Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения
Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в таких действиях, которые приносят вред обществу, угрожают жизни других людей и общему социальному порядку, являются уголовно наказуемым. Походит от латинского «delictum», которое переводится, как «проступок». Это понятие и определяет смысл этого поведения, то есть делинквентное поведение это поведение, обозначающее проступок против общества, против социальных норм и правил. Изучением этого поведения занимаются разные науки, в основном социальные, потому что, в первую очередь, оно выражается в проступках, которые воздействуют на окружение человека, и, в общем, отбивается негативным образом на общественном порядке, а государство строится из каждого человека, поэтому очень важно чтобы был соблюден порядок, для этого применяются способы профилактики правонарушений.
Между собой имеют связь делинквентное и криминальное поведение, точнее, криминальное есть формой делинквентного, и в большинстве случаев на такого правонарушителя открывается уголовное дело.
Делинквентное поведение прямонаправленное на нарушение государственных норм и законов. В большинстве случаев делинквентом считается подросток-преступник, и когда он достигает совершеннолетия, то называется асоциальной личностью. Поведение делинквента может быть в форме незначительных нарушений, тогда оно называется антисоциальным. Когда нарушения достигают уровня уголовного преступления, оно считается криминальным. Не всякое отклоняющееся поведение делинквентное, зато все проявления делинквентного поведения есть отклоняющимися. Старшее поколение считает, что в современном мире все подростки и молодые люди являются уголовниками, и часто приписывают им разного рода проступки. Но они не понимают, что есть большая разница между молодежью, которая просто долго гуляет, громко слушает музыку, экстравагантно одевается, имеет кричащий макияж, прическу и теми, кто проводит совместный досуг за алкоголем, хулиганским поступками, правонарушениями, неразборчивыми половыми связями и общаются с помощью нецензурной лексики.
Делинквентное поведение это поведение, имеющее ряд особенностей. Оно особенное тем, что нет четкой границы, где начинается правонарушение. Например, взрослый человек, который уклоняется от уплаты налогов, врет государственным работникам, тоже поступает противозаконно, но его никто не называет делинквентом. Вторая особенность делинкветного поведения – это строжайшая регулируемость законами, правовыми нормами, дисциплинарными правилами. Третья особенность заключается в том, что из всех видов девиаций именно противоправное считается наиболее серьезным, поскольку становит угрозу для общественного порядка. И еще одна особенность делинквентного поведения, что оно всегда означает конфликт между одной личностью или группой правонарушителей и остальным обществом, если конкретнее, то между индивидуальными интересами и стремлениями, и направленностью общества.
Делинквентное и девиантное поведение
Делинквентное и девиантное поведения описывают поведение, противоречащее правилам социума, и между ними имеются различия. Девиантное является относительным, относится к культурным нормам исключительно одной группы, а делинквентное поведение есть абсолютным по отношению к государственным нормам.
Например, ограбление на улице, считается видом заработка и согласно закону, такое действие считается преступлением, даже если в нем был благородный смысл, и это говорит не об отклонении. Девиантное поведение есть отклоняющимся, оно характеризует поступки, противоречащие ожиданиям, официально установленным правилам, и сложившимся в социальной группе, в которой находится личность.
Делинквентное поведение это поведение, которое считается социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному благополучию индивидов. Такие противоправные проступки называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом. Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов, дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными желаниями и стремлениями и требованиями общества.
В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из таких личностей в будущем вырастают преступники, или правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.
Делинквентное поведение подростков
Делинквентное поведение несовершеннолетних возникает под влиянием одного опытного друга или группы подростков, которые не являются даже антисоциальными, но имеют вредные привычки. Компания, в которой подростки не заняты каким-либо серьезным делом, спортом, искусством или усердным учением уроков, заняты только тем, что сморят фильмы, обсуждают их, ходят по магазинах, в торговых центрах и случается, что им надоедает, и они ищут более интересное занятие, которое объединяло их компанию, но они не могут предположить, что это может быть, например, спорт. От скуки и безделья они начинают видеть выход в алкоголе, наркотиках, что, в общем, порождает делинквентное поведение. Но, естественно, не все подряд подростки являются делинквентами. Есть такие, что совершенно не интересуются и не увлекаются подобными занятиями. Многое зависит от темперамента, акцентуации, отдельных черт характера, которые могут быть предпосылкой для возникновения делинквентности. Основном, авантюризм и агрессивность, холерический темперамент, специфичность морального сознания, способствуют становлению делинквентности. Такие подростки имеют особые механизмы функционирования психики и за этим их можно разделить на три группы. Одни из них, которых можно назвать раскаивающимися, имеют примитивные антисоциальные потребности и некие моральные правила. Эти потребности очень сильны, и под их нажимом, внутренний конфликт положительно разрешается в их сторону, и нравственный уровень понижается. Но после содеянного, их будет мучить совесть.
Другая группа подростков, это те, которые не имеют внутреннего конфликта, не раскаиваются в содеянном и их не мучает совесть. У них нет внутренней нравственной сдержанности, поэтому при любой возможности они воплощают свои желания и асоциальные потребности в жизнь, и часто поступки, сделанные ими, переходят черту социально приемлемых норм, из-за чего они уже становятся отвергнутыми от общества. Зачастую такие подростки действуют в группе и у них есть главарь, который часто сам не делает злодеяние, а только руководит тем, что должны делать другие.
Делинквентное поведение несовершеннолетних с третей группы самое опасное. Они противостоят моральным нормам общества абсолютно сознательно. Их взгляды циничны, а потребности очень сильны. Они запросто переходят границы позволенного, они их просто не видят, и совершают преступление.
Считается, что социально-экономические причины делинквентного поведения подростков очень сильно значимые. Разрушение общественной культуры и вытеснение духовых ценностей, этических и эстетических норм на второй план, проблемы экономики и финансов в стране, развитие теневой экономики, нелегального бизнеса, миграции населения, распространение средствами массовой информации материалов с содержанием насилия, жестокости, порнографии, роскоши. Подростки очень сильно поддаются влиянию, каких бы то ни было факторов и информации, но если им еще эту информацию подадут в таком свете, будоражащем их сознание и психику, они вникают во все, и с большим интересом всасывают в себя эти раздражители. Они также видят некую иллюзорную идеологию общества, и считают ее верной, и заимствуют ее в свою жизнедеятельность. Такая специфическая идеология поощряет и даже оправдывает преступный способ жизни. Поэтому совершив преступление, подросток чувствует себя защищенным, он думает, что имеет оправдание и отрицает свою ответственность за содеянное, поскольку у него совсем не осталось барьеров психологических или нравственных, он почувствовал свободу действий, когда увидел в каком-то фильме или передаче, что преступность оправдывается.
Причины делинквентного поведения подростков кроются также в семейных отношениях. Подобное поведение может вызываться отношениями с родителями, а, вернее неадекватными, плохими отношениями. Подросток из-за ссоры в доме может убежать из него, прогулять школу, подраться, сделать хулиганский поступок. И именно все самые тяжкие поступки вызваны не бандой, в которую входит индивид и их ценностями, а именно из-за непонимания его дома. Иногда не настолько открытый конфликт предшествует побегу, как, наоборот, безразличное и безучастное поведение родителей в жизни подростка.
Подростки очень любят внимание, они зависимы от него, и проявление равнодушия в их адрес от самих близких становится для них очень болезненным и невыносимым. Если под одной крышей дома находятся два поколения, и они делают вид, что не замечают друг друга, а лишь вместе сосуществуют, ни поддерживая и ни помогая друг другу, ни давая эмоционального тепла и любви, то рано или поздно стоит ожидать на конфликт в этом доме. Это, как бомба замедленного действия, так или иначе, кто-то должен сорваться, и если в этой семье есть ребенок, то скорей всего ответственность за это будет на нем, как на самом чувствительном и впечатлительном из всех вместе живущих. Тогда ребенок начинает искать себе убежище там, где его примут, часто попадая в те группировки, которые следовало бы обойти мимо, но именно они предлагают такое, отчего он просто не способен отказаться и это именно то, что позволяет ему забыть обо всем плохом, обо всем том, что было дома и это оказывается, как раз то, что нужно. Конечно, здесь имеется в виду наркотики или алкоголь. И подросток с того момента рвет все семейные отношения, духовные узы и считает своей семьей новых друзей, с какими ему так весело, и с какими он может делать такие смелые поступки, на которые никогда не решался и чувствует от этого удовлетворение (вандализм, хулиганство). По мнению некоторых социологов, именно в обеспеченных семьях наблюдаются подобные проблемы. В семьях, где люди концентрируются на зарабатывании денег, а ребенка произвели на свет, чтобы, когда они уже не смогут, он продолжал зарабатывать. В таких семьях нет отношений, они не общаются и воспринимают это так, что так и должно быть, что так было и будет. Такая современная тенденция, и она наблюдается больше в странах Запада. Если же семейные условия неблагоприятны, и подростки отрицают общепринятые нормы общения и поведения, они подвергаются преступному воздействию.
Одна из самых важных причин делинквентности – это недостаточно развитое, или искаженное моральное сознание. Почувствовав один раз потребность в алкоголе или интиме, и удовлетворив свое желание, они начинают желать этого очень часто и в неумеренных количествах. И убогость этих потребностей, и неразборчивость в способах их удовлетворения также стают причиной того, что круг знакомых и друзей, с которыми ранее общались, очень сужается, даже те, кто были близкими и соседями не хотят больше иметь связей с ними. Зато появляются новые друзья, с которыми объединяет общее времяпровождение в тусовке. Они не имеют социально одобряемых интересов, занятий, не посещают кружки и секции по спорту. С каждым из такой компании не общаются даже их одноклассники, и они должны формироваться в банды из отбросов общества.
Часто склонность к правонарушению зарождается, когда ни дома, ни в школе подростка не принимают. Хоть подростки и не показывают никогда, но на самом деле, им очень важно мнение учителей, они воспринимают их, как значимых близких, особенно тех, кто очень нравится и когда не получают обратной связи и поддержки, им становится сначала грустно, но затем следует реакция гнева и этот гнев приводит к агрессивным действиям.
Причиной делинквентности может быть большое количество свободного времени. Поскольку большинство потенциальных делинквентов не любят учебу, не занимаются хобби, их досуг примитивен и однообразный. Их может занять новая информация, легкая, которую нет надобности интеллектуально перерабатывать, и передача этой информации сверстникам. Пустой разговор ни о чем, хождение по торговых центрах без цели, просмотр телевизора – это первые шаги к деградации личности, далее – спиртные напитки, азартные игры, наркотики, токсические вещества и другие, которые дают возможность испытать новое впечатление.
Существует мнение, что делинквентами становятся только экстраверты, ориентированы на внешнюю среду и людей, потому что им легче включаться в группировки. Но также встречаются интроверты, они действуют сами по себе, разрешая, таким образом, свои внутренние конфликты.
Подростковое развитие происходит очень интенсивно и быстро, и вовремя должна проводиться профилактика делинквентного поведения, чтобы предупредить образование асоциальных наклонностей личности. В проведении профилактических работ, важно, приучить подростков к психогигиеническим требованиям поведения, умению сделать правильный выбор, для достижения состояния социально-компетентного человека. Неконтролируемое отклоняющееся поведение делинквентное, имеется в личности не способной к саморегуляции. Очень важно начинать формирование личностной и социальной зрелости у подростков с развития положительной самооценки, принятия себя в позитивном свете, вырабатывания способности к критическому мышлению, умению ставить перед собой социально важные цели и быть ответственным за свои слова и действия. Чтобы подросток научился принимать адекватные решения и делать правильный выбор, он должен обучиться самоконтролю над эмоциями, стрессами, агрессией, собственным состоянием, тревожностью. Научиться решать конфликты культурными способами, без оскорбления противника и нанесения ему вреда. Выучить, как вести себя, при негативной критике, знать адекватные способы самозащиты. Уметь сказать себе «нет», противостоять вредным привычкам и научиться уважать свое тело и вести здоровый способ жизни.
Если говорить в общем, то профилактика – это система общественных, государственных, социальных, медицинских, психологических и воспитательных мероприятий, сконцентрированных на предупреждение, нейтрализацию главных оснований и обстоятельств, которые действуют вызывающе на проявление социальных отклонений у подростка.
Профилактика делинквентного поведения будет действительно действенной, если она применяется на основе: хорошей успеваемости в школе, эмоционально позитивной и удовлетворяющей учеников системы взаимоотношений с окружающими, главным образом самыми близкими и родными и важный компонент также психологической защиты. Соблюдения всех необходимых условий обеспечит гармоничное развитие личности и минимизирует возникновение делинквентных наклонностей.
Профилактика делинквентного поведения имеет также три подхода. Согласно первому, предупреждается формирование отклонений в психофизическом развитии. За вторым, предупреждается переход отклонений развития в более хронические формы. Третий подход – это социально-трудовая адаптация отклоняющихся личностей.
Социальная педагогика профилактику видит, как научно обоснованные и вовремя предприняты действия, которые имеют направленность на: предупреждение всех возможных (биологических, психологических, социальных) обстоятельств и условий несовершеннолетних, которые находятся в группе риска; защиту, поддержание и сохранение приемлемого уровня жизни и хорошего здоровья подростка; помощь подростку в его собственных достижениях социально существенных целей и раскрытие его потенциала, способностей, талантов. Существует также перечень профилактических мероприятий: устраняющие, возмещающие, контролирующие профилактические работы и предупреждение обстоятельств, способных вызвать социальные отклонения. Эффективность таких мероприятий будет высоко, если вместе с ними будут включенными несколько компонентов: направленность на искоренение причин внутренних конфликтов в подростке и в общественной и природной среде, вместе с тем создание условий, благодаря которым подросток будет приобретать опыт, необходимый ему для решения индивидуальных проблем; обучение навыкам, которые способствовали достижению целей; предупреждение появления проблем и решение уже возникших, учение стратегий решений конфликтов.
В общем, в профилактике делинквентного поведения можно выделить два главных подхода, которые лучшим образом и своевременно могут воспитать из подростка благородного человека – это воспитание и обучение.
Формы делинквентного поведения
Делинквентное поведение существует во многих формах, но наиболее распространенными и тяжелыми есть – преступность, наркомания и проституция.
При изучении преступности, исследователями рассматривается множество факторов, имеющих влияние на ее динамику. Среди них: род занятий, социальный статус, уровень образования, степень включенности человека в общественную жизнь. Преступность имеет в себе фактор деклассирования, он обозначает ослабление или полное разрушение отношений личности и социальной группы. Также изучается вопрос о соотношении социального и биологического факторов, которые имеют влияние на формирование у человека предусловий к преступному поведению. Преступность всегда есть и, возможно, к сожалению, будет в обществе, ее невозможно искоренить, по крайней мере, сейчас. Человек или рождается с генами, в которых у него заложена предрасположенность к совершению преступлений, и она может развиться и проявить себя под воздействием определенных факторов, или условия общества и обстоятельства жизни человека, подталкивают его на совершение преступлений. Поэтому преступность – это своего рода отражение человеческих пороков. Возможно, обществу необходимо забыть об утопических представлениях, об искоренении преступности, как социальной патологии и удержанием ее на социально терпимом приемлемом уровне.
Наркомания является очень страшным явлением, потому как эта беда погубила огромное количество человеческих жизней и каждый день косит новых жертв. Наркомания приносит великие жертвы обществу, и наиболее вся тяжесть ее последствий отображается на самой личности, качестве ее жизни и ее близких. И все время люди надеяться на то, что они найдут эффективный способ борьбы с ней и тем более профилактики.
Социологические исследования демонстрируют результаты, в которых отображаются главные мотивы применения наркотиков – это желание испытать особенные ощущения и жажда эйфории. Как показывает статистика, что среди начинающих наркоманов большинство – это молодые люди, даже подростки, и в связи с особенностями их взросления, перестройки гормональной системы, у них возникают неопределенные ощущения, и чтобы унять бушующие чувства, они начинают искать разные способы расслабления, среди самых популярных – курение, алкоголь и наркомания. Незрелость, легкомыслие, влияние компании и беспечность стали решающими факторами в возникновении зависимости. В основном употребление наркотиков среди молодежи происходит в кругу группы, иногда единственное, что объединяет этих людей и есть наркотики, а не другие общие интересы, которые социально приемлемые. Многие наркоманы употребляют наркотики в местах скопления людей, например, на улицах, в кинотеатре, на пляже, во дворе, иногда им настолько хочется принять дозу, что им становится все равно, где они находятся. Против наркомании могут применяться социальные, экономические и культурные меры, но наибольшее влияние имеют медицинские, психологические и правовые меры.
Проституция тоже является формой делинквентного поведения, но в некоторых странах мира, о ней так не говорят, ее приравнивают к обычной работе. Проституция понимается, как процесс половых отношений с человеком, с которым не состоят в браке и не имеют любовных чувств или симпатий, и получают за них оплату. Важно различать, что проституция – это ни внебрачные половые связи, ни корыстные супружеские отношения, если личности симпатизируют друг другу. Возникновение проституции связано с распределением труда, развитием мегаполисов и моногамии. В нашем обществе очень долго затаивался факт присутствия проституции, и такое длительное скрывание, а потом разоблачение привело многих людей в состояние ужаса. Но всегда то, что является запретным, вызывает нездоровый интерес. С истории известно, что существовали три формы политики к проституции. Прогибиционизм – запрет, аболиционизм – разъяснительно-воспитательная работа в профилактических целях, с отсутствием запретов и регистрации и регламентация, то есть регистрация и медицинское наблюдение. Потом оценили все три способы, и пришли к выводу, что запреты не имели никакого влияния, а репрессии были малоэффективными, и ни правовая, ни медицинская регламентация не смогли повлиять на искоренение проблемы проституции.
Делинквентное поведение примеры
Примеры делинквентного поведения лучше всего описывать, в соответствии с его видами.
Виды делинквентного поведения: административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.
Административные преступления проявляются в мелком хулиганстве – нецензурной лексике в местах скопления людей, оскорбительное отношение к окружающим, также сюда входит нарушение дорожного движения и другие действия, которые служат нарушению общественного порядка и спокойности людей.
Примером делинквентного поведения есть употребление алкоголя в общественных местах, транспорте и действия совершенные в опьяненном состоянии, которые оскорбляют честь граждан и уничтожает общественную нравственность. Проституция, распространение порнографии, эксгибиционизм, как злодеяние тянет за собой административное наказание и ответственность относительно закона об административных правонарушениях.
Дисциплинарный поступок есть видом делинквентного поведения, и выражается в противоправном неисполнении или же ненадлежащим исполнением рабочим своих трудовых обязанностей, прогулом без значительных причин, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ в рабочее время, приход на работу под воздействием алкоголя, нарушение правил охраны, и влечет за собой ответственность, относительно трудового законодательства.
Преступление, как наиболее опасный вид делинквентного преступления, выражается в поступках, несущих опасность обществу. Запрещены под угрозой наказания Уголовным кодексом. К таким деяниям относятся: убийства, воровства, похищения, угоны автомобилей, терроризм, вандализм, изнасилования, мошенничество, торговля наркотиками и психотропными веществами. Данные преступления, хотя здесь перечислены не все, наиболее строго наказуемы в согласии с Уголовным кодексом. В зависимости от тяжести совершенного поступка применяются разные меры наказания в размере от общественных работ и незначительных штрафов, вплоть до лишения свободы.
И касаются они особей, достигнувших шестнадцатилетнего возраста, иногда четырнадцатилетнего. Если личность, совершившая злодеяние, не достигла необходимого для уголовного наказания возраста, ее привлекают к ответственности воспитательного характера (строгий выговор, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, общественные работы).Делинквентное и криминальное поведение самые опасные, поскольку делинквентный подросток, совершающий криминальные поступки, очень опасный. Он очень негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.
Деликты могут быть гражданско-правовыми: нанесение морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитация репутации юридического лица или отдельной личности. Такие действия наказуемы гражданским законодательством.
Разные виды делинквентного поведения подвергаются социальному осуждению и также формализуются государством в правовых нормах, посредством описания характеризующих и определяющих в качестве нарушений признаков, за которыми в законодательстве вводятся разные виды ответственности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
📖 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности, ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 35. Читать онлайн
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности Условия формирования делинквентного поведения • Противоправная мотивация • Антисоциальная (социопатическая) личность
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности
Мы начинаем описание отдельных видов девиантного поведения с характеристики делинквентного поведения. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.
Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко [15, с. 52], введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев [7] возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.
В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.
Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.
В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).
В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В. В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической — непатологические и патологические формы; на личностно-динамической — реакции, развитие, состояние. А. Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное — преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [9, с. 115].
Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители [9, с. 116].
Среди подростков, совершивших правонарушения, А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. [5] в свою очередь выделяют следующие три типа:
1) последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
3) ситуативный тип — незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
Аналогично В.Н.Кудрявцев [13] говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Объяснение делинквентного поведения подростков на основе теории проблемного поведения Джессора (PBT) в Иране: роль индивидуальной уязвимости, доступности риска возможностей и воспринимаемой поддержки
1. Кенчадзе Э. Делинквентное поведение, его характеристики и определяющие факторы. Eur Sci J. (2015) 11. 10.19044/esj.2015.v11n10p%p [CrossRef] [Google Scholar]
2. Лопес С.М., Эндрюс III А.Р., Чисолм А.М., де Арельяно М.А., Сондерс Б., Килпатрик Д.Г. Расовые/этнические различия в травматизме и нарушениях психического здоровья у подростков. Культурный дайвер Психолог этнических меньшинств. (2017) 23:382–7. 10.1037/cdp0000126 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Губбельс Дж., Ван дер Пут С.Э., Ассинк М. Факторы риска пропуска занятий и отсева: метааналитический обзор. J Молодежь Подросток. (2019) 48:1637–67. 10.1007/s10964-019-01072-5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Юрчик М., Лалак Д. Агрессивное и делинквентное поведение среди молодежи: эмпирическое исследование в Польше. Насилие и гендер. (2020) 7:188–99. 10.1089/vio.2019.0065 [CrossRef] [Google Scholar]
5. Jokinen T, Alexander EC, Manikam L, Huq T, Patil P, Benjumea D, et al. результатов в странах с низким и средним уровнем дохода. Детский психиатр Human Develop. (2020) 52: 554–70. 10.1007/s10578-020-01038-w [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Stenbacka M, Moberg T, Jokinen J. Подростковая преступность: множественные неблагоприятные последствия для здоровья и структура смертности среди шведских мужчин. Общественное здравоохранение BMC. (2019) 19:400. 10.1186/s12889-019-6662-z [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Bozzini AB, Bauer A, Maruyama J, Simões R, Matijasevich A. Факторы, связанные с рискованным поведением в подростковом возрасте : систематический обзор. Браз Дж. Психиатрия. (2021) 43:210–21. 10.1590/1516-4446-2019-0835 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Баумер Э.П., Кандифф К., Луо Л. Современная трансформация американской молодежи: анализ изменения распространенности правонарушений, 1991–2015 гг. Криминология. (2021) 59: 109–36. 10.1111/1745-9125.
12264 [CrossRef] [Google Scholar]9. Keyes KM, Gary D, O’Malley PM, Hamilton A, Schulenberg J. Недавнее усиление депрессивных симптомов среди подростков в США: тенденции с 1991 по 2018 год. Soc Psychiatry Психиатр Эпидемиол. (2019) 54:987–96. 10.1007/s00127-019-01697-8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Andrie EK, Tzavara CK, Tzavela E, Richardson C, Greydanus D, Tsolia M, et al. Увлечение азартными играми и проблемы с азартными играми коррелируют между европейскими подростками: результаты исследования Европейской сети по зависимому поведению. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. (2019) 54:1429–41. 10.1007/s00127-019-01706-w [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Chi X, Cui X. Экстернализация проблемного поведения среди подростков в южном городе Китая: гендерные различия в распространенности и корреляции. Детская молодежная служба, ред. (2020 г.) 119:105632. 10.1016/j.childyouth.2020.105632 [CrossRef] [Google Scholar]
12. Farrington DP. Расстройство поведения, агрессия и делинквентность. (2004). [Google Scholar]
13. Лернер Р.М., Стейнберг Л. Справочник по подростковой психологии. том 1: Индивидуальные основы развития подростков: John Wiley & Sons (2009). 10.1002/9780470479193.adlpsy001002 [CrossRef] [Google Scholar]
14. Johnston LD, O’Malley PM, Bachman JG, Schulenberg JE. Мониторинг будущего. Национальные результаты по употреблению наркотиков подростками: обзор основных результатов, 2009 г.. Номер публикации NIH 10-7583. Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками (NIDA) (2010 г.). 10.1037/e560352009-001 [CrossRef] [Google Scholar]
15. Bjelopera JP, Randol MA. редакторы. Федеральное бюро расследований и расследований терроризма. Исследовательская служба Конгресса, Библиотека Конгресса; Вашингтон, округ Колумбия, Вашингтон: (2011). [Google Scholar]
16. Эсмаилзаде Х., Асади М., Мири Н., Кераматкар М. Распространенность рискованного поведения среди старшеклассников Казвина в 2012 г. Иран Дж. Эпидемиол. (2014) 10:75–82. [Академия Google]
17. Марзбан А. Распространенность рискованного поведения среди старшеклассников Кума, 2016. Pars J Med Sci. (2018) 16:44–51. 10.52547/jmj.16.3.44 [CrossRef] [Google Scholar]
18. Рашид К. Эпидемиология рискованного поведения среди девочек и мальчиков подросткового возраста в Тегеране. Соц благосостояния. (2015) 15:31–55. [Google Scholar]
19. Линдберг Л.Д., Боггесс С., Уильямс С. Множественные угрозы: одновременное возникновение рискованного для здоровья поведения подростков. В: Тенденции в благополучии детей и молодежи Америки, 1999. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения и социальных служб США; (2000). п. 489–504. [Google Scholar]
20. Monahan KC, Rhew IC, Hawkins JD, Brown EC. Подростковые пути к сопутствующему проблемному поведению: последствия правонарушений сверстников и употребления психоактивных веществ сверстниками. Джей Рез Адолеск. (2014) 24:630–45. 10.1111/jora.12053 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Agnew R A Пересмотренная теория штаммов правонарушений* . Социальные силы. (1985) 64:151–67. 10.2307/2578977 [CrossRef] [Академия Google]
22. Брезина Т. Общая теория деформации. Издательство Оксфордского университета; (2017). 10.1093/acrefore/97801079.013.249 [CrossRef] [Google Scholar]
23. Brodie BR. Подростковый возраст и преступность: подход теории объектных отношений. Джейсон Аронсон; (2007). [Google Scholar]
24. Торнберри Т.П. К интерактивной теории правонарушений * . Криминология. (1987) 25:863–92. 10.1111/j.1745-9125.1987.tb00823.x [CrossRef] [Google Scholar]
25. Торнберри Т. Теории развития преступности и правонарушений. Рутледж: (2018). [Академия Google]
26. Wiatrowski MD. Теория социального контроля и преступность. Портлендский государственный университет; (1978). [Google Scholar]
27. Хирши Т. Теория контроля правонарушений: искусство криминологии. Рутледж: (2017). п. 75–90. 10.4324/9781315131511-7 [CrossRef] [Google Scholar]
28. Дженсен Г. Теория социального обучения и объяснение преступлений. Тейлор и Фрэнсис; (2017). [Google Scholar]
29. Хокинс Дж.Д., Вейс Дж.Г. Модель социального развития: комплексный подход к профилактике правонарушений. J Первичное предотвращение. (1985) 6:73–97. 10.1007/BF01325432 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Джессор Р., Джессор С.Л. Проблемное поведение и психосоциальное развитие: лонгитюдное исследование молодежи. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press; (1977). [Google Scholar]
31. Донован Дж. Э., Джессор Р., Costa FM. Поведение подростков в отношении здоровья и условность-нетрадиционность: расширение теории проблемного поведения. Психология здоровья. (1991) 10:52–61. 10.1037/0278-6133.10.1.52 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Джессор Р. Рискованное поведение в подростковом возрасте: психосоциальная основа для понимания и действий. Дж Адолеск Здоровье. (1991) 12:597–605. 10.1016/1054-139X(91)
-K [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]33. Джессор Р., Турбин М.С., Коста Ф.М., Донг К., Чжан Х., Ван С. Проблемное поведение подростков в Китае и США: межнациональное исследование факторов психосоциальной защиты. Джей Рез Адолеск. (2003) 13:329–60. 10.1111/1532-7795.1303004 [CrossRef] [Google Scholar]
34. Джессор Р., Грейвс Т.Д., Хэнсон Р.К., Джессор С.Л. Теория проблемного поведения: исходная формулировка для исследования трехэтнических сообществ. Истоки и развитие теории проблемного поведения: собрание сочинений Ричарда Джессора. Чам: Springer International Publishing; (2016). п. 43–55. 10.1007/978-3-319-40886-6_3 [CrossRef] [Google Scholar]
35. Cai Y, Li R, Zhu J, Na L, He Y, Redmon P, et al. Личность, воспринимаемая среда и системы поведения связанные с будущими намерениями курения среди молодежи: применение теории проблемного поведения в Шанхае, Китай. ПЛОС ОДИН. (2015) 10:e0122276. 10.1371/journal.pone.0122276 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии. J Gen Psychol. (1931) 5:141–77. 10.1080/00221309.1931.9918387 [CrossRef] [Google Scholar]
37. Вазсони А.Т., Чен П., Дженкинс Д.Д., Бурку Э., Торренте Г., Шеу С-Дж. Теория проблемного поведения Джессора: межнациональные данные из Венгрии, Нидерландов, Словении, Испании, Швейцарии, Тайваня, Турции и США. Дев Психология. (2010) 46:1779–91. 10.1037/a0020682 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Хабиби М., Тахмасян К., Феррер-Вредер Л. Самоэффективность персидских подростков: психометрические свойства персидской версии опросника самоэффективности для детей ( SEQ-С). Int Perspect Psychol. (2014) 3:93–105. 10.1037/a0036059 [CrossRef] [Google Scholar]
39. Эбрахими А., Эльхами Атар М., Хаким Шуштари М., Карсази Х., Сторч Э.А. Психометрические свойства персидской версии дразнящего опросника 23. Front Psychol. (2021) 12:1021. 10.3389/fpsyg.2021.664736 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Rezaei O, Athar ME, Ebrahimi A, Jazi EA, Karimi S, Ataie S, et al. персидская версия перечня заявлений о членовредительстве (ISAS). Borderl Personal Diso Emot Dysregul. (2021) 8:27. 10.1186/с40479-021-00168-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Тахери Э., Атар М.Е., Эбрахими А., Аташипур Х.С., Тахери М., Моллаи Х. Персидская версия личностных убеждений Краткая форма анкеты (PBQ-SF): психометрическая оценка. J Рационально-эмоциональная когнитивно-поведенческая терапия. (2021). 10.1007/s10942-021-00420-4 [CrossRef] [Google Scholar]
42. Эльхами Атар М., Эбрахими А. Психометрические свойства и факторная структура личностного опросника для DSM-5 – краткая форма (PID-5-BF) в иранских студенческих и клинических образцах. БМС Психиатрия. (2021). 10.21203/рс.3.рс-440296/v1 [CrossRef] [Google Scholar]
43. Эбрахими А., Эльхами Атар М., Дарвиши М., Колинз О.Ф. Персидская версия самоотчета устройства для скрининга антисоциальных процессов (APSD-P): психометрическая оценка. Фронтовая психиатрия. (2021) 12:1953. 10.3389/fpsyt.2021.760531 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Лим Н. Культурные различия в эмоциях: различия в уровне эмоционального возбуждения между Востоком и Западом. Исследования интегративной медицины. (2016) 5: 105–9. 10.1016/j.imr.2016.03.004 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Fung AL-c, Gao Y, Raine A. Полезность детской и подростковой психопатической конструкции в Гонконге Конг, Китай. J Clin Child Adolesc Psychol. (2009) 39:134–40. 10.1080/153744101138 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Pu W, Luo Q, Jiang Y, Gao Y, Ming Q, Yao S. Изменения функциональной архитектуры мозга, связанные с психопатическими чертами у подростков мужского пола с расстройством поведения. . Научный представитель (2017) 7: 11349. 10.1038/s41598-017-11775-z [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Bahador D, Somerville AW. Молодежь на распутье: сравнение американского и иранского подросткового возраста. Подростковый возраст. (1969) 4:1–18. [Google Scholar]
48. Моаддель М. Будущее ислама после 11 сентября. Фьючерсы. (2004) 36:961–77. 10.1016/j.futures.2004.02.012 [CrossRef] [Google Scholar]
49. Зандпур Ф., Садри Г. Общение в личных отношениях в Иране: сравнительный анализ общения в личных отношениях в разных культурах. Таузенд-Оукс, Калифорния: (1996). п. 174–195 [Google Scholar]
50. Agnew R, Matthews SK, Bucher J, Welcher AN, Keyes C. Социально-экономический статус, экономические проблемы и правонарушения. Молодежная соц. (2008) 40:159–81. 10.1177/0044118X08318119 [CrossRef] [Google Scholar]
51. Моррисон Гутман Л., Маклойд В.К., Токоява Т. Финансовое напряжение, стресс соседства, поведение родителей и адаптация подростков в городских афроамериканских семьях. Джей Рез Адолеск. (2005) 15:425–49. 10.1111/j.1532-7795.2005.00106.x [CrossRef] [Google Scholar]
52. Браннан Д., Бисвас-Динер Р., Мор К.Д., Мортазави С., Штейн Н. Друзья и семья: межкультурное исследование социальной поддержки и субъективного благополучия среди студентов колледжей. Дж. Позитивная психология. (2013) 8:65–75. 10.1080/17439760.2012.743573 [CrossRef] [Google Scholar]
53. Джессор Р., Турбин М., Коста Ф. Опросник здоровья и развития подростков. США: издательство Кембриджского университета; (2004). 10.1037/t82203-000 [CrossRef] [Google Scholar]
54. Мехдизаде Х. Психометрические свойства психосоциальных факторов риска и защитные проблемы проблем у подростков. Магистерская диссертация, Университет Шахида Бехешти; (2015). [Академия Google]
55. Хоффманн Дж.П. Неуспеваемость в учебе и делинквентное поведение. Молодежная соц. (2020) 52: 728–55. 10.1177/0044118X18767035 [CrossRef] [Google Scholar]
56. Quin D, Heerde JA, Toumbourou JW. Поддержка учителей в рамках экологической модели развития подростков: предикторы вовлеченности в школу. Дж. Ш. Психол. (2018) 69:1–15. 10.1016/j.jsp.2018.04.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Chen P, Voisin DR, Jacobson KC. Подверженность насилию в обществе и подростковая преступность: изучение спектра стимулирующих факторов. Молодежная соц. (2016) 48:33–57. 10.1177/0044118X13475827 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Бронфенбреннер У., Сеси С.Дж. Переосмысление природы-питания в перспективе развития: биоэкологическая модель. Psychol Rev. (1994) 101:568–86. 10.1037/0033-295X.101.4.568 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Раттер М. Устойчивость перед лицом невзгод: защитные факторы и устойчивость к психическим расстройствам. Бр Дж Психиатр. (2018) 147: 598–611. 10.1192/bjp.147.6.598 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Hong JS, Choi J, Albdour M, Willis TM, Kim J, Voisin DR. Ориентация на будущее и неблагоприятные последствия виктимизации сверстников среди афроамериканских подростков. J Агрессивное жестокое обращение с травмой. (2021) 30: 528–46. 10.1080/10926771.2020.1759747 [CrossRef] [Google Scholar]
61. Stoddard SA, Zimmerman MA, Bauermeister JA. Думая о будущем как о способе добиться успеха в настоящем: лонгитюдное исследование ориентации на будущее и агрессивного поведения среди афроамериканской молодежи. Am J Community Psychol. (2011) 48: 238–46. 10.1007/s10464-010-9383-0 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Sigfusdottir ID, Kristjansson AL, Thorlindsson T, Allegrante JP. Стресс и благополучие подростков: потребность в междисциплинарных рамках. Health Promot Int. (2016) 32:1081–90. 10.1093/heapro/daw038 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Bacchini D, Concetta Miranda M, Affuso G. Влияние родительского контроля и подверженности насилию в обществе на антиобщественное поведение и тревогу / депрессия у подростков. J Interpers Насилие. (2011) 26: 269–92. 10.1177/0886260510362879 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Top N, Liew J, Luo W. Влияние семьи и школы на поведенческие и академические результаты молодежи: межуровневое взаимодействие между родительским контролем и программой развития характера. J Genet Psychol. (2017) 178:108–18. 10.1080/00221325.2017.1279118 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Олдфилд Дж., Стивенсон А., Ортиз Э., Хейли Б. Повышение или подавление устойчивости к последствиям психического здоровья у молодых людей из групп риска: роль привязанности родителей и сверстников и школа связность. Дж. Адолеск. (2018) 64:13–22. 10.1016/j.adolescence.2018.01.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Moore GF, Cox R, Evans RE, Hallingberg B, Hawkins J, Littlecott HJ, et al.. Школа, сверстники и семья отношения и употребление психоактивных веществ подростками, субъективное благополучие и симптомы психического здоровья в Уэльсе: перекрестное исследование. Детский индийский рез. (2018) 11:1951–65. 10.1007/s12187-017-9524-1 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. Рутледж: (2018). 10.4324/9780429482915 [CrossRef] [Google Scholar]
68. Lionetti F, Palladino BE, Moses Passini C, Casonato M, Hamzallari O, Ranta M, et al. Развитие родительского контроля в подростковом возрасте: метаанализ. Eur J Develop Psychol. (2019) 16: 552–80. 10.1080/17405629.2018.1476233 [CrossRef] [Google Scholar]
69. Keijsers L, Poulin F. Изменения в общении родителей и детей в подростковом возрасте. Дев Психология. (2013) 49:2301–8. 10.1037/a0032217 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Виджаякумар Н., Пфайфер Дж.Х. Самораскрытие в подростковом возрасте: изучение средств, целей и типов личного обмена. Curr Opin Psychol. (2020) 31:135–40. 10.1016/j.copsyc.2019.08.005 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Фланаган ИМЛ, Оти К.М., Фаррингтон Д.П. Родительский надзор и последующие правонарушения: систематический обзор лонгитюдных исследований. Агрессивное агрессивное поведение. (2019) 47: 215–29. 10.1016/j.avb.2019.06.003 [CrossRef] [Google Scholar]
72. Статтин Х., Керр М. Родительский контроль: новая интерпретация. Детский Дев. (2000) 71:1072–85. 10.1111/1467-8624.00210 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Джессор Р. Размышления о шести десятилетиях исследований поведения и развития подростков. J Молодежь Подросток. (2018) 47:473–6. 10.1007/с10964-018-0811-z [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Wang C, Hipp JR, Butts CT, Jose R, Lakon CM. Коэволюция подростковых сетей дружбы и поведения в отношении курения и употребления алкоголя с учетом влияния родителей. Психоаддик Поведение. (2016) 30:312–24. 10.1037/adb0000163 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Hsieh H-F, Zimmerman MA, Bauermeister JA, Caldwell CH, Xue Y, Wang Z и др. Совокупные риски и факторы, способствующие проблемному поведению китайских подростков. J Appl Dev Psychol. (2016) 43:71–82. 10.1016/j.appdev.2016.01.003 [CrossRef] [Академия Google]
76. Хейл Д.Р., Винер Р.М. Корреляты и течение множественного рискованного для здоровья поведения в подростковом возрасте. Общественное здравоохранение BMC. (2016) 16:458. 10.1186/s12889-016-3120-z [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Бушар М., Галлуп О., Доусон К., Анамали М. Нет места лучше дома? Доступность, возможности и употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте. J Молодежный стад. (2018) 21:747–64. 10.1080/13676261.2017.1420760 [CrossRef] [Google Scholar]
78. Cambron C, Kosterman R, Catalano RF, Guttmannova K, Hawkins JD. Факторы соседства, семьи и сверстников, связанные с курением и употреблением алкоголя в раннем подростковом возрасте. J Молодежь Подросток. (2018) 47:369–82. 10.1007/s10964-017-0728-y [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Джессор Р. Теория проблемного поведения: полвека исследований поведения и развития подростков. Наука о развитии подросткового возраста: история через автобиографию. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; (2014). п. 239–256. [Google Scholar]
80. Макфарлейн А. Банды и психическое здоровье подростков: описательный обзор. J Детская подростковая травма. (2019) 12:411–20. 10.1007/s40653-018-0231-y [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Kliewer W, Cunningham JN, Diehl R, Parrish KA, Walker JM, Atiyeh C, et al. Подверженность насилию и приспособление к нему среди городской молодежи: навык регулирования эмоций ребенка и опекуна, качество отношений между опекуном и ребенком и сплоченность соседей как защитный фактор. J Clin Child Adolesc Psychol. (2004) 33:477–87. 10.1207/s15374424jccp3303_5 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Brady SS, Gorman-Smith D, Henry DB, Tolan PH. Адаптивное преодоление снижает влияние воздействия насилия в обществе на агрессивное поведение среди афроамериканских и латиноамериканских подростков мужского пола. J Abnorm Child Psychol. (2008) 36:105–15. 10.1007/s10802-007-9164-x [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
83. Ozer EJ, Lavi I, Douglas L, Wolf JP. Защитные факторы для молодежи, подвергающейся насилию в своих сообществах: обзор семьи, школы и модераторов сообщества. J Clin Child Adolesc Psychol. (2017) 46:353–78. 10.1080/15374416.2015.1046178 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
84. Hardaway CR, McLoyd VC, Wood D. Подверженность насилию и социально-эмоциональная адаптация молодежи с низким доходом: исследование защитных факторов. Am J Community Psychol. (2012) 49: 112–26. 10.1007/s10464-011-9440-3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
рискованное поведение подростков. J Развитие молодежи. (2019) 14:70–92. 10.5195/jyd.2019.637 [CrossRef] [Google Scholar]
86. Meldrum RC, Connolly GM, Flexon J, Guerette RT. Родительский низкий самоконтроль, семейное окружение и подростковая преступность. Int J Offender Ther Comp Criminol. (2015) 60:1623–44. 10.1177/0306624С15584907 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
87. Эль-Шенави О.Е., Шехата А.М. Применение теории проблемного поведения в развивающейся арабской стране: Египте. СЕЙДЖ Открытый. (2014) 4:2158244014521819. 10.1177/2158244014521819 [CrossRef] [Google Scholar]
88. McClelland GH, Judd CM. Статистические трудности обнаружения взаимодействий и модераторских эффектов. США: Американская психологическая ассоциация; (1993). п. 376–390. 10.1037/0033-2909.114.2.376 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
89. Джессор Р. Описание и объяснение в межнациональных исследованиях подросткового возраста. Дж Адолеск Здоровье. (2008) 43:527–8. 10.1016/j.jadohealth.2008.09.010 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
90. Ndugwa RP, Kabiru CW, Cleland J, et al. Проблемное поведение подростков в неформальных поселениях Найроби: применение теории проблемного поведения в подразделе -Сахарская Африка. J Городское здоровье. (2011) 88: 298–317. 10.1007/s11524-010-9462-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Делинквентное поведение: систематический обзор генетических и экологических факторов риска
. 2019 дек; 22(4):502-526.
doi: 10.1007/s10567-019-00298-w.
Андрея Азередо 1 , Диана Морейра 2 3 , Патрисия Фигейредо 1 , Фернандо Барбоза 1
Принадлежности
- 1 Лаборатория нейропсихофизиологии факультета психологии и педагогики Университета Порту, Порту, Португалия.
- 2 Лаборатория нейропсихофизиологии факультета психологии и педагогики Университета Порту, Порту, Португалия. [email protected].
- 3 Лаборатория нейропсихофизиологии, Факультет психологии и педагогических наук, Университет Порту и кафедра социальных и поведенческих наук, Университетский институт Майя, Rua Alfredo Allen, 4200-135, Порту, Португалия. [email protected].
- PMID: 31367800
- DOI: 10.1007/с10567-019-00298-в
Андрея Азередо и др. Clin Child Fam Psychol Rev. 2019 Декабрь
. 2019 дек; 22(4):502-526.
дои: 10.1007/s10567-019-00298-w.
Авторы
Андрея Азередо 1 , Диана Морейра 2 3 , Патрисия Фигейредо 1 , Фернандо Барбоза 1
Принадлежности
- 1 Лаборатория нейропсихофизиологии факультета психологии и педагогики Университета Порту, Порту, Португалия.
- 2 Лаборатория нейропсихофизиологии факультета психологии и педагогики Университета Порту, Порту, Португалия. [email protected].
- 3 Лаборатория нейропсихофизиологии, Факультет психологии и педагогических наук, Университет Порту и кафедра социальных и поведенческих наук, Университетский институт Майя, Rua Alfredo Allen, 4200-135, Порту, Португалия. [email protected].
- PMID: 31367800
- DOI: 10.1007/с10567-019-00298-в
Абстрактный
Преступность относится к модели поведения несовершеннолетних, характеризующейся повторными правонарушениями, и рассматривается в основном в ее социальных, но также и уголовных аспектах. Правонарушители и неправонарушители могут быть продуктом одного и того же общества или даже одной семьи. Молодые люди, которые не могут найти любовь и защиту в семье, могут стать более восприимчивыми к правонарушениям как форме расширения прав и возможностей. Отсутствие взаимодействия между родителями и детьми, наличие психопатологических проблем у одного из родителей и академические проблемы вместе с биологической уязвимостью могут быть не только социально-экономическими условиями, но и решающими факторами вовлечения молодых людей в делинквентное поведение. Данный обзор направлен на анализ влияния средовых и генетических факторов на развитие делинквентного поведения. Исследования, связанные с влиянием окружающей среды и генов на развитие делинквентного поведения, были получены из нескольких баз данных с использованием строгих критериев исключения и включения. Из 152 найденных документов 87 были сохранены для дальнейшего анализа, а 36 окончательных исследований были сочтены подходящими для включения. В дополнение к этому десять исследований были добавлены путем ручного поиска, и, таким образом, окончательная выборка включала 46 статей, опубликованных между 1983 и 2016. Из каждого исследования были извлечены цели, методологические аспекты (образцы и инструменты) и основные выводы. В целом взаимодействие между генетическими факторами и факторами окружающей среды, по-видимому, лучше всего объясняет изменчивость делинквентного поведения. Факторы риска окружающей среды могут по-разному влиять на поведение людей, особенно в зависимости от их генетической склонности к правонарушениям.
Ключевые слова: Делинквентное поведение; Среда; гены; Генно-средовое взаимодействие.
Похожие статьи
Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование родительско-подростковой коммуникации между модельной студенческой семьей и подростковой делинквентной семьей»
Ким Ю.Х., Шин Х.С. Ким Ю.Х. и др. Тэхан Канхо. 1990 31 декабря; 29 (5): 69-83. Тэхан Канхо. 1990. PMID: 2287168 Корейский язык.
Семейные и родительские вмешательства у детей и подростков с расстройствами поведения и правонарушениями в возрасте 10-17 лет.
Вулфенден С.Р., Уильямс К., Пит Дж. Вулфенден С. Р. и соавт. Кокрановская система базы данных, ред. 2001; 2001(2):CD003015. дои: 10.1002/14651858.CD003015. Кокрановская система базы данных, ред. 2001 г. PMID: 11406062 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Разные склоны для разных людей: генетическое влияние на рост правонарушителей в ассоциации со сверстниками и правонарушений в подростковом возрасте.
Коннолли Э.Дж., Шварц Дж.А., Неделец Дж.Л., Бивер К.М., Барнс Дж.К. Коннолли Э.Дж. и соавт. J Молодежь Подросток. 2015 июль;44(7):1413-27. doi: 10.1007/s10964-015-0299-8. Epub 2015 13 мая. J Молодежь Подросток. 2015. PMID: 25967897
Взаимодействие генов и окружающей среды в связи между сроками полового созревания и преступностью у девочек-подростков.
Харден К.П., Мендл Дж. Харден КП и др. J Abnorm Psychol. 2012 февраль; 121(1):73-87. doi: 10.1037/a0024160. Epub 2011 13 июня. J Abnorm Psychol. 2012. PMID: 21668078 Бесплатная статья ЧВК.
Проблемы азартных игр и делинквентного поведения среди подростков: предварительный обзор.
Крышайтис Д.Т., Хаманн Т.Е., Шулер А., Гамильтон-Райт С., Зиглер С.П., Мэтисон Ф.И. Крышайтис Д.Т. и соавт. Джей Гэмбл Стад. 2018 сен; 34 (3): 893-914. doi: 10.1007/s10899-018-9754-2. Джей Гэмбл Стад. 2018. PMID: 29470759 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Социальная поддержка и мотивация воздержания от наркотиков среди китайских наркоманов-мужчин: модерируемая посредническая модель самоконтроля и поиска ощущений.
Сюй Х, У Ю, Чжоу С. Сюй С и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 15 мая; 19 (10): 6015. doi: 10.3390/ijerph29106015. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35627551 Бесплатная статья ЧВК.
Судебно-медицинская ценность генетических вариантов, связанных с антисоциальным поведением.
Олива А., Грасси С., Зедда М., Молинари М., Ферракути С. Олива А. и др. Диагностика (Базель). 2021 17 декабря; 11 (12): 2386. doi: 10.3390/диагностика11122386. Диагностика (Базель). 2021. PMID: 34943622 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Рекомендации
- Анну Рев Психол. 2002;53:463-90 — пабмед
- БМЖ.