Деструктивное поведение это поведение – Деструктивное поведение — профилактика, причины, виды

Содержание

Понятие «деструктивное поведение». Теоретические подходы к сущности деструктивного поведения — ВУЗРУ

Деструктивное поведение — межотраслевой предмет изучения многих наук гуманитарного направления. Интерес к нему остается на протяжении всего развития психологии и возрастает в последнее десятилетие, что подтверждает увеличение количества публикаций, по данной проблеме. Вместе с тем, в исследовании деструктивного поведения сохраняются нерешенными некоторые важные вопросы: не выработана единая психологическая доктрина деструктивного поведения; требуют конкретики теоретические подходы к сущности деструктивного поведения и стилю его реализации.

Категория деструктивного поведения в психологической науке не нова. Основателем деструкции как основного термина понимания фундаментальной онтологии является М. Хайдеггер [21]. Для раскрытия сути данного термина, автор определяет признаки деструктивности, к ним относятся открытость существования, самоидентификация личности, представленность бытия человека перед «ничем», предрасположенность к деградированию человеческого бытия, ассимиляция в «бытие с другими». До сегодняшнего дня дискуссионной остается тема о многоаспектности деструктивного поведения. Так, в первой половине ХХ века биологами собрано много эмпирического материала, доказывающего о врожденной склонности к деструктивности. Но требуется отметить, что анализ деструкции гуманитарными науками помогает констатировать факт об общественной природе категории деструктивного поведения, формируемой в результате становления личности.

В основе такой констатации лежат предпосылки историко-культурной теории Л.С. Выготского [4], утверждающие, что в ходе личностного развития требуется разграничить биологическую сформированность (являющуюся плодотворной почвой развития человека) и культурную развитость (появляющуюся в процессе налаживания общественных отношений). Последователями Л.С. Выготского тоже исследовалось формирование специфических характеристик личности под влиянием внешней среды (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), что позволило прийти к выводу о том, что деструктивное поведение возникает под влиянием нестабильных общественных отношений индивида.

В произведении Э.Фромма «Душа человека» (1964) [19] ученый утверждает на том, что главным мотивом выбора индивида агрессивного поведения становятся социальные условия, общественная среда. Исследование категории деструкции было продолжено Э. Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) [20]. Изучая психологические стороны жизни первобытных племен, исследователь приходит к выводу о том, что деструктивность невозможно отнести к врожденным свойствам личности, ни к элементам любой «человеческой натуры», вынося постулат о социальности анализируемого феномена.

С изданием трудов Э. Фромма начался период активного исследования деструкционного поведения, однако по настоящее время есть множество проблем, которые связаны с установлением содержания категории деструкции. Подобные обзоры, как правило, фрагментарны и не имеют четких выводов.

К примеру, разграничением терминов «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение» занималась кандидат психологических наук Л.Г. Гребенщикова. Но, в работе автор не раскрывает своего взгляда на рассматриваемый вопрос и в итоге подчеркивает, что данные понятия не тождественны и имеют сложную взаимосвязь. Последние годы в психологии выделяется подход, рассматривающий девиантное поведение как «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий» [6, с. 48]. Нельзя безоговорочно принять данную точку зрения, поскольку не каждая девиация носит деструктивный характер, однако любая деструкция по содержанию является девиантной.

В связи с этим обратим внимание на современный подход к изучению деструктивного поведения, разработанный К.В. Злоказовым и В.Б. Куликовым, где исследуемая категория тесно связано с понятием норма, а точнее с нарушением границ нормы. Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д. Подчеркнем, что по мнению авторов статьи, деструктивное поведение основано на разрушительном характере действий, что как следствие деформирует структуру общества.

Достаточно интересен философский аспект исследуемого вопроса, который представлен в трудах И.В. Лысак [13, с.162]. Автор предлагает подвергать анализу не просто деструктивное поведение, а деструктивную деятельность, мотивируя свой подход тем, то только человеку (индивида) присуща деятельность, в то время как поведение может быть и у животных. Основываясь на такой позиции И.В. Лысак дает следующую трактовку деструктивной деятельности — « это специфическая форма активного отношения субъекта к миру, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем». Несмотря на то, что автор подробно исследует категорию деструктивности, этот подход, по нашему мнению, не достаточно подходит для психологии. Из рассмотренной выше дефиниции становится ясно, что И.В, Лысак объединяет категории деятельности и деструктивности в одну смысловую единицу, что противоречит мнению российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Следовательно, понятие «деструктивное поведение» становится наиболее подходящим для дальнейшего исследования данной категории именно в психологии.

Все современные исследования, в которых проводится анализ категории деструктивного поведения можно разделить на 2 группы. Некоторые авторы применяют раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (Приложение А, табл.1) — большая часть авторов применяют в качестве методологической основы интегративный подход, в одном случае использован гуманистический подход; другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (Приложение Б, табл.2).

Основным признаком деструктивного поведения следует считать неадекватные поведенческие реакции на внешние раздражители (стрессы, проблемы и конфликты, в ответ на которые, при наличии вариантов стратегий разрешения, преобладать будут разрушительные действия). К примеру, статистический анализ попыток суицида, имеющих ярко выраженный аутодеструктивный характер, среди подростков и юношей и дает возможность утверждать о неспособности их выйти из стрессовой, проблемной или конфликтной ситуации. Итогом этого фрустрирующего поведения и становится суицид, как единственно возможный способ разрешения ситуации.

Другим признакомдеструктивного поведения считают несогласованность целей и мотивовдеструктивного поведения. Эта особенность выражается в частом побуждении кдеструктивным действиям, приводящим к превалированию отрицательных мотивовсвязанных с разрушительными действиями, хотя, не всегда осознаваемых индивидом.На основании этого, итогом деструктивного поведения становитсясамоидентификация индивида, которому присуще такое поведение. Внутренняямотивация, детерминирующая характер деструкций (на себя или других), в основномобращена на рост самооценки, приобретении уверенности и формирование положительногоотношения к себе. Следующим признаком деструктивного поведения необходимосчитать дестабилизацию межличностных отношений.

Отметим, что деструктивное поведение частично, а затем и в полном объеме заменяет межличностные отношения на погружение в мир деструктивных идей. Относительно аддиктивного поведения, как одном из типов деструкции, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [11] пишут: «эмоциональные отношения с людьми при этом постепенно все больше нарушаются. Это выражается в уменьшении общительности, в уходе от реальности, нарастающей изоляции от других людей».

Кроме того, признаком, позволяющим отграничить деструктивное поведение от иных форм девиаций, является четко выраженный деструктивных характер. Деструктивное поведение, по мнению Л.Г. Гребенщиковой [5], выражается в агрессивности, жестокости, враждебности, дестабилизации существующего порядка, причинении морального и материального ущерба, разрушении существующих объектов и систем, непосредственной угрозе для жизни (как своей, так и чужой), переживании страдания (самим человеком или окружающими его людьми), хронической или сиюминутной атрофии чувств.

К выделенным автором признакам деструктивного поведения, по нашему мнению, необходимо добавить склонность к импульсивным поступкам, стремление к доминированию, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, отсутствие самоконтроля, неразвитую рефлексию. Эти характерные особенности деструктивного поведения способны разрушить структуру личности и могут быть рассмотрены в качестве комплекса показателей деструктивного поведения индивида. В результате проведенного исследования, предложим свое определение данной категории. Мы полагаем, что деструктивное поведение представляет целенаправленную систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью разрушения личностной или социальной структуры.

vuzru.ru

как проявляет себя Человек Неразумный

Деструктивное поведение, в отличие от животных, свойственно людям (homo sapiens), и, в отличие от животного мира, оно негативно влияет не только на них самих, но и на весь человеческий род.

Люди лгут, осознанно вредят своему здоровью, совершают самоубийства и убивают своих собратьев по биологическому виду. Наука пытается объяснить, почему самый разумный из биологических видов ведет себя так неразумно.

Деструктивное поведение — Вредные привычки

Курение и алкоголь вредят здоровью, и этот факт прекрасно известен всем, что курит и пьет. Получается, что человек вполне осознанно делает себе плохо, и это явно требует каких-то объяснений. Ученые, исследовавшие причины такого поведения, поясняют, что есть несколько важных причин.

Первая и основная – человек на самом деле не может по-настоящему осознавать вред, когда он отсрочен во времени. То, что произойдет из-за вредных пристрастий где-то через 10 или 20 лет, никак не влияет на поведение сегодня, это особенность нашей психики.  Вот если бы сразу после сигареты случался инфаркт или врачи на следующее же утро диагностировали рак, это стало бы реальным стимулом.

Еще одна чисто человеческая особенность, заставляющая нас таким образом вредить самим себе, — это прекрасное умение включать рационализацию. «Моя бабушка курила и дожила до 90 лет», «В малых дозах алкоголь полезен» — наш разум способен найти тысячу аргументов, чтобы доказать, что проблемы нет.

Деструктивное поведение — Эксперименты с собственным телом

Татуировки, пирсинг, пластическая хирургия – человек добровольно соглашается терпеть боль и идет на риск получить различные негативные побочные последствия этих процедур. При этом не ради выживания или повышения устойчивости, а просто ради того, что считает это красивым. И ведь это не прихоть современного человека, наоборот, древние ритуалы «реконструкции тела» были еще более вычурными и опасными.

Ни у одного из видов животных нет ничего подобного. Откуда же у homo sapiens такая традиция? Психологи считают, что она родилась из потребности группироваться и отделяться от других групп. Все древние племена ничем не отличались бы между собой, если бы у одних не было принято прокалывать нос, а у других – уши.

Кроме того, само понятие красоты – это чисто человеческое явление. И красота – это не просто эстетика. К примеру, ряд исследований показал, что покупатели скорее склонны купить товар у продавца, который кажется им более красивым. Красота в человеческом обществе стала еще одним ресурсом. Улучшая свое тело, человек приобретает определенные преимущества, несмотря на риски.

Деструктивное поведение — Азартные игры

Склонность к азартным играм может стоить человеку очень многого. Безусловно, это еще один вид деструктивного поведения, смысл которого с точки зрения благополучия человеческого рода совершенно не ясен. Почему же люди играют?

Исследования показали, что основной механизм вовлечения в азартную игру состоит в том, что человек воспринимает неудачу в игре иначе, чем в жизни. Для него неудача в игре – это дополнительный стимул попробовать еще, потеря в игре воспринимается как вызов.

Ученые проследили, что, начиная играть, все игроки рационально подходят к тому, как долго они поиграют, и воспринимают игру лишь как развлечение. Однако проигрыш меняет их восприятие, азартная игра теперь становится вызовом, битвой, войной, где они должны сделать все, чтобы победить.

Деструктивное поведение — Склонность к насилию

Войны и конфликты настолько типичны для человеческого общества, что ученые считают, что жажда насилия заложена в самой человеческой природе так же, как потребность в еде или сексе. При этом агрессия характерна ведь и для животных, но у животных мы всегда можем четко отследить, какую цель она преследует. Это всегда борьба за какие-то ресурсы – пищу, территорию, лучшую самку. Если же мы посмотрим на человека, то увидим много бессмысленной агрессии, агрессии ради агрессии. Биологи называют человека самым жестоким из живых существ.

Мнения исследователей расходятся. Некоторые считают, что жажда насилия – это просто потребность человека, другие же говорят о том, что проявления насилия – это всегда все та же борьба за ресурсы, только не всегда столь очевидная, как у животных.

Деструктивное поведение — Ложь

Исследования показывают, что люди обманывают гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, американский психолог Фельдман провел простой эксперимент. Он оставлял в комнате двух незнакомцев и просил их просто о чем-то побеседовать.

На самом деле беседа записывалась. И после каждого участника по отдельности просили просмотреть запись и отметить, как часто в течение беседы он «был не очень точен» (слова «лгать» экспериментатор избегал сознательно). Выяснилось, что 60% участников эксперимента солгали хотя бы раз в течение 10-минутного разговора с незнакомцем.

Исследование Фельдмана не единственное. Ложь в самом деле определенная норма в нашем обществе. Именно такая бессмысленная ложь, как в разговоре с незнакомцами, не ради спасения жизни или получения какой-то награды. Психологи поясняют, что эта ложь часто связана с самооценкой. То есть мы часто обманываем, когда не уверены в себе и хотим показаться лучше.

Тест: Если Вы обнаружили в своем поведении больше чем одно из описанных выше деструктивных проявлений, Вам пора задуматься о личностных изменениях!

По материалам сайта vitaportal.ru

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

big5.ru

определение, виды, симптомы, возможные причины, коррекция и профилактика

Сегодня во всем мире актуальной является проблема аутодеструктивного поведения, в том числе и среди подростков. Психологи активно изучают природу и причины данного явления, проводят дискуссии и исследования. Актуальность проблемы состоит в том, что это явление негативно сказывается на интеллектуальном, генетическом и профессиональном резерве общества. Поэтому она требует более детального изучения методов профилактики аутодеструктивного поведения подростков и взрослых. Для предупреждения возникновения такой проблемы среди людей, в частности подростков, необходимо создание долгосрочных программ психологического сопровождения, целью которых будет выступать сохранение психического здоровья человека.

Описание и характеристика проблемы

Аутодеструктивное поведение форма отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, нацеленного на причинение вреда своему физическому или психическому здоровью. Это такие поступки человека, которые не соответствуют официально установленным нормам в обществе.

Данное явление широко распространено в обществе и выступает опасным феноменом. Оно несет угрозу нормальному развитию человека. Сегодня в мире количество суицидников, токсикоманов, наркоманов, алкоголиков очень большое и растет с каждым годом. Поэтому эта проблема требует незамедлительного решения.

Формы патологии

Аутодеструктивное поведение имеет несколько форм:

  • Суицидальная форма считается самой опасной. Многие авторы выделили несколько форм суицидального поведения.
  • Расстройство пищевого поведения в виде анорексии или булимии развивается в результате индивидуальных особенностей характера и его отношения к мнению окружающих.
  • Аддитивное аутодеструктивное поведение, что выражается в возникновении химической, экономической или информационной зависимости, например, алкоголизм, синдром скупости и так далее.
  • Фанатическая форма, характеризующаяся вовлеченностью человека в культ, спорт, музыку.
  • Виктимная форма обуславливается действиями одного человека, направленными на побуждение иного к совершению поступка, не соответствующего общественным нормам.
  • Экстремальная деятельность, которая несет угрозу здоровью и жизни.

Встречаются чаще всего все вышеперечисленные формы аутодеструктивного поведения у подростков. По данным статистики, такое явление несет угрозу стабильности в социуме. За последние десять лет число самоубийств увеличилось на 10 %, также выросли показатели алкоголизма и наркомании среди подростков.

Причины развития патологии

Сегодня во всем мире проблема наркомании и алкоголизма, а также суицидов среди молодых людей приобретает характер эпидемии. Поэтому важно не только заниматься коррекцией данных явлений, но и разработать методы профилактики аутодеструктивного поведения в школе, высших учебных заведениях, социальных центрах.

Подростки больше других подвержены вероятности развития такого поведения из-за особенностей своего возраста. В подростковом возрасте происходит перестройка организма и психики, поэтому человек отличается эмоциональной нестабильностью, нестандартностью мышления. Большую роль при этом играет смена социальной ситуации, отсутствие жизненного опыта, влияние большого количества неблагоприятных факторов: социальных, экологических, экономических и так далее.

С точки зрения психологии

В психологии в качестве фактора аутодеструктивного поведения рассматривается защитная реакция психики, которую в свое время описывал Фрейд. Такое поведение развивается как результат перенаправления агрессии из внешнего объекта на себя.

Некоторые психологи выделяют три составляющие, которые оказывают влияние на появление аутодеструктивного поведения:

  1. Фрустрация, в результате которой появляется внутренний конфликт, направленный на подавление агрессии.
  2. Травмирующая психику ситуация.
  3. Обратное отрицание, что увеличивает напряжение, развивает потребность разрешить внутренний конфликт.

Исследования А. А. Реана

А. А. Реан, исследователь подросткового поведения, выделил в структуре аутодеструктивного поведения четыре блока:

  1. Характер. Поведение человека во многом определяется такими особенностями его характера, как невротичность, интроверсия, педантичность, демонстративность.
  2. Самооценка. Чем в большей степени проявляется аутоагрессия, тем ниже самооценка человека.
  3. Интерактивность. На поведение оказывает влияние способность к адаптации в социуме, умение взаимодействовать с людьми.
  4. Социально-перцептивный блок. Поведение во многом зависит от особенностей восприятия иных людей.

Психологи отмечают, что аутодеструкция появляется не сразу, а формируется некоторый период времени в скрытом виде. Аутодеструкция – это аномальное поведение, которое характеризуется стремлением человека к саморазрушению. Оно проявляется в наркомании, алкоголизме, нанесении себе увечий, суициде.

Алкоголизм и наркомания

Одной из форм аутодеструкции выступает регулярное употребление психоактивных веществ – алкоголя и наркотиков, что приводит к расстройству психики и сознания. Регулярное потребление таких веществ приводит к аутодеструктивному поведению: вождению в нетрезвом состоянии, развитию наркомании, нарушению взаимодействия с людьми.

По данным статистики, сегодня 200 млн человек в мире принимают наркотики. Наркомания способствует деградации личности: психической, интеллектуальной, физической и нравственной. Наркотики способствуют развитию деменции, делирия и амнестического синдрома. При прекращении применения наркотических средств полного восстановления личности не наблюдается.

Алкоголь способствует таким деструктивным изменениям личности, которые затрагивают когнитивные функции, мышление, самоконтроль, память. После прекращения употребления алкоголя у 10 % людей имеющиеся расстройства полностью не восстанавливаются.

Нехимические зависимости

К развитию аутодеструктивного поведения приводит патологическая интернет-зависимость и страсть к азартным играм (гэмблинг). При зависимости от интернета происходит изменение мотивации и потребностей человека. Особенно актуальна сегодня зависимость от компьютерных игр, что действует разрушающе на личность. Обычно виртуальный мир в играх агрессивен, разрушителен и беспощаден, а сам играющий должен противостоять этому злу. При нахождении в такой обстановке большой период времени у человека увеличивается уровень тревожности, которая выступает фактором деструктивного поведения. Интернет-зависимость приводит к нарушению мотивации и потребностей, воли, коммуникации, изменению характера, развитию аутизма.

Зависимость от азартных игр является расстройством контроля над своим поведением, что приводит к деструкции личности. У человека нарушаются потребности и мотивация, воля, самооценка, развиваются иррациональные убеждения и так называемая иллюзия контроля. Следствием гэмблинга выступает развитие аутизма, что часто приводит к аутодеструкции.

Коррекция аутодеструкции

В профилактике и коррекции аутодеструкции выделяют для направления:

  1. Ориентировка на проблему. В данном случае большую роль отводят разрешению сложной ситуации, проблемы.
  2. Ориентир на личность. Здесь акцентируют внимание на осознании человеком самого себя и своего поведения.

Таким образом, для коррекции аутодеструктивного поведения мысли социального педагога должны быть направлены на восстановление психологического здоровья человека. Человек, имеющий аутодеструкцию, должен научиться адекватно воспринимать себя и свое поведение, управлять своими мыслями, быть эмоционально устойчивым, свободно и естественно проявлять эмоции, иметь адекватную самооценку, а также быть целеустремленным, уверенным в себе.

Особое внимание должно уделяться гармоничности человека, ориентации на его саморазвитие, интерес к окружающему миру.

Чтобы устранить аутодеструктивное поведение, социальный педагог должен искоренить у человека склонность к восприятию окружающего мира через призму укоренившихся негативных представлений и мнений, риску, а также научить принимать себя и свои недостатки. Главное – желание взрослых взаимодействовать с детьми.

Профилактика аутодеструктивного поведения

Для успешной профилактики аутодеструкции нужны длительные программы сопровождения психологами и социальными педагогами. Они должны быть нацелены на сохранение психологического здоровья детей, их развитие и самоопределение, развитие способности к самоанализу.

Занятия с психологами и социальными педагогами помогут подросткам с аутодеструктивным поведением адаптироваться в обществе, построить гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми.

Профилактические мероприятия должны быть нацелены на предупреждение суицидов. Для этого нужно изучать психотравмирующие ситуации, уметь снять эмоциональное напряжение, снизить психологическую зависимость от причины суицидальных мыслей, сформировать компенсаторный механизм поведения и адекватное отношение к жизни и окружающим людям.

Профилактика должна быть непрерывной и включать совместную работу родителей, психологов, социальных работников, медиков, органов правопорядка и педагогов.

Профилактическая программа

Для реализации поставленных задач необходимо разработать индивидуальную программу, которая включает:

  1. Поддержку подростка.
  2. Установление контакта с ним.
  3. Распознание аутодеструкции.
  4. Разработку компенсаторного механизма поведения.
  5. Установление согласия с подростком.
  6. Коррекцию поведения.
  7. Повышение уровня адаптации в социуме.
  8. Проведение тренингов.

Только комплексный подход к проблеме аутодеструктивного поведения поможет снизить риски его развития у детей и взрослых.

fb.ru

Деструктивное поведение в организации

Сущность деструктивного поведения в организации

Трудовая деятельность — это фиксированный в пространстве и во времени ряд целесообразных операций и функций, совершаемых индивидуумами, которые объединены в организации.

В производственном процессе по разным причинам могут появляться факторы, которые приводят к отклонению в поведении трудящихся. Социология труда подобное трудовое поведение называет деструктивным, поскольку оно зачастую негативно заканчивается для самой организации.

Определение 1

Деструктивная форма поведения - это выход работников за границы статусно-ролевых предписаний или дисциплинарных рамок, определенных трудовым процессом.

Иными словами, оно появляется при несоответствии трудового поведения определенным нормам, принятым в данном социуме, культуре, в результате которого появляется напряженность производственных взаимоотношений.

Мотивы деструктивного поведения

Рассмотрим мотивы и причины, которые приводят к деструктивным формам трудового поведения в организации:

  1. Вынужденные обстоятельства. Квалификация подобных действий в качестве нарушения с учетом фактора вынужденности, может быть в отдельных случая оправдательной.
  2. Ограниченные способности к нормальной дисциплине. Для поддержания организационно-трудового распорядка могут быть установлены настолько жесткие и нереальные дисциплинарные требования, что не все работники могут их выполнять длительное время.
  3. Неосведомленность. Дисциплина в организации часто зависит от того, знает ли работник установленные нормы и правила.
  4. Социально-сравнительные мотивы. При этом выбор между отклоняющимся или нормальным поведением может быть детерминирован социальным сравнением.
  5. Инновации. Любое существенное изменение в трудовой деятельности сопровождается некоторым разрушением ценностно-нормативного понимания личности, сама элементарная дисциплина девальвирует.
  6. Демонстративная форма поведения. Индивид демонстрирует свою социальную позицию, отказ от соблюдения какой-либо дисциплинарной нормы становится самоутверждения.
  7. Неучастие в управленческой деятельности. Люди неодинаково относятся к своим и чужим решениям. Часто правила и нормы не уважаются только потому, что человек не принял в их создании никакого участия.

Формы деструктивного поведения

Среди всего многообразия форм деструктивного поведения в организации можно выделить:

  • Рестрикционизм - ограничение на сознательном уровне выработки или торможение темпа работы как вариант защиты группы от повышения норм, снижения сдельной оплаты, сокращение штата и т.д. При этом может быть использовано групповое давление.
  • Излишняя интенсивность труда - темпы работы постоянно увеличивается, рабочий день удлиняется, личные нормы выработки растут, работники «патологически одержимы работой» , что приводит к преждевременному истощению физических, умственных, психических возможностей работников.
  • Некомпетентность –возникает при наличии профессиональной неосведомленности, ведущей к низкому качеству работе.
  • Боязнь самовыражения проявляется в страхе перед возможностями проявить собственные способности, высказывать личное мнение. Человек боится новой информации, как результат – его знания устаревают, квалификация теряется. Работники избегают ответственности, отказываются принимать решения, показывают свою ненадежность в непредвиденной ситуации.
  • Закрытость личности. Работник не осознает возможные последствия своего поведения, и как результат – появляется деструктивное поведение.

spravochnick.ru

25. Деструктивное поведение. Юридическая психология. Шпаргалки

25. Деструктивное поведение

Деструктивное, или девиантное (отклоняющееся), поведение личности может быть ситуативным (нормативным), т. е. зависеть от сложившейся ситуации (завершается ситуация и индивид возвращается к нормальному для него социальному поведению), а может выходить за общепринятые рамки и носить преступный характер.

Девиантное нормативное поведение вызывается разными причинами, например, если человек оказывается в ситуации, когда он не понимает, что правильно и что неправильно, как необходимо действовать. Характер его действий будет зависеть от адекватности восприятия ситуации (если он видит ситуацию угрожающей, он может действовать, например, с превышением необходимой самообороны или перейдет в нападение с опережением), интеллектуального и культурного уровня, воспитания. Очень многое зависит от темперамента, пола, возраста человека: активные и горячие холерики чаще действуют прежде, чем обдумают ситуацию, молодые люди и подростки полагаются на силу и ловкость, женщины теряются и испытывают страх.

Критические ситуации сопровождаются и отклоняющимся поведением участвующих в них людей. Девиантное поведение может быть вызвано также алкогольным и наркотическим опьянением, сильным стрессом (горе, радость) и другими нерядовыми событиями.

Постоянное девиантное поведение имеет две причины: оно характерно для личности, ведущей асоциальный или аморальный образ жизни, и является результатом дурного воспитания, характера, нахождения в преступной среде; а также наблюдается у лиц, имеющих психические отклонения (следствие заболевания). Деструктивное поведение больных людей и преступников может быть опасным для общества, поэтому при совершении поступков, подпадающих под действие закона, опасность преступных деяний оценивается судом, и преступник подлежит временной изоляции от общества; лица, страдающие психическими заболеваниями, помещаются для лечения и наблюдения в специальные медицинские учреждения, причем если они признаются законом невменяемыми, то не подлежат суду и содержанию в тюрьме.

Различают семь типов девиантного поведения – аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Деструктивное поведение

Здравствуйте, читатели сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем выражается деструктивное поведение? Приведите основные положения данного вида поведения.  
 
В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. И для того, чтобы ее усвоить наилучшим образом, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПОВЕДЕНИЕ – это определенный сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
  4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека.

 
Стоит отметить, что человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:
— агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
— враждебность при общении;
— склонность разрушать материальные предметы и вещи, все вокруг;
— желание расстроить сложившийся уклад жизни близких (родных) ему людей;
— неспособность испытывать эмоции и чувства;
— угроза жизни как чужой, так и собственной.
 
Так, в современной психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Можно сделать вывод, что деструктивное поведение личности негативно сказывается как на самом человеке, так и на его ближайшем окружении (семья, друзья, социум). Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  
Желаем успехов в учебе и в творчестве!

ru.solverbook.com

Деструктивное поведение — реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Психологии и  Управления

Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий

 

 

РЕФЕРАТ

по теме: Деструктивное поведение

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Сущность деструктивного поведения 3

2. Причины  деструктивного поведения 3

3. Методы  устранения деструктивного поведения 3

4. Деструктивное  поведение как социальная проблема 3

Список литературы 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под социальными нормами  понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению  личности в ее взаимоотношениях с  теми или иными общностями и другими  людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение  в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью  адаптированной (приспособленной) к  социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

Кроме социальной нормы, в  характеристике деструктивного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.

Поведение личности подростка  и ее развитие, не отвечающее требованиям  социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся поведением, и его сущность заключается в  неправильном осознании своего места  и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового  сознания, социальных установок и  сформировавшихся привычек, в нарушении  мозговой функции.

 

1. Сущность деструктивного поведения

 

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных  ее элементов. Основными формами  деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера  и темперамента, нарушение волевой  регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение  межличностных отношений. 

Деструктивное поведение действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д.Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла. К деструктивному поведению относятся все формы девиантного и делинквентного поведения.

К деструктивным  проявлениям поведения, направленным вовне, относятся: 

 

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности
  • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война)
  • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм)
  • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

 

К аутодеструкции относятся: 

 

  • суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности
  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость)
  • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности.

 

При анализе  деструктивного поведения следует  учитывать не только мотив, но и привычный  способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и  мотив, определяют направленность человеческого  поведения. «Фонд отработанных у  человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий». Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей  цели и мотивационно не санкционирует  ее. Следовательно, центральным компонентом  поведения является не отдельный  мотив сам по себе, а мотивационная  сфера деструктивной личности, в  которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными  возможностями их осуществления, которые  в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное  поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.

Не менее  интересна точка зрения заключающаяся  в том, что агрессивность, как  маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального  научения. СМИ, компьютерные игры (так  называемые «стрелялки»), заполнившие  жизнь современного подростка, наполнены  сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.

Деструктивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической  помощи. В силу сложного характера  поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших  его разновидностей являются следующие  объективные факторы (показатели): вид  нарушаемой нормы; психологические  цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и  ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей  особенностью отклоняющегося поведения  в подростковом возрасте является его  опосредованность групповыми ценностями.

2. Причины деструктивного  поведения

 

Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем.

 

Деструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.

 

Если дети, попавшие в сложную ситуацию, получают от родителей заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. Деструктивное поведение у них если и бывает, то оно легко преодолевается.

 

Дети, которые были лишены родительской ласки и заботы, подвергались плохому обращению, чувствуют себя одинокими и беззащитными.

 

Третья категория детей не испытывала недостатка внимания и тепла, но не получала в необходимые моменты нужных наставлений и советов. В уже взрослом возрасте они могут чувствовать себя неприспособленными и беспомощными. По мере взросления и получения жизненного опыта такие люди всё более и более привязываются к различным установкам и моделям поведения, которые приносят им якобы облегчение. Однако, проблема в том, что эти установки и модели закрепляются в виде деструктивного поведения.

Тот, кто подвергался в детстве плохому обращению, часто отличается раздражительностью и склонность вымещать свои обиды на других людях.

 

Тому, кто был обделён родительским вниманием, свойственно чувствовать себя неудачником и замыкаться в собственной скорлупе.

И, наконец, тот кто не получал должных советов и наставлений, ощущает себя нерешительным и не верит в свои силы. Каждая из этих вариантов ведёт к тем или иным формам деструктивного поведения.

Деструктивное поведение в соответствии с Законом Эхо имеет свойство проявляться через какое-то время, хотя вы искренне считаете, что уже избавились от него. Работа над своим сознанием должна проводиться до тех пор, пока новые качества и новое поведение не станут вашей второй натурой. Но для этого ещё придётся пройти множество экзаменов, потому что деструктивное поведение особенно ярко проявляется в ситуациях, которые являются для нас своеобразными уроками и испытаниями.

3. Методы устранения  деструктивного поведения

 

Пятиступенчатая пауза

Деструктивное поведение можно сравнить с непроизвольной реакцией на внешнее раздражение. Пятиступенчатая пауза помогает, за счет более полного осознания происходящего предотвратить подобные действия. Это способ навести порядок в своих мыслях. Она позволит поступать осознанно, а не импульсивно и скоропалительно, выбирать наилучшие действия. При попадании в какую-то неприятную ситуацию то следует пройти следующие шаги:

 

Шаг 1: Осознать своё физическое состояние. Эмоциональные порывы могут проявляться в виде физических ощущений. Задуматься и постараться понять ощущения в различных областях тела: в области живота, головы, шеи, груди?

Шаг 2: Осознать эмоциональное состояние. Сопоставить определенное физическое ощущение с какой-либо эмоцией. Почему вы чувствуете себя напряженно? Что вас раздражает? Чего вы опасаетесь?

Шаг 3: Осознать свои импульсы. Вызывают ли чувства, недавно испытанные, потребность совершить какое-либо действие? На какое действие они наталкивают?

Шаг 4: Осознать возможные последствия. Оценить, к каким результатам – как в ближайшее время, так и в отдаленной перспективе – вероятнее всего приведет совершенное действие. Предвидение возможных нежелательных последствий, вызванных этим действием, может послужить надежным удерживающим фактором.

Шаг 5: Осознать принимаемое решение. Спросите себя, есть ли у вас другие варианты действий? Что быстрее всего принесет вам наилучшие результаты? Если вы мысленно представите то хорошее, что произойдет при ваших более конструктивных действиях, это может послужить толчком к перемене решения.

 

Каким бы пагубным не было деструктивное поведение, оно служит определенной цели. И как ни стремиться положить ему конец, в глубине души может возникнуть опасение, что надо расставаться с ним ради чего-то нового и неизведанного. Также может тревожить мысль, что новая манера поведения не приносит желаемого результата и дела станут еще хуже. Именно потому лучший путь преодоления такой инертности – это перенесение акцента с того, от чего отказываетесь, на то, что приобретаете. В противном случае, даже приняв твердое решение измениться, столкнувшись с каким-нибудь препятствием, можно с легкостью скатиться к своим деструктивным привычкам.

 

Поскольку деструктивное поведение закладывается еще в детские годы под влиянием чувства одиночества и беззащитности, в зрелом возрасте с ним легче справиться в том случае, если получитьподдержку со стороны близких людей.

 

Как уже было сказано, деструктивное поведение имеет свойство проявляться вновь и вновь. Несмотря на свои лучшие намерения, попадая в те же самые или схожие ситуации нужно начать действовать рефлективно, повторяя свои прежние ошибки.

 

Если случается рецидив старого, то вместо того чтобы ругать себя последними словами за свой промах, нужно обратить эту неудачу на пользу.

 

Также для достижения цели нужно поощрять себя за успехи. Самопоощрение за хорошо проделанную работу будет способствовать закреплению нового типа поведения и поможет сделать перемены необратимыми.

 

Рекомендуется написать советы, относящиеся к тем типам поведения, над которыми идет работа.

4. Деструктивное поведение  как социальная проблема

 

Деструктивность как мутация в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем деструктивного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Поскольку социальная норма  определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат  адекватного или искаженного  отражения в сознании и поступках  людей объективных закономерностей  функционирования общества.

referat911.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *