Психология ребенка в 2 года
Самое важное, что следует усвоить родителям: до 5 лет ребенок не способен управлять своим вниманием, памятью, мышлением. Все это носит непроизвольный характер. Ребенок схватывает на лету то, что его заинтересовало, смотрит на то, что привлекло его внимание, но направить внимание на то, на что нужно, он пока еще не в состоянии.
Поэтому сердиться на двухлетнего малыша, что он не может повторить ваше вчерашнее объяснение об опасности розеток, по меньшей мере, глупо. Значит, ваше объяснение было совершенно не интересным. Именно на эмоциональном воздействии строится в этом возрасте управление поведением малыша. Ребенок идет за своими эмоциями, очень яркими, и в то же время непостоянными. Малыша легко отвлечь, переключить его внимание, предложив более заманчивые впечатления.
Дети очень легко обучаются в этом возрасте, но надо иметь в виду, что наиболее эффективным учителем будет тот, кто вызывает у ребенка одновременно две эмоции: доверие и интерес. Многие из нас сталкивались с тем, что ребенок как будто не слышит взрослого, значит, либо он не доверяет этому взрослому (причины могут быть самыми разными), либо взрослый не умеет эмоционально увлечь малыша.
Очень полезны для эмоциональной сферы ребенка ритмические игры, недаром дети так их любят. Это покачивания, подбрасывания, катание на качелях. Они успокаивают и доставляют положительные эмоции, и, как следствие, позволяют развиваться интеллектуально.
Еще одна характерная особенность двухлетних детей – низкая способность понимать источник своего физического дискомфорта. Ребенок просто чувствует, что что-то не так, но что именно, он объяснить не в состоянии. Он не выспался, или плохо поел, ему слишком холодно, на нем неудобная одежда – он может понять только крайнюю ситуацию. Ему слишком холодно, одежда вообще неудобная, он категорически не выспался, и у него слипаются глаза, но если эти ощущения не так сильны, он просто будет чувствовать себя плохо, не реагировать на интересные занятия, которые предлагает ему педагог или родитель. Именно поэтому перед любыми развивающими занятиями или играми, следует убедиться, что все физиологические потребности ребенка удовлетворены.
Групповые занятия с детьми в этом возрасте, в той форме, в которой это проходит, например, в школе, пока еще невозможны. Даже если педагог занимается с группой детей, он должен быть готов поддерживать индивидуальный контакт с каждым отдельно. Дети в этом возрасте эгоцентричны, и в определенном смысле не замечают других детей. Это не говорит об эгоизме или неумении дружить. Для этих понятий пока просто не пришло время. Ребенок живет в мире простых вещей, находящихся в предметной сфере, для него существует то, что можно пощупать или потрогать. Сверстники для двухлетнего ребенка – это некие объекты, с которыми удобно или неудобно что-то делать рядом, но как с ними взаимодействовать, он пока еще не знает и не чувствует в этом потребности. Он стремится подражать именно взрослому или более старшему ребенку. Ребенок будет перенимать поступки именно взрослого человека, при условии, конечно, что тот вызывает симпатию, а не сверстника. Причем двухлетние дети никак не фильтруют поступки и поведение взрослого. Если им нравится этот взрослый, они будут перенимать у него все, и хорошее, и плохое, вплоть до его манеры сидеть на стуле или растягивать слова. Главное, чтобы ребенку это казалось интересным и увлекательным. В то же время, если воспитательница в группе детского сада ведет себя холодно, отстраненно и не умеет эмоционально расположить к себе детей, они найдут другой объект для подражания. Например, это может быть нянечка.
Ребенок двух лет познает мир, выполняя простые манипуляции с окружающими его предметами. Его интересует предмет и действия с ним. Чем больше его окружает разнообразных предметов и действий, чем свободнее он может действовать с ними в этой среде, тем лучше ребенок развивается. Поэтому в этом возрасте так легко заинтересовать ребенка любыми видами творчества, связанными с работой руками, или научить чему угодно, подавая информацию через действия. Вам будет трудно научить двухлетнего ребенка буквам, просто показывая их в книжке, другое дело, если буквы сделаны из пластика, их можно потрогать, выложить из них дорожку, или разложить их в отдельные емкости.
В два года ребенок уже имеет определенные достижения в речевой сфере. Он очень многое понимаете, и как раз сейчас начинает в бешеном темпе набирать свой активный словарь. Как можно чаще разговаривайте с ребенком. Не вместо него, а именно с ним. Ваши фразы должны быть короткими, понятными, яркими и эмоциональными. При этом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Говорите с ним, как со взрослым, но образно и эмоционально. Примечательно, что лучше всего говорят те двухлетние дети, у которых есть старшие братья или сестры. Почему? Потому что они говорят достаточно просто, и именно о том, что интересно двухлетнему ребенку. В то же время в играх старших детей есть то, что активирует малыша к речи: команды и действия, которые нужно выполнять. Этого нет во взаимодействии со сверстниками. Если ваш малыш играет только с такими же двухлетними детьми, то им обязательно нужен тот, кто инициирует совместную игру, например, строить «замок» из песка, или искать в песочнице потерянную игрушку. Это стимулирует совместные действия, соревновательность, и, следовательно, вызывает потребность в том, чтобы все это сопроводить словами.
Роль родителей в становлении речи очень важна. Но это не значит, что нужно изводить ребенка постоянными поправлениями и замечаниями. Родители могут значительно помочь ребенку, стимулируя речевые навыки в самых разных играх. Главное, чтобы это было эмоционально, весело и интересно. Рассматривая книжки, говорите простые фразы, предлагая ребенку закончить их: кошка лакает…(молоко), петух сидит на…(заборе). Слова, которые не получаются, вместе пропевайте или проговаривайте. Изучая мягкую игрушку, вместе пытайтесь отвечать на вопрос, какая она, описывая ее цвет, размер, степень пушистости, характер, температуру. Придумывайте игры, которые интересны именно ему. Как можно чаще играйте в звукоподражательные игры – это весело и развивает артикуляционные навыки. Катая машинку, можно изобразить, как она урчит, пыхтит, шипит, бурчит, постукивает. Больше пойте, учитесь вместе с ребенком простые скороговорки – учитывая, что у многих взрослых они не получаются, масса веселья обеспечена.
Кризис двух лет
Это тот самый возраст упрямства, который так хорошо известен опытным родителям. Постоянное «нет» — это вовсе не черта характера именно вашего малыша, это особенность данного возраста. И тут важно понимать, откуда это упрямство вообще взялось и зачем оно нужно малышу. А понимая, вы, наконец, сможете расслабиться и не воспринимать вечные возражения как желание вам досадить.
Дело в том, что именно в этом возрасте ребенок учится собой управлять, как физически, так и психологически. Он уже может самостоятельно ходить на горшок, может убегать от мамы на прогулке. И он понимает, что он – это совершенно отдельная от родителей личность, со своими особенностями. Это зарождающееся чувство независимости нуждается в подкреплении. Отказываясь надевать именно эту рубашку, есть кашу именно сейчас, или, забывая, что ваш телефон – не игрушка, хотя вы уже запретили с ним играть, он просто сообщает вам: «я самостоятельный!».
И вот здесь родителям важно вести себя с определенной гибкостью. Ломать упрямство малыша – опасно для становления его индивидуальности. Все время уступать – вы рискуете получить самоуверенного тирана. Не стоит говорить ребенку ни «да», ни «нет». Отвлекайте его! Вы как бы снимаете ситуацию противостояния, и никто не остается ни победителем, ни побежденным. Малыш не хочет надевать эту рубашку? Предложите поиграть ему в игру «А куда же спряталась рубашка?», «Кто быстрее наденет рубашку, я или ты?», или просто выждите пару минут, занявшись чем-то другим. Возможно, через пару минут рубашка будет уже не так важна. Привлекайте внимание упрямца к чему-то необычному и веселому, проявляйте больше фантазии, и через некоторое время он начнет сотрудничать с вами, ведь вы даете ему понять, что уважаете его мнение, и в то же время с вами интересно. Всегда хвалите за послушание, но при этом держитесь так, будто иная ситуация вообще невозможна.
Еще один прием: дать ребенку понять, где его зона ответственности, а где ваша. Прислушивайтесь к его мнению во время игр, ведите себя так, будто вы партнеры на равных, но требуйте беспрекословного послушания в вопросах его безопасности и здоровья. Он должен понимать, что это не та область, где хоть как-то допустимо «качать права». В то же время, чем больше вы с ним играете, предоставляя ему возможность почувствовать себя взрослым, тем меньше ему захочется упрямиться во время обеда или перед сном. Как можно чаще начинайте обращения к нему со слов «Хочешь…?», чтобы он сам мог принять решение. Разумеется, не всегда ребенок способен сходу понять, что для него полезнее именно вот эта котлета, а не эта конфета. Здесь понадобятся ваши навыки пропагандиста. Мягко подводите его к этой мысли, или, что ее лучше, вместе размышляйте вслух. Больше объясняйте, разговаривайте, рассказывайте короткие интересные истории – он все это запомнит, и возможно, удивит вас, буквально через пару лет придя из садика и рассказав, что Петя не хочет стать сильным и не ест кашу. Только ваши рассказы должны быть искренними, и вы сами должны быть в них убеждены. Если вы пытаетесь ребенком манипулировать при помощи интересных историй, он это обязательно заметит. Никогда не требуйте от ребенка того, что ему пока не по силам. Заранее предупредите его, когда пора спать или обедать, дав ему возможность переключиться с интересной игры на выполнение своих обязанностей.
Следуя этим рекомендациям, вы и не заметите, как бывший упрямец превратится в вашего друга и партнера, и наступит другой интересный период – период развития сотрудничества.
psyh.info
развитие ☀ и психология глазами специалиста ☀
Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.
Кризис в 2 года проявляется агрессией и истерикамиФизические изменения
Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.
- Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
- Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
- Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
- Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
Навыки и умения
Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.
Ребенок в два года уже достаточно самостоятельныйРазвитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.
Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:
Становление речи
В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.
В два года с малышом можно играть ролевые игрыЧтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.
В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.
В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.
Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года — обычное явлениеПсихология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкойНапример, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенногоВ возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два годаМладенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика — это требование вниманияСо временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителямМногим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
detki.guru
Воспитание ребенка 2-3 года советы
Воспитание — это очень длительный и кропотливый процесс. Он начинается с рождения и продолжается долгие годы. Более ответственный период в психологии развития и воспитания ребенка, когда формируется личность полноценного гражданина общества.
Говорят: «Дети – наше зеркало!». Это утверждение можно считать верным. Они как губка впитывают в себя эмоциональную атмосферу окружающего мира. Первым примером раннего возраста ему становятся родители, очень близкие люди, сверстники.
Основное правило успешного воспитания – это начать с себя, обратить внимание на свое самообразование, что поможет найти полноценный контакт с малышом.
Новорожденные мальчики и девочки наделены индивидуальными особенностями, характером поведения. Поэтому ранний период взросления считается сложным, ответственным периодом личностного становления.
Воспитание детей особенности
Маленький ребенок не пластилин, из него нельзя «лепить» что хочется. К двум годам малыш начинает проявлять собственные качества. В это время только мама поможет малышу решить сложные проблемы с окружающим миром.
Любовь, понимание, тактичность – вот главные инструменты которые помогут разобраться в вопросах и проблемах воспитательного процесса. Общее развитие человека можно разделить на несколько периодов жизни. Основы воспитания закладываются до трехлетнего возраста.
В это время воспитание ребенка и его психология в 2-3 года имеют ряд особенностей определяющих развитие:
- коммуникабельности;
- самообслуживания;
- развитию речи;
- физической подготовки.
В 2-3 года малыш чувствует себя вполне самостоятельным; он умеет, общаться, одеваться, разговаривать, бегать, прыгать. Это время самоутверждения с помощью двух слов: «Я сам!».
Он пытается стереть границы ранее дозволенного; подчиняет себе старших, постоянно капризничает, плачет. Начинаются истерики. Родители постепенно теряют управление над своим чадом.
Совет:
Важно вовремя задуматься о применении других мер; в корректировании характера поведения, в отношении к окружающим; для своего малого дитя.
Частые запреты, строгие меры пресечения, окажут негативное влияние на особенности воспитательного процесса, а порой странного поведения. Попробуйте воздействовать на малыша через игру.
Поменяйтесь временно с ним ролями, пусть почувствует себя на вашем месте. Это поможет ему понять какими бывают правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Полученный в процессе игры опыт научит делать правильный выбор совершенных поступков и действий. Малыш должен чувствовать вашу поддержку и участие в любой ситуации. Но если он «упрямец» дайте ему чуточку свободы в действиях. Полученный опыт станет хорошим уроком в дальнейшей жизни, заставит сначала думать, а потом делать.
Вам надо постоянно помнить о самоконтроле. Упрямство, капризы, слезы малыша имеют свои причины. Семейные конфликты оказывают влияние на психологическое развитие детей раннего возраста. Не стоит устраивать «разбор полетов» в присутствии малыша. Для слишком эмоционального «чада» лучшим будет соблюдение режима отдыха и общего распорядка дня.
Применение приказного тона при общении с дитем, излишние уступки его прихотей, следует избегать в воспитательном процессе. Результатом окажется не устойчивая психика малыша и трудности дальнейшего обучения.
Задачи воспитания и обучения детей
Природа не создает клонов, все люди уникальны по-своему, не всегда воспитание ребенка от 2 лет дает положительный результат. Некоторые малыши отличаются своими достижениями к 3 годам жизни. Кто-то из них:
- хорошо развит физически;
- умеет рисовать;
- имеет хороший словарный запас;
- любит заниматься самообслуживанием;
- стремится оказать помощь другим.
Как воспитать ребенка правильно советы
Дети полноценно развиваются, получают определенные навыки при участии педагога. Если малыши не посещают ДОУ, то вся ответственность; эстетического воспитания, морального, привитие навыков самообслуживания, физического развития; ляжет на плечи родителей.
Положительное воспитание самостоятельности до 2 лет зависит от желания и терпения мамы. Помогут в воспитании ребенка возрастом 2-3 года советы специалистов по психологии.
Один из них — сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры, которое является достаточно практичной и приносящей достойные плоды, методикой. Попробуйте регулярно собирать вместе узоры из мозаики.
Маленькие ручки малыша получат необходимый массаж, включится воображение, логическое мышление; вы увидите благодарность на его личике, от проведенного занятия.
Постепенно Вы получите хорошие результаты от упражнений. Гиперактивным шалунам полезно заниматься подвижными играми. Они выплескивают свою энергия на спортивных снарядах: шведская стенка, батут, велосипед, игра в мяч.
Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия
В 2 года и 3 года психология воспитания ребенка имеет отличия в приемах общения. Дети начинают понимать кто из них девочка, а кто мальчик. Узнают различия по одежде, иногда по поведению. Выстраиваются определенные отношения в группах.
Исключительная особенность воспитания мальчика в 2 года дать ему понять, что он мужчина и защитник девочек.
Девчонки всегда ближе к мамам, так, что воспитание девочек с 2 лет не вызывает особых трудностей. Они чаще носят платья, бантики, украшаются. Игрушкам малыши этого возраста отдают собственное предпочтение.
Нравственное воспитание
Воспитать здорового человека правильно помогут советы психолога. Старайтесь чаще гулять на природе. Общение с живыми существами будет началом нравственного развития; эстетического восприятия мира, чувства добра и заботы о меньших.
После прогулок ему обязательно захочется поделиться впечатлениями. Умейте выслушать кроху, для него это очень важно.
Попробуйте заучивать с ним кроткие четверостишия, читать книжки, рассматривать яркие картинки, а после попросите пересказать что он услышал или увидел. Общение с вами доставит ребенку много радости, интереса, пользы в ранний период взросления.
Трудности в воспитании ребенка 2 лет
Для малыша 2-3 летнего возраста Ваше мнение всегда станет важным для него. Научитесь «слышать» и грамотно оценивать действия разного периода его жизни. Наступило время приучить малыша к ответственности, дисциплине.
Поручите ему важное дело на выбор: ухаживать за цветком, кормить кошку, убирать игрушки, ставить на место книги.
У ребенка заметно изменится отношение к себе. Он будет считать себя нужным и ответственным человеком. Гармоничное развитие личности подарит обществу полноценного человека, который будет ценить жизнь, уважать старших и оправдает ваши надежды связанные с его будущим.
Загрузка…mysekret.ru
Консультация на тему: Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память — непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .«Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях
4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
* Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
Нарушения режима дня.
Обилие новых впечатлений.
Плохое самочувствие во время болезни.
Переутомление (физическое и психическое).
* Преодолеть капризы можно, если:
Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.
* Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности
* Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
* Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
nsportal.ru
Консультация (младшая группа) по теме: Психологические особенности детей (2-3 лет)
Наверно, многие родители задаются вопросом, ребёнок в возрасте от 2 до 3 лет – какой он? Конечно, мы можем думать, что ребёнок он такой же, как мы, только маленький. И с одной стороны это правда. В том смысле, что маленький человечек достоин внимания и уважения своих прав и желаний в не меньшей степени, чем любой взрослый. С другой стороны, чтобы мы имели возможность действовать, исходя из насущных потребностей ребёнка, мы должны понимать, что происходит у него внутри, как устроена его психика. А устроена то она пока несколько иначе, чем у взрослого.
Вот, например, у ребенка в этом возрасте абсолютно иное восприятие времени. Если говорить точнее – восприятия времени у ребёнка пока что просто нет. Для него существует только настоящее. Важно только то, что происходит прямо здесь и сейчас. Ребёнок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Все ваши попытки апеллировать к ближайшему будущему пока что просто не воспринимаются. Он не способен огорчиться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему ещё не скоро подарят.
В этой связи вспомним наших малышей в их первые дни в детском саду. Когда расставание с мамой – трагедия. И, что самое главное, утешения вроде: «Я скоро вернусь» или «Мама скоро придет» — не могут успокоить малыша. Он здесь и сейчас остро переживает боль разлуки, а будущего для него не существует пока (не в прямом смысле, конечно, но в его восприятии реальности). А как только мама уходит – ребёнок скоро успокаивается. Расставание ушло в прошлое, оно не вспоминается, острота переживания спадает.
В возрасте 2 лет ребёнок, конечно, уже не так зависим от мамы, как это было, скажем, в год. До возраста одного года существование ребенка отдельно от матери биологически, скажем так, мало возможно. Мать является для него источником питания, тепла, заботы. И малыш в это время ощущает себя с матерью одним единым целым, не представляет себя от неё отдельно. Сила этой привязанности в 2 года ослабевает, но всё равно остаётся достаточной. Ребёнок сейчас очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в их поддержке, участии, участии. Они для него – гарантия безопасности. Он ждёт от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решению любой стоящей перед ним задачи. Сверстники пока ещё не представляют для особого интереса, дети в этом возрасте играют «рядом, но не вместе».
Эту особенность малышей мы должны учитывать, когда приводим их первый раз в садик. Спокойствие родителей, которые приводят малыша в сад, — залог его собственного спокойствия. В этом и есть ваша поддержка, та самая безопасность, которая маленькому так нужна. Если родители спокойны и уверенны, что с малышом ничего не случится, ему будет хорошо, что детский сад – это радость и благо, — малышу будет спокойно, он быстрее и благополучнее будет привыкать к детскому саду.
Немаловажно и то, что ребёнок в этом возрасте пока ещё совсем не контролирует свои эмоциональнее проявления. У него возможны эмоциональные вспышки в случае возникновения трудностей. И это в данной ситуации естественная реакция. Она может быть достаточно бурной: ребёнок начинает злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. Тут важно внимательно и чутко следить, чтобы ребёнок не оказывался слишком часто в такой ситуации неудачи. Но, конечно, всех подобных ситуаций избежать невозможно. Да и не нужно. Постепенно ребёнок должен научиться владеть собой, успокаиваться, регулировать свои эмоции. Родителям в этот период важно следить за ситуацией и оценивать её целесообразность. Если аффект (истерика) ребенка не осень силён или же в том случае, когда дело касается каких-то принципиальных запретов, его можно проигнорировать. Пусть учится понимать слово «нет», а заодно и разбираться со своими эмоциями. Если же вы наблюдаете, что ребенок расстроен сильно, понимаете, что из такого состояния сам он уже не выберется – его следует успокоить или отвлечь. Отстаивая при этом, однако, свою позицию по поводу запрещённого объекта.
Что ещё происходит с ребёнком в этом возрасте? Ребёнок начинает осваивать и различать такие свойства предметов как цвет и форма. Исследования показывают, что ребёнок 3-го года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах, и 8 цветах. Постарайтесь организовать пространство дома так, чтобы вокруг него было больше предметов различных цветов и форм, называйте их и показывайте. Пусть ребенок запоминает.
Заметьте, как играют ваши малыши. Если раньше они осуществляли действия с предметами, руководствуясь только их физическими свойствами (катали круглое, сжимали мягкое, стучали твёрдым), а теперь всё больше и больше используют предметы по их назначениям. Теперь ребёнок в состоянии и должен употреблять предмет так, как этого требует взрослый. Постарайтесь способствовать этому. Покажите ребенку, как правильно использовать ту или иную вещь или игровой предмет, расширьте его знания и представления о предметах обихода.
Ну и, разумеется речь. Речь является одним из основных достижений ребёнка 2-3 лет. Обиход слов ребенка достигает более 400 слов. Говорите больше с малышом. Объясняйте ему, рассказывайте. Это не только обогатит словарный запас ребёнка, но и обеспечит ему так необходимый эмоциональный контакт с родителями.
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:
- наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния
- внимание, мышление, память непроизвольны.
Возможно, кто-то считает, что возраст ребёнка от 2 до 3 лет самый трудный, но помните, что он ещё и самый интересный!!!
nsportal.ru
Психология ребенка в 2-3 года
Главная > Воспитание >
Новорожденные детки до определенного возраста очень радуют родителей. «Лапулечка», «масик», «кнопа» – эти и другие слова сами просятся на язык, когда маленькое чудо лопочет, улыбается или делает что-то новое. Многие родители первенцев мечтают, чтобы их ребенок поскорее подрастал. Но мамы и папы, у кого уже не первый малыш, прекрасно осознают, что торопить время не стоит, ведь младенческий возраст — это просто всего ничего по сравнению с более старшим периодом.
Содержание статьи
Изменение поведения
Разница в том, что психология ребенка в 2-3 года кардинально отличается, вернее, наступает тот возраст, когда вообще становится возможным говорить об этом понятии. Из просто пупсика, радующего окружающих одним своим существованием, ребенок превращается в личность с собственным пониманием мира. Этот процесс обычно сопровождается множеством непонятных и подчас пугающих особенностей в поведении и общении детей. Нельзя сказать, каким вырастет малыш по его поведению в 2-3 года. Его предпочтения и мировоззрение очень неустойчивы, они меняются по нескольку раз день. Даже если ребенок ведет себя крайне плохо, не спешите думать, что у вас растет монстр.
Психологи полагают, что до 3 лет дети демонстрируют свой темперамент. Речь идет вовсе не о том, что будто бы бесполезно воспитывать ребенка в эти годы. Но вы должны осознать, что малыш может иногда разочаровывать вас.
У некоторых родителей странное и неуправляемое поведение чада вызывает беспомощность и чувство несостоятельности. Поэтому стоит изучить особенности психологии детей 2-3 лет. Это поможет узнать, чего ожидать, что является нормальным, а что нет, с какими изменениями стоит бороться, а что нужно просто пережить. Рассмотрим несколько областей в жизни ребенка 2-3 лет, в которых многое становится не так, как это, возможно, происходило раньше.
Умственное развитие
В промежуток с двух до трех лет скачок в преобразовании мозга детей просто огромен. Ребенок делает успехи в познании ежедневно. Обычно в это время малыша окружает множество развивающих занятий. Он уже способен лепить, вырезать, нанизывать, шнуровать, приклеивать. Все это задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом. Малышу интересно открывать новые виды упражнений для своих пальчиков и задача родителей в том, чтобы предоставить ему такую возможность. Будущие таланты и способности вашего малыша проявятся через года на том основании, которое вы положите сейчас.
Воображение
Весьма заметным становится развитие воображения у ребёнка. Он уже не так сильно нуждается во взрослом, который придумает интересную игру. Карапуз способен занять себя и самостоятельно. Можно наблюдать, как он сам играет с игрушками, например, строит домик из кубиков или конструктора.
Иногда может даже показаться, что он разговаривает сам с собой. Это не должно пугать. Просто кроха что-то придумал и озвучивает вслух.
Предоставьте малышу свободу в играх, теперь необязательно регулярно ломать голову, чем бы с ним заняться. Вы дали ребенку правильный толчок до 2 лет, теперь нужно, чтобы он сам учился развлекаться, ведь это полезно для его фантазии.
Память
Возраст 2-3 года – самое время, чтобы тренировать память. У ребёнка уже довольно живой ум, который схватывает все на лету. Некоторые дети запоминают десятки, и даже сотни коротких стихов. Если ваш малыш не настолько любит поэзию, все равно не пренебрегайте возможностью поделиться с ним чем-то, что нужно запомнить.
В 3 года ребёнок уже должен знать животных и их голоса, названия предметов, которые его окружают, свой возраст, ФИО, имена членов семьи. Продолжайте открывать ему новые горизонты, читайте сказки и стихи, необязательно очень детские, можно и посерьезнее. Пытайтесь запомнить вместе с ним какую-то новую информацию. Примерный набор познаний ребёнка 3 лет можно разыскать в интернете.
Речь
С двух до трех лет кроха начинает употреблять в общении все больше сложных предложений.
Не все знают, что у детей 2-3 лет есть замечательные способности к освоению нескольких языков одновременно.
Даже если ваша семья не билингвальна, подумайте, может и вам полезно будет освоить новый язык, заодно и кроху поучите. По мере подрастания способность к такому обучению несколько снижается, поэтому важно не упустить подходящий шанс.
Эмоции
Самые заметные преобразования происходят в эмоциональном состоянии ребенка. Его настроение часто меняется, и вы можете столкнуться и со слезами, и с безудержным весельем. Довольно частым явлением становятся истерики. Нормально, если они случаются 2-3 раза в неделю. Эти проявления чувств — важная часть взросления. Однако пускать регулярные истерики на самотек не следует. С помощью них ребенок проверяет границы своего влияния — ваше задание как раз в том, чтоб показать ему его пределы, объяснить, что можно, а что нельзя.
Научить малыша общаться спокойно, без сцен возможно только с помощью терпеливых и последовательных действий. Если позволить себе поддаться эмоциям, накричать или отлупить, есть риск получить обратный эффект – неправильное поведение закрепится, либо ребенок замкнется в себе.
Самостоятельность
Раньше, в возрасте 1-2 года, ребенок больше наблюдал за жизнью, бурлящей вокруг него. Теперь же малыш изо всех сил стремится сам во всем поучаствовать: помочь маме налепить вареников, а папе завести машину или забить гвоздь. Понятное дело, что родителям от такой помощи только больше хлопот, но не нужно слишком ограничивать кроху в его попытках, иначе он перестанет проявлять инициативу и позднее его станет трудно задействовать. Просто будьте рядом, контролируйте, чтоб не приключилось беды. Конечно, в три года о личной самостоятельности говорить рано, но основание для нее нужно закладывать.
Коммуникабельность
Кое-что из изменений в этой области может огорчать родителей. Например, достигнув возраста 2-3 лет ребенок уже перестает так же сильно нуждаться в маме, как раньше. Если он был на грудном вскармливании, то возраст 2-3 года как раз становится периодом его завершения, вместе с которым рвется нить теснейшей связи между мамой и малышом. Лишний раз детеныш уже не попросится к мамочке на ручки, а предпочтет побегать или поиграть. Все это – часть естественного процесса взросления детей. Малыш начинает понимать, что он индивидуальная личность и неосознанно пытается показать это вам.
В то же время пределы его общения расширяются, он теперь намного больше контактирует с окружающими — в садике среди других детей, также на улице или в семье. Кроха учится заводить знакомство, строить отношения, у него появляются друзья.
Родителям важно помочь своему ребенку понять, как следует вести себя в обществе.
Например, освоить простые правила этикета – благодарить, просить, здороваться, прощаться, знать время, когда можно говорить громко или только шепотом, интересоваться другими, делиться, извиняться и т. п.
Период 2-3 года — сложное время, так как взрослеет не только ребенок, растете вы, как родители. Зная об особенностях психологии детей данного промежутка жизни, можно избежать излишней нервозности и помочь малютке повзрослеть достойно!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
razvitiemalysha.ru
как наладить контакт с ребенком
В этой статье:
Анализируя психологические особенности детей 2-3 лет, понимая тонкости их поведения, взрослые могут наладить контакт и поспособствовать максимально гладкому протеканию кризиса, свойственного этому возрасту.
Дети в 2-3 года: особенности поведения в процессе занятий
На третьем и четвёртом годах жизни главная особенность малышей — это повышенная эмоциональность. Ребёнок пока не способен до конца контролировать эмоциональные всплески, при этом он легко переключаются с одного состояния на другое, чем могут воспользоваться взрослые, желая отвлечь малыша.
Малыша, который чем-то расстроен, раздражен или опечален, можно легко отвлечь игрой, игрушками, покачиванием. Активные действия помогут малышам забыть о том, что их беспокоило, и зарядиться позитивными эмоциями.
Обучать детей в этом возрасте можно только при условии, что они будут проявлять интерес к тому, о чём идет речь во время занятия. Важно, чтобы малыш не только понимал материал, но и доверял человеку, который с ним работает.
У 2-3-летних детей механизмы саморегуляции несовершенны. Их настроение, равно как и способность усваивать новый материал, во многом связано с ощущением физического комфорта. Обычно дискомфорт вызывают:
- голод;
- повышенная или пониженная температура;
- боли;
- жажда;
- сонливость и пр.
Если педагог планирует провести эффективное занятие с малышом, заручившись его вниманием, он обязательно должен проверить, насколько комфортно кроха в данный момент себя чувствует.
Особенности общения малышей на 3-4 году жизни
Общение малышей в таком возрасте имеет ситуативно-личностный характер, что говорит об острой потребности каждого из них в индивидуальном внимании и контакте со взрослыми. Именно поэтому, если речь идёт о занятиях или совместных играх с педагогами, необходимо, чтобы в них принимали участие небольшие группы детей, каждому из которых будет уделено достаточно времени и внимания.
Малыши в возрасте 2-3 лет способны учиться чему-то новому, причём как на основе личного опыта, так и беря за начало опыт окружающих взрослых. Дети внимательно следят за поведением родителей или воспитателей и пытаются им подражать, не разделяя плохое и хорошее.
А вот что касается одногодок, то они для малышей в этом возрасте пока не интересны. Дети могут играть рядом друг с другом, наблюдая за действиями соседа, но не вступая с ним в контакт. Часто именно сверстники вызывают у малышей всплеск отрицательных эмоций.
Мышление у детей этого возраста имеет наглядно-действенную форму и во многом зависит от условий. Память и внимание непроизвольны.
Предметная деятельность и игра в жизни 2-3-летних детей
Освоив культурные способы действия с разнообразными предметами, дети осваивают и новый вид деятельности — предметный. Малыши переносят действия, которые им удалось подсмотреть у взрослых, на игрушки, пытаясь копировать их манеру поведения, голоса, действия. Дети с удовольствием «звонят» по телефону, кормят и одевают игрушки, сооружают себе игрушечные машины из одеял и подушек, воображая себя за рулем настоящего папиного или дедушкиного авто.
К этому возрасту активная речь малышей переходит на новый уровень. К концу третьего года жизни дети осваивают новые грамматические структуры, общаются простыми предложениями, используя почти все части речи. В активном словаре малышей этого возраста уже насчитывается порядка 1,5 тысячи слов. К четырём годам это количество удвоится, и дети не будут испытывать проблем в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Игра у 2-3-летних детей имеет процессуальный характер и построена на действиях. В игре задействуются игровые предметы, сходство которых с реальными должно быть максимальным.
На третьем году жизни на новый уровень выходят слуховые, а также зрительные способности, что на порядок упрощает работу с детьми по изучению форм, цветов и размеров предметов.
Более совершенным становится и фонематический слух. У трёхлетних малышей теперь не возникает сложностей с восприятием звуков родного для них языка, несмотря на иногда имеющиеся большие неточности во время их произношения.
Особенность малышей этого возраста – отражение эмоционального состояния сверстников. Для 2-3-летних детей абсолютно нормальным является заплакать, закричать или засмеяться только потому, что это сделал сверстник. Однако к окончанию третьего года жизни характер поведения малышей начинает носить более произвольный характер. Дети способны ощущать гордость, стыд, радость, идентифицируют себя по половому признаку.
Кризис как особенность трёхлетнего возраста – что нужно знать?
В конце третьего года жизни малыши и их родители начинают испытывать ряд проблем, связанных с развитием первого серьезного возрастного кризиса. Для малыша это действительно сложный период в жизни, во время которого он должен будет привыкнуть к новой системе социальных отношений, постепенно отстаивая свое личное «я» и снижая уровень влияния на себя взрослых.
Родители, понимая, что малыш в этом возрасте желает проявить себя самостоятельным, активным и независимым, должны быть к этому готовы заранее. Важно поощрять новые стремления ребёнка и в то же время не позволять ему переходить грани дозволенного, но только максимально деликатно и с пониманием.
Обычно кризис трёх лет проявляется следующими качествами:
- негативизмом;
- упрямством;
- строптивостью;
- своеволием;
- бунтарством;
- ревностью;
- обесцениванием ценностей и пр.
Негативизм проявляется отрицанием авторитета взрослого. Ребёнок принципиально отказывается выполнять даже самые простые просьбы только потому, что желает отстоять свое «я» и сделать всё по-своему, причём касается это даже самых покладистых и послушных детей.
Под упрямством обычно стоит понимать нежелание малыша следовать советам или указаниям взрослых просто потому, что ему не хочется быть зависимым от чьих-то суждений или действий. Обычно упрямые дети настаивают на чём-то не потому, что слишком этого хотят, а только для того, чтобы не делать так, как их просят взрослые.
В раннем переходном возрасте малыши часто проявляют строптивость, которая может быть направлена как на конкретного человека, так и на определённые правила или устои. Малыш может настаивать на выполнении собственных желаний, не принимая инициативу взрослых.
Также для детей этого возраста абсолютно нормальным является показывать своеволие, причём даже рискуя расстроить отношения с любимыми родителями. Для малышей в три года принципиально важно получить возможность во что бы то ни стало принимать самостоятельные решения.
Сталкиваясь с непониманием взрослых, дети могут перейти к самому настоящему бунту и даже проявить себя деспотами по отношению к окружающим, пробуя на вкус сладкие плоды власти над ними. Такие дети диктуют правила родителям и воспитателям, требуя их точного соблюдения.
Нередким явлением для кризисного возраста является проявление ревности, когда малыши не желают общаться со сверстниками, братьями или сестрами, одним из родителей, требуя к себе всепоглощающего внимания одного конкретного человека.
И самая интересная особенность этого возраста — это способность обесценивать ценности. Малыши могут посчитать ненужными ранее установленные правила, постараться избавиться от привязанности к игрушкам или вещам и иногда даже к некоторым окружающим их людям.
В период кризисного возраста дети часто невыносимы, нетерпимы и сложно идут на контакт. Тем не менее, что бы они ни делали, взрослые должны помнить, что такие действия носят временный характер. В этот непростой период жизни именно от взрослых будет зависеть то, насколько гладко и безболезненно у ребёнка произойдет переоценка ценностей и его переход на новый этап развития.
rebenkoved.ru