Детская нейропсихология это – Детский нейропсихолог — что лечит и в чем суть его лечения

Содержание

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ?


ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
(англ. child neuropsychology) — наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время Д. н. становится самостоятельным направлением. Для Д. н. являются основополагающими след. представления: 1) нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора; 2) актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса. Современная экологическая ситуация, особенности развития в возрасте до 7 лет в условиях резкого снижения моторной нагрузки, раннего освоения навыков чтения, счета и работы с компьютером нередко могут приводить к диссоциации между сохранностью неврологических функций и наличием функциональной незрелости головного мозга, которая может проявить себя в критические возрастные периоды или при возрастании функциональных нагрузок. Особую группу в работе детского нейропсихолога составляют дети с органическими поражениями мозга в период раннего нейроонтогенеза. Нейропсихологический анализ отклоняющегося развития детей позволяет выявить механизмы, лежащие в основе дезадаптивного поведения ребенка, несформированность отдельных функциональных звеньев, их атипичное или аномальное развитие. Раннее выявление причин и механизмов появления функциональных дефицитов в ц. н. с. позволяет адекватно и своевременно провести коррекцию. См.
Дети с отклонениями в психическом развитии
. (Ю. В. Гущин, С. В. Гатина.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)

Смотреть что такое «ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

  • нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. компенсация… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Разделы психологии — …   Википедия

  • Отрасли психологии — Ниже перечислены различные разделы психологии: Общая психология Социальная психология Психология толпы Политическая психология Психология рекламы Этнопсихология Юридическая психология Исправительная психология Криминальная психология Судебная… …   Википедия

  • ГЛОЗМАН Жанна Марковна

    — (р. 1940) российский психолог, докт. психол. наук (2000), проф. (2002). Окончила в 1963 г. Моск. Лингвист. ун т по специальности «общее языкознание» и в 1970 г. каф. нейро и патопсихологии ф та психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Руководителем… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ДИЗОНТОГЕНЕЗ — см. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская нейропсихология …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лурия, Александр Романович — Дата рождения: 16 июля 1902(1902 07 16) …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • психология — и; ж. [от греч. psychē душа, дух и logos учение] 1. Наука о психике, психической деятельности человека и животных. Общая, экспериментальная, патологическая п. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих определённый вид деятельности. П …   Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия


psychology.academic.ru

Что лечит детский нейропсихолог

06 05 2017      NVL       Пока нет комментариев

Сегодня у нас в гостях – нейропсихолог Татьяна Бузинова с рассказом о своей профессии. Мы поговорим о том, когда и кому нужен нейропсихолог, какие методы он применяет и чем может быть полезен вашему ребенку при подготовке к школе и к жизни.

«Ну, вот наболело, столько лет в профессии, и, наконец, решила высказаться. Сколько можно держать профессиональную позицию, «улыбаться и махать». Надеясь при этом, что у меня на консультации родители увидят, заметят, поймут, что детский нейропсихолог — это не судья, не какой-то злой дядька или старая тетка, которые сидят в обшарпанном кабинете и ставят, ставят, СТАВЯТ оценки вашему ребенку, вашему родительству, вашим достоинствам, а чаще, недостаткам…

Из недавней беседы с родителями:
— Мы ходили к нейропсихологу, выяснилось, что у нас все так плохо.
— А он определил у вас ребенок левша или правша?
— Там не про это было!

От такой обратной связи мой профессиональный мозг взрывается. Ааааа! А вдруг родители уходят и с моих консультаций с ужасом, как у них все плохо и без всякого понимания, что делать? 

Давайте поговорим о том, что лечит нейропсихолог, и, надеюсь, к концу статьи у вас сложится представление, какую неоценимую, порой, волшебную помощь могут оказать представители этой ещё совсем молодой профессии.

Для кого предназначена нейропсихология?

Изначально нейропсихология не рассматривалась как массовая специальность, в отличие, например, от логопедии. Поэтому у неё довольно сложный понятийный аппарат. Терминология пугает простого родителя и заставляет чувствовать необъятность и особую глубину проблем. Вы только вслушайтесь: межполушарная асимметрия, тактильный праксис, пространственный гнозис, перцепция, синкинезии, стереотипия и так далее.

Мое искреннее убеждение, что основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, создавая эту особую область психологии, находя взаимосвязи анатомических структур головного мозга и психических функций к ним привязанных, хотел одного – объяснить, откуда берутся разнообразные проблемы у людей. И уже зная это, научиться помогать людям преодолевать последствия травм, инсультов и других состояний. Например, человек узнает предмет, а назвать не может, или появляются нарушения речи после инсульта.

Его многочисленные исследования позволили ему описать как протекают психические процессы в мозге, выделнить 3 функциональных блока. Очень эффективной оказалась нейропсихология для детей. Благодаря этой его теории, я практически каждому родителю «на пальцах» объясняю, что происходит в голове ребенка, когда он «не может учиться». Созданная им наука получила всемирное признание, а его «Маленькая книжка о большой памяти» приобрела в свое время широкую известность. В книге О. Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», которая в наше время бестселлер, и по ней даже ставят спектакли, описаны феномены, которые смог научно объяснить Александр Романович Лурия!

Какая идея лежит в основе нейропсихологии? Мозг невероятно пластичная структура, с огромными возможностями компенсации. Что это значит? А лишь одно, как только мы поймем в чем проблема (это задача нейропсихолога), мы сможем подобрать упражнения, которые помогут развить эти компенсаторные возможности мозга и тем самым помочь развитию.

Любую ли проблему лечит нейропсихолог? Всё ли можно скомпенсировать? Конечно, как и любой метод, детская нейропсихология и сенсомоторная коррекция имеют ограничения, всех «вылечить» невозможно. Но у большого количества детей, благодаря сенсомоторной коррекции, открываются новые возможности: учиться в школе, а не дома; в обычном классе; а не коррекционном; повышается эффективность логопедических занятий; решить многие проблемы с общением, с усидчивостью у ребенка.

В каком возрасте надо обращаться к детскому нейропсихологу?

В любом, уже через 40 дней после родов можно говорить многое о сенсомоторном развитии ребенка. Даже если родители не готовы обращаться к специалисту, настоятельно рекомендую внимательно наблюдать за тем, как двигается малыш, полный ли у него объем движений, есть ли гипертонус или гипотонус в мышцах. Насторожится если ребенок не уверен в движениях, не может лазить, ползать, ходить, но при этом уже начинает говорить. Гораздо легче все это вспоминается, если мама ведет дневник, особенно если в семье несколько детей.

Очень часто слышу «хвастовство» родителей о раннем созревании ребенка: пошел в 8 месяцев, заговорил фразами в год. Ранняя речь иногда оказывается причиной незрелости эмоциональной сферы ребенка. Говорить может все, а вот почувствовать, «считать» другого, выразить эмоцию без слов, использовать мимику бывает трудно. Важно осознанно отслеживать особенности в развитии ребёнка и следить, чтобы не было перекосов.

Чаще всего приходят к нейропсихологу за год до школы. Это оптимальный вариант: определится с ведущей рукой, посмотреть, как развит ребенок, какие могут быть трудности в школе в будущем. И тогда, если потребуется, есть время позаниматься, не перегружая ребенка. Очень часто на приеме я рекомендую развивать навыки самостоятельности. Дети не умеют обслуживать себя (одеваться, завязывать шнурки, собирать вещи, иногда даже не умеют просится в туалет, потому что окружающие взрослые берут контроль на себя). Поэтому первый класс в школе становится стрессом: появляется столько новых обязанностей, про которые ребенок и не знал!

Второй по популярности возраст у нейропсихологов – 8-9 лет. Это второй класс или начало третьего.

Знаете, как в басне

«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (перед школой трудности с речью, возбудимостью и прочим откладывались в надежде, что все само наладится),

оглянуться не успела (первый класс пролетел незаметно, проблемы есть, но нет оценок),
как зима катит в глаза» (во 2м-3м классах начались оценки, неуды, проблемы с поведением, отсутствует усидчивость у ребенка).

Стало очевидно, что делать что-то надо. И начинается сочетание школы и коррекции. Результат быстро не наступает, ребенок в стрессе, родители в стрессе, но все занимаются, потому что уже всем очевидно, что помощь нужна.

Причины обратится к нейропсихологу:

1. Ощущение у хотя бы одного из родителей, что они не справляются. Много раз видела, как проблемы «исчезали» сами собой, сразу после того, как мама или папа понимали, что можно ждать от ребенка в определенном возрасте и чего нельзя. Например, часто встречаю родителей, которые про трехлетку говорят: «математик или гуманитарий, правша или левша», «Он не хочет, но я его заставляю учиться». То есть не справляться можно по-разному: родителям может казаться что их ребенок отстает в развитии, а он просто не соответствует ожиданиям родителей. Или обратная ситуация, родители не видят трудностей в развитии ребенка, но дискомфорт все равно есть, например, ребенку трудно адаптироваться в коллективе сверстников. У детей школьного возраста – это в первую очередь трудности в обучении. Еще могут быть различные формы поведения у детей, которые могут ставить родителей в тупик. Например, систематически грызет ногти, ручки и т.д., раскачивается и другие формы навязчивых движений. В этих случаях нейропсихология для детей может быть эффективна.

2. Особенности движения. Ребенок двигается слишком мало или слишком много, разбалансированная походка, часто падает, не может освоить самокат, велосипед, не может определится с ведущей рукой.

Из разговора с родителями:
— Он у меня гиперактивный, нам и невролог так написала.
А почему вы так решили?
— Ну, мы сидели с ним в очереди к неврологу 40 минут, а когда к ней вошли, он уже только что по потолку не ходил… И бабушка, которая с ним сидит пока я работаю, от него очень устает.

3. Жалобы со стороны учителей и воспитателей на невнимательность. Очень часто педагоги видят то, что родители не замечают или, наоборот, у педагогов появляются придирки по независящим от здоровья причинам. Нейропсихолог поможет компетентно разобраться в первопричине таких жалоб, и вы сами в процессе консультации увидите все трудности и достижения вашего ребенка.

4. Чего-то слишком много в жизни ребенка: стрессов, уроков, планшетов, слез, обид, страхов и пр.

Из бесед с родителями
Психолог:  — Вы могли бы позаниматься дома?
Мама (про ребенка 9 лет): — Да, конечно, она как раз по вторникам приходит после занятий довольно рано 19.30, как раз время у нее есть, а в остальные дни мы возвращаемся в 20.30.
— А когда она делает уроки?
— В машине по дороге на тренировку, пока ждет меня в школе, доделывает вечером дома.

Комментарии, что называется, не требуются…

Бузинова Татьяна Викторовна —
клинический психолог, нейропсихолог,
кинезиолог, инструктор «Целебного Прикосновения»,
мама 3 детей, официальный стаж работы 16 лет.

В следующий раз мы расскажем, как работает нейропсихолог

 

Приглашаем на Вебинар с Татьяной Бузиновой

Поделитесь записью

risuem-i-igraem.ru

Нейропсихология — Википедия

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте)[1].

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области философии (особенно философии разума), нейробиологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственных нейронных сетей).

На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление — клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или индустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

  1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга.
  3. Диагностика функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечебных учреждениях.

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Методы нейропсихологии[править | править код]

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности[2].

Что касается первой группы, то здесь выделяют:

  • сравнительно-анатомический метод исследования;
  • метод раздражения;
  • метод разрушения.

Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы.

Дальнейшее развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу — изучению активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения (хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга. Сейчас всё более активно используется такой щадящий метод обратимого влияния на мозговую деятельность, как транскраниальная магнитная стимуляция.

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям[3].

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Инструментарий нейропсихологии[править | править код]

Учёные, внёсшие большой вклад в нейропсихологию[править | править код]

  1. ↑ Posner, M. I. & DiGirolamo, G. J. (2000). Cognitive Neuroscience: Origins and Promise, Psychological Bulletin, 126:6, 873—889.
  2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 2007. — С. 70.
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 2007. — С. 101.
  • Arnold, M.B. (1984). Memory and the Brain. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Attix, D.K. & Welsh-Bohmer, K.A. (2006). Geriatric Neuropsychology. The Guilford Press: New York.
  • Beaumont, J.G.(1983). Introduction to Neuropsychology. Guilford Publications Inc. ISBN 0-89862-515-7
  • Beamont, J. G., Kenealy, P.M., & Rogers, M.J.C. (1999). The Blackwell Dictionary of Neuropsychology. Malden, Massachusetts,Blackwell Publishers.
  • Cabeza, R. & Kingstone, A. (eds.) (2001) Handbook of Functional Neuroimaging and Cognition. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
  • Christensen, A-L. (1975) Luria’s Neuropsychological Investigation. New York: Spectrum Publications.
  • David, A.S. et al. (eds.) (1997). The Neuropsychology of Schizophrenia: Brain Damage, Behaviour, and Cognition Series, East Sussex,UK, Psychology Press.
  • Hannay, H.J. (1986). Experimental Techniques in Human Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Hartlage, L.C. & Telzrow, C.F. (1985) The Neuropsychology of Individual Differences. New York: Plenum Press.
  • Kertesz, A. (ed.) (1994). Localization and Neuroimaging in Neuropsychology. Academic Press: New York.
  • Kolb, B., & Wishaw, I.Q. (2003). Fundamentals of Human Neuropsychology (5th edition). Freeman. ISBN 0-7167-5300-6
  • Levin, H.S., Eisenberg, H.M. & Benton, A.L. (1991) Frontal Lobe Function and Dysfunction. New York: Oxford University Press.
  • Lezak, M.D., Howieson, D.B., & Loring, D.W. (2004). Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  • Loring, D.W. (ed.) (1999). INS Dictionary of Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Llinas, R (2001) «I of the Vortex». Boston, MIT Press.
  • Luria, A. R. (1973). The Working Brain: An Introduction to Neuropsychology.
  • Luria, A.R. (1976). Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1979). The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1980). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books.
  • Luria, A.R. (1982). Language and Cognition. New York: John Wiley & Sons.
  • Luria, A.R. (1987). The Mind of a Mnemonist. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • Luria, A.R. & Tsvetkova, L.S. (1990) The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.
  • McCarthy, R.A. & Warrington, E.K. (1990). Cognitive Neuropsychology: A Clinical Introduction. New York: Academic Press.
  • Mesulam, M-M. (2000). Principles of Behavioral and Cognitive Neurology — 2nd Ed. New York: Oxford University Press.
  • Miller, B.L. & Cummings, J.L. (1999) The Human Frontal Lobes. New York: The Guilford Press.
  • Rains, G.D. (2002). Principles of Human Neuropsychology. Boston: McGraw-Hill.
  • Shyrochyn, V.P. Arhitectonics of Thinking: The Conception of Human Brain Organization as Multiprocessing System : [англ.] / V.P. Shyrochyn, V.E. Mukhin // Proc. of the 3-rd International Workshop on Artificial Neural Networks and Intelligent Information Processing. ANNIP-2007, Angers, France, INSTICC-Press, Portugal. — Angers, France, 2007. — № 1. — С. 21 — 29.
  • Stuss, D.T. & Knight, R.T. (eds.) (2002) Principles of Frontal Lobe Function. New York: Oxford University Press.
  • Tarter, R.E., Van Thiel, D.H. & Edwards, K.L. (1988) Medical Neuropsychology: The Impact of Disease on Behavior. New York: Plenum Press.
  • Heilbronner, R.L. (2005) Forensic Neuropsychology Casebook. New York, London. The Guilford Press.

ru.wikipedia.org

Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой

Детская нейропсихология — это наука о формировании мозговой организации психических функций, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов в сравнительном возрастном и клиническом аспектах.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают не только здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, но и их сверстники, имеющие различные проблемы. В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, например, в коммуникативной сфере.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических.

Показания для применения нейропсихологической коррекции в качестве основного вида помощи или в комплексе с другими лечебно-реабиалитационными подходами, являются задержки психического и речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), органический аутизм, общие и системные неврозы и неврозоподобные состояния (тики, энурез, элективный мутизм, патологические привычные действия), астения и церебрастения, психоорганический синдром, психосоматические расстройства, формирующиеся психопатии многие другие формы нервно-психической патологии.

Методы нейропсихологической коррекции. Естественным путём коррекции предоставляется путь ре-онтогенеза, т.е. искусственный позитивный регресс к функциональным сенсорно-моторным основам психических функций и воссоздание правильной последовательности их формирования.

В процессе нейропсихологической коррекции, переобучая пациента «правильному» дыханию, ползанию, координации движений, дифференциации телесных ощущений, регуляции мышечного тонуса, разрывая архаические синестезии и синкинезии (т.е. вынуждая его регрессировать к несовершенно пройденному сенситивному периоду развития той или иной психической функции) специалист, конечно же, воздействует

через все доступные пути воздействия (двигая его конечностями, показывая конкретные двигательные модели, давая словесную инструкцию, привлекая к активному самоконтролю) и использует все доступные ему формы общения. Более того, позитивный регресс не только исправляет и совершенствует ущербные функции, но и облегчает формирование тех функций, которые находятся в зоне ближайшего развития.

psy-med.ru

Детская нейропсихология | Институт повышения квалификации и переподготовки международной академии психологических наук

14th Май , 2015

Детская нейропсихология – раздел нейропсихологии, науки, посвящённой созданию в рамках мозга психических функций, которая изучает развитие и функционирование нормальных и нарушенных мозговых механизмов, как в аспекте возраста, так и в аспекте клинической картины.

Область такой сферы, как детская нейропсихология – это и здоровые дети, чья индивидуальность препятствует максимальному, точному и быстрому усвоению новой информации, так и сверстники этих детей, которые имеют различные проблемы физиологического и психологического характера.

Детская нейропсихология стала активной частью психологической службы системы образования и работает над оказанием детям самой различной психологической помощи, а также выявления и предупреждения развития психических отклонений на ранней стадии.

Она наиболее востребована в тех случаях, когда ребёнок испытывает значительные трудности при подготовке и адаптации к школьному курсу обучения, страдает задержкой психического развития или отставания в речевом развитии. Также широко применяется как дополнительная мера в работе с неуспевающими учениками.

 

Эффективные методы детской нейропсихологии

 

Методы детской нейропсихологии уже доказали свою эффективность в сотнях и тысячах случаев по всему миру. Особенно это касается работы с одарёнными детьми. Зачастую гениальные в одной сфере дети демонстрируют неудовлетворительные темпы развития в остальных областях знания или навыков (к примеру, в сфере коммуникаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детская нейропсихология помогает выявить причины отставания или неравномерного развития каждого ребёнка и делает это наиболее мягко и эффективно. С помощью наборов тестовых заданий и методик она выявляет причины таких отклонений и уровень развития и зрелости различных отделов головного мозга ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детская нейропсихология должна использоваться в комплексе с другими диагностическими, лечебными и реабилитационными подходами. Это помогает преодолевать такие проблемы как задержка психического развития, синдром дефицита внимания, гиперактивности, органического аутизма, неврозы, как локальные, так и общие, последствия неврозных состояний – тики, энурез, патологию привычных действий.

 

Актуальность программ обучения нейропсихологии детского развития

 

Программа нейропсихологического развития детей и подростков не первый год уже ведется в нашем институте.

Она востребована специалистами разного профиля в связи с тем, что в последнее время тенденция идет к тому, что возникает очень много проблем с обучением и развитием в детском возрасте.

Эти проблемы имеют разную характеристику и разную направленность, но содержат основное ядро, когда приходят родители на консультации иди делают запросы педагоги или педагоги-психологи из детских дошкольных и школьных учреждений с тем, что ребенок быстро утомляется, у него есть трудности с освоением чтения и письма, есть сложности с поведением и в этом ключе выясняется, что недостаточно той помощи, которую оказывают педагоги-психологи либо смежные специалисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время специалисты все чаще обращают внимание на смежные дисциплины. Дисциплины, связанные с нейро-науками используются широко и достаточно активно.

Детская нейропсихология, которая развивается в течении последних двадцати пяти лет, сейчас приобретает широкое внедрение в школах, детских садах, центрах социальной помощи и поддержки родителей, в связи с тем, что имеет тонкую методику диагностики и дает ответы на самые разнообразные вопросы о причинах отклоняющегося развитие в детской популяции. 

Подготовленный нейропсихолог сможет сделать очень многое – естественно, при условии, что он является квалифицированным специалистом.

В нашем институте Вы можете пройти обучение в рамках программы повышения квалификации Нейропсихология детского возраста, которую ведет замечательный преподаватель, мастер своего дела и психолог-профессионал Порошина Елена Александровна.

Подробнее о программе и ее особенностях смотрите видео-презентации ниже

 


psy-metod.ru

Кто такой нейропсихолог и какова сфера его деятельности? — Логопедия и нейропсихология

Кто такой нейропсихолог? Это врач, психолог или педагог? С кем он занимается? В каких случаях к нему обращаться? Где он работает — в образовании или здравоохранении? Что такое нейропсихологическая диагностика? Что такое нейропсихологические занятия?

Нейропсихология — направление клинической психологии. Различают детскую и взрослую нейропсихологию. Мы будем говорить о детской нейропсихологии.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребёнка и созревания нервной системы, а так же изучением специфики расстройств психичемких функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. (МикадзеЮ.В. 2013 )

Нейропсихолог исследует психические функции в их взаимосвязи с работой мозга:

— с помощью специальных заданий и проб выявляет первопричину (механизм) различных отклонений в развитии внимания, памяти, восприятия, саморегуляции поведения,

— определяет сильные стороны в развитии психических функций;

— выявляет ведущий тип полушарной обработки информации;

— разрабатывает стратегию работы с «левшами», основываясь на закономерностях работы мозга

— определяет ведущего специалиста для преодоления проблем поведения и обучения (психолог, логопед, олигофренопедагог, психиатр, невролог).

Основное направление работы детского нейропсихолога – помощь детям и подросткам с трудностями развития и обучения.

Родители дошкольников часто обращаются с вопросами школьной готовности, определения ведущей руки, речевого развития. Именно в этом возрасте важно выявить трудности развития и успеть максимально преодолеть предпосылки школьной не успешности.

Школьникам нейропсихолог помогает разобраться со школьными проблемами, выявить первопричины и эффективно их преодолеть или скорректировать. Такие дети зачастую интеллектуально развиты, но тяжело осваивают какой-то конкретный предмет — письмо, чтение, математику. Распространённая проблема – специфические трудности овладения навыками письменной речи, которые привели к дисграфии, дизорфографии или дислексии. Трудности обучения могут быть и более общие, например, дефицит внимания, самоконтроля, низкая мотивация и быстрая утомляемость, которые препятствуют раскрытию потенциала ребёнка и реализации его интеллектуальных способностей.

На диагностической консультации специалист выявляет индивидуальные особенности, даёт рекомендации по построению плана преодоления трудностей с учётом сильных и слабых сторон. Детский нейропсихолог даёт научно обоснованные рекомендации родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребёнком, у которого имеются трудности в обучении.

Нейропсихолог также проводит занятия, направленные на преодоление проблем обучения или коррекцию сформировавшихся дефектов с применением методов сенсомоторной и когнитивной коррекции.

 Нейропсихологические занятия.

Занятия с нейропсихологом относятся к коррекционно-развивающим занятиям и необходимы детям с трудностями в обучении из-за отставания в развитии отдельных психических функций, а также из-за общей психофизической ослабленности. Такие занятия нужны и тем учащимся, которые успевают в школе, но достигают этого в ущерб своему здоровью.

На занятиях вместе с ребёнком создаётся арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.

Нейропсихологические занятия начинаются со специальных двигательных упражнений, которые запускают механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур, отвечающих за работоспособность и формирование сенсорного и моторного обеспечения всех психических функций. На этом этапе ведущим является «Метод замещающего онтогегеза» А.В.Семенович.

Постепенно в занятия вводятся логопедические или иные формы психолого-педагогического сопровождения развития речи, письма, пространственных представлений, памяти… Начало направленной коррекции познавательных процессов зависит от исходного статуса ребёнка.

Наиболее труднодостижимым, но самым ценным результатом, на который ориентированы нейропсихологические занятия, является формирование у ребёнка произвольной саморегуляции, то есть самоконтроля. Это происходит в процессе качественного и осознанного выполнения специальных двигательных упражнений, а также в результате игр и заданий с интеллектуальной и речевой нагрузкой.

Образование нейропсихолога.

Нейропсихолог — это чаще всего клинический психолог по базовому образованию, который выбрал специализацию в области нейропсихологии. Но логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи и другие специалисты с высшим дефектологическим или психологическим образованием тоже могут получить нейропсихологическое образование, пройдя соответствующую подготовку в ВУЗе. Обращаю внимание, что это не просто повышение квалификации посредством посещения курсов. Это вузовская подготовка с теоретическими и практическими занятиями, по завершении которых и в результате успешно пройденных экзаменов, выдаётся сертификат, дающий право на профессиональную деятельность в указанной области. Если Вы выбираете специалиста для занятий со своим ребёнком, то не постесняйтесь узнать о его образовании и посмотреть документы.

 Где найти нейропсихолога?

Нейропсихологи работают как в системе здравоохранения, так и в системе образования на ставках клинического психолога или  указанных выше специалистов, но имея дополнительную профессиональную подготовку, которую они применяют в своей профессиональной деятельности.

Узнать о моём профессиональном образовании и записаться на приём можно на соответствующей странице сайта.

Вконтакте

Facebook

Google+

veronikamazina.ru

Детская нейропсихология: технологии успеха | Нейропсихология в Ростове-на-Дону

Каждый человек, и взрослый, и ребенок, обладает определенным набором высших психических функций — память, внимание, восприятие, речь, чтение, счет, письмо, пространственные представления, мышление, и т.д. Причем эти функции не даны ему изначально: их развитие происходит с возрастом постепенно, по индивидуальной программе.

Каждая из этих функций связана с работой определенных областей головного мозга. А изучением психических функций и их взаимосвязей с конкретными участками мозга как раз и занимается нейропсихология, поскольку в её основе лежит простая идея о том, что все присущие человеку психические функции (а это и память, и внимание, и движение, и многие другие) реализуются соответствующими отделами и системами головного мозга.

Давайте представим человеческий мозг в виде дома. Основными составляющими дома будут фундамент, стены и крыша. Фундаментом мы назовем стволовые образования, отвечающие за активность, работоспособность коры головного мозга. Стены дома – подкорка. В ней расположены образования, отвечающие за координацию движений, анализ и синтез всей поступающей в мозг информации и частично за эмоции. Крыша – это кора головного мозга, она порождает высшие формы психической деятельности человека. Это человеческое сознание, мышление, контроль и управление поведением.

Как дом строится снизу вверх (от фундамента к крыше), так и мозг человека развивается от стволовых и подкорковых образований к коре. Каждая структура мозга созревает в определенное время и при определенных условиях.

Известно, что в развивающемся детском мозге не все его структуры и области созревают одновременно – одни из них созревают раньше, другие – позже, и поэтому по-разному и в разное время будут развиваться те или другие психические функции (память, внимание, речь и пр.), формирование которых зависит от созревания определенных зон мозга. В нейропсихологии известны определенные сроки формирования и развития тех психических функций, в основе которых лежат те или иные области мозга, — это и есть понятие «нормы».

Нетрудно представить, что может произойти, если, к примеру, некачественный фундамент: рано или поздно он даст трещину. Из-за нее постепенно поведет стены, а с неровных стен «поедет» крыша. Для окружающих видимый дефект – крыша, ее и будут чинить. В этом заключается традиционный подход к коррекции, выражаемый принципом «симптом – мишень». Но сколько ни ремонтируй крышу, она будет «съезжать», пока не исправят фундамент и стены.

Например, ребёнку плохо даётся письмо (симптом), и тогда при традиционном подходе к коррекции мишенью воздействия тоже становится письмо. От ребёнка требуют все больше и больше писать: упражнения, репетиторы… В итоге мы видим: у ребенка — слезы, у мамы — истерика, а эффекта нет, либо он совсем маленький. И уже доходит до того, что у ребенка вообще пропадает всякое желание учиться. Но письмо – это сложный процесс, в осуществлении которого участвуют множество совместно работающих зон мозга. Проблема может быть связана, например, с неправильным функционированием затылочных отделов коры, которые отвечают за переработку зрительной информации, и сколько бы ни старался ребёнок писать правильно, толку почти не будет. Для исправления ситуации понадобится выполнение специальных упражнений, направленных на развитие именно этих зон мозга, и эти упражнения не связаны непосредственно с письмом. А может случиться, что «слабым звеном», не позволяющим ребенку грамотно писать, окажутся височные, теменные или лобные нейронные структуры, которые требуют для нормализации своей работы совсем другого подхода и иного комплекса упражнений.

Как определить, какие именно отделы мозга работают не совсем правильно? Ответить на этот вопрос поможет нейропсихолог.

В отличие от других специалистов, нейропсихолог работает не с конкретными проявлениями способностей к чтению, письму или завязыванию шнурков, а с самыми элементарными звеньями психических функций, «кирпичиками», из которых строятся психические способности человека, например, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, контроль движений. Успех такого подхода во многом зависит от того, насколько точно будут определены слабые звенья системы когнитивных (познавательных) функций на начальном этапе и насколько точно будут сформулированы задачи и содержание занятий. А это уже задача для нейропсихологической диагностики.

С помощью системы специально разработанных диагностических тестов нейропсихолог проведет подробное обследование ребенка, в результате которого станет понятно, какие именно мозговые структуры функционируют оптимально, а какие нуждаются в особом внимании. После того, как будут выявлены проблемные зоны, можно будет «прицельно» подобрать индивидуальную программу коррекционных и развивающих упражнений.

Практически любое нервное или психическое заболевание определяет необходимость проведения нейропсихологического обследования: осложненные беременность и роды, перенесенные черепно-мозговые травмы, судороги, нейроинфекции и другие нарушения нервной системы, могут стать причиной расстройства мозговой деятельности и «заработать» такие «знакомые» диагнозы, как СДВГ, эпилепсия, аутизм.

Нейропсихологическая диагностика применяется при психических (шизофрения, эмоционально-аффективная патология) и психосоматических (аллергии, заболевания ЖКТ, бронхиальная астма, дерматиты, «частые» простуды и др.) заболеваниях.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в других: незрелость или недостаточность какой-либо психической функции могут значительно затруднить, а иногда, сделать невозможным успешное обучение в школе даже у детей с высоким интеллектом.

А нейропсихологическая диагностика готовности к школе поможет избежать многих проблем в учебной деятельности: ранее выявление потенциальных трудностей даст родителям время, чтобы вовремя скорректировать недостатки в развитии мозга и нервной системы ребенка.

Но, безусловно, основной сферой «применения» нейропсихологической диагностики является выявление причин трудностей в обучении и сложностей в поведении ребенка. Уважаемые родители, знайте: успешное обучение в школе возможно только при определенном уровне развития высших психических функций и зрелости мозговых структур, что наблюдается далеко не у каждого ребенка. Особого внимания при этом требуют дети – левши и дети, у которых ранее выявлялась задержка психического и (или) речевого развития.

Знание законов психического развития позволяет нейропсихологу, с одной стороны, делать достаточно достоверные прогнозы того, с какими трудностями столкнется ребенок и его родители при имеющемся темпе и направлении развития. С другой стороны — предотвращать возникновение новых проблем, заранее корректировать и стимулировать «нужные» психические процессы, готовить развивающийся детский мозг к усвоению новой информации и овладению новыми, оптимальными способами взаимодействия с окружающим миром.

На сегодняшний день возможно оказывать направленное воздействие на психическое развитие ребенка, стимулировать развитие необходимых способностей, необходимых для усвоения новой информации. И такие возможности дает нейропсихологическая коррекция. 

www.neuro161.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *