25. Деструктивное поведение. Юридическая психология. Шпаргалки
25. Деструктивное поведение. Юридическая психология. ШпаргалкиВикиЧтение
Юридическая психология. Шпаргалки
Соловьева Мария Александровна
Содержание
25. Деструктивное поведение
Деструктивное, или девиантное (отклоняющееся), поведение личности может быть ситуативным (нормативным), т. е. зависеть от сложившейся ситуации (завершается ситуация и индивид возвращается к нормальному для него социальному поведению), а может выходить за общепринятые рамки и носить преступный характер.
Девиантное нормативное поведение вызывается разными причинами, например, если человек оказывается в ситуации, когда он не понимает, что правильно и что неправильно, как необходимо действовать. Характер его действий будет зависеть от адекватности восприятия ситуации (если он видит ситуацию угрожающей, он может действовать, например, с превышением необходимой самообороны или перейдет в нападение с опережением), интеллектуального и культурного уровня, воспитания.
Критические ситуации сопровождаются и отклоняющимся поведением участвующих в них людей. Девиантное поведение может быть вызвано также алкогольным и наркотическим опьянением, сильным стрессом (горе, радость) и другими нерядовыми событиями.
Постоянное девиантное поведение имеет две причины: оно характерно для личности, ведущей асоциальный или аморальный образ жизни, и является результатом дурного воспитания, характера, нахождения в преступной среде; а также наблюдается у лиц, имеющих психические отклонения (следствие заболевания). Деструктивное поведение больных людей и преступников может быть опасным для общества, поэтому при совершении поступков, подпадающих под действие закона, опасность преступных деяний оценивается судом, и преступник подлежит временной изоляции от общества; лица, страдающие психическими заболеваниями, помещаются для лечения и наблюдения в специальные медицинские учреждения, причем если они признаются законом невменяемыми, то не подлежат суду и содержанию в тюрьме.
Различают семь типов девиантного поведения – аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1. Поведение
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ Поведение – наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, являющаяся исполнительным звеном взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Это целенаправленная система последовательно выполняемых
6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ
6.3. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ Иногда некоторые участники ведут себя так, что мешают взаимодействию членов группы и затрудняют работу над групповой задачей. Например, кто-то то и дело отпускает шутки, другой позволяет себе длинные монологи, третий
6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ
6.4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МНОГИХ УЧАСТНИКОВ ИЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ В следующем разделе речь пойдет о деструктивных способах поведения, которые свойственны не отдельным членам группы, а скорее коллективу. В этом случае неосознанный коллективный мотив — сопротивление
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение.
Неадаптивное профессиональное поведение13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.
27. Аддиктивное поведение
27. Аддиктивное поведение Наиболее частым отклонением от нормального поведения человека является аддиктивное поведение. Под аддикцией понимается прием наркотических или алкоголесодержащих средств или же занятие видами деятельности, которые вызывают ощущение эйфории
Деструктивное воздействие на социальные статусы и роли работников
Деструктивное воздействие на социальные статусы и роли работников Обнаруженные в исследовании первопричины конфликтов данного типа представлены на
Поведение
Поведение Поведение клиентов с ПАРЛ отражает их когнитивные паттерны. Пассивно-оппозиционное поведение, такое как промедление и плохая работа, связано с когнитивными структурами, которые возникают на основе возмущения необходимостью выполнять обязательства («Мне
Новое поведение
Новое поведение Иногда нам необходимо изменить какую-то часть своего поведения. Например, вместо того чтобы закурить сигарету в тот момент, когда вы обычно привыкли это делать, сделать гимнастику для глаз или внутренних органов.Порядок выполнения аналогиченПОВЕДЕНИЕ В ТОЛПЕ
ПОВЕДЕНИЕ В ТОЛПЕ Из того, что я сказал выше, можно вывести основное правило самоспасения в толпе — стремление к сохранению индивидуальности. Потеря индивидуальности равна гибели! ! Главное для человека в толпе — не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не
Конструктивное и деструктивное использование фантазий
Конструктивное и деструктивное использование фантазий Однажды у ехавшего по заброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо.
Жесткая игра: черный цвет и деструктивное поведение
Жесткая игра: черный цвет и деструктивное поведение Более 20 лет назад два исследователя из Корнеллского университета, Фрэнк и Голович{74}, решили посмотреть, воздействуют ли ассоциации между черным и плохим, белым и хорошим не только на наше мнение, но и на ежедневные
Поведение
Поведение В Библии сказано, что поведение людей далеко от совершенства. Просто поразительно, насколько часто в Писании встречаются слова о том, что мы будем грешить: такое поведение просто ожидается (Рим 3:23). Такова природа человеческая, и непонятно, почему сплошь и рядом
Разделы 14 и 15.
Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кромеИсторико-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков
Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020
УДК 159.9.015
Дата публикации 28.12.2020
Спиридонова Ирина Алексеевна
магистрант КГУ им. К.Э. Циолковского, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования,3 курс, группа Мв-ПсПК-31, РФ, г.Калуга
Моисеев Константин Алексеевич
педагог-психолог ГАОУ ДПО «КГИРО» «Центр воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности», РФ, г. Калуга
Дувалина Ольга Николаевна
к. психол. н., доцент, доцент кафедры психологии развития и образования КГУ им. К.Э.Циолковского, РФ, г.Калуга
Аннотация: В статье представлен историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения, описываются базовые подходы (клинический, диспозициональный, социальный, и возрастной) к данной проблеме. Понятие деструктивного поведения определяется, как систематическое и повторяющееся поведение, которое вредно или потенциально вредно по отношению к человеку, участвующему в этом поведении. Деструктивное поведение относится к целому ряду актов самоповреждения, суицидальные мысли и поведение, не суицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию и безрассудное поведение, которые наблюдаются в высоких процентах среди молодежи, вовлеченной в систему профилактики правонарушений. Проведенный анализ может стать основой операционализации и определить рамки эмпирического исследования, профилактики и контроля.
Ключевые слова: деструкция, деструктивность, деструктивное поведение, дезадаптация, концептуальные подходы, операционализация
Spiridonova Irina Alekseevna
master student at KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Institute of psychology, Department of developmental and educational psychology, 3rd year, group MV-PSPU-31, Russia, Kaluga
Moiseev Сonstantine Alekseevich
teacher-psychologist of the state educational INSTITUTION «KGIRO» «Center for educational and psychological-pedagogical support of educational activities», Russia, Kaluga
Duvalina Olga Nikolaevna
PhD (psycology), associate Professor, Department developmental and educational psychology, KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Abstract: The article represents a complex historical and theoretical analysis of the issue of destructive behaviour and describes the basic approaches to studying the problem: clinical, trait-based, social, and developmental. The term of ‘destructive behaviour’ is defined as the behaviour which results in systematically causing harm to the subject of of it. Destructive behaviour may include, but is not limited to self-harm and suicidal thoughts and behaviour, as well as non-suicidal self-harm, eating disorders, addictions, aggressive behaviour. These behaviour patterns are especially common among adolescents who are involved in crime prevention programs. The present study may contribute to operationalisation, and to improving deviation prevention and control programs.
Keywords: destruction, destructive behaviour, maladaptation, conceptual approaches, operationalisation.
Правильная ссылка на статью
Спиридонова И.А., Моисеев К.А., Дувалина О.Н. Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа:https://scipress. ru/pedagogy/articles/istoriko-teoreticheskij-analiz-fenomenov-destruktsii-i-destruktivnogo-povedeniya-starshikh-podrostkov.html (Дата обращения: 28.12.2020)
Проблема изучения негативных проявлений достаточно давняя. Еще во времена Античности в трудах мыслителей описаны некоторые подходы и первые представления о деструктивном поведении. К ним относится морально-нравственный подход (Аристотель, Гиппократ, Платон), где главной идеей считался идеал личности, идеально сочетающий в себе «естественное и чувственное» — любое отклонение — уже считалось деструктивным проявлением. Второе направление, изучающее деструктивное поведение – это естественно-научное (Авиценна, Аверрорес, Гален), в нем предполагалось сформулировать зависимость психического от биологических причин.
Первичное описание причин деструктивного поведения проводилось в контексте поиска природных предпосылок данных форм поведения, которые виделись исследователям как, прежде всего, природно-биологические: вырождение, наследственность, атавизмы и патологии развития (Б. О. Морель, В. Маньян, Ч.Ломброзо). Развитие ребенка в данном контексте было описано в концепции о так называемой моральной дефективности (морального помешательства) Дж. Причарда (1835), которая связала причины проблемного поведения подростка с наследственным отягощением, и проявлениями врожденного расстройства интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: извращение нравственных чувств и привязанности с резко выраженной наклонностью к антисоциальным поступкам, наступающим в подростковом возрасте.
Л.С. Выготский и П.П. Блонский, [1], [2] подвергли справедливой критике теории подобного типа, указав на игнорирование в их рамках
пластичности и социальной обусловленности детского развития. Но и в настоящее время подобного типа теории, которые в классической советской психологии обозначали как «биологизаторские» (С.Л. Рубинштейн), окончательно не потеряли своей актуальности. В качестве примера современных теорий этой направленности можно назвать теорию тёмной триады, авторами которой являются Д. Паулхус и К. Уильямс [24]. Ими выявлен ряд личностных черт: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию, высокий уровень которых напрямую предопределяет поведение индивида. Сходным образом описываются причины проблемного поведения и в концепциях акцентуации характера, психологических теориях, связанных с психиатрической теорией расстройства личности и т.д. Во всех таких теориях признается, что проблемное поведение носит практически природный характер и определяется врожденной природой индивида.
Вторая концепция, которая решительно противоречит биологизаторским – концепция социальной природы проблемного поведения. Данный контекст в значительной мере был, сформулировал Давид Эмиль Дюркгеймом, который рассмотрел в классической работе «Самоубийство» (1897) [3] суицид как явление социальной природы без обращения к проблематике врожденных патологий и природных особенностей индивида. Для обозначения проблемного поведения им было введено понятие «девиантное поведение». Существенными чертами данного понятия явились:
— обыденное и устойчивое поведение субъекта;
— редкость характера данного поведения;
— неодобрительное отношение общества к данному поведению, следствием которого является применение формальные и неформальные санкции.
В качестве основной причины девиантного поведения Д. Э. Дюркгейм назвал аномию. [3] Это понятие подразумевает состояние запутанности и дезориентации личности в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен.
Вместе с тем, в опоре на концепцию девиантного поведения мы с трудом можем объяснить, является ли конкретное поведение конкретного индивида девиантным. В концепции неоднозначно предполагается, что общество имеет некое единое мнение относительно признания поведения девиантным. Но так ли это? Достаточно обратиться к анализу правовых норм и их коллизий, или анализу их взаимоотношений с правовыми представлениями, чтобы обнаружить, что это далеко не так. Например, курение ребенка в 17 лет явно является девиацией, но уже через год перестает быть таковым на законодательном уровне и уже не считается девиантным поведением. При этом большинство родителей не оценивают курение уже 16-летнего подростка, как что-то недопустимое.
Некоторые виды однозначно девиантного поведения не являются редкими. Более того, нормативное поведение не является столь частым. Это можно отнести к употреблении алкоголя или нецензурной брани подростками 14-15 лет.
С точки зрения редкости той или иной формы поведения, как девиации, можно рассмотреть и такие однозначно позитивные феномены – честность, альтруизм, одаренность, совесть. Некоторые авторы в этой связи пытались говорить о позитивных девиациях [4]. Вместе с тем, обратившись к работам самого Э. Дюркгейма, [3] мы обнаружим, что это принципиально ошибочно с его точки зрения. Поскольку концепции определения девиантного поведения оно известно заранее и не нуждается в обосновании. Это является проявлением социальной власти исследователя. Поэтому перенос социологического по сути понятия «девиантное поведение» [5] в контексте психологического исследования не является вполне корректным. Именно с этим было связано введение в исследовательскую практику понятия «деструктивное поведение» [6], [7], [8], [9]. В данном понятии деструктивного поведения обобщаются психологические характеристики разных видов «проблемного поведения». Традиционно его определяют как систематическим и повторяющимся поведением, которое вредно или потенциально вредно по отношению к индивиду, участвующему в этом поведении [6 c. 67]. Из видов деструктивного
поведения можно выделить, прежде всего, аутодеструктивное поведение – суицидальное, кроме того, оно включает в себя несуицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию, безрассудное поведение и т.д.
Полный перечень видов деструктивного поведения далеко не исчерпывается приведенными выше и постоянно пополняется все новыми его видами.
Наиболее четко выделяются такие виды поведения, которые имеют однозначно трактуемый результат. Например, суицидальное. Но к суицидальному поведению относят не всякое поведение результатом, которого является лишение индивидом себя жизни. Но лишь такие, где лишение себя жизни является сознательно поставленной целью, в том числе и неосознаваемой самим индивидом. Сравним две ситуации: ребенок 3-х лет съел пачку таблеток, приняв их за конфетки, и подросток 14 лет выпил ту же пачку таблеток, целенаправленно лишив себя жизни. Результат один, а система мотивов и целей разные. Еще очень четко выделяется агрессивное поведение, результатом которого является нанесение ущерба другому индивиду. Остальные виды деструктивного поведения объясняются разными исследователями в значительной мере по-разному. Наиболее часто выделяются нарциссическое поведение, аутистическое поведение, асоциальное, антисоциальное поведение, рисковое поведение и т.д. [7], [9].
Понятие деструктивности и деструктивного поведения было введено в научный оборот в рамках второй теории личности З. Фрейда. Который выделил влечения к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Отражением данных саморазрушительных тенденций и является деструктивное поведение (З. Фрейд, Ш. Ференци [10]). На начальных этапах данная проблематика рассматривалась, прежде всего, в психопатологических контекстах и сложившийся подход можно обозначить как клинический. Он опирается на разработанную в существенно большей степени традицию психиатрического исследования проблем и нарушений. (Ц.П. Короленко, Т.Моффит) [11]. Деструктивность поведения может выступать как неосознаваемая и
инстинктивная потребностью, формирующаяся в раннем детстве (З.Фрейд, Ш. Ференци, С.Н. Шпильрейн) [10]. Либо, в рамках поведенческого подхода, связывается с опытом наблюдения за насилием или виктимностью (А.Бандура, Л.Хюсман). Весьма значимо представлен и дифференциально-диспозициональный подход, объясняющий деструктивность доминированием некоторых личностных черт (нейротизм, психотизм, нарциссизм, макиавеллизм, агрессивность и пр. [12], [13], [24]). Предполагается, существование деструктивности, то есть системного свойства личности, как личностной инстанции, имеющей смешанный характер. Таким образом, низкие адаптивные способности субъекта обусловлены как биологическими предпосылками, так и социальными условиями. Данный подход можно обозначить как клинико-диспозициональный.
Закономерно встает вопрос, в чем разница между биологизаторскими концепциями, рассмотренными ранее и концепций деструктивного поведения. Принципиальное различие лежит в том, что концепция деструктивного поведения не предполагает прямой связи между личностными особенностями индивида и его поведением. То есть индивид ведет себя не потому, что он психопат, а проявляет психопатические формы поведения в силу различных причин, которые и нуждаются в дальнейшем раскрытии, а указание на наличие той или иной личностной диспозиции всего лишь обобщенное указание на типичное для данной личности поведение [25]. Поясним это на примере: «мы называем кого-либо обладающим честностью потому, что он обычно ведет себя честно, но неверным будет сказать, что он ведет себя в данной конкретной ситуации честно, так как обладает качеством честности».
Второй подход — социальный (А. Адлер, Ф. Знанецкий) и социально-психологический [14], [15]. Социологический подход рассматривает деструктивное поведение как проявление дезадаптации, закономерный путь выражения протеста против изоляции, социальной несправедливости. Для подростков протест характерен проявлением в противодействии миру взрослых людей, а свою очередь у взрослых – к установленному социальному порядку. Деструктивное поведение в рамках данного подхода рассматривается через
призму социальной репутации и социального капитала личности (Татарко А.Н., Лебедева Н.М. [16], [17]), а норма раскрывается как система социально-психологических установок, либо как некий социально-психологический норматив (Гуревич К.М) [18], выявляемый при содержательном анализе комплекса нормативно-правовых документов описывающих и предписывающих процесс успешного развития личности. Основные темы исследования в рамках данного методологического подхода – принятие норм, овладение нормой, произвольность личности в отношении нормы.
В настоящее время возрастной подход является третьим подходом в объяснении деструктивного поведения. В современной психологии развития общепризнанным является положение о наличии для каждого возрастного этапа специфических задач развития (Э. Эриксон) [19] и разрешения личностных новообразований (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [20]). В процессе решения данных задач, индивид приобретает опыт, необходимый для дальнейшего развития. У него формируются новые способности, возможности, развиваются психологические структуры. Задачи развития могут рассматриваться как системы специфичных для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду; успешность их своевременного решения определяет возможности эффективного перехода на новую ступень социального и личностного развития и во многом обеспечивает дальнейшее развитие по направлению к личностной и социальной зрелости. Если же этого не происходит, то развитие затормаживается или даже происходит регресс. В рамках отечественной психологии вслед за Л.С. Выготским данная проблема рассматривалась как достижение новообразований развития возраста. В зарубежной психологии впервые проблема задач развития была поставлена в работах Э. Эриксона показавшего, что полноценное развитие на каждой из выделенных им восьми фаз требует от индивида решения центральной для этой фазы задачи. Задача развития определяется Э. Эриксоном через так называемый кризис развития, порождаемый столкновением двух тенденций развития, в результате столкновения которых формируется соответствующее личностное достижение. В рамках данного подхода
деструктивное поведение возможно определить как регресс, мораторий или негативное решение соответствующего возрастного кризиса. Центральное новообразование раннего юношеского возраста, по мнению отечественных психологов [21] является самоопределеним личности.
Сходных взглядов придерживаются и зарубежные психологи (Дж. Марша, Э. Эриксон, Х. Ремшидт [21], [22], [23]. Чувство идентичности включает в себя способность интегрировать все прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы и влечения либидо, способности и возможности, предлагаемые социальными ролями. Эго-идентичность юноши или девушки включает не только внутреннее чувство целостности и тождественности, но и уверенность в том, что его/ее целостность и тождественность значимы для других.
Опасность этой стадии заключается в спутанности и смешении ролей. Основные негативные варианты смешения ролей:
— «слабость социальных идентичностей» сомнения и неспособности установить непротиворечивую систему идентификаций, вплоть до полного ее краха и распада;
— формирование ассоциальности поведения — игнорирование социальных норм и ценностей, «ассоциация с субкультурами» ориентация на маргинальные нормы и культурные эталоны;
— «сверхидентификация» (до видимой утраты собственной идентичности) с кумирами, фанатизм, в том числе в экстремистских формах;
— так называемая «юношеская любовь» как «попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого, и, наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся» [19 с. 251];
— обособление в своем кругу с отвержением всех «чужаков», отличающихся цветом кожи, происхождением, уровнем культуры, вкусами, дарованиями, особенностями одежды, макияжа и т.п.., чтобы опознать «своих», ощутить, высветить «собственное Я».
Иногда в этот переходный период от детства к взрослости подросток объявляет своеобразный психосоциальный мораторий и погружается в ролевое экспериментирование, стремясь путем проб и ошибок найти свое место в обществе. Основная форма внешнего проявления ролевого моратория –концентрация на межличностных отношениях, общении, сползание в решение проблем подросткового возраста, либо отказ вообще принимать какие бы то ни было решения, необходимые для его дальнейшей жизни, поскольку не верит в их реализацию, переживая одиночество, тревожность и нерешительность. Данный вариант деструктивного поведения на сегодняшний день актуально и для современных подростков (регресс к подростковому кругу чтения (серийная массовая литература – фэнтези, литRPG, альтернативная история), увлечение компьютерными играми и гаджетами приводящими к зависимости.
Как писал Э. Эриксон [21] период юности добавляет новый элемент к ритуализации – идеологический, основанный на принципах солидарности убеждений, в то же время юность сама для формирования верности требует приемлемой социальной идеологии и поддержки сверстников. Базовая «добродетель», связанная с успешным преодолением кризиса юности, – верность, способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства.
Представленный обзор концепций проблемного поведения позволяет сделать вывод о необходимости в психологическом исследовании данных форм поведения исходить из его феноменологического определения как поведения наносящего вред или потенциально опасного для индивида, при этом опора на внешние источники в определении проблемного поведения социологические, биологические и т.д. с нашей точки зрения не является продуктивным. Выявление личностных инстанций связанных с риском проявления деструктивного поведения весьма важно в комплексных программах скрининга, но малопродуктивно применительно к анализу конкретного случая. В данных ситуациях наиболее применимы социальный и возрастные подходы, основанные на представлении о деструкции как многоаспектном феномене обладающем внутренней целостностью.
Список литературы
Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности//Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Антология мысли). С.20-43.
2. Выготский Л.С. Moral insanity.//Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб: Лань, 2003. С.156-158.
3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. сокр. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. — М.: Мысль, 1994.
4. Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения. Методология современной психологии. 2020. №11 С.140-165.
5. Симонова М. М. Анализ теорий девиантного поведения личности: социологический подход.// Социально-гуманитарные знания. 2020 № 1. С. 135-144.
6. Злоказов К. В. , Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления, Вестник удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика Изд.: Удмуртский государственный университет (Ижевск), № 4, 2016 г. С. 67-73.
7. Гефеле О. Ф.,Вердиев Э. З. Феномен деструктивного поведения: концептуальный подход к исследованию, проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. Восьмой ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ. В 2 ч.. Под общ. ред. И.И. Павлова. Тверь, 2020. Изд-во: Тверской государственный технический университет (Тверь), 2020 г. с. 11-14.
8. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.
9. Рычкова Л.С. Кузнецова М.Н. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии. Вестник ЧГПУ. 2018 №4. С.172-180.
10. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. /Пер. с фр. Н. Автономова. М.: Изд-во Центр гуманитарных инициатив, 2016.
11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.,Загоруйко Е. Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.
12. Купер К. Индивидуальные различия/Пер. с англ. Т. М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо — М.: Аспект Пресс, 2000.
13. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 38. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2020).
14. Кочеров А.В. Девиантное поведение как психологический феномен. // Вестник науки. 2020. Т. 2. №2(23). С.33.40.
15. Дискуссионные проблемы социальной психологии: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.
16. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. – М.: РУДН, 2009.
17. Бочарова Е.Е.Социальный капитал как психологический феномен. //Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Серия Философия, Психология, Педагогика. 2018. Т.18. вып. 4. С. 433-438.
18. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб: Питер, 2008.
19. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика, М. 1989.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.
22. Алиханова В.Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности. Time of Science (Время науки). 2018.№1. С.3-12.
23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.,1994.
. Paulhus, D.L., & Williams, K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. // Journal of Research in Personality, 36, С. 556-568.
25. Ryle G. The Concept of Mind. — Chicago: University of Chicago Press, 2002.
← Предыдущая статьяПсихологические особенности формирования культуры речи младших школьников. Эффективные пути развития и коррекции
Следующая статья →Case study — эффективный метод формирования профессиональных качеств в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей
Расскажите о нас своим друзьям:
Психология и лечение саморазрушающего поведения · Блог Психоаналитика в Мадриде
ПредыдущийСледующий
(2) 04.11.2017 16:20ч
Саморазрушительное поведение, на первый взгляд, относится к числу наиболее загадочных и парадоксальных эмоциональных расстройств. Как возможно, чтобы кто-то хотел причинить себе вред?
Кажется, это прямо противоречит очевидному желанию каждого искать удовольствия и счастья. Есть что-то тревожное в желании навредить себе, не защищая себя, искать страдание.
И все же, если мы сделаем шаг назад на минуту, рано или поздно мы обнаружим, что саморазрушительное поведение далеко не редкость.
Действительно, оно иногда проявляется в очень ясных и узнаваемых формах, когда желание уничтожить себя явно и сознательно (или почти): членовредительство, некоторые злоупотребления наркотиками или добровольное подвергание себя насилию со стороны другого человека являются примерами этого.
Однако эти проявления, столь явно узнаваемые, никоим образом не являются наиболее распространенными формами саморазрушающего поведения. Гораздо чаще встречаются все тонкие и навязчивые формы самосаботажа, которых у индивидуума 9.0015 ничего не понимает , и это эффективно вредит ее или его благополучию.
Быть постоянно самоуничижительным, искать унижения, не осознавая этого, подходить ко всему с негативной точки зрения, переживать таинственные и повторяющиеся неудачи, коварно (и твердо) цепляться за пагубные ситуации или постоянно находиться в положении жертвы. множество способов, которыми можно навредить себе.
Мы также должны отметить, что, с более широкой точки зрения, некоторые идеологии (будь то религиозные, политические или другие) выводят чувство подтверждения — часто морального превосходства — на опыте страдания. Таким образом, они привлекают людей, которые ищут интеллектуальное оправдание своих бессознательных саморазрушительных потребностей.
Если мы подробно исследуем эти ситуации, мы сначала обнаружим относительно очевидную неспособность позволить себе просто быть счастливым. Но мы также найдем, и гораздо менее явно, тайное удовольствие, получаемое от страдания, — тайное, потому что оно неприемлемо для нашего сознания.
Как это происходит?
Мазохизм — ведь именно это мы и обсуждаем — уходит далеко в прошлое человеческого развития. Согласно исследованиям психологов и психоаналитиков, одна из его граней может заключаться в том, что именно она позволяет нам переносить определенную степень неудовольствия, неизбежного в человеческом существовании.
Поскольку этот аспект недавно обсуждался на конференции в Мадриде известным психоаналитиком Марилией Айзенштейн, давайте вкратце опишем его и отличим от саморазрушения.
Все люди знают, что жизнь неизбежно ставит перед нами ситуации, которые влекут за собой определенную степень страдания: усилия, которые мы должны приложить, например, для достижения наших целей, и которые не обязательно приятны.
Действительно, чтобы расти в жизни, становиться более образованными, более компетентными, более здоровыми, мы должны уметь терпеть страдания, связанные с попытками достичь этого, и уметь получать удовольствие от усилий. Это можно рассматривать как своего рода мазохизм самозащиты, способность позитивно вкладывать определенную степень неудовольствия и быть способным переносить разочарование. Эта грань поможет нам отсрочить удовлетворение, расти и получать более сложные и существенные достижения.
Однако другая грань мазохизма, проявляющаяся в саморазрушительном поведении, имеет совершенно иную природу: она не приносит ничего положительного, не помогает человеку продвигаться вперед и имеет тенденцию заманивать его или ее в ловушку пагубных и постоянно самогенерирующиеся нисходящие спирали. Как же тогда это работает?
В большинстве случаев мы можем наблюдать два вектора, которые объединяются для создания таких ситуаций.
Первый вектор — это бессознательное чувство вины, которое требует наказания в той же мере, в какой оно запрещает чувство удовлетворения или достижения. Эта скрытая вина, которая чаще возникает из-за бессознательных желаний, чем из-за реальных проступков (хотя и не всегда), обрекает человека на несчастье, чтобы искупить свои или его бессознательные проступки. Однако, поскольку эти проступки бессознательны и, следовательно, переживаются как постоянные и неизменные, искупление никогда не бывает постоянным и должно постоянно обновляться.
Второй вектор — защитный механизм, заключающийся в преобразовании боли в удовольствие — наслаждаться болью таким образом, чтобы то, что должно было быть неприятным предупреждающим знаком, стало источником удовольствия. Этот поворот в том, как работает обычная психика, — очень эффективный способ защитить себя от определенных видов эмоционального страдания, но он искажает психическое функционирование, захватывает его, чтобы превратить в систему, производящую страдание, что противоположно свою первоначальную функцию.
Эти два вектора иногда объединяются в мощный союз, который кажется более приятным, более контролируемым, чем удовольствия и разочарования, которым подвергает нас обычная жизнь. На карту поставлена количественная проблема: иногда люди, которые занимаются саморазрушающим поведением, настолько заякорены в нем, что могут чувствовать, что они получают больше чувства мастерства и удовольствия, заставляя себя страдать, чем пытаясь быть счастливыми.
Лечение саморазрушающего поведения включает в себя осознание бессознательного чувства вины, понимание желаний, а иногда и фактических фактов, которые его породили, и проработку этого сложного созвездия чувств. Параллельно с этим страдание должно быть отделено от удовольствия — это означает отказ от решения, которое стремится победить жизнь в ее собственной игре. Это очень привлекательное решение, но его цена огромна.
Важно признать, что это непростая терапевтическая работа; когда эти системы психического функционирования имеют достаточно времени, чтобы прочно закрепиться в личности человека, они становятся особенно живучими — с этим знакомы все психотерапевты, будь то психологи, психиатры или психоаналитики.
Тем не менее, помочь людям, которые страдают от этих трудностей, далеко не невозможно. При наличии достаточных терапевтических средств и сильного желания изменений со стороны пациента можно добиться глубоких изменений, которые помогут ему или ей позволить себе наслаждаться своей жизнью.
Комментарии (2)
Люк
01.04.2019 05:27h
Чистый гений Я поражен тем, что я только что прочитал, и чем больше я читаю это снова и снова, тем больше я узнаю о своих проблемах
Чарли
05.05.2020 01:33
Я никогда не чувствовал себя так близко к истине
Кажется, я не могу остановить свое саморазрушительное поведение
- Главная > org/ListItem»> Блог GoodTherapy >
- Кажется, я не могу остановить свое саморазрушительное поведение
Привет. Не знаю, чем вы можете помочь, но мне кажется, что я принимал в жизни одно саморазрушительное решение за другим, и я не знаю, как разорвать этот цикл. Шесть лет назад у меня была лучшая девушка, на которую парень мог когда-либо надеяться — САМАЯ ЛУЧШАЯ, — и я выбросил ее, всегда думая, что трава может быть зеленее, и не ценя огромную полосу зелени, которая была передо мной. Я также в значительной степени убил свою карьеру; Я вырос с 80 000 долларов в год до 30 000 долларов за пять лет после того, как меня уволили с лучшей работы, которая у меня когда-либо была, за неуважительное отношение к моим коллегам. Мои контакты покинули меня. И вдобавок ко всему, теперь я занимаюсь рискованным сексом — чем рискованнее, тем больше я этого хочу. Что со мной не так? Что заставляет меня стрелять себе в ногу, так сказать, во всех сферах моей жизни? Что, если я не смогу измениться? А если я не хочу? — Самоуничтожение
Уважаемый Саморазрушитель,
Ощущение, будто вас вынуждают к самоуничтожению, очень страшно; вы, вероятно, чувствуете себя неуправляемым и боитесь того, что может произойти дальше, или последствий поведения, которое вы описали. Я полагаю, что вы также боретесь с чувством вины и стыда. Этот ответ не даст вам всех ответов, которые вы, возможно, ищете, но, надеюсь, прольет свет на то, что делать дальше.
Меня поразило ваше заявление «Что со мной не так?» потому что я не обязательно вижу в тебе что-то «неправильное». Интересно, готовы ли вы смотреть на свое поведение не как на что-то «неправильное», а скорее как на признак того, что вам больно, и это поведение дает вам понять. Часто, когда я вижу людей, которые действуют саморазрушительным образом, это бессознательный способ самосаботажа. Возможно, вы чувствуете себя недостойным любви, успеха и счастья и действуете так, чтобы подтвердить это убеждение. Возможно, вы боитесь близости и близости и используете такое поведение как способ держаться на расстоянии от других. Действительно трудно определить точную причину, не зная больше о вашей ситуации, но я рискну сказать, что вы недовольны и разочарованы тем, как вы живете, и, возможно, достигли точки, когда вы готовы внести некоторые изменения. . Даже несмотря на то, что сейчас вы можете чувствовать себя совершенно неуправляемым, позвольте мне ободрить вас мыслью о том, что вы всегда можете выбрать другой путь и, следовательно, другой результат.
Требуется большое мужество, чтобы отправить такой вопрос; Я надеюсь, что вы продолжите и сделаете следующий шаг, позвонив квалифицированному терапевту, который поможет вам понять, почему вы сделали тот выбор, который у вас есть, и кто может путешествовать с вами, пока вы решаете, как вы будете жить с этого момента. Это нелегкий путь, но в конце концов он того стоит
С уважением,
Лиза
Лиза Вальехос, доктор философии, LPC, специализируется на экзистенциальной психологии. Ее основной задачей является помощь людям, чтобы они больше присутствовали в своей жизни, больше занимались своим существованием и мужественно смотрели в глаза миру. Лиза начала свою карьеру в области психического здоровья, работая в интернатах, общественных центрах психического здоровья и с лицами, находящимися в судебном порядке, прежде чем перейти к частной практике.