Что такое девиантное поведение простыми словами, и как с ним бороться
Это действия и поступки, которые считаются неприемлемыми в обществе. Девиантное поведение может проявляться агрессией, вплоть до садизма, воровством, лживостью, бродяжничеством и другими поведенческими отклонениями.
Что такое девиантное поведение простыми словами
Чаще всего этим термином характеризуют образ действий подростков, имея в виду их юношеский максимализм и склонность к нарушению общепринятых правил. Другими словами, отклоняющееся поведение в большей мере свойственно тинейджерам.
В понятие девиантного поведения обычно вкладывают негативный смысл, что подчеркивает его асоциальность и опасное отклонение от нормы. Однако с точки зрения психологии девиантные формы поведения бывают не только деструктивными. Особенно учитывая то, что требования общества нередко носят нелогичный и бессмысленный характер.
Девиации представляют собой действия, которые противоречат социальным нормам и правилам, принятым в определенных коллективах – школьных, ВУЗовских, детсадовских и пр.
Девиантов называют в лучшем случае странными и относятся к ним неодобрительно. Однако психологи уверяют, что понятия «нормы» не существует в принципе, и каждому человеку свойственна девиантность в той или иной степени. Исключений здесь нет. Есть даже специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.
Внимание! Девиантное поведение в социологии характеризуется не качеством совершенного человеком поступка. Это, скорее, следствие применения окружающими правил и санкций к «нарушителю», «навешивание ярлыков».
Причины девиантного поведения
Роберт Мертон (американский социолог) исследовал различные проявления девиантности и рассматривал их в контексте закономерных условий социальной жизни. Он считал отклоняющееся поведение нормальной реакцией нормальной личности на ненормальные условия.
Факторы девиантного поведения делятся на 3 основные группы:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
Одной из разновидностей неправильного поведения являются психологические девиации, возникновение которых обусловлено сразу несколькими факторами. Подобные формы с трудом поддаются коррекции.
Что означает девиантное поведение, критерии его оценки школьники изучают на уроках обществознания в старших классах.
Биологические
Биологические факторы отклоняющегося поведения – это, в первую очередь, наследственные особенности личности: склонность к алкоголизму, наркомании, умственная неполноценность. В эту категорию входят также патологии ЦНС, спровоцированные тяжелыми болезнями в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговыми травмами, повлекшими за собой изменение структур головного мозга.
Другие причины:
- депрессия;
- психозы разного происхождения;
- шизотипическое расстройство;
- инфантилизм;
- синдром дефицита внимания, гиперактивность;
- шизофрения.
Девиантное поведение на фоне биологических нарушений выражается эмоциональной неустойчивостью и низкой способностью к адаптации.
Внимание! Асоциальные поступки и заострение типичных черт характера возможно на фоне гормональной перестройки в пубертатном периоде, когда происходит активное развитие мозга, и формируются высшие психические функции.
Воспитательные
Предпосылками к развитию такой формы девиации служит неправильное воспитание ребенка (подростка) – ошибки педагогики. Это могут быть:
- отклоняющее, делинквентное поведение внутри семьи, когда кто-то из ее членов подает пример подрастающему поколению;
- отсутствие взаимопонимания, уважения в семье;
- авторитарное воспитание, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям, исполнение любых желаний ребенка;
- избыточная опека либо отсутствие таковой;
- лишение ребенка личного пространства;
- игнорирование потребностей ребенка – как моральных, так и физических.
Пример из практики:
Ваня был тихим, воспитанным подростком и хорошо учился. Но все изменилось после развода родителей, который проходил в атмосфере крайней враждебности. Иван стал часто прогуливать уроки, грубить учителям, а один раз даже подрался. Матери удалось уговорить сына на беседу с психологом, после нескольких сеансов ребенок успокоился и вернулся к учебе.
Ребенку, и особенно подростку, очень важно, чтобы его понимали дома. Постоянные конфликты, жесткие, репрессивные методы воспитания, систематическое нарушение личных границ нередко вызывает в ответ асоциальные поступки и действия.
Социальные
Социальными называются факторы, которые подразумевают взаимодействие с окружающими людьми. К ним относятся:
- Коммуникативные трудности. Ребенку сложно общаться со сверстниками;
- Маргинальное окружение. Алкоголики, наркоманы;
- Вынужденное общение с представителями религиозных сект;
- Буллинг. Травля, насмешки, преследование, вплоть до причинения телесных повреждений;
- Насильственные действия. Принуждение к сексу, избиение;
- Вредные привычки. Неумеренное употребление алкоголя, прием наркотиков;
- Увлеченность. Чрезмерная приверженность молодежным субкультурам.
Обратите внимание! Примеры отклоняющегося поведения можно найти везде. Негативные девиации присущи бомжам, уличным бандитам. Позитивную девиантность демонстрировали Эйнштейн, Перельман, Стив Джобс и многие другие известные личности, которых мы называем гениями.
Классификация: виды девиантного поведения
Стоит сказать, что в социологии такое поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:
- трудоголизм;
- повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
- самопожертвование;
- благотворительность, волонтерство;
- увлечение диетами и ЗОЖ.
Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.
Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:
- аддиктивный;
- аморальный;
- делинквентный.
Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:
- Неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
- Нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
- Аберрантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.
Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:
- регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
- повышенная агрессивность;
- негативное отношение к учебе и труду.
Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.
Первичные и вторичные отклонения
Первичное девиантное поведение в целом соответствует общественным нормам. Нарушения определяются как незначительные и терпимые, поэтому человек не квалифицируется как девиант, и сам не считает себя таковым. Его отклонения носят единичный характер и выглядят в глазах окружающих, скорее, как эксцентричность, маленькая шалость или же ошибка.
Вторичной называется девиация, которая не вписывается в общественно-социальные рамки и однозначно определяется как девиантное поведение.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения психологии. (Википедия).
Лечение
Борьба с девиациями предполагает комплексный подход с использованием психотерапии, психокоррекции и лекарственных средств.
Психотерапия |
Психокоррекция |
Лекарства |
Воздействие на мышление подростка с целью его осознания особенностей личности, выработки умений саморегуляции |
Стабилизация эмоционального статуса, развитие внимания |
Дополнительный метод ведения девиантных пациентов, у которых наблюдаются психотические и неврологические болезни |
В ходе бесед анализируются конфликтные ситуации с определением возможных вариантов действий и реакций |
Психокоррекция повышает эффективность психотерапии, придает уверенность в себе, пробуждает интерес к учебе и профессиональной деятельности |
Уровень агрессии снижают препараты лития, нейролептики и противосудорожные. |
Встречи с психологом или психотерапевтом рекомендованы также родителям, что позволяет быстрее и эффективнее восстановить полноценные отношения в семье. Задать вопросы грамотному специалисту можно дистанционно, по телефону.
Получить консультацию психолога
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее
Частые вопросы
Чем помогают лекарства при девиациях?
+
Есть много препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.
Что такое сверхмотивация?
+
Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности.
Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?
+
Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения часто не дают результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.
Заключение эксперта
Девиантное поведение обусловлено социальными, либо биологическими или воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Что такое девиантное поведение у подростков и как его корректировать
- Причины девиантного поведения
- Симптомы девиантности у детей и подростков
- Формы девиантного поведения и примеры
- Диагностика
- Лечение отклоняющегося поведения
- Профилактика девиантного поведения подростков
Изображение от Freepik
Социальной девиацией называют отклоняющееся поведение, при котором действия и поступки человека идут вразрез с установленными в обществе нормами. Чаще всего такая проблема встречается в подростковом возрасте. Согласно исследованиям, ей в той или иной степени подвержены от 45 до 64% молодых людей в возрасте 14-18 лет. Это период возрастного кризиса, при котором человек находится в состоянии дезориентации в системе установленных обществом ценностей, испытывает повышенную потребность в самовыражении, что приводит к совершению антиморальных поступков и противоправных действий.
Согласно исследованиям, девиантность поведения — это в первую очередь желание подростка самовыражаться и привлекать внимание к себе.
Причины девиантного поведения
Существует две группы факторов формирования девиантного поведения: социальные и медико-биологические. К социальным причинам относятся:
В воспитании ребенка могут возникать две крайности. Первая — требование безусловного подчинения, нежелание считаться с мнением подростка, игнорирование его потребности в самостоятельности и формирование чувства вины. Вторая крайность — недостаточное участие в жизни ребенка из-за постоянной занятости. Это вызывает у подростка ощущение того, что его не любят и он никому не нужен. В обоих случаях у ребенка отсутствует не только эмоциональный контакт, но и положительный опыт взаимодействия со взрослым человеком своего и противоположного пола.
Девиантное поведение детей наблюдается и при отсутствии взаимопонимания между супругами. Постоянные ссоры между родителями, вредные привычки, асоциальный образ жизни — все это становится негативным примером для ребенка.
Учебно-воспитательные ошибки приводят к отклоняющемуся социальному поведению школьников, которое проявляется постоянными конфликтами с учителями и одноклассниками, плохой успеваемостью, нежеланием заниматься учебой.
К медико-биологическим факторам формирования девиаций относят отягощенную наследственность, заболевания ЦНС, физиологические процессы, которые протекают в организме в пубертатном периоде. Отклонения в поведении наблюдаются у детей с врожденной интеллектуальной недостаточностью, предрасположенностью к алкогольной и наркотической зависимости, нервно-психическими расстройствами. Это же может происходить на фоне интенсивного развития отделов коры головного мозга в пубертатном периоде.
Симптомы девиантности у детей и подростков
Отклоняющееся от норм поведение в детском и подростковом возрасте проявляется отдельными симптомами или их совокупностью:
-
повышенной агрессивностью, конфликтностью;
-
жестокостью, склонностью к насилию, садистским поступкам;
-
склонностью к обманам;
-
депрессией, замкнутостью и стремлением самоизолироваться от общества;
-
постоянной сменой настроения, эмоциональной лабильностью;
-
нарушением пищевого поведения;
-
нежеланием заниматься учебой, отсутствием мотивации и волевых способностей;
-
игровой и другими зависимостями;
-
частой сменой увлечений;
-
склонностью к бродяжничеству;
-
фобиями, тревожностью;
-
асоциальными контактами;
-
склонностью к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.
В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.
При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей. Молодые люди с девиациями находятся в группе риска по суицидам, насильственной смерти, заражению ЗППП, СПИДом. Еще одна проблема — неспособность построить полноценные семейные и другие социальные отношения. Из-за негативных поведенческих паттернов у молодого человека возникают постоянные конфликты с родителями, преподавателями, коллегами.
Формы девиантного поведения и примеры
Группы девиантного поведения классифицированы российским психиатром и психотерапевтом В. Менделевичем. В их основе — особенности нарушений, которыми проявляется антиобщественное поведение. Всего различают пять видов девиантного поведения:
-
Аддиктивный. У подростка появляется стремление убежать от действительности, используя для этого химические вещества или действия. На этой почве формируется склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, может развиться токсикомания. В ряде случаев возникает склонность к беспорядочной половой жизни, зависимость от мастурбации, азартных или компьютерных игр.
-
Делинквентный. Один из наиболее опасных видов. Примерами девиантного поведения такого типа становятся насильственные действия по отношению к окружающим, воровство, грабеж.
-
Психопатологический тип. Обусловлен наличием у подростка определенных психических нарушений. Например, из-за депрессии ребенок становится безразличным ко всему, а на фоне биполярного расстройства может проявиться гипомания, при которой повышенное настроение сменяется вспышками раздражительности и апатии.
-
Патохарактерологический. Является следствием проявления акцентуаций характера, приводит к стойкому нарушению поведения и сложностям с социальной адаптацией. Различают шизоидную, параноидную, истерическую и другие психопатии, каждая из которых проявляется своими признаками.
-
Гиперспособности. Самый редкий вид девиации. Характерен для одаренных детей и подростков, которые используют свои таланты для совершения эпатажных поступков и действий.
Диагностика
Диагностикой девиаций занимается клинический психолог и психиатр. Для выявления отклонений проводится беседа с пациентом, оценивается его эмоциональное состояние, поведенческие реакции. Специалист по работе с девиантным поведением также общается с родственниками и другими людьми, которые тесно взаимодействуют с подростком.
Выявить нарушения поведенческих реакций позволяет специальное психологическое тестирование. Кроме психологической диагностики, пациенту назначают консультацию невролога, педиатра и других профильных врачей.
Лечение отклоняющегося поведения
Для лечения девиаций используют медикаментозные и немедикаментозные методы. Главным из них является психотерапия. Она необходима не только подростку, но и его родителям. Во время сеансов с пациентом проводятся беседы, которые помогают подростку осознать особенности своего характера, учат справляться с конфликтными ситуациями, выражать свои эмоции социально приемлемыми способами. Кроме индивидуальных бесед, используют метод групповой психотерапии, которая включает ролевые игры, различные мероприятия, в ходе которых участники учатся разрешать проблемные ситуации в общении без агрессии и конфликтов.
Помимо психотерапии, проводятся занятия по психокоррекции. Их цель — улучшить эмоциональное состояние подростка, сформировать мотивацию к учебе и другим полезным видам деятельности. Медикаментозное лечение включает прием препарата «Глицин», лекарств на основе лития, антиконвульсантов. Такая терапия назначается пациентам с патологиями нервной системы, психотическими расстройствами. Прием препаратов эффективен в сочетании с психотерапией.
Профилактика девиантного поведения подростков
Основной метод профилактики девиаций — раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Своевременная реабилитация и психокоррекция позволяют избежать формирования устойчивых негативных поведенческих реакций.
Theory of Deviance
Deviance — это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы вызвать неодобрение со стороны большинства общества. Девиантность может быть криминальной и некриминальной. Социологическая дисциплина, которая занимается преступлением (поведением, нарушающим законы), называется криминологией (также известной как уголовное правосудие ). Сегодня американцы считают такие действия, как алкоголизм, чрезмерное увлечение азартными играми, нахождение обнаженным в общественных местах, игры с огнем, воровство, ложь, отказ мыться, покупка услуг проституток и переодевание в другую одежду — и это лишь некоторые из них — девиантными. Людей с девиантным поведением называют девианты .Концепция девиантности сложна, поскольку нормы значительно различаются в зависимости от группы, времени и места. Другими словами, то, что одна группа может считать приемлемым, другая может считать отклоняющимся. Например, в некоторых частях Индонезии, Малайзии и мусульманской Африки женщинам делают обрезание. Этот процесс, называемый клиторидэктомией и инфибуляцией , включает в себя отрезание клитора и/или зашивание половых губ — обычно без какой-либо анестезии. В Америке мысль о женском обрезании, или калечащие операции на женских половых органах , как это известно в Соединенных Штатах, немыслимы; калечащие операции на женских половых органах, обычно проводимые в антисанитарных условиях, которые часто приводят к инфекциям, используются как откровенно репрессивная тактика, чтобы помешать женщинам получать сексуальное удовольствие.
За последние 50 лет или около того возник ряд теорий, связанных с девиантностью и криминологией. Далее следуют четыре самых известных из них.
Теория дифференциальных ассоциаций
Эдвин Сазерленд придумал фразу дифференциальная ассоциация для решения вопроса о том, как люди узнают девиацию. Согласно этой теории, окружающая среда играет важную роль в решении, какие нормы люди учатся нарушать. В частности, люди в рамках определенной референтной группы обеспечивают нормы соответствия и отклонения и, таким образом, сильно влияют на то, как другие люди смотрят на мир, в том числе на то, как они реагируют. Люди также узнают о своих нормах от различных агентов общения — родителей, учителей, служителей, семьи, друзей, коллег и средств массовой информации. Короче говоря, преступному поведению, как и любому другому поведению, люди учатся из взаимодействия с другими людьми, особенно в интимных группах.Теория дифференциальной ассоциации применима ко многим типам девиантного поведения. Например, молодежные банды создают среду, в которой молодые люди учатся становиться преступниками. Эти банды определяют себя как контркультурные и прославляют насилие, возмездие и преступления как средства достижения социального статуса. Члены банды учатся быть девиантными, поскольку они принимают нормы своей банды и подчиняются им.
Теория дифференциальных ассоциаций внесла свой вклад в область криминологии, сосредоточившись на природе преступности, связанной с развитием. Люди учатся девиации от людей, с которыми они общаются. Критики дифференциально-ассоциационной теории, с другой стороны, заявляют, что расплывчатость терминологии теории не поддается исследованию социальных наук или эмпирической проверке.
Теория аномии
Аномия относится к замешательству, которое возникает, когда социальные нормы противоречат друг другу или даже не существуют. В 1960-х годах Роберт Мертон использовал этот термин для описания различий между социально приемлемыми целями и доступностью средств для достижения этих целей. Мертон, например, подчеркивал, что достижение богатства является главной целью американцев, но не все американцы имеют для этого средства, особенно представители меньшинств и обездоленных групп. Те, кто находит «дорогу к богатству» закрытой для себя, испытывают аномию, потому что препятствие мешает их достижению социально одобренной цели. Когда это происходит, эти люди могут использовать девиантное поведение для достижения своих целей, отомстить обществу или просто «поставить точку».Основным вкладом теории аномии является ее способность объяснить многие формы отклонений. Теория также социологична в своем акценте на роли социальных сил в создании отклонений. С отрицательной стороны, теория аномии подвергалась критике за ее общность. Критики отмечают отсутствие в теории утверждений о процессе обучения отклонениям, в том числе о внутренних мотивах отклонения. Как и теория дифференциальных ассоциаций, теория аномии не поддается точному научному изучению.
Теория управления
Согласно теории контроля Уолтера Реклесса , как внутренний, так и внешний контроль работают против девиантных тенденций. Люди могут хотеть — по крайней мере некоторое время — действовать девиантным образом, но большинство этого не делает. У них есть различные ограничения: внутренний контроль , такие как совесть, ценности, честность, нравственность и желание быть «хорошим человеком»; и внешний контроль , такой как полиция, семья, друзья и религиозные авторитеты. Трэвис Хирши отметил, что эти внутренние и внешние ограничения формируют самоконтроль человека , который предотвращает действия против социальных норм. Ключом к развитию самоконтроля является правильная социализация, особенно в раннем детстве. Таким образом, дети, которым не хватает этого самоконтроля, могут, вырастая, совершать преступления и совершать другие девиантные поступки.В то время как теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это чрезмерно упрощает ситуацию. В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что делает для объяснения причин отклонений. Однако сторонники возражают, утверждая, что теория не пытается углубиться в этиологию. Вместо этого теория делает то, на что претендует: она обсуждает взаимосвязь между социализацией, социальным контролем и поведением.
Теория маркировки
Тип символического взаимодействия, теория навешивания ярлыков , касается значений, которые люди извлекают из ярлыков, символов, действий и реакций друг друга. Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество называет его девиантным. Таким образом, конформные члены общества, которые интерпретируют определенное поведение как девиантное, а затем навешивают этот ярлык на отдельных лиц, определяют различие между девиантным и недевиантным. Теория навешивания ярлыков ставит вопрос о том, кто на кого навешивает какой ярлык, почему они это делают и что происходит в результате этого навешивания ярлыков.Влиятельные люди в обществе — политики, судьи, полицейские, врачи и т. д. — обычно навешивают самые важные ярлыки. Помеченные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, сексуальных преступников, умственно отсталых и психически больных, и это лишь некоторые из них. Последствия ярлыка девианта могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, у кого есть негативные ярлыки, обычно имеют более низкую самооценку, с большей вероятностью отвергают себя и могут даже вести себя более девиантно в результате ярлыка. К сожалению, люди, которые принимают навешивание ярлыков на других — будь то правильное или неправильное — с трудом меняет свое мнение о навешиваемом ярлыке человеке, даже в свете свидетельств обратного.
Уильям Чамблисс в 1973 году провел классическое исследование эффектов навешивания ярлыков. Две его группы белых мужчин, старшеклассников, часто были замешаны в правонарушениях: воровстве, вандализме, пьянстве и прогулах. Полиция так и не арестовала членов одной группы, которую Чамблисс назвал «Святыми», но у полиции были частые стычки с членами другой группы, которую он назвал «Головорезами». Мальчики в Святых происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и оценки в школе и старались не попасться на нарушении закона. Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися всякий раз, когда сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «извращенцами». Напротив, Головорезы происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и плохие оценки в школе и не боялись быть пойманными при нарушении закона. Будучи враждебными и наглыми всякий раз, когда сталкивались с полицией, Головорезы легко были заклеймены другими и самими собой как «извращенцы». Другими словами, в то время как обе группы совершали преступления, Святых считали «хорошими» из-за их вежливого поведения (которое приписывалось их происхождению из высшего сословия), а Головорезов считали «плохими» из-за их наглого поведения ( что было приписано их происхождению из низшего сословия). В результате полиция всегда принимала меры против Головорезов, но никогда против Святых.
Сторонники теории навешивания ярлыков поддерживают акцент теории на роли, которую отношения и реакции других, не девиантные действия как таковые , играют в развитии девиантности. Критики теории ярлыков указывают, что эта теория применима только к небольшому числу девиантов, потому что таких людей на самом деле ловят и клеймят как девиантов. Критики также утверждают, что концепции теории неясны и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.
Определение девиантных ролей в социологии.
(существительное)
Теория навешивания ярлыков в основном занимается не нормальными ролями, определяющими нашу жизнь, а теми очень особыми ролями, которые общество отводит девиантному поведению.
Теория маркировки
- Теория навешивания ярлыков утверждает, что девиантность не является неотъемлемой частью действия, а является результатом наложенного извне ярлыка « девиантный ».
- Теория навешивания ярлыков занимается не обычными ролями, определяющими нашу жизнь, а очень особенными ролей , которые общество обеспечивает девиантным поведением, называемым девиантным ролевым стигматическим ролевым или социальным клеймом.
- Социальная роль — это набор наших ожиданий в отношении поведения.
- Социальная конструкция девиантного поведения играет важную роль в процессе навешивания ярлыков, который происходит в обществе.
- Социальная роль — это набор наших ожиданий в отношении поведения.
Теории отклонения
- Структурно-функционалистский подход к девиантности утверждает, что девиантное поведение играет важную роль в обществе по нескольким причинам.
- Помимо прояснения нравственных границ общества, девиантное поведение также может способствовать социальному единству, но делает это за счет девиантных индивидов, которые заведомо исключены из чувства единства, вытекающего из дифференциации не- девиант из девиантов .
- Девиантное поведение может нарушить равновесие в обществе.
- Теория ярлыков утверждает, что люди становятся девиантными в результате того, что люди навязывают им эту идентичность, а затем принимают ее.
- Таким образом, теория маркировки утверждает, что применение ярлыков ( ролей -наборов) к индивидуумам является важным элементом, ведущим к девиантное поведение.
Социологические теории девиантности
- Мертон предложил типологию девиантного поведения, схему классификации, предназначенную для облегчения понимания.
- Этот подход утверждает, что девиантное поведение играет активную, конструктивную роль в обществе, в конечном счете помогая объединить различные группы населения в определенном обществе.
- Помимо уточнения нравственных границ общества, девиантное поведение также может способствовать социальному единству, создавая менталитет «мы против них» по отношению к девиантным индивидуумам.
- Теория навешивания ярлыков относится к идее о том, что люди становятся девиантными , когда к ним применяется ярлык девиантных ; они принимают ярлык, демонстрируя поведение, действия и отношения, связанные с этим ярлыком.
- Теория навешивания ярлыков утверждает, что люди становятся девиантными в результате того, что другие навязывают им эту идентичность.
Подход к маркировке
- Теория фокусируется на склонности большинства отрицательно маркировать меньшинства или тех, кто считается отклоняющимся от стандартных культурных норм.
- Социальная конструкция девиантного поведения играет важную роль в процессе навешивания ярлыков, который происходит в обществе.
- Он утверждал, что общество рассматривает определенные действия как девиантные .
- ВИЧ/СПИД был назван болезнью гомосексуалистов, что еще больше подтолкнуло людей к мысли, что гомосексуальность – это девиантный .
- Даже сегодня некоторые люди считают, что заражение ВИЧ/СПИДом является наказанием за девиантное и неприемлемое сексуальное поведение.
Психологические теории отклонения
- Психологические теории отклонения используют психологию девианта, чтобы объяснить его мотивацию или принуждение к нарушению социальных норм.
- ПТСР также обсуждается в случаях девиантного , насильственного поведения со стороны лиц, получивших травму во время службы в армии.
- Психологические теории отклонения используют психологию девианта, чтобы объяснить его мотивацию и принуждение к нарушению социальных норм.
- Девиантное поведение также может быть объяснено психологической травмой в прошлом.
- Однако после удаления из DSM гомосексуальность больше не признается законным психическим заболеванием, и, следовательно, развенчанное теперь гомосексуальность-как-психиатрическое-состояние не служит объяснительной роли в отношении девиантной сексуальности.
Знакомство с девиантностью
- Девиантность часто подразделяют на два типа девиантных видов деятельности.
- Второй тип девиантного поведения относится к нарушениям неформальных социальных норм, не закрепленных в законе, и называется неформальной девиантностью.
- Культурные нормы относительны; это также делает девиантное поведение относительным.
- Социологический интерес к девиантности включает в себя как интерес к измерению формальной девиантности (статистика преступного поведения; см. ниже), изучение того, как люди (индивидуально и коллективно) определяют одни вещи девиантные и другие нормативные, а также ряд теорий, пытающихся объяснить и то, и другое роль девиации в обществе и ее происхождение.
Функционалистский взгляд на девиантность
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантный .
- Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности.
- Чтобы не тревожить общество, нужно знать, какое поведение помечается как девиантное .
- Девиантность позволяет большинству объединиться вокруг своей нормативности за счет тех, кто помечен как девиантный .
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
Функции отклонения
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
- Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности.
- Чтобы знать, как не расстроить общество, нужно знать, какое поведение помечается как девиантное .
- Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения за счет тех, кто отмечен цифрой 9.0013 девиантный .
- В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным .
Девиантность и социальная стигма
- Учитывая, что стигма является социальным отношением, феномен делает упор не на существование девиантных черт, а на восприятие и маркировку определенных черт как девиантных второй стороной.