что это в психологии, виды и формы детерминизма
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Детерминация – это в психологии первопричина, взаимосвязь и взаимовлияние феноменов и процессов. В психологии краткое определение детерминизма простыми словами сводится к наличию причин и влияющих механизмов, которые определяют поведение индивида, а также характер его социальной и психической активности. Подразумевается, что поведенческие модели формируются не случайно, а вследствие определенных причин. Выделяют разновидности детерминизма исходя из характера детерминант – влияющих факторов (например, биологические, культурные).
Определение
Детерминизм в психологии отражает причинно-следственные связи между психическими проявлениями и факторами, которые их провоцируют. Суть детерминизма сводится к обязательному наличию причин для происходящих психических феноменов. Психические явления происходят под влиянием многочисленных факторов – внутренних и внешних. К первой группе относят мотивацию и целеполагание, ко второй – наследственную предрасположенность, влияние социальной среды и накопленного опыта.
Детерминация – это такой подход к рассмотрению психических процессов, который предполагает наличие влияющих факторов, что вызывает необходимость изучения причин поведенческих реакций для понимания сути психических феноменов и явлений. Причинность носит однонаправленный, односторонний и необратимый характер – подразумевается первичность причины и вторичность вытекающего из нее следствия. Причина предшествует следствию, обратное невозможно.
В рамках концепции детерминизма рассматриваются такие категории, как необходимость и случайность. Под необходимостью подразумевается процесс, феномен, явление, которые обязательно происходят при заданных условиях. Причем сущность явления неизменна, но под влиянием обстоятельств, которые складываются вариативно, результат может различаться. Случайность отражает наличие разных форм проявления необходимости, варьирующихся относительно исходного варианта.
Категория действительности понимается как исходные обстоятельства. Категория возможности отражает изменения, которые происходят в период от текущего до будущего положения действительности. Возможность – предпосылки, существующие в настоящем и направленные на изменение действительности. Выделяют абстрактные (теоретические, ничем не обоснованные) и реальные возможности.
Детерминизм в психологии – подход к изучению психической деятельности человека с целью выявления принципов и механизмов психических реакций. Основные задачи такого подхода – выявление закономерностей в поведении человека, понимание психических процессов, которые определяют активность индивида. Например, формирование поведенческих моделей ребенка происходит с раннего детства под влиянием воспитания, окружающей среды, культуры.
На становление характера и темперамента влияют физиологические процессы, направленные на естественное созревание в рамках физического и психического развития. Общение, поддержание диалога со взрослыми является стимулом развития ребенка. Детерминация поведения индивида рассматривается с точки зрения рефлекторных и произвольных реакций. В первом случае подразумевается непреднамеренное, непроизвольное реагирование на внешние стимулы как проявление безусловных и условных рефлексов.
Во втором случае предполагается произвольное, волевое, осознанное реагирование на внешние стимулы. Социальная среда корригирует личные намерения индивида, определяет его роль в рамках социума, стимулирует его активность. Внешние стимулы могут выражаться в принуждении, манипуляциях, психологическом давлении и физическом насилии.
Детерминистический подход к изучению психических явлений основан на принципе причинности. Причинность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые предшествуют следствию и провоцируют его. Детерминистический подход подразумевает учет влияния разносторонних факторов. Например, системный детерминизм рассматривает зависимость элементов системы от характеристик и свойств целого.
Детерминизм в форме обратной связи предполагает воздействие следствия на причину, которая его спровоцировала. Статистический детерминизм отражает наличие при одинаковых причинах разных эффектов-результатов, которые изменяются в рамках статистической закономерности. Детерминанты – это в психологии первопричины и факторы, обуславливающие процесс. Выделяют детерминанты, определяющие характеристики и уровень развития личности:
- Экономический, образовательно-культурный уровень, достигнутый в социуме.
- Особенности воспитания и взаимоотношения родителей в семье (например, неполные семьи).
- Степень удовлетворения нужд, доля неудовлетворенных потребностей.
- Уровень правовой защиты.
- Этнические и культурные традиции.
Детерминанта – это такое понятие, которое в психологии отождествляется с первопричинами, в совокупности обуславливающими поведенческие реакции и психические процессы, что отражает влияние сторонних и внутренних механизмов на активность индивида. Поведенческие модели формируются, претерпевая воздействие психосоматических характеристик (генетические особенности, заболевания, психоэмоциональный фон) и микросоциальных факторов – порядок воспитания, взаимоотношения в семье и небольших группах социума (детский сад, круг друзей, школа).
На развитие личности влияют особенности профессиональной деятельности (подверженность стрессам, ненормированный режим и график труда), социально-экономическая ситуация, в том числе такие события, как экономический кризис, военные действия. Субъективные детерминанты, влияющие на формирование поведенческих моделей, включают саморазвитие, самосознание индивида, наличие мотивации, уровень притязаний.
Коэффициент детерминации – доля дисперсии (показатель разброса, отклонения данных) зависимого признака, рассматриваемая под углом влияния, корреляции (взаимная связь) независимых переменных. Простыми словами значение коэффициента детерминации сводится к отражению степени вариации полученного в результате признака под влиянием причинных, факторных признаков.
Селф-детерминизм кратко – это способность индивида определять цели, управлять своими действиями. Понятие селф-детерминизм появилось благодаря Рону Хаббарду и основанному им течению саентологии. Это явление рассматривается в контексте состояния, когда индивид направляет свои действия исходя из поставленной задачи.
Формы
Начальные представления о детерминизме в психологии отражали примитивное понимание психических процессов, это нашло воплощение в представлении психических реакций как ответа на внешние стимулы. В этот период в практику введены понятия аффекта, условных и безусловных рефлексов. Факторы, определяющие поведение индивида, включали желание, удовлетворение, неудовлетворение.
Теория Дарвина положила начало биологическому детерминизму в психологии, это принцип, который позволил выявить взаимообусловленность сознательно-волевой сферы и физических характеристик. Психика стала рассматриваться как функция, необходимая для выживания человека. Биологическая форма предусматривает отсылку к функциям мозга, генетическим и физиологическим взаимосвязанным и взаимообуславливающим факторам (коррелятам).
Изначально считалось, что психическая деятельность индивида основана на ощущениях и представлениях. В XIX веке описаны психические процессы, не подвластные естественным физиологическим реакциям. В их числе апперцепция (восприятие предметов внешнего мира в тесной взаимосвязи друг с другом), волевое усилие, личностный выбор. В конце XX века появляется понятие функционального и системного видов детерминизма.
В первом случае речь идет о толковании психических феноменов с точки зрения их функций и вовлечения адаптивных механизмов. Во втором случае психические феномены рассматриваются в рамках взаимосвязи с общей системой. Выделяют статистическую и вероятностную формы детерминизма, когда прогнозируются поведенческие реакции индивида. Лингвистическая форма предполагает рассмотрение процессов восприятия и мышления представителей разных культур с учетом взаимосвязи с языковыми особенностями группы.
Психологический детерминизм проявляется под влиянием внешних и внутренних стимулов, что обуславливает появление форм – внешнего и внутреннего детерминизма. В первом случае рассматриваются поведенческие и физиологические реакции индивида, возникающие на внешние стимулы. Во втором случае предполагается влияние на активность индивида внутренних детерминант – поставленной цели, мотива, смысла деятельности.
Форма, затрагивающая пограничные аспекты между внешним и внутренним детерминизмом, рассматривается в рамках глубинной психологии (ряд направлений в психологии, ориентированных на наблюдение бессознательных психических реакций). Согласно концепции пограничной формы, внимание акцентируется на бессознательных реакциях, которые преподносятся как основные регуляторы поведения человека. В теории генетической детерминации поведение индивида обусловлено влиянием наследственных факторов.
Концепция культурной формы раскрывает влияние окружающей действительности, внешней среды на поведенческую и социальную активность личности. Явление рассматривается в рамках культурно-исторического течения в психологии. Культурная форма детерминизма – основополагающее звено передачи культурного опыта.
В психотерапевтической практике применяются принципы причинного детерминизма, когда устанавливается связь между психическими расстройствами и влияющими факторами далекого прошлого, например, психотравмирующими ситуациями из раннего детства. В данном случае применяются методы психоанализа.
Детерминация в психологии отражает подход к изучению поведенческих моделей человека в тесной взаимосвязи с причинами и факторами, определяющими психические реакции.
0 1 281 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
163
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
138
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
89
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
183
Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90
Широкая М.Ю. Горбатых М.В.
подробнееСкачать PDF
154
Адаптивность как предиктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79
Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.
подробнееСкачать PDF
53
Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64
Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.
подробнееСкачать PDF
79
Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52
Абдуллаева М. М.
подробнееСкачать PDF
52
Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41
Белякова Е.Г. Быков С.А.
подробнееСкачать PDF
49
Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28
Карабанова О.А. Молчанов С. В.
подробнееСкачать PDF
57
Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества
Национальный психологический журнал 2022.
№ 4. c.9–18Емелин В.А.
подробнееСкачать PDF
67
Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде
Национальный психологический журнал . № . c.3–8
Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.
подробнееСкачать PDF
52
Как слово наше отзовется
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130
Цукерман Г.А.
подробнееСкачать PDF
726
Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125
Утробина В.Г.
подробнееСкачать PDF
751
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118
Лидская Э.В. Панов В.И.
подробнееСкачать PDF
708
Что такое теория самоопределения (SDT) и почему это важно?
Самоопределение — это теория мотивации человека, разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Мотивация в данном контексте — это то, что побуждает нас действовать. [1] Теория рассматривает присущую человеку позитивную тенденцию к росту и выделяет три основные потребности, которые способствуют этому росту. Этими потребностями являются Автономия, Компетентность и Связь.
Компетенция — Потребность в том, чтобы наше поведение было реализовано эффективно (чтобы чувствовать, что мы хорошо поработали). [2]
Автономия – Необходимость воспринимать поведение как добровольное и «… рефлективно самоодобряемое» [2] (чувствовать, что мы контролируем то, что делаем).
Родственность – Потребность «…взаимодействовать, быть на связи и испытывать заботу о других» [3] (иметь значимые отношения и взаимодействие с другими людьми).
Вот почему эти потребности так важны: SDT выделяет два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Три потребности способствуют внутренней мотивации. Этот тип мотивации инициирует «поведение ради самого себя», потому что оно по своей сути приносит удовлетворение или привлекает. [1][4] Та врожденная человеческая склонность двигаться к росту, о которой упоминалось ранее, по сути является внутренней мотивацией.
С другой стороны, внешняя мотивация инициирует поведение ради получения вознаграждения (подробнее об этом позже) или достижения внешней цели. Хотя внешняя мотивация не приводит к автоматическому удовлетворению трех основных потребностей, SDT определяет различные типы внешней мотивации, которые могут (через процесс, называемый интернализацией) в конечном итоге обеспечить их поддержку. [5]
Вернемся к идее вознаграждения. В рамках этой концепции внешней мотивации есть как внешнее, так и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение может быть материальным, например, повышение зарплаты. Внутреннее вознаграждение неосязаемо и является внутренним, как получение признания через похвалу от вашего босса. Полезно понимать это различие, потому что внутреннюю мотивацию легко спутать с внутренней наградой. Простой способ запомнить это состоит в том, что мотивация всегда связана с поведением или деятельностью, а вознаграждение всегда является результатом. Таким образом, вознаграждения (будь то внутренние или внешние) относятся к внешней мотивации.
Как все это можно применить к мотивации труда?
Твердое понимание теории самоопределения бесценно в контексте оптимизации производительности труда, а также удовлетворения от работы. SDT часто применяется на рабочем месте, и была обнаружена очень реальная связь между рабочей средой, которая поддерживает три основные потребности, и положительными результатами, связанными с работой. [6] Теория может помочь работодателям понять, как лучше всего развивать и вовлекать своих людей, а также может помочь людям понять, как они могут добиться профессионального успеха.
Чтобы связать все это воедино, обширные исследования в области SDT показали, что изучение различных типов мотивации и того, как они поддерживают три основные потребности (автономность, связанность и компетентность), имеет решающее значение для способности человека расти и процветать. Это полезная информация во многих контекстах, включая профессиональный мир.
Узнайте, как использовать теорию самоопределения для оптимизации вашего рабочего места с помощью анализа персонала:
Ссылки
1. Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (н. д.). Дом. Получено 13 февраля 2018 г. с http://selfdeterminationtheory.org/
2. Niemiec, C.P., & Ryan, R.M. (2009). Автономия, компетентность и родство в классе: применение теории самоопределения к образовательной практике. Теория и исследования в области образования , 7 , 133-144.
3. Баумайстер Р.; Лири, М. Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень . 117: 497–529. дои: 10.1037/0033-2909.117.3.497. PMID 7777651.
4. Райан Р. (1995). Психологические потребности и содействие интегративным процессам. Журнал Личности. 63 : 397–427. doi :1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x.
5. Райан Р. М. и Деси Э. Л. (2000). Внутренние и внешние мотивы: классические определения и новые направления. Современная педагогическая психология, 25 (1), 54-67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020
6. Олафсен, А. Х. (2016). Последствия рабочего климата, удовлетворяющего потребности, на осознанность состояния в лонгитюдном анализе результатов работы. Мотивация и эмоции, 41 (1), 22-37. doi: 10.1007/s11031-016-9592-4. Поделиться этой публикацией
Как самоопределение может повысить удовлетворенность работой
Устроиться на работу, которая оплачивает счета, может обеспечить безопасность, но может не дать вам чувства длительного удовлетворения. Хотя вознаграждение и рабочее время имеют значение, мы часто не учитываем ключевые психологические потребности, которые влияют на удовлетворенность работой и нашу производительность и приверженность работе. Когда мы сосредотачиваемся на получении внешнего вознаграждения за работу (например, оплаты, графика, оценок), мы иногда подрываем важность собственной мотивации. Когда чек становится единственным, что заставляет вас просыпаться по утрам, мотивация и продуктивность могут быстро угаснуть и смениться чувством вины, стыда и беспокойства на рабочем месте.
Многие люди борются с низкой мотивацией, но винят себя в том, что им не хватает энергии для работы. Слишком часто мы усваиваем эти эмоции и испытываем чувство неадекватности и неудачи. На самом деле, многие из моих пациентов считают недостаток энергии на работе плохой саморегуляцией поведения с их стороны или даже ленью. В действительности нейропсихологические механизмы мотивации намного сложнее.
Самоопределение как инструмент повышения мотивации
Исследования показывают, что психологические потребности лежат в основе мотивации, и если эти потребности не удовлетворяются, наше психическое здоровье и благополучие могут пострадать. Но есть способ повысить мотивацию и повысить продуктивность на работе. Согласно Теории самоопределения (SDT), для достижения оптимальной мотивации условия нашей работы должны удовлетворять три основные потребности:
- Компетентность: Хорошо ли вы используете свои навыки и знания в работе? Вы ищете вызовы? Есть ли возможность для роста?
- Автономия: есть ли у вас свобода работать так, как вам удобно? Предоставляет ли ваша работа структуру, поддерживающую автономию?
- Родство: насколько вы связаны с людьми, с которыми общаетесь? Есть ли значимый обмен между коллегами или клиентами?
Учитывая количество часов, которые мы проводим на работе, мы можем извлечь пользу из использования подхода самоопределения, чтобы повысить нашу мотивацию и выработать повседневные привычки, которые помогут нам получать большее удовлетворение от нашей работы.
Во-первых, важно учитывать, насколько хорошо условия нашей работы способствуют нашему личностному росту по трем категориям SDT. Во-вторых, нам нужно определить способы достижения большей компетентности, автономии и связанности на работе. Приобретение новых навыков или общение с коллегами может показаться слишком далеким от вашей зоны комфорта или может просто потребовать больше энергии, чем вы смогли собрать. Иногда задачи просто кажутся трудными или неблагодарными. Нет никаких сомнений в том, что начало работы — самый трудный шаг при внедрении изменений. Впадение в пассивный паттерн имеет негативные последствия, которые подпитывают неуверенность в себе и могут заставить вас чувствовать себя в тупике. Окружающие могут заметить недостаток продуктивности и отреагировать с беспокойством или неодобрением. Результатом длительного бездействия чаще всего является то, что страдает наша самооценка, и мы задаемся вопросом, возможны ли для нас изменения вообще. Через некоторое время мы можем поверить, что мы действительно неспособны и непродуктивны.
Как использовать SDT на работе
Сосредоточение внимания на трех потребностях SDT не только повышает мотивацию, но и повышает уверенность в себе. Полезно начать с того, что просто представьте преимущества ощущения себя более энергичным, позитивным и продуктивным на работе.
- Каково это, проснуться утром, зная, что у вас есть все намерения внести весомый и важный вклад в работу? Что ваше время и усилия оценены по достоинству и являются частью проекта, более значимого, чем просто пробивать билет 9до 5?
- Затем определите одно простое изменение, которое позволит вам проявлять большую компетентность и самостоятельность на работе. Каковы возможности для общения с другими людьми и создания сети? Это может быть как корпоративное обучающее мероприятие, так и просто приглашение коллег встретиться за обедом.