Детская дружба – Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе

Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе

В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» — даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?

1. Обсуждайте, что такое дружба

Спрашивайте ребенка, почему ему нравится общаться с друзьями, как он представляет себе, что такое дружба? Например, дружба — это значит проводить время вместе, делиться угощениями, рассказывать друг другу что-то интересное и смешное, вместе играть и веселиться. А еще — быть на равных, помогать друг другу, спрашивать, какое у друга настроение, уважать различия друг друга, уметь встать на сторону друга, если кто-то на него нападает, договориться говорить друг другу правду. Чем старше ребенок — тем шире становится и понятие дружбы. Чтобы помочь ему получше разобраться, вы можете, например, обсуждать взаимоотношения персонажей мультфильмов: кто с кем дружит? Почему этот герой выбрал этого друга? В каких ситуациях видно, что они не просто знакомые, а друзья? Можно ли, если дружишь, дразнить или запугивать друг друга?

2. Говорите об эмоциях

Для того, чтобы между детьми сложились дружеские отношения, им достаточно просто понравиться друг другу, иметь какие-то общие интересы, а иногда даже просто жить по соседству. Но чтобы ребенок смог установить со сверстником прочную эмоциональную связь, он должен уметь разбираться в собственных чувствах и эмоциях, понимать, что с ним происходит, и уметь назвать это. Например, мы, взрослые, уже давно знаем, что ни одни отношения не обходятся без недопонимания и ссор, но для ребенка это может стать очень неприятным открытием. А чтобы научиться ценить и процесс общения, и возникшую дружбу, ребенок должен уметь говорить о том, что ему нравится, а что нет, избегать или разрешать разногласия, договариваться о правилах игры и слушать другого. Конечно, с помощью родителей! Комментируйте ситуации, которые вы замечаете: «На этот раз вам удалось договориться, это здорово!», «Вижу, ты расстроен, потому что вы не смогли поделить машинки», «Похоже, вы оба рады, что встретились, наверное, скучали друг по другу?».

3. Уважение — это важно

Учите детей общаться вежливо — своим примером. Есть исследования, которые показывают — если в семье было принято относиться друг к другу (и к детям тоже) с уважением, без авторитарности, с готовностью выслушать друг друга, у подрастающих детей лучше развивались социальные навыки и умение вести переговоры. Но родители могут предложить ребенку и конкретные советы о том, как поддерживать дружеские связи. Например, использовать «активное слушание»: показать собеседнику, что мы относимся к его словам внимательно, поддерживать зрительный контакт, задавать вопросы.

4. Избегайте соревновательности

Чтобы дружба была по-настоящему крепкой, стоит помочь детям избегать ситуаций, которые могут спровоцировать конфликт или мешать договориться. Конечно, обойтись совсем без соревнований в детском общении вряд ли возможно, ведь даже настольные игры устроены так, что есть победитель и проигравший. Но дети лучше ладят, когда заняты совместной деятельностью и имеют общую цель, а не когда один из них постоянно становится лидером, а второй его слушается. Так, например, перед тем, как к ребенку в гости придет лучший друг, можно заранее убрать из зоны доступа игрушки, предназначенные для одиночной игры, или вещи, которыми ваш ребенок очень дорожит и совсем не готов поделиться, или, например, сабли, мечи и пистолеты — то, что по игровому сюжету провоцирует «битву». Общаясь с ребенком, подчеркивайте, что он с другом может делать что-то вместе, быть «командой».

5. Друг один или друзей много?

Конечно, чем больше друзей — тем лучше: всегда есть с кем поиграть и пообщаться! Но иногда ребенок так быстро увлекается общением с другими детьми, что кто-то из его старых друзей может чувствовать себя заброшенным, обижаться на это. А может быть, в роли такого «забытого» друга оказался ваш ребенок? Но быть «популярным» и востребованным и иметь настоящих друзей — это не всегда одно и то же. Подчеркивайте, что настоящая дружба длится и тогда, когда все хорошо, и тогда, когда кому-то из друзей нужна поддержка. Объясняйте ребенку, что даже лучшим друзьям нужно время, чтобы побыть одному или пообщаться с другими детьми, что настоящие друзья не пытаются «захватить» друг друга в единоличное пользование. Хорошие друзья могут играть и общаться и с другими людьми, и при этом оставаться друзьями!

Читайте также:

Как научить ребенка дружить?

5 секретов крепкой детской дружбы

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

Фото: BlueSkyImage, Syda Productions/Shutterstock

www.kanal-o.ru

5 секретов крепкой детской дружбы

Сколько стихов и песен посвящено феномену дружбы и друзьям! Это неудивительно, ведь у каждого из нас есть друзья. И конечно, мамам и папам хочется, чтобы они появились и у их детей. В Международный день друзей эксперт «О!» клинический психолог Мария Меролаева рассказывает о том, что такое дружба и объясняет, как помочь детям научиться дружить.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Одна из важный составляющих дружеских отношений между людьми — привязанность, которой посвятил свою теорию известный психолог Дж. Боулби. Привязанность — это базовая человеческая потребность «от колыбели до могилы». Нам всем жизненно необходим рядом человек, от которого мы можем получить поддержку, признание, заботу. В раннем детстве потребность в привязанности удовлетворяется родителями, позже каждый из нас ищет близкого друга, а во взрослом возрасте привязанность реализуется в любовных отношениях. Ж.-Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба».

Какая бывает дружба?

В 3 года ребенок впервые начинает делиться своими игрушками, пытается помочь другим детям на площадке. Тогда же возникают первые конфликты, обусловленные неумением играть вместе. Такая дружба может оборваться из-за пустяка, потому что малыши еще не умеют мириться с недостатками своих товарищей.

В 4 года впервые возникает мечта о друге. В то же время друзей становится очень много, потому что в этом возрасте друг — это тот, с кем ты играешь в данную момент. Каждый новый знакомый на площадке, с которым удалась игра, уже друг. Особый приоритет отдается тем, кто готов сделать что-то особенное для ребенка.

К первому классу подход к выбору друзей становится более осознанным. В 6−7 лет друзей, как правило, уже выбирают, основываясь на общих интересах. С ними хочется делиться любимыми игрушками и вкусностями, с ними «весело», девочки делятся на пары и обзаводятся «лучшими подругами», а мальчики сбиваются в мини-группы. Дружба превращается в своего рода «кооперацию».

В возрасте 10 лет на первый план выходит потребность в сопереживании. Друг — это тот, с кем не страшно поделиться секретом, тот, кому без опаски можно доверять. В этом возрасте особое внимание уделяется таким качествам как доброта, отзывчивость, внимательность.

После 12 лет дружеские отношения основываются на взаимопонимании, возможности делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Неоценимыми становятся такие качества как верность, искренность. Друзья помогают преодолеть чувства одиночества и страха, поддерживают друг друга и стараются не обижать. В этом возрасте дружбу можно охарактеризовать как автономную взаимозависимость — друзьям позволено вступать в независимые отношения с третьими лицами. Она уже очень похожа на взрослые отношения, но всё ещё намного более интенсивна. Это объясняется тем, что дружба в подростковом возрасте участвует в реализации очень важных задач: отношения со сверстниками играют не последнюю роль в формировании идентичности ребенка. Кроме того, зарождается дружба между мальчиками и девочками, которая становится своеобразной подготовкой к романтическим отношениям.

5 секретов, которые помогут ребёнку научиться дружить

Родители не смогут «научить» своих детей дружить в буквальном смысле этого слова, но есть небольшие хитрости, зная о которых, мама и папа смогут помочь ребенку чувствовать себя уверенно при построении дружеских отношений.

Найти компанию

Для того, чтобы завести друзей, нужно общаться и играть с другими детьми. В условиях современного мегаполиса, к сожалению, почти исчезли детские дворовые компании, которые раньше были настоящей школой дружбы — именно там дети учились тонкостям и правилам дружеских отношений. Это значит, что сейчас родители должны специально задумываться о том, где ребенок может найти себе компанию сверстников — это могут быть любые места, где дети могут свободно играть или делать вместе что-то полезное в безопасном пространстве.

Говорить о дружбе

Беседуя с детьми, важно затрагивать тему дружеских отношений. Например, детям будет очень интересно услышать историю о родительских друзьях детства: о том, как и где вы познакомились, во что любили играть, какие интересные приключения с вами случались, как вы ссорились и мирились. Такие рассказы на собственном примере позволяют показать ребенку, как здорово и важно дружить! Читая детские книжки, слушая песни и просматривая мультики, так же можно поговорить о дружбе. Например, обсудить с дошкольником, что помогло крошке Еноту подружиться с тем, «кто живет в пруду». Для младших школьников поучительными в этом плане могут быть рассказы Осеевой.

Быть примером

Дети копируют дружеские отношения своих родителей. Поэтому единственный способ, которым мы можем научить своих детей дружить — это самому быть хорошим другом кому-нибудь. Взрослые своим примером могут показать, как нужно относиться к друзьям, какие есть способы решения конфликтов, как важно уметь идти на компромисс, и что совсем не страшно первому начать разговор и познакомиться с тем, кто тебе симпатичен. Кроме того, существует ряд личностных факторов, которые ложатся в основу дружеской привязанности между детьми разных возрастов — главные среди них, пожалуй, стиль общения ребенка и особенности его поведения в совместной деятельности. Это значит, что чрезвычайно важно научить своего ребенка таким, казалось бы, несложным вещам как:

  • просить о помощи у других и самому оказывать помощь;

  • проявлять заботу по отношению к другим людям и принимать заботу от близких;

  • говорить спасибо и правильно реагировать на благодарность;

  • уважать интересы других и отказывать тем, с кем не хочется дружить;

  • иногда оставаться наедине с собой.

Разрешить быть самостоятельным

Конечно, очень хочется, чтобы ребенок дружил только с очень хорошими и положительными детьми. Но жизнь устроена таким образом, что не всегда получается так, как хочется взрослым. Кроме того, детская логика сильно отличается от взрослой, и ожидания родителей могут абсолютно не совпадать с желаниями ребенка. В этом случае родителям лучше держаться на расстоянии, сохраняя дистанцию, не давать лишних советов и не критиковать окружение ребенка. В то же время, поведение родителей должно быть выстроено таким образом, чтобы у ребенка всегда было понимание, что он может в любой ситуации обратиться к ним и обсудить опыт своих отношений, даже если этот опыт негативный.

Дорожить дружбой

К сожалению, в современном мире все чаще и чаще встречается обесценивание феномена дружбы. Многие исследователи считают, что отношения становятся поверхностными и сводятся к приятельским компаниям, основанным на общих развлечениях. Но стоит только вспомнить о любом примере дружеских отношений, пронесенных сквозь года и испытания судьбой, становится очевидным, что наличие верного друга рядом чрезвычайно важно и для детей, и для взрослых. И даже если детям XXI века не так просто найти товарищей, как предшествующим поколениям, то в наших силах показать им собственный пример настоящей дружбы, научив их быть преданными и надежными друзьями!

Другие статьи Марии Меролаевой:

В школу в 6 лет: мнение психолога

Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога

Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим

Фото: Pressmaster, Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Детская дружба

Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?

Необходимость детской дружбы

Необходимость в крепких дружеских отношениях мы особенно осознаем в сознательном возрасте, понимая, что дружба – это одна из самых крепких привязанностей, которую в большинстве случаев мы проносим через всю жизнь.

Дружба обязательно откроет для ребенка новые возможности, поможет ему развить необходимые коммуникативные навыки и поспособствует его социальной адаптации. Особо важную роль дружеские отношения имеют для подростков, поскольку в жизни взрослеющего ребенка будут появляться ситуации, которые он не сможет или не захочет обсуждать с родителями, и тогда возможность общения с ровесником, который его понимает, поможет ему справиться с проблемами.

Как научить ребенка дружить?

Научить ребенка дружить и рассказать ему о ценности и необходимости дружбы – важная задача родителей. Однако делать это необходимо постепенно, помня об особенностях разного возраста.

В раннем возрасте дети ещё слишком малы для понимания того, что такое дружба. Среди своего окружения малыши дошкольного возраста ищут не друзей, а скорее приятелей по игре, поэтому их выбор оказывается не сознательным, а интуитивным. Они охотно вливаются в общение с другими детьми, порой делая странный, с точки зрения взрослых, выбор. К примеру, с соседским мальчиком ребенку играть оказывается интересно, поскольку тот охотно делится своими игрушками, которых у него очень много, а с другим сверстником в детском саду малышу дружить не хочется, потому что у того есть всего две машинки, и он не любит играть на улице. Все это нормальные проявления, свойственные раннему возрасту.

Проводить с ребенком 2-5 лет серьёзные беседы о том, что такое дружба и почему она так важна, не стоит, поскольку в силу своего возраста он ещё многого не поймет. Лучше всего постепенно и ненавязчиво приучать малыша к одной простой мысли, что дружба – это хорошо. Для этого можно почаще читать с ним книги и смотреть мультфильмы, которые рассказывают о дружбе, и герои которых справляются с трудностями, благодаря дружескому участию и поддержке.

Если же малыш отказывается играть со сверстником, имеющим какие-либо внешние недостатки, к примеру, носит очки или имеет лишний вес, мотивируя это тем, что «он просто некрасивый», стоит ненавязчиво объяснить малышу, что внутренний мир намного важнее внешности. Чтобы ребенок понял, о чем вы ему говорите, напомните ему какую-либо сказку, например, о гадком утенке, который превратился в прекрасного лебедя или сами придумайте поучительную историю. Расскажите ему, что обращать внимание стоит в первую очередь на характер человека, а не на то, в какой одежде он ходит и как выглядит.

В раннем школьном возрасте дети уже начинают выбирать друзей по интересам, увлечениям и личным качествам, т.е. подходят к выбору друга сознательно. Именно в это время уже можно проводить серьезные беседы о дружбе. Расскажите ребенку о своих друзьях, о том, как вы познакомились и через что прошли вместе. Чтобы подготовить ребенка к возможным сложностям, которые бывают в дружеских отношениях, стоит рассказать ему о том, как и почему у людей иногда расходятся интересы или меняются взгляды. Объясните, что такое преданность в дружбе, почему дружба должна быть бескорыстной и почему друга нельзя бросать в беде. Главное – приводите примеры, подходящие его возрасту. Первоклассник не поймет историю о том, как вы поссорились с лучшим другом из-за понравившейся девочки, зато такая история придется как нельзя кстати, если ваш ребенок учится в пятом или шестом классе, когда наступает время проявления первых симпатий по отношению к противоположному полу.

Очень важна поддержка родителей для подростков, поскольку именно в этом возрасте дети зачастую сталкиваются с первыми серьёзными расхождениями во взглядах с теми, кого считали своими друзьями. Главное – внимание и участие в решении проблем, с которыми столкнулся ваш ребенок. Не стоит говорить ему «найдешь нового друга», поскольку в таком возрасте поиск новых контактов представляет собой уже не такую простую задачу, как раньше. Лучше всего откровенно поговорить с ним и вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, подсказать ребенку возможное решение проблемы и помочь понять поведение его друга. Обратите внимание подростка на ошибки его поведения, если такие были и подскажите, как ему вести себя в дальнейшем, чтобы такая ситуация больше не повторилась.

Если же ваш взрослеющий ребенок не спешит откровенничать и делиться своими проблемами в общении с друзьями, помогайте ему ненавязчиво – посоветуйте фильмы и литературу, в которых хорошо показаны трудности подросткового возраста и их решение.

Главное, чего не стоит делать вне зависимости от возраста ребенка – это критиковать его друзей и помогать ему с их выбором. Это естественное желание родителей, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми, но стоит помнить о том, что детская логика очень отличается от логики взрослого человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями вашего чада. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь как известно, ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок, которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь.

www.ya-roditel.ru

Статья «Детская дружба»

Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.

Антуан де Сент-Экзюпери

Какими бы идеальными родителями мы не были, нашему ребенку всё равно необходимо общение со сверстниками. Более того, ему нужно обзавестись друзьями, научиться дружить. А это далеко не просто.

О детской дружбе и ее необходимости.

Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.

Сколько будет друзей у ребенка – зависит от его личности. Общителен он или более стеснителен в общении. Если это экстраверт, то для него большая компания – это не только не сложно, но скорее даже необходимо. А вот более закрытому интроверту достаточно будет двои-троих друзей, с которыми он будет получать навыки социализации.

Настоящих друзей даже у ребенка не может быть много. Такая дружба определяется «крепостью», проверенной ситуациями и временем. С такой дружбой ребенок поймет, что не страшно быть самим собой, что тебя готовы понять, что ты нужен.

Смысл потребности в дружбе будет отличаться по мере взросления ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку будут нужны товарищи по игре. И друзья для него – это все, кто с ним играет. Совместная деятельность становится главным фактором подружиться. По мере взросления у ребенка выстраивается круг друзей по интересам, совпадению позиций, увлечений. И такие отношения могут длиться достаточно долго. Но именно основа их построения (общность интересов и потребностей) в определенный момент может стать причиной разрыва отношений. Дети могут по-разному развиваться, изменить свои вкусы и мечты, перестать соответствовать эмоционально, интеллектуально. Часто, если один ребенок становится более самостоятельным раньше своего друга, то им сложно сохранить отношения при разнице формы жизни. На дружбу может повлиять и возникновение любовных отношений. Но именно в более «взрослой», а не в ранней детской дружбе, ребенок учиться осознавать самого себя, свои потребности, включая потребность в близком человеке. На этих отношениях он будет учиться соотносить свои переживания с переживаниями другого человека, свои  и чужие интересы, цели. Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоций, определения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства.

Сложности дружбы и родительское поведение.

Для родителей самая оптимальная позиция в детской дружбе – находится неподалеку на случай непонимания ребенком дружеских нюансов или при необходимости поддержать его в разочаровании. Самая большая ошибка родителей – реализация своих амбиций общения. Например, большинство родителей хотят, чтобы ребенок был популярен среди сверстников. Но не каждому ребенку эта роль «в центре внимания» необходима. Как и наоборот, стеснительные родители могут быть обеспокоены слишком широким кругом общения ребенка. И когда сталкиваются в этих позициях разные темпераменты ребенка и родителей – жди беды в виде нравоучений и упреков. Родителям необходимо выработать в себе максимальную возможность объективности.

Наибольшей родительской поддержки в дружбе ребенок будет требовать, примерно, от пяти до пятнадцати лет. Сначала ему будет мешать отсутствие дружеских навыков. Потом ему будет сложно переживать дружеские разочарования, обиды и потери. Взрослый объективный взгляд здесь станет настоящей необходимостью. Ну, а началом любых дружеских отношений будет умение ребенка познакомиться, пообщаться. Хорошо, если с самого раннего возраста родители помогут ребенку научиться правильно знакомиться. Психологи советуют сначала посоветовать ребенку подойти к наиболее общительному малышу на площадке или в детском саду. Поздороваться с ним, представиться и предложить вместе поиграть. Конечно, нужные фразы сначала может подсказать мама. Хорошо, если мама и сама будет показывать умение общаться, например, на прогулке с другими мамами. Но не следует заставлять ребенка играть с каким-то ребенком, если есть дружеские отношения именно с его мамой. Возможно, малыш этой мамы совсем не будет близок вашему ребенку. Изначально уважайте дружеские предпочтения вашего ребенка. Дети в раннем возрасте могут принять навязанную дружбу, но позитивных эмоций и пользы для личностного развития такая дружба не принесет.

После десяти лет ребенок начнет постепенно отделяться от родителей, искать свой круг общения. Но друзья в это время могут меняться, хотя бы по причине отсутствия хороших навыков социализации, буйства гормонов, неустойчивой нервной системой, а для некоторых и желания лидерства.

Вполне обоснованные сложности с дружеским общением могут появляться у ребенка при переезде на новое место, смене детского сада, школы, класса. Другие стрессовые ситуации также могут повлиять на дружбу малыша. Среди них развод родителей или потеря одного из родителей. При любых изменениях родителям следует говорить с ребенком. Если перемены предсказуемы, не помешает готовить к ним ребенка заранее, обсуждать возможные изменения или их отсутствие при сложившихся обстоятельствах.

Ребенка может бросить друг. Тогда вам нужно обязательно поговорить, стать его поддержкой, дать понять, что в любое время вы сможете ему помочь. Хорошо постараться разговорить ребенка. Спросить, как он думает, почему прервалась дружба. Но критику и советы стоит отбросить. Лучше помогите разобраться, каким должен быть настоящий друг, как эти отношения соответствовали дружеским. Не следует самому ругать бывшего друга, возможно, они скоро помирятся. Не нужно выяснять отношения с родителями другого ребенка – позвольте ребенку самому разобраться. Хорошо, если родители помогут расширить круг общения ребенка (увлечь дополнительными занятиями).

Если ребенок сам решает не дружить с кем-то, не уговаривайте его продолжить отношения. Помогите ему сделать разрыв более корректным. Например, научите ребенка говорить с позиции «я», не обвиняя друга в его дружеской «непригодности»: «Я сейчас хожу на танцы, и у меня не остается времени на общение». Поделитесь своим положительным опытом. Поговорите о том, что бывший друг может остаться хорошим приятелем, с которым не будет таких же тесных отношений, но и не обязательно разрывать совсем. Если друг поступил плохо, и лучше с ним действительно не общаться, научите ребенка сказать о своих чувствах другу, не обвиняя его как личность: «твой поступок меня очень обидел, и я не хочу больше такого повторения, поэтому нам лучше не общаться».

Часто дети заводят отношения с более веселыми детьми, с теми, кто дает им повод чувствовать радость. Но следует научить понимать ребенка, что это не может являться единственным компонентом дружеских отношений.

Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Главное, не потеряйте контакт с ребенком. Наоборот, приглашайте их к себе домой, наблюдайте их общение и разговоров. Хорошо помочь ребенку найти более оптимальный круг общения. Например, предложив записаться на какой-то кружок или в секцию. Возможно, это сформирует новый круг друзей и отдалит от нежеланного вами друга. Но если, дружба ребенка становится для него угрозой, то вмешательство должно быть неотложным. Хотя оно не должно быть и грубым. Объясните, что вы беспокоитесь о ребенке. Не обвиняйте его друга, а раскройте смысл его поведения. Сравните жизнь и ощущения ребенка до этой дружбы и во время неё. Если данная дружба критично опасна для ребенка, скажите, что вам важнее безопасность ребенка, чем его обида на ваш запрет общаться с другом. Возможно, для ребенка это не столько дружба, сколько настоящая зависимость, и он реально нуждается в вашей помощи. Сигналами к беспокойству могут стать: нарушение аппетита, сна, отказ идти в школу (в секцию), суицидальные попытки. Если понадобится, обратитесь за помощью к психологу. Вмешательство профессионала понадобится и в случае неразрешенного конфликта в течение 3-х месяцев.

Будут случаться у ребенка и временные дружеские отношения (в детском лагере, на отдыхе). Хорошо, если вы поможете ребенку смягчить расставание с другом, научите его поддерживать отношения на расстояние, а главное, ценить те, моменты, которые они провели вместе. Постепенное иссякание этих отношений, как правило, закономерно, но менее травматично, чем резкий разрыв.

Помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример человечности и верности!

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Все секреты детской дружбы

Виктория #владелец бизнеса #психолог

Детство – самый прекрасный этап нашей жизни. Воспоминания о нем греют и поддерживают нас все последующие годы. Но если отношения с родителями вспоминаются с умилением, то наши детские шалости, проказы и невероятные поступки могут довести до смеха даже в старости.

Да, невероятные поступки, оглянувшись на которые удивляешься – и как до такого додумались? И не додумались бы, если бы не они – смелые заговорщики и шалуны и самые верные друзья детства!


Детская дружба закладывает в нас запас позитива, бодрости и озорства на все последующие годы. Именно она позволяет практиковать важные навыки сочувствия, поддержки и понимания. Это первые неловкие шаги к человеку, обществу, первое строительство отношений, в которых все зависит от их маленьких участников.

Развитие детской дружбы

Впервые желание иметь друга появляется в возрасте 4-5 лет. А уже через пару лет оно переходит в необходимость. Люди, которые не нашли друзей в детстве, ощущают это одиночество и обособленность всю свою жизнь. А все потому, что друзья способны поддерживать чувство защищенности вне семьи, они создают ту самую опору, которая помогает ребенку перешагнуть пропасть между ним и часто непонятным ему внешним миром.

К 6 годам ребенок начинает искать общество по интересам, ему важно обрести друга, разделяющего его увлечения или хобби. И только к 10 приходит осознание интимности дружбы, происходят первые шаги к анализу своего микросоциума.


В этом "предпереходном" возрасте ребенок начинает осознавать границы личного пространства и близкого круга. Тогда и появляются те самые друзья, в отношениях с которыми важны верность, честность, поддержка и понимание.

Возможно, через пару лет отношения с ними будут значить намного больше, чем отношения с родителями. Мнение друзей будет цениться выше, а это может привести к конфликтам уже не среди друзей, а внутри семьи. Однако если ситуация не вызывает серьезных опасений, родителям лучше отойти в сторону и позволить ребенку пережить этот важный этап развития, естественный поиск себя и своего места в обществе.


Первый друг – первый учитель

Дружба не создается мгновенно. Даже в раннем детстве эти отношения очень многогранны и эмоциональны. Наравне с беспечными играми и баловством существуют и разногласия, открытые конфликты, тупиковые ситуации, необходимость помощи и поддержки, понимания и сочувствия.

Но уникальность дружбы состоит в том, что она не только раскрывает разность характеров – она еще и подталкивает детей к желанию найти компромисс и разрешить спор.


Это первые осознанные шаги к эффективной коммуникации, первые альтруистические поступки, первый самостоятельный опыт построения отношений.

Важно помнить, что теорию дружбы ребенок берет в семье, наш пример поведения – его самая важная школа взаимоотношений. Но реализация всех полученных знаний впервые происходит именно в кругу друзей. В их среде мы начинаем прощупывать способы разрешения споров, учимся идти на уступки, находить компромиссы, учимся выявлять все важное и незначительное. Впоследствии этот опыт станет основой наших отношений в семье и в коллективе.

Как научить ребенка дружить?

Важные составляющие настоящей дружбы – это:

– уверенность в себе или здоровая самооценка;

– умение общаться или навыки коммуникации;

– ощущение комфорта в дружеском коллективе.

И если с первыми двумя навыками можно и нужно работать, то третий неизменно вытекает из первых двух. Давайте разберемся, как и над чем нужно работать родителям, чтобы научить ребенка выстраивать гармоничные дружеские отношения.

Вселяем уверенность в себе

Самооценка – это субъективная оценка своих возможностей, внешности, своего образа. Именно она является важной составляющей уверенности в себе. Помочь ребенку обрести здоровую самооценку можно, и часто это ежедневная работа.

На пути к уверенности в себе важным является опыт "неудачи" и отношения к этому. Если мы все время говорим ребенку – "ты лучше всех", "ты молодец", оценивая тем самым общий образ, то ребенку будет очень сложно сталкиваться с реальностью, в которой он окажется не самым лучшим.


Именно поэтому необходимо отмечать детали, хвалить детей за конкретные таланты и поступки: "ты красиво поешь", "ты хорошо сегодня убрал в комнате". В то же время учимся находить такие же сильные стороны у других детей.

В многодетной семье работает тот же принцип – мы не сравниваем, мы учимся видеть что-то хорошее, что получилось в конкретной ситуации у каждого ребенка. И даже гуляя на улице в дождливый день, мы не сетуем на лужи и слякоть, а находим возможность для веселой игры: как интересно, что лужи как реки – то шире, то уже.

Можно сказать, что с этого и начинается позитивное мышление, которое помогает относиться к неудачам как к возможностям и которое не позволяет скатиться в разрушительно низкую самооценку.


Учимся общаться

Под этим пунктом кроются два других важных понятия, ведущих к дружбе: умение знакомиться и поиск общих увлечений.


Учимся знакомиться

Чтобы научить ребенка знакомиться с другими, важно для начала узнать самого себя. Знания о себе позволят ребенку представиться обществу, рассказать о своих увлечениях, успехах, сильных сторонах. Легко прийти к этому помогут коллаж талантов и дерево достижений. Это самый простой способ зафиксировать в ребенке его позитивный опыт решения сложных задач, обозначить его способности, выделить достоинства.

– Дерево достижений представляет собой импровизированное дерево, на которое наклеиваются бумажки с описанием поступка. Даже незначительные достижения (застелил постель, получил "четверку") – это повод показать ребенку, что родители видят и ценят его старания.

– Коллаж талантов – это самодельный плакат с фотографиями, историями и описанием достижений, умений и навыков ребенка.

Но важно еще и понимать, что подружиться со всеми не получится, и вряд ли нужно к этому стремиться, но здорово будет научиться легко знакомиться, заводить связи и поддерживать их.

Когда мы уже умеем представить себя, рассказать о себе другим ребятам, важно поинтересоваться и их интересами и увлечениями.
 
Для развития этого навыка педагог большого детского коллектива в саду или школе может составить карту расположения парт и детей, которые за ними сидят. Цель этой игры – за 2 недели узнать, как кого зовут, затем выбрать несколько детей, с которыми ребенок очень хотел бы познакомиться, и узнать, чем они увлекаются. Эта игра направлена на развитие коммуникативных навыков и умение завязывать знакомства и поддерживать диалог.
 

Ищем общие увлечения

Общие увлечения – это еще один мостик к дружбе. Найти общие увлечения помогают веселые коллективные игры. Например, в садике, школе или в компании друзей можно играть в "бинго-дружбы".
 
Правила игры очень просты: вырезаем 20/30 квадратиков из бумаги, на которых пишем что-то про каждого игрока, например:
 
– Родился летом

– Имя начинается на "А"

– Играю в футбол

– Люблю кошек

И раздаем их всем участникам.
 
Отдельно вырезаем аналогичные квадратики-карточки с информацией, которые участники должны будут вытянуть в случайном порядке. Если вытянутый квадратик совпадает с тем, что в руке, участник поднимает руку и закрашивает свою карточку.
 
В эту игру можно играть еще веселее и динамичнее: друзья по очереди вытягивают карточки из мешка. Те, у кого информация на карточке совпала с правдой, встают. Так вся компания может узнать что-то интересное о своих возможных будущих друзьях.
 
И вот, когда все барьеры пройдены, остается самое чистое чувство – чувство дружбы. Дружбы, в которой комфортно каждому, в которой есть верность и надежность и которая, возможно, пронесется сквозь все года, став неотъемлемой частью жизни. Ведь дружба, как и любовь, бесценна. Хотя нет, дружба – это и есть любовь.

Фото: 

mamsila.ru

Консультация на тему: Детская дружба по возрастам

  1. Сегодня с одним, завтра — с другим!

Симпатии в дошкольном  возрасте очень переменчивы. И еще долго будут оставаться такими. Особенно это свойственно тем детям, которые посещают детский сад и соответственно имеют возможность общаться с большим количеством сверстников.

И вот мама с папой замечают: еще некоторое время назад в рассказах про детсадовских приятелей с уст ребенка  не сходило одно имя, а сегодня у него уже другой «лучший друг». Завтра будет третий…

Что делать родителям?

  1. Поощряйте само стремление ребенка дружить с кем-то, поддерживайте в нем интерес к другим детям. То, что его предпочтения переменчивы, совершенно нормально. Он набирает социальный опыт, наблюдает за разными детьми, анализирует (хоть и неосознанно) свои ощущения по отношению к  каждому из них. Именно из таких «проб» со временем выкристаллизуется настоящая дружба.
  2. Спрашивайте ребенка больше о тех детях, о которых он сам рассказывает.
  3. Помогайте ему поддерживать дружбу — например, всегда давайте ребенку с собой не одно яблоко, а два.
  4. Посоветуйте обменяться игрушками с другом, Это азы отношений для ребенка пока в новинку. Одно дело — дружеские чувства, симпатия, а другое — дружба - поведение. Если первое возникает спонтанно, то второму необходимо учиться. И кто объяснит это малышу, если не мама с папой?

В  какой компании себя реализовать?

В дошкольном возрасте у детей еще нет разделения на два «лагеря» — мальчиков и девочек. Ближе к  6 годам стоит присмотреться, с кем все-таки чаще играет ваш ребенок.

Психологи считают, что у девочек в этом вопросе больше выбора — юная леди может с успехом реализовать себя как  в компании девочек, так и мальчиков.

Многие взрослые женщины вспоминают, что с  ребятами им в детстве было интереснее.

А вот если мальчик играет исключительно с девочками, это повод насторожиться. Ведь маленькому мужчине необходимо завоевать авторитет в  глазах сверстников своего пола, иначе он будет испытывать проблемы.

Что делать родителям?

 Если ваш сын не находит себе места в компании мальчиков, вам надо помочь ему интегрироваться в их  среду. Не спешите выискивать проблемы на пустом месте — возможно, в детском саду или во дворе просто не нашлось для него достойного друга, с  которым ему было бы интересно.

Постарайтесь расширить его круг общения — начните ходить в кружок,  секцию, чаще встречайтесь с семьями, где растут мальчики. Рано или поздно у вашего сына наверняка появится друг. При этом он, конечно же, может продолжать общаться и играть и с девочками.

Невинные чувства

Не удивляйтесь, если первое романтическое чувство посетит вашего малыша именно в этом нежном возрасте. Дети 3—6 лет способны любить удивительно глубоко и нежно. Подобные привязанности свидетельствуют о душевной тонкости вашего ребенка, о зрелости чувств.

Что делать родителям?

  1. Не нужно смеяться над первыми детскими чувствами. Отнеситесь к ним с уважением.
  2. Но  в то же время не стоит акцентировать свое внимание на данном вопросе. Позвольте малышу самостоятельно прожить эту часть внутренней жизни и стать чуточку взрослее. Такие отношения станут первым уроком школы чувств.

Обходим стороной! Ваш ребенок  завел себе друга, который вам не нравится?

Это может быть плохо воспитанный ребенок, или маленький тиран, помыкающий вашим малышом, или попрошайка, клянчащий игрушки и гостинцы, или подстрекатель, который подбивает вашего сына или дочку на разные нехорошие поступки… Ваша тревога вполне понятна.

Что делать родителям?

  1. Если сын или дочка совершают какие-то неблаговидные действия, не обвиняйте только чужого ребенка. Старая истина — «виноваты оба», — как правило, справедлива.
  2. Обсудите со своим ребенком, где и почему лично  он был неправ. Если он действительно пошел на  поводу у приятеля, научите его, как выходить с достоинством из подобных ситуаций, не поддаваться на провокацию.
  3. Проанализируйте: а почему он все-таки дружит с ним? Что он дает  ему такого, в чем он нуждается?
  4. Постарайтесь, чтобы у малыша была возможность поддерживать отношения с другими детьми, помогите ему сойтись с приятными, дружелюбными, уравновешенными ребятами, чтобы он мог сделать выбор в пользу  последних.
  5. Однако избегайте запретов и ультиматумов — этим вы ничего не добьетесь.

Дружба семьями

Должны ли вы поддерживать отношения с родителями друзей вашего ребенка? Однозначного ответа здесь быть не может. Иногда дети помогают сдружиться и взрослым — у мам и пап находятся общие темы для разговоров, за чем следует совместный досуг, походы в гости, вылазки на природу, взаимовыручка в ситуациях, когда не с кем оставить ребенка. Кстати, это хорошо укрепляет отношения между детьми. Однако это далеко не обязательное условие детской дружбы.

Необходимый минимум в отношениях — быть вежливыми и приветливыми с семьей друга вашего ребенка. Если вы, к примеру, решили устроить детский праздник, но пока не готовы развлекать и угощать еще и родителей малышей, сделайте заранее пригласительные билеты и укажите, во сколько привести и во сколько забрать детей.

«Отвергнутый» - Если у ребенка  практически нет друзей, это огорчает и беспокоит родителей.

Что делать родителям?

  1. Возможно, кроха занял позицию «наблюдателя», и его охотно примут в игру, если он проявит желание.
  2. Подружите малыша с помощью воспитателя с наиболее терпимыми и дружелюбными детьми в группе.
  3. Скорректируйте в поведении ребенка то, что отталкивает сверстников.

Не принимают в детской компании чаще всего детей, которые склонны ябедничать, жадничать или зазнаваться.

Также приходится трудно детишкам, чьи интересы крайне отличаются от интересов большинства ребят. Поэтому, если ваш ребенок испытывает трудности в общении с другими детьми, постарайтесь разобраться в причинах его неудач на этом поприще и помогите малышу найти настоящих друзей.

Еще раз о детской  дружбе по возрастам

1. Детская дружба в 2 года – дети делают первые шаги к дружбе. Они начинают вместо одиночного времяпровождения выбирать игры друг с другом.

2. Детская дружба в 3 года – переходит на новый, альтруистический этап. Дети могут делиться вещами, пытаться помочь другим. Но это период только обучения, а значит, возможны и конфликты, и недопонимания.

3. Детская дружба в 4 года – больше уже общения, больше дети идут на совместные игры, особенно если они посещают дошкольные учреждения. Но дети в этот период считают другом того, с кем играют, и не слишком заботятся о дружеских отношениях.

4. Детская дружба в 6-7 лет – это дружба по интересам. Дети дружат с тем, с кем весело и хорошо, кто умеет делиться. У девочек в этот период более тесная дружба с «лучшими» подружками, чем у мальчиков с их друзьями. Девочки и мальчики в этом возрасте обычно дружат порознь.

5. Детская дружба в 10 лет – это дружба, в которой есть близкие друзья, допускаемые в личное пространство ребенка. Показатели дружбы для этого возраста: внимательность другу к другу, взаимное доверие, отзывчивость, общие интересы. В этом возрасте с друзьями делятся и сотрудничают.

6. Детская дружба от 12 лет – имеет решающее значение для развития личности, даже в сравнении отношений с родителями. Эта дружба более приближена к признакам взрослой дружбы, но имеет более яркий характер. Мальчики и девочки дружат между собой, закладывая базу для будущих  романов. Друзья в этом возрасте часто помогают бороться со страхами, преодолевать внутреннее одиночество, делятся секретами, чувствами, мыслями. Важно взаимопонимание и старания не нанести обид. Эти отношения обычно имеют длительный характер.

В заключении

Советы родителям

1. Не указывать ребенку на то, с кем можно или нельзя дружить. Взрослые склонны недооценивать детей в их способности к выбору друзей.

2. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы он всегда мог рассказать о негативном опыте дружеских отношений.

3. Застенчивому ребенку помогайте знакомиться с другими: например, купить игру, в которую можно играть с другими. Хвалите идеи ребенка. Окружайте его условиями, которые помогут ему чувствовать себя уверенным, хотя бы дома. Показывайте, как вы общаетесь со своими друзьями.

4. Агрессивному ребенку помогайте находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций с другими. Если за агрессией скрывается неуверенность, помогите ему обрести уверенность в себе.

5. С постоянно затевающим ссоры лучше поговорить. Обсудите, как он желал бы видеть развитие конфликтной ситуации, как можно добиться цели мирным путем.

6. Если ребенок проявляет жадность к другу, не заставляйте его насильно что-то отдавать. Дети воспринимают любимые вещи как часть себя. Дайте ему право выбирать, чем делиться.

7. Бывает, что ребенок слишком назойлив в дружбе или пытается завоевать друзей подарками. Не учите его этому на своем примере – сами не проявляйте чувства к  нему только через подарки. Научите его интересно проводить время не только с друзьями, но и в одиночестве. Постарайтесь повысить самооценку ребенка.

Источник:

moirebenok.ua›age3-6…osobennosti-detskoj-druzhby/ 

nsportal.ru

Детская дружба: друг на всю жизнь

В современном мире практически исчезли дворовые компании, где ребята учились дружить. Дети много времени проводят за компьютером, предпочитая виртуальное общение реальному. К тому же не все дети свободно общаются и дружат друг с другом. Есть активные экстраверты, которым не составляет труда завести друга. А есть стеснительные интроверты, которым трудно начать разговор или поддерживать его, не говоря уже о дружбе и длительных отношениях.

Что делать, если отношения не складываются? Родители должны помочь своему ребенку. Вот несколько полезных советов:

  • помогать ребенку включиться в игру на детской площадке — просто подойти вместе с малышом и попросить других ребят взять его в игру или самостоятельно организовать игру и пригласить других детей;
  • научить малыша заводить дружбу — знакомиться, предлагать разные игры, угощать других детей, делиться игрушками. И при этом не быть чрезмерно обидчивым, агрессивным или высокомерным;
  • устраивать дома веселые детские праздники и приглашать других детей — такое общение отлично сближает ребят;
  • в детском саду попросить воспитателя включать ребенка в ролевые игры — это поможет справиться с застенчивостью;
  • объяснять ребенку, как надо дружить — уважать друга, делиться с ним не только игрушками, но и своими мыслями, внимательно слушать друга, помогать ему, если требуется.

При этом родителям не следует упрекать ребенка, если он ни с кем не дружит, не вмешиваться в детскую дружбу, если она возникает, не критиковать друзей. Это только навредит. Ребенок должен всегда чувствовать поддержку родителей, это даст ему ощущение защищенности, и ему проще будет вступать в новые отношения.

Дружба и взаимопомощь


Веселые игры, общение и совместные прогулки — это все необходимый атрибут детской дружбы. Однако важно учить ребенка тому, что с другом надо не только играть и веселиться, важно и помогать друг другу. Дружба и взаимопомощь неразрывно связаны.

Причем помощь заключается не в том, чтобы дать списать другу домашнее задание или что-то за него сделать, а помочь разобраться в уроке или научиться чему-то. Например, у друга не получается решить задачу, значит, надо ему помочь, а не подсказать. Это поможет другу и дальше самостоятельно справляться с такими задачами. Или друг заболел, значит, надо его проведать, развеселить, подбодрить, чем-то помочь, а не забыть о друге и сразу играть с другими ребятами.

Причем, помогать надо друг другу. Если только один ребенок помогает другому, дружбой это назвать сложно, скорее это использование друга в своих интересах. Поэтому взрослым следует объяснить ребенку: дружба и взаимопомощь должны быть с обеих сторон, а не с одной, постараться должен каждый ребенок. Поэтому помощь и называется взаимной.

Следовательно, если один ребенок постоянно что-то требует от другого, а сам ничего не дает взамен, не помогает и не хочет это делать, он не является настоящим другом. С таким ребенком не стоит дружить.

Для дружбы характерна не только потребность эгоистично что-то взять (поддержку, сочувствие, помощь), но и желание поделиться тем же самым. Поэтому дружба и взаимопомощь — это совместимые понятия. И если взаимопомощь может иметь место и среди коллег или приятелей, то есть, существовать без дружбы, то дружба без взаимной помощи — нет.

Друзья могут находить общий язык, доверять друг другу тайны, идти на уступки, помогать друг другу. Прекрасно, если у ребенка есть друзья. Не обязательно их должно быть много, достаточно 1-2 верных и настоящих друзей. Зачастую самые преданные друзья появляются в детстве. Дружба начинается с игры в песочнице, продолжается в школе и остается во взрослой жизни. Поэтому детскую дружбу надо поддерживать, учить ребенка дружить и не терять настоящих друзей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *