Диалогическое общение в психологии это: Диалогическое общение это

Диалогическое общение | это… Что такое Диалогическое общение?

Толкование

Диалогическое общение
— О. и взаимодействие между людьми, к-рое осуществляется в соответствии с принципами, законами и механизмами психологии диалога. Если традиционно представление о Д. о. сводится к разговору двух людей, попеременному обмену высказываниями и репликами (действиями, жестами и т. п.), то в совр. отеч. психологии Д. о. понимается как межсубъектный (интерсубъектный) феномен О. и взаимодействия, возникающий лишь при определенных условиях. Д. о. реализует подлинное взаимопонимание и взаимораскрытие субъектов О. Оно раскрывает уникальность человеческой индивидуальности, утверждает достоинство (самоценность) и самодостаточность каждого, способствует развитию личности и создает возможности для творчества и самоактуализации. Принципиально важным для понимания природы диалога является этимологический анализ термина «диалог», согласно к-рому «диа-лог» буквально можно перевести как «разные логосы», как «разно-словие», «разные логики (разные позиции и т.
зр.)». Д. о.- это такое словесно-речевое взаимодействие между людьми, в к-ром «разные логосы» (слова, речи, позиции, логики) образуют целостное единство человеческого разговора и межчеловеческого бытия. Причем первая часть слова «диа-лог» происходит не от приставки «ди-» (два), а от гр. префикса «диа-», к-рый означает «разный», «между», «через». Следовательно, содержание понятия «диалог» заключается не столько в том, что в разговоре участвуют два индивида (как в «диаде» состоящей из двух человек), сколько в том, что точки зрения (логика, смысловые позиции) двух или неск. общающихся человек являются разными, но необходимыми и дополняющими друг друга. В ХХ в. зарубежные мыслители М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, Э. Левинас, О. Розеншток-Хюсси и др. осуществили философские исследования, в к-рых раскрывается подлинная глубина и многогранность феномена диалога. Оригинальные и фундаментальные представления о диалогической природе межчеловеческих отношений и сущности человеческого бытия были разработаны и в трудах отечественных философов М.
М. Бахтина, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. С. Библера и др. Филос. и психол. исследования показывают, что Д. о. отличается рядом признаков и создает особые отношения между людьми, где отношения Я и ТЫ являются их онтологически-антропологической реальностью. М. Бубер и М. М. Бахтин пришли к выводу, что понятия диалога и монолога являются не столько лингвистическими понятиями, сколько экзистенциально-онтологическими, духовно-антропологическими категориями. Но и с позиции наук о языке далеко не всякое О. является диалогом. О. может быть не только диалогическим, но и монологическим. Возможны и разнообразные промежуточные формы О., напр., диалогизованные монологи и монологизованные диалоги. Существует много опосредованных и превращенных форм Д. о., понимание к-рых требует более широкого взгляда на природу и формы человеческого О. В лингвистическом плане диалог — это форма речевой деятельности, т. е. диалогическая речь, сущность и содержание к-рой принципиально отличается от особенностей монологической речи.
Напр., Л. П. Якубинский понимает диалог как последовательность перемежающихся форм взаимодействия, осуществляющихся посредством сравнительно быстрой смены акций и реакций взаимодействующих индивидов. В содержательном плане диалог представляет собой разговор на обыденные и деловые темы, для к-рого характерны сравнительно быстрый обмен взаимообусловленными репликами. В диалогической речи нет предварительной заданности и обдумывания реплик, отсутствует и предумышленная связанность в их построении. Д. о. является сложным по отражению, личностным по содержанию и открытым по способу обращения людей друг к другу. Оно оптимально с т. зр. коммуникации и обладает развивающим, воспитывающим и творческим потенциалом и в О. взрослых с детьми и в О. самих взрослых. По мнению Г. А. Ковалева, Д. о. и диалогические отношения отличает равноправие субъектов О., априорно-безусловное принятие ими друг друга, ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого. Нормативами и принципами организации Д. о.
являются эмоциональная и личностная открытость партнеров по О., настрой на состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. Несмотря на сравнительную новизну диалогического подхода к исследованию О. и необходимость дальнейшей разработки и изучения самого Д. о. его основные положения применимы к анализу массовой коммуникации, межгруппового О. и О. культур. Выявлены опр. психол. механизмы и эффекты нарушения этих типов коммуникации, к-рые указывают, что именно «сбой» диалогической составляющей приводит к подобного рода нарушениям. Лит.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Дьяконов Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике. Кировоград, 2007; Ковалев А. Г. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта. М.,1980; Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т., Т. 1. М., 2003. Г. В.
Дьяконов, Т. И. Пашукова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Диалог
  • Диалогическое общение: концептуальный анализ

Полезное


Сущность и особенности диалогического общения

Диалогическое общение — обмен информацией двух или более лиц, часто построенный в форме дискуссии, с обсуждением различных точек зрения.

Сопровождается жестами, репликами, подразумевает полное раскрытие взглядов и предпочтений собеседников. Особенностью словесно-речевого взаимодействия является то, что все смысловые позиции высказывающихся людей могут быть разными, но, несмотря на это, они всегда дополняют друг друга.

С помощью диалогического общения, собеседники, между которыми возникло полное взаимопонимание, проявляют свою индивидуальность, демонстрируют собственную самоценность и самодостаточность. Такой настрой способствует становлению личности, дает человеку возможность задействовать весь свой потенциал.

Особенности диалога как общения

особенности диалога как общенияСогласно этимологическому анализу, термин «диалог» можно представить, как «диа-лог». Перевести его как «разные логосы», что может означать «разнословие» или разные мысли, мнения. Но, благодаря проведению позитивных диалогов, изменяющих и дополняющих взгляды и убеждения собеседников, человеческий разговор приобретает целостное единство.

Многие отечественные философы, в том числе Н. Бердяев и П. Флоренский, отмечали диалогическую природу сущности человеческого бытия и особенностей отношений. М. Бубер и М. Бахтин относили монолог и диалог к духовно-антропологическим категориям.

диалогическое общениеДиалогическую речь характеризует довольно высокая скорость обмена репликами, без дополнительного обдумывания.

Она предполагает готовность ответа у всех желающих высказаться. Складывающиеся удачно диалогические отношения свидетельствуют о равноправности и равнозначности субъектов. В основе ценностно-смысловых позиций общающихся людей заложены этические мировоззренческие принципы.

Успех диалогического общения всецело зависит от формы, содержания и объема обратной связи, а также своевременности откликов.

Диалогическое общение как совместная деятельность

совместная деятельностьЛюбой диалог можно рассматривать как взаимное согласование совместных действий, их обязательное упорядочение во времени и пространстве.

Известным психологом и лингвистом, А.А. Леонтьевым, выделено три уровня последовательных актов:

Выбор стиля и формы взаимодействия (в виде нейтрального общения, эмоциональной поддержки или фасилитации).

Выработка соответствующего стиля, подходящего к условиям и сложившейся ситуации.

Корректировка выбранного ранее стиля общения, направленная на улучшение производимого воздействия и нейтрализацию нежелательных эффектов и возможных последствий.

Один из лидеров гуманистической психологии, К. Р. Роджерс считал, что установлению диалогических отношений и зрелому поведению, с возможностью оказания психологической поддержки, способствует ряд определенных качеств человека:

эмпатия и конгруэнтность;

бескорыстие;

благожелательное отношение к собеседнику;

полное принятие переживаний и согласие с чувствами того, кому нужно помочь.

Несмотря на то, что поддержка человека в диалогическом общении происходит «здесь и сейчас», нужно предполагать, что его характер и свойства личности не останутся неизменными в дальнейшем, а начнут изменяться.

Он продолжит развиваться под давлением обстоятельств не только во времени, но и в пространстве, постепенно раскрывая весь свой потенциал.

Продуктивное диалогическое общение имеет преимущества перед монологом. Оно способствует развитию социально-перцептивных способностей, активизирующих опознавание экспрессивного поведения и дающих ему своевременное толкование.

Microsoft Word — Russell_Research_FINAL.docx

%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать Acrobat Distiller 7.0.5 (Windows)2008-11-19T08:48:59-05:00PScript5.dll Версия 5.2.22008-11-19T08:48:59-05:00application/pdf

  • Microsoft Word — Russell_Research_FINAL.docx
  • 04253200
  • UUID: e4a18083-733a-449a-8056-ec06ad6661c2uuid: a5ee43f2-2b33-4dc7-a32c-74057e37f8be конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект >
    эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 390 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект >
    эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > транслировать HtSK0+HkGTU2x xJ[T;ڍ |=#RG|KNY& _W{x>I)% ȼ!KQ+I ОБОЕЭЙЛН*

    Диалогика | Психология Вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


    Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
    Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. . Бахтин противопоставляет диалогическое и «монологическое» произведение литературы. Диалогическая работа ведет постоянный диалог с другими произведениями литературы и другими авторами. Он не просто отвечает, исправляет, замалчивает или расширяет предыдущую работу, но информирует и постоянно получает информацию от предыдущей работы. Диалогическая литература находится в связи с множественными произведениями. Это не просто вопрос влияния, ибо диалог распространяется в обоих направлениях, и предыдущее литературное произведение так же изменено диалогом, как и нынешнее. В этом смысле «диалогика» Бахтина аналогична идеям Т. С. Элиота в «Традиции и индивидуальном таланте», где он утверждает, что «прошлое должно изменяться настоящим настолько, насколько настоящее управляется прошлым». [1] Влияние происходит на уровне отдельного слова или фразы в той же мере, в какой оно влияет на произведение и даже на произведение или сборник произведений.
    Немец не может использовать слово «отечество» или фразу «кровь и земля» без того, чтобы (возможно, непреднамеренно) также не повторять (или, как сказал бы Бахтин, «преломлять») значение, которое эти термины приобрели при национал-социализме. Каждое слово имеет историю использования, на которую оно отвечает, и предвосхищает будущую реакцию.

    Однако термин «диалогика» относится не только к литературе. Для Бахтина всякий язык, да и всякая мысль, казались диалогическими. Это означает, что все, что кто-либо когда-либо говорит, всегда существует в ответ на то, что было сказано раньше, и в ожидании того, что будет сказано в ответ. Другими словами, мы никогда не говорим в вакууме. В результате весь язык (и идеи, которые язык содержит и передает) является динамичным, относительным и вовлеченным в процесс бесконечных переописаний мира. Тем не менее, Бахтин также подчеркивал определенные способы использования языка, которые максимально усиливали диалогическую природу слов, и другие способы использования, которые пытались ограничить или ограничить их многозначность. На одном полюсе находится романный дискурс, особенно дискурс Достоевского (или Марка Твена), в котором различные регистры и языки могут взаимодействовать и реагировать друг на друга. Другой крайностью был бы военный заказ (или 1984 новояза), который пытается свести к минимуму все ориентации произведения на прошлое или будущее и не вызывает никакой реакции, кроме послушания.

    Когда ученые во Франции (особенно Юлия Кристева), Соединенных Штатах и ​​Великобритании в 1970-х и 1980-х годах заново открыли для себя творчество Бахтина, оно, казалось, соответствовало зарождавшейся тогда концепции «интертекстуальности». Европейские социальные психологи также применяли работы Бахтина к изучению человеческого социального опыта, предпочитая их как более динамичную альтернативу картезианской монологичности.

    См. также

    • Диалогическое обучение
    • Диалектический процесс против диалогического процесса
    • Диалогический анализ
    • Диалогическое Я
    • Реляционная диалектика
    • Интертекстуальность
    • Heteroglossia

    Ссылки

    Элиот Т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *