Индукция и дедукция. Анализ и синтез
Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов. Оба подхода имеют различия, но важно понимать, что при использовании и того, и другого можно получить ложное суждение, особенно в случае, если исходные предпосылки аргументации неверны. Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно.
Индукция
Характерной особенностью этого способа является то, что знания, которые получены при помощи индуктивного способа, всегда носят, скорее, вероятностный характер, нежели заведомо истинный.
Определение 1Индукция – свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов.
Дедукция
Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.
Определение 2Дедукция – это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.
Характерной особенностью дедуктивного способа является то, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Других вариантов быть не может.
Пример 1Дедуктивный метод знаком многим из произведений Конана Дойла Шерлока Холмса. Именно этот литературный персонаж регулярно говорил о методе дедукции, хотя по своей сути он наоборот должен был называться индуктивным, ведь герой романов Конана Дойла всегда шёл в своих расследованиях от наблюдений к восстановлению общей картины преступления.
В научной среде метод дедукции выглядит как процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам знаний, которые являются производными. Это способ даёт возможность путём нехитрых логический умозаключений, получить следствия в большом количестве, из относительно немногочисленных основных положений теории.
Учёные и мыслители XVII–XVII вв. занимались противопоставлением этих методов, но тот период давно прошёл и сегодня эти оба метода действуют в совокупности куда более эффективно, нежели по отдельности. Индуктивный метод может дать знания только вероятностные, в естественных науках, и то это будут знания несовершенной формы. Однако он достаточно эффективен для исследования научного познания, связанного с возникновением нового знания. Метод дедукции, в свою очередь, даёт возможность обратить внимание на содержание теории и сделать истинные выводы.
Анализ и синтез
Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.
Определение 3Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.
Определение 4Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.
Наблюдение. Эксперимент. Измерение
Научное познание кроме общелогических методов представлено и другими способами познания, а именно эмпирическим и теоретическим методами. Эмпирические методы это:
- Наблюдение. Представляет собой восприятие, целенаправленно организованное на предметы и явления окружающего мира.
- Эксперимент. Вид специфической практической деятельности, которая способствует изменению объекта, для того, чтобы открылась возможность получить определённую информацию о свойствах и связях, которые присущи ему.
- Измерение. Познавательный процесс, посредством которого устанавливаются отношения данной величины к другой однородной величине, которая установлена как единица измерения.
Наблюдение играет важнейшую роль в науке и познании. Она заключается в том, чтобы обеспечивать науку эмпирической информацией. В свою очередь, данная информация необходима для возможности поставить новые задачи и проблемы, а также выдвинуть новые гипотезы.
Кроме того, в последствие их необходимо проверить.Процессы измерения для науки, безусловно, важны, однако несколько утрированное мнение на этот счёт высказал английский физик У. Томсон.
ЗамечаниеУ. Томсон писал: «Если вы знаете, как измерить объект, значит, вы кое-что о нём знаете; если вы не знаете, как его измерить, значит, вы ничего о нём не знаете».
В свою очередь, основная задача в научном познании, которая решается посредством эксперимента – это проверка положений теории и гипотез.
Мыслительный эксперимент. Аксиоматизация. Гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный и системный методы
Кроме того, к методам исследования и познания в науке причисляют ещё и мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гипотетико-дедуктивный метод, генетически-конструктивный метод, системный метод и т.п.
Определение 5Мыслительный эксперимент – это определённая теоретическая процедура, в основе которой лежит получение нового или проверка имеющегося знания, посредством конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в ситуациях искусственно созданных специально для этих целей.
Г. Галилей смог сформулировать закон инерции на основе именно мыслительного эксперимента. Он сделал вывод, что идеально гладкий шар может катиться по идеально гладкой поверхности, при условии, что силы трения между шаром и поверхностью будут полностью отсутствовать.
Самое широкое применение метод мыслительного эксперимента получил именно в физике. В науке, в которой нет ни одной дисциплины, где этот метод не применяется.
В основе аксиоматического метода построения теории лежит синтезирование основных понятий и аксиом, при этом при помощи дедуктивного метода из них фиксируются правила, по которым, в свою очередь, выводятся все остальные положения системы.
Определение 6Гипотетико-дедуктивный метод – один из основных методов для построения естественно-научных теорий. Говоря о схемах, которые действуют в теории гипотетико-дедуктивного метода, можно выделить постановку определённых гипотез и выделение из них при помощи дедукции конкретных следствий.
Далее необходимо проверить эти следствия на части целого экспериментального материала, и только после проделанных манипуляций сопоставить результаты и исходные данные.
Историко-генетический метод исследования присущ естественным наукам, таким как биология, антропология, космология, геология и пр. В этих науках в основе исследования лежат сложные развивающиеся объекты. С помощью историко-генетического подхода они раскрывают свои главные закономерности развития.
Определение 7Генетический метод исследования – это способ познания мира и окружающей среды, в основе которого лежит анализ развития природы и социальных явлений.
Главная задача такого познания заключается в установлении связей между изучаемых явлений во времени и исследование переходов от низших форм к высшим. Однако, несмотря на то, что генетический способ является важнейшим элементом исследования появления и эволюции объекта, при помощи его невозможно раскрыть всю сложность процесса развития. Современные учёные не используют генетический способ обособленно, а чаще всего делают это вместе с методом системного анализа и сравнительно-историческим методом.
В завершении всего вышесказанного следует отметить, что научный метод – это не просто набор последовательных действий, а скорее способ установления истины. Именно поэтому в научных исследованиях средства деятельности, метода формирования и развития научного знания должны быть под пристальным контролем исследователя.
Что такое дедукция? — Рамблер/кино
Теории и Практики
Дедуктивный метод стал известен большинству людей благодаря рассказам сэра Артура Конан Дойля о приключениях детектива Шерлока Холмса, хотя великий детектив пользовался на самом деле его противоположностью — индукцией. Дедукция — один из базовых инструментов логики, который стал понятен и практически применим за пределами математических и физических задач. Рассказываем, как он работает и как его освоить гуманитарию.
Видео дня
.disclamer { display: block; background-color:#FFE3E0; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Что такое дедукция?
Дедукция — это метод мышления, при котором из общих фактов появляется частное умозаключение.
Например:
Мы знаем, что розы — это цветы. Некоторые цветы быстро вянут. Вывод: розы могут быстро завять.
Это довольно простой пример, который иллюстрирует логическое умозаключение, когда мы говорим об одном объекте, являющемся частью множества подобных объектов.
Дедукцию описывал еще Аристотель в своей «Первой Аналитике», ее активно изучали стоики, считая, что применение дедукции может приблизить человека к истинному знанию. Но в дальнейшем положение этого метода менялось: Рене Декарт противопоставлял дедукции интуицию. По мнению философа, именно интуиция помогает человеку увидеть истину, в то время как дедукция дает лишь знание. Поздние английские «логики-индуктивисты» считали, что дедукция только подчеркивает очевидное знание, в то время как подлинную истину дает только индукция. Они объясняли это тем, что дедуктивные умозаключения не содержат в себе никакой новой информации.
А немецкие философы в свою очередь объясняли ценность и истинность дедуктивных умозаключений во всех возможных мирах именно тем, что они содержат в себе всю исходную информацию и логически обоснованный вывод.
К счастью, дискуссия о том, что важнее — дедукция или индукция — осталась только в плоскости философии.
Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».
Задачи на дедукцию
1) Человек живет на 17 этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-то из соседей едет с ним. Иначе он едет до 9 этажа, а дальше поднимается пешком. Почему?
Ответ: Этот человек лилипут (он не дотягивается до кнопки лифта сам, но может попросить помочь соседей или нажать кнопку зонтиком)
2) Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?
Ответ: 23 года
3) На борту круизного лайнера во время шторма был убит известный меценат мистер Блэк. Детектив сразу заподозрил троих пассажиров: художник утверждал, что в это время писал картину в жанре кубизма и она получилась просто идеальной, жена жаловалась, что страдала от морской болезни и лежала в кровати, а капитан уверял, что пытался вести корабль сквозь бурю. Так кто же убил мецената?
Ответ: Художник (художник не мог нарисовать идеальную картину во время шторма)
Фильмы, Шерлок Холмс, Артур
Теории и Практики: главные новостиЧто вызывает синдром разбитого сердца
Дедуктивный подход (дедуктивное рассуждение) — методология исследования
Дедуктивный подход связан с «разработкой гипотезы (или гипотез) на основе существующей теории, а затем разработкой исследовательской стратегии для проверки гипотезы»[1]
Утверждалось, что «дедуктивный означает рассуждение от частного к общему. Если причинно-следственная связь или связь кажется подразумеваемой конкретной теорией или конкретным примером, во многих случаях это может быть правдой. Дедуктивный план может проверить, действительно ли это отношение или связь имеет место при более общих обстоятельствах»[2].
Дедуктивный подход можно объяснить с помощью гипотез, которые можно вывести из положений теории. Другими словами, дедуктивный подход связан с выведением выводов из посылок или предложений.
Дедукция начинается с ожидаемого паттерна, «который проверяется наблюдениями, тогда как индукция начинается с наблюдений и пытается найти в них паттерн»[3].
Преимущества дедуктивного подходаДедуктивный подход имеет следующие преимущества:
- Возможность объяснить причинно-следственные связи между понятиями и переменными
- Возможность количественного измерения понятий
- Возможность обобщать результаты исследований до определенной степени
Альтернативой дедуктивному подходу является индуктивный подход. В таблице ниже приведены рекомендации по выбору конкретного подхода в зависимости от обстоятельств:
Предпочтителен дедуктивный метод | Предпочтительный индуктивный метод | |
Богатство литературы | Изобилие источников | Дефицит источников |
Наличие времени | Мало времени для завершения исследования | Нет недостатка во времени, чтобы закончить исследование |
Риск | Во избежание риска | Риск принят, теория может вообще не появиться |
Выбор между дедуктивным и индуктивным подходами
Дедуктивный исследовательский подход исследует известную теорию или явление и проверяет, верна ли эта теория в данных обстоятельствах. Отмечено, что «дедуктивный подход ближе всего следует пути логики. Рассуждение начинается с теории и приводит к новой гипотезе. Эта гипотеза подвергается проверке путем сопоставления ее с наблюдениями, которые приводят либо к подтверждению, либо к опровержению гипотезы» [4].
Более того, дедуктивное рассуждение можно объяснить как «рассуждение от общего к частному»[5], тогда как индуктивное рассуждение противоположно. Иными словами, дедуктивный подход предполагает формулирование гипотез и их проверку в процессе исследования, в то время как индуктивный подход никак не связан с гипотезами.
Применение дедуктивного подхода (дедуктивного рассуждения) в бизнес-исследованияхВ исследованиях с дедуктивным подходом исследователь формулирует набор гипотез в начале исследования. Затем выбираются соответствующие методы исследования и применяются для проверки гипотез, чтобы доказать их правильность или ошибочность.
Как правило, исследования с использованием дедуктивного подхода проходят следующие этапы:
- Выведение гипотезы из теории.
- Формулирование гипотезы в операционных терминах и предложение связи между двумя конкретными переменными
- Проверка гипотезы с применением соответствующих методов. Это количественные методы, такие как регрессионный и корреляционный анализ, среднее, мода и медиана и другие.
- Изучение результата теста и, таким образом, подтверждение или отклонение теории. При анализе результатов тестов важно сравнивать результаты исследований с результатами обзора литературы.
- Изменение теории в случаях, когда гипотеза не подтверждается.
Моя электронная книга Полное руководство по написанию диссертации по бизнес-исследованиям: пошаговая помощь содержит обсуждения теории и применения исследовательских подходов. В электронной книге также объясняются все этапы процесса исследования, начиная с выбора области исследования и заканчивая написанием личных размышлений. Важные элементы диссертаций, такие как философия исследования, план исследования, методы сбора данных, анализ данных и выборка объясняются в эта электронная книга простыми словами.
Джон Дудовский
[1] Уилсон Дж. (2010) «Основы бизнес-исследований: руководство по выполнению исследовательского проекта» SAGE Publications, стр. 7
[2] Гулати, PM, 2009, Управление исследованиями: фундаментальные и прикладные исследования, Global India Publications, стр. 42
[3] Бэбби, Э. Р. (2010) «Практика социальных исследований» Cengage Learning, стр. 52
[4] Снайдер, Р. и Ларнер, К. (2009) «Искусство быть ученым: Руководство для аспирантов и их наставников», Cambridge University Press, стр. 16
[5] Пелисье, Р. (2008) «Бизнес-исследования стали проще» Juta & Co., стр. 3
Индуктивный и дедуктивный подход в социальных Наука — 620 слов
Хотите узнать разницу между индуктивным и дедуктивным методом в политологии? В данной статье исследуются индуктивный и дедуктивный подходы в социальных науках как в качестве методологии исследования, так и в качестве метода обучения.
Содержание
- Введение
- Дедуктивный и индуктивный подходы
- Заключение
- Видеоверсия
Введение
индуктивный и дедуктивный подходы обеспечивают два разных типа рассуждений. Индуктивный основан на движении от частного к общей информации, тогда как дедуктивный исходит из общего и движется к частному. Поэтому основное различие между индуктивным и дедуктивным подходами состоит в способе выражения аргументов.
Дедуктивный и индуктивный подход в социальных науках
Индуктивное рассуждение начинается с наблюдения или опыта, переходя к моделям и гипотезам (Леминг). Формулировка предварительной гипотезы помогает понять как мелкие элементы, так и картину в целом. В результате выводы представляют собой теорию, основанную на идеях, которые были развиты в ходе рассуждений. Этот метод является открытым и требует исследования.
Как ампликативная структура, индукция содержит аргументы, находящиеся за пределами посылок. Этот подход может потребовать предоставления нескольких аргументов и гипотез, где один из них может поддержать выводы больше, чем другие. Поэтому индуктивное рассуждение требует перехода от конкретного наблюдения или опыта к обобщению.
Например: Все мои друзья добрые, следовательно, все люди добрые. В данном примере выводы основаны на личном опыте и переходят от частного утверждения к обобщению. Однако такой подход может привести к ложным выводам даже в случае веских аргументов и истинного утверждения.
Дедуктивное рассуждение называется нисходящим методом. Размышление начинается с теории и сужается до конкретной гипотезы ( Использование разнообразных методов обучения: индуктивный и дедуктивный подходы к обучению 2006). В социальных науках дедуктивный подход обеспечивает выводы, основанные на конкретном случае, выведенном из широкой теории.
Другими словами, дедуктивный метод требует перехода от общей идеи, теории или утверждения к конкретным элементам. В качестве промежуточного этапа гипотеза представляет собой некоторое конкретное размышление, помогающее сделать необходимые конкретные выводы. Кроме того, гипотеза может привести к подтверждению или опровержению теории. Например: Все люди добрые.
Мой друг — мужчина, поэтому он добрый. В этом примере общее утверждение является основой и отправной точкой размышлений. Выводы представляют частный факт, вытекающий из общей идеи. Дедуктивный подход помогает получить знания, предоставляя множество конкретных идей и фактов, которые могут быть неясно видны в начале.
Эти подходы очень разные; следовательно, их можно использовать в различных ситуациях. Индуктивный как открытый и исследовательский метод используется для того, чтобы объяснить случившуюся ситуацию или найти общую причину. Более узкий дедуктивный подход основан на подтверждении той или иной гипотезы, используя в качестве начала какую-либо общую идею, утверждение или теорию.
Социальные исследования требуют использования обоих методов. Отталкиваясь от частной идеи, ученый может разработать новую общую теорию, и наоборот, какую-то сводку, обобщение можно выбрать в качестве основы для исследования ее частного элемента.
Заключение
Основываясь на различных методах отражения, индуктивный и дедуктивный подходы могут быть полезны в социальных науках для анализа различных типов ситуаций. Оба метода исторически были популярны.
В настоящее время метод дедукции более популярен, чем индуктивный, благодаря его приближению к научному исследованию. Однако эти два подхода могут использоваться вместе, при этом исходная теория может быть построена с помощью индуктивного метода, результаты могут быть проверены с помощью дедуктивного подхода.
Список литературы
Биология Успех! Обучение разнородных учащихся. 2006. Использование различных методов обучения: индуктивный и дедуктивный подходы к обучению . Национальный институт – Landmark College .