Дети вместо цветов ася штейн – Дети вместо цветов — Блоги — Эхо Москвы, 20.08.2014

Содержание

«Живые дети вместо мертвых цветов» или …

Учительница из Москвы Ася Штейн предложила в своем Facebook устроить 1 сентября благотворительный флеш-моб «Живые дети вместо мертвых цветов». Смысл — вместо привычных подарков в виде букетов пожертвуйте деньги на лечение тяжелобольных детей. Неожиданно даже для автора поста к акции в ФБ присоединились 4,5 тыс. человек: перепостили и лайкнули. О флеш-мобе начали писать блогеры и СМИ, а в соцсетях разгорелась дискуссия: надо ли менять хорошие традиции.

Фото ИТАР-ТАСС (m24.ru)

Предлагаю устроить специальный первосентябрьский флешмоб с условным названием «Живые дети вместо мертвых цветов» или просто «Цветы жизни»! — написала Ася Штйен. — Суть игры проста. Пристойный букет цветов к первому сентября стоит не меньше тысячи в Москве (несколько дешевле в провинции). То есть, ученики даже такой маленькой школы, как наша, потратят на цветы в районе полумиллиона».

«Что же говорить о гигантских холдингах в спальный районах? При этом учителя, даже если они обожают срезанные цветы, унесут по домам и расставят в классах максимум десятую часть этих букетов, а остальные благополучно сгниют, небрежно брошенные в ведра в учительских, — считает она. — А ведь есть те, кто остро нуждается в этих, в общем-то, бездарно потраченных деньгах: больные дети, инвалиды, одинокие старики, бездомные животные в приютах наконец».

В основном люди реагировали в соцсетях и в комментариях к материалам медиа положительно: тысячи комментариев сводились к тому, что да, мы готовы заменить цветы на помощь детям. Представители фондов в СМИ также отозвались об идее позитивно.  Хотя были и те, кто сомневался, а надо ли менять хорошие традиции. Так, автор проекта «Георгиевская лента» Наталья Лосева привела несколько аргументов против такого флеш-моба:

«Мне не нравится идея, нет, уже целая акция про «откажемся от букетов на 1 сентября». Вот почему:

1) для меня-ребенка это всегда была прекрасная, неразрывная, примиряющая связка: лето кончилось, но вот завтра будут цветы

2) для меня-матери это всегда был акт эстетики и радости. Приводишь ребенка не в унылый школьный двор «прощай, лето», а в сад- праздник
3) выросший сын и его одноклассники первый и второй год после школы (надеюсь и в этом году тоже) покупают цветы и заезжают на линейку. Для них это уже взрослые поступки.
4) боюсь, что прямой связи между «откажусь от букета» и «перечислю деньги» нет
5) почему-то (не знаю почему и вероятно не права) слышатся мне в этой истории нотки снобизма
6) не люблю разрушения добрых и светлых традиций».

Пока трудно сказать об успехе акции — она еще даже не стартовала, однако на удивление много людей оказалось готово помогать детям вместо дарения цветов. И в общем этот отклик созвучен идее, давно озвучиваемой профессионалами в благотворительности: конкретная помощь вместо подарков. Правда, третий сектор формулировал ее несколько иначе: целевая помощь вместо задаривания ребят из детдомов или больных детей. Но вектор тут один и тот же. А вот чего здесь больше, желания виртуально поддержать социальную инициативу или готовности осмысленно тратить средства на помощь страждущим, покажет время.

philanthropy.ru

зачем нужна благотворительная акция ко Дню знаний

Директор московской гимназии запретила родителям и учителям участвовать в акции «Дети вместо цветов». На линейку не допустят даже атрибутику — подсолнухи, рассказали Агентству социальной информации в фонде «Подсолнух».

Накануне нового учебного года благотворительные фонды снова призвали школьников, родителей и учителей сэкономить на пышных букетах на 1 сентября и отдать деньги на добрые дела. В 2016 году благодаря сбору, к примеру, удалось помочь восьми подопечным Русфонда, фонд «Подсолнух» смог спасти жизни 13 детям, а Фонд помощи хосписам «Вера» передал оборудование, специальное питание либо оказал жизненно важные услуги в общей сложности 394 детям.

Споры и сборы

Акция проходит в России уже несколько лет и до сих пор остается предметом споров. Не все воспринимают ее корректно.

«В этом году больше всего расстроила одна из подмосковных гимназий. Началось все достаточно просто: в ответ на предложение одной из мам принять участие в акции классный руководитель обиделась, что ее лишают заслуженного внимания. Удалила маму учащегося из друзей и заблокировала профиль, так что мама перестала иметь возможность отправлять учителю личные сообщения. Зато два других классных руководителя из той же гимназии с радостью поддержали инициативу и организовали сборы всем классом: родители внесли пожертвования в фонд, забрали сертификаты на бесплатный праздничный букет, объяснили детям, что на линейке они будут стоять с подсолнухами и что за каждым подсолнухом будет «скрываться» ребенок, которому очень нужна помощь. И в другом случае, с запретом директора, родители не понимают, как теперь объяснить детям, что подсолнухов на линейке не будет и что теперь акция не получится», — рассказывает Агентству социальной информации исполнительный директор Благотворительного фонда помощи детям и взрослым с нарушениями иммунитета «Подсолнух»

Екатерина Пескова.

Как подтверждают родители в соцсетях, споры в школах уже начались. Где-то учитель просит (или директор требует) всех родителей «сброситься» на лечение ребенка, в других случаях родители уговаривают педагога, который категорически против участия. В фондах подчеркивают: никого не принуждают и не поддерживают ультимативную благотворительность, даже несмотря на срочность операций, для которых нужны деньги.

«Цветы на 1 сентября — это добрая традиция. И мы не призываем от нее отказываться. Мы предлагаем лишь сократить количество букетов, а сэкономленные средства направить в фонд. Для нас акция – возможность не только собрать средства на дорогостоящее лечение детей с нарушениями иммунитета, но и подарить школьникам, студентам, их родителям и учителям радость делиться, вдохновить их на добрые поступки, пробудить в их сердцах сочувствие и сопереживание», — продолжает Пескова.

Первой подобную акцию предложила через социальные сети преподаватель одной из московских школ Ася Штейн. Она сначала провела такой эксперимент со своими школьниками, которых хорошо знала. Посыл акции «Живые дети вместо мертвых цветов» заключался в том, что помощь нуждающимся можно сделать частью своей повседневной жизни, а не воспринимать как подвиг. Идею подхватили другие школы столицы и растиражировали СМИ, она стала набирать популярность в разных городах. Но спустя несколько лет толкований у акции столько, что Штейн сделала публичное объявление: жертвовать Первым сентября всех вокруг не призывала.


Механика акции, как правило, такова: класс/школа решают собрать пожертвования в пользу определенного фонда, регистрируются через специальную форму на его сайте, а в обмен на пожертвования могут получить символическую благодарность или атрибутику. Это могут быть флажки, значки, другая символика, с которой можно прийти на линейку, оставить ее в классе либо музее школы. Никто не обязывает сдавать деньги

вместо цветов — просто обычно сбор на учебу и без того затратен, чтобы призывать расходовать и на то, и на другое.

Всем по подарку

Фонды уже начали искать выходы из таких конфликтов. Некоторые из них предлагают альтернативное поздравление для учителя, чтобы «убить двух зайцев».

«Мы ни у кого ничего не предлагаем отнимать. Важно, чтобы учитель, родители и школьники понимали, ради чего это все делается, и все договорились о формате проведения акции, все понимали цели и были согласны. Например, некоторые родители вместе с детьми рисуют флажки или открытки для учителей, или каждый школьник идет с одним цветком и в итоге они складываются в общий букет учителю. Второй год подряд художники бесплатно специально для акции рисуют открытки для учителей, которые дети могут подписать и подарить 1 сентября. Некоторые учителя действительно чувствуют избыточность в 30 букетах на 1 сентября, кто-то – нет. Если не хотите – не нужно участвовать. Например, в некоторых школах не участвуют в акции «Дети вместо цветов», а проводят благотворительные ярмарки и таким образом помогают детям или взрослым. А где-то есть и то, и другое. И это никак не может быть директивой сверху или поводом для манипуляций», — комментирует АСИ руководитель отдела по связям с общественностью Фонда помощи хосписам «Вера»

Елена Мартьянова.

«В этом году Русфонд решил увеличить масштаб и сделать эту акцию федеральной. При этом за основу мы решили взять уже опробованный инструмент — «подарочный сертификат». Это особенный сертификат для тех, кто не хочет получать в подарок или дарить ненужные сувениры, роскошные букеты и т.д. Наш сертификат дает возможность приобщить другого человека к доброму делу – чуду спасения ребенка. Специально под акцию мы решили выпустить отдельную серию сертификатов к 1 сентября. Родители и ученики могут выбрать любой сертификат из предложенных, вписать в него текст поздравления учителю, распечатать, вставить в рамочку и вручить всем классом на торжественной линейке», — говорит АСИ 

Татьяна Зубанова, координатор проектов Русфонда.

Если цветы для педагога – главный атрибут праздника, то, по желанию и договоренности, школьники дарят один букет вместо тридцати, а оставшиеся денежные средства жертвуют в помощь тяжелобольным детям.

Цветы жизни

Адресная помощь доступна на сайтах организаций, по итогам акции «Дети вместо цветов» все расходы фонды публикуют в отчетах, сколько потрачено на конкретного ребенка и что удалось купить (средства реабилитации, лекарства и т.д.).

По словам представителей фондов, важно в этот день, чтобы учитель, родители и школьники понимали, ради чего это все делается. Во многих школах классный час, который традиционно проходит 1 сентября, посвящают именно проявлению доброты и милосердия. Учитель, волонтер, сотрудник фонда или сами родители рассказывают о важности помощи тем, кто действительно в ней нуждается. И День знаний таким образом наполняется новым смыслом.

«Для нас эта акция — не только про сборы, а прежде всего — про желание одного человека разделить свой праздник, свой счастливый день с другим человеком. Мы хотим, чтобы главными героями акции стали не цветочные или канцелярские магазины, делающие какие-то отчисления, а сами школьники, студенты, их родители и учителя», — говорит Екатерина Пескова.

«Для нас очень важно, что дети со школьной скамьи привыкают к тому, что помогать несложно – но это несложное действие должно быть продуманным. Дети, с которыми мы общаемся 1 сентября на «уроках доброты» (а это могут делать как волонтеры фонда, так и сами учителя или родители), говорят, что когда вырастут – изобретут лекарство от всех болезней или станут врачами, или придумают крутую коляску или новый протез для тех, кто не может сам ходить или двигать ногами или руками. И за то, что дети иначе смотрят на мир, в котором они растут и взрослеют, и за то, что это возможность помочь сразу очень многим подопечным фонда и детского хосписа, мы очень благодарны акции «Дети вместо цветов» и всем, кто ее придумал, помогал распространять информацию, участвовал и участвует. Да, вокруг акции много бурных обсуждений. Но она стоит того, чтобы о ней говорить, учиться на ошибках и продолжать участвовать», — подчеркивает Елена Мартьянова.

www.asi.org.ru

Дети и цветы — почему вместо, а не вместе?

Акция «Дети вместо цветов» — откуда токсичность?

Алексей Газарян

В преддверии первого сентября социальные сети и мессенджеры вновь и, кажется, с новой силой наполнились обсуждением акции «Дети вместо цветов», в рамках которой родители и дети (кто именно, в каждом случае по-своему) переводят средства за потенциальные букеты в благотворительные организации. А на праздничную линейку идут с брендированными шариками и другими атрибутами акции. 

С точки зрения механики в зависимости от школы акция проходит очень по-разному. Где-то дети достаточно осознанно участвуют вместе с педагогическим коллективом и родителями, где-то это принудиловка на уровне родительского комитета. Причем если изначально инициатор акции Ася Штейн предлагала несколько адресатов помощи, то сейчас формат флешмоба позволил присоединить к инициативе и другие фонды.

Однако не все проходит гладко. Акция не только вызывает холивары в глобальной сети, но и приводит к напряженным конфликтам среди родительской общественности. «Участвовать или нет» — становится яблоком раздора. Почему?

Вижу, как минимум, три причины:

1. Название как провокация

Название выбрано в логике противопоставления. Условно: добро «вместо» чего-то. Акция с похожей формулой «Благотворительность вместо сувениров», появившаяся значительно раньше, тоже вызывает немало споров. Она предлагает компаниям направить бюджеты корпоративных подарков на благотворительность. 

Слышал не раз истории расстроенных сотрудников, которые, ожидая презента от компании, получали открытку: «Мы направили деньги на благотворительность». Смешанные чувства и очень полярная реакция. «А почему?», «А почему именно туда?», «А мы могли бы и как-то сами поучаствовать?» и другое.

Причем особенность этой формулы в том, что второе слово не является чем-то принципиально плохим. Это не «наркотики», не «насилие», не «война», это «цветы» и «сувениры». И это во многом уже задает конфликт, поскольку альтернатива более чем не очевидна. И вопрос «Почему вместо, а не вместе?» вполне резонный.

Если идти прямолинейно и последовательно, то дальше возникают идеи про «Дети вместо яиц» на Пасху, «Дети вместо шампанского» на Новый год, «Дети вместо иллюминации» на День города, «Дети вместо парадов» на День Победы, «Дети вместо лимузинов» на госзакупки. Что, если прикинуть, имеет вполне весомое основание. Бюджеты сегодня действительно, мягко сказать, не совсем адекватны положению с социальными проблемами детей. 

И это, по сути, про архетипическую тему «Пир во время чумы». Но попадание в нее еще более повышает градус дискуссии. Это вызов. 

2. Школа как локация

В школах тема благотворительности только-только получает развитие. Ни учителя, ни родители не чувствуют себя в ней достаточно подкованными и грамотными. Детские общественные организации есть, но это не так массово, контакты с некоммерческим сектором тоже пока не столь широки. И в этом смысле школа пока просто не очень готова к «боям за любовь».

В школах, не во всех, но все же, присутствует инерция формализма и «мероприятизма». Поэтому нередко хорошие начинания находят в школах не лучшее свое продолжение, а то и просто конец. Что мы и наблюдаем, когда решение об акции принимается «где-то сверху», и как «указиловка» идет дальше. Там, где родители полояльнее, все проходит мирно и тихо, где поактивнее и принципиальнее, начинается «маленький кошмар в ватсапе».

С самой легендой акции, которая обобщает незначимость цветов, согласны далеко не все учителя, родители и дети. Цветы на Первое сентября это далеко не только про деньги и материальное. Иногда это и вопрос статуса, и способ выразить свое уважение ритуально учителю, и просто давняя традиция, в которой много про символы, семейные обычаи и воспоминания. То, что относится к разряду «из года в год». И это символическое обладает для многих достаточно высокой ценностью. И протест навстречу попытке эту ценность обесценить вполне понятен. 

Аргументы сторонников акции про то, что «Да нет же», «Зачем так близко к сердцу», «Только по согласию» не сильно слышатся, поскольку дискуссия идет не с ними, а в группе, где прозвучал этот вопрос: «Наш класс участвует или нет?». И запускается сложный групповой процесс. Это кстати тоже одна из особенностей акции, она распространяется по логике «целым классом». И давление группы становится еще одним обостряющим фактором.

3. Недобровольность как последствие

Немаловажный вопрос о том, а кто собственно принимает решение о пожертвовании. Чья это благотворительность? И здесь не очень понятно. Поскольку в каждом конкретном случае происходит очень по-разному. 

Родительский комитет? Почему он решает относительно моего участия в благотворительности. Родитель? Насколько ребенок согласен с этим выбором и понимает, что у него за шарик в руках, и почему у всех других классов есть букет, а у него нет. Сам ребенок? Как они договариваются между собой?

Мой опыт работы с дарениями и пожертвованиями показывает, что для многих людей это достаточно интимный, иногда сокровенный момент. У людей очень много своих идей, взглядов на то, как нужно жертвовать, кому и когда, и нужно ли вообще. Это далеко не общее место, в котором есть какой-то консенсус. И формат акции, которая тебя некоторым образом вынуждает включаться в благотворительность, вызывает ожидаемое сопротивление.

А вынуждает очень просто, поскольку речь идет даже не только о тебе, а о твоем ребенке, который, если родитель будет себя вести не в логике большинства, просто может испытать на себе весь спектр негативных последствий. Вообще дети часто страдают из-за «не таких как все» родителей. И каждый раз, думая о том, влезать или не влезать в дискуссию, размышляешь о последствиях для своего чада.

В итоге недобровольность может случиться двойной: и родительской, и детской. И это, конечно, печалит.

У акции сейчас, насколько я понимаю, нет общего и единого центра. Многие моменты организаторы стараются исправить и докрутить. 

Сопоставить итоговую пользу и вред не так просто. Возможно, сам этот разговор и дискуссия имеют свою ценность и почему-то нужны нашему обществу сегодня. Когда для того, чтобы обратить внимание на проблемы детей, требуется придумывать сложносочиненные схемы. На что мы готовы ради них? 

Наша семья во флешмобе пока не участвовала. 

Всем добра.
Дети. Вместе. Цветы!

Источник — Фейсбук Алексея Газаряна

www.pravmir.ru

Как провести акцию «Дети вместо цветов» в своей школе: инструкция — Статьи — Дети старше 7 лет

Аннушка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *