Профилактика деструктивного поведения
Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.
Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.
В настоящее время в социальной работе используются несколько направлений
работы с подростками группы социального риска:
- Воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками
- Осуществление работы не только с детьми и подростками, но и с семьями, ближайшим окружением
- Взаимная работа специалистов различных профилей.
Существует несколько форм психопрофилактической работы:
- Организация социальной среды
- Информирование
- Активное обучение социально-важным навыкам
- Организация деятельности альтернативной девиантному поведению
- Организация здорового образа жизни
- Активизация личностных ресурсов
- Минимизация негативных последствий девиантного поведения.
В учреждении работает психолог, при обращении граждан
оказывает помощь, и проводит следующую работу:
беседа «Знакомство»
Цель: установление контакта
Цель: исследование типологии личности
Цель: определение взаимоотношений в семье
тест «Самооценка»
Цель: определение уровня самооценки
Цель: выявление уровня тревожности
Цель: определение отношения ребенка к родителям, к себе, к страхам, к отношениям.
беседа о настроении
Цель определение общего эмоционального фона
беседа о поведении
Цель: профилактика негативного поведения с окружающими.
Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Цель: развитие познавательной сферы, выработка усидчивости, снятие тревожности
Цель: обучение навыкам сотрудничества, выработка усидчивости
Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, снятие эмоционального и физического
напряжения
Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, самоанализа
Цель: развитие зрительно-двигательных координаций, умение анализировать образец
Цель: обучение навыкам сотрудничества в команде, учиться адекватно реагировать на проигрыши.
Психологическая релаксация:
сухой бассейн с шариками;
фибероптический ковер
диск «Звездное небо»
кресло «Лепесток»
пуфы «Островок» и «Груша»;
настенное пано «Звездное небо»;
интерактивная подвесная панель «Гроза – И»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения
Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска
Доклад на заседание Совета профилактики правонарушений «Деструктивное поведение подростков»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СТАРОБЕШЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
Доклад на заседание
Совета профилактики правонарушений
«Деструктивное поведение подростков»
Подготовила:
практический психолог
Покидина И.
Пгт. Старобешево, 2019 г.
Деструктивное поведение подростков
Человеку даруется жизнь. Перед
ним открывается вечность
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования. Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым. Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования. Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Деструктивное поведение — это разрушительное поведение подростка. Нам оно больше известно как – Суицид, т.е. умышленное лишение себя жизни, сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.
В последние время участились случаи деструктивного поведения среди детей и подростков в нашей Республике, и это вызывает тревогу, как у родителей, так и педагогов.
Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся таким фактам. И нам хочется попытаться понять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит, и как помочь подростку.
Чаще всего подвержены:
· подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
· девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
· подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
· подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, депрессивные
Депрессия – одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение саморазрушительного поведения.
Особенности проявления
депрессии у детей и подростков:
· Сниженное настроение – от лёгкой
грусти до полного отчаяния. Может наблюдаться печаль, тоска, апатия
(безразличие, снижение активности), чувство душевной боли. Проявляется это в
грустном выражении лица, частых глубоких вздохах, пессимистичных высказываниях.
· Нарушение сна (затрудненное
засыпание, ночные или ранние пробуждения, чуткий, прерывистый сон или очень
глубокий).
· Повышенная утомляемость.
· Повышенный уровень тревоги, беспокойства.
· Возможно повышение агрессивных реакций – конфликтность. Раздражительность. Вспыльчивость.
· Снижение иммунитета.
· Снижение памяти, работоспособности. Нарушение внимания. Снижение умственных способностей.
· Погруженность в печальные переживания, сниженная самооценка, пессимистическое восприятие будущего.
Причины данного расстройства неоднородны. Лечение, как правило, назначает психотерапевт или психиатр как амбулаторное, так и в стационарное.
Выделяют 3 вида деструктивного поведения:
1.Истинный. Никогда не бывает спонтанным. У подростка намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Такому поступку всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
2.Скрытый (завуалированное). Когда ребенок погибает от внешних сил, по большей части им же спровоцированных. Например, рискованная езда, занятия экстремальными видами спорта и даже алкогольная или наркотическая зависимость… И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
3.Демонстративное — это способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Большинство, как правило, хотели вовсе не уйти из жизни, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.
Причины деструктивного поведения среди подростков:
1. Проблемы и конфликты в семье (развод, насилие в семье, нарушения общения с близкими, семьей)
Отношения детей с родителями, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время.
Это отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением.
2. Конфликты в общении с друзьями, проблемы, связанные с неуспеваемостью или плохими отношениями с педагогами, сверстниками. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной, но они приводят к понижению общей самооценки подростков, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
3.Несчастная любовь.
Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола.
4.Страх перед будущим, одиночество.
5.Потеря смысла жизни.
6.Подражание кумирам.
Мотивы:
1. Призыв. Способ попросить помощи.
2. Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
3. Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют».
4. Самонаказание. Подросток решает, что он не заслуживает права жить.
5. Желание облегчить жизнь своей семье.
6. Бегство от наказания.
Существуют и признаки саморазрушительного поведения:
1. Словесные признаки. Часто говорит о своем душевном состоянии. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки.
Приведение дел в порядок.
Прощание.
Демонстрируют радикальные перемены.
3. Ситуационные признаки.
Социально изолирован.
Живет в нестабильном состоянии.
Ощущает себя жертвой насилия.
Перенес тяжелую потерю.
Как же предотвратить это? И какова роль родителей и педагогов в профилактике деструктивного поведения?
Образовательное учреждение, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения профилактической программы.
Первый уровень
Создание общих техникумовских программ психического здоровья, здоровой среды в учебном заведении, так чтобы подростки чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия учебного заведения и семьи, а также учебного заведения и всего сообщества.
Второй уровень — первичная профилактика.
1.Диагностика депрессивного и невротического состояния подростков.
2.Индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности.
3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация.
Третий уровень – вторичная профилактика.
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в учебном заведении и его изменению, психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний.
Главной причиной появления подростков с деструктивным поведением является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Наша с вами задача — улучшить психоэмоциональное сотояние подростка.
Во-первых, работу по профилактике.
Во-вторых, необходимо наладить работу, вывести на новый уровень- не просто просвещение, а «разговор» на понятном им языке о том, КАК можно наладить взаимоотношения с подростком, уберечь его от той боли, которую зачастую причиняют взрослые .
Уважаемые родители и педагоги! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время — что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность.
Необходимо:
— Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.
— Вовлекать подростков в полезные виды деятельности.
— Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю.
5 Саморазрушительные тенденции девочек-подростков
Среди подростков популярна песня «I Think I’m OKAY» Machine Gun Kelly. Но человек, о котором песня, явно не такой. Снова и снова песня говорит, что что-то не так, и есть попытка убежать и спрятаться от проблемы, напившись или накурившись. Отвлечения не только не решают проблему, но и вредят человеку, как показывает эта строка: «Иногда я причиняю себе боль. Это слишком страшно для тебя?» Неудивительно, что эта песня находит отклик у подростков.
Подростковый возраст – нестабильное и бурное время. Даже когда подросткам посчастливилось иметь любящую семью и поддерживающую дружбу, деструктивное поведение среди подростков является обычным явлением. Выяснение того, как справиться со всеми фундаментальными изменениями, как физическими, так и эмоциональными, за это время, было бы проблемой для любого. Но особенно тяжело приходится девочкам-подросткам, которые пытаются понять, кто они и каково их место в мире. К сожалению, они часто выбирают нездоровые способы справиться с ситуацией — способы, которые ведут к саморазрушению. Нам нужно понять, в каком положении они находятся, и направить их к лучшим способам управления. Вот 5 склонностей к саморазрушению девочек-подростков.
1. Потерять себя в отношениях на свиданиях
В отношениях на свиданиях любой может почувствовать себя более защищенным и уверенным, особенно подросток. Некоторые девочки-подростки могут даже потерять себя в отношениях, когда это становится тем, что их определяет. Они могут отказаться от своих интересов, друзей и даже своей морали. Страх потерять то, что они потеряют, если отношения закончатся, становится непреодолимым и заставляет их делать все, чтобы спасти их, в том числе подвергаться сексуальному давлению или создавать образ и отношение, которые удерживают значимого другого.
2. Идя на нездоровый риск
Как говорится в песне Machine Gun Kelly, некоторые подростки пытаются заглушить свою боль, напиваясь и набрасываясь камнями. В песне признается, что это не работает и опасно, особенно для девочек-подростков. Риск заключается не только в воздействии наркотиков на их тела, но и в том, что мальчики используют их в своих интересах в поисках сексуальных завоеваний. Еще одним растущим нездоровым риском среди подростков является вейпинг, который может способствовать развитию никотиновой зависимости.
Частью подросткового развития является раздвигание границ.
3. Восстание против власти
Частью развития подростка является раздвигание границ. Это нормально и одна из причин, по которой родителям так важно постоянно соблюдать границы. Тем не менее, есть разница между проверкой границ и бунтом против власти, чтобы справиться с тревогой подростка. Один — это поиск чего-то прочного, а другой мотивирован гневом и неуверенностью. Девочки-подростки, действующие таким образом, обычно находят друг друга, поощряя друг друга к более глубокому бунту. Это может быть воровство, вандализм, вейпинг или употребление наркотиков, чтобы произвести впечатление друг на друга.
4. Членовредительство
Одним из самых сложных аспектов подросткового возраста является чувство потери контроля. Среди наихудших способов, с помощью которых девочки-подростки пытаются справиться с этим, — порезы, жжение и расстройства пищевого поведения. Они служат отвлечением или чем-то, что они могут контролировать, вместо того, чтобы иметь дело с чувством неуверенности, негативным представлением о себе, страхом или тревогой. Они заменяют эмоциональную боль физической болью, когда выбирают или контролируют свой вес.
5. Отрицательный внутренний диалог
У большинства людей есть внутренний критический голос для борьбы. У большинства девочек-подростков, если не у всех, этот голос громкий. Их чувства находятся в обостренном состоянии, постоянно собирая всеобщее восприятие их. Они больше всего боятся, когда кто-то делает или говорит что-то, что подтверждает их собственный критический голос. В качестве защитного механизма они увеличивают количество и серьезность своего негативного внутреннего диалога. По их мнению, если они будут жестче, чем все остальные, это защитит их. Но на самом деле это приводит к снижению уверенности в себе и истощению чувства собственного достоинства.
Без звука: На какое еще деструктивное поведение подростков следует обращать внимание родителям?
Почему ваш подросток саботирует себя? Понимание саморазрушающего поведения — Скотт Триас, Life Coaching and Therapy
Вы устали беспомощно наблюдать за деструктивным, вызывающим поведением вашего ребенка?
Многие родители чувствуют себя истощенными, расстроенными и потерянными, когда их подросток продолжает быть их злейшим врагом. Глядя на деструктивное поведение вашего ребенка со стороны, вы можете обескураживать, смущать и тревожить. Этот пост объясняет что такое самосаботаж, как его обнаружить и ПОЧЕМУ подростки продолжают вредное, токсичное поведение. Прочитав этот пост, вы лучше поймете мотивы и преимущества действий, которые предпринимает ваш ребенок, и что с этим делать .
Что такое самосаботаж?
Самосаботаж — это любое повторяющееся саморазрушительное поведение (действия, слова или самопозиционирование), которое создает проблемы, препятствия или препятствия на пути к счастливой, здоровой и независимой жизни. Саботаж происходит, когда мы мешаем своим целям, надеждам и устремлениям.
БРОСАТЬ : Когда ваш ребенок продолжает бросать что-то еще до того, как сделал настоящую попытку. «Вы промахиваетесь в 100% случаев, когда не делаете бросков» — Уэйн Гетцки
ПРОКРАСТИНАЦИЯ : Упорно не смотрите проекты/инициативы или не принимаете решения (например, забываете принести домашние задания, не выбираете колледж/специальность или начать диету «завтра»).
ПРОГУЛ : Больше, чем просто болезнь, когда ваш ребенок хронически опаздывает, прогуливает занятия или вообще пропускает занятия (например, не просыпается утром).
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ : Употребление марихуаны, курение электронных сигарет в школе, употребление алкоголя, таблеток или запрещенных наркотиков.
РИСКАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Любое действие, которое ставит под угрозу жизнь или будущее вашего подростка (например, вождение автомобиля с высокой скоростью, небезопасные половые связи, воровство и т. д.).
ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О СЕБЕ: Плохая гигиена или питание, отсутствие физических упражнений, недостаточный сон (например, недоедание или переедание, слишком поздно ложиться спать, не принимать душ и т. д.).
ОТРИЦАНИЕ: Обвинение других, отказ просить о помощи или вечернее отрицание того, что наши действия являются самосаботажем.
ИЗБЕГАНИЕ: Бегство от эмоций, избегание социальных ситуаций (особенно неловких) или побег (например, чрезмерное использование технологий и видеоигр, пребывание в доме друзей после ссоры, принятие поспешных решений, чтобы избежать неопределенность).
НАНЕСЕНИЕ СЕБЕ ВРЕДА: Участие в порезах, сжигании, царапании или нанесении себе ударов.
РАЗРУШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ: Взрыв или закрытие, нарушение границ, предательство или нажатие кнопок (например, постоянные споры, игнорирование людей или сплетни).
Попытка понять, «почему люди делают то, что они делают?» — это фундаментальный вопрос, который психология, человеческое поведение и экономика задают уже много лет (ох… и родители). Попытка понять «почему» приводит нас к теориям мотивации (или влечения), которые, по сути, предполагают, что наше поведение ведет к вознаграждению (выгоде) или от наказания (последствие). Другими словами, любое поведение имеет цель; ключ в том, чтобы понять плюсы (преимущества) нашего поведения и то, как ситуация может повлиять на действие.
10 причин саморазрушающего поведения
ТОРМОЖЕНИЕ : Подростки могут саботировать себя, чтобы замедлить процесс «взросления» и вступления в «реальный мир».
СТЫД/БЕДСТВЕННОСТЬ: Стыд говорит нам, что мы недостаточно хороши, не нужны и что мы не достойны любви. Мы саботируем себя, потому что не чувствуем, что заслуживаем успеха в жизни.
ПРОТЕСТ: Подростки могут саботировать себя, чтобы «высказать свое мнение» или «послать сообщение», что они недовольны тем, как их воспитали. Они могут не захотеть дать родителям облегчение, гордость или свободу от того, что они станут здоровыми, независимыми взрослыми.
СТРАХ НЕЗАВИСИМОСТИ: Молодые люди могут бояться того, кем они являются без детской идентичности, боясь настоящей ответственности.
СТРАХ НЕУДАЧИ (И УСПЕХА) : Растущее давление, направленное на успех в школе, и снижение терпимости учащихся к неудачам увеличивает вероятность самосаботажа (вечеринки вместо учебы), поэтому молодежь может иметь извините , чтобы отступить («Я не получил текст, потому что плохо себя чувствовал»).
НИЗКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ (Самоуважение, Самоэффективность): Подростки ищут соответствие между своими убеждениями и своими действиями. У них может быть шквал негативных разговоров с самим собой (бегущие мысли) и вера в то, что изменение невозможно — естественно, действия будут синхронизированы.
НЕГАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ : Ошибочное, иррациональное и автоматическое мышление обычно может объяснить этот тип поведения.
РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ: Неврология (исследование мозга) предоставляет все больше и больше доказательств того, что химические вещества и нейротрансмиттеры влияют на иррациональное, дисфункциональное мышление, приводящее к контрпродуктивным действиям.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЮ: Подростки часто начинают саботировать собственное лечение в терапии, когда работа приближается к ним чувствуя необходимость изменить себя, они часто не участвуют вне сеанса, пытаются бросить , или возобновить негативное поведение (набрасывание, панические атаки и т. д.).
В ПОИСКАХ ВЛАСТИ И КОНТРОЛЯ: Люди сделают почти все, чтобы сохранить чувство власти и контроля; самосаботаж — это ошибочная попытка сделать именно это.