Любовь — самая важная составляющая воспитания детей
Главная
Родителям
Экспертное мнение
Воспитание любовью: о чем забывают современные родители?
- Миссия
- Особенности воспитания
- Отзывы
- Экспертное мнение
- База знаний
- Любовь — великий воспитатель
- Как проявить любовь?
- Любить — не значит все позволять
Недавно мы с коллегами обсуждали особенности воспитания современных детей: что в наших реалиях правильно, а что — нет? Вспоминали свое детство, отмечали, что изменилось сейчас. И пришли к общему мнению: в последние годы родители все чаще забывают о духовном и душевном воспитании, а детско-родительское общение сводится к выполнению распоряжений и обсуждению учебных задач.
Любовь — великий воспитатель
Я считаю, что именно искреннее проявление любви к детям — тот самый недостающий фактор в воспитании, которым пренебрегают сейчас многие родители.
Как проявить любовь?
Любовь чувствуется в самом отношении родителя к ребенку. Это и зрительный контакт, и ласковое прикосновение, и добрая беседа. Любовь помогает оставаться в покое, когда ребенок не оправдывает родительские ожидания, когда у него что-то не получается или он ведет себя не так, как хотелось бы родителю. И такой любви, как и терпению, необходимо учиться.
Говорите детям добрые слова. Причем не только малышам, но и школьникам, подросткам. Когда ребенок взрослеет и начинается «переходный» возраст, бывает сложно найти причину похвалить, сказать доброе слово. Но очень важно делать это, ведь в этом возрасте дети, несмотря на внешний протест, все так же нуждаются в родительской любви.
Я советую каждый день выделять время на общение с детьми. Отключать телефон, откладывать рабочие дела хотя бы на полчаса, чтобы просто выслушать ребенка, побыть с ним. Не нужно обсуждать только учебу, поучать или говорить об оценках.
«А о чем же тогда говорить?» — иногда спрашивают меня родители.
О простых и важных вещах. О доброте, о людях, о вере. Да даже о самих себе.
Ведь доходит до того, что дети почти ничего о нас не знают. Не знают, как проходило наше детство, что мы любили, как росли, о чем мечтали. А такие рассказы позволяют детям и взрослым лучше понимать друг друга, находить точки соприкосновения, общие интересы.
А еще важно говорить с детьми о семье, рассказывать о предках, об их судьбах и трудностях, которые им пришлось пройти. Это воспитывает в детях уважение к прошлому, дает им опору и лучшее понимание современной жизни.
При этом проявления любви необходимы не только в адрес ребенка, но и в адрес других членов семьи: взаимное уважение и нежность между мамой и папой, забота о пожилых родственниках, бабушках и дедушках. Ребенок усваивает этот урок лучше всяких слов и наставлений. И эту модель он возьмет в будущем в свою семью.
Важно! В 2013 году в ходе исследования ученые выяснили, что уровень счастья у родителей, которые уделяют детям достаточно качественного общения, выше, чем у тех, кто этого не делает.
Любить — не значит все позволять
Но важно понимать, что истинная родительская любовь — это не вседозволенность, не баловство, не потакание детским прихотям. В такой «любви» больше эгоизма, страстей и слабостей. И она не даст детям необходимых им границ, не позволит сформироваться сильной уверенной в себе личности.
Истинная любовь состоит в том, чтобы помогать ребенку бороться со слабостями и недостатками. Это мудрая строгость в тех вопросах, в которых это необходимо. Но строгость без раздражения и злобы, иначе это уже не любовь. В основе этой строгости должно лежать уважение к ребенку и желание научить его добру и нравственности.
Родительская любовь — это фундамент, на котором вырастает детская личность, развиваются духовные и нравственные качества ребенка, раскрывается великодушие, человеколюбие, доброта. Но будет ли этот фундамент крепкой опорой для ребенка? Это зависит только от нас, родителей.
Автор: Диана Тевосова
Гармония в семье Счастливое детство Семья Детский психолог Все теги
Психолог Все дисциплины
Наши дисциплины
Детская театральная студия
Вокал
Хореография для детей
Актерское мастерство
Сценическая речь
История России для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Раннее развитие
Английский язык
Логопед
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Психолог
Бизнес-школа
Комплексное развитиеТРИЗ
Академия юмора
Рисование
Другие статьи
Новое! Аниме — мультфильмы, которые разрушают психику наших детей
Подробнее
Как общаться с ребенком без криков и ссор?
Подробнее
Свобода выбора или скрытая манипуляция?
Подробнее
Какие качества прививать мальчикам и девочкам в современном мире?
Подробнее
Как правильно наказывать детей и за что?
Подробнее
В воспитании ребенка главное – любовь – Развитие ребенка
Родители во всем мире спорят, как правильно воспитывать детей и какие методы при этом использовать. Но действительно ли это важно? Действительно ли одни методы воспитания лучше, чем другие? Этими вопросами задалась группа исследователей из Гарвардского университета (США).
Один из инициаторов эксперимента, профессор Ин Чен, говорит: «Я иностранец, проживающий в США на протяжении десяти лет. И время от времени я испытываю сильное удивление, когда вижу, насколько традиции воспитания в США отличаются от той культуры, в которой воспитывался я сам. Меня стал интересовать вопрос: есть ли в воспитании детей какой-то универсальный элемент, от которого зависит успешность всего процесса».
В более раннем исследовании ученые из Гарвардского университета пришли к выводу, что люди, которые с теплотой вспоминают свое детство и считают, что родители воспитывали их с любовью и принятием, достигают большего процветания в жизни.
Это открытие само по себе имело большое значение. Однако данные, которые использовались в этом исследовании, были ограничены. Опрошенные в ходе исследования взрослые воспитывались во времена, когда в культуре было принято строгое воспитание. Поэтому было непонятно: связана ли вышеуказанная закономерность только со строгим воспитанием или с чем-то еще? Смогут ли дети стать успешными в жизни, если их воспитывать более демократично?
Новое исследование дало ответы на эти вопросы. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Nature Human Behavior».
В этом исследовании приняли участие люди, которые воспитывались в период, когда было популярно демократичное воспитание. Исследование проходило в два этапа: в 1996 опрашивались участники в возрасте 9-17 лет, а в 2004 – участники в возрасте 10-17 лет. Затем ученые сравнили результаты, полученные от двух групп. В целом исследование проводилось в период с 1997 по 2013 год.
В предыдущих исследованиях рассматривалась связь стилей воспитания с конкретными проблемами, такими как употребление наркотиков. Исследователи из Гарвардского университета предположили, что для более объективных результатов следует рассматривать позитивное воспитание детей и его влияние на их благополучие в будущем. Для этой цели ученые определили три аспекта позитивного воспитания: удовлетворены ли дети взаимоотношениями с родителями, устанавливают ли родители семейные традиции и какой стиль воспитания они используют.
Как и ожидалось, ученые обнаружили, что все три аспекта положительно влияют на успешность во взрослой жизни. Однако, когда ученые рассмотрели различные стили воспитания детей, они обнаружили нечто удивительное.
При любом стиле воспитания любовь родителей и теплая атмосфера в семье дает положительные результаты и благоприятно влияет на процветание во взрослом возрасте.
Самым важным открытием в исследовании было то, что люди, удовлетворенные своими взаимоотношениями с родителями (иными словами, если они чувствовали себя любимыми), они были более успешными во взрослой жизни. Это не было неожиданным результатом для ученых и соответствовало результатам, полученным ими ранее.
В ходе эксперимента ученые использовали опросник, в котором респонденты оценивали высказывания типа: «Мама и папа проявляют ко мне достаточно любви и привязанности». Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, насколько дети удовлетворены отношением к ним родителей, общением с ними, эмоциональной связью с ними и способами разрешения конфликтов.
В ходе анализа ответов была выделена группа респондентов (33%), наиболее удовлетворенная своими отношениями с родителями. Эти респонденты отличались большим эмоциональным благополучием, имели меньший риск депрессии, тревожных расстройств, избыточного веса, расстройств пищевого поведения и употребления наркотиков. Такая закономерность наблюдалась во всех возрастных группах исследуемых.
Один из организаторов исследования профессор Тайлер Вандервил, сообщил: «Результаты исследования показывают, что любовь родителей играет главную роль в воспитании детей. Вопросы, представленные в опроснике, касаются любви родителей по отношению к своим детям. Эта любовь сильно влияет на будущее ребенка. Вероятно, стоит заново ввести понятие «любовь» в сферу психического здоровья».
Стили воспитания имеют меньшее значение в воспитании детей, чем принято считать
Когда исследователи изучали стили воспитания детей, они, прежде всего, стремились узнать, насколько требовательны родители и насколько они отзывчивы к своим детям. Если не рассматривать крайние случаи, когда родители подвергают детей насилию или пренебрегают ими, можно выделить три основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный.
Считается, что лучшим стилем воспитания является демократичный. Как показало исследование, демократичные родители лучше проявляют любовь к своим детям и устанавливают границы. Такие родители ожидают лучшего поведения от своих детей и очень привязаны к ним. Они сильно вовлечены в воспитательный процесс и при этом поощряют в детях самостоятельность.
Напротив, авторитарные родители требуют многого от своих детей и демонстрируют невысокий уровень привязанности. Ребенок авторитарных родителей как бы получает сообщение: «Делай, что я говорю. Твоя потребность в самостоятельности и твои чувства не важны».
Противоположностью авторитарным являются либеральные родители, которые просто хотят, чтобы их дети были счастливы. Они мало требуют и ожидают от своих детей, но очень чутко реагируют на их потребности и чувства. В их воспитании отсутствует контроль, и они практически не используют наказания.
Предыдущее исследование показало, что и авторитарный, и либеральный стиль воспитания имеют для детей негативные последствия. Поэтому ученые ожидали того же и во втором исследовании. На самом деле они обнаружили, что авторитарное воспитание родителей приводит к высокой способности выражения эмоций, меньшей склонности к депрессии и избыточному весу у детей.
Однако дальше ученые были удивлены тем, что они обнаружили. В предыдущих исследованиях была установлена сильная связь между либеральным стилем воспитания и риском психических заболеваний и тревожных расстройств. Однако в данном исследовании такая связь оказалась значительно слабее, чем ожидалось. Ученые считают, что это связано с их способом анализа данных. Стили воспитания в последнем исследовании рассматривались как постоянные величины, а в предыдущих стили воспитания сравнивались друг с другом.
Так, у детей авторитарных родителей наблюдалась склонность к депрессивным симптомам. Но если при этом родители были более терпимыми и проявляли любовь к детям, симптомы депрессии были мягче.
Когда исследователи проанализировали данные о стилях воспитания в сочетании с данными об удовлетворенности детей отношениями с родителями, они пришли к выводу, что сильнее всего на благополучие детей влияют проявления любви, а стили воспитания влияют не так сильно.
Достаточно ли любви?
Профессор Вандервил так объясняет результаты исследования: «Полученные результаты не означают, что правила и дисциплина совершенно не важны в воспитании. Демократичный и авторитарный стили, в которых родители проявляют любовь к детям, показывает самые лучшие результаты. Так или иначе, любовь – главный элемент в любом воспитании.
Результаты нашего исследования дают надежду всем родителям. Просто любите своего ребенка, старайтесь делать так, как лучше для него, делайте все возможное ему во благо – и это принесет ему большую пользу».
Профессор Ин Чен подытожил: «Любовь к детям – это ответ на многие вопросы, связанные с воспитанием. Существует много способов проявить свою любовь: обнять ребенка, научить его какому-то важному жизненному навыку или придумать какую-то семейную традицию. В каждой семье существуют свои способы проявлять любовь, но все они помогают ребенку стать счастливым и благополучным».
13 способов воспитать детей, которые любят и заботятся друг о друге
Если у вас есть дети, то вы знаете, что борьба между ними может казаться бесконечной. И хотя это может свести нас с ума, родителей, на самом деле ссоры между братьями и сестрами вполне нормальны и здоровы. Однако где грань между «нормальным» и «ненормальным»? Как вы можете быть уверены, что ваши дети вырастут и со временем поладят? Вот 13 способов воспитать детей, которые любят и заботятся друг о друге:
1. Начните как можно раньше — сделайте хорошие отношения приоритетом.
Даже если у вас есть подростки, еще не поздно. Однако, если у вас есть младенцы, малыши или дети младшего возраста, вам повезло. У вас есть прекрасная возможность начать рано. Убедитесь, что вы учите их тому, как важно ладить и быть добрыми друг к другу. Смоделируйте такое поведение и сами.
2. Научите их мыслить по принципу «Мы», а не по принципу «Я».
Посмотрим правде в глаза — люди по своей природе эгоистичны. Это в значительной степени механизм выживания. Итак, что родители должны сделать, так это социализировать своих детей из менталитета «я». Скажите своим детям, что они — команда. По сути, вся семья – это команда. Действия каждого влияют на всех остальных. Если вы будете напоминать им достаточное количество раз, это в конечном итоге впитается.
3. Демонстрировать и учить позитивным способам преодоления аргументов.
Во-первых, посмотри на себя. Как вы справляетесь с конфликтами с другими людьми (особенно с другим родителем)? Вы кричите и кричите друг на друга? Или вы спокойно сидите и решаете свои проблемы рациональным образом? Надеюсь, это последнее. Но если нет, вам нужно начать с работы над вашими конфликтными навыками. Как только вы научитесь самостоятельно справляться с аргументами, вы сможете научить своих детей делать то же самое. Сядьте с ними и обсудите с ними процесс. Научите их тому, что есть положительные способы «бороться» 9.0003
4. Отмечайте и поощряйте всех детей, когда один из них чего-то добивается.
Может быть, Джонни выиграл чемпионат по баскетболу. Или, возможно, Джейн весь год приносила домой пятерки. Что бы это ни было, убедитесь, что вы отмечаете все достижения. Пусть дети поздравят друг друга. И даже если один или несколько детей не достигают таких же результатов, как другой брат или сестра, вы все равно можете быть позитивным и поощрять их стараться изо всех сил — и говорить им, что вы гордитесь ими всеми. Все они уникальны.
5. Научите их уважать личное пространство и имущество друг друга.
Личные границы важны для многих людей. И когда границы пересекаются, обычно возникает конфликт. Научите своих детей тому, что иногда людям просто необходимо побыть одному. И если они хотят одолжить игрушку или другую вещь, они должны спросить разрешения. Они не должны просто «брать» у другого человека и считать, что все будет хорошо.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
6. Покажите, как приносить и принимать извинения.
Я уверен, что все мы много раз видели жалкие извинения от наших детей. Я знаю, что у меня есть. Вы знаете один: когда они закатывают глаза и бормочут, что сожалеют. Заставьте их смотреть друг другу в глаза, говорите четко и говорите «извините» снова и снова, пока вы не подумаете, что они звучат серьезно. Затем скажите им, что эти слова легко произносить, но когда кому-то , на самом деле 9.0016 извините, они меняют свое поведение.
7. Постоянно напоминайте им, что они не являются центром вселенной.
К сожалению, многие взрослые этого даже не знают. Но если вы научите своих детей этому простому факту рано, это поможет им поладить. Все не всегда будет идти по твоему. Иногда приходится идти на компромисс. См. пункт 2 еще раз о развитии «менталитета мы».
8. Сами моделируйте хорошее поведение.
Когда я провожу занятия и семинары по общению, я всегда говорю своим слушателям, чтобы они хорошенько, долго и внимательно посмотрели на себя. Вы не можете изменить то, чего не знаете . Таким образом, вы можете хотеть, чтобы ваши дети ладили и больше любили друг друга, но если вы не покажете им, как это делать своими собственными действиями, они никогда не научатся этому. Дети моделируют поведение больше, чем слушают ваши слова.
9. Никогда не говорите плохо ни о ком в семье.
Если вы злитесь на своего супруга, это понятно. Так происходит все время. Но если вы пойдете и будете говорить негативные вещи о нем или о ней своим детям, то это научит их тому, что ругать людей — это нормально. Убедитесь, что ваши слова обо всех позитивны. Даже если вы указываете на то, что нужно изменить, вы можете сказать: «Я знаю, что ты можешь добиться большего». Никогда, никогда не показывайте плохие или критические выражения перед своими детьми.
10. Попросите их купить друг другу подарки на день рождения и Рождество.
Конечно, вам будет труднее возить их и платить за подарки. Но это говорит им, что важно помнить своих братьев и сестер в особых случаях. Рождество — это не только то, сколько подарков вам принесет Санта-Клаус. А также дарить близким. А так дни рождения.
11. Установите позитивный распорядок семейного ужина.
Регулярные совместные семейные обеды помогают детям избежать неприятностей, когда они вырастут. Это время для всех, чтобы поговорить и пообщаться. Итак, начните ритуал, когда все обходят стол и говорят что-то, что они любят и ценят о других членах семьи. Это подтверждает тот факт, что все любят и уважают всех. В конце концов, это войдет в привычку.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
12.
Попросите их сказать: «Я люблю тебя», обнять и подбодрить друг друга.Даже если ты не из любящей семьи, никогда не поздно начать обниматься и целоваться, и говорить: «Я люблю тебя». Приветствие и прощание с объятием показывает, что вы любите и уважаете другого человека. А слова поддержки также усиливают проявленную привязанность.
13. Напомните им, что после вашего ухода они будут только друг у друга.
Я не хочу показаться болезненным, но это правда. Если вам посчастливится следовать естественному порядку вещей, родители обычно умирают раньше братьев и сестер. И как только родители уйдут, они останутся единственными в семье. Напомните им, что иметь родного брата или братьев и сестер — это драгоценно, и что в мире нет никого, кто имел бы одних и тех же родителей. Это то, чем следует дорожить.
Как я уже говорил в начале, никогда не поздно начать учить своих детей любить и заботиться друг о друге. Все, что для этого требуется, — это некоторое сознательное усилие с вашей стороны. Но оно того стоит.
Воспитание детей в любви, а не в страхе
«Мне за 40, а я все еще боюсь своего старика. ”
Комментарий исходил от жилистого, загорелого фермера со свежей короткой стрижкой. Он сидел в заднем ряду родительского семинара, который я проводил. Мы говорили о дисциплине, и он настаивал на том, что стили воспитания «старой школы» намного превосходят более мягкие, нежные и добрые способы работы с нашими детьми, которые я поддерживал.
Он продолжил: » Если мои дети не будут меня бояться, они никогда не сделают того, что я им скажу .»
Мы обсудили проблему и, в конце концов, разговор продолжился, но комментарии застряли во мне. Хотим ли мы, чтобы наши дети боялись нас? Страх — лучший мотиватор или есть что-то лучше?
Мотивация через страх
Это бесспорно. Страх — сильный мотиватор. И невероятно, насколько эффективно мы можем «мотивировать» наших детей с помощью страха.
«Если ты сделаешь это еще раз, я сделаю с тобой вот что».
«Хочешь, я тебя шлепну?»
«Сделай это еще раз, и я позову твоего отца».
Даже если мы не использовали такие линии, мы все их видели. И, как правило, дети быстро встают в очередь. Никто не хочет шлепка по попе, тайм-аута, потери заветной вещицы или привилегии или какого-то другого наказания. Таким образом, родители чувствуют, что страх наказания работает. И это так.
Но почему это работает? И что он делает на самом деле?
Проблема со страхом
Поскольку людям не нравится, когда их обижают или наказывают, они сильно мотивированы избегать действий, которые могут привести к боли. Заставить наших детей бояться нас — это верный способ доминировать над ними и получить то, что мы хотим. Но есть некоторые проблемы с мотивацией через страх.
Во-первых, страдает качество наших отношений. Доверию нанесен ущерб. Люди избегают тех, кого боятся.
Во-вторых, мы учим наших детей тому, что сила, страх и господство позволяют им получить то, что они хотят, тем самым приучая их доминировать и запугивать других.
В-третьих, мы отрываем наших детей от их эмоций, требуя от них «молчать» и лишая их чувствительности к своим и чужим чувствам, как мы нечувствительны к их.
Четвертая и последняя причина является самой важной.
Папа на моей презентации сказал: «Это единственный способ, которым они будут делать то, что я им говорю». Это правда, что наши дети будут делать все, что мы им скажем, когда они нас боятся (пока мы рядом или есть шанс, что их поймают. Ключевым моментом является наблюдение!) Если наша единственная цель — послушание, тогда страх — это нормально . Но у большинства родителей есть более глубокая цель для своих детей, чем бездумное, строгое послушание.
Страх — это то, что мы можем назвать «внешним мотиватором». Наши дети поступают правильно только из-за того, что с ними случится, если они этого не сделают. Это означает, что если мы не можем «поймать их» за неправильными поступками, им нечего бояться и нет причин избегать того, чего мы не хотим, чтобы они делали. Большинство детей очень быстро понимают, как манипулировать системой: вести себя, когда родитель, которого я боюсь, присутствует, и делать то, что я хочу, когда его нет.
Проще говоря, нежелательное поведение уходит в подполье, и дети становятся скрытными. Мы хотим, чтобы наши дети поступали правильно по правильной причине.
Большинство родителей хотят большего от своих детей и для них самих. Мы хотим, чтобы они поступали правильно, потому что они хотят, чтобы делали это, и потому что они понимают причины, почему . Это внутренний регламент . По сравнению с внешним регулированием, внутреннее регулирование связано с лучшими результатами в школе, улучшением социальных навыков и отношений, более высоким моральным развитием и более высоким благополучием.
Что привело нас к внутреннему регламенту? Доброта, уважение и понимание в сочетании с четкими ограничениями, выработанными вместе, где это возможно.