Деятельность человека психология – Деятельность — психология

Деятельность человека (в психологии)

Любая психическая функция, свойство находят свое развитие только в соответствующей деятельности. Активность может быть направлена вовне и внутрь личности. Теория деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева дает представление о структуре и содержании психологической деятельности, источниках ее порождающих. Отличает деятельность человека от других видов живых существ наличие надситуативной активности, которая выходит за рамки требований текущей ситуации, а имеет целеполаганием отдаленные перспективы человеческой жизни.

Источником активности является потребность – внутреннее состояние организма, переживающего нужду в чем-то. Потребность нарушает равновесие, гомеостаз1 между организмом и окружающей средой. Психическая энергия, направленная на восстановление гомеостаза, порождает деятельность в определенном направлении.

Если между переживаемой значимой потребностью и возможностью ее удовлетворения имеется какое-либо препятствие, барьер, то в сознании индивида возникает психологическое состояние гнетущей напряженности, тревожности, разочарования, безысходности, получившее название фрустрации2. Фрустрация может выступать как причина агрессии, тревоги, неврозов, соматических (от греч. soma – тело) болезней, либо ухода в мир грез и фантазий.

Структура деятельности

В структуре деятельности выделяются этапы: ориентировка, исполнение(реализации действия) и контроль результата. Эффективность деятельности в наибольшей степени зависит от правильной ориентировки, в рамках которой устанавливаются: условия деятельности, конечные и промежуточные цели, ресурсы (средства), которые должны и могут быть использованы, порядок (последовательность) действий и операций.

Осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе направленности поведения, выбора конкретного поведения, действий и поступков личности называется мотивом. Осознанный мотив становится рациональной3 целью, которая позволяет аккумулировать все внутренние ресурсы человека для выполнения даже тяжелой, неинтересной работы.

В своей практике человек руководствуется разнообразными мотивами, одни из которых занимают более важное иерархическое положение, другие – вспомогательное. Разнообразие мотивов деятельности делает характерной борьбу мотивов: например, в ситуациях соперничества, конфликтного столкновения интересов различных людей; одновременного присутствия двух и более потребностей, вступающих между собой в некоторые противоречия; противодействия деятельности со стороны внутриличностных моральных «запретов», страхов, фобий4 и т.п. Одним из способов преодоления ситуации борьбы мотивов является рационализация (замена) мотива. Личность начинает объяснять свои действия причинами, которые оправдывают её, скрывают их истинную мотивацию. Причем речь здесь идет не только и не столько об умышленном обмане, сколько о самообмане. В этом случае своеобразным индикатором рационализации может служить рассогласование между ожидаемым (как правило, позитивным по окраске) переживанием, связанным с достижением предмета потребности, и (преимущественно, дискомфортным) реальным.

Регистрируется также сдвиг мотива на цель, когда эмоционально привлекательный мотив в ходе его достижения предполагает вначале выполнения действия, не обладающих эмоциональной привлекательностью, но осознаваемых рационально. Однако по мере выполнения этих действий, вначале потребовавших от него значительных волевых усилий, человек может увлечься, они могут обрести для него самостоятельный эмоционально окрашенный смысл.

Таким образом, в теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева в схематическом виде может быть выстроена следующая графическая структура деятельности:

Потребность  ↔ Мотив ↔  Деятельность
↕                                                    ↕
Цель                      ↔               Действия
↕                                                     ↕
Условие                  ↔                Операции

Рассмотренные вопросы:

  1. Роль потребностно-мотивационной сферы человека в деятельности.
  2. В чем принципиальные различия между деятельностью человека и активностью животных?
  3. Что такое мотив, и какова его роль в организации деятельности?
  4. Что такое цель, и какова ее роль в организации деятельности?
  5. Механизм рационализации мотива.
  6. Что такое сдвиг мотива на цель?
  7. Общая структура деятельности по С.Л. Рубинштейну – А.Н. Леонтьеву.

Ключевые термины: деятельность,потребность, гомеостаз, фрустрация, ориентировка, исполнение(реализация действия), контроль, мотив деятельности, цель деятельности, борьба мотивов, фобии, рационализация мотива, сдвиг мотива на цель.

1 Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый и греч. stasis – неподвижность, состояние) – относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

2 От лат. frustratio – обман, неудача.

3 От лат. rationalis – разумный, ratio – разум.

4 Фобии (от греч. phobos – страх) – навязчивые страхи; разновидность навязчивых состояний (например, агорафобия – страх открытых пространств).

5psy.ru

Тема 5: Психология деятельности человека

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:

  1. она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;

  2. с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

  3. в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

  6. творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.

По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик:

      1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его.

      2. «Опережающий» характер психического отражения.

      3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире (картину мира).

  1. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях развития тенденция к таким сложным формам организации и саморегуляции как сознание, самосознание, личность.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов мозга. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Основной элемент нервной системы – нервные клетки или нейроны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Наиболее высокие отделы ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток – кора головного мозга. Она обеспечивает сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям.

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я».

  3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

  4. Четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует область бессознательного. Под бессознательным началом в психологии понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Особую подструктуру личности образуют способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.

Способности подразделяют на: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т.д.).

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

Основными условиями и факторами, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:

  1. Наличие благоприятной социальной среды.

  2. Наличие благоприятных задатков.

  3. Ориентация на ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на сенситивные периоды.

  5. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.

  6. Комплексный подход.

  7. Правильная организация системы необходимых упражнений.

  8. Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.

  9. Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет особое значение для человека:

1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека.

  2. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.

  3. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.

  4. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Существует множество классификаций общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольких видов. По содержанию общение может быть: материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации.

studfiles.net

Психология поведения и деятельность человека: прямая взаимосвязь

В этой статье вы узнаете, как связаны психология поведения и деятельность человека. Ознакомитесь с основными типами личности человека, и увидите, как сильно поведение человека влияет на его возможности и активность.

Общее понятие

Поведение – это реакция человека на воздействие внешней среды, а также  мотивированные осознанные действия, в которых выражается отношение человека к людям, обществу и миру в целом. Поведение человека может быть доброжелательным или агрессивным, целесообразным или преступным. Поведение может соответствовать нормам этики и морали, или же быть девиантным, то есть сильно отклоняться от общепринятых норм в обществе.

Психология поведения человека зависит от его характера, темперамента и типа личности. И конечно же от внешней среды, которая влияет на человека. Психологи и социологи  работают над вопросом, от чего зависит поведение человека. Что имеет большее влияние, генетика или внешняя среда? Наука, которая занимается исследованиями в этой области, называется социобиология или этология человека.  На данный момент отсутствуют прямые доказательства зависимости поведения от генетики человека. В поисках ответа, Ф. Гальтон развернул исследование генотипа и хромосом человека. Эта область науки называется генетикой поведения.

Двигаться-значит жить

Человек – это активное существо. Активность может быть разнообразной. Она выражается в деятельности человека.

Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, взаимодействие с окружающим миром. В процессе деятельности человек достигает поставленных целей, возникших в результате появления определенных желаний и мотивов.

Между психологией поведения и деятельностью человека существует прямая связь. Как мы видим из определений «поведения» и «деятельности», активная деятельность человека и его жизненная позиция зависят от психологии, характера и поведения человека.

Поведение человека не всегда бывает целенаправленным, оно часто спонтанно. Находится под влиянием эмоций и чувств. Деятельность всегда имеет определенную цель, нацелена на создание некоего продукта. Деятельность всегда организована, спланирована и систематична.

Основными характеристика деятельности являются мотив, который определяет для чего необходимо осуществлять деятельность; цель деятельности – то, что человек хочет получить в результате; предмет и средства – то, с чем человеку придется работать и какими средствами и путями он собирается достигать определенной цели.

В результате деятельности происходят изменения во внешнем мире или с самим человеком. Если деятельность человека направлена на саморазвитие, то в результате он изменится, приобретет новые знания, умения и выработает в себе новые черты характера, способности, таланты. Это несомненно скажется на психологии поведения человека.

Типология А. Адлера

В основу типологии А. Адлера легка взаимосвязь психологии поведения и деятельности человека. Он выделяет такие типы людей:

  1. Управляющий тип. Такие люди характеризуются активной жизненной позицией, им кажется, что мир создан для того, чтобы получать от него пользу и выгоду с наименьшими затратами. Их поведение в основном напористо, агрессивно и часто аморально. Многие люди, относящиеся к данному типу, становятся «ворами в законе», организаторами мафиозных структур. Сюда же относятся и политики.
  2. Берущий тип.  Это малоактивные люди, которые берут от жизни все, что дается легко. Обычно их поведение отличается своей паразитарностью. Например, садятся на шею кого-то или какой-то организации и берут с нее все, что она может дать. При этом, не прилагая никаких усилий. Их поведение обычно беспечно, расслаблено и малоактивно.

     

  3. Избегающий тип. Такие люди не стремятся к успеху. А в основном стараются избежать каких-либо проблем и неудач. Они ведут себя очень осторожно, не принимают собственных решений, избегают ответственности. Зачастую занимаются социально бесполезной деятельностью.
  4. Социально-полезный тип. Такие люди проявляют истинную заботу об окружающих, заинтересованы в общении с ними. Относятся к людям с добротой и открытой душой. Такие люди не обязательно должны помогать другим материально или делать какие-то услуги, они просто вносят посильный вклад в общий труд. Это зрелые люди, которые умеют решать проблемы, осознают свою компетентность, место в жизни и обществе.

Такие люди ведут себя мужественно, позитивно и ответственно.

Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь. Психология поведения и деятельность человека определяет, насколько человек способен решить эти вопросы.

На практике чаще всего применяется типология Хейманса – Ла Сенна, который выделяет 8 типов характера человека в зависимости от психологии поведения и деятельности человека. В основу его типологии легли такие составляющие: активность, эмоциональность и вторичность-первичность натуры. Эмоциональность – это то, как сильно человек реагирует на внешние обстоятельства. Активность – это потребность в действии. Одни люди постоянно действуют, а другие только обдумывают, мечтают, как бы что-то сделать. Первичность или вторичность натуры — насколько долго и сильно пережитые впечатления

Основные типы людей по принципу психологического поведения

  1. Нервный тип. Их поведение отличается сильной эмоциональностью, раздражительностью, непоследовательностью. Зачастую они недоверчивы, подозрительны, любят хвастаться и постоянно ждут похвалы. Они не приемлют монотонности и однообразия в своей деятельности, не могут сконцентрировать свое внимание.
  2. Сентиментальный тип личности эмоционален, долго за все переживает, трудолюбив, долго все обдумывает. Они не терпят несправедливости, грубости. Часто такие люди занимаются педагогической или благотворительной деятельностью.
  3. Бурный тип – это люди импульсивные, энергичные и любопытные. Обычно у них хорошее настроение. Таких людей называют «душой компании». Имея огромную энергию, они способны преодолевать любые препятствия, работать сутками, пока не доведут начатое до конца. Для эффективной деятельности им нужна своя команда, которая будет всегда поддерживать и подбадривать.

     

  4. Страстный тип – это сильные люди, которые живут одной идеей. Они уверенно шагают к своей цели. Они аккуратны, любят порядок, однолюбы. Редко меняют привычки и образ жизни. В поведении очень упрямы, настойчивы. Такие люди занимают руководящие должности или организовывают собственный бизнес.
  5. Сангвиник по Хеймансу – это человек активный, легко адаптируется к новым обстоятельствам, неутомимый и жизнерадостный. Они основательны, точны и ответственны. Этот тот редкий тип людей. Которым можно поручить любую работу.
  6. Флегматики люди медлительные, спокойные. Они любят одиночество. Обожают порядок и аккуратность. Это надежные люди, которые отличаются порядочностью и справедливостью. Им легко можно поручить вести финансовые дела компании, вести учет. Они умеют планировать и распределять обязанности.
  7. Аморфно-беспечный тип личности ведет себя беззаботно и спокойно. Эти люди всегда приветливы, вежливы и миролюбивы. Очень любят все получать «на халяву». Они не прилагают ни к чему особых усилий. Им подходит коллективная деятельность, где мало заметна их личная бездеятельность.
  8. Апатичный тип личности безразличен ко всему, ленив. Такому человеку подходит деятельность, где он сможет быть как можно больше наедине с самим собой.

Как видим, психология поведения человека очень сказывается на сфере деятельности. Если человек случайно попал не на свое место или занял должность, которая не соответствует его типу, то он или уйдет сам или ему помогут уйти.

Также психологи выделяют особый тип личностей – манипуляторы. Это личности, которые используют других людей для достижения своих целей или используют себя же для достижения своих целей. Парадокс в том, что личность этого не осознает зачастую.

Например, торговец, который уговорами заставляет купить ненужную вещь. Или родители, которые запугиванием  или обещанием подарков заставляют ребенка вести себя хорошо. А также дети, которые истериками добиваются того, чего хотят.

Конечно, есть люди, которые продумывают манипулятивное поведение, например политики или «новые русские».

К манипуляторам относятся «нытики», которые часами могут рассказывать как у них все плохо.

Этих людей объединяет то, что они воспринимают людей, как вещи. Для торговца вы мешок с деньгами, для банкира – клиент с деньгами, для политика – электорат и т.д.

Вывод

Психология поведения манипулятора сводится к  тому, что он не понимает действительное значение жизни, не испытывает настоящих чувств. Пытается все контролировать, жизнь для него игра и он пытается всех поймать на свою «удочку». Манипулятор циничен и не доверяет людям. Во взаимоотношениях с людьми видит только два варианта – управлять или быть управляемым.

Поэтому их деятельность, в зависимости от проявления манипуляций в поведении, связана с управлением,  диктаторством. Часто встречаются среди них судьи или наоборот хулиганы и вымогатели. Шантажисты, аферисты, рекламные агенты – это все манипуляторы. Люди, манипулирующие бесконечным нытьем – это паразиты, вечные студенты, иждивенцы.

Чтобы избавиться от разрушающего манипуляторного поведения, необходимо в первую очередь осознать, что вы являетесь манипулятором. Жизнь возможна без манипуляций, нужно просто понять ее суть и быть психологически грамотным.

Психология поведения очень влияет на жизнь человека. Многие ваши черты видны невооруженным глазом, поэтому если человек хочет занять хорошую должность или заниматься определенной сферой деятельности, нужно проанализировать все свои недостатки и работать над собой. Самосовершенствование расширит для вас границы сфер деятельности. К какому типу вы бы ни принадлежали, работайте над собой и достигайте своих целей.

salid.ru

Психическая деятельность человека — Психология Дома Солнца

Что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних воздействий, определивших его историю.

В соответствии с этим исходная задача психологического исследования — изучение психических процессов, психической деятельности. Так, исследование мышления должно прежде всего вскрыть его как процесс анализа, синтеза, обобщения. Психологическое исследование запоминания должно выявить, что делает человек, когда он запоминает; как он анализирует подлежащий запоминанию материал, группирует, синтезирует его, как его обобщает каков состав и ход процесса, в результате которого совершается запоминание. При восприятии результат его — образ предмета — выступает в сознании человека при определенных условиях видимым образом как бы вне процесса, поскольку последний не осознается. В этом случае психологическое исследование должно, меняя условия протекания процесса (создавая затрудненные условия познания предмета, обращаясь к начальным этапам формирования восприятия), все же выявить процесс восприятия — чувственный (например, зрительный) анализ, синтез выделенных анализом сторон, обобщение, интерпретацию — словом, весь психический состав процесса восприятия.

Мы говорили до сих пор о процессе или деятельности, не различая их. Но их следует дифференцировать.

Во избежание всякой двусмысленности само понятие деятельности также должно быть дифференцировано. В одном смысле это понятие употребляется, когда говорят о деятельности человека. Деятельность в этом смысле — всегда взаимодействие субъекта с окружающим миром.

Понятие деятельность употребляется в науке (в физиологии) и соотносительно не с субъектом, а с органом (сердечная, дыхательная деятельность). В этом последнем смысле всякий психический процесс есть деятельность, а именно деятельность мозга.

О деятельности в другом смысле говорят применительно уже не к органу (в данном случае — мозгу), а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности — те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный процесс мышления, как он бывает дан в действительности, представляет собой и деятельность (человек мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс или деятельность, включающую в себя совокупность процессов (абстракцию, обобщение и т.д.).

В ходе исследования на первое место может выступать то процессуальный план, образующий необходимую основу мыслительной деятельности, то надстраивающийся над ним верхушечный личностный план, в котором мышление только и выступает как деятельность субъекта, выражающая его отношение к задачам, которые перед ним встают. Как деятельность, выражающая или осуществляющая отношение человека к окружающему, мышление, точно так же как восприятие и т. д., выступает уже в качестве деятельности познавательной, эстетической — вообще теоретической, а не просто психической. Психической она является только по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она как деятельность разрешает.

Деятельность человека как субъекта — это его практическая и теоретическая деятельность. Точка зрения, согласно которой психическая деятельность как таковая, как «производство» представлений, воспоминаний, вообще психических образований, якобы является деятельностью человека как субъекта (а не только его мозга), связана с прочно укоренившимися в психологии интроспекционистскими воззрениями. Лишь на основе интроспекционистской концепции представляется, что при так называемом произвольном запоминании или припоминании человек решает «мнемическую» задачу, заключающуюся в производстве определенного представления, и что производство представлений как таковых является в данном случае деятельностью человека. На самом деле, когда человек что-то припоминает, он не производит внутренние психические образы, а решает познавательную задачу по восстановлению хода предшествующих событий; подобно этому ученик, выучивающий заданный ему урок, осуществляет учебную, а не просто психическую деятельность.

Таким образом, понятие деятельности человека приобретает в конечном счете свой естественный, здравый смысл, очищенный от тех двусмысленностей, которые вносит в него психология, еще не освободившаяся от наследия интроспекционизма. Психология от этого будет в прямом выигрыше: она освободится от неблагодарной обязанности изучать совершенно фиктивный объект — интроспективно понимаемую психическую деятельность и вместе с тем получит непосредственный доступ к психологическому изучению подлинной деятельности человека — той деятельности, посредством которой он познает и изменяет мир.

Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного «продукта», который создается в результате деятельности и является ее целью. С этой точки зрения можно различать практическую (специально трудовую) и теоретическую (специально познавательную) деятельности. Они образуют, собственно, единую деятельность человека, поскольку теоретическая выделяется в особую деятельность из первоначально единой практической лишь на определенном уровне, и продукты ее в конечном счете опять-таки включаются в практическую деятельность, поднимая последнюю на все более высокий уровень. Это и есть деятельность человека в собственном смысле слова.

Практическая деятельность выступает как материальная, а теоретическая (деятельность ученого, художника и т. д.) — как идеальная именно по характеру своего основного продукта, создание которого составляет ее цель. Практическая деятельность материальна, поскольку основной эффект, на который она направлена, заключается в изменении материального мира, в создании материальных продуктов. Теоретическая деятельность «идеальна», опять-таки поскольку «идеален» продукт, который она порождает, — наука, искусство. Эта характеристика практической деятельности как материальной, а теоретической как идеальной по характеру продукта, составляющего ее цель, не определяет, как уже отмечалось, состава практической и теоретической деятельности. Нет такой теоретической деятельности, которая не включала бы каких-либо материальных актов, как-то: движения пишущей руки при написании текста книги — научной или художественной — или партитуры музыкального произведения — симфонии или оперы; а в деятельности скульптора, высекающего статую из мрамора, физического труда не меньше, чем в деятельности любого рабочего на производстве, хотя, создавая произведение искусства, он занят идеальной деятельностью. Подобно этому нет такой практической деятельности, которая, создавая материальный продукт, состояла бы только из материальных актов и осуществлялась бы без участия психических процессов. Поэтому и практическая деятельность человека должна войти в сферу психологического исследования.

В задачи психологического исследования входит изучение и теоретической, «идеальной» (в частности, познавательной деятельности ученого) и практической (прежде всего трудовой) деятельности — реальной, материальной, посредством которой люди изменяют природу и перестраивают общество. Психология, которая отказалась бы от изучения деятельности людей, утеряла бы свое основное жизненное значение. Таким образом, предмет психологического исследования никак не сконцентрирован на изучении «психической деятельности». Положение это имеет двойное острие: оно означает как то, что психология изучает не только психическую деятельность, но и психические процессы, так и то, что она изучает не только психическую деятельность, но и деятельность человека в собственном смысле слова, в ее психологическом составе. И именно в этом — в изучении психических процессов и в психологическом изучении деятельности человека, посредством которой он познает и изменяет мир, — и заключается основное.

При изучении психической деятельности или психических процессов принципиально важно учитывать, что они обычно протекают одновременно на разных уровнях и что вместе с тем всякое внешнее противопоставление «высших» психических процессов «низшим» неправомерно, потому что всякий «высший» психический процесс предполагает «низшие» и совершается на их основе. Так, не приходится думать, что происходит либо непроизвольное запоминание, либо произвольное. Исследование показало, что, когда совершается произвольное запоминание, вместе с тем закономерно происходит и непроизвольное. Психические процессы протекают сразу на нескольких уровнях, и «высший» уровень реально всегда существует лишь неотрывно от «низших». Они всегда взаимосвязаны и образуют единое целое. Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершаются одновременно на разных уровнях, многопланово. Подспудно во всякую, казалось бы совсем абстрактную, мыслительную деятельность включены чувственные компоненты, продукты чувственных познавательных процессов; самые абстрактные понятия, взятые как реальные акты познания, представляют из себя пирамидальные сооружения, в которых абстракции все более высокого порядка образуют вершину, а в основе лежат, прикрытые несколькими слоями абстракций разного уровня, чувственные обобщения, продукты более или менее элементарной генерализации.

Аналогично обстоит дело и с мотивацией. При объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня и плана в их реальном сплетении и сложной взаимосвязи. Мыслить здесь однопланово, искать мотивы поступка только на одном уровне, в одной плоскости, — значит заведомо лишить себя возможности понять психологию людей и объяснить их поведение.

www.sunhome.ru

Психологическая характеристика деятельности человека

Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни­чего подобного : ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода, различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отли­чается от естественной активности животных.

У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными.

Че­ловек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения .

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям людей. Это- общение, игра, учение.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние компоненты. Псих. процессы не просто учавствуют в деятельности, они в ней развиваютсяи и сами собой представляют особые виды деятельности.

mirznanii.com

Деятельность, характеристика деятельности человека — Общая психология Библиотека русских учебников

51 Общее характеристика деятельности человека

Все живые существа способны проявлять активность, то есть способны самостоятельно реагировать, превращая или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром. Активность всеобща характеристики живого го, имеет своеобразное проявление и получила название»деятельность»Деятельность человека — достаточно сложное явление, которое является объектом изучения многих наук. Специфика психологического подхода к изучению деятельности заключается в анализе деятельности отдельного человека, хотя в последнее время объектом психологического исследования является совместная или групповая деятельностьяльність.

Известный ученый. ОМЛеонтьев считает, что главной конституирующий характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет имеет два проявления: во-первых, в своем независимом существовании как таковой, что подчиненные дковуе и превращает деятельность субъекта, во-вторых, как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекткта.

Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид — с другими людьми

Индивидуальная деятельность является составной частью деятельности общества, за общественными отношениями индивидуальная деятельность не может существовать. Поэтому анализ индивидуальной деятельности целесообразно начать с изучения ее функций в системе общественной жизни. Главным при таком анализе является изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данном этапе и историческая развитияку.

Общественные отношения не являются чем-то внешним относительно индивида и его деятельности. Она является одной из главных форм реализации общественных отношений. Виды деятельности определяются уровнем развития производительных сил общества и системой общественных отношений. В деятельности индивид выступает как общественная существота.

ОМ. Леонтьев считает, что деятельность — это реальная связь субъекта с объектом, к которому обязательно включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать быть внимательным; в ее процессе у индивида возникают те или иные эмоции, оказываются волевые качества, формируются установки, отношения и т.д.. Иными словами, в деятельности формируется, развивается, оказывается вся система психических процессов, состояний и свойств индивидвіда.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства

Источником активности индивида является его потребности, то есть состояния индивида, которые показывают его зависимость от конкретных условий существования. Человеческие потребности являются следствием развития производственной культуры, в отличие от мира животных, где удовлетворения потребностей непосредственно связано с определенной естественной вещью как стимулом активности животного (пища, нора, индивидуум противоположного пола и т.д.). Животные потребности называют органическими мы, человеческие же потребности косвенные предметной деятельностью: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения определяют формы поведенияки.

Потребности можно разделить по происхождению и предметом. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания же жизни человека и его потомства (еда, сон, защита от холода и т.п.). Недовольство естественных потребностей приводит к гибели человека или его вырождения. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, щ в служат для удовлетворения определенной естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Недовольство культурных потребностей не при сводит к физической гибели человека, но приводит к социальной деградациядації.

По характеру предмета потребности могут подразделяться на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилье и т.п.), и духовные, в которых проявляется зависимость от продуктов общественного й сознания (потребность в общении, видеть прекрасное и т.д.). Все потребности тесно связаны между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть материальной по предмету, культурной по происхождению, м атериальною или духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальныхних.

Сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, с помощью которого можно удовлетворить данную потребность осознают лена потребность становится мотивом поведения. Мотивом называется то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется немотивированные и нецеленаправленными деятельности не существует, поэтому понятием мотива и цели в идводиться в психологическом анализе деятельности важное место. Мотив и цель определяют направление деятельности и величину усилий, которые прилагает субъект для ее выполнения. Это способствует организации всей системы пс ихичних процессов и состояний, которые формируются и развиваются в ходе деятельности. Мотивами могут выступать потребности, чувства, мысли и другие психические образованияворення.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (в люди ини — на создание условий, в наибольшей степени нем способствуют). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилья, одежды и т.д.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашньог в употреблении, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, которые удовлетворяют естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место е в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы являются основой тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности чаще всего определяется с а ее доминирующим мотивом (доминирующим том, что любая человеческая деятельность полимотивована, т.е. побуждается несколькими различными мотивамитивами).

Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, непосредственная причина его поведения. В общем плане мотив — это отражение потребности, которая действует как объективная закономерность и выступает ае как объективная необходимостьь.

Для поведения человека характерна динамичность: с изменением обстоятельств могут меняться и мотивы поведения, и средства, необходимые для достижения цели. Мотивы в ходе деятельности могут проходить следующие этапы: 1)) этап осознания побуждения (мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию, отсутствие этапа ведет к слепого поиска, импульсивного поведения) 2) этап принятия мо иву (преобразование осознанного побуждения в личностный мотив, происходит соотношения и включения побуждение к иерархии субъективно-личностных ценностей), 3) этап реализации мотива (отбывает ться насыщения мотива содержанием; невозможность реализации мотива приводит к фрустрации побуждения) 4) этап закрепления мотива (многократное повторение ведет к превращению мотива в черту характера: как что же закрепления мотива не происходит, то формируется нецильнисть характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности) 5) этап актуализации побуждения (закрепление в чертах характера, нача ок нового цикла формирования мотивационных образований) (АА. Файзуллаевава).

Мотив тесно связан с деятельностью, но не определяет ее конкретных характеристик. То, какой именно будет деятельность, определяется целью. На почве одного мотива могут формироваться различные цели деятельности. Моти. См. относится к потребности, которая побуждает к деятельности, цель-до предмета, на который направлена ??деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукукт.

Цель деятельности — это идеальное представление ее будущего результата, определяет характер и способы действий человека. Цель является феноменом прогностического отражение и формируется самим индивидом

Целью деятельности выступает ее продукт. Он может быть реальным физическим предметом, создается человеком, определенные знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идет ея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут спонукатися я и поддерживаться различными мотивами. Напротив, основой различных видов деятельности с разными конечными целями могут быть одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу), социальных (показать осведомленность в кругу значимых людей, добиться их хорошего отношения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка. ВМИ ния вести себя могут наконец преследовать одну и ту же цель: достичь чьего-то признанииання.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является любая информация, предметом учебной деятельности знания, умения и навич ки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Общественно значимый мотив влияет на результат деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, г уровень притязаний и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других — может вызвать самоуспокоениення.

Существует несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может либо выбрать простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбрать еще более сложные задачи, или ‘ ‘выяснить причины неуспеха при решении задачи, овладеть приемами выполнения простых видов деятельности и постепенно переходить к более сложных задач. Неудача в деле, значимой для человека, может вы звать подавленное состояние зависимости от черт характера человека неприятные переживания могут вызвать или отказ от дальнейшей деятельности в данной сфере, или настойчивый анализ причин неуспеха и новые спо бы выполнить заданиення.

Уровень притязаний — это оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует возможностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченности енои возможности их реализации возникает конфликт личности с группой или с самим собойою.

Другим аспектом изучения деятельности динамика сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других процессов в реальной деятельности субъекта. Вышеупомянутый вектор цель — мотив является регулятором деятельности, определенным образом организует психические процессы, определяет избирательность восприятия, особенности внимания, запоминания, сохранения и воспроизведения информации и т.д.. Существует взаимосвязь между вн утренние планом и внешним проявлением деятельности. Процесс формирования внутреннего плана деятельности происходит постепенно и связан с переходом от внешней реального действия к внутренней идеальной и на зиваеться интериоризацией. Схематически это выглядит так: сначала человек выполняет определенные действия с предметом, эти действия являются внешними, потом они интериоризируются и становятся внутренними, или психическими действиями. При. Этому м происходит свертывание действий, их редукция и видоизменение. Примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки, перекладывая их внешним, практическим способом. Поти м она переходит к счету без перекладывания палочек, только видя их перед собой. Наступает время, когда палочки становятся ненужными, поскольку счет превращается в умственное действие с ними. Объектом оперуван ния становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зорв полі зору.

Таким образом, в деятельности человека тесно связаны ее внешний (физический) и внутренний (психический) стороны. Внешняя сторона-движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир-определяется и регулируется ся внутренней (психической) деятельности. При этом внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризации внутренней психической деятельности, поскольку человек в деятельности реализует ее идеально пр едставлений плаан.

Развертывание структур во внутреннем плане имеет такую ??последовательность: потребность — мотив — цель — задача. Во внешнем плане деятельность имеет иную последовательность: деятельность-действие-операция — движение. Два планы — зов внишний и внутренний — тесно взаимосвязаны между собой: внешнее воздействие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе оказывается внешні.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *