Дэниел сигел – .

Дэниел Сигел – биография, книги, отзывы, цитаты

Из трех книг, включенных в сегодняшний обзор, «Дисциплина без драм» – самая смешная. И самая наглядная. Вот вроде бы мы – взрослые люди и умеем читать книжки без картинок. Но когда книжки с картинками, да еще с такими красноречивыми, читать становится гораздо интереснее. И смысл прочитанного добегает до мозга гораздо быстрее.

О чем эта книга? О том, как помочь своему ребенку соблюдать простые правила жизни в семье и обществе, справляться со своими эмоциями, слушать и слЫшать родителей. О том, как приучить ребенка к дисциплине без помощи криков, ежедневных войн и драм.

Авторы книги – психотерапевт и нейропсихиатр – убеждены, что детей нужно не ругать и наказывать, а просто-напросто научить всему тому, что мы от них требуем. И рассказывают, как именно это нужно делать.

Когда ребенок делает что-то не так, первой нашей реакцией обычно является нечто негативное: раздражение, злость, гнев. И тут нужно собрать все эмоции в кулак и постараться сохранить хладнокровие. И задать себе три простых вопроса. Эти три вопроса в идеале стоило бы выучить каждому родителю и использовать как привычный алгоритм, реакцию на любые «выходки» ребенка, реагировать осознанно, а не ругаться «на автопилоте».

Конечно, наказать – гораздо проще. В книге очень остроумно проиллюстрирован этот момент, когда родители ставят провинившегося ребенка в угол, отправляют в детскую «подумать» или лишают сладкого. Как будто наказанные дети когда-нибудь раскаивались и осознавали, как плохо они поступили. Смешно!
Наказание ребенок не воспринимает как следствие своего поступка. Наказание для ребенка – это акт нелюбви и агрессии со стороны родителей. «Мы тебя не любим!» – вот такой посыл получают дети вместе со стоянием в углу.

Но если не наказывать, то как? Как призвать детей к порядку? Здесь, по мнению авторов книги, нам помогут две вещи. Эмоциональный контакт и перенаправление.

Помочь ребенку успокоиться, установить с ним эмоциональный контакт – и перенаправить его от агрессии и неправильного поведения – к правильному. И все время держать в голове мысль: чего именно мы хотим добиться своей реакцией, когда ребенок ведет себя плохо? Что именно хотим до него донести?

Обращая внимание на поведение ребенка, всегда нужно различать: не хочет он что-то сделать – или не может? Не нужно заставлять, предъявлять завышенные не по возрасту требования, перегружать ребенка запретами и необъясненными отказами. Вместо резкого «нет» лучше говорить «да, но». Чтобы ребенок чувствовал, что его любят и ему идут навстречу.

Это и есть эмоциональный контакт. Чувствовать и понимать своего ребенка. Знать причины, которые могли побудить его к агрессии, капризам, непослушанию. Когда малышу годик, мы без проблем объясняем его плач: «спать хочет» или «голодный».

А когда ребенку 5-6 лет, мы почему-то порой приписываем ему слишком «взрослые» мотивы плохого поведения. А он не манипулирует нами, не делает назло. Он, может быть, просто устал или испугался. Если не обесценивать детские чувства и потребности, если слушать и понимать, то, на самом деле, у ребенка станет гораздо меньше поводов для плохого поведения.

И правда. Чувствуя себя защищенным, услышанным, понятым и любимым, кто захочет конфликтовать?

www.livelib.ru

Все книги автора «Дэниел Сигел»

Дэниел Сигел, Тина Брайсон

Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка

Психология , Книги для родителей , Педагогика

Малыш устроил истерику в магазине? Дошкольник не хочет в детский сад? Школьник не умеет общаться со сверстниками? С какой бы проблемой не столкнулись родители, эта книга поможет ее решить. В ней представлены 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга ребенка, которые способствуют сбалансированному развитию личности. Впервые плохое поведение объясняется определенными этапами «роста» мозга, что существенно облегчает понимание ситуации. Но самое интересное — с помощью книги родители смогут доступно объяснить детям, как работает их мозг, благодаря чему даже совсем маленькие смогут контролировать свое поведение. Увлекательный текст дополняют стильные рисунки, посвященные коммуникации родителей с детьми. «Стратегии, которые превращают воспитание из трудной работы в приятное действие» Washington Post Дэниэл Дж. Сигел — всемирно известный специалист в области педиатрии, взрослой, подростковой и детской психоневрологии. Автор международных бестселлеров воспитанию детей. Тина Пэйн Брайсон — эксперт по воспитанию детей, психотерапевт Ассоциации педиатрии и подростковой психологии. Малыш устроил истерику в магазине? Дошкольник не хочет идти в детский сад? Школьник не умеет общаться со сверстниками? С какой бы проблемой не столкнулись родители, эта книга поможет ее решить. Впервые плохое поведение детей и их капризы объясняются определенными этапами «роста» мозга, что существенно облегчает понимание ситуации. Более того, — с помощью книги родители смогут просто и доступно объяснить детям, как работает мозг, благодаря чему даже совсем маленькие смогут лучше понимать себя и контролировать свое поведение. Растим спокойного, послушного, счастливого ребенка, используя 12 ключевых стратегий, в том числе: «Назвать, чтобы укротить»: как использовать логичные объяснения для укрощения негативных эмоций ребенка. «Действовать, а не буйствовать»: как побудить ребенка думать и слушать, вместо того, чтобы поддаваться первой «плохой» реакции. «Двигаться, чтобы не проиграть»: как использовать физическую активность ребенка для переключения его эмоционального состояния. «Рассеять тучи»: как научить ребенка самостоятельно выходить из негативного состояния. «Колесо обозрения»: как помочь ребенку понимать свои чувства и мысли, быть более восприимчивым к вашим пожеланиям и принимать правильные решения. «Связь через конфликт»: как использовать разногласия для мотивации ребенка к хорошему поведению и успеху. «Эта замечательная методика превращает повседневное общение с детьми в ценнейшие моменты формирования личности. Каждый родитель должен прочитать эту книгу. Дэниэл Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект».

readanywhere.ru

«Майндсайт». Книга Дэниела Сигела (МИФ, 2015)

Книга невероятно вдохновляет и дарит надежду, в каком бы состоянии вы ни находились и в каком бы возрасте ни приняли решение об изменениях. Прочитав «Майндсайт», вы узнаете о процессах нейропластичности, о потенциале личностного развития, о сути, задачах и способах работы с сознанием.

ОБ АВТОРЕ

Дэниел Сигел (Daniel J. Siegel, M.D.) — доктор медицинских наук (Гарвард), клинический профессор психиатрии в Калифорнийском университете. Преподаватель, обладатель многочисленных профессиональных наград. Один из руководителей Исследовательского центра осознанности, директор образовательного центра Mindsight Institute. Автор более десяти популярных книг о воспитании детей и работе мозга, среди которых работа о межличностной нейробиологии The Developing Mind: Toward a Neurobiology of Interpersonal Expirience («Развивающееся сознание: о нейробиологии межличностного опыта», 1999) и совместная работа с Мэри Хартзелл Parenting from the Inside Out: How a Deeper Self-Understanding Can Help You Raise Children Who Thrive («Родительство изнутри: как глубокое понимание себя поможет вырастить успешного ребенка»).

ДЛЯ КОГО КНИГА

  • увлекающихся нейронауками и междисциплинарными исследованиями
  • специалистов-психологов и психотерапевтов
  • специалистов в области mindfulness
  • интересующихся научной основой методик работы с медитацией и особыми состояниями сознания

В аннотации от издательства книга рекомендована всем, кто хочет избавиться от навязчивых мыслей, тревог и переживаний. На практике «Майндсайт» довольно сложно применить как инструмент для самостоятельной работы. Действительно, в тексте описано несколько упражнений, однако все они требуют деятельного присутствия коуча или терапевта хотя бы на первых порах. Эта книга не инструкция по применению — она закладывает теоретическую базу понимания майндсайта и показывает направление трансформационной работы.

Специалистам-психологам «Майндсайт», на мой взгляд, просто необходим! Даже если вы пока не планируете профессионально использовать техники майндсайта с пациентами, собственное овладение навыком осознанности позволит существенно повысить качество вашей работы. Более того, осознанное присутствие и способность к работе со своим сознанием являются ключевыми навыками современного психотерапевта и врача. В каком бы психотерапевтическом подходе вы бы ни практиковали, из «Майндсайта» вы получите ценную для своей практики информацию о механике мозговых процессов, запускающихся в психологической работе. С одной стороны, знания о физиологии «заземляют», с другой – дают ценный инструмент для разработки эффективной стратегии психотерапии.

Текст «Майндсайта» насыщен терминами и предполагает наличие у читателя определенной теоретической подготовки в сфере психологии. Если же вы имеете желание начать свой путь в понимании осознанности именно с этой книги, вам в подмогу будет словарь основных терминов. Словарь заслуживает отдельного внимания, так как трактовки каждого термина сопровождаются подробными комментариями. Главы книги названы метафорически, структура ее формально двухчастна (теория и практика), при этом весь текст представляет собой сочетание историй из многолетней практики Дэниела с научным объяснением феноменов и теоретических вкраплений о сути майндсайта.

Что еще интересного вы узнаете

  • Как работают антизеркальные нейроны
  • Что такое «эфирный купол»
  • Как показать устройство головного мозга кистью одной руки
  • Кто такие контролеры сознания
  • Как возникают алкогольные провалы в памяти

Исторический контекст. Mindfulness

Сегодня о практиках работы с сознанием и медитации говорит все больше крупных ученых в сфере психологии и психиатрии. Приставка «mind» в названии психологических методик, книг и статей означает, что работа претендует на актуальность. Авторы свободно оперируют понятиями «поток», «энергия», «информация», «инсайт», одновременно описывая сложные процессы из когнитивных наук.

Процесс взаимного обогащения в сфере работы с сознанием между учеными Запада и духовными практиками Востока начался уже с конца прошлого века. С 1987 года Институт разума и жизни штата Колорадо приглашал ученых в резиденцию Далай-Ламы, город Дарамсалу на севере Индии, для участия в конференциях по научной тематике. Мероприятия, в рамках которых научные деятели вступали в диалог с носителями буддийского философского знания, получили сильный резонанс. Мозговая активность йогов и мастеров медитации настолько заинтересовали ученых, что в Америке стали открываться институты по исследованию особых состояний мозга.

После одной из таких конференций, в рамках которой состоялась пятидневная беседа известного специалиста по эмоциональному интеллекту Пола Экмана, вышла книга «Мудрость востока и запада. Психология равновесия». Особо интересна в этих беседах попытка Далай-Ламы и Экмана найти «общий знаменатель» для одних и тех же понятий, обозначающих феномены психологических состояний и психической жизни человека.

И восток, и запад сходятся в одном: внутреннее спокойствие и устойчивость — базовые условия для удовлетворенности человека своей жизнью. Умение концентрироваться на настоящем, наблюдательность и открытость повышают субъективное благополучие, снижают когнитивную и эмоциональную реактивность.

Имея корни в традиции буддийской медитации, в современный светский мейнстрим практика осознанности вошла во многом благодаря работе Джона Кабат-Зинна. В 1979 году он создал программу снижения стресса MBSR, которую запустил в медицинской школе при Массачусетском университете. Основана эта программа на практике Mindfulness, суть которой — определенным образом направленное внимание. Полное присутствие в текущем моменте, безоценочность и намеренность – базовые составляющие позитивных изменений. Многочисленные исследования подтверждают успешность применения MBSR в работе по восстановлению физического и психического здоровья. Программа по снижению стресса и работе с болью была адаптирована для использования в школах, больницах, тюрьмах, ветеранских центров.

Mindsight (Майндсайт)

Доктор Дэниел Сигел, работая в рамках нейронаук и психиатрии, вводит похожий термин – Mindsight, которым обозначает новую науку о трансформации личности. Дэниел утверждает, что однажды овладев навыком “взгляда в сознание”, вы можете кардинально изменить свою жизнь. Вы освободитесь от паттернов мышления, которые мешают жить на полную мощность.

Майндсайт – это тип сфокусированного внимания, позволяющий разглядеть механизмы работы нашего собственного сознания. Это что-то вроде специального объектива, через который мы видим собственное сознание намного четче, чем привыкли.
Предельно внимательно рассматривая процессы, определяющие наши мысли, чувства и поведение, мы перенаправляем наш опыт и становимся более свободными в повседневной жизни, активно контролируем будущее и становимся «кузнецами своего счастья». Более того, через концентрированное внимание мы буквально «перекраиваем» нейронные пути и меняем саму структуру мозга.

За счет умения концентрировать внимание майндсайт помогает телу и мозгу достичь гомеостаза – состояния внутреннего равновесия, координации и адаптивности, которое становится залогом здорового организма. Майндсайт улучшает наши взаимоотношения с семьей, друзьями, коллегами – и даже с самим собой.

База майндсайта – это нейропластичность, теория организации сложных систем и представление о благополучии. Благополучие — ключевая цель личной трансформации, и в книге Дэниел почти не говорит о счастье, успехе и «позитивности».
Автор подчеркивает, что Майндсайт- это навык, который приобретается путем тренировок, и для развития в себе этой важнейшей человеческой характеристики нужен опыт. Эта форма сознания доступна для развития каждому, независимо каким было ваше детство и как себя вели ваши родители. Неважно, сколько вам лет! Никогда не поздно начать стимулировать рост нейронных связей, позволяющих заглядывать в свое сознание.

Почему важна постоянная практика, если речь идет об овладении Майндсайтом? Как врач Дэниел описывает процессы, происходящие в мозге, когда опыт стимулирует нейронные стволовые клетки к видоизменению в совершенно новые нейроны. Автор говорит о «мозге в теле», раскрывая сложный механизм психосоматики.

Сигналы, поступающие от тела, являются важнейшим источником интуиции и сильно влияют на нашу интеллектуальную деятельность и на осмысление своей жизни. Гормоны вместе с химическими элементами из пищи попадают в кровь и напрямую воздействуют на сигналы, идущие по нейронным сетям. Даже наша иммунная система взаимодействует с нервной системой.

Осознание состояния нашего тела — ощущений в сердце и животе, ритма дыхания — это важный источник знания.

Что такое собственно MIND, или мозг, в концепции Майндсайт? Общий термин «мозг» объединяет

все удивительно сложные процессы в нашем теле: переплетения химической среды с нервной тканью расположенной у нас в голове. Я имею в виду тот самый мозг, который одновременно формирует наше сознание который формируется нашим сознанием. (…) мозг как функционирующая в теле система, не ограниченная черепом, в которую он заключен.

Такое понимание мозга, который есть все тело и который формируется ежеминутно самим телом, дает большую надежду. Потенциал нейропластичности позволяет создавать новые паттерны реакций и поведения, которые позволят «получать больше удовольствия от нашей повседневной жизни».

Автор ставит особый акцент на взаимодействии родителей и новорожденных. Общение родителя с ребенком нужно не только для создания базового доверия к миру у малыша и созданию эмоциональных связей — оно в буквальном смысле выращивает мозг. Межличностное регулирование необходимо для выживания, и настроенность на волну ребенка крайне важна в формировании его сознания.

Наше сознание устроено так, чтобы взаимодействовать с другими с момента нашего появления на свет. Последующее формирование нейронных структур мозга – основ нашего мироощущения – строится на тесном взаимодействии ребенка и родителя.

Язык, которым автор описывает подход майндсайта, сочетает в себе понятия современных нейронаук и восточных практик работы с сознанием. Буддийское освобождение становится свободой в контексте майндсайт-интеграции, сострадание — пространством терпимости, таковость – самостью (внутренним «я»). Буддийское «все меняется, будьте бдительны!» Сигел предлагает прожить максимально здоровым образом: гибко адаптируясь к внутренним и внешним процессам, сохраняя фокус на внутренней целостности.

Самость — это главная часть личности, скрытая под нарративом и памятью, эмоциональной реактивностью и привычками.
Оставаясь в «центре» сознания, мы добиваемся ощущения «открытого я», повернутого лицом к миру новых возможностей, и создаем необходимые условия для интеграции состояний.

Биопсихосоциальная модель нормы и патологии психического состояния преображена автором в так называемый «треугольник благополучия». Вершины этого треугольника — сознание, мозг и взаимоотношения.

Наша задача состоит в поиске препятствия в восьми сферах интеграции и освобождения естественного стремления к интеграции сознания, мозга и взаимоотношений в треугольнике благополучия.

Каждое новое положение теории Майндсайта требует авторских трактовок привычных понятий.
Споры о том, что такое сознание, не прекращаются в научном мире. Пока даже нет надежды на то, что будет подведен общий знаменатель. Дэниел Сигел дает собственное определение, что дает ему свободу оперировать понятием сознания в рамках понимания Майндсайта.

Сознание – это поток энергии и информации.

Цель практики майндсайта – это интеграция информационного и энергетического потока в пределах сознания. Описывая процесс здоровой трансформации личности и развития эмоционального благополучия, автор говорит о восьми ключевых сферах: интеграция осознанности, горизонтальной (левое и правое полушарие мозга) и вертикальной (от ствола мозга к коре) интеграции, интеграция памяти, нарративная и межличностная интеграции, интеграция различных состояний, а также темпоральная интеграция.

Говоря о потоке, Сигел использует метафору реки, два берега которой – это хаос и скованность. Самоорганизация человека и процесс интеграции проходит в этом потоке между левым и правым берегом, иначе говоря – крайностями.

Материя и энергия движутся так, чтобы процесс интеграции во всей своей сложности протекал свободно. Здоровая система интеграции характеризуется гибкостью, адаптивностью, связностью, энергичностью и стабильностью.

Мы живем на пороге неизвестности, и у нас хватает смелости, чтобы ее исследовать. Мы балансируем между скованностью и хаосом.
Майндсайт – это способ обрести благополучие через освобождение естественного стремления к интеграции сознания, мозга и взаимоотношений. Это знание не философское и не эзотерическое, речь идет о реальности, ткани повседневности: привычках, поступках, друзьях и семье, питании и стиле жизни.

Выстуление Динеэла Сигела в TEDx на тему «Сила Майндсайта» (The Power of Mindsight)

ПРАКТИКА. ПСИХОЛОГАМ И ПСИХОТЕРАПЕВТАМ

Специалистам особенно будет полезна вторая часть книги, в которой описан практический опыт работы Дэниела с различными нарушениями психологического благополучия: обсессивно-компульсивным расстройством, депрессивным состоянием, проблемами понимания в семейной жизни, эмоциональной холодностью, травмой, ПТСР и т.д. Особую ценность этим описаниям придает изложенная в каждом случае стратегия работы: мишени психотерапии, использованные упражнения, особо тщательно разобраны ошибки ( не вовремя примененная методика, неправильно выбранная техника), логика сессий. Удивительно искренне автор признает, что специалист может пойти не в ту сторону, неправильно оценить ситуацию. Однако при развитом у клинициста навыке майндсайта он не попадается в ловушку задетого самолюбия, а так же открыто и безоценочно продолжает терапевтический процесс, опираясь на внутреннюю мудрость пациента и целительность присутствия.

Психотерапевтическую методику, используемую Сигелом, можно назвать интегративной. В работе он творчески применяет нарративный подход в комбинации с психосинтезом, когнитивно-бихевиоральные техники сочетает с медитативными, системную семейную терапию обогащает коучингом по развитию осознанности. Экзистенциальные вопросы стыда, вины, неопределенности и страха смерти Дэниел так же рассматривает как феномены, требующие интеграции на всех уровнях: от телесного до темпорального.

Дэниел дает советы практикующим клиницистам по сохранению своего собственного благополучия, которое самым непосредственным образом определяет качество их работы.

Внутреннее состояние других — от радости и игривости до грусти и страха — напрямую влияет на наше самочувствие. Механизм заражения иногда заставляет нас не слишком объективно интерпретировать несвязанные события: пообщавшись с человеком в депрессии, серьезность другого мы тоже воспримем как грусть. Психотерапевтам очень важно помнить о такой предвзятости. В противном случае сеанс с предыдущим клиентом отразится на нашем внутреннем состоянии настолько, что мы не будем достаточно восприимчивы к новому пациенту, с которым требуется установить контакт.

Автор подчеркивает особую важность телесной осознанности терапевта.

Повышение уровня чувствительности к собственным телесным ощущениям в сочетании с понижением отклика зеркальных нейронов может помогать нам определять: эти слезы мои, а не твои, эта злость моя, а не твоя. Данные рассуждения, вероятно, кажутся исключительно философскими и лишенными прикладного смысла, но лишь до тех пор, пока вы не окажетесь в эпицентре конфликта, где каждый пытается понять, от кого исходит злоба. Если я, психотерапевт, не отслеживаю грань между мной и другим человеком, то меня захлестнут чувства клиентов, и я утрачу способность помогать им и быстро перегорю.


ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ не столь важны!

Сосредотачиваясь на процессе преобразования (трансформации) личности с целью освобождения ее от ментальных ловушек, понимание причин проблем становится важным исключительно для дифференциальной диагностики. И эта результаты диагностики не всегда имеют решающее значение в выборе стратегии терапии.

Много лет назад, когда о нейронных механизмах подобных расстройств было мало известно, психотерапевты тратили много сил на то, чтобы дойти до сути симптомов. В результате они постоянно гонялись за объектами страха, потому что у пациентов с ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством) один страх часто проходит, только чтобы уступить место другому. Работа с нейронными путями страха, наоборот, предлагает прямой путь к устранению болезненных проявлений.

Исключительную роль Сигел отводит неспецифическим факторам терапии, особенно – целительному присутствию. Вся стратегия работы разваливается, если терапевт не смог быть присутствующим. Никакие техники нейрокоррекции не будут работать при отсутствии готовности к сотрудничеству, ведь мозг – это социальный орган.

О феномене ВЫТЕСНЕНЕНИЯ

Когда мы блокируем осознанность чувств, они все равно продолжают воздействовать на нас. Многочисленные исcледования показали, что нейронные сигналы тела и эмоции влияют на эмоции и принятие решений, хотя мы об этом и не подозреваем. Даже выражение лица и едва уловимые изменения сердечного ритма способны изменять наше мироощущение. Другими словами, можно попытаться убежать от чувств, но нельзя спрятаться от них.

ОБ ИНТУИЦИИ

Неисследованные имплицитные воспоминания формируют убеждения и ожидания. Иногда соблазнительно видеть во внедренных реакциях проявление интуиции или способности чувствовать нутром, помогающих нам глубже понять происходящее. Однако мы способны объяснить их рационально.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ НЕЙРОБИОЛОГИЯ. Мозг как социальный орган

Зеркальный резонанс: когда мы путаем себя с другими, теряется объективность. Резонанс требует, чтобы мы видели четкую грань и помнили, кто мы, однако не лишаясь связи с другим человеком.

Дэниел призывает: принимайте во внимание нейронную реальность наших взаимосвязанных жизней.

Люди, лучше чувствующие свое тело, более способны к эмпатии. Когда мы ощущаем свое внутреннее состояние, то основной путь для резонирования с другими тоже открыт.

О РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. ПРИВЯЗАННОСТЬ И БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ

(…) исследования, доказывающие, насколько важно для нашего развития наличие хотя бы каких- то гармоничных отношений, чтобы чувствовать: мы занимаем место во внутреннем мире другого человека. Это способствует нашему процветанию и дает эмоциональную устойчивость. Нейронные сети, проходящие вокруг сердца и по всему телу, тесно связаны с резонансными каналами мозга. Поэтому ощущение, что нас чувствуют, помогает развить саморегулирование и делает нас более внимательными, вдумчивыми и предприимчивыми. Задолго до научных открытий поэты и дети чувствовали глубоко внутри, что сердце – действительно важный источник знания.

Опираясь на современное понимание работы зеркальных нейронов и теорию привязанности, Дэниел уверяет: фундамент психологического благополучия вашего ребенка и его гармоничное развитие — это родительское глубинное понимание себя. То есть развивая в себе навыки наблюдения за своей внутренней жизнью, вы способствуете правильному развитию своего ребенка. Так, например, автор пишет о нарративной интеграции:

Степень привязанности к нам детей зависит от того, насколько связно мы рассказываем о своем детстве.

Придавая большую значимость родительскому нарративу, Сигел находит связь между ними и типами привязанности у их детей.
Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся их поколения в поколение.

О НЕЙРООСНОВЕ ТРАВМЫ и ПТСР

Дэниел предлагает работать с травмой через интеграцию памяти, постепенно переводя имплицитные воспоминания в эксплицитные, восстанавливая нарратив пациента, мягко возвращая его в телесные осознавания.

В исключительно стрессовых условиях активизируется механизм «бей-беги-замри», и в организм выбрасывается большое количество гормона кортизола, блокирующего работу гиппокампа. Любые механизмы, временно прекращающие функционирование гиппокампа, также останавливают формирование эксплицитных воспоминаний. Такой эффект схож с действием алкоголя или снотворного.

В синдроме ПТСР практически отсутствуют эксплицитные воспоминания произошедшего с нами события, однако имплицитные воспоминания, всплывающие на поверхность в виде вспышек из прошлого, обычно проявляются очень ярко.

ИНТЕГРАЦИЯ СОСТОЯНИЙ. ПСИХОСИНТЕЗ

Автор говорит о «разнообразных состояниях личности», или сущности, которые вольно можно обозначить как субличности.

В любом виде деятельности мы бываем восприимчивы или реактивны (…) Всякое из таких действий в процессе повторения притягивает определенные чувства, навыки, воспоминания, поступки и убеждения и связывает их в единое целое. Некоторые состояния активизируются настолько часто, что участвуют в формировании личности человека, — я называю их состояниями личности. Это те самые многочисленные сущности, рецептивные (восприимчивые) или реактивные, из которых состоит каждый из нас.

Каждая из таких сущностей удовлетворяет какую-то существующую потребность, и эти мотивационные потребности часто противоречат друг другу. Теория внутреннего конфликта заложена в основу всех динамических систем психотерапии, и в рамках майндсайта Дэниел предлагает помочь человеку путем интеграции этих состояний. Автор подчеркивает, что равновесие и многообразие одинаково важны для психического здоровья. Интеграция состояний осуществляется «из центра личности», который автор — вслед за многими психологическими подходами религиозными течениями в философии – определяет как Самость.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Нейропластичность
Интеграция
Резонанс
Эмпатия
Инсайт
Я-карта, ты-карта
Энергия
Информация
Межличностная нейробиология
Привязанность
Имплицитная / эксплицитная память
Инсайт-медитация
Пространство, границы терпимости
FACES поток
Самость

УПРАЖНЕНИЯ

  • Сканирование тела
  • Колесо осознанности
  • Инсайт-медитация

psyhelp-shmeleva.com

Отзывы о книге Майндсайт. Новая наука личной трансформации

Человеческий мозг – самый загадочный орган, который делает людей такими, какие они есть. Он хранит множество нераскрытых секретов и еще больше тайн, а количество мифов, окружающих мозг, не поддается подсчету. Разгадать все возможности не удается даже самым именитым ученым современности, несмотря на то, что медицина и наука шагнули сегодня далеко вперед в своих изысканиях.

Но, не смотря на это, доктор медицинских наук, психиатр Дэниел Сигел, не теряет надежды, и упорно продолжает трудиться в области межличностной нейробиологии, создавая свою «историю» о том, как работает человеческий мозг на основе выведенной им теории о «майндсайте». Так что же такое это такое? – Наверняка каждый, кто возьмет в руки эту книгу, задастся подобным вопросом. Сам автор определяет его так:

«Майндсайт – это тип сфокусированного внимания, позволяющий разглядеть механизмы работы нашего собственного сознания. Благодаря ему мы понимаем происходящие в сознании процессы, не поддаемся их воздействию, отключаем «автопилот» и связанные с ним укоренившиеся модели поведения и привычные реакции, а также выбираемся из ловушек эмоциональных реакций, в которые так часто попадаем…

Майндсайт – это что-то вроде специального объектива, через который мы видим собственное сознание намного четче, чем привыкли… Это действительно уникальная человеческая способность, позволяющая подробно и предельно глубоко рассмотреть процессы, определяющие наши мысли, чувства и поведение. За счет майндсайта мы видоизменяем и перенаправляем свой внутренний опыт, чтобы стать более свободными в повседневной жизни, активнее контролировать будущее и быть «кузнецами своего счастья»

Звучит заманчиво, но все, же не понятно. Как по мне, много воды, и никакой конкретики. И так до последней страницы. И если бы мне сейчас задали вопрос: «Расскажите своими словами, что такое «Майндсайт», где он расположен, каковы его функции и задачи, механизмы возникновения, его структуру и т.п.» — то, простите меня, я не могу его сформировать. Доктор Сигел упорно пытался мне раскрыть эту загадку. Осыпая меня научными теориями и строениями головного мозга («подручная» модель мозга, ствол, лимбические структуры, кора, префронтальная кора, связь нейронов) — с одной стороны, и накладывая их на нервные срывы, стрессы, механизмы неосознанного поведения, страхи, детско-родительские отношения – с другой стороны, — проводя между ними «нейронную» связь, — он каждый раз акцентировал внимание на том, что среди всего этого и находится «Майндсайт» — «объектив», через который человек четче видит, как работает его сознание. И каждый раз, когда мы развиваем способность концентрировать внимание на своем внутреннем мире, мы строим правильные нейронные пути и разрушаем деструктивные паттерны.

Я честно пыталась понять, создавала конспекты, рисовала нейроны и дендриты, разбирала внутренние конфликты своего бытия, И — ничего… я закрыла книгу, истощенная и измученная, с ощущением того, что мой мозг вскипел, так и не найдя ответа, где же прячется его «Майндсайт».

www.livelib.ru

Рецензии на книги Дэниела Сигела

Из трех книг, включенных в сегодняшний обзор, «Дисциплина без драм» – самая смешная. И самая наглядная. Вот вроде бы мы – взрослые люди и умеем читать книжки без картинок. Но когда книжки с картинками, да еще с такими красноречивыми, читать становится гораздо интереснее. И смысл прочитанного добегает до мозга гораздо быстрее.

О чем эта книга? О том, как помочь своему ребенку соблюдать простые правила жизни в семье и обществе, справляться со своими эмоциями, слушать и слЫшать родителей. О том, как приучить ребенка к дисциплине без помощи криков, ежедневных войн и драм.

Авторы книги – психотерапевт и нейропсихиатр – убеждены, что детей нужно не ругать и наказывать, а просто-напросто научить всему тому, что мы от них требуем. И рассказывают, как именно это нужно делать.

Когда ребенок делает что-то не так, первой нашей реакцией обычно является нечто негативное: раздражение, злость, гнев. И тут нужно собрать все эмоции в кулак и постараться сохранить хладнокровие. И задать себе три простых вопроса. Эти три вопроса в идеале стоило бы выучить каждому родителю и использовать как привычный алгоритм, реакцию на любые «выходки» ребенка, реагировать осознанно, а не ругаться «на автопилоте».

Конечно, наказать – гораздо проще. В книге очень остроумно проиллюстрирован этот момент, когда родители ставят провинившегося ребенка в угол, отправляют в детскую «подумать» или лишают сладкого. Как будто наказанные дети когда-нибудь раскаивались и осознавали, как плохо они поступили. Смешно!
Наказание ребенок не воспринимает как следствие своего поступка. Наказание для ребенка – это акт нелюбви и агрессии со стороны родителей. «Мы тебя не любим!» – вот такой посыл получают дети вместе со стоянием в углу.

Но если не наказывать, то как? Как призвать детей к порядку? Здесь, по мнению авторов книги, нам помогут две вещи. Эмоциональный контакт и перенаправление.

Помочь ребенку успокоиться, установить с ним эмоциональный контакт – и перенаправить его от агрессии и неправильного поведения – к правильному. И все время держать в голове мысль: чего именно мы хотим добиться своей реакцией, когда ребенок ведет себя плохо? Что именно хотим до него донести?

Обращая внимание на поведение ребенка, всегда нужно различать: не хочет он что-то сделать – или не может? Не нужно заставлять, предъявлять завышенные не по возрасту требования, перегружать ребенка запретами и необъясненными отказами. Вместо резкого «нет» лучше говорить «да, но». Чтобы ребенок чувствовал, что его любят и ему идут навстречу.

Это и есть эмоциональный контакт. Чувствовать и понимать своего ребенка. Знать причины, которые могли побудить его к агрессии, капризам, непослушанию. Когда малышу годик, мы без проблем объясняем его плач: «спать хочет» или «голодный».

А когда ребенку 5-6 лет, мы почему-то порой приписываем ему слишком «взрослые» мотивы плохого поведения. А он не манипулирует нами, не делает назло. Он, может быть, просто устал или испугался. Если не обесценивать детские чувства и потребности, если слушать и понимать, то, на самом деле, у ребенка станет гораздо меньше поводов для плохого поведения.

И правда. Чувствуя себя защищенным, услышанным, понятым и любимым, кто захочет конфликтовать?

www.livelib.ru

«Майндсайт – вроде умения видеть в темноте»

Psychologies: Зрение, осязание, обоняние, вкус, слух — их называл еще Аристотель. Сейчас исследователи добавляют к этой пятерке интуицию. Так сколько же у нас чувств?

Дэниел Сигел: Наши пять чувств направлены на внешний мир. Шестым я называю интероцепцию — нашу способность воспринимать свои внутренние телесные ощущения. Но есть и седьмое чувство — способность воспринимать и осознавать свои мысли и чувства, а также чувства и мысли других людей, разновидность особым образом сфокусированного и направленного внимания. Я называю его «майндсайт» — умное зрение.

Майндсайт объединяет три компонента. Во-первых, это собственно инсайт, то самое озарение, которое позволяет нам в буквальном смысле увидеть и осознать внутренние процессы, которые происходят в нашем сознании. Во-вторых, это эмпатия, способность чувствовать и воспринимать, что происходит с другим человеком. И в-третьих, интеграция, которая одновременно чтит различия и устанавливает связи. Так что майндсайт — одно из ключевых понятий в межличностной нейробиологии, которой я занимаюсь уже много лет.

Умное зрение можно развивать или оно дано нам изначально?

Его, конечно, можно развивать, как развивают слух, вкус или тактильное восприятие.

С чего начать? Помедитировать, пойти к психологу, обнять дерево?

Обнять дерево — это по-нашему, по-калифорнийски! (Смеется.) Я посвятил книгу упражнениям по развитию майндсайта. Она написана про подростков и адресована подросткам и их родителям. Детство и подростковый возраст — тот критический момент, когда формируются наши нейронные связи. Одно из упражнений, которые я там предлагаю для начала, такое. Когда вы идете по улице, попробуйте использовать не физический взгляд, а майндсайт. Вот вы видите вокруг людей, их тела, как они двигаются, как одеты, и говорите себе: «Это мое физическое восприятие». А затем пробуете представить, о чем этот человек сейчас думает. Или как он думает. И что он, возможно, сейчас чувствует.

Начав осознавать, что с вами происходит, вы будете замечать множество вещей, на которые прежде не обращали внимания

Со временем вы даже начнете чувствовать сквозь время! Вы будете с легкостью ощущать то, что происходило с вами или с другими людьми в далеком прошлом или только будет происходить в будущем. А теперь сравните, что изменилось в вашем отношении к человеку после этого упражнения. Вы просто посмотрели на него, и это было одно впечатление. А вот вы использовали майндсайт — и это совсем другое ощущение человека. Как они различаются? Обычно люди сразу чувствуют разницу. Но иногда нужна тренировка.

Но майндсайт — это еще и осознание себя?

Да, и вот второе упражнение. Выберите минут пять-десять, можно прямо сейчас. Сначала почувствуйте свое тело. Как вы ощущаете свои руки и ноги, туловище? Мышцы? Сосуды? Как вы ощущаете свои внутренние органы — сердце, почки, легкие, печень? Какое у вас общее ощущение от тела — вам в нем легко или тяжело, вы с ним в контакте или не чувствуете его? Затем обратите внимание на то, какие образы возникают перед вашим внутренним взором. Яркие они или тусклые? Какие они по настроению? Что именно вы видите, слышите?

Теперь направьте внимание на чувства и эмоции. Что вы чувствуете прямо сейчас? Возбуждение, спокойствие, страх, усталость, тревогу, предвкушение? Это сильные или слабые эмоции? У вас много энергии или вы опустошены? Вы скорее открыты или закрыты? И теперь — о чем вы думаете именно в этот момент. Мы постоянно о чем-то думаем, но, как правило, не обращаем на это внимания. Идея этого упражнения в том, чтобы начать осознавать, что с вами происходит в каждый момент, — и тогда вы начнете замечать множество вещей, которых никогда про себя не замечали.

Когда я предлагаю подобные упражнения на занятиях по практике внимательности, мне часто говорят: «Я совсем ничего не чувствую. Никаких эмоций». Или: «Я что-то чувствую, но понятия не имею, как это назвать». Почему так происходит?

На наших программах происходит то же самое! Ведь мы вырастаем, не осознавая и не чувствуя себя. Я обычно говорю клиентам, чтобы они не расстраивались, если поначалу им кажется, что они ничего толком не чувствуют, не понимают, что происходит с ними или с другими людьми. Возможно, им будет казаться, что вообще ничего не происходит.

Необходимо понимать, что работа мозга критически влияет на качество жизни и отношений

Я в таких случаях говорю: «У нас есть дневное видение, к которому мы привыкли. Но если с яркого света войти в темную комнату, вы ничего не увидите. Нужно время, чтобы привыкнуть. Ваше зрение должно перенастроиться. И вдруг вы видите, что там — целый мир!»

Майндсайт похож на такое ночное видение — все сигналы поначалу гораздо слабее и тоньше, мы не можем сразу их уловить, а уловив, не понимаем, о чем они. Но со временем, тренируясь снова и снова, мы развиваем у себя эту способность.

Второй вопрос, который часто задают: «А откуда мне знать, что я действительно наблюдаю за своим умом, а не придумываю все это про себя и другого человека? И не превращусь ли я в результате в эгоиста, поглощенного своими переживаниями?»

Если вы развиваете озабоченность собственными внутренними процессами, забыв об отношениях с окружающими и миром, вы не развиваете майндсайт. Ирония ситуации в том, что люди с более интегрированным самосознанием, те, кто одновременно открыты к восприятию внешнего мира и способны легко встраивать полученные сигналы в свой опыт, — такие люди, как правило, добрее и больше склонны к эмпатии и проявлению сострадания. Мы проводили много исследований на эту тему. С другой стороны, если мы поглощены происходящими в себе процессами, у нас теряется связь с внешним миром и мы рискуем стать эгоистами. Вот почему я подчеркиваю, как сильно мы все связаны между собой. Ни один человек не выживет в одиночку.

В вашей книге семилетняя девочка, чья мама после автомобильной аварии потеряла способность выражать свои эмоции, задает поразительный вопрос: «Но почему для того, чтобы любить меня, ей нужен мозг? Разве ей недостаточно сердца?»

Да, дети обладают даром точных вопросов. Я тогда ответил этой девочке, что ее мама, конечно, любит ее не меньше, чем до аварии, но она не может больше выражать свою любовь, потому что за эту способность отвечает наш мозг. И девочке стало легче.

Говоря о мозге, вы имеете в виду, по сути, всю нервную систему.

Да, я считаю, что мозг — это проявленный в теле невральный механизм, формирующий поток энергии и информации внутри человека и между человеком и окружающей средой. И этот расширенный мозг включает в себя «мозг в сердце» и «мозг в желудке» — обширные группы нейронов, которые играют не менее важную роль в нашей жизни, чем головной мозг. Наш мозг, если хотите, распределен по всему телу.

Вы утверждаете, что сегодня, чтобы быть счастливым и здоровым, надо изучить свой мозг. Почему?

Необходимо понимать, что именно работа мозга критически влияет на качество жизни и отношений. Например, мы обнаружили, что структурные изменения в мозге людей, занимающихся практикой внимательности, аналогичны изменениям, которые мы видели у тех, кто в раннем детстве был лишен заботы родителей и теперь проходил терапию для восстановления нарушенной привязанности. И это совершенно невероятное открытие, потому что многие считают, что медитация должна избавить нас от привязанностей.

Это означает, что, в каких бы жизненных обстоятельствах мы ни оказались, мы можем влиять на качество своей жизни. Меняя работу мозга, мы можем сделать жизнь лучше. И надо пользоваться этой возможностью.

Об эксперте

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — врач, профессор Медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, директор основанного им Института майндсайта. Родоначальник нового поля исследований — межличностной нейробиологии, которая напрямую относится к нашей повседневной жизни: здоровью, отношениям, благополучию. Среди тех, кто слушал его лекции, — Папа Иоанн Павел II, далай-лама, король Таиланда и руководство Google.

Читайте также

www.psychologies.ru

Дэниел Сигел — Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

В этой книге известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания, исследует медитацию и различные духовные практики. Он объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия, чтобы доказать важность и полезность медитации в нашей повседневной жизни.На русском языке публикуется впервые.

Дэниел Сигел

Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию

Daniel J. Siegel

The mindful brain

Reflection and Attunement in the Cultivation of Well-Being

Научный редактор Евгений Пустошкин

Издано с разрешения W. W. Norton & Company, Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© 2007 by Mind Your Brain, Inc.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Майндсайт

Новая наука личной трансформации

Дэниел Сигел

Осознанность

Как обрести гармонию в нашем безумном мире

Марк Уильямс, Дэнни Пенман

Эссенциализм

Путь к простоте

Грег МакКеон

Правила мозга

Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Джон Медина

Посвящается Кэролайн

Добро пожаловать в путешествие по средоточию нашей жизни. Внимательное осознавание, обращение сознания к богатству переживаемого нами здесь и сейчас опыта оказывает влияние на физиологические и ментальные процессы и углубляет межличностные отношения. Сейчас это можно считать научно установленным фактом. Полноценное присутствие в своем осознавании открывает нам новые перспективы благополучной жизни.

У всех народов мира, во всех культурах существуют практики, помогающие человеку развивать осознавание настоящего. В главных мировых религиях используются те или иные методы сосредоточения внимания – от медитации и молитвы до йоги и тайцзи[1]. В разных традициях используют разные подходы, но все они имеют одну цель – намеренно сфокусировать сознавание таким образом, чтобы преобразить жизнь. Внимательное осознавание – универсальная цель всех культур. Хотя практика внимательности часто воспринимается в качестве разновидности навыка управления вниманием, фокусирующего сознание на пребывании в настоящем, в этой книге производится глубокое рассмотрение данной практики как формы поддержания здоровых отношений с самими собой.

В моей родной дисциплине – науке о межличностных отношениях в семье – мы пользуемся понятием attunement – сонастройки, созвучия, приспособления. Сквозь призму этого понятия мы исследуем способы, какими какой-либо человек, например родитель, фокусирует внимание на внутреннем мире другого человека, скажем, собственного ребенка. Такая сфокусированная сонастройка с разумом другого человека формирует нейронные связи, позволяющие двум людям ощущать, что они «чувствуют» друг друга. Это состояние жизненно важно, если люди хотят, чтобы их отношения были живыми, энергичными, исполненными взаимопонимания и мира. Исследования показывают, что отношения, базирующиеся на подобной сонастройке, способствуют укреплению сопротивляемости организма и долголетию. Наше понимание практики внимательного осознавания выстраивается на основе результатов исследований межличностной сонастройки, а также саморегулирующей функции сфокусированного внимания. Они говорят о том, что внимательное осознавание является формой межличностной сонастройки. Другими словами, поддержание внимательного осознавания является способом стать лучшим другом самому себе.

Мы рассмотрим то, каким образом сонастройка может привести к развитию нашего мозга в направлении более сбалансированной саморегуляции. Это осуществляется посредством активации процесса нейрогальной интеграции, обеспечивающей гибкость отношений и понимание самого себя. Это ощущение того, что нас «чувствуют», ощущение неразрывной связи с миром может помочь нам понять, как сонастройка с самими собой посредством практики внимательного осознавания позволяет оздоравливать эти физические и психологические измерения и достичь благополучия.

Изучение физиологии мозга помогает увидеть общность механизмов этих двух форм внутри– и межличностной сонастройки. Исследуя нейрональный аспект нашего функционирования и его возможную корреляцию с внимательным осознаванием, мы сможем понять, почему и как практика внимательности достоверно укрепляет иммунную систему, улучшает самочувствие и усиливает нашу способность к здоровым межличностным отношениям, основанным на взаимопонимании.

Я не являюсь последователем какой-либо конкретной традиции медитации или практики внимательности, также я никогда не проходил обучение медитации до того, как начал данный исследовательский проект. Таким образом, в книге представлен свежий взгляд на медитативную практику, не скованный никакой одной специфической перспективой. В книге предложено исследование общей концепции медитации. Внимательное осознавание можно культивировать многими путями – от опыта сонастройки отношений до подходов в образовании, способствующих развитию способности к созерцанию, и до формальной медитативной практики.

В настоящее время мы отчаянно нуждаемся в новом способе бытия – внутри себя, в учебных заведениях и в обществе. Современная культура в ходе своего развития создала мир, обремененный множеством серьезных недостатков, в котором индивиды страдают от отчуждения. Даже школы перестали вдохновлять на свершения и отстранились от учащихся. Создано общество, лишенное моральных ориентиров, которые подсказали бы нам, как продвигаться к созданию глобальной общности человечества.

Я наблюдал, как мои дети растут в мире, где люди испытывают все большее отчуждение от человеческих отношений, с эволюционной точки зрения требующихся для нормального функционирования нашего мозга, – эти отношения перестали быть частью наших образовательных и общественных учреждений и систем. В современной жизни, к великому сожалению, отсутствуют человеческие отношения, помогающие формировать жизненно необходимые нейронные связи. Мы не только теряем способность сонастраиваться друг с другом – лихорадочный темп жизни не оставляет нам времени настроиться даже на самих себя.

Как врач, психиатр, психотерапевт и преподаватель я был удручен тем, насколько отчуждены от понятий душевного здоровья очень многие клиницисты. Во время лекций, которые я читал по всему миру, я задавал более чем 65 тысячам профессиональных психиатров и психотерапевтов вопрос: проходили ли они когда-либо курс по проблемам сознания или же психического здоровья. И в 95 процентах случаев слышал ответ «нет». Так чем мы в таком случае занимаемся? Не настало ли время осознать существование сознания как такового – и не исключительно с целью выявлять симптомы разных расстройств?

Культивирование понимания сознания, основывающегося на прямом переживании, как раз и представляет собой непосредственную цель практики внимательного осознавания. Мы пришли в этот мир не только для того, чтобы понять собственное сознание, но для того, чтобы обнять наш внутренний мир и души других людей добротой и состраданием.

Я глубоко надеюсь, что, помогая друг другу сонастраиваться со своим сознанием, мы сможем вывести себя и нашу культуру за пределы множества автоматических рефлексов, которые ведут человечество по пути саморазрушения. Потенциал человеческих способностей к состраданию и сочувствию огромен. Реализация этого потенциала в наше трудное время может стать проблемой, но, быть может, ее можно разрешить непосредственным образом – через сонастройку с самими собой, своим сознанием, своими отношениями, совершаемую из мгновения в мгновение.

Методологический подход

Внимательное осознавание – очень важное, придающее силу внутреннее переживание, и в этой книге по необходимости будет представлено сочетание личных путей познания с объективным научным видением природы мозга и сознания. В этом суть и изюминка книги – я попытался объединить субъективную сущность практики внимательного осознавания с объективным анализом непосредственного чувственного восприятия, подкрепленным данными научных исследований, и вместе с тем наметить пути практического приложения этих идей.

Отчетливое понимание разных путей познания чрезвычайно важно для движения вперед: субъективный опыт, наука и профессиональное их приложение к практике суть три самостоятельных раздела знаний, необходимых в качестве координат реальности, и их грамотное соотнесение необходимо для того, чтобы их объединение стало полезным и ценным. Преждевременное объединение этих трех элементов может привести к ошибочным выводам о субъективности, неверной интерпретации научных данных и безграмотным приложениям этих идей к клинической практике и обучению. Отчетливое усвоение идей, опыта и данных научных исследований подготовит нас к «чистому» приложению их синтеза к делу помощи людям – мы сможем помочь им познавать, перерастать и облегчать страдания. Если мы с излишней поспешностью смешаем эти идеи ради ускорения их «практического» приложения, то возрастет риск путаницы в наших взглядах на разум, сознание и их работу.

nice-books.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *