🚀 Реферат: «Детерминация психологии человека», Психология
РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы
Очевидно, что конституциональной детерминацией не исчерпывается обусловленность психики человека особенностями его организма. По мнению многих ученых древности и современности функционирование организма является одной из детерминант психологии человека. Врачи Гиппократ, К. Гален, Ибн Сина утверждали, что гуморальная регуляция обусловливает темперамент человека и многие проявления его психологии… Читать ещё >
Ключевые слова:
- методологические основы и проблемы психологии
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Детерминация психологии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Детерминация — это причинная обусловленность чего-либо чем-либо. Она предполагает причинно-следственную (каузальную) зависимость между явлениями и свойствами изучаемого объекта.
В эмпирических научных исследованиях это взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными. Поиск таких взаимосвязей является основной задачей научных исследований. Такие взаимосвязи рассматриваются как предмет научного познания.
Телесно-конституционально-организмическая детерминация
Академическая психология начиналась с изучения зависимости психики от конституциональных особенностей телесной организации человека и животных. Эти особенности рассматривались в психофизиологическом эксперименте как независимые переменные, которые по убеждению исследователей должны оказывать решающее влияние на психические процессы, состояния и свойства носителей психики. Результаты таких исследований указывают на некоторую динамику психического отражения, зафиксированную в реакциях, непроизвольных движениях и других неконтролируемых откликах нервной системы на воздействия организма. Взаимосвязанность психического реагирования с деятельностью различных систем организма привела к выводу о биологической детерминированности психологии человека. Этот принцип детерминации получил развитие в психологической науке в виде конституциональных теорий личности.
Однако человек способен преодолевать недостатки своей телесной организации за счет резерва психической организации, который содержит неисчерпаемый потенциал возможностей интеллектуальных, волевых и эмоциональных механизмов психологической адаптации человека.
Очевидно, что конституциональной детерминацией не исчерпывается обусловленность психики человека особенностями его организма. По мнению многих ученых древности и современности функционирование организма является одной из детерминант психологии человека. Врачи Гиппократ, К. Гален, Ибн Сина утверждали, что гуморальная регуляция обусловливает темперамент человека и многие проявления его психологии. Позднее, начиная с эпохи Возрождения до современной нейропсихологии, естественнонаучной и материалистической линиями в науке основной детерминантой психического стали признаваться особенности функционирования головного мозга и нервной системы.
Вместе с тем, существуют и другие направления в психологии, которые считают процессы, происходящие в организме, обуславливающими психологические проявления. Например, психоанализ Фрейда, признававший ведущими в психологии человека неосознаваемые влечения; теория А. Маслоу, в которой потребностям и мотивации отводилась главная роль в детерминации поведения. Также когнитивная психология, признающая отправной точкой в психике человека когнитивные процессы. Исходя из изложенного выше, можно сказать, что поиск детерминации психической и психологической деятельности продолжается и по сей день, уходя от вульгарного материализма к более сложным физиологическим и физическим объяснениям порождения психического и психологического, и считая основанием психического телесность и ее функционирование.
Показать весь текстЗаполнить форму текущей работой
Социальная детерминация развития личности.
Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека» (Ананьев Б.Г., 1980. С.70).
Социальная детерминация личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества «путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности» (271, с. 175).
Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта включенного, на основе сложившихся базовых ценностей, в разные социальные ситуации — в ситуацию с «жесткой» структурой традиционно — родового общества и в ситуацию с «жидкой структурой» демократического общества. Особенности включения определяются выбором субъектной функции, реализуемой субъектом во взаимодействии. В.К.Шабельников выделяет следующие частичные социальные роли, представляющие собой типы субъектных функций во взаимодействии:
S оценщик
S объект потребности ** S потребитель S исполнитель
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи — преодоления натуралистического понимания личности.
На всем протяжении истории человечества, вплоть до наших дней, развитие социальных отношений складывается не в пользу личности, ее свобод и плодотворного функционирования. В основу отношений в обществе кладется принцип подчинения и самоподчинения человека вначале роду-племени, а затем государству, различным коллективам, где над всеми другими принципами возвышается принцип единства, наиболее значительно обусловленный в философии Гегелем: «… всемирной истории, индивиды служат лишь в качестве средства ее поступательного движения».
Признание детерминированности человеческих поступков дает объективную картину (основу) для научной оценки социальных действий личностей. Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей являются их потребности и интересы, ибо, именно с их помощью и через них объективное переводится в субъективное и благодаря им формируется специфический социальный субъект со своими стремлениями, целями, ожиданиями; они побуждают людей к деятельности, являются источником их активности. В этом смысле они выступают непосредственными детерминантами и побудительными мотивами человеческой деятельности. Следовательно, люди действуют в соответствии со своими потребностями и интересами. Но чтобы стать побудительным мотивом к деятельности, и те и другие должны быть осознаны.
В структуре деятельности можно выделить следующие элементы: цель, средство, результат.
В связи с конкретизацией идеала (в сознании) встает важная проблема выбора средств для осуществления поставленных целей, а также определения отрезка исторически необходимого времени. Речь идет о том, чтобы эти средства были достаточны и чтобы они соответствовали поставленной цели. Правильно поставленная цель и соответствующие средства ее достижения с большей вероятностью позволяют достигнуть адекватного результата.
Проблема совпадения социальных целей и результатов деятельности является основополагающей для развертывания процесса сознательного творчества в истории. Познание существенных связей и закономерностей общественного развития является предпосылкой успешной и сознательной социальной деятельности, включающей в себя формирование социально-значимых целей и их реализацию.
Проблема возникает как осознание противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Проблема — это противоречие (преодоление трудностей) в процессе удовлетворения потребностей. Соотношение между наличным и должным фиксируется в понятии «степень удовлетворения потребностей». Определяется она имеющимися условиями для удовлетворения потребностей. Если этих условий недостаточно, то наличное не может перейти в должное, то есть потребности не находят своего удовлетворения. Невозможность перехода от наличного к должному и выражается категорией «проблема».
Если потребность характеризует должное как отличное от имеющегося, то проблема характеризует противоречие между ними.
Удовлетворение не всякой потребности является проблематичным, а лишь такой, для удовлетворения которой отсутствуют условия. Следовательно, проблема есть осознание отсутствия в наличном условий для перехода в должное. И если для ряда потребностей пути и способы их удовлетворения очевидны и носят репродуктивный характер, то другие, составляя проблемную ситуацию, заставляют использовать творческий потенциал субъекта.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социальная детерминация развития личности.
От 250 руб
Контрольная работа
Социальная детерминация развития личности.
От 250 руб
Курсовая работа
Социальная детерминация развития личности.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьТеория самоопределения в социальной психологии
Теория самоопределения (ТДС), сформулированная Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном, представляет собой широкую теорию мотивации человека, для которой концепция базовых или универсальных психологических потребностей в компетентности Центральными и определяющими чертами являются родственность, самоопределение и дифференциация типов мотивации (автономная, контролируемая). SDT утверждает, что тип, а не количество мотивации является более важным показателем результатов, и что тип мотивации определяется степенью удовлетворения основных потребностей. Теория предсказывает, и эмпирические данные подтверждают, что удовлетворение основных потребностей и автономная мотивация связаны с важными положительными результатами, такими как улучшение самочувствия, улучшение обучения и большая настойчивость. Исследования также показывают, что, когда авторитетные фигуры поддерживают автономию, принимают точку зрения другого человека и предоставляют выбор, другой человек, как правило, становится более автономным.
Основные психологические потребности
SDT предполагает, что в дополнение к потребности в различных физических формах поддержки (например, в пище и воде) люди эволюционировали, чтобы требовать определенных психологических переживаний для оптимального функционирования и психологического здоровья. SDT определила три психологических опыта, которые повсеместно необходимы для оптимального роста, целостности и благополучия: потребности в компетентности, привязанности и самоопределении. Постулат об универсальности этих потребностей означает, что они существенны для всех людей, независимо от пола, этнической принадлежности, социально-экономического положения или культурных ценностей. Рассмотрим каждую потребность по очереди.
Первое психологическое переживание, которое было определено как потребность, — это чувство компетентности, т. е. ощущение того, что человек эффективно справляется со своим внутренним и внешним миром. Эта концепция возникла в трудах Роберта Уайта, который говорил о мотивации действия. Уайт предположил, что когда дети играют, они делают это, потому что это весело, но дети также учатся и становятся более эффективными или компетентными во время игры. Чувство компетентности или эффективности относится к обучению управлять собой, например, к обучению эффективному регулированию своих эмоций, точно так же, как оно относится к обучению функционированию в более широкой социальной среде. Осознание того, что человек совершенствуется в какой-либо важной деятельности или значимом аспекте своей жизни, очень приятно и может быть понято как удовлетворение основной потребности в компетентности.
Второй тип психологического опыта, который является потребностью в рамках SDT, — это связанность. Опыт родства в широком смысле определяется как ощущение связи с другими людьми: любви и любви, заботы и заботы, принадлежности к группам или коллективам, а также наличия длительных отношений, характеризующихся взаимным доверием. Когда кто-то ведет содержательный разговор, пишет или получает письмо от друга или члена семьи или обнимает кого-то, кто ему или ей небезразличен, этот человек, скорее всего, испытает удовлетворение потребности в родстве.
Третьей базовой потребностью в теории самоопределения является потребность в автономии или самоопределении. Концепция самоопределения развилась из работ Ричарда де Шармса, который проводил различие между внутренними и внешними воспринимаемыми локусами причинности. ДеЧармс предположил, что, когда у людей есть внутренний воспринимаемый локус причинности, они будут чувствовать себя так, как будто они являются источником своих собственных действий, а не пешкой, что включает в себя ощущение, что их толкают внешние силы. Самоопределение включает в себя чувство воли или полной готовности, чувство выбора в отношении того, что человек делает, полное одобрение своих действий и переживание свободы в своих мыслях, чувствах и действиях. Наличие такого опыта обеспечивает удовлетворение основной потребности в автономии или самоопределении. Хотя другие психологи могут использовать тот или иной из этих терминов для обозначения чего-то отличного от того, что он означает в теории самоопределения, использование этих множественных дескрипторов предназначено для того, чтобы дать реальное представление о том, что эти термины означают в рамках ТСД. Короче говоря, SDT утверждает, что у людей есть фундаментальная потребность полностью одобрять свои действия и чувствовать себя свободными по отношению к ограничениям и давлению.
Подводя итог, SDT утверждает, что каждый из этих трех типов опыта — опыт компетентности, родства и автономии — вносит важный вклад в психологическое и физическое благополучие людей. В той мере, в какой любая из этих потребностей подавляется или отвергается людьми, в результате они будут страдать от некоторого психологического или физического ухудшения. Более того, эти психологические потребности идентифицируются как источники энергии для одного типа мотивации, называемого внутренней мотивацией.
Внутренняя мотивация и внешняя мотивация
Внутренняя мотивация – это тип мотивации, характеризующийся переживанием интереса и удовольствия. Говорят, что вознаграждение за внутреннюю мотивацию заключается в выполнении деятельности, а не в том, к чему она приводит. Другими словами, внутренне мотивированное поведение поддерживается спонтанными чувствами, сопровождающими деятельность. Действия, которые вам действительно нравятся, например, игра в лакросс или гольф, возможно, чтение или рисование, возможно, восхождение на гору или купание в океане, мотивированы внутренне. Понятие внутренней мотивации используется для описания всего спектра поведения, которое добровольно осуществляется в отсутствие непредвиденных обстоятельств вознаграждения или наказания. Типичным примером внутренней мотивации является играющий ребенок, который безумно бегает по игровой площадке, лепит снеговика, копается в песочнице или превращает большую картонную коробку в клуб. Все эти виды деятельности требуют приложения энергии, однако вознаграждение полностью присуще самим действиям. С точки зрения SDT энергия для такой деятельности исходит из основных психологических потребностей (например, компетентность, родственность и автономия).
Дополнение к внутренней мотивации, то есть тип мотивации, который активизирует и направляет другие действия человека, называется внешней мотивацией. Этот тип мотивации характеризуется инструментальностью между поведением и некоторым отделимым последствием. Классический пример внешней мотивации — это деятельность за вознаграждение. В этом случае человек выполняет действие не потому, что оно само по себе интересное и приятное, а скорее потому, что выполнение этого действия позволяет человеку получить вознаграждение. Делать что-то, чтобы избежать наказания, угодить родителю или супругу, быть принятым группой, выглядеть лучше, чем кто-либо другой, — все это примеры внешней мотивации.
Подрыв внутренней мотивации
Одним из хорошо известных явлений SDT является подрыв внутренней мотивации внешними вознаграждениями. В начале 1970-х некоторые удивительные исследования показали, что может быть темная сторона использования материальных вознаграждений, зависящих от задачи, таких как деньги или призы, чтобы помочь мотивировать людей заниматься интересной деятельностью, такой как обучение или игра. Первоначальный эксперимент Деси показал, что, когда студенты колледжа решая интересные головоломки, чтобы заработать деньги, они находят головоломки менее интересными и приятными, чем другие студенты, решившие те же головоломки без предложения денег. Студенты, которым платили за решение головоломок, с меньшей вероятностью возвращались к решению головоломок в последующий период бесплатной игры. Другими словами, когда людям давали вознаграждение за интересную деятельность, они теряли к ней интерес и с меньшей вероятностью занимались ею позже.
С точки зрения SDT, причиной этого снижения внутренней мотивации было то, что вознаграждения, как правило, заставляли людей чувствовать себя контролируемыми. Они стали зависеть от вознаграждения и потеряли чувство самостоятельности. Поскольку удовлетворение потребности в автономии необходимо для поддержания интереса людей и жизненной силы для деятельности, то есть их внутренней мотивации, они теряли внутреннюю мотивацию, когда их поведение контролировалось.
Интересно, что еще один ранний эксперимент Деси показал, что, когда люди получали положительную обратную связь за выполнение интересной деятельности, их внутренняя мотивация, как правило, возрастала, а не уменьшалась. Объяснение СДТ заключалось в том, что информация, содержащаяся в положительных отзывах об эффективности людей в деятельности, обеспечивала удовлетворение потребности в компетентности и повышала их внутреннюю мотивацию. Поскольку положительную обратную связь иногда называют словесным поощрением, этот эксперимент помог сделать важный вывод о том, что поощрение не всегда подрывает внутреннюю мотивацию. Вместо этого они, как правило, подрывают внутреннюю мотивацию, когда люди чувствуют, что вознаграждения контролируют их.
Более 100 опубликованных экспериментов изучали влияние вознаграждения на внутреннюю мотивацию. В целом, результаты всех этих исследований показывают, что материальные вознаграждения, как правило, снижают внутреннюю мотивацию, тогда как словесные вознаграждения, как правило, усиливают ее. В других исследованиях изучалось влияние других мотиваторов, таких как наблюдение, сроки, оценки и давление, чтобы выиграть соревнование. Эти исследования показывают, что каждый из этих мотиваторов имеет тенденцию подрывать внутреннюю мотивацию, потому что они уменьшают опыт автономии людей.
Автономная мотивация и контролируемая мотивация
Уменьшение внутренней мотивации внешними мотиваторами посредством подавления потребности людей в автономии подняло интересный вопрос: все ли внешние мотивы имеют тенденцию контролировать людей? Иными словами, возможно ли самоопределение при выполнении внешне мотивированной деятельности? SDT предполагает, что люди могут усваивать внешние подсказки или непредвиденные обстоятельства и принимать их как свои собственные. Например, просьба родителей о том, чтобы ребенок участвовал в работе по дому, чтобы помочь семье, будет внешним мотиватором. Сначала ребенок может выполнять работу по дому, чтобы доставить удовольствие родителю. Однако постепенно ребенок мог усвоить ценность помощи и регуляции поведения и, таким образом, стал более автономным в выполнении работы по дому. Однако SDT также предполагает, что ценности и правила могут быть интернализованы в разной степени. Если бы ребенок просто воспринял регулирование и использовал его, чтобы заставить себя помочь, ребенок все еще находился бы под относительным контролем. Ребенок может делать это, чтобы избежать чувства вины или бесполезности, что, хотя и интернализировано, не представляет собой автономную саморегуляцию. Чтобы стать автономным, ребенку нужно будет идентифицировать себя с важностью деятельности и интегрировать ее ценность и регулирование в свое собственное ощущение того, кто он или она. Значительные исследования показали, что можно усвоить и интегрировать ценности и правила, и что это связано с более высоким уровнем психологического благополучия. Соответственно, со временем СДТ изменила наиболее важное разграничение в теории с внутренней и внешней мотивации на автономную и контролируемую мотивацию. Автономная мотивация состоит из внутренней мотивации и полностью интернализованной внешней мотивации. Контролируемая мотивация, напротив, состоит из регуляции внешними непредвиденными обстоятельствами и частично интернализованными ценностями или непредвиденными обстоятельствами — то, что в ТДТ называется интроектами.
Автономная мотивация подразумевает чувство выбора, поскольку человек полностью поддерживает свои действия или решения. Люди ведут себя внутренне мотивировано, потому что находят это занятие интересным и приятным; они хорошо усваивают внешне мотивированное поведение, потому что считают его важным для себя. Таким образом, интерес и важность являются двумя основами автономной мотивации, и выполнение действий по любой причине позволяет людям чувствовать удовлетворение трех основных психологических потребностей. Контролируемая мотивация, напротив, включает в себя действия, потому что человек чувствует, что к этому принуждают либо посредством принуждения, либо путем соблазнения. Находясь под контролем, люди могут вести себя так, потому что их соблазняют соблазнительные награды, они чувствуют, что их принуждают к этому авторитетные фигуры, или интроецируют требование и делают это, чтобы укрепить хрупкое чувство собственного достоинства. Когда люди находятся под контролем, они могут чувствовать себя компетентными или родственными, но они не удовлетворяют свою потребность в автономии. С точки зрения SDT удовлетворение всех трех основных психологических потребностей необходимо для автономной мотивации и оптимального благополучия.
Положительные результаты, связанные с автономной мотивацией
В силу определения основных потребностей в рамках ТСД удовлетворение этих потребностей способствует положительному психологическому здоровью. Более трех десятилетий исследований подтвердили, что автономная мотивация и удовлетворение психологических потребностей жизненно важны как для психического, так и для физического благополучия. Более высокая автономная мотивация по сравнению с контролируемой мотивацией была связана с более положительными эмоциями и меньшим стрессом. Эта модель проявляется в выборках как детей, так и взрослых в таких разных странах, как Германия, Болгария, Россия, Южная Корея, Турция и Соединенные Штаты, среди прочих.
Автономная мотивация также приводит к более устойчивому изменению образа жизни, лучшему концептуальному пониманию и глубокому обучению, большей удовлетворенности работой и производительности, а также более высокому творчеству. Например, исследования показали, что когда люди автономно мотивированы придерживаться более здоровой диеты и больше заниматься спортом, они, как правило, более эффективно поддерживают это поведение в долгосрочной перспективе. Когда учащиеся в школе более автономно мотивированы, они, как правило, получают более высокие оценки и с меньшей вероятностью бросают учебу. Сотрудники крупных компаний с большей вероятностью получат положительные оценки своей работы, если они мотивированы автономно. А картины и коллажи, созданные людьми с автономной мотивацией, скорее всего, будут оценены экспертами как более творческие. Достоинства автономной мотивации многочисленны и разнообразны.
Стимулирование автономной мотивации
Многие исследования показали, что можно усилить автономную мотивацию. Исследования показали, что когда авторитетные лица, такие как родители, менеджеры, учителя, тренеры или врачи, больше поддерживают автономию, их дети, подчиненные, студенты, спортсмены или пациенты становятся более автономно мотивированными. Поддерживающая автономия означает, что авторитетные фигуры учитывают и понимают точку зрения другого человека и относятся к этому человеку с учетом этой точки зрения. Например, учителя, поддерживающие автономию, относятся к своим ученикам с точки зрения уровня их навыков и поощряют их двигаться дальше. Кроме того, авторитетная фигура, поддерживающая автономию, предлагает выбор, дает содержательные объяснения того, почему запрошенное поведение важно, и поощряет исследования и эксперименты. Таким образом, авторитетные фигуры могут способствовать автономной мотивации, удовлетворению основных психологических потребностей и улучшению здоровья и благополучия.
Ссылки:
- Деси, Э. Л., Кестнер, Р., и Райан, Р. М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125, 627-668.
- Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк: Пленум.
- Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55, 68-78.
- Уайт, Р. В. (1959). Переосмысление мотивации: концепция компетентности. Психологический обзор, 66, 297-333.
Теория самоопределения и ее отношение к организациям
Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почтеили скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-112;jsessionid=F02CE59E57EB260 A7C3403B4D0ED0F90Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Войти Навигация по статье
Войти Имя пользователяПожалуйста, введите ваше имя пользователя
ПарольПожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?Нет учетной записи?
Содержание статьи
Показать краткие сведения- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.112
- Опубликовано онлайн: 27 августа 2020 г.
Теория самоопределения (ТСД) представляет собой макрос Теория мотивации человека, использующая концепции, существенные для организационной психологии. Среди понятий — виды и качества мотивации и основные (т. е. врожденные и универсальные) психологические потребности. Кроме того, теория определила социально-средовые факторы, которые влияют как на удовлетворение, так и на разочарование основных психологических потребностей, а также на типы мотивации. Социально-средовые факторы связаны с тем, как коллеги, непосредственные начальники сотрудников и их руководители более высокого уровня создают условия на рабочем месте, которые являются важными факторами, определяющими мотивацию, производительность и благополучие сотрудников. Кроме того, SDT подчеркивает индивидуальные различия, которые также влияют на степень удовлетворения основных потребностей и типы мотивации, которые демонстрируют сотрудники. Эта теоретическая основа привлекает все большее внимание в контексте работы за последние 15 лет, демонстрируя важность основных психологических потребностей и типа трудовой мотивации в объяснении связи факторов рабочего места с рабочим поведением, отношением к работе и профессиональным здоровьем.