого нет, то тогда, конечно, воз­ни­кает цинич­ная теория, кото­рая обла­дает свой­ствами опо­рами, но в ней нет цен­но­сти, поэтому ее проч­ность иллю­зорна. Но чело­век все равно очень боится ее поки­нуть, потому что любая теория — это костыль.

То есть внут­рен­ние опоры не фор­ми­ру­ются из-за отсут­ствия опыта любви или все-таки из-за нехватки опыта дис­ци­плины, труда, усилия?

Да, конечно, дис­ци­плина очень важна. Но дело в том, что дис­ци­плина бес­смыс­лен­ная, без про­жи­ва­ния цен­но­стей, раз­ру­ши­тельна. Допу­стим, я согла­сен рано вста­вать, недо­сы­пать, но это только тогда будет рабо­тать на укреп­ле­ние внут­рен­него полюса, если я отчет­ливо чув­ствую, для чего мне это надо делать. Это дей­стви­тельно надо делать, и я это пони­маю даже не умом, а на более глу­бо­ком уровне, соб­ствен­ной кожей. Напри­мер, я люблю свою сестру, а она — инва­лид-коля­соч­ник. Вот люблю я эту дев­чонку, и поэтому я с ней и вожусь, делаю что-то для нее, и для меня это несложно.

Неко­то­рым везет, и они стал­ки­ва­ются с труд­но­стями. Труд­но­сти помо­гают расти и фор­ми­ро­вать внут­рен­нюю дис­ци­плину. А как это сде­лать, если ты сыт, одет и живешь в ком­форте без особых про­блем? Это очень непро­сто, и это отдель­ная боль­шая тема. Все вели­кие педа­гоги об этом знали, и все хоро­шие педа­го­ги­че­ские системы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на жизнь, обя­за­тельно вклю­чают в себя испы­та­ния в нежном воз­расте. Ведь тогда это пока еще свя­зано с роман­ти­кой, с жела­нием про­ве­рить себя на проч­ность, с чув­ством взрос­ле­ния. Не зря в хоро­ших школах при­мерно в 7–8 классе преду­смот­рен дли­тель­ный бай­да­роч­ный поход. В этом воз­расте еще отсут­ствует защит­ный инди­ви­ду­а­лизм. Это важно, потому когда ты пре­одо­ле­ва­ешь пороги на реке, то от твоей уме­ло­сти и от твоей надеж­но­сти будут зави­сеть жизни твоих това­ри­щей. Поэтому очень важно в нужное время ходить с детьми в походы. А еще лучше делать это посто­янно.

Нынеш­няя попу­ляр­ность раз­лич­ных актив­но­стей вроде яхтинга сви­де­тель­ствует о сохра­ня­ю­щейся у людей потреб­но­сти в этом. Это такой непрой­ден­ный пио­нер­ский опыт. Как ни странно, при совет­ской власти для этого были созданы хоро­шие заме­ни­тели: «зар­ницы», поход­ная жизнь, кар­тошка… Я помню, с этими собы­ти­ями были свя­заны силь­ней­шие чув­ства, кото­рые дей­стви­тельно спо­соб­ство­вали фор­ми­ро­ва­нию каких-то здо­ро­вых цен­но­стей. Даже лагер­ная кар­тошка рабо­тала не только на спло­чен­ность групп пер­во­курс­ни­ков, но и на то, чтобы лучше узнать людей.

Сейчас это боль­шая про­блема. Можно про­учиться вместе 5 лет и совер­шенно не узнать никого в чело­ве­че­ском плане. И только когда сту­денты, нако­нец, вместе куда-то попа­дают, напри­мер, на воен­ной кафедре, вдруг ока­зы­ва­ется, что такие инте­рес­ные люди учатся рядом со мной, при­хо­дит запоз­да­лая дружба. Сейчас пору­шены очень многие про­цессы. С одной сто­роны, неопре­де­лен­ность внеш­няя, мир, в кото­ром дей­стви­тельно нет четкой поли­тики по отно­ше­нию к моло­дым, а с другой сто­роны — внут­рен­няя пустота. Все это уси­ли­вает пафос инди­ви­ду­а­лизма, спо­соб­ствует рас­про­стра­не­нию цинизма.

Как раз­вер­нуться в про­ти­во­по­лож­ную от цинизма сто­рону, вер­нуться и при­об­щиться к цен­но­стям?

Я, как пси­хо­те­ра­певт, не могу давать советы всему поко­ле­нию. Какие-то вещи упу­щены. Но именно как пси­хо­те­ра­певт, я пре­красно пони­маю, что если чело­век сам хочет от этого изба­виться, то это воз­можно. Ничего неис­пра­ви­мого в душев­ной жизни нет. В конце концов, даже если на духов­ное воз­рож­де­ние уйдет вся остав­ша­яся жизнь, оно все равно воз­можно. Мне нра­вится фраза, ска­зан­ная экзи­стен­ци­аль­ным фило­со­фом: «Сво­бода — это то, что дела­ешь с тем, что сде­лали с тобой».

Име­ется в виду, что у чело­века нет и не может быть абсо­лют­ной сво­боды — она есть только у Бога, у того, кто создал этот мир (или у при­роды, если вы не верите в Бога). Но у чело­века есть сво­бода для того, чтобы, поняв нечто, сде­лать с этим что-то, более ему под­хо­дя­щее. Фак­ти­че­ски, все теории о том, что кто-то вино­ват в том, что ты несча­стен, что ты не можешь чув­ство­вать цен­но­сти — инфан­тильны. В конце концов, ну, повезло родиться в эту эпоху, а не в другую. Но ты можешь сде­лать в этих усло­виях гораздо больше, если не будешь ждать, что кто-то для тебя что-то при­ду­мает и сде­лает. И со вре­ме­нем ты ста­нешь немножко силь­нее. Потому что быть спра­вед­ли­вым еще можно как-то чело­века заста­вить, а чтобы стать вели­ко­душ­ным и мило­серд­ным — до этого надо дорасти.

Когда ты имеешь дело с Другим, то мало цинич­ной кон­цеп­ции «давать и полу­чать». Надо уметь и отда­вать, и жерт­во­вать, и при этом не чув­ство­вать себя жерт­вой. Для этого надо иметь какой-то внут­рен­ний избы­ток, и этот избы­ток еще должен нако­питься.

Если исхо­дить из пре­зумп­ции неви­нов­но­сти, то есть ни в чем не подо­зре­вать цинич­ного чело­века, то, если мы сами при этом не будем цинич­ными, в его кон­цеп­ции можно найти что-то хоро­шее. Что же в цинизме хоро­шего? Навер­ное, это идея о том, что чело­век сам может что-то для себя сде­лать. Но, к сожа­ле­нию, не имеет сейчас сил что-то сде­лать для тебя и для кого-либо дру­гого. Напри­мер, этот чело­век скажет, что не готов иметь детей. «Какие дети! Я не готов за кого-то отве­чать, нет у меня ни внут­рен­них сил, ни муже­ства». И это спра­вед­ливо — чело­век не должен делать больше того, что он может. Цинизм, по сути — это кон­цеп­ция для тех, кто мало может. Но со вре­ме­нем такие люди могут нако­пить силы и суметь больше. Стать хоро­шими, теп­лыми людьми.

бесе­до­вала Ана­ста­сия Хра­му­ти­чева

http://thezis.ru/

Знаете циничных людей? Вот корень их цинизма

На днях моя дочь показала мне видео, на котором молодая девушка исполняет песню на America’s Got Talent . Для тех, кто никогда не видел шоу, судьи по талантам берут интервью у исполнителей после их выступления. Саймон Коуэлл (один из судей) спросил девушку, как она выбрала свою песню, и она рассказала, что ее отцу, у которого рак толстой кишки 4 стадии, нравится слушать, как она поет эту песню. После просмотра видео я заметил, что ряд комментариев цинично оспаривали правдивость ее рассказа, утверждая, что «ее слезы были фальшивыми», «слезы ее родителей были фальшивыми», или что она солгала о жизни в своем родном городе и т. д.

Цинизм людей, публично заявляющих, что они знают о совершенно незнакомом человеке то, чего они никак не могли знать, кажется мне странным и даже бессердечным.

Почему люди, которые на самом деле ничего не знают о молодой девушке, игнорируют ее историю? Родители заболевают раком, а их дети, которые их любят, поют, чтобы им стало лучше. Итак, почему циничные ответы?

Я, конечно, не в первый раз наблюдаю цинизм в публичной сфере, и в последнее время, когда я вижу его, я начинаю задаваться вопросом, откуда он берется и не является ли мозг ящерицы, и в частности его потребность быть правым, каким-то образом вовлеченный.

У каждого из нас есть эволюционно примитивная часть мозга, которую часто называют мозгом ящерицы. У этой части нашего мозга, ориентированной на выживание, есть четыре потребности: знакомство, привычки, контроль и правота (посмотрите короткое видео о мозге ящерицы здесь). Мозг ящерицы приравнивает выживание к 1) нашему нахождению в местах и ​​ситуациях, которые кажутся знакомыми, 2) следованию эффективным привычкам жизни и мышления, 3) контролю над окружающей средой и 4) защите эго.

Цинизм определяется как склонность не доверять мотивам других, а циник — это тот, кто считает намерения других чисто эгоистичными. В статье журнала Harper’s Magazine под названием «Привычки очень циничных людей» Ребекка Солнит пишет: «Цинизм — это, прежде всего, стиль представления себя, и он больше всего гордится тем, что его не одурачат и не поведут себя глупо». Это коренная причина цинизма: не дать себя одурачить и не выглядеть глупо.

И в небольших дозах цинизм — как и мозг ящерицы в целом — имеет свою пользу. Например, когда родитель говорит ребенку не брать конфеты у незнакомцев, родитель учит ребенка не доверять мотивам незнакомца, чтобы обезопасить ребенка.

А как же те комментаторы из видео маленькой девочки? Как цинизм по поводу тяжелого положения семьи с раком помогает нам выжить? Ответ заключается в том, что на самом деле это не так, но

ощущается так же, как мозг ящерицы. Мозг ящерицы очень агрессивен при поиске угроз, а у людей развилось отвращение к потерям, которое заставляет нас быть бдительными, пытаясь защитить себя от угроз, реальных или ложных. Так что, если мы не доверяем всем, мы никогда не сможем быть в убытке или быть одурачены кем-либо. Несмотря на то, что семья маленькой девочки на видео никому не угрожает, если мы автоматически сомневаемся в их искренности или мотивах, мы можем защитить свое эго от чувства угрозы.

Вот еще один пример такой динамики в социальной сфере. Недавно в газетах New York Post и Guardian (среди прочих публикаций) появилась статья о супружеской паре, заявляющей, что они «бретарианцы» (люди, которые утверждают, что участвуют в экстремальных голоданиях от еды и воды, полагаясь на энергия, переносимая в воздухе). Жена даже сообщила, что постилась во время двух своих беременностей. Эта история была опубликована в социальных сетях более 50 000 раз, пока CNN не назвал ее фолом, а Snopes (сайт проверки фактов) не отклонил эту историю как бросающую вызов всему, что известно в науке о том, как люди выживают.

Для людей, которые изначально поверили в эту историю, мозг ящерицы подсказывает им два варианта: либо настаивать на том, что бретарианцы на самом деле реальны, либо убедиться, что в будущем они снова не попадутся на байки, став более циничными. Учитывая два варианта, цинизм кажется лучшим путем.

Но цинизм со временем может нанести вред нашей жизни, особенно в отношениях и на работе. Что касается здоровья, то люди с высоким уровнем цинизма в три раза чаще страдают слабоумием и имеют более высокие показатели общей смертности, сердечных заболеваний и смертей, связанных с раком. Исследование, проведенное Американской психологической ассоциацией, показало, что циники, как правило, зарабатывают меньше денег, вероятно, потому, что их более доверчивые коллеги лучше сотрудничают и тратят меньше времени и энергии, пытаясь защитить себя. Другие исследования показали, что цинизм может разрушить наши попытки создать и поддерживать романтические отношения.

Таким образом, хотя бывают случаи, когда циничная позиция полезна (например, наши незнакомцы с конфетами), она также может иметь чрезвычайно высокие издержки, если мы сохраняем цинизм в долгосрочной перспективе. Как нам найти баланс между защитными качествами цинизма и избежать его пагубных последствий?

Один из способов практиковать интенциональность в том, что мы выбираем быть циничными, начиная с сосредоточения осознанного внимания на нашем циничном мышлении, возникающем на повседневном уровне.

Как только мы осознаем, до какой степени мы проявляем цинизм, следующим шагом будет дисциплинирование ума, чтобы он оценивал, находимся ли мы в реальной опасности. Мы можем быть мудрыми, если будем цинично относиться к людям, которые пытаются продать нам вещи с целью получения прибыли, от которой нам станет плохо или еще хуже (особенно если люди ранее злоупотребляли нашим доверием). Но как насчет предполагаемых угроз, которые не являются реальными, за исключением нашего эго, которое не хочет показаться глупым или слабым? Это подводит меня ко второму пути.

Второй способ справиться с цинизмом — попробовать другой опыт сомнения, такой как скептицизм . Хотя цинизм и скептицизм иногда используются взаимозаменяемо, это не одно и то же. Скептицизм определяется как установка на сомнение перед принятием чего-либо. Наука — это профессия, основанная на скептицизме. Ученые, как правило, не отказываются прямо ни от каких аргументов. Но они подвергают сомнению методологию, аргументы или выводы других, прежде чем принять их.

Таким образом, когда мы сохраняем чувство скептицизма, оно служит для нашей защиты, не отвергая постоянно и автоматически других как неискренних или вредных. И это оставляет нас открытыми для замечательных возможностей, открывающихся нам каждый день в наших отношениях и деловых возможностях, и даже в таких простых вещах, как песня между дочерью и ее отцом.

Что вы думаете о цинизме и скептицизме? Как вы видите их другими? Есть ли у вас какие-либо мысли о преодолении напряжения между защитой себя и открытостью новым возможностям? Дайте нам знать.

Фото: Давид Завила на Unsplash

Sleep Less To Win

Раньше я восхищался людьми, которые хвастались тем, что спали по 4-5 часов в сутки. я…

Когда «Hard» будет продаваться?

Я так благодарен многим людям в мире, которые намного более осведомлены, чем я (а. ..

Циничные люди с меньшей вероятностью реагируют эмпатией и просоциальным поведением после социальной изоляции

Недавние исследования показывают, что цинизм может объяснить, почему некоторые люди реагируют на социальную изоляцию просоциальным поведением, а другие нет. После исключения во время игры с бросанием мяча участники с низким уровнем цинизма реагировали с большей эмпатией и просоциальным поведением по сравнению с теми, у кого был высокий уровень цинизма. Исследование было опубликовано в журнале

Личность и индивидуальные различия.

Люди — социальные существа с фундаментальной потребностью в принадлежности, и отчуждение от других вызывает глубокий психологический стресс. Результаты показывают, что боль отвержения может привести к тому, что люди будут реагировать по-разному. В то время как некоторые люди могут стать «эмоционально оцепенелыми» и воздерживаться от участия в просоциальном поведении, другие могут попытаться восстановить свое чувство связанности, увеличив свою просоциальность.

Автор исследования Брайан К. К. Чой и его исследовательская группа из Сингапурского университета управления задались вопросом, может ли личностный фактор объяснить столь противоречивые реакции на социальную изоляцию. В частности, они сосредоточились на цинизме — мировоззрении, которое утверждает, что другие корыстны и неискренни.

Циничные люди, как правило, меньше сочувствуют другим, из-за чего они могут полагать, что попытки воссоединиться после отказа бесполезны. Чой и его коллеги предположили, что в случае исключения крайне циничные люди с меньшей вероятностью проявят сочувствие по сравнению с менее циничными. Из-за этого сниженного сочувствия очень циничные люди с меньшей вероятностью будут вести себя просоциально.

«Социальная изоляция — довольно универсальный опыт, — объяснил Чой. «Однако то, как люди реагируют на социальную изоляцию — и боль, которую она причиняет, — часто бывает разной: одни реагируют положительно, другие отрицательно, и все же есть те, кто ведет себя не иначе. Какие психологические переменные объясняют эту вариацию? Наши обсуждения привели нас к рассмотрению роли цинизма».

«Изучение цинизма и того, как он проявляется в различных социальных ситуациях, является важным, учитывая, что сегодня мир, кажется, сталкивается с кризисом цинизма, с сообщениями новостей, статьями, опросами и мнениями, подчеркивающими отсутствие веры людей в установленные учреждений и даже друг в друге. Рост цинизма также интересен тем, что он часто связан с различными негативными последствиями (например, ухудшением здоровья и социальных отношений). Учитывая склонность циничных людей верить в худшее из других, нам было интересно изучить, как они могут реагировать на социальную изоляцию».

В ходе исследования 232 студента университета участвовали в виртуальной игре с бросанием мяча вместе с двумя другими игроками. Участникам сказали, что все игроки могут выбирать, кому они хотят бросить мяч на протяжении всей игры. На самом деле двумя другими игроками управлял компьютер, и их броски диктовались алгоритмом.

Эксперимент включал два условия. В условии исключения учащийся получил около 7% бросков мяча. В состоянии включения студент получил около 33% бросков. После игры участники заполнили анкету, в которой оценивались их чувства и сопереживание по отношению к следующему участнику, который будет играть в игру. Просоциальное поведение также оценивали, спрашивая участников, сколько лотерейных билетов они готовы разделить с другим участником. Перед игрой участники совершили меру цинизма.

Как и ожидалось, участники, которые были исключены во время подбрасывания мяча, столкнулись с угрозами четырем основным потребностям (контроль, самооценка, принадлежность и осмысленное существование). Уровень их цинизма не влиял на то, насколько они чувствовали угрозу, хотя цинизм действительно влиял на то, как они реагировали на исключение.

Когда участники были включены в игру, не было никакой разницы между уровнями эмпатии людей с высоким и низким уровнем цинизма. Однако, когда участники были исключены, только те, кто был менее циничным, сообщили о большей эмпатии и, в свою очередь, о более просоциальном поведении. Эти противоречивые реакции могут быть связаны с убеждениями людей о том, будут ли попытки установить связь успешными или нет.

«То, как люди реагируют на социальную изоляцию, зависит от того, насколько они циничны», — сказал Чой PsyPost. «В то время как нециники положительно реагируют, испытывая больше сочувствия к другим и, следовательно, ведя себя более альтруистично по отношению к другим — потенциально вызывая взаимность со стороны других и восстанавливая разорванные связи — циники не проявляют таких изменений».

«Мы также не обнаружили таких различий в эмпатии и альтруизме при сравнении оценок людей по другим «негативным» чертам личности, таким как психопатия, макиавеллизм или ориентация на социальное доминирование, что указывает на то, что роль цинизма уникальна. Потенциально циники (в отличие от нециников) считают шансы на взаимность настолько низкими — учитывая их убеждение, что другие могут использовать их доброту — что они не испытывают сочувствия и не беспокоятся о том, чтобы вести себя просоциально».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *