Дисграфия у детей — причины, основные симптомы, методы лечения
В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.
При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?
Содержание статьи
Дисграфия – определение
Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.
Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.
Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.
Основные причины
Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.
Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.
Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.
Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.
Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.
Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.
Проявления заболевания
Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).
Также ребенок:
- пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
- заменяет похожие слова по звучанию;
- добавляет лишние буквы, слоги в слова;
- искажает написание букв, например, пишет зеркально;
- не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).
Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.
Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.
Диагностика
Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.
Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.
Диагностика расстройства включает:
- изучение, анализ письменных работ;
- исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.
По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.
При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.
Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.
Классификация
С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:
- Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
- Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
- Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
- Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
- Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.
Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.
Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.
Механизм дисграфии
Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.
Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.
Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.
Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.
Коррекция и лечение
В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.
Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.
Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:
- устранение нарушений произношения звуков;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексики;
- развитие грамматики;
- развитие связной речи;
- развитие других функций.
Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.
Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.
Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.
Особенности заболевания
Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.
Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.
К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.
О чем стоит помнить родителям
Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.
Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».
Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.
Предупреждение дисграфии
Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.
Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:
Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.
Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!
Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.
deteylechenie.ru
Дисграфия что это такое, виды
Писать человек учится еще до школы и пользуется этим умением всю жизнь. Не допускать ошибок на письме сложно всем, даже взрослым, но что, если дело не только в том, что ребенку тяжело запомнить нормы орфографии? Что, если ему с трудом дается написание слов вообще?
Что это за расстройство
Дисграфия — это частичное нарушение письма, возникающее из-за сбоев в функционировании психики
. Такое расстройство проявляется в специфических ошибках при написании слов и не связано с нарушениями интеллектуального развития. Что такое специфические ошибки? Это целый список характерных для дисграфиков нарушений правописания, никак не связанных с незнанием правил грамматики. Вот самые распространенные из них:- Ребенок пишет приставки отдельно, а предлоги, наоборот, присоединяет к самостоятельным частям речи.
- Испытывает сложности с передачей мягкости согласных при помощи мягкого знака.
- Путает визуально похожие буквы (рукописные «а» и «о», «д» и «у»).
- Путает буквы, обозначающие сходные звуки («б» и «п», «ё» и «ю»).
- Пропускает буквы или целые слоги или, наоборот, добавляет их.
- Пишет слово с теми же ошибками, что и произносит («лука» вместо «рука»).
- Заменяет ударную гласную.
- Неправильно связывает слова в словосочетания, нарушает границы предложений.
В чистом виде описанные здесь случаи неверного написания почти не встречаются, чаще всего можно наблюдать их смешение. Важно помнить, что о проблемах свидетельствует именно повторение указанных ошибок, — не стоит бить тревогу, если заметите их в тетради сына или дочери один или два раза. Из данного перечня и состоит симптоматика дисграфии.
Этот же список — основной критерий, по которому проводится диагностика дисграфии. Хотя нередко случается так, что сначала родители обращают внимание на почерк ребенка: у детей-дисграфиков он крайне небрежный, неразборчивый. Скорость письма, как правило, очень невысока. Дисграфия у детей часто сопровождается смежной проблемой — с чтением (она называется дислексией).
Рекомендуем: Кто такой гений?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Конечно же, нормально учиться ребенку с такими расстройствами почти невозможно. Оценки портятся, недовольны учителя и родители, а вдобавок школьник становится объектом насмешек со стороны сверстников. И если не проводится лечение дисграфии, человек вырастает с сильнейшим комплексом неполноценности, не говоря уже о том, что его повседневную жизнь будут сопровождать многочисленные трудности. Ведь даже написать записку домочадцам уже станет проблемой. Откуда же берется расстройство письма и как лечить дисграфию?
Причины и виды
Причины дисграфии могут быть различной природы. Конечно, в первую очередь это патологии при беременности и родах, которые впоследствии могут сказаться на работе центральной нервной системы ребенка. Например, привести к неравномерному развитию полушарий мозга.
Часто у детей-дисграфиков левое, отвечающее за письмо, недостаточно активно, а правое — наоборот. Именно поэтому у многих из них отмечаются хорошие способности к рисованию, которые как раз контролирует правая половина мозга. В группе риска — дети-левши и дети, которых переучили с левшей на правшей (они нередко пишут буквы в зеркальном отображении). Кроме того, важен наследственный фактор.
Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка
Дисграфия у ребенка может развиться и под влиянием обстановки в семье, характера общения родственников с ним и между собой. Что именно способно привести к проблемам с письмом?
- Билингвизм (в семье одновременно говорят на двух языках).
- Привычка сопротивляться действиям родителей. Согласно последним исследованиям, если ребенка постоянно кормят насильно или насильно укладывают спать, впоследствии он проецирует сопротивление и на других взрослых, в том числе на учителя.
- Неправильная речь членов семьи. Многие имеют привычку сюсюкать с младенцем, и в результате ребенок привыкает к искаженной речи как к норме. А может, тот, кто часто общается с ребенком, страдает дефектами произношения — это тоже способно сыграть роковую роль.
- Раннее начало обучения письму, опережающее психологическую готовность ребенка к занятиям.
- Недостаточное количество речевых контактов. Родители не общаются с ребенком вообще или общаются слишком мало.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
До сих пор речь шла о детях, но и у взрослых может развиться это расстройство, например после перенесенных черепно-мозговых травм. Специалисты выделяют различные формы дисграфии:
- Оптическая.
- Акустическая.
- Артикуляторно-акустическая.
- Моторная.
- Аграмматическая.
Рассмотрим каждый из этих видов подробнее.
Причина первого из них — неразвитые навыки зрительно-пространственного анализа. Когда возникает дисграфия этой формы, текст для пишущего выглядит как оптическая иллюзия.
Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы, соблюдать одинаковый наклон почерка, символы становятся похожими один на другой… Школьник путает визуально похожие буквы, пропускает или добавляет лишние знаки, не может понять, где закончилось одно предложение и началось другое.
Акустическая дисграфия развивается при нарушении у ребенка речевого (или, как говорят специалисты, фонематического) слуха. Фонематический слух позволяет правильно распознавать звуки в речи и соотносить звук с определенной буквой на письме.
Рекомендуем: Почему ребенок не хочет учиться?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Типичные проявления этого вида — замена букв другими, обозначающими похожие звуки, в том числе замена гласных под ударением, проблемы с различением твердых и мягких согласных (пишет «килка» вместо «килька»). При этом звуки ребенок произносит верно.
Близка к ней артикуляторно-акустическая дисграфия, которая проявляется в письменной фиксации неправильно произносимого слова. То есть здесь нужно в первую очередь исправить не соответствующее норме звукопроизношение.
Моторная форма связана с трудностями координации движений при письме. Пропуск букв, слогов или, напротив, добавление лишних, слитное написание предлогов со словами — все это признаки моторного вида.
Наконец, последняя в нашем списке — аграмматическая дисграфия: ее диагностика, в отличие от остальных видов, становится возможна не раньше, чем ребенок перейдет во второй или даже третий класс. Все потому, что она проявляется на более сложном уровне письменной речи: в нарушении согласования слов по роду, падежу, числу, пропуске членов предложения, неверной их последовательности.
Встречается также смешанная дисграфия, когда разные виды расстройства проявляются у человека одновременно. Например, оптическая и моторная дисграфия редко регистрируются в чистом виде, но отдельные их симптомы часто наблюдаются в других видах.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Можно ли вылечить
Наверное, самый волнующий вопрос для родителя, у ребенка которого диагностирована дисграфия, это ее лечение. Во-первых, пожалуй, нелишним будет напомнить: дисграфия относится к числу серьезных нарушений психики, поэтому определение подходящего лечения должно проходить только в медицинском кабинете.
Упражнения в домашних условиях, безусловно, очень важны, но их тоже нужно делать после консультации со специалистом. Обследование у врача существенно еще и потому, что разные виды дисграфии требуют различных методик коррекции. Так, коррекция оптической дисграфии должна включать большое количество упражнений для тренировки зрительной памяти, а, например, при акустической форме упор нужно сделать на укрепление мышц речедвигательного аппарата.
Рекомендуем: Аутизм — это
Во-вторых, нужно сказать, что коррекция дисграфии в большинстве случаев дает хорошие результаты (при упорных тренировках, конечно), поэтому при достаточной настойчивости ребенок в конце концов научится писать так же бойко, как его сверстники. Главное, чтобы лечащий врач, родители и сам пациент вместе стремились к одной цели.
При домашних занятиях старайтесь придерживаться нескольких рекомендаций.
- Возьмите за правило не показывать эмоции слишком бурно. Не стоит кричать ни от восторга, ни от гнева. Хвалите за достижения, указывайте на неудачи, но спокойно, сохраняя уверенность в итоговом успехе.
- Не переусердствуйте с объемом заданий. Лучше делать их качественно. Да и ошибок в небольшом тексте ребенок допустит меньше, что закрепится в памяти как положительный опыт. А это очень важно, особенно на первых порах.
- Не стоит давать задания, цель которых — исправление намеренно сделанных в тексте ошибок.
- Также не нужно заставлять ребенка переписывать несколько раз упражнения, которые получились не очень хорошо. От этого его неуверенность в себе только вырастет.
Ну и, в-третьих, конечно же, лучше предупреждение проблемы, чем ее устранение. Как проводится профилактика дисграфии? Общайтесь с ребенком, читайте ему вслух (с самого раннего возраста), четко проговаривая звуки, развивайте у малыша разные виды памяти, делайте с ним артикуляционную гимнастику. И посетите логопеда, особенно если появились хоть малейшие подозрения, что речевое развитие ребенка идет не так, как должно. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Что такое дисграфия. Виды. Причины.
Описание слайда:Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье) Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье) Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье) Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования. Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье) -Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. -Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития; -Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). — Леворукость (особенно переученная). — Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа. Причины возникновения дисграфии:
infourok.ru
Дисграфия и ее причины | Справочник здоровья
Ребенок часто сталкивается с трудностями в написании букв, в их правильном графическом изображении, замене или пропуске букв и слогов? Это, безусловно, огорчает маленького ученика, но должно насторожить взрослых: возможно, ребенок страдает дисграфией.
Что такое дисграфия?
Дисграфия квалифицируется логопедами и психологами как нарушение письма. Ошибки могут быть не только в искажении или замене букв, но и том, что ребенок не видит конца слова, начала предложения, не различает предлоги, допускает много орфографических и пунктуационных ошибок. Дисграфические ощибки никаким образом не связаны с незнанием правил или неумением их применять. Это последствия нарушения речевого развития. К шести-семилетнему возрасту ребенок должен не только произносить все звуки правильно, но и слышать разные звуки в словах, иметь богатый словарный запас и уместно пользоваться им. Диагноз «дисграфия» может быть поставлен по окончании первого класса. Различают такие виды дисграфии: нарушение почерка, аграмматическая дисграфия (развивается в результате несформированности фонематического слуха), артикуляционно-акустическая (ребенок пишет в соответствии с произношением). Дисграфию можно и нужно лечить. Коррекция разных видов дисграфии может занять несколько лет. Успех в излечении зависит от тяжести дефекта речи, своевременности обращения к специалисту, систематических занятий с опытным логопедом, положительного настроя ребенка и терпения и понимания родителей. Но прежде, чем начать лечение, нужно выяснить причину дисграфии.
Причины дисграфии
Специалисты говорят о двух возможных причинах, повлекших за собой дисграфию. Это медицинские проблемы, возникшие при рождении, и социально-психологические — при дальнейшем воспитании ребенка.
На первый план выходят причины медицинские. Тяжелая беременность, патологические роды могут повлечь в будущем развитие дисграфии. Особенно опасна во время родов гипоксия, т.е. недостаток кислорода. Именно от нехватки кислорода страдают те отделы головного мозга, которые влияют на формирование психологических функций, участвующих в процессе письма. Как правило, дисграфией страдают дети, у которых в раннем детстве диагностирована задержка речевого развития. Таким детям важно своевременно оказать необходимую неврологическую и логопедическую помощь.
Не менее важна такая причина развития дисграфии, как неправильное воспитание ребенка: излишнее сюсюканье, завышенные, не по возрасту, требования к результатам обучения ребенка. Психологи предупреждают о вреде раннего обучения ребенка азбуке и тем более письму. Оптимальным считается возраст три с половиной – четыре года. Психика и нервная система ребенка более раннего возраста еще не готовы к этому процессу. Кроме того, методы и темпы обучения ребенка, по мнению психологов, должны учитывать индивидуальные особенности его характера и темперамента. Не следует ребенка чрезмерно опекать в учебе, укорять за каждый учебный промах, заставлять переделывать плохо выполненную работу, критиковать по поводу и без повода, Это может развить в нем неуверенность, тревожность. Многие искривления в поведении, снижение интереса к учебе, а так же дисграфия – все это последствия неправильного отношения к ребенку.
Выявлять предрасположенность к дисграфии и заниматься профилактикой различных видов дисграфии нужно ещё с детского сада.
it-apharm.ru
Консультация по теме: Что такое дисграфия и как с ней бороться?
1 слайд ТЕМА
Тема родительского собрания – «Что такое дисграфия и как с ней бороться?».
Это тема очень актуальна для родителей младших школьников, а особенно для родителей первоклассников. Дисграфия — настоящий бич современных школьников. Она родом из проблем дошкольного возраста и, как гриб, вырастает именно в начальных классах школы, когда на ребенка сваливается необходимость в условиях стресса много писать и читать.
Важно знать и не пропустить симптомы (тревожные звоночки) этой серьёзной проблемы.
2 слайд ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дисграфия– это специфическое расстройство письменной речи, которое проявляется в многочисленных ошибках стойкого характера.
Письменная речь – процесс чрезвычайно сложный.
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
- Прослушать или прочитать слово
- Затем вычленить нужный звук из слова.
- Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.
- Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.
- После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения ручкой.
- Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Если на каком-то этапе возникает сбой, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.
Дисграфия – это вторичное нарушение речи.
В начале сентября по результатам обследования первоклассников в нашей школе выяснилось, что более 60% из них имеют нарушения в устной речи.
В обычных школах число детей с дисграфией составляет 37 %. Чаще дисграфией страдают мальчики.
3 слайд ВИДЫ ДИСГРАФИИ
Какая бывает дисграфия?
1.Артикуляторно-акустическая
Ребёнок неправильно произносит звуки и значит неправильно записывает буквы (пишет так как произносит)
2. Акустическая
Ребёнок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие –звонкие, шипящие–свистящие, твёрдые — мягкие)
3.Оптическая
У ребёнка нарушено зрительное – пространственное восприятие и моторные координации (движения руки). Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, пишет зеркально в обратную сторону).
4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.
Ребёнок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на звуки. В итоге правильная запись слов и особенно фраз становится невозможной. Ребёнок может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
5. Аграмматическая дисграфия.
Выявляется у детей после 1-2 класса. Проблема связана с тем, что ребенок не может правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). Особенно заметны эти ошибки в изложениях и сочинениях.
В практике чаще всего встречается смешанная форма с преобладанием того или иного вида дисграфии.
4 слайд ГРУППА РИСКА
Причины дисграфии могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций, генетики, до педагогической запущенности.
Группу риска составляют:
Дети, у которых выявлена врачом-невропатологом задержка психического развития, задержка речевого развития, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У этих детей имеются проблемы с вниманием, памятью, мышлением.
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.У таких детей часто нарушены зрительно-моторные координаций, пространственного восприятия. У них повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость. Это и вызывает целый ряд школьных трудностей.
У детей, которые посещали логопедическую группу в детском саду, в дошкольном возрасте было определено нарушение речи. Работа в детском саду проводилась, однако у многих детей при выпуске из логопедических групп, нормы речи нет или усложнение учебного материала в школе вызывает новые трудности, особенно с письменной речью.
Нарушения слуха у ребенка, даже самые незначительные и временные, негативно сказываются на развитии речи.
При нарушении слуха ребёнокне может воспринимать правильную речь, воспроизводить их в своей речи и различать звуки на слух, контролировать свою речь.
5 слайд, 6 слайд РАБОТЫ ДЕТЕЙ
Работы детей
7 слайд ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ
Ошибки при дисграфии специфические и носят стойкий характер.
Если у ребенка встречаются ошибки и Вам кажется, что они необычные («глупые»), но они редкие или единичные, то это, скорее всего, не дисграфия, а «физиологические» ошибки т.е. встречающиеся, когда ребенок учится читать или писать, или результат того, что ребенок устал.
Почерк у детей, имеющих дисграфию, часто (но не всегда!) бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.
8 слайд ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Нарушение письма – проблема серьезная, но вполне разрешимая.
Дисграфия поддаётся исправлению. Обращение к специалисту желательно, но, к сожалению, не у всех есть такая возможность. По опыту скажу, что индивидуальные занятия эффективнее. Или, в крайнем случае, занятия в малой группе. Лучше заниматься со специалистом не менее 3 раз в неделю.
Исправление нарушений письма это большой труд, прежде всего самого ребёнка, а также его родителей. Главное, чтобы было желание потратить 1 час вдень для занятий со своим ребёнком.
Общие рекомендации
- Неукоснительное соблюдение режима дня.Дети должны высыпаться и достаточно времени гулять на свежем воздухе. Строго ограничьте пребывание детей у компьютера. Продумайте режим секций, музыкальной, художественной школы.
- Всегда контролируйте выполнение письменных заданий Вашим ребенком. Но помните, что это задания его, а не Ваши.
- Не надо торопить ребенка при выполнении письменных работ. Ему нужно сосредоточиться.
- Важна систематичность работы по преодолению ошибок на письме. Не будет никакого толку, если ребенок часто пропускает логопедические занятия. Важна дисциплина!
- Проверяя домашние задания Вашего ребенка, избегайте отрицательных оценок. Ребенок делает ошибки не специально. Ваш негатив отобьет желание учиться.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех. Даже за то, что сегодня он делал 10 ошибок вместо 15 вчерашних.
- Коррекция устной речи ребенка. Если ребенок не говорит какие-то звуки, заменяет их на другие, то надо начинать с устранения недостатков звукопроизношения.
9 слайд ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
- Раздражаться и ругать ребенка за его ошибки бессмысленно. Поругать можно за безделье, лень.
- Не стремитесь устранить все недостатки письма сразу. Если Вы поставили цель научить писать ребенка без ошибок, то не обращайте внимания на некрасивый почерк. Ребенок на первых порах должен сосредоточиться на чем-то одном.
- Наказание чтением отобьет желание читать и узнавать из книг что-то интересное. Не стоит также постоянно проверять скорость чтения.
- Увлекаться бесконечными диктантами. Лучше написать одно предложение (понятное ребенку) в день, проработать каждое слово, написать его правильно с проговариванием и внимательно проверить. Но делать это каждый день.
10слайд СПИСЫВАНИЕ
Частые виды проверочных работ в начальной школе это списывание и диктант. В домашних работах тоже часто они встречаются.
Рекомендации при списывании:
Прочитай слово
Повтори слово
Раздели на слоги
Посчитай количество букв
Прочитай ещё раз как написано
Напиши слово проговаривая его вслух!
Прочитай по буквам
Проверь по учебнику
11 слайд ДИКТАНТ
Рекомендации при диктанте:
- Прочитать всё предложение ребенку
- Ребёнок считает сколько в нём слов
- Повторить правила о предложении (первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)
- Прочитать предложение второй раз
- Диктуем чётко по одному слову
- Ребенок повторяет слово, делит на слоги
- Запись слова с ПРОГОВАРИВАНИЕМ
- Ребёнок проверяет написанное слово
- Аналогично пишем и проверяем каждое слово
- Проверка всего предложения
Важность проговаривания при письме
ОЧЕНЬ важно приучить ребенка проговаривать слово при его написании!
Ребенку нужно понять и запомнить как расположены звуки в слове. При проговаривании в разы сокращается количество ошибок! Но важно проговаривать особо фиксируя внимание на гласных. Диктовать себе так: «Ру с гласной У». Ведь именно гласные чаще всего и пропускают дети. Важно также постоянно напоминать ребенку (и даже требовать), чтобы он себе проговаривал вслух. Сейчас дети должны проговаривать себе вслух, а не шепотом.
nsportal.ru
Дисграфия. Определение, причины, механизмы. Классификация дисграфии.
Дисграфия — частичное специфическое расстройство письма. На письме присутствуют ошибки, которые являются стойкими, систематическими, неподдающиеся самокоррекции, не связанные с изучением орфографических правил.
Механизмы раскрыты в работе Александра Романовича Лурия «Очерки психофизиологии письма»:
1) Мотивация – в первую очередь необходимо сформировать учебную мотивацию (успех зависит: 80 %-мотивация, 20%-способности). Занятия в интересной форме, учитывать нагрузку и характер работы (должны соответствовать возрасту и характеру ребенка). Ситуация успеха.
2) Замысел может быть внешний — ребенок пишет под диктовку, либо списывает. Задача ребенка точно запомнить и передать то, что подлежит записыванию, для того, чтобы передать внешний замысел должны быть сохранны зрительные (при списывании) и слуховые (диктовка) память и восприятие.
Замысел может быть внутренний — когда мы пишем, внешний замысел преобразуется во внутренний (записываем во время лекции не все, изменяем фразу, пишем по-своему, либо выписываем из текста определенные словосочетания, или полностью самостоятельный замысел – сочинения, изложения). Должны быть развиты лексическая и грамматическая сторона речи. Необходимы мыслительные операции — умение программировать своё высказывание.
3) Анализ подлежащего к написанию. Все необходимые операции анализа маленький ребенок выполняет очень медленно, т.к. делает все полно и развернуто – на это необходимо предоставлять достаточное количество времени. Для того, чтобы произвести анализ в первую очередь включается фонетический слух – это слежение за потоком речи. Подключается фонетическое восприятие — из текста выделяются предложения, из предложений слова, из слов слоги, а далее вступает в силу фонематический слух, дифференцируются звуки – узнаются по акустическим признакам). Затем параллельно с этим осуществляется фонематическое восприятие (умственное действие по звуковому анализу и синтезу), количество звуков, их последовательность. При выполнении всех этих действий анализа участвует проговаривание. А.Лурия установил, что проговаривание очень важный компонент в процессе письма: «Проговаривание необходимый аккомпанемент письма». Исследование Назаровой подтвердило необходимую роль в проговаривание.
4) Перевод речевого звука в фонему. У каждого звука м.б. свои физические характеристики: высота, голос, тембр. Пишущий должен проигнорировать эти физические характеристики и выделить фонему, т.е. обобщенный образ звука (он у нас в голове).
5) Перевод фонемы в графему (обобщенный образ буквы), дети и взрослые не всегда понимают неоформленный почерк.
6) Запись букв (перевод графемы в букву). Для полноценного овладения письма д.б. сохранны работоспособность, самоконтроль (планирующий и итоговый).
Этиология дисграфии.
Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов.
Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травмы головы).
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация — в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Специфические ошибки при дисграфии.
- Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит нарушение фонемного распознавания (умение дифференциации) фонем родного языка. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, Б-П, Д-Т).
Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, ТУЧА-ТОЧА, ДЕКАБРЬ-ДЕКОБРЬ и др. - Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.). Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.
Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов. - Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи.
Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения. - Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: Д-Б, П-Н, П-И, Ш-Щ, Н-К, М-Л и др.
У детей с описанными выше нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.
Описанные типы специфических ошибок при дисграфии в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно наблюдается смешанная картина. При специфических нарушениях письма отмечается неровный и неразборчивый почерк, замедленный темп письма, трудности в автоматизации графо-моторного навыка.
students-library.com
Дисграфия — виды, причины, профилактика
Нарушение процесса письма, проявляющееся у человека в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, при нормальном развитии интеллекта, называют дисграфией. В зависимости от того, какой компонент психических функций недостаточно сформирован, нарушение зачастую сопровождается расстройствами устной речи.
Обычно дисграфия и дислексия, которая является избирательным нарушением способности к овладению навыком чтения, проявляются у детей одновременно. В редких случаях эти нарушения встречаются по отдельности.
При обнаружении у ребенка дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с ежедневным написанием диктантов и переписыванием текстов, могут значительно ускорить процесс исправления нарушения.
Виды дисграфии
В основе классификации нарушения лежит несформированность какой-то определенной психической функции или операции процесса письма. Исходя из этого, выделяют следующие виды нарушения:
- Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
- Артикуляционно-акустическую и оптическую дисграфию;
- Аграмматическую и акустическую дисграфию;
Механизмом формирования артикуляционно-акустической дисграфии является неправильное произношение ребенком звуков речи, которые он в итоге отражает и на письме, ведь он пишет слова так, как их произносит. Это становится возможным в тех случаях, когда у ребенка либо не сформированы фонетические представления, либо имеется нарушение слуховой дифференциации.
Таким образом, малыш с артикуляционно-акустической дисграфией фиксирует на письме свое дефектное произношение, пропускает или заменяет буквы. Многие логопеды отмечают, что даже после коррекции дефектов устной речи, некоторые подопечные продолжали неправильно записывать слова. Это обусловлено несформированностью кинестетических образов звуков, во время внутреннего проговаривания слов у ребенка не происходит опоры на верную артикуляцию звуков.
Артикуляционно-акустической дисграфией в основном страдают дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, в особенности при ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии, а также дизартрии.
Акустическая диcгрaфия является нарушением фонемного распознавания. Ребенок с таким расстройством заменяет на письме буквы, обозначающие фонетически близкие звуки, смешивает свистящие и шипящие, глухие и звонкие буквы.
Возникновение акустической дисграфии связано с неточностью дифференциации звуков на слух у ребенка, при сохранении нормального произношения слов.
При дисграфии, основанной на нарушении языкового анализа и синтеза, ребенок пишет слова, в особенности предлоги, слитно, пропускает гласные и при сочетании согласные, добавляет ненужные буквы, а также пишет раздельно приставки и корни некоторых других слов в предложении. Также наблюдается искажение звукобуквенной структуры слова, по причине недоразвития фонематического анализа.
Аграмматическая дисграфия возникает на фоне несформированности лексико-грамматического строя речи, проявляется на письме в морфологических и морфосинтаксических аграмматизмах на уровне предложений, текста, словосочетаний и слов.
Несформированность зрительно-пространственных функций приводит к развитию оптической дисграфии. Ребенок искаженно воспроизводит буквы на письме – пишет их в зеркальном отражении, не дописывает или наоборот приписывает лишние элементы, заменяет и смещает сходные по графическому признаку буквы. При оптической дисграфии у левшей с органическим повреждением мозга может наблюдаться письмо слева направо.
Этот вид расстройства подразделяют на литеральную, когда ребенку сложно воспроизвести изолированные буквы, и вербальную форму, при которой сохраняется воспроизведение изолированных букв.
Причины дисграфии
Заболевание может быть обусловлено генетическими факторами и неодинаковым развитием полушарий мозга. Зарегистрировано немало случаев, когда дисграфия и дислексия развивались у детей, в семьях которых разговаривают на двух языках.
Возможной причиной развития нарушения может быть слабая обработка зрительной информации, часто дисграфия возникает у левшей, которых переучили и они стали писать правой рукой, а также у малышей, пошедших в школу раньше 6 лет.
Профилактика дисграфии
Чтобы предупредить развитие нарушения, необходимо стимулировать развитие познавательной и мыслительной деятельности ребенка. Необходимо искать способы привлекать и удерживать внимание малыша, обеспечить его достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений. Для профилактики дисграфии можно использовать различные развивающие игрушки для совсем маленьких детей или игры для дошкольников.
Еще в доречевой период развития ребенка родителям необходимо установить с ним эмоциональную связь, чтобы впоследствии иметь возможность влиять на малыша и направлять его действия в нужное русло, развивать его память и стимулировать развитие его психических функций.
Важным элементом профилактики дисграфии является полноценное развитие устной речи крохи, ведь впоследствии она станет той базой, на которой будет строиться и письменная речь.
С раннего возраста ребенка нужно всесторонне развивать, уделять особое внимание его психомоторике и интеллектуальной деятельности. Для коррекции и предупреждения дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики ребенка, могут внести значительный вклад в развитии тех психических функций мозга, которые отвечают за речь и письменность.
Позволяющие предупредить дисграфию упражнения необходимо практиковать ежедневно, начиная с самого младшего возраста ребенка – это могут быть пальчиковые игры и массажи, формирование букв из крупы или палочек, рисование, сбор пазлов или кубиков, на которых изображены слова.
Итак, дисграфией называют нарушение письма у детей, обусловленное несформированностью высшей психической деятельности, при нормальном развитии интеллекта. И чтобы предупредить возникновение данного заболевания, важно обеспечить ребенку всестороннее развитие с раннего возраста.
Видео с YouTube по теме статьи:
www.neboleem.net