Дифференциальная психология это: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (пси­хо­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий), раз­дел пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щий ус­той­чи­вые пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми и ме­ж­ду груп­па­ми лю­дей, их при­чи­ны и по­след­ст­вия.

Эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния в рам­ках Д. п. в кон. 19 в. на­чал Ф. Галь­тон, соз­дав­ший ряд ме­то­дик изу­че­ния и ста­ти­стич. ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. Зна­чит. вклад в Д. п. вне­сли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам тер­мин «Д. п.»), А. Би­не, Дж. Кет­тел, Э. Креч­мер, У. Шел­дон, Р. Кет­тел, К. Г. Юнг, Ч. Спир­мен, Л. Тёр­стон, Х. Ю. Ай­зенк, Дж. П. Гил­форд; сре­ди рос. пси­хо­ло­гов – А. Ф. Ла­зур­ский, Б. М. Те­п­лов, В. Д. Не­бы­ли­цын и др. Ме­то­ды Д. п. стро­ят­ся на срав­нит. ана­ли­зе по­ве­де­ния раз­ных лю­дей в раз­ных ус­ло­ви­ях. Раз­ви­тие Д. п. бы­ло тес­но свя­за­но с про­грес­сом пси­хо­ло­гич. тес­ти­ро­ва­ния и ма­те­ма­тич. ме­то­дов в пси­хо­ло­гии; тес­ты ста­ли осн. ме­то­дом Д. п., ис­поль­зую­щим­ся, что­бы из­ме­рять раз­ли­чия ин­тел­лек­та и спо­соб­но­стей, ти­по­ло­гич. осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та, чер­ты лич­но­сти, мо­ти­ва­цию, ин­те­ре­сы и цен­но­сти, са­мо­оцен­ку и др. под­даю­щие­ся из­ме­ре­нию па­ра­мет­ры. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность и прак­тич. зна­чи­мость кон­цеп­ций, де­ля­щих лю­дей на чёт­ко раз­ли­чаю­щие­ся пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы, из­ме­ре­ние боль­шин­ст­ва пси­хо­ло­гич. черт об­на­ру­жи­ва­ет рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­дов вдоль не­пре­рыв­ной шка­лы, при­бли­жаю­щее­ся к ко­ло­ко­ло­об­раз­ной кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния. По­доб­ное, ско­рее ко­ли­че­ст­вен­ное, не­же­ли ка­че­ст­вен­ное, рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий при­су­ще и лю­бым жи­вот­ным, при­над­ле­жа­щим к од­но­му ви­ду. При про­ве­де­нии срав­не­ний групп, раз­ли­чаю­щих­ся по воз­рас­ту, по­лу, эт­ни­че­ской и куль­тур­ной при­над­леж­но­сти и т. д., ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия внут­ри ка­ж­дой груп­пы ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­но боль­ше сред­них раз­ли­чий ме­ж­ду груп­па­ми; т.  о. груп­по­вая при­над­леж­ность ин­ди­ви­да не мо­жет слу­жить на­дёж­ным ин­ди­ка­то­ром вы­ра­жен­но­сти пси­хо­ло­гич. черт. Кросс­куль­тур­ные ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что тес­ты, раз­ра­бо­тан­ные в зап. куль­ту­ре, час­то не под­хо­дят для срав­не­ния её пред­ста­ви­те­лей с людь­ми иных куль­тур (напр., тес­ты ин­тел­лек­та из­ме­ря­ют спо­соб­ность к ака­де­мич. обу­че­нию, иг­но­ри­руя та­кие ме­нее вос­тре­бо­ван­ные в зап. об­ще­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­ные ка­че­ст­ва, как ин­туи­ция).

Важ­ной за­да­чей Д. п. яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ных па­ра­мет­ров ор­га­ни­за­ции пси­хич. дея­тель­но­сти «глу­бин­ных фак­то­ров», от ко­то­рых за­ви­сят «по­верх­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки» по­ве­де­ния, для че­го был раз­ра­бо­тан ма­те­ма­тич. ме­тод фак­тор­но­го ана­ли­за, ши­ро­ко при­ме­няе­мый в Д. п. с сер. 20 в. Для по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий воз­ник­но­ве­ния ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий важ­но изу­че­ние их ге­не­тич. и ней­ро­фи­зио­ло­гич. кор­ре­ля­тов; в Рос­сии Б. М. Те­п­ло­вым и В. Д. Не­бы­ли­цы­ным на ос­но­ве уче­ния И. П. Пав­ло­ва с сер. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия, ис­сле­дую­щая пси­хо­фи­зио­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Д. п. идут ост­рые дис­кус­сии об от­но­си­тель­ном вкла­де на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия (напр., в ген­дер­ной пси­хо­ло­гии). Дан­ные Д. п. име­ют важ­ное при­клад­ное зна­че­ние для обу­че­ния, пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, оп­ре­де­ле­ния проф. при­год­но­сти, проф­ори­ен­та­ции, ди­аг­но­сти­ки и про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия склон­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­ви­дов и др.

Дифференциальная психология как наука | Psylist.net

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др. ).

С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Расположение центра речи – методы определения
  • Классификация отклонений и акцентуаций характера
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Изучение темперамента в отечественной школе психологов
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  • Гениальность — диагноз?
  • Способности
  • Способности и интеллект
  • Гендерные различия в психической деятельности и поведении

Дифференциальная психология | Психология Вики

в: Статьи для объединения, Лондонская школа дифференциальной психологии, Индивидуальные различия

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Было высказано предположение, что [[::Психология индивидуальных различий|Психология индивидуальных различий]] объединить с этой статьей или разделом. (Обсудить)

Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях фокусировки, отраженных в известной цитате: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на кого другого человека» ( Murray, H.A. & C. Kluckhohn, 1953. Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне изучения.

Например, представьте себе группу студентов, сдающих тест на машинопись. Некоторые учащиеся будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие учащиеся будут работать очень быстро, печатая гораздо больше и делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы между скоростью и точностью. Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одни и те же инструкции.

Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи участвуют в различных программах, включая программы по педагогической психологии, промышленной психологии и социальной психологии.

Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Акерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л. Л. Терстон.

Содержание

  • 1 Методы исследования
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Ключевые тексты
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Дополнительный материал
    • 5.1 Книги
    • 5.2 Документы
  • 6 Внешние ссылки

Методы исследования

Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной окружающей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию [1] [2] Эксперименты с нейротрансмиттерной и гормональной системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств). Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.

История

С античности соображения об индивидуальных различиях формулировались философами (Платон, Аристотель) и врачами (Гиппократ). Однако только в конце 19 века межиндивидуальная изменчивость стала объектом научного подхода. Поклонник Чарльза Дарвина, двоюродным братом которого он является, Фрэнсис Гальтон предлагает применить теорию естественного отбора к человеческому роду. Из этого намерения вытекает его исследовательская программа: объективно описать изменчивость между людьми и измерить ее (Гальтон — изобретатель ментальных тестов), показать, что эта изменчивость имеет наследственное происхождение, заложить основы созданного им термина евгеники.

Тесты Гальтона представляли собой обзоры антропометрических признаков, измерения времени реакции и эффективности сенсорных процессов. Элементарные процессы предпочитались из практических соображений, потому что их было легко измерить, и прежде всего из теоретических соображений. В рамках господствовавшей тогда ассоциативной парадигмы считалось, что в основе психики лежит ощущение и что высшие процессы, «идеи», являются результатом соединения, ассоциации ощущений.

У всех современников Гальтона было одно и то же априори, поэтому их попытки построить тест интеллекта, цель которого преследовала большинство психологов того времени, оказались неубедительными. Ситуация изменилась с появлением Альфреда Бине (1857-1911), который представил в 1905 и 1908 годах совершенно новый тест, предназначенный для диагностики умственной отсталости. В этом тесте оцениваются высшие психические процессы (понимание, воображение, эстетическое чувство и др.). Тест Бине имел значительный успех, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.

Многие тесты были вдохновлены этим. Впоследствии большая часть работ в дифференциальной психологии была посвящена созданию диагностических инструментов (тестов и опросников), что привело к важным достижениям в психометрии. Забота о применении привела к интересу к сложным психологическим характеристикам (интеллект и личность). В то же время развивалась общая психология, в которой доминировал бихевиоризм, ориентировавшийся на относительно элементарные процессы. В этом ракурсе межиндивидуальная изменчивость действительно наблюдалась, но, отыскивая общие закономерности, мы считали ее источником ошибки.

За последние несколько десятилетий эти две точки зрения сошлись воедино. Общая психология стала когнитивной психологией, и ее модели все чаще включают параметры, относящиеся к межиндивидуальной изменчивости. Тесты и анкеты все чаще имеют теоретическую основу. Наконец, считается, что ситуационные факторы и индивидуальные факторы взаимодействуют.

См. также

  • Педагогическая психология
  • Интеллект
  • Темперамент
  • Психология личности
  • Поведенческая генетика

Ключевые тексты

Книги

  • Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект. Лондон: образование Пирсон. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816
  • Тайлер, Л.Э. (1965). Психология человеческих различий. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.

Документы

  • Чаморро-Премузик, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии.
    Review of General Psychology, 10,
    251-267. Полный текст
  • Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241. Полный текст

Дополнительные материалы

Книги

Документы

  • Басс, Д.М., и Грейлинг, Х. (1999). Адаптивные индивидуальные различия. Журнал Личности, 67, 209-243. Полный текст

Внешние ссылки

  • Introduction to Individual Differences (Wilderdom)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. ↑ Брейди, ST; Сигел Г.Дж., Альберс Р.В., Прайс Д.Л. (2012).
    Базовая нейрохимия. Макгилл Пресс
    .
  2. ↑ Кандел, ER; Шварц Дж. Х., Джесселл ТМ. (2000). Принципы нейронауки, четвертое издание. Компании McGraw-Hill .

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Дифференциальная психология | Психология Вики

в: Статьи для объединения, Лондонская школа дифференциальной психологии, Индивидуальные различия

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .

Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Было высказано предположение, что [[::Психология индивидуальных различий|Психология индивидуальных различий]] объединить с этой статьей или разделом. (Обсудить)

Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях фокусировки, отраженных в известной цитате: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на кого другого человека» ( Murray, H.A. & C. Kluckhohn, 1953. Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне изучения.

Например, представьте себе группу студентов, сдающих тест на машинопись. Некоторые учащиеся будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие учащиеся будут работать очень быстро, печатая гораздо больше и делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы между скоростью и точностью. Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одни и те же инструкции.

Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи участвуют в различных программах, включая программы по педагогической психологии, промышленной психологии и социальной психологии.

Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Акерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л. Л. Терстон.

Содержание

  • 1 Методы исследования
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Ключевые тексты
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Дополнительный материал
    • 5.1 Книги
    • 5.2 Документы
  • 6 Внешние ссылки

Методы исследования

Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной окружающей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию [1] [2] Эксперименты с нейротрансмиттерной и гормональной системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств). Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.

История

С античности соображения об индивидуальных различиях формулировались философами (Платон, Аристотель) и врачами (Гиппократ). Однако только в конце 19 века межиндивидуальная изменчивость стала объектом научного подхода. Поклонник Чарльза Дарвина, двоюродным братом которого он является, Фрэнсис Гальтон предлагает применить теорию естественного отбора к человеческому роду. Из этого намерения вытекает его исследовательская программа: объективно описать изменчивость между людьми и измерить ее (Гальтон — изобретатель ментальных тестов), показать, что эта изменчивость имеет наследственное происхождение, заложить основы созданного им термина евгеники. Тесты Гальтона представляли собой обзоры антропометрических признаков, измерения времени реакции и эффективности сенсорных процессов. Элементарные процессы предпочитались из практических соображений, потому что их было легко измерить, и прежде всего из теоретических соображений. В рамках господствовавшей тогда ассоциативной парадигмы считалось, что в основе психики лежит ощущение и что высшие процессы, «идеи», являются результатом соединения, ассоциации ощущений.

У всех современников Гальтона было одно и то же априори, поэтому их попытки построить тест интеллекта, цель которого преследовала большинство психологов того времени, оказались неубедительными. Ситуация изменилась с появлением Альфреда Бине (1857-1911), который представил в 1905 и 1908 годах совершенно новый тест, предназначенный для диагностики умственной отсталости. В этом тесте оцениваются высшие психические процессы (понимание, воображение, эстетическое чувство и др.). Тест Бине имел значительный успех, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. Многие тесты были вдохновлены этим. Впоследствии большая часть работ в дифференциальной психологии была посвящена созданию диагностических инструментов (тестов и опросников), что привело к важным достижениям в психометрии. Забота о применении привела к интересу к сложным психологическим характеристикам (интеллект и личность). В то же время развивалась общая психология, в которой доминировал бихевиоризм, ориентировавшийся на относительно элементарные процессы. В этом ракурсе межиндивидуальная изменчивость действительно наблюдалась, но, отыскивая общие закономерности, мы считали ее источником ошибки.

За последние несколько десятилетий эти две точки зрения сошлись воедино. Общая психология стала когнитивной психологией, и ее модели все чаще включают параметры, относящиеся к межиндивидуальной изменчивости. Тесты и анкеты все чаще имеют теоретическую основу. Наконец, считается, что ситуационные факторы и индивидуальные факторы взаимодействуют.

См. также

  • Педагогическая психология
  • Интеллект
  • Темперамент
  • Психология личности
  • Поведенческая генетика

Ключевые тексты

Книги

  • Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект. Лондон: образование Пирсон. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816
  • Тайлер, Л.Э. (1965). Психология человеческих различий. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.

Документы

  • Чаморро-Премузик, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии. Review of General Psychology, 10, 251-267. Полный текст
  • Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241. Полный текст

Дополнительные материалы

Книги

Документы

  • Басс, Д.М., и Грейлинг, Х. (1999). Адаптивные индивидуальные различия. Журнал Личности, 67, 209-243. Полный текст

Внешние ссылки

  • Introduction to Individual Differences (Wilderdom)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *