Цитатный план жития александра невского: Цитатный план Жития Александра Невского

Александр Невский – покровитель Санкт-Петербурга

6 декабря Россия отмечает День памяти святого благоверного князя Александра Невского (1220-1263), покровителя Северной столицы России – воина, чье имя стало легенда после побед в Невской битве и Ледовом побоище. В масштабной коллекции Александр Невский (1221-1263), , размещенной на портале Президентской библиотеки, представлены редкие исследования ученых и богословов, очерки и изобразительные материалы, посвященные великому князю.

«Имя Александра Невского приобрело общегосударственное значение при Петре Великом», — говорится в видеофильме Александр Невский — покровитель Санкт-Петербурга , подготовленном Президентской библиотекой. Петр I, перенесший столицу государства в Петербург, видел в образе святого Александра залог будущего благополучия невских земель. «Основав новую столицу в устье многоводной реки, на благо государства Российского, Петр Великий обратил свой взор к далекому прошлому Родины и к подвигам святого Александра Невского, доблестного хранителя и небесного покровителя землю русскую у берегов Невы, нашел себе опору и благословение», — говорится в книге Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: в ознаменование двухсотлетия монастыря (1913).

Воинская слава князя и его царствования поистине велика в истории Российского государства, особенно в защите земель на берегах Невы от нападения шведов, победа над которыми спустя столетия будет отмечается самим Петром. Великий воин Александр Невский, не проигравший за всю свою жизнь ни одного сражения, тем не менее, пытался мирным путем защитить свой народ от разрушительных битв. Заслужив репутацию миротворца, защитника Русской земли, князь, «которого даже семейные дела не могли заставить забыть о нуждах народа и скором его покровительстве», уже в начале своего царствования проявил мудрую рассудительность в его действия. Предвидя угрозы со стороны врагов, посягательства литовцев и немцев, Александр строил крепости, тем самым защищая границы родных земель по книге Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в монашестве Алексий (1853).

В 1240 году шведы во главе с правителем Биргером вошли на своих кораблях в Неву и достигли устья Ижоры. Вся водная гладь была темна от неприятельских шлюпов — численность шведского войска в несколько раз превосходила новгородское, но известие об этом не испугало 20-летнего Александра. Вдохновенный вождь, он умел руководить народом и войском, не смущаясь того, что его военная сила ничтожна по сравнению с силой врага. Он действовал быстро, с большой верой в свое святое дело, в силу и героизм воинов. Уповая на Святую Троицу, князь Александр приготовился к бою с небольшой дружиной, помощи ждать не успел. Перед сражением прежде всего князь Александр поспешил в храм, где святой Спиридон, окруженный плачущим народом, умолял Бога даровать помощь князю и его войску. Сам князь присоединился к молитве. Выйдя, он обратился к своему отряду со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» — так сказано в книге Житие святого благоверного великого князя Александра Невского в монашестве Алексий (1853). И шведское войско потерпело поражение под предводительством князя Александра, а он сам «наложил печать на лицо Биргера своим острым мечом». Победа на Неве принесла молодому князю не только невероятную славу, но и новое имя — Невский.

Великий князь Александр Невский, отмеченный особой благодатью в глазах народа, с тех пор имел только победы в битвах, охраняемый и охраняемый Богом, в которого он сам верил.

Перед смертью Александр Невский принял монашеский постриг под именем Алексий. 6 декабря 1263 года похоронен в Богородицком монастыре во Владимире. Впоследствии на Московском соборе в 1547 году он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике верных. Нетленные мощи святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году по решению Петра I были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где и находятся ныне. Заключив долгожданный мир со шведами, император пожелал отметить его торжеством в память героя, разбившего шведское войско на берегах Невы. Перенесение мощей святого Александра сопровождалось торжественной церемонией. Путь процессии лежал через Москву, затем Новгород, Старую Ладогу и Шлиссельбург. «Доблестный князь и подвижник ныне опять прошел по тем местам, где им так славно явлена ​​великая сила русского народа», — говорится в книге 9.0003 Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: в ознаменование двухсотлетия монастыря (1913). Освещено участие Петра Великого в церемонии: «Сам царь был у руля, а дворяне на веслах <...> День этот был днем ​​величайшего народного торжества и ярким лучом славы для император — реформатор России». После этого события святой благоверный князь стал не только небесным покровителем города Петербурга, но впоследствии и личным покровителем дома Романовых — в XIX в.X веке трое из шести императоров носили то же имя, что и святой князь.

Как выдающийся полководец Петр I особо чтил память Александра Невского как защитника земли русской, победителя шведов и немцев. В том же 1724 году вышло постановление Святейшего Синода, которое Илья Шляпкин цитирует в своей книге Иконография св. благоверного великого князя Александра Невского (1915).

С тех пор и на протяжении сотен лет Санкт-Петербург бережно хранит образ великого защитника земли русской и одного из ее небесных покровителей — князя Александра Невского.

История и кино: Александр Невский и использование исторической прозы

Линнея Харцуйкер

«Логика, стоящая за этим, все проясняет, но только после эмоционального отклика». –Сергей Эйзенштейн 1

Фильм «Александр Невский », снятый в России Сергеем Эйзенштейном в 1938 году, считается основополагающим произведением кинематографа. Он впервые применил монтаж для эмоционального воздействия и повествования и, что наиболее известно, инсценирует битву на замерзшем озере, которое ему подражали десятки других кинематографистов. Это также, несомненно, дело пропаганды, отстаивающей ценности сталинского режима и демонизирующего вторжение немцев. 2

Александр Невский рассказывает историю великого князя Александра Ярославича Невского Киевского, который в 1242 году нашей эры защитил Новгород и другие русские государства от тевтонских рыцарей Ливонского крестового похода, которые намеревались обратить языческих и восточно-православных славян в римлян. католичество, но были отбиты Невским в битве на Чудском озере, где более тяжеловооруженные немецкие рыцари пробили лед и утонули.

Я заинтересовался принцем Александром, когда изучал трилогию романов, действие которых происходит в Норвегии эпохи викингов. Менее известная глава в истории викингов связана с русами, группой шведских викингов, поселившихся в Киеве в конце 9 в.век. Русь дала стране свое имя и основала династию Рюриковичей, которая будет править Россией веками. Киевская Русь быстро ассимилировалась в местную культуру, привнося при этом свои новшества. Невестка Рюрика, кровожадная царевна Хельга (позже славянизированная до Ольги), инициировала контакт с Константинополем, который принес христианство, а ее внук Владимир сделал его религией земли. Династия Рюриковичей породила Ивана Грозного и правила Россией до Романовых.

Фильм «Александр Невский» знакомит нас с главным героем на рыбалке. Его подданные поют рабочую песню, посвященную его победе над шведами на Неве, битве, которая дала ему его имя. Князь Александр наслаждается спокойной жизнью, но знает, что скоро русские города-государства будут воевать с Германией. Затем нам показывают город Псков, преданный своим мэром, а теперь находящийся под пятой немцев, жестоко обращающихся с его жителями. Они буквально топчут мужчин и женщин ногами, а детей приговаривают к костру, а зловещий епископ руководит кровавой бойней.

В Новгороде два богатыря, счастливый Василий и мудрый Гаврило, оба влюблены в прекрасную Ольгу. Их ухаживания прерываются посыльными из Пскова, приносящими известие о немецком вторжении. Спорят новгородцы; купцы — буржуазия — советуют умиротворение, а крестьяне и ремесленники призывают князя Александра Невского привести их к победе.

Приезжает Александр, ремесленники дарят мечи и доспехи, крестьяне выходят из своих лачуг на свет, чтобы взяться за оружие, а молодая женщина Василиса, отец которой был убит в Пскове, надевает кольчуги и пояса на шпагу, чтобы идти в бой. Ольга обещает свою руку замуж за того жениха, который проявит себя с большей доблестью в бою, и тогда Александр ведет армию против немцев.

Александр Невский был первым фильмом режиссера Сергея Эйзенштейна после почти десяти лет неудачных проектов и подозрений со стороны сталинского режима. И для него, и для композитора Сергея Прокофьева это была возможность политически реабилитироваться. Их совместная работа над «Александр Невский » по праву славится своей близостью: Прокофьев сочинил отрывки на основе раскадровки Эйзенштейна, но также сочинил другие куски, под которые Эйзенштейн отредактировал свой фильм. Из-за этого «Ледовое побоище» иногда называют «первым музыкальным клипом».

3

Капризы политики оказали сильное влияние на Александра Невского , и не только на его сюжет и акценты. Ближе к концу съемок Эйзенштейн заснул за монтажным столом. Его помощники принесли Сталину черновики, отредактированные с репетиционной записью партитуры Прокофьева и утерянной на одной из катушек. Однако Сталин был очень доволен увиденным фильмом, а участники слишком боялись его, чтобы что-то менять, даже добавлять обратно катушку или улучшать качество звука. 1

После выхода фильм имел огромный успех, но в течение двух месяцев Сталин заключил пакт Молотова-Риббентропа, соглашение о ненападении с Германией. Антинемецкая пропаганда больше не нужна, и фильм сняли с кинотеатров. После вторжения немцев он был переиздан и снова стал хитом.

При чтении произведения исторической фантастики, созданного почти 80 лет назад, нужно смотреть на него через двойную историческую линзу и осознавать как момент, когда оно было создано, так и момент, который оно призвано описать. Историческая фантастика, как и любая другая художественная литература, отражает заботы и ценности эпохи, в которой она создана, а также заботы ее создателей. Некоторые произведения, такие как «9» Чарльза Диккенса0037 Повесть о двух городах , явно свяжите две исторические эпохи, чтобы подчеркнуть суть. Многие другие имеют неявную, но не менее очевидную политическую цель, например, статья Артура Миллера The Crucible , комментирующая маккартизм.

Знание контекста создания Александра Невского делает его гораздо более увлекательным, чем художественный вымысел. Эйзенштейн и Прокофьев не только привносят сталинское прочтение в триумф князя Александра, но и целенаправленно пробуждают эпическое величие в своих фильмах.

Их музыкально-изобразительные темы и повторы напоминают зрителю заезженные фразы Гомера для описания моментов битвы или достоинств его героев. 4

Точно так же многие персонажи довольно плоские, но в некотором роде напоминают народную сказку или основополагающую легенду. Сам принц Александр появляется на сцене в полной форме, идеальный принц, который скорее ловит рыбу, чем сражается, но быстро поднимается на ноги, когда его призывают защищать свою страну. Эйзенштейн часто стреляет в него снизу, когда он стоит, подбоченившись, поза, которую Сталин использовал во многих своих портретах.

Персонажи, участвующие в романтическом сюжете фильма, могут развиваться больше, чем красивый заместитель принца Александра Сталин. Василий и Гаврило соревнуются, как Леголас и Гимли в Властелин колец за достижения в бою. Но когда битва закончена, они вместе лежат на снегу, оба тяжело раненые, и восхваляют друг друга и своих павших товарищей за их доблесть.

Сегодня существует тенденция ценить историческую фантастику за ее способность максимально точно воссоздать исторический период. Я пытался сделать персонажей своих романов правдоподобными для своего времени, но в то же время приемлемыми для современных читателей, но даже эта правдоподобность — другой вид вымысла. 9Триумф 0037 Александра Невского заключается в создании художественного произведения, которое не пытается воссоздать саму историю, а создает новую легенду из истории. Прокофьев при поиске музыки для фильма изначально хотел использовать русскую музыку тринадцатого века в качестве вдохновения, но не смог найти никаких записей. Вместо этого он использовал темы девятнадцатого века, чтобы создать то, что он назвал «предполагаемым народным языком», который заставит зрителей думать о средневековой России, без необходимости заново открывать для себя музыку, которая теперь затерялась в глубине веков.

5

Точно так же декорации Александра Невского включают стилизованные элементы викингов, такие как корабли с драконьими головами и деревянные длинные дома, в то время как в городах Новгород и Псков преобладают огромные белые церкви с луковичными куполами, использующие символы прошлого и настоящего. создать визуальную версию этого предполагаемого народного языка.

Многие зрители, в том числе и я, задавались вопросом, есть ли какие-то подрывные моменты в этом фильме, созданном художниками, которые хоть иногда находились в конфликте со сталинским репрессивным режимом. Подсказка может быть в начале фильма. Ощущение Россией своего места в Европе долгое время осложнялось ее историей с монгольскими, а затем и татарскими правителями. Веками Россия платила дань татарам, и когда они сбросили татарское иго, а Петр Великий втянул Россию в сферу Европы, он как будто сделал это с ощущением, что Россия осталась позади сдвинувшейся Европы. без них 400 лет.

Александр Невский затрагивает этот вопрос в первых нескольких сценах, когда мы видим выбеленные кости битвы, мертвых лошадей и татарские шлемы на холмистых травянистых полях, занимающих почти все небо. Его быстро сменяет гораздо более низкий горизонт, населенный рыбаками, мирно работающими и поющими победную песню. 6 После ранней сцены с татарскими повелителями, во время которой Александр не восстает и не капитулирует, он предполагает, что битва с татарами — в далеком будущем, а конфликт с германцами неизбежен — чудесная противоположность тому, как в 1938 битва с татарами осталась в далеком прошлом, а битва с немцами тоже была близка.

Но есть в этой сцене и неразрешенное противоречие: крестьяне празднуют победу рядом с местом проигранной битвы и вот-вот напомнят об этой утрате, когда татарские паны заставляют их преклонить колени. Сталин не нашел в этом противоречии ничего спорного, но, возможно, зритель увидит в нем подрыв героического посыла фильма. Даже если русские победят немцев, им все равно на шею сапог.

Элементы партитуры Прокофьева также служат для комментирования действия, а не его повторения. В финальном сражении один на один между мастером Тевтонским рыцарем и принцем Александром, незадолго до капитуляции немцев, саксофон имитирует ржание лошади, но также и смех. Этот комментарий становится очевидным, когда рыцари проскальзывают под лед: сначала партитура звучит напыщенно и героически, до самого конца, когда скользящий тромбон издает отчетливо глупую ноту утоплению рыцарей, возможно, повторяя глупость пенополистирола, стоявшего во льду.

для льда — явно очевидные вздохи, которые немцы делают перед тем, как уйти под воду, или, возможно, комментируя глупость всего предприятия фильма. 7

Александр Невский История делает его захватывающим артефактом советской пропаганды, но я считаю, что это также интересный фильм для современных зрителей сам по себе. Сюжет затянут, но все равно захватывает. Напыщенность и глупость превосходной партитуры Прокофьева придают ей тонкость и юмор. Стандартные, но симпатичные герои населяют фильм, а визуальные эффекты потрясающие. Фильмы Эйзенштейна обвиняли в том, что они содержат интеллектуальный формализм, который оставляет мало места для эмоций, но я нашел его весьма впечатляющим, даже когда эмоциональные ниточки были очевидны. Трудно не радоваться успеху соперничающих женихов в бою и женщине-воину, мстящей за смерть своего отца. В «Ледовом побоище» есть и юмор, и волнение, и пафос: смерть любимых персонажей и незабываемое зрелище: белый плащ тевтонского рыцаря натягивается за ним, когда он тонет. Пропагандистские цели фильма не могут отнять у него общечеловеческого драматизма и артистизма.

ССЫЛКИ:
1. Рональд Берган
Сергей Эйзенштейн: Жизнь в конфликте, Overlook, 1999.
2. Пол Татара
«Александр Невский». Веб-сайт Turner Classic Movies (http://www.tcm.com/this-month/article/141990%7C0/Alexander-Nevsky.html). По состоянию на 2 января 2018 г.
3. Джулиан Дэй
«Александр Невский (Или русские идут!)» Limelight Magazine, апрель 2014 г.
4. Грег Долгополов
«Александр Невский». Сайт Sense of Cinema (http://sensesofcinema.com/2011/cteq/alexander-nevsky/). По состоянию на 2 января 2018 г.
5. Кевин Бартиг
Сочинение для красного экрана: Прокофьев и советское кино, Oxford University Press, 2014.
6. Дэвид Бордуэлл
Аудиокомментарий к Criterion Edition Александра Невского
7. Рассел Мерритт
«Перезарядка Александра Невского: отслеживание «Боевой конь Эйзенштейна-Прокофьева» Ежеквартальный фильм, Vol.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *