Девиантного поведения это: Что такое девиантное поведение и его основные признаки

Что такое девиантное поведение у подростков и как его корректировать


  1. Причины девиантного поведения
  2. Симптомы девиантности у детей и подростков
  3. Формы девиантного поведения и примеры
  4. Диагностика
  5. Лечение отклоняющегося поведения
  6. Профилактика девиантного поведения подростков

Изображение от Freepik

Социальной девиацией называют отклоняющееся поведение, при котором действия и поступки человека идут вразрез с установленными в обществе нормами. Чаще всего такая проблема встречается в подростковом возрасте. Согласно исследованиям, ей в той или иной степени подвержены от 45 до 64% молодых людей в возрасте 14-18 лет. Это период возрастного кризиса, при котором человек находится в состоянии дезориентации в системе установленных обществом ценностей, испытывает повышенную потребность в самовыражении, что приводит к совершению антиморальных поступков и противоправных действий.

Согласно исследованиям, девиантность поведения — это в первую очередь желание подростка самовыражаться и привлекать внимание к себе.

Причины девиантного поведения

Существует две группы факторов формирования девиантного поведения: социальные и медико-биологические. К социальным причинам относятся:

В воспитании ребенка могут возникать две крайности. Первая — требование безусловного подчинения, нежелание считаться с мнением подростка, игнорирование его потребности в самостоятельности и формирование чувства вины. Вторая крайность — недостаточное участие в жизни ребенка из-за постоянной занятости. Это вызывает у подростка ощущение того, что его не любят и он никому не нужен. В обоих случаях у ребенка отсутствует не только эмоциональный контакт, но и положительный опыт взаимодействия со взрослым человеком своего и противоположного пола.

Девиантное поведение детей наблюдается и при отсутствии взаимопонимания между супругами.

Постоянные ссоры между родителями, вредные привычки, асоциальный образ жизни — все это становится негативным примером для ребенка.

Учебно-воспитательные ошибки приводят к отклоняющемуся социальному поведению школьников, которое проявляется постоянными конфликтами с учителями и одноклассниками, плохой успеваемостью, нежеланием заниматься учебой.

К медико-биологическим факторам формирования девиаций относят отягощенную наследственность, заболевания ЦНС, физиологические процессы, которые протекают в организме в пубертатном периоде. Отклонения в поведении наблюдаются у детей с врожденной интеллектуальной недостаточностью, предрасположенностью к алкогольной и наркотической зависимости, нервно-психическими расстройствами. Это же может происходить на фоне интенсивного развития отделов коры головного мозга в пубертатном периоде.

Симптомы девиантности у детей и подростков

Отклоняющееся от норм поведение в детском и подростковом возрасте проявляется отдельными симптомами или их совокупностью:

  • повышенной агрессивностью, конфликтностью;

  • жестокостью, склонностью к насилию, садистским поступкам;

  • склонностью к обманам;

  • депрессией, замкнутостью и стремлением самоизолироваться от общества;

  • постоянной сменой настроения, эмоциональной лабильностью;

  • нарушением пищевого поведения;

  • нежеланием заниматься учебой, отсутствием мотивации и волевых способностей;

  • игровой и другими зависимостями;

  • частой сменой увлечений;

  • склонностью к бродяжничеству;

  • фобиями, тревожностью;

  • асоциальными контактами;

  • склонностью к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.

В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.

При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей. Молодые люди с девиациями находятся в группе риска по суицидам, насильственной смерти, заражению ЗППП, СПИДом. Еще одна проблема — неспособность построить полноценные семейные и другие социальные отношения. Из-за негативных поведенческих паттернов у молодого человека возникают постоянные конфликты с родителями, преподавателями, коллегами.

Формы девиантного поведения и примеры

Группы девиантного поведения классифицированы российским психиатром и психотерапевтом В. Менделевичем. В их основе — особенности нарушений, которыми проявляется антиобщественное поведение. Всего различают пять видов девиантного поведения:

  • Аддиктивный. У подростка появляется стремление убежать от действительности, используя для этого химические вещества или действия. На этой почве формируется склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, может развиться токсикомания. В ряде случаев возникает склонность к беспорядочной половой жизни, зависимость от мастурбации, азартных или компьютерных игр.

  • Делинквентный. Один из наиболее опасных видов. Примерами девиантного поведения такого типа становятся насильственные действия по отношению к окружающим, воровство, грабеж.

  • Психопатологический тип.

    Обусловлен наличием у подростка определенных психических нарушений. Например, из-за депрессии ребенок становится безразличным ко всему, а на фоне биполярного расстройства может проявиться гипомания, при которой повышенное настроение сменяется вспышками раздражительности и апатии.

  • Патохарактерологический. Является следствием проявления акцентуаций характера, приводит к стойкому нарушению поведения и сложностям с социальной адаптацией. Различают шизоидную, параноидную, истерическую и другие психопатии, каждая из которых проявляется своими признаками.

  • Гиперспособности. Самый редкий вид девиации. Характерен для одаренных детей и подростков, которые используют свои таланты для совершения эпатажных поступков и действий.

Диагностика

Диагностикой девиаций занимается клинический психолог и психиатр. Для выявления отклонений проводится беседа с пациентом, оценивается его эмоциональное состояние, поведенческие реакции. Специалист по работе с девиантным поведением также общается с родственниками и другими людьми, которые тесно взаимодействуют с подростком.

Выявить нарушения поведенческих реакций позволяет специальное психологическое тестирование. Кроме психологической диагностики, пациенту назначают консультацию невролога, педиатра и других профильных врачей.

Лечение отклоняющегося поведения

Для лечения девиаций используют медикаментозные и немедикаментозные методы. Главным из них является психотерапия. Она необходима не только подростку, но и его родителям. Во время сеансов с пациентом проводятся беседы, которые помогают подростку осознать особенности своего характера, учат справляться с конфликтными ситуациями, выражать свои эмоции социально приемлемыми способами. Кроме индивидуальных бесед, используют метод групповой психотерапии, которая включает ролевые игры, различные мероприятия, в ходе которых участники учатся разрешать проблемные ситуации в общении без агрессии и конфликтов.

Помимо психотерапии, проводятся занятия по психокоррекции. Их цель — улучшить эмоциональное состояние подростка, сформировать мотивацию к учебе и другим полезным видам деятельности. Медикаментозное лечение включает прием препарата «Глицин», лекарств на основе лития, антиконвульсантов. Такая терапия назначается пациентам с патологиями нервной системы, психотическими расстройствами. Прием препаратов эффективен в сочетании с психотерапией.


Профилактика девиантного поведения подростков

Основной метод профилактики девиаций — раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Своевременная реабилитация и психокоррекция позволяют избежать формирования устойчивых негативных поведенческих реакций.

что это такое, его причины и формы

Если вспомнить яркие примеры из литературы или кино, то определить в персонаже «злодея» или «героя» обычно можно с первой минуты. В реальности все сложнее. То, что одни называют протестом, другие считают хамством. А осуждаемый обществом чудак оказывается гениальным изобретателем. Понять непонимаемое помогает наука девиантология, а термин «девиантное поведение» описывает любые проявления от проституции до эпатажного перфоманса, от игромании до гениальности.

В статье рассказываем о формах и предполагаемых причинах отклоняющегося поведения, разбираем, можно ли кого-то считать настоящим злодеем на основании «неправильных» поступков. А еще пытаемся понять главное: девиантность – это хорошо или плохо?

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам, а также не вписывающиеся границы толерантного поведения. В строгом смысле характеристика феномена «нормального/не-нормального поведения» неоднозначна, а границы между этими понятиями достаточно размыты. Поэтому девиантное поведение рассматривается с точки зрения культуры того или иного общества, а его оценка всегда относительна.

Термин является производным от латинского понятия «Deviatio»-«отклонение». Хотя чаще приводятся отрицательные примеры девиантного поведения, отклонение может быть в одну или другую сторону:

  • Негативное – дисфункциональная, подрывающая систему социальная патология, которая разрушает личность. Это алкоголизм, азартные игры, бродяжничество, проституция, преступность.
  • Позитивное – новшества, направленные на развитие общества, борьбу с патриархальными или отжившими стандартами. Это научно-техническое, общественно-политическое творчество, аскетизм, новаторство, гениальность.
  • Демонстративное – открытое неповиновение, игнорирование принятых в обществе ценностей и стандартов. Это экстремизм, революционный терроризм, религиозный фанатизм.

Результат у всех примеров девиантного поведения – неспособность или нежелание человека приспособиться к жизни в конкретном сообществе. Более того, любая «аномальность» регулируется одним и тем же геном. Но в одном случае человек становится гениальным ученым (Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман), художником (Сальвадор Дали) или изобретателем (Билл Гейтс, Стив Джобс), а в другом разрушает свою жизнь.

Пройти тест на психику

Причины девиантного поведения.

Социально-вызывающие поступки всегда интересовали религиозных деятелей. Ведь с точки зрения религии преступить Божественный запрет, значит, согрешить. Так, согласно библейской истории об Адаме и Еве впервые были нарушены общественные нормы, а виновные получили наказание. Сложная проблема социального контроля, профилактики и предупреждения неподобающего поведения также интересовала философов и государственных деятелей. Изучению этого вопроса посвящали свои работы Диоген, Аристотель, Сократ, Ницше, Ларошфуко.

В России «Психология девиантного поведения» зародилась в 70-е годы XIX века. Первыми педагогическими исследованиями занимались Л. Выготский, А. Макаренко, Ю. Клейберг, а большинство научных работ было посвящено проблемам детской беспризорности и преступности. Постепенно образовалась девиантология – научная дисциплина, которая комплексно подходит к изучению нарушений нравственно-религиозных, морально-этических, политических, организационно-правовых норм.

Проблему девиации исследуют социологи, психологи, философы, педагоги, медики, юристы и объясняют ее целым набором взаимосвязанных и взаимовлияющих обстоятельств. Первопричинами таких отклонений могут быть:

  • Биологическая предрасположенность: генетика, неблагоприятные психофизиологические особенности ребенка, мешающие социальной адаптации.
  • Психологические особенности: наличие у ребенка психопатии или чрезмерное усиление отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические дефекты: неправильное семейное, школьное или общественное воспитания, жестокое обращение.
  • Неправильное воспитание в подростковом периоде: психологические проблемы с социализацией, адаптацией, интеграцией в общество, криминальная среда свободного времяпреровождения.
  • Социально-экономические: социальное неравенство, социальный кризис с разрушением старых ценностей, невозможность работать и зарабатывать.
  • Человеческие пороки и несовершенства: эгоизм, зависть, стремление выделиться, чрезмерная тяга к удовольствиям.

Формы девиантного поведения.

Постепенно норма становится девиацией(отклонением), а девиация нормой. Более того, отклонение и протест становятся частью моды. Поэтому девиантность может рассматриваться не в общем, а в рамках той или иной социокультурной группы.

Условно разграничивают поведение:

  • Делинквентное – противоправные поступки, наносящие вред отдельным людям, обществу в целом: мошенничество, воровство, киберпреступность.
  • Аддиктивное – навязчивая пагубная зависимость от химических препаратов или психологическая зависимость: игромания, шопоголизм, переедание, сексоголизм.
  • Дезадаптивное – отказ от приспособления к жизни общества, причем необязательно со злым умыслом (может произойти на фоне неоправданной самонадеянности).
  • Асоциальное – неосознанные или сознательные поступки или действия, не вписывающиеся в нормы морали.
  • Акцентуированное – выделение какой-либо черты характера на фоне других и ее особенное развитие (истеричность, фамильярность, плаксивость, капризность).
  • Деструктивное – словесные или практические действия, направленные на разрушение чего-либо в физическом или психологическом смысле (разрушение мира, спокойствия, здоровья, договоренностей, настроения).
  • Конфликтное – стремление словами, позами, действиями, жестами спровоцировать конфликт, а также способность видеть в любой нейтральной ситуации угрозу для своей жизни.

Но подобные разграничения не дают ответа на главный вопрос: как отличить девиантное поведение от просто «плохого»? Занятые этой проблемой ученые утверждают, что каждый случай нужно рассматривать в определенном контексте:

  • Установленные нормы, которые нарушает девиантное поведение, в разных обществах и в разное время носят нестабильный и часто противоречивый характер.
  • Важно понимать обстоятельства и мотивы, которые руководят поступками личности. Например, неадекватно может вести себя человек, если его семье или ему самому угрожает опасность.
  • Нельзя отождествлять отклонение в поведении с нарушением психики.

Поэтому часто девиантным называют поведение, которое приносит ущерб человеку или обществу. А «плохим» считают поведение, несовпадающее с нашими личными представлениями по поводу того, как другой человек мог бы поступить.

Девиантное поведение по сути своей условно и противоречиво. Более того, в ситуации гиперконтроля, когда человек эмоционально истощен или сильно подавлен, у него больше шансов совершить неадекватный поступок и выглядеть «ненормальным» в глазах общества. Возможно, поэтому сегодня отклонение становится нормой. А вчерашних хулиганов все чаще называют гениями эпатажа.

Пройти тест на психические расстройства

Что такое Девиантность? – ReviseSociology

Девиантность – это поведение, нарушающее нормы. Социологи утверждают, что девиантность зависит от контекста — то, что является девиантным, зависит от ситуации, в которой вы находитесь, например, от страны и исторического периода.

Содержание

Отклонение относится к поведению, нарушающему правила, которое не соответствует нормам и ожиданиям определенного общества или социальной группы.

Отклонение

Включите JavaScript

Девиантность

Девиантность тесно связана с понятием преступления, которое представляет собой нарушение закона. Преступное поведение обычно является девиантным, но не всякое девиантное поведение является преступным.

Понятие девиантности определить труднее, чем преступление. Девиантность включает в себя как преступные, так и непреступные действия, но довольно сложно определить, что члены любого общества или группы на самом деле считают девиантным поведением. Даунс и Рок (2007) предполагают, что двусмысленность является ключевой чертой нарушения правил, поскольку люди часто не уверены, действительно ли конкретный эпизод является девиантным или что такое девиантность. Их суждение будет зависеть от контекста, в котором это происходит, кто этот человек, что он знает о нем и каковы его мотивы.

Социальное и ситуационное отклонение

Пламмер (1979) обсуждает два аспекта определения отклонения, используя концепции социального отклонения и ситуационного отклонения.

Социальная девиация относится к формам девиации, которые большинство членов общества считают девиантными, потому что они разделяют схожие представления об одобряемом и неодобряемом поведении – убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми и вождение автомобиля с превышением лимита алкоголя в Великобритании обычно подпадают под эту категорию. категория.

Ситуационное отклонение относится к тому, как действие, рассматриваемое как отклонение или нет, зависит от контекста или места, в котором оно происходит. Эти две концепции девиантности предполагают, что, хотя могут быть некоторые действия, которые многие люди считают девиантными в одном обществе, эти действия, определяемые как девиантные, будут различаться между группами внутри общества.

Исторический период – определения девиантности со временем меняются в одном и том же обществе по мере изменения стандартов нормального поведения. Например, курение сигарет раньше было очень популярно, теперь же курить в ресторанах или автобусах запрещено законом.

Место или контекст – нагота часто считается девиантной на публике (хотя сама по себе она никогда не является преступной), но редко наедине; играть громкую музыку в общественном транспорте — это девиантно, но не на музыкальных фестивалях, а чрезмерное употребление алкоголя — девиантно почти везде, но не обязательно в пабах или клубах.

Социальная группа – То, что может считаться неприемлемым на уровне общества, может считаться приемлемым в небольших группах или даже целых возрастных когортах – два таких примера – пьянство и половая распущенность.

Контекстная зависимость девиантности

Контекстная зависимость девиантности просто относится к идее о том, что девиантность социально сконструирована – рассматривается ли действие как девиантное или нет, зависит от исторического периода, места и группы, наблюдающей акт .

Зависимость девиантности от контекста можно проиллюстрировать на простом примере:

Ношение мини-юбки является девиантным в Саудовской Аравии:

Но это явно не в Тик Ток в западной культуре…

Задание: Попробуйте придумать свои собственные примеры, иллюстрирующие зависимость девиантности от контекста.

Вопрос для обсуждения: Есть ли какое-либо действие, которое по своей сути является девиантным (девиантным в любом контексте)?

Этот материал является частью введения в курс «Преступность и девиантность» курса «Социология A-level».0072 28 октября 2020 г. Рубрики Преступление и девиацииТеги Девиантность

Девиантность – это поведение, не соответствующее социальным ожиданиям отклонение?

  • Девиантность – это поведение, не соответствующее социальные ожидания. Это нарушает правила группы (обычай, закон, роль или моральный кодекс).
  • Девиантность социально создается и определяется большинство. Есть несоответствия между обществами в отношении того, что такое девиантность, и несоответствия в маркировке поведения как девиантного в пределах одного общество.
  • «Поведение, позволяющее одному человеку попасть в тюрьму может квалифицировать другого как святого, поскольку качество самого действия во многом зависит от обстоятельств, при которых оно было совершено, и настроение публики, которая это видела» (Эриксон, 1966). Проблемы с отклонениями по своей сути политический. Почему?

 

Перспективы на девиации:

Теоретики Ордена: Они сосредотачиваются на самих девиантах и ​​предполагают неадекватную социализацию как причина. Реабилитация (заключение, психиатрические больницы, наркотики и т. д.), чтобы «помочь» девиантам соответствовать социальные нормы — это лекарство.

Наказание девианта является выражением коллективного негодования и подтверждает правила.

Установленный порядок охраняется и правительство, экономика, система стратификации, система правосудия и система образования свободна от вины. Нормы, которые могут быть расистскими или сексистскими, не оспариваются. Мало сочувствия правительству программы повышения благосостояния бедных.

Теоретики конфликта : Они считают, что установленная система является основным источником социального проблемы, и он, а не отдельный девиант, должен быть реструктурирован. Хотя, возможно, стоит изучить положение обездоленных в обществе, ориентированном на успех, конфликтный взгляд поставит под сомнение жизнеспособность социальной системы с такой ценностью в ее основе.

Взято слишком далеко, эта позиция рассматривает людей как роботов, полностью контролируемых их социальная среда. В какой степени отвечают ли люди за свое поведение?

«Когда больше нет необходимости в том, чтобы один класс господствовал над другим, когда нет больше не нужна правовая система для защиты интересов капиталистического господства. класса, тогда отпадет необходимость в преступлении» (Квинни, 1974). Это утверждение веры?

Теория маркировки:  Эта точка зрения подчеркивает важность определения обществом того, что является незаконным, и назначения девиантных статус для конкретных людей, который, в свою очередь, доминирует над их идентичностью и поведение.

Кто быть помеченным как отклоняющееся, это не просто вопрос удачи или случайного выбора, но результат систематического общественного предубеждения против бессильных. У обеспеченных гораздо больше шансов избежать ярлыка преступника.

 

Решение проблемы отклонения:

Радикальное невмешательство Взгляд : Политика должна приспосабливаться к обществу в самых широких пределах. возможное разнообразие моделей поведения и отношений. Стратегия, позволяющая оставить несовершеннолетних правонарушителей в покое возможно, например, вместо того, чтобы давать им отрицательную метку. Считать меньше деяний преступными или девиантный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *