Дефекты речи у детей 4 5 лет: Дефекты речи — Логопедический центр «Доктор Звуков» Воронеж

Почему детей с дефектами речи становится все больше — Parents.ru

СемьяЗдоровье

Фото
Getty Images/E+

В детстве своей картавости я не придавала значения, так как звук «р» произносила, хотя и раскатисто, грассированно. Да и с какой стати я стала бы задумываться об этом, если ежедневно слышала маму (она совсем не произносит «р»), которая из своего дефекта речи не делала проблемы. Однако во втором классе в школе появился логопед. Звали его то ли Игорь Владимирович, то ли Виктор Владимирович, я забыла, но на следующей встрече окрестила его новым именем — без «р». Логопед оказался с чувством юмора, рассмеялся и заявил, что исправлять мое грассирование — только портить. В любом случае, больше я его не видела и мой дефект остался при нас. В пору моего детства логопед в провинциальном городе, в котором мне пришлось жить, был экзотикой. Сегодня же у родителей, особенно в больших городах, больше возможностей найти специалиста…

Моя проблема, оставшись нерешенной, превратилась в «пикантную особенность». А как обстоят дела у современных детей? О том, когда и зачем родителям следует обратиться к логопеду, а также о том, может ли компьютер заменить живое общение, рассказали опытные эксперты — практикующие логопеды-дефектологи.

логопед-дефектолог

– Количество детей с речевыми проблемами увеличилось за последние годы?

– Да, растет в геометрической прогрессии, и это связано с ухудшением экологии, с низким качеством медицинского обслуживания, недостаточным уровнем дошкольного образования, зачастую с некачественной диагностикой речевого развития. Дети с нарушенной речью рискуют попасть в школы для умственно отсталых, а потом их оттуда нипочем не вывести. Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить — к 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение — к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.

Почему так происходит? Речь — явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни — все это ведет к нарушениям речи.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.

Фото
Paperkites/Getty Images/iStockphoto

Плохая экология также отрицательно сказывается на здоровье детей. Я работала логопедом в детском саду в Подмосковье. Садик был построен для детей работников мебельного комбината, все мамы работали с лаками и красками. Логопедические проблемы — у 85% детей.

– Как раннее увлечение компьютером отразится на здоровье малыша?

– Родителям часто некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там — игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире. Я занималась с интеллектуально сохранным мальчиком из хорошей семьи, у которого с 2,5 года лучший друг — компьютер. Свернул этот мальчик голову котенку и очень удивился, когда тот умер: «У него ведь должны еще жизни остаться!» Задержка речевого развития при правильно организованной работе может пройти без серьезных последствий для ребенка, а может перерасти в общее недоразвитие речи либо скрывать серьезные нарушения. В саду детям с задержкой речевого развития трудно усваивать программу, выстраивать отношения в коллективе, а в школе появляются нарушения чтения и письма.

В отношения гаджетов и детей, важна и мера, и возраст ребенка. Есть рекомендованные нормы, ВОЗ, в частности, предлагает ребят до трех лет вообще не подпускать к экранам, с трех до семи лет — смотреть до получаса в день, а в младшем школьном возрасте не утыкаться в планшеты больше чем на 50 минут. Пусть для многих эти нормы окажутся не очень реальными, но все же к ним надо стремиться.

– Когда родителям следует обратиться к логопеду?

– Как только вам начинает казаться, что с речью малыша что-то не так. Родители смотрят на детей друзей и родственников, которым примерно столько же лет (2–3 года), сколько их собственным детям, и замечают, что речь их чада какая-то не такая: ее нет вообще или она малопонятна; ребенок предпочитает общаться жестами и проч. В таких случаях надо срочно вести дитя к логопеду! Конечно, в этом возрасте очень сложно дать точное логопедическое заключение. Вполне возможно, задержка развития речи связана с тем, что с ребенком не разговаривают. Последнее время приходится очень много консультировать таких маленьких «молчунов», и практически ни с кем из них мамы-папы не разговаривают. Когда я стала объяснять одной родительнице, что с ребенком с момента рождения нужно постоянно говорить, «оречевляя» буквально каждый шаг, одна возмутилась: «Да вы что? Это с ума сойдешь — столько говорить!» Другая недопоняла: «Самой с собой говорить, что ли? Он же не отвечает! Я не могу!» А третья категорично заявила: «Не буду я с ним сейчас разговаривать, вот вырастет — тогда и буду!» А когда вырастет-то, будет поздно, увы! Речь — явление социальное, возникает по подражанию. В истории достаточно примеров детей, выращенных животными, у которых речь так и не появилась…

Итак, логопед посмотрел, выводы сделал и направил на консультацию к неврологу, психиатру, ЛОРу, чтобы исключить или, наоборот, констатировать нарушения, на почве которых страдает речь. Родители боятся этих врачей, но им нужно объяснить: нервная система ребенка и психика очень подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать колоссальные положительные результаты. К сожалению, врачи, бывает, отмахиваются от неговорящих малышей: «Вырастет — заговорит». Эту фразу я бы запретила законом. Повторяют ее все кому не лень: дальние родственники, бабки на лавочке, не слишком компетентные доктора… А по сути — те, кому судьба ребенка безразлична. Если родители столкнулись с таким «специалистом», нужно идти к другому.

– Когда чаще всего появляется заикание и почему?

– Заикание возникает чаще всего в период формирования речи (в 3–4,5 года). Откуда берется, доподлинно не знаем, как спасаться — знаем чуть-чуть. Во-первых, заикание любит крайности. Раннее речевое развитие: ребеночек говорит много, чем безумно радует ближайших родственников, ну они и рады стараться, давай стихи разучивать, сказки говорить и песни заводить. А нервная система еще не окрепла для такой речевой атаки. Во-вторых, тип нервной системы, унаследованный от родителей. Если заикается, скажем, папа, будет ли заикаться дитя? Если наследует папин тип нервной системы и жизненные обстоятельства сложатся неблагоприятно, то, к сожалению, будет. И, в-третьих, психотравма. Это может быть и в детстве, и в пубертате. У одного моего пациента заикание появилось в 42 года как реакция на гибель сына. Само по себе заикание не передается по наследству, передается тип нервной системы. Если ребенок начал заикаться, это почти всегда сигнал того, что в его окружении что-то неблагополучно: или мама истерична — то заласкивает, то наказывает непонятно за что; или ребенок брошен или, наоборот, ни в чем отказа не получает и так далее.

Фото
South Agency/Getty Images/E+

заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей квалификации, автор более 80 книг и пособий

Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Мы предложили прокомментировать их Татьяне Ткаченко, логопеду высшей квалификации.

Миф 1. Если у родителей есть речевые дефекты (например, картавость), малыш обязательно это унаследует

Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.) Но, с другой стороны, речь — это функция, которая формируется по подражанию, а значит, ребенок будет говорить на том языке и с теми звуковыми особенностями, которые регулярно слышит от окружающих. Если малыш находится только с мамой и она неверно произносит звук «р» (картавит), естественно, ребенок будет говорить так же.

Миф 2. К логопеду нужно вести только взрослых детей с явными речевыми проблемами

Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь — тиметь, бегемот — гидоп, обезьянка — мизяка), в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов (самолет — малет, виноград — наград, велосипед — сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола), это говорит о задержке речевого развития — необходимо обратиться к логопеду! В таких случаях родителям следует убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта и психики, которые влияют на речевую функцию, а затем заняться с ребенком эффективными логопедическими упражнениями.

Среди детей с речевыми нарушениями преобладают мальчики. По статистике, заикание наблюдается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек, дисграфия и дислексия — в 3 раза чаще. Остальные речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков. Достоверных научных данных, с чем это связано, нет.

Миф 3. С маленьким говорить бессмысленно, он «не поймет», а в садике «всему научат»

Безусловно, существуют дошкольные учреждения с заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными специалистами. В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем — человеком, на которого малыш равняется. Поэтому проявляйте интерес к занятиям, настроению, успехам и проблемам ребенка. Играйте с ним в развивающие игры, читайте классическую литературу, обсуждайте все, что его интересует.

Миф 4. Компьютер — адекватная замена родительскому общению

Чтобы ребенок нормально развивался, родителям начиная с первых месяцев необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит, общаться. Новорожденному мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения.

Фото
quintanilla/Getty Images/iStockphoto

логопед, старший научный сотрудник лаборатории сурдопедагогики и логопедии ИКП РАО

«Для маленького ребенка важно не само наличие речи, важен эмоциональный контакт, наглядная опора и практическая деятельность с предметами, о которых кто-то говорит. Например, комментарии типа: «А вот папа на машинке приехал, и ты сейчас на машине к бабушке поедешь», то есть «оречевление» происходящего. Первое, что усваивают дети, — это эмоции родителей и собственные эмоции, которые дети выражают в плаче, гулении. Речь по ТВ не ориентирована на возраст детей, не предполагает практической деятельности самого ребенка и эмоционально ему не близка. Малышам можно не очень долго смотреть некоторые передачи, на которых говорят мало, но выразительно и эмоционально, как, допустим, клоуны.

И еще. Если бы при помощи телевизора решалась проблема речевого развития детей, то в детских домах не было бы детей с задержкой речевого и психического развития… В моей практике были случаи, когда 3-летнюю девочку приводила на обследование бабушка — у малышки не было речи. Бабушку это беспокоило, родителей — нет. Выяснилось, что ребенок начинает называть цвета, предметы, использует глаголы, но на английском языке. На русском не произносит почти ничего. Причина такова: девочке нравился обучающий диск на английском. Там герой медведь называет цвета, но на чужом языке. Мультфильм эмоциональный, красочный, и он заменил ребенку тех, кто бы мог научить родной речи.

Специализированные речевые группы или детские сады не справляются с потоком речевых нарушений, ребенок приходит в школу с недостатками устной речи, что неизменно сказывается на письме. Как следствие — дисграфия, дислексия. А потом эти дети идут в институты… Работая в вузе, провожу диктанты для студентов-логопедов. Практически все допускают пунктуационные ошибки, 50% — орфографические, 1–2 человека — дисграфические. А потом эти студенты приходят в детские учреждения (сады, школы). Круг замкнулся. А диктанты я беру для учеников начальной школы…»

Видео: Как правильно говорить и почему возникают проблемы с речью у детей — в выпуске программы «Спросите доктора!»

Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Мария Башмакова

Почему у ребёнка возникло нарушение речи?

Почему у ребёнка возникло нарушение речи?

 

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребёнка.

Очень часто ребёнку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребёнку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребёнок оказывается заброшенным. Другой вариант: целыми днями работают, а ребёнок находится в попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Всё это называется

педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счёт. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в соей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложнённый вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложнённым вариантом.

 

Серёжа, 2 года 4 месяца. Мама и бабушка обратились с жалобами на отставание ребёнка в речевом развитии. Словарь ребёнка к двухлетнему возрасту составляет около 6 лепетных слов. Во время беседы выяснилось, что семью, в которой воспитывается ребёнок, нельзя назвать благополучной. Папа малыша после рождения ребёнка начал увлекаться спиртными напитками. Двадцатилетняя мама периодами проживает то с отцом ребёнка, постоянно конфликтует с ним, то со своей матерью. Естественно, ребёнку не хватает внимания и общения, пока взрослые разбираются со своими проблемами. Следствием такой педагогической запущенности явилось задержка речевого развития. Рекомендована логопедическая группа детского сада и домашние занятия по развитию мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата и по развитию речи.

 

Осложнённой считается картина задержки речевого аппарата, когда собственный речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребёнка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихами бедра, переломами ключиц и т.п. во время родов). Следствием её является синдром повышенного внутричерепного давления,  неврозоподобный синдром, синдром двигательных расстройств и пр.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребёнка задерживается. Он начинает говорить после двух – трёх лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

Один из самых распространённых диагнозов на сегодняшний день – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов.

Диагноз не означает неполноценность ребёнка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя всё оставлять как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога (здесь нужен очень квалифицированный специалист). Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

 

Катя, 4 года. Поступила в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Помимо скудного словаря и многочисленных аграмматизмов в речи у девочки сильно страдало произношение (дизартрия). При обследовании обнаружен гипертонус (повышенный тонус) мышц рук, ног, губ и языка (наблюдается сильное отклонение языка влево). Результаты медицинского обследования показали, что эта картина явилась следствием ПЭП. Помимо занятий в логопедической группе назначено медикаментозное лечение, массаж, дополнительная пальчиковая гимнастика.

 

Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребёнка (до 2,5 – 3 лет).

 

Володя, 4 года 2 месяца. Поступил в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи из младшей группы с таким же диагнозом. В 2 года перенёс черепно-мозговую травму, после которой остановилось речевое развитие. После лечения развитие речи возобновилось, но значительно замедлилось. Сильно нарушено звукопроизношение, склонен к повышенной возбудимости. Помимо логопедической группы мальчику рекомендовано продолжить наблюдение у невролога.

 

Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом).

 

Лиза, 4 года. Пришла на консультацию с мамой. Маму беспокоит неправильное произношение девочкой звуков «л» и «р», так как она сама дефектно произносит звук «р» и до сих пор стесняется этого. В результате занятий с логопедом девочка быстро освоила трудные звуки. Мама тоже занималась, но самостоятельно (стеснялась), добилась правильного произношения. Жаль, что в повседневной речи пользоваться звуком всё-же не смогла – опять же из-за своей застенчивости.

 

Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.

 

Алёша, 3 года 6 месяцев. Родители пришли на консультацию с жалобами на слишком неразборчивую речь ребёнка. В детском саду при подготовке к новогоднему утреннику он выучил все стихи и песни, но что-либо разобрать на слух было практически невозможно. После медицинского обследования у отоларинголога выяснилось, что из-за специфического расположения разросшихся аденоидов, слух ребёнка был снижен, что мешало нормальному развитию речи. После логопедических занятий, лечения аденоидов, а в последствии и их удаления речь ребёнка соответствовала возрастной норме.

 

Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют ещё и видимые, которые вы легко сможете определить сами.

Это различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов. Сюда же относятся и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд. Сейчас таких детей становится всё больше, т.к. мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребёнка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Пользуйтесь только анатомическими сосками-пустышками! Они способствуют формированию правильного прикуса.

Ещё хуже, если ребёнок не удовлетворяет полностью сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей своих потребностей он сосёт палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – самые невообразимые улыбки и «каша во рту».

 

Саша, 5 лет. Мама обратилась в знакомому логопеду, так как в районной поликлинике логопед отказался заниматься, пока не будет исправлен прикус. Верхняя челюсть у Саши значительно выдаётся вперёд, так как до 2-х лет он сосал палец (мама естественно вскармливала его всего полтора месяца). Ортодонт районной детской стоматологической поликлиники посоветовал подождать с лечением, отложить до смены всех молочных зубов на коренные. У мальчика было нарушено произношение звуков «с», «з», «ш», «ж», «л», в остальном речь соответствовала возрастной норме. Мама не хотела терять драгоценное время на ожидание, ведь ребёнок переступил уже пятилетний рубеж, логопед согласилась с ней и сразу начала занятия. А так же рекомендовала обратиться к платному ортодонту. В результате занятий с логопедом мальчик быстро овладел правильный звукопроизношением, несмотря на дефектный прикус. Правда, к ортодонту мама с Сашей обратилась значительно позднее, в 7 лет. Врач сразу же приступил к коррекции прикуса.

 

Ещё одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть её перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языком ограничены. Ребёнок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх.

Следовательно, звукопроизношение нарушается.

 

Андрей, 3 года 8 месяцев. Обратилась мама с просьбой поставить мальчику звук «л» и «р», которые вообще отсутствовали в речи ребёнка. Остальное речевое развитие соответствовало возрасту ребёнка. При обследовании ребёнка обнаружилось, что у Андрюши укороченная уздечка. С помощью специальных упражнений уздечку удалось растянуть, и мальчик быстро освоил звук «л». К сожалению, по некоторым причинам занятия с логопедом пришлось прервать. Однако мама продолжала самостоятельно выполнять с мальчиком необходимые упражнения дома. Звук «р» появился сам, благодаря юному возрасту пациента. После 5 лет без помощи логопеда это было бы практически невозможно.

 

Очень часто невидимые причины нарушений речи сочетаются с видимыми.

 

Саша, 4 года 6 месяцев. Поступил в среднюю логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи. Словарь сильно ограничен, страдает грамматическое оформление речи предложений, связанная речь не развита (не может составлять ни одного предложения по картинке, не пересказывает короткий тексты). Звукопроизношение сильно нарушено (дизартрия). Медицинская карта ребёнка была в полном порядке: слово «здоров» присутствовало в заключении всех специалистов; картина беременности и родов мамы, раннее развитие ребёнка описывались без патологии. При беседе с мамой выяснилось, что мальчик был рождён в Канаде (неплановое кесарево сечение). Причины операции мама точно не знала, а все медицинские заключения остались у заграничных врачей. Позже невропатолог подтвердил предположения логопеда о родовой травме, которую перенёс малыш. Лечение необходимо была начать сразу же после рождения ребёнка. К сожалению время было потеряно. Также при обследовании органов речи логопед обнаружила укороченную подъязычную уздечку, которая ещё больше усложнила речевой дефект. Ребёнку рекомендовано посещение логопедической группы детского сада, наблюдение и лечение у невропатолога, занятия с психологом, а также дополнительные занятия с логопедом. 

 

наверх>>>

назад>>>

Нарушения речи и звука

У детей могут возникнуть проблемы с разборчивостью звуков. Может быть трудно понять, что они говорят. Могут помочь логопеды, или SLP. Посетите ASHA ProFind , чтобы найти специалиста в вашем регионе.

На этой странице:

  • О нарушениях речи
  • Признаки и симптомы нарушений речи
  • Причины нарушений речи
  • Встреча с профессионалом
  • Прочие ресурсы

О нарушениях звуков речи

Дети могут произносить некоторые звуки неправильно, когда учатся говорить. Они учат некоторые звуки раньше, например, п, м или ш. Для изучения других звуков требуется больше времени, например z, v или th. Большинство детей к 4 годам могут правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок, не произносящий звуки к ожидаемому возрасту, может иметь нарушение звуков речи. Вы можете слышать термины «нарушение артикуляции» и «фонологическое расстройство» для описания подобных нарушений речи.

Чтобы узнать больше о том, что вы должны ожидать от своего ребенка, см. эти два ресурса:

  • Как ваш ребенок слышит и говорит?
  • Развитие коммуникации вашего ребенка: от детского сада до пятого класса

Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут быть проблемы с речью после инсульта или черепно-мозговой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых после инсульта или черепно-мозговой травмы, см. Апраксия речи у взрослых и дизартрия.

Ваш ребенок может заменить один звук другим, пропустить звук, добавить звук или изменить звук. Другим может быть трудно их понять.

Маленькие дети иногда произносят неправильные звуки. Например, ваш ребенок может произнести звук «ш» вместо «р» и сказать «ваббит» вместо «кролик». Они могут опускать звуки в словах, например, «нана» вместо «банан». Это нормально, пока они молодые. Это может быть проблемой, если они продолжают делать эти ошибки, когда становятся старше.

Вы и ваш ребенок также можете звучать по-разному, потому что у вас есть акцент или диалект. Это не нарушение речи.

В приведенной ниже таблице показано, в каком возрасте у большинства англоговорящих детей появляются звуки. У детей, изучающих более одного языка, некоторые звуки могут развиться раньше или позже.

До 3 месяцев Издает воркующие звуки
К 5 месяцам Смеется и издает игривые звуки
К 6 месяцам Издает похожие на речь бормотания, похожие на пух, ба, ми, да
До 1 года Лепечет более длинные цепочки звуков, например мими, упап, бабаба
До 3 лет

Говорит m, n, h, w, p, b, t, d, k, g, и f словами

Знакомые люди понимают речь ребенка

К 4 годам

Произносит и и против словами

Может еще ошибаться на s, sh, ch, j, ng, th, z, l, и r звуки

Большинство людей понимают речь ребенка

Причины нарушений звуков речи

Многие дети со временем учатся произносить звуки речи, но некоторые нет. Вы можете не знать, почему у вашего ребенка проблемы с речью.

У некоторых детей проблемы с речью из-за того, что мозг не может посылать сообщения речевым мышцам, сообщая им, как и когда двигаться. Это называется апраксией . Речевая апраксия у детей встречается нечасто, но вызывает проблемы с речью.

У некоторых детей проблемы с речью из-за слабости мышц, необходимых для произнесения звуков речи. Это называется дизартрией .

У вашего ребенка могут быть проблемы с речью, если у него

  • нарушение развития, например, аутизм;
  • генетический синдром, такой как синдром Дауна;
  • потеря слуха в результате ушных инфекций или других причин; или
  • повреждение головного мозга, например, церебральный паралич или черепно-мозговая травма.

Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут развиться проблемы с речью после инсульта, черепно-мозговой травмы или другой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых, см. статьи об апраксии речи у взрослых, дизартрии, раке гортани и раке полости рта.

Обращение к специалисту

Проверка на нарушения речи

Логопед может проверить речь вашего ребенка. SLP будет слушать вашего ребенка, чтобы услышать, как он произносит звуки. SLP также проверит, как ваш ребенок двигает губами, челюстью и языком. SLP также может проверить языковые навыки вашего ребенка. Многие дети с нарушениями звуковой речи также имеют языковые расстройства. Например, у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с выполнением указаний или рассказом историй.

Важно проверить слух вашего ребенка, чтобы убедиться, что у него нет потери слуха. Ребенку с потерей слуха может быть сложнее научиться говорить.

SLP также может помочь решить, есть ли у вас проблемы с речью или вы говорите с акцентом. Акцент — это уникальное звучание группы людей. Акценты НЕ являются расстройством речи или языка.

Лечение нарушений речи и звуков

SLP могут помочь вам или вашему ребенку произносить звуки правильно и четко. Лечение может включать следующее:

  • Обучение правильному произношению звуков
  • Учимся различать правильные или неправильные звуки
  • Отработка звуков в разных словах
  • Отработка звуков в длинных предложениях

См. информацию ASHA для специалистов на странице «Нарушения речи и звука» портала «Практика».

Другие ресурсы

  • Определение знаков
  • Типичное развитие речи и языка

Языковые и речевые расстройства у детей | NCBDDD

  • Помощь детям в изучении языка
  • Что делать, если есть проблемы
  • Выявление проблем
  • Лечение

Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые использует их семья и окружение . Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, как быстро они осваивают вехи в развитии языка и речи. Обычно развивающиеся дети могут иметь проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Тем не менее, большинство детей могут легко использовать язык в возрасте около 5 лет.

Помощь детям в изучении языка

Родители и опекуны являются самыми важными учителями в первые годы жизни ребенка. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют и реагируют на издаваемые ими шумы и звуки. Речевые и мозговые навыки детей укрепляются, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться по-разному, например,

  • Реагируя на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
  • Повторение того, что говорит ребенок, и добавление к этому.
  • Разговор о том, что видит ребенок.
  • Задавать вопросы и слушать ответы.
  • Смотреть или читать книги.
  • Рассказывать истории.
  • Петь песни и делиться рифмами.

Это может происходить как во время игр, так и во время повседневных дел.

Родители также могут наблюдать следующее:

  • То, как их ребенок слышит и говорит, и сравнивать это с типичными вехами развития коммуникативных навыковвнешняя иконка.
  • Как их ребенок реагирует на звуки и проверить слух, если у него есть проблемы.

Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

 В начало страницы

Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, в том числе жесты, выражения лица и движения тела.

Что делать, если есть проблемы

Некоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые этапы в то же время, что и другие дети, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих элементов:

  • Понимание того, что говорят другие (рецептивная речь). Это может быть из-за
    • Не слышу слов (нарушение слуха).
    • Непонимание значения слов.
  • Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это может быть из-за
    • Не зная нужных слов.
    • Не умея складывать слова.
    • Знать слова, которые нужно использовать, но не в состоянии их выразить.

Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе. Примеры проблем с развитием языка и речи включают следующее:

  • Нарушения речи
    • Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
    • Трудности с плавным воспроизведением слов или предложений, например, заикание или заикание.
  • Задержка речи – способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
  • Речевые расстройства
    • Афазия (трудности понимания или произнесения частей языка из-за травмы головного мозга или особенностей работы мозга).
    • Нарушение слуховой обработки (трудности понимания значения звуков, которые ухо посылает в мозг)

Узнайте больше о нарушениях речивнешняя иконка.

Языковые или речевые расстройства могут сочетаться с другими расстройствами обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут испытывать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заставить себя быть понятыми, и они могут вести себя беспомощно или замыкаться в себе. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или тревога. Дети с отклонениями в развитии, включая расстройства аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может особенно затруднить ребенку успехи в школе. Правильная диагностика расстройства у ребенка имеет решающее значение для того, чтобы каждый ребенок мог получить необходимую помощь.

 Наверх страницы

Выявление проблем с языком или речью

Если у ребенка есть проблемы с развитием речи или речи, поговорите с поставщиком медицинских услуг об оценке. Важным первым шагом является выяснение того, есть ли у ребенка потеря слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, скрининге, оценке и лечении.

Специалист по развитию речи, такой как логопедexternal icon, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.

В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать тем же этапам развития, что и те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать два языка и говорить на них зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, а также от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем на одном языке.

 Наверх страницы

Лечение языковых или речевых нарушений и задержек

Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Логопеды могут работать непосредственно с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

Наличие задержки или расстройства речи или речи может претендовать на раннее вмешательство external icon (для детей в возрасте до 3 лет) и специальные образовательные услуги (для детей в возрасте 3 лет и старше). Школы могут проводить собственные тесты на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нуждается ли ребенок во вмешательстве. Оценка со стороны медицинского работника необходима, если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка. Родители, поставщики медицинских услуг и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *