Диалектический релятивизм: Диалектика, метафизика, релятивизм. Учение о развитии

Релятивизм и диалектика — Коммунистическое движение имени «Антипартийной группы 1957 года»

16.10.2018

Диалектика, — как разъяснял еще Гегель, — включает в себя  момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится  к релятивизму. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т.е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине.

материализм марксизм Ленин

Комментарии для сайта Cackle

Обратно в категорию Владимир Ленин

Похожие материалы

  • Образование, развитие человека и семья в коммунистическом обществе

    Машинная промышленность, достигнув определенного уровня уничтожения рабочей силы, неиз­бежно превращалась в источник раз­вития образования для человечества

  • Распределение в коммунистическом обществе

    Раскрывая капиталистическое распределение прибавочной стоимо­сти, эксплуатацию капиталистов, «Капитал» предвещает будущую систему распределения в обществе.

  • Материальная основа коммунистического общества

    Отрывок из книги «Китайский новаторский марксизм», Чен Эньфу.

    В этой главе автор напоминает про главное открытие Маркса, суть которого в том, что смена формаций обусловлена развитием средств производства, указывает, что согласно Марксу смысл и историческая цель капитала (а следовательно и капиталистических элементов экономики Китая) — поднять уровень производства до возможности перехода к коммунизму, выделяет 4 промышленные революции капитализма и указывает, что материальная основа для этого перехода созрела и перезрела. В Китае этот переход уже зашел так далеко, что обратного пути нет.

    Цитаты из Маркса выделены курсивом и приводятся из китайского ПСС, поэтому не точно соответствуют русскому переводу Маркса.

Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики

       Релятивизм

      Возвратным  боком догматизма есть релятивизм. Релятивизм (с греческой — релятивный, относительный) — теоретико-познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. И, конечно, здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины.       Релятивизм не является единой доктриной, а скорее нечеткой совокупностью убеждений относительно того, что истинность или ложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы. Выделяют радикальный релятивизм (П.Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного познания, а значит не возможен и прогресс науки. Умеренные релятивисты (Т.Кун) определяют истинность или ложность теорий согласно контексту, времени и месту их употребления.

Наиболее часто релятивистами используется тезис Дюгема-Куайна о недоопределенности теории фактами (или тезис теоретической нагруженности наблюдений) для обоснования принципиальной невозможности установления соответствия между фактами и высказываниями наблюдения.Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива. Догматизм строится на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности.

      Софистика  и эклектика

      Софистика  и эклектика зародились еще  в древней Греции и использовались  для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой  ложью. Так, знаменитый античный  софизм «рогатый» «доказывал»:  «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у  тебя рога». Эклектика (греч. еklego — выбираю) — метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы.

Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. Софи́стика (греч. σοφιστική — умение хитро вести прения) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин «софистика» проиходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства.  В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.
д. В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики. Сущность софистики и эклектики  заключается в том, что всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества противоположностей, они применяют субъективно, произвольно. Диалектика же как «высшее разумное движение» есть гибкость, примененная объективно, т.
е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть правильное отражение вечного развития мира. Основное различие софистики и эклектики (при всем их сходстве) состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и их произвольное механическое соединение чисто внешним образом. Гибкость понятий должна соответствовать движению, развитию самого объективного мира. Поэтому критерий объективности и есть прежде всего то, чем отличается диалектика от софистики как субъективистской диалектики. Последняя есть внешняя, поверхностная, «пустая диалектика», которая вследствие своего произвола и субъективизма не доходит до диалектики в самом реальном предмете. Таким образом, софистика (и ее постоянный «попутчик» — эклектика) — не какая-то «концепция мира», не теория логического и не научный метод познания действительности. Это такой способ мыслительной деятельности, главная цель которого — искажение истины (как правило, сознательное, преднамеренное), субъективистски извращенное представление действительности.
Она, при всем своем релятивизме и «субъективистской слепоте», содержала в себе целый ряд продуктивных идей, которые были выдвинуты прежде всего в древнегреческой философии (V-IV вв. до н. э.). К числу таких идей можно отнести следующие: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления «разъесть как щелочь» все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка и т.п.

      Заключение

      Диалектика  как общая теория развития  дает ключ к пониманию его  сущности, отображает реальные процессы  в природе, обществе и мышлении  такими, которыми они есть в действительности. Поскольку весь окружающий мир находится в движении, изменению и развитию, диалектика в своей основе неизбежно должны выходить из этой всеобщности. Она и воссоздает в мышлении все процессы действительности в обобщенной форме с учетом их противоречивости, изменений, взаимопереходов, становление нового. Поэтому диалектика и имеет категоричный аппарат, законы и принципы, которые адекватно отображают в мышлении изменения и взаимопереходы. поскольку самые являются подвижными и сменными. Без понимания этого, без учета диалектики разногласий и движущих сил развития в любых естественных и общественных системах объективной действительности истинное познание невозможное. Диалектика, в отличие от других концепций развития, рассматривает предметы и явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, а, итак, и во взаимодействии, и противоречивости. Процесс развития можно понять и воссоздать в мышлении только с учетом этого. Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и «отрицательная» диалектика; если рассматривать диалектику как логику, то ее альтерантивами есть софистика и эклектика.

Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм. Поэтому диалектика является альтернативой всех теорий, учений, течений и направлений, которые отбрасывают, игнорируют или фальсифицируют объективные принципы связи, развития, разногласия, возражение, такие, как метафизика, софистика, догматизм, релятивизм.

      Список  использованной литературы

1. Философия. Учебник.  – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –  168c;

2. http://prog10.narod.ru/glava2_4.htm;

3. Философия. Учебник.  – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –  174-175c;

4. Философия (конспект  лекций) Якушев А. – 153c

5. http://www.sunhome.ru/philosophy/1951

6 Софизм // Философский энциклопедический  словарь. — М., 1989

7. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/79980

8. http://allphilosophy.ru/altd.php

9. Философия: учебник для  высших учебных заведений. –  Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

10. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия: Учебник для  вузов. М., 1996.

11. В. И. Ленин о литературе  и искусстве, 3 изд., М., 1967.

12. Плеханов Г. В., Искусство  и литература, М., 1948

13. Модернизм. Сб. ст., М., 1973

14. Каган М. С., Лекции  по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971

15. Медведев П. Н., Формализм  в западноевропейском искусствоведении, кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971


Релятивизм и диалектический метод: различия между ними

Релятивизм основан на предположении, что все различные точки зрения одинаково верны, поскольку различные точки зрения так или иначе связаны с областью наблюдателя. В свою очередь, диалектический метод основан на предпосылке, что разговор между двумя людьми, придерживающимися противоречивых взглядов, может установить истину посредством хорошо аргументированной аргументации для изучения расходящихся взглядов (Hanhijärvi 12). Хотя эти две терминологии имеют некоторое сходство, они существенно различаются.

Наши специалисты могут подготовить реферат «Релятивизм и диалектический метод: различия между ними»
по вашим инструкциям
всего за 13,00 долларов США 11,05 долларов США за страницу

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Первое отличие основано о восприятии истины относительно предмета. Согласно релятивизму, истина может быть познана из того, что воспринимается, в то время как диалектический метод указывает на противоречия посредством аргументации гипотезы, чтобы исключить то, что неверно (Hanhijärvi 14). Таким образом, диалектический метод направлен на признание своего невежества до осознания истины. путем устранения гипотез, в то время как релятивизм предполагает, что то, что человек считает истинным, должно быть правдой.

Во-вторых, релятивизм и диалектический метод различаются в своих предположениях о природе истины. Первые утверждают, что мораль — это социальные традиции общества, и единственный способ добиться успеха — следовать им. Таким образом, релятивизм предполагает, что человек есть мера всех вещей (Ханхиярви 23). Напротив, диалектический метод утверждает обратное, подчеркивая, что философское исследование необходимо для включения и структурирования всех форм истины и что цель образования не в том, чтобы заполнить пустой сосуд, а в том, чтобы извлечь истину из ученика.

Я думаю, что Сократ прав, потому что истина должна быть не относительной, а отчетливой и достигаться после тщательного и строгого исключения гипотез. Действительно, когда два человека имеют противоречивые точки зрения на предмет, лучший способ доказать любую позицию — это совместный аргументативный дискурс (Hanhijärvi 133). Диалектический метод лучше всего помогает прийти к истине, устраняя основные предпосылки, чтобы установить связность, прежде чем достичь ее.

Процитировано

Ханхиярви, Томми Й. Диалектическое мышление: Зенон, Сократ, Кант, Маркс . Издательство Алгора, 2015.

Процитировать эту статью

Выбрать стиль

Выберите стили цитирования APA-6APA-7MLA-9Чикаго (N-B)Чикаго (A-D)Гарвард

  • АПА-6
  • АПА-7
  • МЛА-9
  • Чикаго (Северная Каролина)
  • Чикаго (AD)
  • Гарвард

Ссылка

StudyCorgi. (2023, 20 января). Релятивизм и диалектический метод: различия между ними. Получено с https://studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/

Ссылка

StudyCorgi. (2023, 20 января). Релятивизм и диалектический метод: различия между ними. https://studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/

Процитированная работа

«Релятивизм и диалектический метод: различия между ними». StudyCorgi , 20 января 2023 г., studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/.

* Гиперссылка на URL-адрес после вставки его в документ

1. StudyCorgi . «Релятивизм и диалектический метод: различия между ними». 20 января 2023 г. https://studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/.

Библиография

StudyCorgi . «Релятивизм и диалектический метод: различия между ними». 20 января 2023 г. https://studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/.

Ссылки

StudyCorgi . 2023. «Релятивизм и диалектический метод: различия между ними». 20 января 2023 г. https://studycorgi.com/relativism-and-the-dialectical-method-differences-between-them/.

Ссылки

StudyCorgi . (2023) «Релятивизм и диалектический метод: различия между ними». 20 января.

Этот документ был написан и отправлен в нашу базу данных студентом, чтобы помочь вам в учебе. Вы можете использовать его для написания своего собственного задания, однако вы должны правильно сослаться на него.

Если вы являетесь первоначальным автором этой статьи и больше не хотите, чтобы она публиковалась на StudyCorgi, запросите удаление.

Диалектика относительности « Einstein-Online

Как теория относительности может примирить утверждения, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми

Статья Маркуса Пёсселя

При первом знакомстве некоторые утверждения специальной теории относительности звучат совершенно парадоксально. Однако в большинстве случаев предполагаемый парадокс может быть разрешен в рамках «диалектики относительности». (Здесь термин «диалектика», заимствованный из философии, описывает, как тезис и кажущийся противоречивым антитезис могут быть примирены высшей истиной.)

Относительность за завтраком

Основная концепция относительности известна нам из повседневной жизни. Ярким примером является относительное положение: представьте, что я сижу за завтраком. Я утверждаю, что моя чашка стоит перед чайником, а моя жена утверждает, что стоит за чайником . На первый взгляд, это противоречивые утверждения — как одна и та же чашка в одно и то же время может стоять перед и за чайником?

Кажущееся противоречие разрешается, как только вы осознаете относительность «сзади» и «спереди». Мы с женой сидим по разные стороны стола, лицом друг к другу. Если объект A находится «перед» другим объектом B с моей точки зрения, он находится «позади» этого объекта с точки зрения моей жены. Кажущиеся противоречивыми «спереди» и «сзади» относятся к двум разным системам отсчета. Как только это должным образом учтено, кажущееся противоречие исчезает.

Та же самая техника («для каждого утверждения тщательно определите систему отсчета») для разрешения кажущегося противоречия может быть использована в специальной теории относительности.

Диалектика замедления времени

В качестве примера рассмотрим замедление времени. Представьте, что я сижу на космической станции, дрейфующей в космосе. (На жаргоне специальной теории относительности моя космическая станция — это инерциальная система отсчета.) Предположим, что вторая космическая станция, такая же свободная, как и моя (еще одна инерциальная система отсчета), проходит мимо моей собственной станции на высокой скорости.

Из-за явления замедления времени я замечу, что часы на другой космической станции идут медленнее, чем мои собственные часы. И не только часы: все процессы на движущейся станции занимают больше времени; например, жители станции стареют медленнее.

С другой стороны, в специальной теории относительности все свободно дрейфующие космические станции (точнее: все инерциальные системы отсчета) находятся в равном положении. В этом содержание принципа относительности: для всех таких станций законы физики одни и те же. С точки зрения наблюдателя на борту этой другой космической станции, моя станция пролетает с большой скоростью, и последствия те же: для такого наблюдателя часы движутся с большой скоростью, а с его точки зрения, мои собственные часы подпадают под это описание — они идут медленнее, чем его собственные часы.

Здесь мы имеем явное противоречие: как оба утверждения могут быть истинными? Как мои собственные часы могут быть медленнее часов другой космической станции, а часы другой станции медленнее моих?

Необходимость дважды сравнивать часы

Как и за завтраком, кажущееся противоречие может быть разрешено, если принять во внимание относительность рассматриваемых утверждений. Ключевой момент: если вы хотите узнать, какие из двух часов идут быстрее, недостаточно сравнить их один раз; вам нужно сравнить их по крайней мере два раза. Например, предположим, что при первом сравнении синие и красные часы показывают одинаковое время:

Впрочем, это вообще ничего не значит. Может быть, синие часы стоят и все время показывают 12:30, а мы поймали красные часы, которые идут нормально, в единственную минуту они тоже показывают 12:30. Только второе сравнение может сказать:

По крайней мере, в рассматриваемом интервале времени красные часы действительно шли быстрее синих – на красных часах прошло 15 минут, по сравнению с 13 минутами на синих часах. .

Однако, если часы движутся с постоянной скоростью относительно друг друга, существует только один момент, когда они находятся в одном и том же месте и их можно сравнивать напрямую. Для второго сравнения, чуть позже, часы обязательно будут немного разнесены, в разных местах; их движение относительно друг друга делает это неизбежным. Именно здесь вступает в действие понятие одновременности: сравнение двух часов равносильно определению того, происходят ли два события (например, «синие часы показывают 12:45» и «красные часы показывают 12:45») одновременно. или нет.

В теории Эйнштейна есть определение одновременности, в котором используются световые сигналы, идущие вперед и назад (ср. определение «сейчас»). Однако определенная таким образом одновременность относительна. Наблюдатели, которые находятся в движении относительно друг друга (и которые используют определение одновременности Эйнштейна), обычно получат разные результаты: события, которые один наблюдатель считает одновременными, не обязательно будут одновременными для другого.

Это понимание позволяет теории относительности избежать кажущегося противоречия, заключающегося в том, что одни и те же часы и медленнее, и быстрее, чем другие часы. Когда Я прихожу к выводу, что часы на другой космической станции идут медленнее, я полагаюсь на свою собственную концепцию одновременности для сравнения. Другой наблюдатель, придя к заключению, что мои часы идут медленнее, опирается на свою собственную концепцию одновременности. (Простая геометрическая аналогия этого исследуется в теме «Замедление времени на дороге».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *