Деструктивность это: Деструктивность

Деструктивность

Что такое деструктивность

Деструктивность — свойство личности, сопровождающееся отрицательным отношением человека к самому себе и другим, а также соответствующим этому разрушительным поведением.
xapaktep.net

Согласно Эриху Фромму, деструктивное поведение проявляется в виде сознательного желания разрушать и возвеличивать себя над другими. «Человек отличается от животного тем, что он — убийца», — пишет ученый. — «Он может быть деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей».

Основными причинами разрушительного поведения человека являются отсутствие возможностей для творческой самореализации, конформизм, ощущение изолированности, незначимости, нарциссизм, одиночество, неуверенность в себе, а также хроническая депрессия и скука. Согласно теории Фромма, индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, унижая и мучая других.

Преодоление деструктивности в характере зиждется на понимании того факта, что самоутверждение за счет других является ложным и никогда не будет подтверждением истинной самодостаточности человека.

  • Деструктивность — это агрессивные, разрушительные действия по отношению к себе и другим.
  • Деструктивность — это неконструктивная, «детская» реакция на препятствия, ущемление интересов.
  • Деструктивность — это следствие нерешенных психологических проблем человека.
  • Деструктивность — это обратная сторона страха.
  • Деструктивность — это попытка возвысить себя за счет унижения окружающих.

Недостатки деструктивности

  • Деструктивность является источником страданий самого агрессора и окружающих его людей.
  • Деструктивность служит причиной духовной деградации человека.
  • Деструктивность провоцирует ответную, еще более разрушительную реакцию.
  • Деструктивность истощает психику, создавая благоприятную почву для переутомления, злоупотребления алкоголем, депрессии.
  • Деструктивность порождает беспринципность, безнравственность и порочность.

Проявления деструктивности в повседневной жизни

  • Общество. Учеными выяснено, что деструктивность человеческого характера не зависит от наличия благ и уровня материального комфорта. Как ни странно, по мере развития цивилизации деструктивность общества возрастает, проявляя себя в садизме, вандализме, некрофилии, террористических актах и самоубийстве.
  • Первородный грех. В христианском мировоззрении именно первородный грех — вкушение Адамом и Евой плода от дерева «познания добра и зла» — является проявлением деструктивного начала, присущего человеческой природе: нечестия, богохульства, ненависти, убийства и всего прочего, что может исходить из злого человеческого сердца.
  • Искусство. Проявление тенденции к деструктивности в искусстве объединил в себе термин «деструкция» — демонстрация разрушения, которая широко распространена в архитектуре (Пизанская башня, «танцующий дом» в Праге) и живописи (геометрический абстракционизм, сюрреализм).
  • Известные личности. Идол разрушения стал неотъемлемой частью дьявольского образа многих исторических личностей, таких как Эрнст Фон Саломон, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер. Примером мании разрушения последнего является тайный указ фюрера «Сожженная земля», согласно которому все оккупированные города должны быть подвергнуты полному разрушению. Только благодаря рисковавшему жизнью немецкому архитектору Шпееру, не зараженному гитлеровской страстью к разрушению, программа «Сожженная земля» так и не была реализована.

Как преодолеть деструктивность

  • Окажите себе поддержку. Если человек самодостаточен и находит в себе опору, он не будет видеть смысла в деструктивной деятельности. Откажитесь от поиска подтверждения своей значимости в других людях. Для того чтобы чувствовать свою полноценность и уверенность, нет необходимости унижать других. Займитесь самосовершенствованием и и вырастайте — но только в своих собственных глазах.
  • Проявляйте эмпатию и сострадание. Чем больше в человеке сила сострадания, тем меньшую агрессию по отношению к себе и людям он демонстрирует. Преодолев свой эгоцентризм, развивайте в себе сочувствие и сопереживание больным, несчастным, обездоленным людям, сиротам и бездомным животным.
  • Избавьтесь от страха. Разрушающая деятельность и агрессивность проявляются под влиянием обстоятельств, которые мы считаем враждебными. Научитесь доверять жизни. Избавьтесь от страха показаться неполноценными или слабыми. Помните: «никто не может оскорбить или унизить вас, если вы этого не хотите».
  • Дайте выход агрессии. Сдерживать свои негативные чувства опасно. Арт-терапия — один из способов трансформации агрессии человека в более конструктивное русло. Выберите наиболее интересное для вас направление искусства и творите по наитию. Состояние свободного творчества дает возможность самовыражения и столь необходимую эмоциональную разрядку, оказывающую терапевтический эффект для нашей психики.

Золотая середина

Деструктивность

Конструктивность

Мягкотелость, неспособность к конструктивному разрушению

Крылатые выражения о деструктивности

Жадность абсолютно деструктивна. Она разрушает все.
— Эрта Китт —
Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает кандалами, ограничивающими наше восприятие.
— Сальвадор Дали —
Казнит и сажает в тюрьмы неуверенный в себе. Он уничтожает свидетелей и судей. Но для того чтобы обрести величие, недостаточно истребить свидетелей собственной низости.
— Антуан де Сент-Экзюпери —
Агрессия — проявление бессилия.
— Анжелика Миропольцева —

Что почитать?

Э. Фромм / Анатомия человеческой деструктивности
Исчерпывающий труд американского ученого, посвященный описанию феномена деструктивности и выяснения его предпосылок. По признанию самого Фромма, издание, опубликованное в 70-ти летнем возрасте автора, вобрало в себя информацию, которую ученый накапливал более 40 лет.
Альберт Налчаджян / Агрессивность человека
Книга обобщает в себе концепции, идеи и гипотезы, связанные с психологическим изучением агрессивности человек, уделяя особенное внимание связи агрессии с другими проявлениями психики

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Деструктивные дети из Дивного
От отца убежали противного.
Он хотел их убить:
Все не мог им простить
Вандализма их гиперактивного.

It was only natural to want to destroy something you could never have. Janet Fitch

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ | это… Что такое ДЕСТРУКТИВНОСТЬ?

ТолкованиеПеревод

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
— разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. В психоаналитической литературе первые представления о Д. содержались в ранних, относящихся к периоду 1910-1912, работах А. Адлера , В. Штекеля, К.-Г. Юнга , С. Шпильрейн. А. Адлер высказал соображение о присущем человеку «агрессивном влечении». Штекель обнаружил, что в сновидениях и фантазиях пациентов часто проявляются такие мотивы и сюжеты, которые свидетельствуют о проявлении у них ненависти и наличии внутренней тенденции к смерти. Юнг исходил из того, что либидо включает в себя силы, направленные как на созидание, так и на разрушение. Как было им отмечено в работе «Либидо, его метаморфозы и символы», страх невротика перед эротическими влечениями может привести к тому, что он не захочет участвовать в битве за жизнь: он душит в себе бессознательные желания и тем самым совершает как бы самоубийство; «страсть уничтожает саму себя» и, следовательно, либидо «есть бог и дьявол»; любовь подымает человека не только над самим собою, но также над границами его смертности ввысь к божественности и в то же время «она и уничтожает его».
В 1911 на заседании Венского психоаналитического общества С. Шпильрейн высказала идею о склонности человека к Д., а некоторое время спустя опубликовала в одном из психоаналитических журналов статью «Деструкция как причина становления», в которой в явной форме выразила свое представление о присущем человеку деструктивном начале. Присутствовавший на заседаниях Венского психоаналитического общества З. Фрейд сделал несколько возражений по поводу увлечения С. Шпильрейн биологическими концепциями. В одном из писем к Юнгу (от 21 марта 1912), который был в свое время научным руководителем Шпильрейн, он отметил исследовательские способности молодой девушки, но в то же время подчеркнул, что рассмотренное ею деструктивное желание не может быть им принято, т.к. оно ему «не по вкусу». В опубликованной статье «Деструкция как причина становления» Шпильрейн показала, что в процессе полового акта происходит разрушение и восстановление организма человека, а чувства отвращения, означающие отказ от сексуальной деятельности, соответствуют разрушающим компонентам самого сексуального инстинкта.
Апеллируя к клиническим случаям, психическому аутоэротизму Ф. Ницше и саге о русском князе Олеге, где смерть любимого коня оборачивается смертью князя, погибшего от укуса змеи, выползшей из черепа коня (змея — символ сексуального вожделения, обернувшегося против князя Олега), она наглядно проиллюстрировала действие деструктивных сил в человеке. Обращаясь к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», а также к различным мифологическим сюжетам, в которых в той или иной степени отражена проблематика жизни и смерти, Шпильрейн продемонстрировала наличие деструктивных составляющих в сексуальности. Все это привело ее к таким заключениям, согласно которым «направленная против себя любовь ведет к самодеструкции», разрядка либидо тесно связана с «влечением к разрушению», «в половом инстинкте просматривается инстинкт смерти», «становление — это результат разрушения», а инстинкт размножения, психологически состоящий из двух антагонистических составляющих, «в равной мере является инстинктом становления и инстинктом разрушения».
Одно из заключений, к которому пришла Шпильрейн, звучало следующим образом: «Смерть сама по себе ужасна, смерть на службе сексуального инстинкта, т.е. как его разрушающая составляющая, ведущая к становлению, приносит благо». Высказанные Шпильрейн идеи о деструкции, инстинкте разрушения и смерти в то время не были восприняты Фрейдом в должной мере. Однако, спустя несколько лет, он не только назвал ее статью о деструкции как причине становления богатой содержаниями и мыслями работой, но и по сути дела в какой-то степени воспроизвел некоторые ее аргументы. Это нашло отражение в его книге «По ту сторону принципа удовольствия», в которой при обосновании идеи о влечении к смерти он сослался на статью Шпильрейн «Деструкция как причина становления» и признал, что значительная часть его рассуждений на эту тему была предвосхищена в данной статье, где садистский компонент сексуального влечения был назван деструктивным. В работе «Я и Оно» Фрейд высказал соображение, согласно которому Сверх-Я, выступающее в качестве критической инстанции, совести и чувства вины, может развивать по отношению к Я такую жестокость и строгость, которая превращается в садизм и беспощадную ярость. Признавая это обстоятельство, наглядно проявляющееся в практике психоанализа на примере пациентов, страдающих меланхолией, он усмотрел в Сверх-Я разрушительный компонент, связанный с направленностью агрессии человека не столько вовне, сколько вовнутрь. В книге «Недовольство культурой» Фрейд выразил свою готовность признать, что в садизме и мазохизме психоаналитик имеет дело со сплавом эротики и Д., направленной или вовнутрь, или вовне. При этом он заметил, что ему самому непонятно, как он сам и многие психоаналитики проглядели широко распространенную агрессивность и Д. «Я вспоминаю, — писал он, — о собственном сопротивлении при первой встрече с идеей инстинкта деструктивности в психоаналитической литературе, помню, сколь долго оно длилось, пока я не стал восприимчивее к этой идее. Неудивительно поэтому, что другие ее отрицали и отрицают». В работе «Почему война?» Фрейд констатировал то обстоятельство, что чаще всего поступки людей не являются результатом какого-то одного-единственного проявления влечения. Если среди людей раздаются призывы к войне, то это означает, что у них наличествует влечение к агрессии и разрушению. Причем его удовлетворение облегчается как раз потому, что имеет место переплетение деструктивных влечений с эротическими и идеальными. Рассматривая эти влечения, он полагал, что при размышлении о чудовищных событиях в истории трудно избавиться от впечатления, будто идеальные мотивы были лишь поводом для разгула деструктивных страстей, в иных же случаях, как, например, в жестокостях святой инквизиции, «идеальные мотивы превалировали в сознании, деструктивные же давали им бессознательное подкрепление». Давая разъяснение по поводу психоаналитического понимания влечения к разрушению, Фрейд подчеркнул, что исходя из клинического опыта можно сделать вывод, согласно которому это влечение содержится внутри каждого живого существа и направлено на разрушение его с целью свести жизнь к состоянию неживой материи. Это влечение может быть названо влечением к смерти, в противоположность эротического влечения, представляющего собой стремление к жизни. Во имя сохранения своей жизни живому существу приходится разрушать чужую жизнь. Это означает, что влечение к смерти становится разрушительным тогда, когда оно направляется наружу и обращается против внешних объектов. Вместе с тем, как считал Фрейд, определенная доля влечения к смерти остается действенной и внутри живого существа. В психоаналитической практике приходится иметь дело с тем, что у многих пациентов деструктивное влечение загнано в глубины их собственной психики. В связи с этим он писал: «Нетрудно заметить, что в случае слишком большой активизации этого процесса можно ожидать ухудшения здоровья, в то время как поворот этих деструктивных влечений во внешний мир облегчает живые существа и действует на них благоприятно». Исходя из такого понимания природы деструктивного влечения, Фрейд пришел к заключению, что с гуманистической точки зрения вполне понятное желание лишить человека его агрессивных наклонностей является не более чем иллюзией и практически неосуществимо. Поэтому речь может идти не о том, чтобы полностью устранить из жизни человека его влечение к Д. , разрушению, а о том, чтобы попытаться отвлечь это влечение от проявления и реализации его в таких крайних формах, как войны. Для достижения данной цели необходимо использовать опосредованные пути борьбы с войнами и, в частности, направить против деструктивного влечения его извечного противника, Эрос. Это означает, что данному влечению должно противостоять все то, что объединяет между собой чувства людей. Прежде всего имеются в виду связи, основанные на чувствах любви и идентификации, а также на подчинении влечений разуму.

Не многие психоаналитики разделяли представления Фрейда о Д. Одни из них вообще не восприняли его «метапсихологические спекуляции» о Д., агрессии, инстинкте смерти, предпочитая обходить молчанием связанные с ними проблемы. Другие подвергли критике подобные теоретические положения классического психоанализа. К последним относятся, в частности, такие психоаналитики, как В. Райх и Э. Фромм . Райх считал, что деструктивный импульс появляется в живом существе в том случае, если оно стремится уничтожить источник опасности: разрушение становится биологически осмысленной целью. В этом случае мотивом является не удовольствие от деструкции, а заинтересованность влечения к жизни сохранить Я в целом, т.е. влечение к деструкции служит «первоначальной биологической воле к жизни». Исходя из этого, Райх отрицал изначально биологический характер Д., провел различие между деструктивной, садистской, двигательной и сексуальной агрессивностью, высказал идею о зависимости влечения к Д. от сексуального застоя, пришел к заключению, что «подобно тому, как генитальная энергия при нарушениях превращается в деструктивную, так и при удовлетворении может совершиться обратное превращение деструктивной энергии в генитальную». Фромм опубликовал работу «Анатомия человеческой деструктивности», в которой подчеркнул, что Д. является одной из наиболее важных проблем психоанализа. По мысли Фромма, Фрейд предложил новую теорию, демонстрирующую «значительный прогресс в понимании деструктивности», но в то же время не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии. Подвергнув переосмыслению выдвинутые Фрейдом и другими учеными представления о Д. , он дал обоснование идеи, сводящейся к тому, что объяснение жестокости и Д. человека следует искать «не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков». Это обоснование включало в себя проведение различия между двумя совершенно разными видами агрессии: «доброкачественной», оборонительной, служащей делу выживания индивида и рода, имеющей биологические формы проявления и затухающей, как только исчезает опасность, угроза жизни; «злокачественной», биологически неадаптивной, характеризующейся Д. и жестокостью, которые свойственны только человеку, ибо, по мнению Фромма, «только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранения и вне связи с удовлетворением потребностей».

В.М. Лейбин

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

гибельность, неплодотворность, разрушительность

  • ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серуа) Евгений Валентинович
  • ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

Полезное


РАЗРУШИТЕЛЬНОСТЬ определение | Кембриджский словарь английского языка

Переводы слова destroyness

на испанский

carácter destructivo…

Подробнее

на португальском

nocividade…

Увидеть больше

на других языках