Дискурсивная психология: Библиотека — Институт Психотерапии и Клинической Психологии «ИПиКП»

2.5. Дискурсивная психология

Тогда

Из глубины молчания родится

Слово,

В себе несущее

Всю полноту сознанья, воли, чувства,

Все трепеты и все сиянья жизни.

М. ВОЛОШИН «Подмастерье»

2.5.1 Преодоление кризиса психологии

Одним из оснований традиционной психологии является идея о том, что эта дисциплина принадлежит к естествознанию, по крайней мере, именно так

складывалась ее история с момента зарождения, ка­ковым принято считать открытие психологической лаборатории В. Вундтом в 1879 г. в Лейпциге. Достаточно ярко это было выражено в психологии ста­рой парадигмы — эпохи господства бихевиоризма и экспериментальных методов [Harré, Gillett 1994: 2—3]. Правда, практически с момента возникно­вения высказывались и другие точки зрения на статус, цели и методы психо­логии, так что подобная критика так же стара, как и сама наука [см.

: Bühler 1927; Dilthey 1884; Giorgi 1970; 1995; Politzer 1928; Sullivan 1984].

Суть критики сводима к требованию преодоления общего кризиса со­циальных наук, который со всей полнотой выражен в традиционной психо­логии, где забвение специфики обладающего сознанием человека как объекта исследования сказалось особенно пагубно (см. 1.2). Тем не менее, сегодня тра­диционная психология широко утвердилась как социальный институт во мно­гих сферах жизни. Налицо несоответствие между внешним успехом психоло­гии и ее внутренним содержанием: «общество склонно верить в незаслуженно высокий статус и престиж психологии, не подкрепленные ее лишенным един­ства и внутренней логики содержанием» [Giorgi 1995: 24].

И все же многими исследователями осознается извечная несовместимость естественнонаучной методологии, принятой психологией в качестве единст­венно истинной философии науки, и свойствами психологических явлений, реально происходящих в повседневной жизни людей.

Этим объясняются по­пытки найти новые формы психологической теории, реализовавшиеся, напри­мер, в психологике [psychologicSmedslund 1988; 1991; 1995] или работах по диалогической психологии [analogical psychology — Shotter 1995; ср.: Bax­ter, Montgomery 1996], впитавшей идеи позднего Л. Витгенштейна [1985], М. М. Бахтина [1979; 1995], В. Н. Волошинова [1929] и Л. С. Выготского [1934;

75

1982]. Наиболее заметным и интересным для лингвистов явлением безо всяко­го сомнения стала дискурсивная психология, взявшая на вооружение методо­логию дискурс-анализа. Говоря словами И. А. Бодуэна де Куртенэ [1963, II: 102], поворот в развитии науки можно описать следующим образом: «до сих пор на разные проявления общественной жизни часто смотрели материали­стически: теперь очередь за психологией и вместе с нею за наукою

par excellence психологическою, какою является языкознание». Дискурсивная психология [discursive psychology — Edwards, Potter 1992; Harré, Gillett 1994; Harré, Stearns 1995; Smith e. a. 1995a; 1995b] как принципиально новый подход активно раз­рабатывается в Европе и Северной Америке большой группой авторов.

2.5.2 Эволюция когнитивизма в психологии

Важнейшим событием в развитии психологии и целого ряда наук стала так называемая когнитив­ная революция 60-х годов [см.: Кубрякова и др. 1996: 69—72]. Когнитивизм как принцип научного описания был реакцией на господство сциентизма и бихевиоризма, осо­бенно в американской психологии, поскольку в Европе всегда существовали самостоятельные школы и авторы, как, например, Жан Пиаже в Швейцарии или гештальт-психология в ФРГ.

Бихевиоризм, как известно, принципиально не занимался процессами ди­намики смыслов в «черном ящике» сознания, призывая наблюдать лишь объек­тивно фиксируемые внешние стимулы и реакции, тем самым лишая интро­спекцию права на научную доказательность. Развитие экспериментальной психологии во многом унаследовало эти недостатки. Методологически дан­ная парадигма восходит к картезианскому дуализму [см.: «дуализм как осно­ва непостижимости проблем разума, как основание натуралистической психологии» — Гуссерль 1994: 96]. Кстати, одним из первых критиков бихе­виоризма стал Н. Хомский, опубликовав знаменитую рецензию на книгу Б. Скиннера Verbal Behavior [Chomsky 1959].

Когнитивизм, наоборот, активно интересуется вопросами влияния «вну­тренних» факторов. На смену метафизическому представлению о человеке при­ходит ментализм. Под влиянием развития компьютерного моделирования, когнитивная парадигма широко применяет аналогию в передаче, обработке и хранении информации между вычислительной машиной и человеческим сознанием. Естественно, на этом этапе Когнитивизм в психологии главным образом опирается на достижения в рамках построения искусственного интеллекта и нейробиологии [см.: Eysenck 1993]. Именно этот период отмечен широким внедрением в прагматику и семантику речевого общения когнитив­ных категорий «фрейм», «план», «сценарий», «схема» и т.

д.

76

Каждый раз когнитивизм проявляется по-своему: когнитивизм Ноэма Хомского или Рэя Джэкендоффа не похож на когнитивизм психологии или нейробиологии 70-х годов и уж совсем не похож на современный культурный когнитивизм Анны Вежбицкой [1997; 2001], возвращающей в новом качестве проблематику гипотезы Сепира—Уорфа [ср.: Stillings e. а. 1987; Otero 1994; Wierzbicka 1992; 1996; 1997; Jackendoff 1983; 1992; 1997]. Когнитивные подхо­ды к языку не замыкаются в рамках постгенеративной психолингвистики [Kasher 1989; Hörmann 1976; Vaina, Hintikka 1984; Altmann 1990; Altmann, Shillcock 1993; Steinberg 1993].

Большинство когнитивных подходов ограничивалось рамками отдельно взятого человека. Обращение к интроспекции, противопоставляемое установ­кам позитивизма, только усугубило этот крен. Развитие комплекса когнитив­ных наук подошло к тому пределу, за которым уже было невозможно дать исчерпывающие ответы на многие вопросы, исследуя когнитивную природу лишь одного индивида. Требовалась когнитивная интерпретация социальных процессов.

Ситуация разрешилась в 70-х годах рождением

социально-когнитивной тео­рии [social cognitionFiske, Taylor 1991; Donohew e. a. 1988]. Она возникла не на пустом месте: гештальт-психология, руководствуясь восходящим к философии Канта принципом целостности восприятия, уже давно разрабо­тала феноменологический метод, который и стал одним из оснований со­циально-когнитивных исследований

Робкое проникновение идей гештальт-психологии в еще только форми­рующуюся социально-когнитивную парадигму началось в начале 50-х годов. На раннем этапе большое внимание уделялось так называемому «психоло­гическому полю», или субъективному восприятию индивидом социального окружения (что уже шло вразрез с позитивистским критерием объективно­сти). Причем психологическое поле должно было рассматриваться в комп­лексе как единое целое, как сложная «конфигурация сил». Чтобы определить природу этих сил, необходимо было включить в анализ две пары факторов: личность и ситуацию (не зная хотя бы одного из них, невозможно предска­зать или интерпретировать поведение), а также когницию и мотивацию (как функции, производные от первой пары факторов).

Весьма характерно, что приблизительно в это же время в теории коммуникации, психо- и социолинг­вистике, семантике и лингвистической прагматике заметно повышается эври­стическая роль понятий «ситуативный контекст», «субъект» и «языковая лич­ность», появляется несколько разных теоретических моделей контекста.

Серьезные монографии по социально-когнитивной теории появились толь­ко в 80-х годах Именно этот момент стал поворотным в научной эволюции

77

когнитивизма. Когнитивистское истолкование социальных проблем личности серьезно изменило судьбу многих направлений. Однако хроническая сосредоточенность этого подхода на изучении индивидуального восприятия социальных реалий так и не позволила социально-когнитивной теории пре­одолеть ограниченность «старой» психологии, оставив без должной интер­претации процессы деятельности и общения, в которых участвует личность. Видимо, это послужило одной из главных причин, объясняющих, почему до сих пор нет общепризнанной когнитивной теории взаимодействия и речевой коммуникации.

Этим во многом обусловлена неудовлетворенность семантики и прагма­тики языкового общения моделями и идеями, которые современная психоло­гия может предложить языкознанию для более глубокого анализа коммуни­кативной функции языка и изучения дискурса, хотя в последнее время наме­тились сдвиги в этом направлении: использование ряда идей традиционных направлений вкупе с новыми или малоизвестными теориями, часть которых была кратко охарактеризована выше, позволяет заполнить пробелы в осмы­слении языка и дискурса, особенно их двойственной природы как индиви­дуально-психического и как социально-культурного феномена.

Поттер. Дискурсивная психология

  • формат doc
  • размер 107 КБ
  • добавлен 12 марта 2011 г.

Джонатан Поттер (Jonathan Potter) получил психологическое образование в Университете Ливерпуля, степень мастера в Университете Сюррея, докторат в области социологии проходил Йоркском университете. Начал свою работу преподавателем статистики на факультете психологии Университета Св. Эндрюса. В настоящее время, с 1988 г., он профессор дискурс-анализа Университета Луфборо. Области его интересов: наука и научное общение, расизм, дискурс в обществе, телепередачи, политические дискуссии и их консультирование. На теоретическом уровне он работает над основными понятиями социальной психологии. На методическом разработка анализа дискурса, верификация суждений, выявление взаимоотношения между дискурсивным, риторическим и конверсативным анализом. Им опубликовано много статей по конструированию фактов и места дискурса в общей психологии.

Он автор следующих книг: Discourse and Social Psychology (Sage, 1987, в соавт. с Margaret Wetherell), Discursive Psychology (Sage, 1992, в соавт. с Derek Еdwards), Mapping the Language of Racism (Harvester/Wheatsheaf, 1992, в соавт. с Margaret Wetherell). Его последняя книга Representing Reality (Sage,1996). Он соредактор журнала Theory and Psychology.
Резюме
В статье описываются методологические проблемы применения дискурс-анализа. Рассматриваются различные его виды и отличие от других подходов. Подчеркивается новизна метода дискурсивных исследований по сравнению с традиционными психологическими работами. Предлагается точно определять понятие естественно протекающей речи. Конкретные формы анализа иллюстрируются разбором употребления выражения «Я не знаю» в теле-интервью с членом королевской семьи. Показаны преимущества в обращении к оценкам интересов собеседников и деталей их реального взаимодействия по сравнению с исследованием широких кодовых категорий. Анализ показал, что рассмотрение взаимодействия собеседников является способом, позволяющим избежать когнитивного редукционизма, оставляющего за бортом важные психологические вопросы.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Новое в психолого-педагогических исследованиях

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 674. 82 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…

  • формат docx
  • размер 331.85 КБ
  • добавлен 27 июля 2010 г.

Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с. В учебном пособии, рекомендованном Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическим специальностям, поэтапно раскрывается методика и методология научной работы в сфере образования. Рассмотрены такие методы, как беседа, интервью, анкетирование,…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 82 КБ
  • добавлен 06 декабря 2011 г.

Контрольная работа, студента 3го курса, специальность: психология РГСУ. Социально-психологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социально-психологических фактов, выявление связей и зависимостей между социально-психологическими явлениями и процессами, и на основании со. ..

Статья

  • формат doc
  • размер 378 КБ
  • добавлен 25 июня 2010 г.

Структура методологического знания. Функции методологии в научном познании. Рефлексивный характер методологического знания. Философия науки и методология психологии. Специфика научного знания. Исторический этап развития науки. Закономерности роста научно знания. Позитивизм. Критический рационализм Поппера. Понятия парадигмы по Куну и исследовательская программа по Лакатосу. Принцип детерминизма в истории науки и психологии. Различие в понимании п…

Практикум

  • формат ppt
  • размер 114.08 КБ
  • добавлен 09 июля 2011 г.

Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 030301 – Психология Содержание: 1. Методология психологии как отрасль науки 2. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии 3. Психофизическая проблема 4. Кризис методологических основ психологии 5. Законы и принципы психологии 6. Категориальная система психологии 7. Проблема объективности научного знания в психологии

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 683.5 КБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор — Асмолов А. Г, 2006 г. Содержание: Образы психологии в истории науки и культуры Образ психологии в когнитивных науках Образ психологии в бихевиоральных науках Образ психологии в социальных науках Психология как наука о мотивации Проблема сознания в психологии Проблема поведения в психологии Проблема культуры в психологии. Культура и про…

Реферат

  • формат doc
  • размер 142 КБ
  • добавлен 25 апреля 2011 г.

Первый профессиональный университет, специальность «Психология», 2 курс, 13 страниц, описание и сравнительная характеристика методов психологического исследования.

  • формат doc
  • размер 70.48 КБ
  • добавлен 28 февраля 2011 г.

Статья была издана отдельной книгой издательством «Дельтаплан». — Томск, 2005. — ISBN 5-94154-091-4 Вопрос о том какая парадигма нужна науке «психология» для нас никогда раньше не был вопросом исследования. Более того, значение термина «парадигма» было для нас весьма туманным. Но жизнь заставила разбираться и понимать. Началось все с наблюдений за работой психики и экспериментов с ней. Первые удачные находки закономерностей человеческой психики…

  • формат pdf
  • размер 22.24 МБ
  • добавлен 15 октября 2009 г.

Тютюнник В. И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению «Психология». М.: УМК «Психология», 2002. 208 с. В учебном пособии рассматриваются в единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов (восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, относительности, дополнительности, системности), частнонауч…

  • формат doc
  • размер 222.5 КБ
  • добавлен 21 апреля 2009 г.

Оренбург, 2001 г. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальности «Психология», а также всех, интересующихся методикой и содержанием психологических исследований. Оно включает в себя описание содержательных моментов и методического обеспечения психологического эксперимента и является частью курсов, читаемых автором «Психодиагностика», «Методология и методы психологического исследования».

Что такое дискурсивная психология? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

С. Бергер

Анализ дискурса — это способ оценки использования языка, и когда этот процесс используется для исследования психологических тем, он известен как дискурсивная психология (ДП). С этой точки зрения такие аспекты психологии, как отношение и память, сознательно изучаются и понимаются посредством взаимодействия с людьми. Впервые созданная в 1990-х годах профессорами Джонатаном Поттером и Дереком Эдвардсом, она вызвала споры, поскольку некоторые из ее утверждений расходятся с теми, что приняты многими современными психологами.

Дискурсивная психология предполагает, что лежащие в основе психологические феномены не раскрываются посредством взаимодействия. Вместо этого эти проблемы существуют с точки зрения взаимодействия. Взаимодействие по своей сути социально ориентировано, поэтому разговоры рассматриваются как способы маневрирования в социальном мире. В отличие от традиционной психологии, разговоры не обязательно отражают психическое состояние человека в данный момент.

Фактические слова, произнесенные человеком, не являются единственными сигналами, которые анализируются в DP. Интонации в речи, жесты и другие невербальные сигналы — все это важные аспекты дискурса, которые анализируются и интерпретируются. Даже отношения между говорящим и субъектом высказывания или между говорящим и слушающим могут влиять на дискурс.

Иногда дискурсивная психология сосредотачивается на реальных разговорах и использовании языка. Ситуации могут включать споры на рабочем месте, взаимодействие во время семейных консультаций или разговоры за обеденным столом. Сеансы семейного консультирования, например, могут быть сосредоточены на том, как конкретный человек формулирует проблемы или проблемы в семье. Благодаря анализу разговора формулировка предложений может показать, как эти вопросы строятся как проблемы. Затем аналитик может получить представление о том, кого говорящий считает ответственным за существующие проблемы.

Проблемы и ситуации могут быть сконструированы совершенно по-разному двумя людьми в ситуации. Формулировка предложения в активном глагольном времени может показать желание или намерение со стороны говорящего. Использование пассивного залога для описания той же ситуации может нейтрализовать любое значение желания. Дискурсивная психология стремится проанализировать эти намерения, чтобы построить вопросы, которые будут иметь смысл в этих ситуациях.

В дискурсивной психологии утверждения представляют собой гораздо больше, чем просто когнитивное представление событий. Они раскрывают действие и свободу действий с точки зрения говорящего. Объяснения событий сформулированы таким образом, что они учитывают альтернативные интерпретации, а также непредвиденные обстоятельства во взаимодействиях. Анализ утверждений с точки зрения агентности и отношения может быть весьма важным в таких областях, как уголовное правосудие и право.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Дискурсивная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Дискурсивная психология — это школа психологии, разработанная в 1990-х годах Джонатаном Поттером и Дереком Эдвардсом в Университете Лафборо. Он основан на философии языка позднего Витгенштейна, риторическом подходе Майкла Биллига и анализе разговора Харви Сакса. Дискурсивные психологические исследования подчеркивают, как люди конструируют версии «ментальных», «социальных» и «материальных» событий и процессов как части определенных практик.

Дискурсивная психология началась с исследований, которые предложили новые способы понимания основных тем в социальной и когнитивной психологии, таких как память, атрибуция и отношения. Например, как строятся учетные записи для решения вопросов отношения и мотивов? Эдвардс и Поттер иллюстрируют это выдержкой из судебного процесса по делу об изнасиловании.

Адвокат: [имеется в виду клуб, где встречались подсудимый и потерпевший] Здесь встречаются девушки и парни, не так ли?

Свидетель: Туда идут люди.

Обратите внимание, как адвокат и свидетель дают конкурирующие описания места, каждое из которых предлагает присяжным выводы. «Здесь встречаются девушки и парни» дает представление о том, чего клиенты ожидают и чего хотят; а «люди туда ходят» нейтрализует это впечатление. Альтернативные описания подразумевают разные отношения, мотивы и даже моральный статус. Эти психологические вопросы разыгрываются в конкурирующих описаниях, предлагаемых двумя сторонами этого взаимодействия. Этим занимается дискурсивная психология.

В последние несколько лет работа в области дискурсивной психологии была сосредоточена на материале из реальных ситуаций, таких как консультирование по вопросам взаимоотношений, телефон доверия для защиты детей и конфликты с соседями. Он задает такие вопросы, как следующие. Как сторона, консультирующая по вопросам отношений, конструирует проблему как нечто, над чем должна поработать другая сторона? Или как офицер по защите детей, работающий на телефоне доверия по защите детей, справляется с возможными конкурирующими задачами успокоения плачущего звонящего и одновременно собирает доказательства, достаточные для того, чтобы социальные службы вмешались, чтобы помочь ребенку, подвергшемуся насилию?

Философски он противостоит более традиционным когнитивистским подходам к языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *