Девиация определение: Девиация | это… Что такое Девиация?

Девиация — определение термина

1) нарушение официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе (социальной группе) норм и ожиданий; 2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Научные статьи на тему «Девиация»

Понятие «девиация» Социальная девиация является одним из видов социального поведения, который обладает…
упомянуть о достаточно широком групповом и типологическом разделении социальных девиаций….
Отклонения и проявления девиации могут быть первичными и вторичными….
Социальная девиация может быть культурно одобряемой или культурно отклоняемой….
Причины социальной девиации Причины социальной девиации и вспышек агрессивного, девиантного (асоциального

Статья от экспертов

В статье речь идет об основных концепциях девиации, о ролевых теориях в процессе социализации, которыми должен овладеть ребенок. А также представлена структура индивидуального девиантного поведения.

Creative Commons

Научный журнал

Определение 1 Девиация, или девиантное поведение личности – это поведение, не укладывающееся в…
Структура девиации состоит из трех компонентов: Человеку свойственен определенный тип поведения; Норма…
, принятая обществом для оценки поведения и степени девиации; Люди и организации, проявляющие определенную…
Некоторые социологи считали, что главной причиной девиации личности служит разбалансированность общества…
Социальный контроль как механизм регулирования девиаций Социальный контроль – это совокупность формальных

Статья от экспертов

Creative Commons

Научный журнал

Еще термины по предмету «Организационное развитие»

Ассессмент

один из видов оценки персонала, включающая интервью, психологические тесты, деловые игры и т. д. В зависимости от целей может проводиться при приеме на работу, обучении и развитии персонала, принятия решения о соответствии сотрудника занимаемой должности, или возможности выполнять им новые функции (в т.ч. назначении сотрудников на ключевые должности, формировании кадрового резерва), при планировании, планировании карьеры сотрудников и т.д.

Аффективный банк

форма компании, специализирующаяся на финансово-кредитных операциях; банк может быть: банком-эмитентом (выпускает обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы), банком-корреспондентом (выполняет на основе корреспондентских договоров поручения друг другу по платежам расчетам через специальные открытые счета), иnотечным (выдает долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества /земли, строения/, выпускает закладные листы).

Закрытые системы

системы, не имеющие вещественного, информационного и энергетического обмена с внешней средой.

  • Анализ девиации
  • Девиация средней
  • Стандартная девиация
  • Девиация радиочастоты
  • Девиация фазы
  • Девиация частоты (фазы) прибора СВЧ
  • Узкая диверсификация
  • Адаптация персонала
  • Административный (непосредственный) руководитель
  • Актуальные структуры
  • Асимметричный цикл развития
  • Аудит элементов системы управления
  • Аффективный банк
  • Базисный PR-субъект
  • Глобальная фирма
  • Дуальность
  • Интеллектуальные способности
  • Информационная культура личности
  • Канбан система
  • Сегменты
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Возможность создать свои термины в разработке

Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️

Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.

Кампус Хаб бот откроется на устройстве

Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩

Для копирования текста подпишись на Telegram bot. Удобный поиск по учебным материалам в твоем телефоне

Подписаться и скачать термин

Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве

Привет! Рады, что термин оказался полезен 🤩

Подписчики нашего Кампус Хаб бота получают определение прямо в телеграмм! Просто перейди по ссылке ниже

Скачать термин

Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве

Грех как онтологическая девиация / Православие.Ru

Девиантность в контексте философских размышлений о человеке означает не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности. И в наиболее глубоком смысле девиантность человека означает уклонение от образа Божьего. Норма в этом предельно глубоком смысле есть святость, то есть собирание и просветление человеческой личностью сил и способностей своей природы через верность призванию свыше, через согласование своей жизни с Божьим замыслом о ней.

Понятие девиации относится, прежде всего, к области социологии, в рамках социологии оно возникло и получило свой смысл. Однако, на наш взгляд, эта тема может и должна иметь также и философское измерение.

Во-первых, понятие девиации является попыткой предельного обобщения, оно является выходом из сферы конкретно-социологической фиксации отдельных нестандартных (негативных, прежде всего) общественных проявлений на уровень анализа общей динамики самораскрытия человеческого бытия. Уже не специфические причины и закономерности тех или иных вариантов отклоняющегося поведения являются предметом мысли, а сам факт некоего отклонения от неких норм. Более того, – невозможно говорить лишь о «видах девиации», не осмысляя «девиантность вообще как таковую», иначе и само понятие девиации делается излишним, и рассмотрение этих «видов» сводится к нагромождению фактов и не может возвысится до понимания.

Таким образом, мы имеем дело с вечной проблемой «герменевтического круга»: знание целого достижимо лишь через знание частей, а знание частей невозможно без знания целого. Формирование общего понятия девиации возможно только из обобщения конкретных девиантных проявлений, но по-настоящему

понять эти проявления удастся, только поняв смысл «девиантности вообще». Это означает, что некий философский анализ девиантности необходим самой социологии.

А во-вторых, понятие «девиация» имеет и собственно философский потенциал. Раскрытие этого потенциала, на наш взгляд, способно придать теме «девиантности» глубокий философский смысл. «Девиантность» не есть просто один из внешних поводов для философского мышления, здесь открывается возможный способ постижения и выражения глубинного характера человеческого присутствия в мире. Мы не можем, конечно, рассчитывать в данной статье решить указанные задачи, однако постараемся, по крайней мере, их ясно поставить и очертить их внутреннюю логику.

Социологическое понятие девиации вытекает из социологического же понятия «социальной нормы», которая мыслится как то, что «определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» (Я.И. Гилинский). Социолог, таким образом, всегда имеет дело с возникновением и отмиранием социальных норм, с постоянным переходом определенных действий из сферы девиантного в сферу нормального и обратно. «Девиация» в рамках социологии является, по определению, понятием относительным, чему способствует и логическая природа самого понятия: говоря об «отклонении» надо уточнять от чего (Отклоняется ли и насколько Земля в своем движении вокруг Солнца? – Смотря от чего: от прямой? или от окружности? или от своей орбиты?).

Образно говоря, если вспомнить, что deviatio – это уклонение devia, от дороги, то в социологическом смысле не существует той единственной дороги, которая была бы раз навсегда данной нормой, и удалением от которой измерялась бы степень девиации. Социологически подходя к общественной жизни, надо сказать, что существует множество более или менее протоптанных тропинок. Отчасти и в этом тоже смысле, видимо, надо понимать мысль Я.И. Гилинского всепроникающем характере девиаций, о «господстве девиации». По существу, ведь, оказывается, что девиантен (больше или меньше, относительно того или другого ориентира) любой путь, нормы в полноте смысла этого слова вообще нет, есть большая или меньшая степень девиации, которая обратно пропорциональна «протоптанности тропинки». То, что считается «социальной нормой», – это лишь «наиболее протоптанная, затоптанная и утрамбованная» девиация.

Весьма, однако, показательно, что даже такая позиция совершенного релятивизма предполагает высказывание некоторых оценок. Как правило, понятие девиации относят к различным социальным патологиям, благодаря чему оно приобрело уже устойчивый негативный смысл. Однако социология не может игнорировать и того факта, что от «нормы» в ее социологическом смысле отклонения возможны как «вниз», так и «вверх». Гениальность, героизм, святость, а порой даже просто одаренность, честность и совестливость вполне могут быть рассмотрены как «позитивные девиации». Именно на исследовании позитивных девиаций и возможных путей переключения социальной энергии из отрицательно девиантного в положительно девиантное русло считает необходимым сконцентрировать усилия социологов упомянутый классик российской девиантологии Я.И. Гилинский. И вот в свете этого неизбежен вопрос: а по отношению к чему девиация оценивается положительно или отрицательно? На роль такого критерия оценки рассматриваются обычно два «кандидата»: общественное одобрение или общественная польза

Первый «кандидат», социальное одобрение – есть вполне замеряемая социологическими средствами величина, однако вряд ли возможно принять его в качестве показателя положительности девиации: очень редко какая девиация оценивается положительно в массовом сознании. В определенном смысле социологическое понятие «девиации» и социологически фиксируемое «социальное одобрение» являются противоположными характеристиками социального действия: социологическая норма, от которой отклоняется девиант, как раз и определяется социальным одобрением.

В тех же редких случаях, когда некое отклонение оценивается позитивно в массовом сознании, это одобрение вовсе не гарантирует того, что мы имеем дело с «позитивной девиацией». Так, например, весь быт и нравы сегодняшнего шоу-бизнеса есть, несомненно, отклонение от социальных норм, притом это отклонение оценивается в массовом сознании позитивно, но назвать эту вакханалию «положительной девиацией», пожалуй, ни у кого язык не повернется. Если же массово одобряется, действительно, положительная девиация, то речь идет, как правило, о «положительных девиантах» прошлого, о тех уже не опасных ныне безумцах прошлого, плодами безумств которых мы теперь активно пользуемся. И в этом случае, по существу, девиация не столько одобряется, сколько извиняется тою пользой, которую мы от нее поимели.

Второй «кандидат» на роль критерия положительности девиации, таким образом, – социальная польза. В отличие от достаточно изменчивого общественного «одобрения», «польза» есть более устойчивый ориентир. Такой критерий мог бы, кажется, надежно отделить позитив от негатива в сфере девиаций, но – опять-таки в отличие от «одобрения» – общественная польза есть феномен неуловимый для научной, эмпирической социологии. Социологическими средствами можно описывать социальную структуру, выявлять тенденции изменения общества, отслеживать колебания общественного настроения, но никак невозможно зафиксировать, в чем заключается действительная польза общества, а в чем ее нет. Общественная польза есть тема для социологии закрытая, а в том случае, когда социолог пытается все же как-то о ней говорить, он вынужден определять ее через установки общественного мнения, то есть, ориентируясь на то, что люди считают общественной пользой.

Таким образом, беря за основу социальное одобрение, социолог вынужден для устойчивости привлекать понятие социальной пользы, пытаясь же опереться на эту самую пользу, он не имеет другого способа ее исследовать, как только ориентируясь на одобрение общества. Этот порочный круг не может дать настоящей основы для теоретического осмысления девиантного поведения. Существует, правда, еще вариант радикального релятивизма, целиком сводящий «так называемую пользу» к общественному мнению, порывающий со всякой устойчивостью ориентиров и оценок.

Но такого последовательного релятивиста хотелось бы спросить: «А готовы ли Вы к тому, что Ваши оценки окажутся впоследствии перевернуты, и не каким-то отдельным чудаком, а в массовом сознании? А готовы ли Вы признать правомерность такого переворачивания? Готовы ли Вы согласиться с тем, что когда-нибудь, возможно, как пример положительной девиации будет рассматриваться убийца-извращенец Чикатило, а, скажем, правозащитная деятельность академика Сахарова будет оценена как девиация отрицательная?» И на попытки разъяснений, что первый никакой общественной пользы не принес, один вред, а Сахаров не только честный человек, но и был общественно полезен, – дополнительный вопрос: «А откуда Вы знаете, как будут оценивать общественную пользу когда-нибудь в другом обществе?! Или все-таки есть какие-то объективные критерии пользы? Если их нет, то Вы не можете отрицать возможность такого переворачивания, а если они есть-таки, то Ваш релятивизм идет насмарку».

И вот теперь еще один необходимый шаг: «А если и вправду выяснится, что Чикатило объективно принес пользу, а Сахаров объективно принес вред, готовы ли Вы согласиться с вышеприведенными оценками?» Может ли даже и польза быть принята безусловно в качестве критерия «положительной девиации»?

Не только одобрение, но и польза – понятия принципиально относительные, определяемые стереотипами поведения социальной группы. «Общечеловеческого» одобрения, «общечеловеческой» пользы не существует, как не существует – социологически судя – равномерного по своим характеристикам монолитного общества. Реальным носителем социологически значимых качеств, видимо, правильнее всего считать социальную группу. И если учесть это, обоснованность оценок поведения как девиантного или нормального, девиантного в положительную или в отрицательную сторону расплывается в полную неопределенность. Это даже не принцип «сколько людей, столько мнений», ведь по оценкам социологов социальных групп в обществе в 1,5–2 раза больше, чем индивидов! Нормы и оценки разных социальных групп могут, конечно, совпадать, но ничто не гарантирует отсутствия групп и противоположными оценками и нормами.

Стоя на этой позиции, можно изучать, какие проявления большинством населения считаются девиантными, можно изучать причины возникновения этих мнений, но невозможно говорить о том, что есть, по сути, девиантное поведение, и каковы его причины. Хотим мы того или нет, всякое знание, а тем более, гуманитарное, предполагает соотнесение с абсолютными ценностями. Понятие «абсолютные ценности» берется здесь в простом прямом смысле этого слова, означая ценности определенные в своей значимости не соотношением изменчивых частных интересов и мнений, а напротив, – своей значимостью задающие пространство для всех возможных интересов, мнений и поступков.

Сама возможность смысла, пусть сколь угодно субъективного и сиюминутного, создается именно соотнесением с безусловно, то есть абсолютно, значимой ценностью. Люди и социальные группы различаются в своих установках степенью значимости для них тех или иных ценностей, а, следовательно, имеют различающиеся иерархии ценностей. Может различаться приложение ценностей к реальности, готовность выстраивать свою жизнь сообразно ценностной системе, но сами ценности при этом сохраняют тождественную смысловую значимость.

Люди имеют много разногласий, что считать Истиной, но значимость самой Истины, как гносеологической ценности несомненна. Можно какие-то ценности ставить выше Истины, но Истина значит при этом то же самое, что и всегда. Разногласий по поводу Красоты, споров о том, что красиво, а что нет, значительно меньше, чем по поводу Истины. Разногласий по поводу Добра у людей просто нет. Если отделить нравственную оценку от различных примесей: от обычаев, соображений пользы, если выделить в чистом виде именно нравственную мотивацию как самоопределение в отношении к нравственному Добру, – то станет очевидно, что Добром все люди во все времена называют одно и то же.

Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев для человека более значимыми оказываются другие, внеморальные мотивы: обычаи, приличия, корысть, эмоции, идеология и т. д. Люди часто смешивают Добро и «неформально предписанный извне способ поведения», Добро и «естественную реакцию на происходящее». Но в этом смешении можно дойти и до объявления Добром внутренних законов тусовки, зоны, волчьей стаи, и до культа «естественного аморализма».

Однако неокантианская привязка человеческого бытия к миру ценностей является лишь подступом к настоящему пониманию этого бытия. Понятие ценности не может быть прочным фундаментом, хотя бы потому, что с одной стороны необходимо предполагать их внеисторическую, «безотносительную» значимость, а с другой эта самая значимость есть ведь соотнесенность ценности с человеческой жизнью (или, вернее, жизни с ней, но уточнение это в данном случае непринципиально). Более того, если следовать классическому фрайбургскому неокантианству, не вполне верно говорить, что ценность существует, она не существует, она значит, и это единственный способ ее присутствия. Ценность, таким образом, определяется только через свою значимость для человека, и в то же время, тоже по определению, должна мыслится как от человека независимая.

По существу, ценности в этом случае понимаются как «трансцендентальные способности разума» (разума в широком кантовском смысле), то есть выходящие за пределы применимости разума, но присутствующие в разуме основания деятельности разума. Однако и такая формулировка характера их присутствия не может решить противоречий. Ценности общезначимы, но человек имеет свободу самоопределения по отношению к ним. Как такое возможно? Если они – трансцендентальные основания, то разум не может определять того, как ему на них основываться. Если же разум имеет свободу ценностного самоопределения (что очевидно), то значит, он сам выстраивает свое отношение к ним, и они, таким образом, вовсе не трансцендентальны.

Ценности, действительно, общезначимы. Но и человек свободен в определении своей жизни по отношению к ним. Такое возможно только в том случае, если у человека есть более высокая опора, чем эти ценности, если, помимо отношения к «абсолютным» ценностям, человек находится в отношении и к Абсолютному Бытию. Именно это отношение задает наиболее глубокую определенность человеческой жизни, характер этого отношения является основанием принципиальных характеристик человеческого бытия.

Социологически фиксируемая тема девиации не является случайным и преходящим феноменом, она должна быть понята как выражение некоего фундаментального характера присутствия человека в мире. Онтологическая девиантность человека должна быть осознана и понята в своем существе для того, чтобы стало возможным придать реальный, устойчивый смысл социологической девиации.

Прежде всего, необходимо сказать, что онтологическое измерение девиации имеет в виду уклонение человека от полноты собственной человечности, от самореализации, от собственного призвания. «Жизненное призвание» должно не просто присутствовать как слово в лексиконе, оно должно быть некоторой реальностью жизненного мира человека для того, чтобы человек мог жить по-человечески. Это понятие не может иметь реального смысла для атеиста, ибо явно обозначает не то, что хочется, и не то, что получается (то есть, можется), а то, что ты должен делать в жизни. Понятие это чисто религиозное и понято может быть только буквально: как призыв свыше.

Для того, чтобы в полной мере жить человеческим образом, необходимо предполагать, что жизнь человеку действительно дана, что Тот, Кто жизнь человеку дал, к чему-то его предназначил, и более того, – настойчиво призывает человека это предназначение исполнить. А предназначен и призван каждый человек к обретению полноты бытия, к обретению себя через самореализацию. Свое призвание расслышать, на него откликнуться и быть ему верным, это и означает – пойти по тому пути, на котором ты сможешь обрести себя. Измена жизненному призванию, измена призыву свыше, обращенному к твоему лично сердцу, – это есть измена себе самому, это есть утрата смысла жизни, это есть корень всякой девиации в смысле внешнего проявления.

Уклонение от своего жизненного призвания опустошает человека, выхолащивает его жизнь, и даже в том случае, когда еще отсутствуют социально-деструктивные проявления, основа для них уже есть. Слишком часто вполне благополучные внешне люди вдруг, мягко говоря, «сильно удивляют» окружающих. Стоит спросить, а не были ль они онтологически девиантны уже и до своих экстравагантных поступков, не водились ли уже черти в их тихом омуте?

Аномия[1] в социологическом смысле, безусловно, является важным фактором, определяющим уровень девиантности в обществе, но в каждом конкретном случае девиантный поступок есть продукт некой «личностной аномии». При этом на социологическом уровне очень малое значение имеет содержательная сторона норм, – были бы они прочны, и заслон для девиантности уже имеется.

В личностном же плане, когда мы имеем в виду онтологическое измерение девиации, принципиально важна не только прочность норм и правил жизни, но и их правильность. Человек, хотя бы и имеющий весьма определенные жизненные устои, но изменивший своему призванию, живет в состоянии личностной аномии и является онтологическим девиантом. «Личностная аномия» обозначает тот факт, что, несмотря на наличие ясных внешних правил поведения, жизнь этого человека лишена внутреннего закона, что он, образно говоря, живет в жестком скафандре, но без скелета.

Таким образом, смысл онтологической девиации на личностном уровне заключается в том, что она есть уклонение от личностного жизненного призвания, от своего пути. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому», – писал поэт. Как это ни кажется странным, даже абсурдным, – человек имеет задачу: быть верным себе, он имеет и возможность себе изменить. Формально в этих словах заключена нелепость: как может мой поступок быть моей изменой мне же? Однако только в тех перспективах, которые открываются этой внешне нелепой формулой, возможно обретение полноты человеческого бытия.

Человеческая личность, как свободное и решающее начало в человеке, свободно относится как к собственной природе, так и к внешним условиям жизни, как к естественным потребностям и хотениям, так и к призваниям свыше, а решает она, по большому счету, задачу обретения собственной сущности. Сущность всякой вещи и существа естественно вырастает из предзаданной природы, и только человек должен свою сущность из своей природы выстраивать сам, сознательными усилиями:

Я б жизнь свою построил, словно дом…

Где топором, а где и долотом.

Сейчас на крышу надо бы конька!..

Но жизнь, к несчастью, дом без потолка…

(Е. Винокуров)

Если жизнь человека есть задача, решаемая им, то в разделе «дано» находится природа человека (его прирожденные свойства) и условия, в которых разворачивается его жизнь, в разделе же «найти», под знаком вопроса находится человеческая сущность. А тот, кто призван к решению этой задачи, тот, кто призван, пройдя жизненный путь, обрести свою сущность, – этот «кто» обозначается словом «личность».

А потому верность призванию свыше, – это и есть верность себе, поскольку только так человеком обретается, выстраивается его собственная сущность, человек становится в качестве себя самого. Природа человека нуждается в возделывании, она есть почва, дающая жизнь, но она не содержит в себе руководящего начала, которое бы эту жизнь организовывало. Поэтому если человеческая личность вместо возделывания, культивирования своих природных качеств и задатков, вместо руководства своей природой, слепо идет на поводу природных желаний, то есть сама руководится стихийной игрою своих природных сил, то она тем самым жизнь человека подчиняет этой игре. Природа человека в этом случае, будучи лишена целостного строя, будучи лишена организующего принципа, подвергается распаду. Это не умозаключения, это жизненный факт и опыт.

Руководя сама собою, руководя жизнью человека, человеческая природа, не способна сохранить себя. Этот странный факт говорит о некой ее кардинальной поврежденности. Природа человека содержит в себе некий неискоренимый разлад, именуемый в традиционном языке грехом. Грех – огрех, погрешность, греческая amartia – промах мимо цели, это и есть наиболее глубокий уровень онтологической девиации, это и есть девиация в собственном, истинном смысле этого слова. Точнее сказать, грех в качестве поврежденности природы человека, есть и продукт, и выражение наиболее глубокой девиантности человека.

Первозданная, богозданная природа человека была, конечно, без греха, без погрешности и испорченности, и если бы человек жил согласно этой своей природе, то был бы лишен тех невзгод и безумий, которыми его жизнь изобилует сейчас. Однако человеку как высший дар богосообразности дана была и свобода, человек призван был в свободном самоопределении себя к Богу возрастать в своем человеческом достоинстве и за пределы даже этого достоинства – к богоподобию и обожению. Но такая бесконечная перспектива возрастания могла быть открыта только бесконечной же, беспредельной свободой, той свободой, для которой сама бесконечность – не предел: свободой принять или отвергнуть само свое бытие, более того, – принять или отвергнуть Самого Творца. У человека была возможность, свободно вверив себя Богу, жить по закону своей богозданной природы, но была у него возможность и свободно отойти от этого закона, попробовать небытие на вкус, испытать зло и смерть на себе. И человек выбрал – попробовать.

Тайна человеческой свободы состоит именно в том, что она безосновна, она держится на ничём, и тем не менее, обладает реальной силой, способной превысить всякую иную силу, влияющую на жизнь человека. Для того или иного свободного решения не существует объективных причин, свобода имеет причину в самой себе. Но для самой свободы не безразлично то, в каком направлении она реализуется. То злоупотребление свободы, которое состояло в выборе опыта зла, в насилии над естественным законом богозданной природы, не только растлило грехом человеческую природу, но повредило и саму свободу, расслабило ее. Речь не о том, что человеческая свобода утратила свою превозмогающую мощь перед лицом любых обстоятельств и влияний, способность самовластно руководить жизнью человека, речь о том, что она оказалась необеспеченна с тыла.

Расслабился не фронт, а тыл свободы: та поврежденная грехом природа, которая стала таковой вследствие недолжного употребления свободы, не является ведь чуждой и безразличной для свободной личности человека, она является достоянием личности, именно природные задатки, качества, силы и способности обеспечивают возможность самореализации человека в поступке, из этого-то материала человек и выстраивает свою сущность. Именно в этом смысле, видимо, пишет ап. Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19–20).

Девиантность в контексте философских размышлений о человеке означает, таким образом, не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности. И в наиболее глубоком смысле девиантность человека означает отклонение от «Пути, Истины и Жизни», уклонение от образа Божьего, являющегося конституирующим человеческое бытие фактором, искажение в себе этого образа. Отклонение данного конкретного человека от своего жизненного призвания есть форма выражения этой фундаментальной девиации, – это есть отказ от полноты личностного бытия в пользу безличных стереотипов массового сознания и подчинение разноголосице своей внутренне поврежденной природы.

Норма в этом предельно глубоком смысле есть святость, то есть собирание и просветление человеческой личностью сил и способностей своей природы через верность призванию свыше, через согласование своей жизни с Божьим замыслом о ней, обретение себя через реализацию этого замысла. В таком фундаментальном смысле понимаемая норма есть не факт, но акт, – не состояние, а движение: движение к самому себе. Это и есть онтологическая норма, в соотнесении с которой выстраивается человеческое бытие. Отклонение от этой нормы это и есть та онтологическая девиация, которая образует исток и смысл всякой человеческой девиантности.

[1] Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Определение стандартного_отклонения — Химический словарь

Что такое стандартное отклонение?

Стандартное отклонение измеряет, насколько широко разбросаны точки данных.


Если все значения данных равны друг другу, то стандартное отклонение равно нулю.

Если большая часть точек данных находится вблизи среднего значения, то стандартное отклонение мало.

Говорят, что эксперимент, который дает данные с низким стандартным отклонением, имеет высокую точность.

Если большая часть точек данных находится далеко от среднего значения, то стандартное отклонение велико.

Говорят, что эксперимент, который дает данные с высоким стандартным отклонением, имеет низкую точность.

Расчет стандартного отклонения

Среднее значение

Стандартное отклонение является наиболее популярной количественной мерой точности и измеряется относительно среднего значения.

Среднее или среднее значение , , вычисляется из:

Где N — количество измерений и x i — каждое отдельное измерение. иногда называют средним значением выборки, чтобы отличить его от истинного или среднего значения генеральной совокупности, μ.

Это проще, чем кажется: На практике вычислить среднее значение намного проще, чем можно предположить из приведенного выше сложного уравнения. Уравнение просто говорит, что нужно сложить значения ваших измерений и разделить на количество измерений.

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение, с, является статистической мерой точности для серии повторных измерений. Преимущество использования s для обозначения неопределенности результата состоит в том, что он имеет те же единицы измерения, что и экспериментальные данные.

При нормальном распределении (± одно стандартное отклонение) охватывает 68% измерений и (± два стандартных отклонения) охватывает 96% измерений. Стандартное отклонение рассчитывается из:

Где N — количество измерений, x i — каждое отдельное измерение, и является средним значением всех измерений.

Количество (x i — ) называется «остатком» или «отклонение от среднего» для каждого измерения. Величина (N — 1) называется «степенями свободы» измерения.


Относительное стандартное отклонение

Относительное стандартное отклонение (RSD) полезно для сравнения неопределенности между различными измерениями различной абсолютной величины. RSD рассчитывается из стандартного отклонения, s, и обычно выражается в частях на тысячу (ppt) или в процентах (%):

%-RSD также называется «коэффициентом дисперсии» или CV.

Другие меры точности

Количественные меры точности, описанные выше, являются наиболее распространенными для представления аналитических результатов. Вы можете столкнуться с другими мерами точности, и несколько других величин перечислены здесь для полноты картины.

Стандартная ошибка

Дисперсия

Преимущество работы с дисперсией заключается в том, что дисперсии из независимых источников вариации можно суммировать для получения общей дисперсии измерения.

Все приведенные выше уравнения предназначены для получения точности относительно небольшого числа повторных измерений. Для 20 и более измерений необходимо использовать:

Истинное или стандартное отклонение совокупности

Обозначается символом сигма:

Уравнение:

2.

Среднее значение и стандартное отклонение

 

Медиана известна как мера местоположения; то есть он сообщает нам, где находятся данные. Как указано в , нам не нужно знать все точные значения для вычисления медианы; если бы мы сделали наименьшее значение еще меньше, а наибольшее значение еще больше, это не изменило бы значение медианы. Таким образом, медиана не использует всю информацию в данных, и поэтому можно показать, что она менее эффективна, чем среднее или среднее, которое использует все значения данных. Чтобы вычислить среднее значение, мы складываем наблюдаемые значения и делим на их количество. Сумма значений, полученных в таблице 1.1, составила 22,5, что было разделено на их количество, 15, чтобы получить среднее значение 1,5. Этот знакомый процесс
удобно выражается следующими символами:

(произносится как «x bar») означает среднее значение; х — каждое из значений содержания свинца в моче; n – количество этих значений; и σ, сигма с греческой заглавной буквы (наша «S») означает «сумма». Основным недостатком среднего является то, что оно чувствительно к удаленным точкам. Например, замена 2,2 на 22 в таблице 1.1 увеличивает среднее значение до 2,82, тогда как медиана останется неизменной.

Помимо показателей местоположения нам нужны показатели того, насколько изменчивы данные. С двумя из этих показателей, размахом и межквартильным размахом, мы познакомились в главе 19.0003

Диапазон является важным измерением, так как цифры вверху и внизу обозначают результаты, наиболее далекие от общего. Однако они не дают особых указаний на распространение наблюдений о среднем значении. Здесь на помощь приходит стандартное отклонение (SD).

Теоретическая основа стандартного отклонения сложна и не должна беспокоить обычного пользователя. Мы обсудим выборку и генеральную совокупность в главе 3. Здесь следует отметить практический момент: когда совокупность, из которой получены данные, имеет приблизительно «нормальное» (или гауссовское) распределение, то стандартное отклонение обеспечивает полезную основу для интерпретация данных с точки зрения вероятности.

Нормальное распределение представлено семейством кривых, однозначно определяемых двумя параметрами: средним значением и стандартным отклонением генеральной совокупности. Кривые всегда имеют форму симметричного колокола, но степень сжатия или уплощения колокола зависит от стандартного отклонения генеральной совокупности. Однако сам факт того, что кривая имеет форму колокола, не означает, что она представляет собой нормальное распределение, потому что другие распределения могут иметь подобную форму.

Многие биологические характеристики достаточно точно соответствуют нормальному распределению, чтобы его можно было широко использовать, например, рост взрослых мужчин и женщин, кровяное давление у здорового населения, случайные ошибки во многих типах лабораторных измерений и биохимических данных. На рис. 2.1 показана нормальная кривая, рассчитанная по диастолическому артериальному давлению 500 мужчин, среднее значение 82 мм рт.ст., стандартное отклонение 10 мм рт.ст. Отмечены диапазоны, представляющие [+-1SD, +12SD и +-3SD] относительно среднего значения. Более обширный набор значений приведен в таблице А печатного издания.

Рис. 2.1

Причина, по которой стандартное отклонение является такой полезной мерой разброса наблюдений, заключается в следующем: если наблюдения следуют нормальному распределению, диапазон, охватываемый одним стандартным отклонением выше среднего и одним стандартным отклонением ниже его

включает около 68% наблюдений; диапазон двух стандартных отклонений выше и двух ниже () около 95% наблюдений; и трех стандартных отклонений выше и трех ниже () около 99,7% наблюдений. Следовательно, если мы знаем среднее значение и стандартное отклонение набора наблюдений, мы можем получить некоторую полезную информацию с помощью простой арифметики. Помещая одно, два или три стандартных отклонения выше и ниже среднего, мы можем оценить диапазоны, которые, как ожидается, будут включать около 68%, 95% и 99,7% наблюдений.

Стандартное отклонение от негруппированных данных

Стандартное отклонение — это суммарная мера различий каждого наблюдения от среднего значения. Если бы сами разности были сложены, положительные точно уравновешивали бы отрицательные, и поэтому их сумма была бы равна нулю. Следовательно, квадраты разностей складываются. Затем сумма квадратов делится на количество наблюдений минус один, чтобы получить среднее значение квадратов, и извлекается квадратный корень, чтобы вернуть измерения к единицам, с которых мы начали. (Деление на количество наблюдений минус один вместо самого числа наблюдений для получения среднего квадрата связано с тем, что должны использоваться «степени свободы». В этих обстоятельствах они на единицу меньше, чем общее количество. Теоретическое обоснование этого не требуется. беспокоить пользователя на практике.)

Чтобы получить интуитивное представление о степенях свободы, выберите шоколад из коробки с n конфетами. Каждый раз, когда мы приходим, чтобы выбрать шоколад
, у нас есть выбор, пока мы не дойдем до последнего (обычно с орехом внутри!), а затем у нас нет выбора. Таким образом, у нас есть n-1 вариантов выбора, или «степеней свободы».

Расчет дисперсии проиллюстрирован в таблице 2.1 с помощью 15 показаний предварительного исследования концентрации свинца в моче (таблица 1.2). Показания приведены в столбце (1). В столбце (2) записывается разница между каждым показанием и средним значением. Сумма разностей равна 0. В столбце (3) различия возведены в квадрат, а сумма этих квадратов указана внизу столбца.

Таблица 2.1

Сумма квадратов разностей (или отклонений) от среднего, 9,96, теперь делится на общее количество наблюдений минус один, чтобы получить дисперсию. Таким образом,

В этом случае мы находим :

Наконец, квадратный корень из дисперсии дает стандартное отклонение:

из которого мы получаем
Эта процедура иллюстрирует структуру стандартного отклонения, в частности, что два крайних значения 0,1 и 3,2 вносят наибольший вклад в сумму разницы в квадрате.

Процедура калькулятора

Большинство недорогих калькуляторов имеют процедуры, которые позволяют непосредственно вычислять среднее значение и стандартное отклонение, используя режим «SD». Например, на современных калькуляторах Casio нужно нажать SHIFT и «.», и на дисплее должен появиться маленький символ «SD». На более ранних Casios нужно нажимать INV и MODE, тогда как на Sharp 2nd следует использовать F и Stat. Данные сохраняются с помощью кнопки M+. Таким образом, переведя калькулятор в режим «SD» или «Stat», из таблицы 2.1 вводим 0,1 M+ , 0,4 M+ и т. д. Когда все данные введены, можно проверить правильность включения количества наблюдений по Shift и n, и «15» должны отображаться. Среднее значение отображается с помощью Shift и , а стандартное отклонение — с помощью Shift и . Не нажимайте Shift и AC между этими операциями, так как это очищает статистическую память. На многих калькуляторах есть еще одна кнопка. Это использует делитель n, а не n — 1 в расчете стандартного отклонения. На калькуляторе Sharp обозначается , тогда как обозначается s. Это значения «населения», и они получены в предположении, что вся совокупность доступна или что интерес сосредоточен исключительно на имеющихся данных, и результаты не будут обобщаться (см. главу 9).0006 3 для получения подробной информации о выборках и популяциях). Так как такая ситуация возникает очень редко, ее следует использовать и игнорировать, хотя даже для умеренных размеров выборки разница будет небольшой. Не забудьте вернуться в обычный режим перед возобновлением вычислений, потому что многие из обычных функций недоступны в режиме «Статистика». В современных Casio это Shift 0. В более ранних Casio и Sharps повторяется последовательность, вызывающая режим «Stat». Некоторые калькуляторы остаются в режиме «Stat»
даже в выключенном состоянии. Mullee (1) дает советы по выбору и использованию калькулятора. В формулах калькулятора используется соотношение

Правостороннее выражение легко запомнить по формуле среднего квадрата минус средний квадрат». Выборочная дисперсия получена из

Вышеупомянутое уравнение верно в Таблице 2.1, где сумма квадратов наблюдений дается как 43,7l.

Таким образом, мы получаем

то же значение, что и сумма в столбце (3). Следует соблюдать осторожность, потому что эта формула включает вычитание двух больших чисел, чтобы получить меньшее, и может привести к неправильным результатам, если числа очень большие. Например, попробуйте найти стандартное отклонение 100001, 100002, 100003 на калькуляторе. Правильный ответ — 1, но многие калькуляторы дают 0 из-за ошибки округления. Решение состоит в том, чтобы вычесть большое число из каждого наблюдения (скажем, 100 000) и вычислить стандартное отклонение по остаткам, а именно 1, 2 и 3.

Стандартное отклонение от сгруппированных данных

Мы также можем рассчитать стандартное отклонение для дискретных количественных переменных. Например, помимо изучения концентрации свинца в моче 140 детей, педиатр спросил, как часто каждый из них в течение года осматривался врачом. После сбора информации он свел в таблицу данные, показанные в столбцах (1) и (2) Таблицы 2.2. Среднее значение вычисляется путем умножения столбца (1) на столбец (2), добавления продуктов и деления на общее количество наблюдений. Таблица 2.2

Как и для непрерывных данных, для вычисления стандартного отклонения мы возводим в квадрат каждое из наблюдений по очереди. В этом случае наблюдением является количество посещений, но поскольку у нас есть несколько детей в каждом классе, показанном в столбце (2), каждый квадрат числа (столбец (4)) должен быть умножен на количество детей. Сумма квадратов дана внизу столбца (5), а именно 1697. Затем мы используем формулу калькулятора, чтобы найти дисперсию: и . Обратите внимание, что, хотя количество посещений не имеет нормального распределения, распределение достаточно симметрично относительно иметь в виду. Приблизительно 9Диапазон 5% дан за исключением двух детей без посещений и
шести детей с шестью или более посещениями. Таким образом, восемь из 140 = 5,7% находятся за пределами теоретического диапазона 95%. Обратите внимание, что для дискретных количественных переменных характерно так называемое асимметричное распределение, то есть они несимметричны. Одним из признаков отсутствия симметрии в производной статистике является то, что среднее значение и медиана значительно различаются. Другой случай, когда стандартное отклонение того же порядка, что и среднее значение, но наблюдения должны быть неотрицательными. Иногда трансформация будет
преобразовать асимметричное распределение в симметричное. Когда данные подсчитываются, например количество посещений врача, часто помогает преобразование квадратного корня, а если нет нулевых или отрицательных значений, логарифмическое преобразование сделает распределение более симметричным.

Преобразование данных

Анестезиолог измеряет болезненность процедуры с помощью 100-мм визуальной аналоговой шкалы у семи пациентов. Результаты приведены в таблице 2.3 вместе с логарифмическим преобразованием (кнопка ln на калькуляторе). Таблица 2.3

Данные представлены на рис. 2.2, из которого видно, что выбросы в зарегистрированных данных не столь значительны. Среднее значение и медиана составляют 10,29 и 2 соответственно для исходных данных со стандартным отклонением 20,22. Если среднее значение больше медианы, распределение имеет положительную асимметрию. Для зарегистрированных данных среднее значение и медиана составляют 1,24 и 1,10 соответственно, что указывает на то, что зарегистрированные данные имеют более симметричное распределение. Таким образом, было бы лучше проанализировать записанные преобразованные данные
в статистических тестах, чем при использовании исходной шкалы. Обратите внимание, что медиана зарегистрированных данных совпадает с журналом медианы необработанных данных, однако это неверно для среднего значения. Среднее значение зарегистрированных данных не обязательно равно журналу среднего значения необработанных данных.
Антилогарифмическое значение (exp или на калькуляторе) среднего значения зарегистрированных данных известно как среднее геометрическое и часто представляет собой
лучшая сводная статистика, чем среднее значение для данных из распределений с положительной асимметрией. Для этих данных среднее геометрическое в 3,45 мм.

Стандартное отклонение между субъектами и внутри субъектов

Если проводятся повторные измерения, скажем, артериального давления у человека, эти измерения, вероятно, будут различаться. Это внутрисубъектная или внутрисубъектная изменчивость, и мы можем рассчитать стандартное отклонение этих наблюдений. Если наблюдения происходят близко друг к другу во времени, это стандартное отклонение часто называют ошибкой измерения. Измерения, сделанные на разных субъектах, различаются в зависимости от межсубъектной или межсубъектной изменчивости. Если над каждым индивидуумом производилось много наблюдений и бралось среднее, то можно считать, что внутрисубъектная изменчивость усреднена и вариация средних значений обусловлена ​​исключительно межсубъектной изменчивостью. Отдельные наблюдения над индивидуумами явно содержат смесь межсубъектных и внутрисубъектных вариаций. Коэффициент вариации (CV%) представляет собой стандартное отклонение внутри субъекта, деленное на среднее значение, выраженное в процентах. Его часто называют мерой воспроизводимости биохимических анализов, когда анализ проводится несколько раз на одном и том же образце. Его преимущество состоит в том, что он не зависит от единиц измерения, но он также имеет многочисленные теоретические недостатки. Обычно бессмысленно использовать коэффициент вариации в качестве меры межсубъектной изменчивости.

Общие вопросы

Когда я должен использовать среднее значение и когда я должен использовать медиану для описания моих данных
?

Распространено заблуждение, что для данных с нормальным распределением используется среднее значение, а для данных с ненормальным распределением используется медиана. Увы, это не так: если данные распределены нормально, среднее значение и медиана будут близки; если данные не распределены нормально, то и среднее значение, и медиана могут дать полезную информацию. Рассмотрим переменную, которая принимает значение 1 для мужчин и 0 для женщин. Это явно не нормальное распределение. Однако среднее значение дает долю мужчин в группе, тогда как медиана просто говорит нам, в какой группе было более 50% людей. Точно так же среднее из упорядоченных категориальных переменных может быть более полезным, чем медиана, если упорядоченным категориям можно дать значимые оценки. Например, лекция может быть оценена от 1 (плохо) до 5 (отлично). Обычной статистикой для подведения итогов будет среднее значение. В ситуации, когда на одном полюсе распределения находится небольшая группа (например, годовой доход), медиана будет более «репрезентативной» для распределения. Мои данные должны иметь значения больше нуля, но среднее значение и стандартное отклонение примерно одного размера. Как это произошло? Если данные имеют очень асимметричное распределение, то стандартное отклонение будет сильно завышено и не является хорошей мерой изменчивости для использования. Как мы показали, иногда преобразование данных, такое как логарифмическое преобразование, делает распределение более симметричным. В качестве альтернативы укажите межквартильный диапазон.

Список литературы

1. Мулли М. А. Как выбрать и использовать калькулятор. В: Как это сделать 2. Издательская группа BMJ
, 1995: 58-62.

Упражнения

Упражнение 2.1

В рамках кампании против оспы врач поинтересовался, сколько раз 150 человек в возрасте 16 лет и старше были вакцинированы в эфиопской деревне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *