19. Учение Декарта о душе. Определение мышления. Дуализм Декарта.
Рене Декарт (1596-1650).
Трактат «Рассуждения о методе». Лучше вообще не искать истину, чем искать её без метода.
Правила метода:
Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчётливо и в чём не возникает сомнения.
Разделить сложные проблемы на более простые.
Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).
Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).
«Первоначала философии».
Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.
Мы должны считать всё сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).
Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.
Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.
НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно: «Я мыслю – следовательно, я существую» — первичное и достовернейшее положение. Т.е., мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.
Мышление – всё, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслить значит: понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.
Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т. е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.
Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой. Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.
Дуализм Декарта.
Декарт, говоря субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещё со времен античности, чёткого критерия различения духовного и телесного не было). Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.
Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.
Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).
Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.
20. Значение Спинозы для психологии.
Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677).
Краткая биографическая справка. Родился в семье еврейского купца, не закончил религиозного училища, где готовился в раввины, помогал отцу в торговле. Был изгнан из еврейской общины за вольнодумие в толковании Библии и Талмуда. Проклят. Подрабатывал в латинской школе, потом уехал в деревню, где занимался наукой и зарабатывал шлифованием линз. Незадолго до смерти переехал в Гаагу, где общался Бойлем, Гюгенсом, Лейбницом. Умер от болезни лёгких.
Труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Этика», «Основы философии Декарта», «Богословского-политический трактат».
Монистическое решение психофизической проблемы. Система Спинозы – материалистический монизм. Существует одна субстанция. Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя; она в самой себе содержит необходимость существования. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем, чем она был. Существование – есть вещь или нет вещи. Существование субстанции и её сущности это одно и тоже. Свойства субстанции:
Существует
Ни чем не производится
Не сотворена
Существует в силу себя самой
Вечна
Бесконечна
Одна
Действует только по необходимости в соответствии с объективными закономерностями
Не нуждается в первоначальной причине.
Субстанция = природа = бог.
Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов (свойств). Дл человек познаваемы только 2 атрибута – протяжение и мышление.
Каждая вещь, как единичное проявление субстанции (модус), имеет 2 атрибута:
Протяжение – вещь как тело.
Мышление – идея вещи, ее духовная сторона, душа вещи.
Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей! Таким образом утверждает принципиальная познаваемость мира.
Учение о человеке. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум – мыслящее тело, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом – протяжения. Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе.
Сущность человеческой души – познавательная деятельность.
Указывал на разную степень совершенства животных и человека, которую связывал с большей или меньшей способностью тела к действию.
Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции.
Роды познания | Продукт | Средства | |
Первый | Мнение и воображение | Абстрактные, неполные понятия отдельных вещей (в форме образов) | Понаслышке |
Беспорядочный жизненный опыт | |||
Второй | Разум | Общие идеи о существенных свойствах вещей. Оторваны от конкретных особенностей объектов, которые обозначают. | Заключение от общего к частному (по следствию о причине) |
Третий | Интуитивное познание | Знание сущности вещей во всем многообразии причинно-следственных связей | Непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины |
Познание второго и третьего рода – необходимо истинно, только с его помощью можно отличить истинное от ложного. Законы уши и тела одни и те же. Познавая себя человек познает природу и наоборот.
Учение об аффектах:
О происхождении и природе аффектов. Аффект – естественное проявление природы. Аффекты рассматриваются под двумя атрибутами:
Протяжение. Аффекты – это состояния тела, в которых в следствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этого тела существовать и действовать.
Мышление. Аффекты – ложное, внушенное окружающими вещами идея, в которой утверждается большее или меньшее, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.
Виды аффектов (первичны):
Все остальные – комбинации этих трех. Аффектов столько, сколько объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию.
Аффект – пассивное страдательное состояние, связанное с неадекватными или мутными идеями. Активные аффекта удовольствия и желания связаны со стремлением души к познанию истинных и адекватных идей. Результат взаимодействия человека с объектами окружающего мира:
Эта эмоционально-рациональная двойственность свойственна всем нашим страстям.
О человеческом рабстве или о силе аффектов.
Для ограничения и обуздания аффектов требуется немалый навык и усилие. Отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. Рабство – бессилие человека в укрощении и ограничении аффектов. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.
Страсть – разросшийся до невозможности аффект. Критерий страсти: невозможность адекватного познания, восприятия.
О могуществе разума или о человеческой свободе.
При познании высшего рода возникает новый – высшее удовлетворение – интеллектуальная любовь к миру – это условие обуздания страстей. Свобода как познанная необходимость!!! Воля – способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего либо, а не способность желания. Воля = разум. Спиноза отрицал свободу воли! Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным. Разумная жизнь = добродетельная, нравственная жизнь. Нравственность – внутренняя сущность человека, вытекающая из ег7о познавательной деятельности. Основание нравственности – стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного о согласно естестественному праву, все полезное дозволено.
Теория страстей Спинозы оказала влияние на разработку учения о человек Фромма и на формирование теоретической позиции Рубинштейна. Оба они придавали большое значение идеи Спинозы о свободе как владении своими аффектами, о том, что человек объективно зависим от природы, но свободен в своём мышлении.
Основные положения в концепции Спинозы:
Понятие единой субстанции, свойствами которой является протяжение и мышление.
Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину.
Учение о страстях и отрицание свободы воли.
Значение для психологии – фундамент для понимания сознания как предмета психологии.
Взаимоотношения души и тела; этические выводы
Между душой и телом на протяжении их совместной жизни существуют сложные отношения. Основные мысли об этих отношениях можно найти в диалоге Платона «Федон». В древности он имел название «О душе».
Суть этого в следующем: в афинской тюрьме сидит Сократ, который после заката солнца должен выпить яд. За философскую деятельность, за беседы, которые он проводил на улицах, суд Афин приговорил Сократа к смерти. В этих беседах иногда принимали участие именитые граждане и политические деятели, которых Сократ донимал своими вопросами, показывая недостатки, разоблачая их образ жизни. Ученики Сократа, придя в тюрьму, выдают свое удрученное состояние, а философ убеждает их в том, что это самый счастливый день, и он совсем не чувствует беды. Философия была делом всей его жизни и, как истинный философ, он стремился к отделению души от тела.
В произведении «Апология Сократа» Платон рассказывает о его поведении в суде. Отказавшись от защиты, Сократ рассматривает суд как возможность побеседовать с афинянами. Но защищает он не себя, а на примере своей жизни пытается снова объяснить, как горожанам следует себя вести. Обращаясь к жителям Афин, он говорит о своей любви и преданности к ним, но ни при каких обстоятельствах не перестанет философствовать. И делает попытку убедить граждан «этого величайшего города», что им должно быть стыдно в своих заботах о деньгах, о славе, почестях, забывая при этом о чистоте своей души. Самым дорогим для Сократа выступает добродетель.
Обращаясь с последней просьбой к афинянам после вынесения смертного приговора, он просит об одном: последить за сыновьями, чтобы они вели достойный образ жизни, указывать на их недостатки и при необходимости стыдить.
Всей своей жизнью, поведением и смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и её назначение.
Его взгляды произвели огромное впечатление на мировую культуру, вошли в христианскую религию и долго питали литературу и философию. Сократ и Платон подняли ряд проблем актуальных и для современной психологии.
А может быть, тот мир идей, о котором говорил Платон, существует и противостоит индивидуальному сознанию каждого конкретного человека? В каком-то смысле, наверное, да, существует. Это мир духовной человеческой культуры, зафиксированный в языке, в научных и литературных текстах. Это мир человеческих ценностей и идеалов. Дети, развивающиеся вне этого мира, не станут людьми, а их психика не будет человеческой.
Если учение Платона воспринимать как художественную метафору, то становится удивительным, насколько ярко и проникновенно показан процесс приобщения индивидуального сознания к сознанию общечеловеческому.
Теории Декарта и Лейбница
Взаимоотношения души и тела, по мнению Декарта, являются опытным фактом, но в действительности данное утверждение ложно. Ложно оно на основании его же предпосылок, т.к. в опыте непосредственно соприкасаться с телами мы не можем. Соприкасаемся только с ощущениями от тел, которые относятся к классу идей.
Человек, так или иначе, единство души и тела, тесно взаимодействующих друг с другом. Проблема того, как возможно подобное взаимодействие, Декарта не очень беспокоит.
Позднее данная проблема в психологических дискуссиях выдвигается на первые роли, но её трудность коренится в разнородности души и тела. Выход есть, и Декарт его видит в допущении возможности прямой передачи импульсов от души к телу. Пунктом такой передачи является знаменитая «шишковидная железа».
В какой степени тело нуждается в душе, ведь оно, в принципе, может эффективно выполнять свои биологические функции и без души. Это наглядно демонстрируют животные. Декарт больше удивлялся тому, что душа есть у человека, а не её отсутствию у животных, и приходил к выводу, что она может способствовать более эффективному осуществлению этих функций. Это так называемое понятие «аффекта» или такое состояние души, которое оказывает помощь телу совершенствовать и корректировать его естественные реакции.
Основанием для отрицания одушевленности животных Декарт считает отсутствие у них языка, в связи с этим они не могут оперировать общими понятиями, что говорит об отсутствии интеллекта. Интеллект философ считает корнем мышления. Отсутствие интеллекта говорит об отсутствии у животных души.
Очень туманно проблему взаимодействия души и тела затрагивает Лейбниц в своей монадологии. В целом он говорит о предустановленной гармонии между ними и задает вопрос – что такое тело? В картезианском смысле тело он отрицает и возникает другой образ – душа это правитель в государстве монад, а государство и есть наше тело. Лейбниц настаивает на том, что после смерти человека его душа сохраняет какое-то тело.
У Лейбница и Декарта есть точки соприкосновений и разногласий:
- Оба считают душу субстанцией;
- Признают её зависимость от Бога;
- Выделяют в душе две основные способности – представления и желания;
- Оба признают бессмертность души;
- Оба не очень хотят заниматься конкретными вопросами «ментальной географии».
Разные точки зрения отмечаются в следующем:
- Лейбниц признает бессознательные перцепции, Декарт не признает;
- Декарт говорит о взаимодействии души с телом, Лейбниц же уверен в независимости души от любых внешних воздействий;
- По Декарту – животные бездушны, Лейбниц же одушевляет все сущее, включая животных;
- Лейбниц по сравнению с Декартом менее доказателен.
Теории Платона, Декарта, Лейбница стали стартом для вольфовского учения о душе.
Вольфовское учение о душе
Вольф, рассматривая вопрос взаимодействия души и тела, говорит о том, что состояния души параллельны определенным телесным движениям. Внешние вещи в органах наших чувств создают какие-то изменения, на что в душе возникают ощущения, т.е. вещи осознаются. Обратное отношение тоже имеет место. Опыт, подчеркивает Вольф, не доказывает взаимодействия души и тела, он только показывает соответствие их состояний. Человек не испытывает действие тела в душе, а если бы это происходило, он должен был бы иметь ясное понятие о нем, поэтому сказать, что представление о действии тела в душе основано на опыте, мы не можем.
По-разному можно объяснять параллелизм душевных и телесных состояний, но это должна делать рациональная психология, в одном из разделов которой Вольф уделяет большое внимание обоснованию возможности взаимодействия души и тела. Следуя Лейбницу, Вольф в целом рассматривает несколько альтернативных объяснений и, прежде всего, теорию естественного влияния души на тело и обратно. Серьезная трудность, по мнению Вольфа, связана с неясностью того, что именно в теле соответствует актам разумного постижения в душе. Выделяя эту трудность, он тут же утверждает, что она вполне разрешима, т.к. этим актам соответствуют телесные движения, сопровождающие произнесение слов, соответствующие понятиям разума.
Рассматривает он и различия между душой человека и животного.
психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души. — МегаЛекции
Психофизическая проблема и ее решение в философии Р.Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт развивал собственное учение о сознании в контексте психофизической проблемы, которую сам же поставил. Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность.
Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. Но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела Декарт использовал субъективный критерий: если то, что мы испытываем, можно объяснить в терминах неодушевленных, то это должно приписываться телу, а что нельзя – душе.
Психика понималась Декартом как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода для достижения истины он использовал систематическое сомнение. Отвергал представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я”, по мнению Декарта, неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.
Продуктами соединения души и тела, по мнению Декарта, являются страсти («Страсти души», 1649): например, голод и жажда. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Дословно, страсти – это «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящее к физиологическим изменениям в организме. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (например, уважение и пренебрежение – род удивления, а ревность – вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств – размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом, пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.
Итог: дуализм Декарта сводится к тому, что человек совмещает в себе две субстанции – душу и тело. С этой точки зрения Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, является бессмысленным. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Учение Декарта о душе. Определение мышления.
Душе, по мнению Декарта, предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому. Она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Психика в декартовском учении отождествляется с сознанием – психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание обозначается Декартом через термин «мышление»: «Под словом «мышление» я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь тоже самое, что мыслить». Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывал особой нематериальной мыслящей субстанции – душе. Таким образом, мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной.Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей:§ идеи, порожденные самим человеком → связаны с его чувственным опытом, являются обобщением данных его органов чувств; дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;§ идеи приобретенные → знания об отдельных сторонах окружающей действительности; основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей; также, как и порожденные человеком, не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;§ идеи врожденные → дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.
Учение Декарта о теле. Идея рефлекса.
Именно Декарт впервые ввел понятие рефлекса (сам термин «рефлекс» был предложен позже) и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. Использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» – маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения (мышцами), снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. Направленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие без участия воли. Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом. Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.Она действует по своим законам и «механическим» причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. «Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями», – писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.
Психофизиология страстей души в философско-психологической системе Р.Декарта.
Декарт (1596 — 1650) cфера интересов: оптика, механика, математика (алгебра, аналитич геометрия), философия.
разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”, 1649 г.
Два рода мыслей:
— действия души – желания. Они исходят непосредственно от души и кажутся зависящими только от нее.
— страсти души – страдательные состояния – все виды встречающихся восприятий или знаний; душа получает их от вещей, представляемых ими.
Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов””. Страсти души – восприятия, или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней, и которые вызываются, поддерживаются и усиливаются некоторым движением духов. Страсти — страдательные состояния, выз-ся движениями животных духов под влиянием внешних сил. Возникают вследствии возд-ий из внешн мира, из собств тела и из души. То, что из души- страсти в собств смысле слова (узкое понимание).
Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящие к физиологическим изменениям в организме. “животные духu” — маленькиеe и быстрыe частиц. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Душа связана со всем телом, нельзя сказать что она находиться в какой-то определенной его части, она покидает его когда теряется связь между кого органами. Однако, в мозгу существует небольшая железа, в которой душа более чем в прочих частях тела осуществляет свою деятельность. Движения этой железы тесно связаны с движениями духов. Железа приводит в движение части тела и наоборот. Всякое действие души заключается в том, что она желая чего-либо заставляет маленькую железа двигаться так как это необходимо чтобы вызвать действие, соответствующее этому желанию.
Страсти зависят исключительно от действий их порождающих, и только косвенно могут быть изменены душой. Ярошевский: Тело влияет на душу побуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий и эмоций. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тел, побуждая эту машину работать и изменять свой ход.
Каждое движение естественно связано с каким-нибудь движением железы, но при старании или по привычке его моно соединить с другими движениями.
Чтобы усилием воли вызвать наши страсти или избавиться от низ необходимо представлять вещи обычно связанные со страстями которые желательны, и исключающими нежелательные страсти.
Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность. Выделил 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль, — и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (напр. уважение и пренебрежение — род удивления, а ревность — вид страха).
Главное действие страстей: побуждать и настраивать душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело.
Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств — размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.
Страсти сопровождаются душевным волнением. Когда душевное волнение в полной силе, воля может лишь не допустить его следствий (сдерживая движения). Части движения, которые стремятся вызвать в железе тело посредством духов и душа посредством воли, несовместимы.
Признак сильной души: воля может легко победить страсти и задержать сопровождающие их движения тела. Оружие воли: твердые и определенные суждения о добре которым она решила следовать в свой жизни. Силы души без познания истины недостаточно.
Назначение страстей: настраивать душу желать того, что природа преподносит нам как полезное и не менять своего желания.
Первичные страсти: удивление, любовь , ненависть, радость и печаль, желание. Остальные либо составлены этими 6тью либо являются их разновидностью.
Недостатки страстей:
-не всегда приносят пользу поскольку существуют вещи, которые вредны для тела но поначалу не вызывают печали или радуют и те которые полезны но сначала неприятны.
-Побуждают нас действовать с большим рвением чем это необходимо.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Душа по Декарту | Очерки философии и науки Рене Декарта
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОчерки философии и науки Рене ДекартаФилософия 17-18 вековМетафизикаФилософия наукиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОчерки философии и науки Рене ДекартаФилософия 17-18 вековМетафизикаФилософия наукиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Генри, Мишель,
‘The Soul по данным Decartes’
,
в Стефен Восс (ред. )
,
. York,
1993;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195075519.003.0004,
, по состоянию на 18 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОчерки философии и науки Рене ДекартаФилософия 17-18 вековМетафизикаФилософия наукиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОчерки философии и науки Рене ДекартаФилософия 17-18 вековМетафизикаФилософия наукиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе делается попытка феноменологического разъяснения того, что Декарт понимал под душой. При этом не применяются предпосылки классической феноменологии, будь то гуссерлианской или постгуссерлианской, а наоборот, глава присваивает себе картезианское понятие души и тем самым придает идее феноменологии радикальный смысл. В главе объясняется, что существование души основано на радикальном существовании утверждения Бытия. Обсуждается еще одна концепция — появление. Явление составляет стояние-в-начале Начала не постольку, поскольку оно образует явление того, что является, а лишь постольку, поскольку оно является прежде всего само по себе, в себе. Разделение между явлением и бытием есть картезианское различие между душой и телом. Душа находит свою сущность в явлении и, собственно говоря, обозначает его, тогда как тело в принципе лишено силы проявления. В этой главе также объясняется, что формой любой мысли является то, что мы называем идеей, и что знание души имеет приоритет над знанием тела.
Ключевые слова: душа, явление, осознание, эпоха, cogito, Бытие, феноменология, мысль, videor, videre
Тема
Философия науки 17-18 веков Философия Метафизика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Страстей души Декарта — семена психиатрии?
. 2003 г., сен; 76 (1–3): 285–91.
doi: 10.1016/s0165-0327(02)00104-0.
Джой Альбукерке 1 , Дориан Дешауэр, Пол Гроф
принадлежность
- 1 Исследовательский отдел расстройств настроения, Королевская больница Оттавы, Онтарио, Оттава, Канада.
- PMID: 12943961
- DOI: 10. 1016/s0165-0327(02)00104-0
Джой Альбукерке и др. J Аффективное расстройство. 2003 Сентябрь
. 2003 г., сен; 76 (1–3): 285–91.
doi: 10.1016/s0165-0327(02)00104-0.
Авторы
Джой Альбукерке 1 , Дориан Дешауэр, Пол Гроф
принадлежность
- 1 Исследовательский отдел расстройств настроения, Королевская больница Оттавы, Онтарио, Оттава, Канада.
- PMID: 12943961
- DOI: 10. 1016/s0165-0327(02)00104-0
Абстрактный
Рене Декарт (1596–1650), которого часто называют «отцом современной философии», стремился укоренить все знания в определенности, чтобы наше понимание мира могло развиваться без ошибок. Для этого ему нужна была хотя бы одна верная вещь, на которой можно было бы основываться. Начав с самого основного знания, факта своего собственного существования — cogito ergo sum (я мыслю, следовательно, существую), — он систематически приступил к объяснению мира. Такое систематическое понимание было бы доступно любому, кто применяет декартовский метод, и, в свою очередь, привело бы к хорошей жизни. «Страсти души» Декарта написаны в соответствии с его методом достоверности и вписываются в тщательно отточенное мировоззрение. Это один из первых систематических трактатов, объясняющих широкий спектр эмоций, как нормальных, так и ненормальных. Основанная на картезианской дуалистической модели разума и тела, работа помогает обосновать давнюю медицинскую традицию отделения «рационального» сознания от эмоций. Для Декарта эмоции возникли из двух источников, интеллекта и тела (страсти души и страсти тела). Более тонкие «страсти души» считались выше более грубых и часто вызывающих беспокойство эмоций, укореняющихся в теле. Однако интересно отметить отсутствие ясности в делении Декартом интеллектуальных эмоций от телесных эмоций, что, возможно, свидетельствует о непреходящей слабости самой дуалистической модели. Работа посвящена многопричинной природе психопатологии и выявляет сложные взаимодействия между темпераментом и жизненным опытом. В то время как современная нейронаука устанавливает все более тесные связи между физиологией и опытом, многие из основных научных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, изложены в этой книге, которой 350 лет.
Похожие статьи
Современные представления об эмоциях, прообразом которых являются «Страсти души» Декарта.
Камень МЗ. Камень МХ. J Am Acad Psychoanal. 1980 окт; 8 (4): 473-95. doi: 10.1521/jaap.1.1980.8.4.473. J Am Acad Psychoanal. 1980. PMID: 7009515 Аннотация недоступна.
Помимо предположения о шишковидной железе: нейроанатомическая оценка дуализма в философии Декарта.
Берхума М. Берума М. Клиника Нейрол Нейрохирург. 2013 сен; 115 (9): 1661-70. doi: 10.1016/j.clineuro.2013.02.023. Epub 2013 3 апр. Клиника Нейрол Нейрохирург. 2013. PMID: 23562082
Воплощенная психология Декарта: ошибка Декарта или Дамасио?
Киркебён Г. Киркебен Г. J Hist Neurosci. 2001 авг; 10 (2): 173-91. дои: 10.1076/jhin.10.2.173.7255. J Hist Neurosci. 2001. PMID: 11512428
Печаль как страсть души: психопатологическое рассмотрение картезианской концепции меланхолии.
Лопес-Муньос Ф., Рубио Г., Молина Х.Д., Аламо К. Лопес-Муньос Ф. и др. Мозг Рес Бык. 2011 25 апреля; 85 (1-2): 42-53. doi: 10.1016/j.brainresbull.2011.01.018. Epub 2011, 18 февраля. Мозг Рес Бык. 2011. PMID: 21315810 Обзор.
Дуализм разума и тела и биопсихосоциальная модель боли: что на самом деле сказал Декарт?
Дункан Г. Дункан Г. J Мед Филос. 2000 авг; 25 (4): 485-513. doi: 10.1076/0360-5310(200008)25:4;1-A;FT485. J Мед Филос. 2000. PMID: 10916180 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Концептуальные проблемы расстройства настроения: обновление.
Мотичанд С., Рам Д. Мотичанд С. и соавт. Ind Psychiatry J. 2020, январь-июнь; 29(1):22-28. doi: 10.4103/ipj.ipj_37_15. Epub 2020 7 ноября. Индийская психиатрия Дж. 2020. PMID: 33776271 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Необходимость категории «религиозные и духовные проблемы» в МКБ-11.
Абдул-Хамид В.К. Абдул-Хамид ВК. Инт психиатрия. 2011 авг. 1;8(3):60-61. Электронная коллекция 2011 авг. Инт психиатрия. 2011. PMID: 31508086 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Личное имя как тема
В чем разница между душой и телом? — 1906 Words
Одним из наиболее значительных понятий философии Декарта является различие между душой и телом. Эта концепция определяет базовую теоретическую основу, в которую необходимо интегрировать дополнительные данные. Центральное значение для понимания единства души и тела имеет понимание души и различий между действием и силой, материей и формой, собственным и обыденным чувствами. Декарт подчеркивает, что все существа обладают способностью ощущать (одной из способностей чувствительной души), и она действует через органы тела.
Декарт описывает, что фигуры, появляющиеся на поверхности шишковидной железы отходящими животными духами, «должны быть приняты за идеи, то есть за формы или образы, которые разумная душа рассматривает непосредственно при соединении с этой машиной, она воображает или ощущает какой-то предмет» (Декарт цитировал Грене 33).
Для Декарта разум и воображение как способности души зависят от целостности и единства физического тела для их способности выполнять свои функции, но он также воздерживается от отождествления любого из них с конкретным физическим органом. В физиологическом статуте есть некоторые указания на то, что он считал сердце вместилищем разума. Даже если признать, что сердце — это место здравого смысла, как предполагают некоторые комментаторы, все же не было бы идентично сердцу, рассматриваемому как физический орган, но было бы силой или действительностью сердца (Cottingham 65).
Существуют некоторые разногласия по поводу того, следует ли интерпретировать Декарта как высказывание о том, что люди обладают тремя душами (питательной, чувствительной и разумной) или только одной, но мнение, что мы обладаем только одной (разумной душой, приносящей с собой способности двух низших душ, которые тогда назывались «способностями» души) защищал Фома Аквинский. Декарта бы научили, Аристотеля. Однако, несмотря на споры об отношении между разумной душой и ее чувствительными и питательными способностями, аристотелевцы по-прежнему были едины в своем убеждении, что душа есть форма тела, а не отдельная субстанция, и рассматривали ощущение как одну из силы души, хотя и такие, которые душа обязательно осуществляет в телесных органах и через них (Grene 13).
Согласно Декарту, в отличие от растений у животных есть органы чувств, способные воспринимать формы предметов без их материи. Это возможно как в силу физического строения органа чувств, так и в силу того, что он является частью живого существа с чувствительной душой; душа может проявлять свои способности только в ненадлежащим образом организованной материи. В случае чувств, связанных с внешним посредником, материальный орган должен состоять в первую очередь из элемента, служащего посредником для этого качества, и должен быть в некотором смысле нейтрален по отношению к крайностям качеств, которые он различает (Grene 19).). Декарт пишет:
Наконец, известно, что все эти движения мускулов, а равно и все ощущения зависят от нервов, которые как бы ниточки или трубочки отходят от мозга и содержат, как и сам мозг, некую очень тонкий воздух или ветер, который называют «животными духами» (Декарт цитировал Грене 88).
Это может принимать форму полного отсутствия различимого качества (как вода в глазу бесцветна) или иметь форму наличия качества, но находящегося в среднем диапазоне между крайностями. Таким образом, плоть не может быть слишком горячей или слишком холодной, слишком твердой или слишком мягкой. Хотя в органе чувств происходит физическое изменение, когда он принимает форму чувственного объекта, ощущение не следует понимать как идентичное этому изменению (Cottingham 46).
То же самое относится и к способности воображения, которая, хотя и имеет физическую основу в движениях, передаваемых внутрь от чувств, тем не менее не сводится просто к какой-то пространственно локализованной части тела. Декарт пытается радикально упростить схоластическую теорию восприятия. Он отказывается дать полный отчет о том, что такое разум и тело, или о том, как тело получает информацию от души, поскольку он не хочет «делать никаких утверждений по вопросам, которые могут вызвать споры, без предварительного изложения сути дела». причины, которые побудили меня сделать их». В самом деле, в его кратком обсуждении восприятия в Правиле XII поразительно частое появление оговорок такого рода.
Это указывает на то, что, несмотря на внешнее сходство его взглядов со взглядами схоластов, Декарт предвидел их противодействие, которое он пытается предотвратить (Grene 87). Кроме того, он уже пытается подтолкнуть читателя к мышлению количественным методом в противоположность тому, как аристотелевцы думали о физике, и продолжает делать это на протяжении всего своего рассуждения о восприятии.
Хотя любая теория восприятия должна учитывать тот факт, что неисправное тело может вызывать ошибки восприятия, острый дуализм Декарта делает эту проблему особенно непримиримой, тем более что он устранил «формы», которые служили своего рода мостом между интеллектом и мира и оставили в уме противостоящие фигуры, прочерченные в воображении — и это явно что-то физическое. Таким образом, опасность того, что наше знание о мире будет рассматриваться как косвенное, особенно серьезна для Декарта (Cottingham 9).7).
Проблема, как ее понимает Декарт, заключается в том, как передать изображения на сетчатке в мозг, поскольку он считает, что душа обитает глубоко внутри мозга. Это убеждение, в свою очередь, основано на таких доказательствах, как тот факт, что повреждение или заболевание головного мозга затрудняет чувствительность, даже если остальная часть тела не повреждена, и повреждение нервов, идущих, скажем, от стопы к мозгу, мешает нам иметь какие-либо ощущения от стопы. Главный аргумент Декарта в пользу того, что слияние двух образов должно иметь место на физиологическом уровне, заключается в том, что он считает необходимым учитывать тот факт, что мы видим один объект, хотя в мозг передаются два изображения на сетчатке.
То, какое ощущение мы испытываем, зависит от того, какие нервы раздражены (слуховые нервы позволяют нам слышать звуки, те, что от языка — вкус и т. д.), а также от благоволения Бога, связавшего различные цветовые ощущения с определенными видами движений в мозгу. мозг. Мысли Декарта о том, какую модель использовать, все еще меняются в оптических сочинениях, и в результате различие между тем, что мы воспринимаем чувствами, и тем, что требует суждения разума, не проводится четко (Grene 43).
Здесь также следует отметить, что в той мере, в какой декартовское объяснение восприятия ситуации опирается на способность души присутствовать в руках или глазах и направлять свое внимание от них по прямым линиям, она находится в напряжении с его позицию в предыдущем дискурсе (Grene 77). В четвертой части рассуждения о Диоптрике он утверждает, что душа ощущает, поскольку она присутствует в мозгу, где она осуществляет способность здравого смысла, и что, оставаясь в мозгу, она может посредством нервов , получать впечатления от внешних предметов. Однако представление о том, что душа использует тело, восходит к более старой форме философского дуализма, в которой душа радикально непространственна, и поэтому плохо согласуется с декартовской формой дуализма, в которой душа локализована в шишковидная железа (Коплстон 33).
Декарт полагает, что люди не просто имеют в виду движения, как бы продолжающиеся, поскольку Бог соединил души и тела таким образом, что эти движения дают нам осознание положения различных частей нашего тела. Это институт природы; нам не нужно прослеживать нервы до наших конечностей или заниматься какими-либо геометрическими расчетами — осознание просто дано нам. Он формирует основу нашей способности знать направление, в котором объекты лежат относительно тела.
«Рассмотрев таким образом все функции, принадлежащие исключительно телу, легко признать, что в нас нет ничего, что мы должны были бы отнести к нашей душе, кроме наших мыслей» (Декарт цитировал Грена 33).
Поскольку восприятие ситуации является компонентом механизмов, описываемых как естественная геометрия, это позволяет Декарту ассимилировать зрение с осязанием таким образом, что принижает явно математические элементы в его описании восприятия расстояния. Другая возможная причина, по которой Декарт не проводит четкого различия между видением и суждением, может заключаться в том, что проведение этого различия не является особенно важным для его собственных целей в оптических сочинениях (Grene 76).
Пока он может объяснить видение, не прибегая к схоластическому концептуальному аппарату, и сделать предложения по улучшению зрения на основе своей теории, он считает свою теорию успешной. И если он считает необходимым провести различие между видением и суждением по-другому в каком-то другом контексте (как он делает в своих Шестых ответах), он полагает, что может сделать это, не изменяя при этом радикально своей основной теории зрения в Диоптрике ( Коплстон 31).
Упущение Декартом восприятия ситуации симптоматично более глубокому изменению, а именно, его полному упущению нашего осознания пространственности собственного тела как важного фактора зрительно-пространственного восприятия. Вместе с этим происходит уподобление зрения осязанию, которое играет столь важную роль в более ранней дискуссии Декарта о восприятии расстояния и ситуации. В соответствии с этим преуменьшением роли тела, те средства восприятия расстояния, которые не предполагают четкого, рационального расчета (например, физические изменения), отпадают, сигнализируя о прогрессе в направлении вовлечения модели гомункула во всю чувствительность.
Естественно читать Декарта как верующего в то, что то, что дано на втором уровне души, является в случае взаимодействия паттерном изоморфных отношений с ретинальным образом, но он прямо этого не говорит. Однако трудно понять, чем еще это могло бы быть, поскольку цвета воспринимаются как разбросанные в пространстве, а не как всепроникающие, как запахи, и, исходя из его физиологической теории, люди, естественно, ожидали бы, что они расположены так, как они расположены в пространстве. ретинальное изображение. Декарт, тем не менее, добивается большего успеха, когда дело доходит до прояснения проблемы того, являются ли корректирующие суждения осознанными или нет (Grene 81).
Таким образом, Декарт рассматривает душу и тело как союз и взаимозависимые части, составляющие человека. Декарт делает успехи в видении, и его теория имеет большое значение для других философий и для генезиса ранних современных теорий восприятия. Декарта можно критиковать с двух сторон. Декартовское понимание тела и души страдает некоторой субъективностью и напряженностью.
Объяснение восприятия души Декарт накладывает нагрузку на свою теорию, которую он пытается объяснить либо с помощью некоего внутреннего объекта, грозящего запутать его в бесконечном отступлении, либо путем отступления различными методами от своего официального дуализма. Для него разум взаимодействует с телом только через шишковидную железу. Декарт подчеркивает, что разум распространяется по всему телу, что позволяет душе присутствовать в глазах или руках, чтобы знать места, где они находятся, и направлять свое внимание из этих мест.