Девиантное поведение детей и подростков \ КонсультантПлюс
Девиантное поведение детей и подростков
Практика работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением показала, что это зачастую дети, которые находятся в трудной жизненной и (или) юридически значимой ситуации. При этом трудная жизненная ситуация характеризуется как объективно или субъективно создавшаяся ситуация, нарушающая социальное и психологическое благополучие, приводящая к осложнениям в функционировании в социуме, дисгармонирующая психическое развитие человека, причем ситуация, которую он не может преодолеть привычными средствами или самостоятельно. Юридически значимая ситуация — это ситуация с участием несовершеннолетнего (и его семьи), субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым, но и к психологическим последствиям для ее участников.
Девиантное поведение соотносится с феноменом социально-психологической дезадаптации, разворачивающейся во времени и приводящей к тому, что сначала возникает первичный конфликт, который может расширяться и «захватывать» различные системы отношений ребенка. Трудности в обучении могут быть частью трудной жизненной и даже юридически значимой ситуации, когда первичный конфликт/проблема в семье становится причиной плохой успеваемости ребенка в школе. Отсутствие адресной помощи ребенку приведет к усилению конфликта со школой, обострению отношений с родителями (законными представителями). В ряде случаев возникает обратная ситуация, когда конфликт/проблема в школе приводит к конфликту в семье. Таким образом, существуют риски, что несовершеннолетний может «выпасть» из социальной ситуации нормального развития в ситуацию социально-психологической дезадаптации. Поведенческие девиации в этой связи могут быть как следствием, так и причиной школьных проблем, в том числе неуспеваемости. При этом школьная ситуация всегда будет оказывать влияние на характер и особенности протекания тех или иных поведенческих стратегий ребенка.
В девиантологии под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Термином «делинквентное поведение» определяют поведение, нарушающее нормы уголовного права.
Вид девиантного поведения по-разному проявляется у каждого человека в определенном возрасте.
Девиантное и делинквентное поведение характеризуется невысоким уровнем качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями. Отмечается, что проявление такого поведения увеличивается в пубертатный период, а после 18 лет снижается. Термин «девиантное поведение» может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле не раньше 9 лет. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды девиантного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). Спецификой девиантного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание.
Для понимания специфики развития девиантного и делинквентного поведения изучаются различные детерминирующие факторы, например, органические (биологические) факторы риска, факторы риска в истории жизни, индивидуальные и социальные факторы риска. Практика показывает, что нельзя говорить о роли какого-то одного фактора в генезе девиантного поведения, чаще всего говорится о различных факторах как предпосылках формирования нарушений поведения, однако ведущим выступает социально-средовой фактор.
Важное значение в развитии девиантного поведения подростков придается референтной среде. Девиантное поведение чаще всего формируется благодаря социальным подкреплениям, полученным от значимых лиц, обычно в группе сверстников. Особо актуальным это становится тогда, когда подросток не может интегрироваться в группе просоциальных сверстников. Он ищет поддержку в сообществе лиц с девиантным поведением, где легко усваиваются нормы асоциальной субкультуры, в которой, как правило, агрессивные формы поведения расцениваются как проявление силы и мужественности. Также немаловажным фактором являются макросоциальные предикторы агрессии у подростков — интенсивное воздействие на психику юного зрителя высоких технологий обусловливает возникновение в детско-подростковой популяции девиаций в поведении и проявление агрессивных тенденций.
Важно указать, что девиантное и делинквентное поведение рассматривается не просто как проблемное поведение, а как расстройство поведения. В частности, в МКБ-10 раздел F90 — F98 посвящен поведенческим расстройствам детского и подросткового возраста. При этом важно отметить, что расстройства поведения отличаются от проблемного поведения, которое может быть частью нормального развития либо результатом адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды. Более того, девиантное и делинквентное поведение может проявляться как на фоне нормального психического развития, так и сочетаться с аномальным психическим развитием (дизонтогенезом). Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни. В ряде случаев на фоне нарушенного развития, эмоционально-волевой дисрегуляции поведения, недостаточной сформированности контроля и прогноза своих поступков возникает и находит свое выражение агрессивное, девиантное и делинквентное поведение. Если поведенческие нарушения проявляются на фоне тяжелых психических расстройств, то они не могут рассматриваться отдельно от клинической картины данных заболеваний.
В условиях развития сети Интернет существенная часть девиантного поведения подростков перемещается в социальные сети. Развитие компьютерных технологий, ставших частью обыденной жизни не только взрослых, но и детей, способствует росту киберпреступлений, а недостаточная разработанность действующего уголовного законодательства Российской Федерации приводит к высокому показателю латентности (более 90%) данных видов преступлений.
В практике исследований особенностей этапов развития детей и подростков в изменяющихся условиях социальной ситуации развития выделены междисциплинарные исследования манипулятивных подходов, используемых в виртуальном пространстве, влияющих на личность, установки, поведение.
Следует выделить проблему реализации стратегий манипулятивного психологического воздействия, которые направлены на трансформацию определенных значимых структур личности («мишеней») и осуществляются посредством применения специфических методов постепенного установления контроля над сознанием человека («техник»). Вместе с этим вся совокупность подобных взаимосвязей представляет собой компонент единой стратегии коммуникативного воздействия. Реализация стратегии воздействия через Интернет-ресурс разворачивается постепенно, посредством вкрапления определенных лингвистических структур — коммуникативных ходов — в нейтральный по содержанию материала текст (статьи, сообщения).
В качестве основных трудностей в работе с детьми в младших классах отмечаются несформированность произвольности и навыков социального поведения, в средних — трудности с дисциплиной в классе, в старших — проявления асоциального поведения, и на всем протяжении школьного обучения — агрессивное поведение, конфликты, отсутствие мотивации к обучению, невовлеченность или негативное отношение к школе родителей (законных представителей) .
В сфере освоения универсальных учебных действий внимания требует следующее:
— снижение когнитивных функций: память, внимание, восприятие. Утрата мотивации обучения. Снижение физических сил, быстрая утомляемость;
— снижение регуляторных функций, волевого компонента;
— педагогическая запущенность, нарастание учебной неспешности приводит к хронической неуспеваемости, гиперкомпенсации контрнормативными поступками или реакциями избегания.
В коммуникативной сфере:
— снижение потребности в установлении контактов с семьей, высокий уровень конфликтности в семейной системе;
— неспособность к конструктивному диалогу со взрослыми, негативизм, обесценивание, неспособность просить о помощи, низкий уровень рефлексии, алекситимия;
— затруднения в установлении контактов со сверстниками, нарушение этих контактов, замкнутость, отсутствие круга общения со сверстниками.
В сфере социальной адаптации:
— членство в асоциальной группе (при нехимических зависимостях — в интернет-сообществах экстремистской, террористической и антивитальной направленности), субкультурных сообществах;
— гонения, оскорбления со стороны сверстников;
— свертывание социальных контактов, отказ от внеучебной общественной и творческой/спортивной/развивающей деятельности.
Девиантное поведение молодежи » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Девиантное (или отклоняющееся) поведение молодежи — это деятельность молодого человека (группы молодежи), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.
При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение. Существует множество объяснений природы отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения преступлений носили биологический характер. Итальянский криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо, не отрицая влияния социального опыта на развитие криминального поведения, считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и определить их можно по форме черепа. В ХХ в. также предпринимались попытки связать наклонности к преступлениям с физическим типом человека или с определенным набором хромосом в генетическом коде. Психологические теории связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Социологическое объяснение социальных отклонений строятся на социальных контекстах. По мнению Э. Дюркгейма (1998), одним из факторов девиации является аномия, определяемая как безнормие, при котором традиционные стандарты и нормы разрушены, а новые еще не сложились.
Согласно теории Мертона Р. (1996), доминирующими реакциями на воздействие аномии являются такие формы поведения, как конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида недевиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации: между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Мертон рассматривает конформизм и девиацию не как отдельные, а как близкие категории.
Отклонения не существуют без нормы (Смелзер, 1998: 239). В действительности не существует никакой нормы как реальности с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, т. е. отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной дистанцией от нормы. Значительное отклонение от нормы легко определяется. Незначительное отклонение от нормы трудно определить, чтобы говорить о ненормативном. Как пишет Н. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Эти ожидания могут быть спорными, неясными, меняющимися со временем. Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а) человека, которому свойственно определенное поведение; б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.
Существуют несколько подходов выделения типов девиантного поведения. Т. Шибутани (1969) выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компульсивное (принудительное) поведение.
В современной отечественной социологии девиантное поведение рассматривается как социальный феномен, различные виды которого имеют общий генезис и причины и находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные к конформным формы жизнедеятельности. Как подчеркивает Я. И. Гилинский, «отклонение» не есть объективная характеристика определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (имеет место конвенциальность «нормы» и «отклонения»). Принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девиантное поведение и отдельные его виды.
В социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства и т. д.
Под наркоманией понимается хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением наркотиков и характеризующееся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного молодого человека, на социальном — о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм. Эти социальные факторы характеризуют такое явление, как массовый уход индивидов от социальной действительности, активной деятельности в иллюзорный мир вследствие немедицинского употребления наркотических средств. В этом случае имеет место индивидуальное или групповое поведение, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам.
Такое социальное явление определяется как наркотизм (Золотов, 1995), что более адекватно обозначает социологический аспект проблемы и отражает массовость данного явления. Наркотизм получил широкое распространение во многих странах мира и считается одним из самых разрушительных социальных зол. Россия здесь не является исключением. В 1990-е гг. в законодательстве изменились социальные нормы в отношении потребления наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении наркоманов.Алкоголизм представляет собой хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. Социологи изучают причины возникновения и распространения алкоголизма и пьянства среди различных социально-демографических и социокультурных групп, выявляют пути и способы его предупреждения. Особенности алкогольного поведения определяются (Шурыгина, 1996) не только биологическими и психическими характеристиками, но и традициями, регулирующими отношение к спиртному мужчин и женщин, в том числе дифференциацией половых ролей, стереотипами мускулинности и фемининности (мужественности и женственности). Если рассматривать возрастные различия алкогольного поведения как результат изменений личностных установок, можно сказать, что в среднем определенная установка складывается примерно к 20 годам, в течение жизни меняется не очень значительно и только после 69 лет претерпевает весьма заметную трансформацию. С повышением уровня образования относительная частота потребления спиртного снижается у мужчин и повышается у женщин. Женщины с незаконченным средним и средним образованием пьют реже мужчин, обладающих тем же образовательным статусом, а женщины со средним специальным и высшим образованием — чаще. Кроме того, в группе наиболее образованных мужчин повышается степень концентрации в пределах нормы, что характерно для женского алкогольного поведения, а в такой же группе женщин, наоборот, соответствующая доля несколько уменьшается.
Курение, не относящееся к отклонению в поведении взрослых людей, является одним из проявлений отклоняющейся социализации подростков.
Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении людей. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое.
Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.
Лит.: Гилинский, Я. И. (1996) Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. М. С. 587–609; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб. 496 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Мертон Р. К. (1996) Социальная структура и аномия // Социология преступности. М. С. 299–313; Смелзер, Н. (1998) Социология : пер. с англ. М. : Феникс. С.239; Шибутани, Т. (1969) Социальная психология : пер. с англ. М. : Прогресс; Шурыгина, И. И. (1996) Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социол. журнал. №1/2. С. 169–176.
А. И. Ковалева
Теория маркировки | Концепции, теории и критика
Джон Дьюи
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Говард С. Беккер
- Похожие темы:
- криминология отклонение закоренелый преступник
Просмотреть весь связанный контент →
Теория маркировки , в криминологии, теория, основанная на социологической перспективе, известная как «символический интеракционизм», школа мысли, основанная на идеях Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, У. И. Томаса, Чарльза Хортона. Кули и Герберт Блумер, среди прочих. Первым, а также одним из самых выдающихся теоретиков маркировки был Говард Беккер, опубликовавший свою новаторскую работу 9.0023 Аутсайдеры в 1963 году.
В середине 1960-х годов среди криминалистов стал популярным вопрос: что делает некоторые действия и некоторых людей девиантными или преступными? В это время ученые пытались сместить акцент криминологии на влияние людей, находящихся у власти, негативно реагирующих на поведение в обществе; они стали известны как «теоретики навешивания ярлыков» или «теоретики социальной реакции».
В 1969 году Блюмер подчеркнул, что смысл возникает в социальном взаимодействии через общение, использование языка и символов. В центре внимания этой точки зрения находится взаимодействие между людьми в обществе, которое является основой для значений в этом обществе. Эти теоретики предположили, что влиятельные люди и государство создают преступность, называя некоторые виды поведения неуместными. В центре внимания этих теоретиков находится реакция членов общества на преступления и отклонения, что отделяло их от других ученых того времени. Эти теоретики построили свои аргументы вокруг представления о том, что хотя некоторые криминологические усилия по снижению уровня преступности призваны помочь правонарушителю (например, усилия по реабилитации), они могут приблизить правонарушителей к преступной жизни из-за ярлыка, который они присваивают лицам, участвующим в преступной деятельности. поведение. По мере того, как члены общества начинают относиться к этим людям на основе их ярлыков, люди начинают сами принимать эти ярлыки. Другими словами, человек совершает поведение, которое другие считают неуместным, другие называют этого человека девиантным, и в конечном итоге человек усваивает и принимает этот ярлык. Это понятие социальной реакции, реакции или отклика других на поведение или человека является центральным в теории навешивания ярлыков. Критически важным для этой теории является понимание того, что негативная реакция других на определенное поведение является причиной того, что это поведение называют «преступным» или «девиантным». Более того, именно негативная реакция окружающих на человека, проявляющего определенное поведение, приводит к тому, что на него навешивают ярлык «преступника», «отклоняющегося» или «ненормального». Согласно литературным данным, было выявлено несколько реакций на отклонения, включая коллективное установление правил, организационную обработку и межличностную реакцию.
Беккер определил девиантность как социальное творение, в котором «социальные группы создают девиантность, создавая правила, нарушение которых представляет собой девиантность, и применяя эти правила к определенным людям и называя их аутсайдерами». Беккер разделил поведение на четыре категории: ложно обвиненное, конформное, чисто девиантное и тайное девиантное. Ложно обвиненные представляют тех людей, которые вели послушное поведение, но были восприняты как девиантные; следовательно, они будут ложно отмечены как девиантные. Конформные представляют тех людей, которые проявляли послушное поведение, которое рассматривалось как послушное поведение (а не воспринималось как девиантное). Чистые девианты представляют собой тех людей, которые нарушили правила или отклонились от нормы, что было признано таковым; следовательно, общество будет считать их девиантными. Тайный девиант представляет тех людей, которые нарушали правила или отклонялись от нормы, но не воспринимались обществом как девиантные; поэтому они не были помечены как девиантные.
По мнению таких социологов, как Эмиль Дюркгейм, Джордж Герберт Мид и Кай Т. Эриксон, девиантность функциональна для общества и поддерживает стабильность, определяя границы. В 1966 году Эриксон расширил теорию навешивания ярлыков, включив в нее функции девиантности, показав, как социальная реакция на девиантность стигматизирует преступника и отделяет его или ее от остального общества. Результатом этой стигматизации является самоисполняющееся пророчество, в котором правонарушители начинают смотреть на себя так же, как и общество.
Ключевые понятия: первичная и вторичная девиантность
Первичная девиантность относится к первоначальным девиантным действиям человека, которые имеют лишь незначительные последствия для статуса этого человека или отношений в обществе. Идея, стоящая за этой концепцией, заключается в том, что большинство людей нарушают законы или совершают девиантные действия в течение своей жизни; однако эти действия не являются достаточно серьезными и не приводят к тому, что человек классифицируется обществом или им самим как преступник, поскольку такое поведение считается «нормальным». Превышение скорости может быть хорошим примером деяния, которое технически является преступным, но не влечет за собой клеймение как таковое. Более того, многие рассматривают рекреационное использование марихуаны как еще один пример.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Однако вторичное отклонение — это отклонение, возникающее в ответ на реакцию общества и навешивание ярлыка на человека, участвующего в поведении, как на девианта. Этот тип девиантности, в отличие от первичной девиантности, имеет серьезные последствия для статуса человека и отношений в обществе и является прямым результатом интернализации девиантного ярлыка. Этот путь от первичной девиантности ко вторичной девиантности иллюстрируется следующим образом:
первичное отклонение → другие ярлыки действуют как девиантные → актер усваивает ярлык девианта → вторичное отклонение
Теоретические вклады
Существуют три основных теоретических направления в теории ярлыков. Это модифицированное навешивание ярлыков Брюса Линка, реинтегративный стыд Джона Брейтуэйта и дифференциальный социальный контроль Росса Л. Мацуеды и Карен Хеймер.
Девиантные методы обеспечения безопасности киберпреступности
Эрик Х. А. ван де Сандт , к.т.н. (2019), Бристольский университет, научный сотрудник в области кибербезопасности в этом университете, практикующий врач в Национальном центре REPHRAIN Великобритании и офицер полиции в Национальном отделе по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий Национальной полиции Нидерландов.
Предисловие
Список рисунков и таблиц
Номенклатура
1.1 Направление исследований и цели
1.2 Кому следует прочитать эту книгу и почему?
1.3 Методологический подход
1.4 Новинки
1.5 Конспект книги
ЧАСТЬ 1
Современные взгляды на безопасность
2 Взгляд «хорошего парня» на безопасность
2.1 Безопасность как непрерывный процесс
2.2 Современный взгляд на техническую компьютерную безопасность
2.3 Современные взгляды на кибербезопасность и киберпреступления
2. 3.1 Почему киберпреступность (не) кибербезопасность
2.3.2 Пограничный взгляд на кибербезопасность и киберпреступления
2.3.3 Обзор кибербезопасности и киберпреступлений без полей
2.4 Промежуточное заключение и обсуждение
3 Касаясь мер безопасности киберпреступников
3.1 Информатика и инженерная литература
3.1.1 Защита от криминалистики
3.1.2 Защита от ботнетов
3.1.3 Анализ авторства
3.1.4 Экономика злоумышленника
3.1.5 Промежуточное заключение и обсуждение
3.2 Литература по общественным наукам
3.3 Юридические исследования
3.4 Промежуточное заключение и обсуждение
ЧАСТЬ 2
Исследование киберпреступности и девиантной безопасности
4 Мультидисциплинарный подход к девиантной безопасности
4.1 Описание: обоснованная теория нестандартных методов обеспечения безопасности
4. 1.1 Киберпреступники и участники кибербезопасности
4.1.2 Вторичные источники данных
4.1.3 Сбор данных, анализ и запись
4.2 Объяснение: век информации и микроэкономическая теория
4.2.1 Девиантная безопасность в информационную эпоху
4.2.2 Микроэкономика девиантной безопасности
4.3 Ограничения
4.4 Этические вопросы
ЧАСТЬ 3
Теория девиантной безопасности
5 Что? – Основные качества девиантной безопасности
5.1 Определение: Что делает безопасность ненормальной?
5.2 Значение: субъективное состояние
5.3 Положение: клуб, общее, частное и общественное благо
5.4 Функция: актив для защиты активов
5.5 Форма: Нематериальные и материальные продукты и услуги
5.6 Промежуточное заключение и обсуждение
6 Кто? – Интерактивные качества Deviant Security
6. 1 Автаркические и автономные референтные объекты
6.2 Поставщики и услуги DevSec
6.3 Агенты угроз и атаки
6.4 Информационная асимметрия в переплетенных сетях
6.5 Обман как девиантный контроль безопасности
6.6 Доверие и недоверие как девиантные меры безопасности
6.7 Промежуточное заключение и обсуждение
7 Когда и где? – Временно-пространственные качества девиантной безопасности
7.1 Контрмеры против нестабильности и хранения данных
7.2 Межкультурная коммуникация как контрмера
7.3 Распространение как контрмера
7.4 Физическая девиантная безопасность
7.5 Промежуточное заключение и обсуждение
8 Ответные расследования против Deviant Security
8.1 Расследования, направленные на обеспечение безопасности человека
8.2 Расследования как государственная услуга с множественными результатами
8.3 Техническая гармонизация глобальной системы расследований
8.