Депривация психологическая: Психическая депривация

Психическая депривация

Содержание статьи

1. Подходы к пониманию психической депривации

2. Основные факторы формирования психической депривации

3. Виды психической депривации

Острый социальный кризис сказался как на материальном положении семьи, так и на ее нравственном здоровье. Одним из негативных феноменов современности становится развитие так называемого социального сиротства, ежегодное увеличение детей, частично или полностью лишенных родительской заботы вследствие высокой занятности родителей, наркомании, алкоголизма, лишения родительских прав. В результате дефицита контактов с взрослыми, отсутствия или недостаточности эмоционального сопереживания, эмоционального принятия, информации об окружающем мире, отсутствия удовлетворения познавательных потребностей у ребенка может возникнуть психическая депривация.

Подходы к пониманию психической депривации

Определение 1

В современной научной литературе под психической депривацией понимается патологическое неудовлетворение потребностей в результате отделения личности от источников их удовлетворения; психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, в которых субъект не имеет возможностей для удовлетворения жизненных психических потребностей в полной мере на протяжении длительного периода времени.

Состояние имеет пагубные последствия. Термин активно функционирует в медицинской и психологической литературе.

Зачастую термин «психическая депривация» используется как синоним госпитализма. Вместе с тем, госпитализм выступает лишь условием для развития депривации, не может выступать тождественным номинации психологического состояния. Следует также разграничивать категории фрустрации и депривации.

Основные факторы формирования психической депривации

В качестве основных потребностей, отсутствие удовлетворения которых приводит к формированию психической депривации, можно выделить следующие:

  • потребность в нужном количестве, изменчивости в форме стимулов;
  • потребность в оптимальных условиях для действенного учения;
  • потребность в установлении первичных социальных связей, которые могут стать основой социализации ребенка, его последующей интеграции в общество;
  • потребность в социальной самореализации, представляющая возможности для овладения ценностными целями, системой аксиологических модусов, раздельными общественными ролями.

Таким образом, полноценное развитие ребенка представляется возможным лишь при условии его пребывания в социальной среде, богатой сенсорными стимулами, обеспечивающей возможности постоянного контакта с окружающими в процессе познания, принятия, усвоения социального опыта. В случае отсутствия полноценных контактов с окружающей социально-природной средой у ребенка могут деформироваться многие базовые установки личности, деструктивные формы социального поведения.

Виды психической депривации

Выделяют следующие виды депривации:

  • сенсорная, стимульная депривация, обусловленная низким количеством сенсорных стимулов либо их ограниченная модальность, изменчивость;
  • когнитивная депривация, депривация смыслов, значений, обусловленная отсутствием четкой, упорядоченной картины мира, ее хаотичной, изменчивой структурой, не дающей возможности понимать, регулировать, прогнозировать происходящее извне;
  • эмоциональная депривация – невозможность или ограниченность возможностей установления эмоциональных интимных отношений с каким-либо лицом либо разрыв таких отношений;
  • социальная депривация, депривация идентичности – невозможность, ограниченные возможности овладения определенными социальными ролями.

Отдельно следует выделить депривацию доверия – разочарования во взрослых, недоверия к ним, которое выступает причиной глубинных личностных деприваций.

Замечание 1

Таким образом, психическая депривация представляет собой сложный психический феномен, затрагивающий все сферы личностного развития, проявляющийся в глубинных личностных деформациях, искажениях поведения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.11.2021

Депривация — Психологос

Депривация – лишение человека тех обстоятельств жизни, к которым человек привык с детства, как жизненно необходимым, а также состояние человека при невозможности удовлетворения таких витальных потребностей.

Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

Пищевая депривация – принудительное голодание, двигательная депривация – лишение возможности двигаться и т. п. Когда о депривации говорят психологи, они чаще всего имеют в виду недостаток сенсорных и социальных стимулов, лишение человека социальных контактов и живых впечатлений.

Влияние депривации на взрослых людей

Депривация депривации рознь. Если лишение возможности пользоваться мобильником здоровью не вредит, то длительное лишение человека сна реально опасно для здоровья. Принудительное сокращение сна по сравнению с необходимой для данного человека нормой вызывает снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрату критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и возникновение зрительных и слуховых галлюцинаций. Депривацию сна ранее нередко использовали в тюрьмах в отношении заключенных до пор, пока это официально не было признано пыткой и стало запрещено.

Для обычного человека практически любая депривация – это неприятность. Никому не хочется вдруг лишиться пищи, сна, возможности двигаться и других жизненно необходимых вещей, к которым мы привыкли. Депривация – это лишение, и если это бессмысленное лишение несет тревогу, люди депривацию переживают тяжело.

Особенно ярко это проявилось в экспериментах по сенсорной депривации. В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы – лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация – верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций – все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее.

Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна – это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования. Пищевая депривация вовсе не обязательно сопровождается страданиями, начинают страдать от голодания только те, кто к этому не привык и для кого это насильственная процедура. Те, кто сознательно практикует лечебное голодание, знают, что уже на третий день в организме возникает ощущение легкости, и подготовленные люди даже десятидневное голодание переносят легко.

То же касается и сенсорной депривации. Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Более того, ему это настолько понравилось, что он стал погружаться в эти ощущения и фантазии, стимулируя их возникновение наркотиками. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа «Путешествие в поисках себя».

Влияние депривации на развитие ребенка

Длительная депривация в жизни ребенка задерживает его развитие. Недостаток сенсорных и социальных стимулов в процессе развития ребенка приводит к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Данный феномен был описан еще Я. А. Коменским, позднее — Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в XX в. – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума.

Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х гг. XX в. исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц). Согласно Лангмейеру и Матейчеку (Й. Лангмейер, 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте»), для полноценного развития ребенка необходимы:

  1. Многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию.
  2. Удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию.
  3. Социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации.
  4. Возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

Выраженный эффект замедления и искажения развития детей вследствия той или иной формы депривации получил название госпитализма.

 

 

С другой стороны, некоторые формы депривации детям могут быть скорее полезны, поскольку не любые живые впечатления помогают его росту и взрослению, не всякая социальная среда работает на приобщение ребенка к высокой культуре. Есть наблюдения, что длительная (от года до двух лет) болезнь ребенка в период от 10 до 14 лет способствовала развитию и взрослению ребенка, поскольку охраняла от пустого трепа и глупых, а то и опасных увлечений, распространенных в средних во всех отношениях школах. Возможность почитать хорошую литературу и побыть в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями и хорошими авторами, делала ребенка более глубоким и чистым человеком. Альберт Лиханов называет депривацией этап своей жизни, когда он был изолирован от подростковой среды, наполненной грубостью и матом. Да, вследствие этого он оказался матерно недоразвит и был вынужден «догонять» своих сверстников, но правда ли является благом для подростка умение материться? Можно спорить, называть ли депривацией лишение подростков возможности погружаться в мир компьютерных игр, но умные родители от компьютерных игр своих детей ограждают.

По крайней мере, ограничивают на это время, привлекая к другим делам, чтобы дети не превращались в чудовищ по типу Саши Фокина.

 


 

 

Депривация — AS Psychology

A01 Депривация: нарушение привязанности

Потеря эмоциональной заботы, которая приводит к разрыву эмоциональных связей

со своими матерями или заменителями матери», то у ребенка возникнут трудности
1. в установлении отношений с другими людьми и
2. возникнет риск поведенческих расстройств.

Гипотеза Боулби о материнской депривации состоит из трех компонентов

Непрерывные отношения между ребенком и матерью (или заменой матери) важны.
 Прерывистая связь становится нестабильной и менее предсказуемой. Это, в свою очередь, нарушает развитие привязанности. Развитие этих непрерывных отношений должно происходить в критический период.
 Если ребенок переживает повторные разлуки (до 2,5 лет), он, вероятно, станет эмоционально неуравновешенным. Существует постоянный риск беспокойства до 5 лет. После этого дети лучше переносят разлуку.
Материнский опекун 
Боулби не говорил, что отношения должны быть с родной матерью ребенка. Материнский описывает материнство либо от родной матери, либо от матери-заместителя. Монотропия: ребенку необходимо сформировать отношения с одним основным опекуном, чтобы произошло здоровое эмоциональное развитие.

Основные исследования последствий депривации

Цель: выяснить, связаны ли ранние разлучения с поведенческими расстройствами, и проверить гипотезу материнской депривации.

Процедуры: 88 детей (5-16 лет) обратились в детскую консультацию.
44 были ворами (16 аффективных психопатов — поведенческое расстройство, при котором у человека отсутствует чувство вины, стыда и социальной совести)
44 были неворами (контрольная группа)
Опрошены дети и их семьи относительно их раннего жизненного опыта.

Выводы:
Было обнаружено, что 86% безэмоциональных психопатов часто разлучаются со своей матерью в раннем возрасте. Тогда как только у 17% других воров были частые разводы. В контрольной группе для сравнения сообщалось, что менее 4% детей были разлучены.

Выводы:
Находки подтверждают гипотезу материнской депривации
Существует связь между ранним разводом и последующей социальной дезадаптацией.
Тяжелая депривация может привести к аффективной психопатии, в то время как менее серьезная депривация может привести к антиобщественному поведению (воровству).


A02: Оценка исследований депривации

Одна из критических замечаний по поводу гипотезы материнской депривации заключается в том, что доказательства, представленные Боулби, являются корреляционными. Это означает, что мы не можем вывести причину и следствие. В этой ситуации мы не можем утверждать, что депривация вызывает аффективную психопатию или делинквентное поведение. Мы можем просто определить, что между ними существует связь.

Вторая критика гипотезы материнской депривации заключается в том, что данные Боулби о разлучении были собраны ретроспективно и могут быть ненадежными. например, люди могут переоценивать или недооценивать частоту, поскольку их воспоминания могут быть неточными. В дополнение к этому данные являются личными для человека, и могут быть эффекты интервьюера.

Третья критика гипотезы материнской депривации заключается в том, что материнская депривация может не влиять на дальнейшее развитие. Доказательства, которые были сопоставлены, были собраны у детей, которые все были направлены в клинику, они, возможно, испытали многие виды депривации. Следовательно, это может быть не материнская депривация, а другие формы депривации, повлиявшие на дальнейшее развитие. Кроме того, детей, переживших лишения, могли ошибочно назвать обездоленными.

Четвертая слабость гипотезы материнской депривации заключается в том, что исследования показали, что разлучение не приводит к дезадаптации. Bowlby (1956) изучал детей с туберкулезом (которые находились в больнице и переживали разлуку со своими матерями) и их сверстников. Было обнаружено, что между двумя группами не было различий в психологической оценке в возрасте 7 и 14 лет.
Поэтому предполагается, что депривация не оказывает негативного влияния на развитие. Боулби также объяснил, что это может объясняться индивидуальными различиями, поскольку дети, которые надежно привязаны, могут лучше справляться с депривацией.

Robertson & Robertson (1971) 
Пример Джона: последствия нарушения привязанности.

Джон провел 9 дней в яслях-интернатах, так как его Мать была в больнице. В течение этого времени у персонала было очень мало времени, чтобы уделять Джону внимание его эмоциональным и личным потребностям. Джона сняли на видео, и результаты показали, что он стал замкнутым и отчаянным. когда его мама пришла забрать его, Джон отверг ее и выказывал по отношению к ней вспышки гнева.

По сравнению с детьми, находившимися в приемных семьях (Джойс Робертсон была приемной матерью), которые могли приносить с собой личные вещи из дома и навещать своих родителей в больнице , был сделан вывод, что если была предоставлена ​​заместительная эмоциональная помощь, то последствия депривации можно избежать.

Положительные последствия гипотезы материнской депривации

  1. 1. Гипотеза материнской депривации привела к формулированию эволюционной теории привязанности.
  2. 2. Гипотеза материнской депривации повлияла на то, как мы лечим детей в больницах. Уход изменился, и теперь родители активно поощряют оставаться на ночь, чтобы предотвратить депривацию и ускорить выздоровление по мере снижения беспокойства.

Психологические паттерны, характерные для депривации: последствия институциональной депривации

Выбранный тип: Мягкая обложка

Количество:

51,95 $

Сэр Майкл Дж. Раттер, Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Яна Крепнер, Роберт Кумста, Вольф Шлотц, Сюзанна Стивенс, Кристофер А. Белл, Меган Р. Гуннар (Комментарии)

ISBN: 978-1-444-33839-3 май 2010 г. Уайли-Блэквелл 200 страниц

  • Печать

    Всего от 51,95 долл. США

Мягкая обложка

51,95 $

Загрузить рекламный проспект

Загрузить рекламный проспект

Загрузить флаер продукта для загрузки PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание.

Описание

Исследование английских и румынских усыновленных (ERA) представляло собой бесценный «естественный эксперимент», в ходе которого был осуществлен быстрый и точно рассчитанный переход от глубоко лишенной среды в румынских учреждениях к в целом хорошо функционирующим приемным семьям в Англии. Мультимодальные методы оценки использовались во всех оценках в возрасте 4, 6, 11 и 15 лет. Четыре ключевых вывода были особенно поразительны. Во-первых, институциональная депривация была связана с явно специфичным для депривации паттерном комбинаций квазиаутизма, расторможенной привязанности, когнитивных нарушений и невнимательности/гиперактивности. Во-вторых, продольные кривые роста показали относительное замедление роста между 11 и 15 годами (возможно, из-за раннего полового созревания).

В-третьих, институциональная депривация без недоедания была связана с серьезным нарушением роста головы. В-четвертых, последствия институциональной депривации были столь же сильны в 15 лет, как и раньше в детстве.

Об авторе

Профессор сэр Майкл Раттер (доктор медицинских наук, 1963 г., Франциск) принимал участие в проекте с самого начала, от пилотного исследования в 1992 г. до настоящего времени. Что касается работы, описанной в этой монографии, он вместе с Эдмундом Сонуга-Барке несли совместную ответственность в качестве одного из двух главных исследователей (PI). Оба принимали участие во всех аспектах планирования исследования, проведения анализов и оформления результатов. Майкл Раттер проявлял особый интерес к возможным психологическим паттернам, характерным для депривации, и лично наблюдал около четверти выборки, уделяя особое внимание тем, у кого возникла возможность таких паттернов.

На протяжении всего исследования он выступал в качестве клинического консультанта, доступного для обсуждения и клинических консультаций семьями участников всякий раз, когда возникали вопросы или опасения по поводу возникших трудностей. Тем не менее, центр клинической роли заключался в том, чтобы помочь семьям получить доступ к соответствующим услугам, а не в том, чтобы предоставлять эти услуги самому.

Профессор Эдмунд Дж. Сонуга-Барке (доктор философии, 1988 г., Эксетерский университет) — профессор психопатологии развития и директор Лаборатории развития мозга и поведения Саутгемптонского университета. Он проявляет особый интерес к причинам деструктивных поведенческих проблем, особенно СДВГ, но имеет публикации в таких различных областях, как эпидемиология, генетика, нейровизуализация, электрофизиология, нейропсихология, исследования лечения и исследования последствий для здоровья. Он присоединился к исследованию ERA в 2003 году, работая вместе с Майклом Раттером в качестве со-PI, заведующего кафедрой в Институте психиатрии. В этом качестве он приложил особые усилия, чтобы ввести в проект как генетические исследования, так и исследования мозга. У него есть дополнительная кафедра детской психиатрии в Нью-Йоркском университете и приглашенная кафедра в Гентском университете. Он избран главным редактором Журнал детской психологии и психиатрии .

Содержание

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАННЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ И РУМЫНСКИХ ПРИЕМНЫХ (ERA) ИССЛЕДОВАНИЯ (Майкл Раттер, Эдмунд Дж. Сонуга-Барк и Дженнифер Кастл).

2. МЕТОДЫ И МЕРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАБЛЮДЕНИЯ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ АНГЛИЙСКОГО И РУМЫНСКОГО УСЫНОВЛЕННОГО (ERA) ИССЛЕДОВАНИЯ (Англо-румынская исследовательская группа).

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕПРИВАЦИЕЙ (Роберт Кумста, Яна Креппнер, Майкл Раттер, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Сюзанна Стивенс и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).

4. ТЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЕПРИВАЦИИ: РАННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ ДО 15 ВОЗРАСТА И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (Яна Креппнер, Роберт Кумста, Майкл Раттер, Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Сюзанна Стивенс и Эдмунд Дж. Сонуга-Барк ).

5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИЙ И ПРОБЛЕМ С СРАВНИКОМ ПОСЛЕ РАННЕЙ ДЕПРИВАЦИИ
(Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Вольф Шлотц и Яна Креппнер).

6. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ, КОНКРЕТНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И
УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: АНГЛИЙСКИЙ И РУМЫНСКИЙ ПРИЕМНЫЙ (ЭРА) ИССЛЕДОВАНИЕ (Селия Беккет, Дженнифер Кастл, Майкл Раттер и Эдмунд Дж. Сонуга-Барке).

7. ФИЗИЧЕСКИЙ РОСТ И ЗРЕЛОСТЬ ПОСЛЕ РАННЕГО ТЯЖЕЛОГО
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЛИШЕНИЯ: ОПОСРЕДСТВАЮТ ЛИ ОНИ КОНКРЕТНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ? (Эдмунд Дж. Сонуга-Барке, Вольф Шлотц и Майкл Раттер).

8. ОСОБЕННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСЛЕ Усыновления (Дженнифер Кастл, Селия Беккет, Майкл Раттер и Эдмунд Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *