10. Дистимический тип акцентуации
Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность. Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание. Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе.
Дистимность — прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии.
Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям.
Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание.
Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя. Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое, например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками. С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.
Типичный пример акцентуации:
Офелия,
Соня Мармеладова
Рисунок 4.
На рисунке 4 представлены для сравнения средние значения акцентуаций в двух группах:
девиантные подростки, состоящие на учете в милиции и контрольная группа нормальных школьников. Количество испытуемых — по 40 человек в каждой группе24[24].
Вопросы для самопроверки:
1) Как понятие нормы используется в определении понятия «акцентуации характера»?
2) Как, по мнению А.Е. Личко, акцентуации характера соотносятся с вероятностью психической травматизации, и, как следствие, — с отклоняющимся поведением?
3) Каково мнение А.Е. Личко в отношении статичности или изменчивости акцентуаций во времени?
4) Попытайтесь, по примеру автора пособия, отнести тот или иной литературный персонаж к определенному типу акцентуации. Следует иметь в виду, что такая классификация может не быть однозначной.
5) Какие обобщающие выводы Вы могли бы сделать, рассмотрев график, приводимый к данной теме? Что объединяет, и что различает хулиганов и подростков контрольной группы?
Специфические причины девиантного поведения подростков
Подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет.
Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы (Еникеев М.И., 1999; Кле М., 1992; Ремшмидт Х., 1994). Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, могут обусловливать резкие изменения его поведения.
М. Мид (1928)(Изучала влияние социальных условий на психологические особенности подростков). Характер протекания подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.
Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский (1929) считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Т.о., отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка.
Следовательно: качественное своеобразие психофизического, умственного, социального, эмоционального развитие определяет особенности дальнейшего взросления и поведения подростка.
Согласно точке зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации (наряду с флуклуациями в неживой природе и мутациями в живой) являются разновидностью изменчивости, обеспечивающей жизнедеятельность и развитие любой системы. В социальных системах изменения реализуются, в том числе, и путем девиантного поведения, следовательно, отклонения в поведении естественны и необходимы. =>
Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. (Выготский Л.С., Бернс Р., Божович Л.И., Кон И.С., Кондратьев М.Ю., Столин В.В., Д. И., Эриксон Э. и др.).
Подростковый возраст характеризуется:
— наличием потребности в самовоспитании,
— активной работой над собой,
— становлением самостоятельности,
— формированием чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых.
Основное противоречие между притязаниями и реальными возможностями:
Подросток, с одной стороны, не может отказаться от притязаний и, с другой стороны, не может видеть (оценить объективно) своих слабостей и ограниченности, которые (интуитивно) маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. (Курсив для пояснения мой – А.Х.)
Таким образом, подростковый возраст – возраст противоречия одновременно растущих тенденций – социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я»).
ДП и Концепция психического развития ребенка, Д.Б. Эльконина:
Три ситуации отставания индивида в освоении социального опыта действий и отношений:
— зацикливание «на игре ради игры»,
— на «учебе ради учебы»,
— существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума.
А.В. Петровский (концепция персонализации личности):
Индивид (подросток) испытывает потребность быть личностью, «идеально представленной» в сознании значимых других, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако эта потребность может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью.
Ю.М. Орлов:
В подростковом возрасте осуществляется активная интеграция подростка в группу сверстников. При этом индивидуализация может проявляться в форме самоутверждения (позитивного или негативного). Если мотив самоутверждения – стремление к лидерству и престижности, а форма позитивная — то самоутверждение может положительно влиять на процесс и результат учебной и общественной деятельности.
Ведущий мотив подростка (по Кондратьеву М.Ю.): «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться».
Поисковая активность подростка (Филонов Л.Б.) направлена на «поиск пределов допустимого». Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими.
Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. (Овчинский В.С.)
Стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение (Ермолаева-Томина Л.Б., 1995; Мухина В.С., 1995; Мяло К.Г., 1991; Филонов Л.Б., 1979 и др.), с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта.
Т.о., нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса — кризиса идентичности (Дольто Ф., Эриксон Э., Сагатовская Л.С. и др.).
На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:
— положение изгоя в классе,
— отвержение со стороны учителей,
— ярлык девианта в школе.
Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи (Ананьев Б.Г., Коломинский Я.Л., Творогова Н.Д.).
Борисов И.Ю., Розин М.В. отмечают у современных подростков из неформальных групп потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни».
Отрицательное влияние семьи:
— безнадзорность,
— попустительство со стороны родителей,
— ослабление социального контроля,
— дефицит общения,
— неодобрение родителями друзей
Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами (Ананьев В.А., 1999; Вахромов Е., 2000, Еникеев М.И., 1999). Д.И. Фельдштейн (1998) отмечает, что у современного подростка желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет; отсутствуют условия для реального выхода подростков на серьезные дела общества, что лишает их возможности занять активную социальную позицию, освоить отношения взрослого общества. Это противоречие приводит к искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому внутреннему конфликту.
Вопросы для самопроверки:
1) Какие поведенческие изменения, как правило, влечет за собой процесс полового созревания подростка?
2) В чем, по Л.С. Выготскому, выражается «несовпадение трех точек созревания»?
3) Перечислите основные психологические характеристики подросткового возраста. Какие две тенденции при этом вступают в противоречие?
4) Какие основные мотивы поведения выделяют у подростков?
5) Какие факторы оказывают положительное (сдерживающее) и отрицательное (провоцирующее) влияние на отклонения в поведении подростка?
Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137
Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.
подробнееСкачать PDF
180
Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125
Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.
подробнееСкачать PDF
167
Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113
Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.
подробнееСкачать PDF
233
Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101
Булычева Е.В.
подробнееСкачать PDF
136
Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87
Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.
подробнееСкачать PDF
162
Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76
Акопов Г.В.
подробнееСкачать PDF
69
Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65
Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.
подробнееСкачать PDF
79
Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54
Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.
подробнееСкачать PDF
69
Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43
Данилова М.В.
подробнееСкачать PDF
79
Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31
Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.
подробнееСкачать PDF
82
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии
Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17
Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.
подробнееСкачать PDF
75
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
640
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
513
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
340
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
806
Близость — IResearchNet
Близость Определение
Согласно социальным психологам, близость относится к процессу взаимодействия, в котором социальные партнеры в результате обмена личными и частными мыслями и чувствами приходят к тому, чтобы чувствовать, что каждый из них понимает, ценит и заботится о них. другой. Это определение намеренно уже, чем многие общеупотребительные языковые употребления этого термина. В повседневном языке интимность и близость часто используются как синонимы близости, сексуальной активности, любви, брака, уединения или относительно интенсивных форм физического взаимодействия (таких как прикосновение или стояние очень близко к другому человеку). Когда существует близость, каждый из них может быть вовлечен или не вовлечен. Следовательно, и во избежание путаницы исследователи предпочитают полагаться на более точное определение.
Близость и отношения
Близость считается одним из ключевых процессов, регулирующих близкие отношения. Обширная теория и исследования показывают, что самые приятные близкие отношения характеризуются взаимным чувством понимания, признательности и заботы. Не случайно люди, чьи социальные сети обладают высоким уровнем близости, как правило, счастливее и здоровее, тогда как отсутствие близости, как правило, связано с одиночеством и другими формами эмоционального дистресса и может даже привести к ухудшению здоровья. Связь между близостью и эмоциональным благополучием настолько фундаментальна, что многие теоретики описывают способность участвовать в интимных отношениях как принципиальную черту успешного развития и зрелости личности.
Что характеризует развитие близости в близких отношениях? Процесс обычно начинается с самораскрытия одним человеком важного для себя материала, который включает в себя как слова, так и сопровождающие их невербальные сигналы. Потенциал для укрепления близости выше, когда этот материал является личным, частным (в том смысле, что человек очень избирательно относится к его раскрытию) и аффективным (касается чувств или способен вызвать значительный эмоциональный отклик). Невербальные сигналы могут способствовать близости, указывая на аффективное состояние отправителя (например, грустное выражение лица), изменяя значение слов (например, саркастическая ухмылка в сочетании с позитивным утверждением) или регулируя непосредственность (например, наклоняясь ближе или ближе). вдали от партнера).
Не меньшее значение для развития интимного процесса имеет реакция партнера. Поддерживающие ответы способствуют росту близости, тогда как незаинтересованные или критические ответы, вероятно, препятствуют ее развитию. Реакции партнера обеспечивают сигналы (опять же, включающие как вербальное, так и невербальное содержание), которые человек, раскрывающий себя, использует, чтобы сделать вывод о том, понял ли партнер личное значение того, что было сообщено, ценит ли партнер того, кто раскрывает себя, и может ли партнер доверять заботе. Конечно, в приливах и отливах разговора в реальном времени эти обмены бывают быстрыми, спонтанными и сложными, что предполагает наличие значительной субъективности в том, как интерпретируются самораскрытие и ответы. Большое количество исследований установило, что как объективные свойства этого поведения, так и индивидуальные интерпретации поведения индивидуумом оказывают влияние.
Еще одно важное соображение заключается в том, что процесс близости является одновременно рекурсивным и взаимным. То есть по мере того, как каждый партнер начинает доверять реакции другого на его или ее откровения о себе, каждый из них становится все более склонным раскрывать партнеру личные мысли и чувства. Как правило, раскрывающие и отвечающие меняются ролями туда и обратно, часто неоднократно в одном и том же разговоре. Опыт человека в качестве респондента обычно влияет на его или ее последующую готовность быть открытым со своими мыслями и чувствами; точно так же восприятие каждым партнером отзывчивости другого, вероятно, повлияет на его или ее собственную готовность реагировать, в свою очередь, на партнера. Эти принципы иллюстрируют принципиально интерактивную и взаимозависимую природу близости.
Индивидуальные различия и близость
С тех пор, как Эрик Эриксон, один из самых влиятельных психологов-психоаналитиков 20-го века, описал успешное достижение первичных интимных отношений как основную жизненную задачу раннего взросления, исследователи стали интересоваться выявлением факторов которые предрасполагают одних людей к достижению более высокого уровня близости в близких отношениях, а других — к более низкому. Это исследование показывает, что многие факторы влияют на индивидуальные предпочтения и возможности в отношении близости.
Никакая другая переменная не изучалась так широко, как биологический пол человека. Общий вывод из этих многочисленных исследований заключается в том, что социальная жизнь женщин, как правило, демонстрирует более высокий уровень близости, чем у мужчин, и что эта разница больше в однополой дружбе, чем в других типах отношений (например, гетеросексуальных романтических отношениях, браках). Хотя некоторые исследователи считают, что эта разница в основном является результатом биологических различий между мужчинами и женщинами, доказательства этой позиции немногочисленны и фактически противоречат некоторым исследованиям: например, исследования, показывающие, что однополая дружба в незападных культурах имеет тенденцию найти небольшие, если таковые имеются, половые различия в близости. Наиболее обоснованный вывод, по-видимому, связан с развитием: в западной культуре мужчины учатся более неохотно относиться к уязвимым местам, присущим интимному взаимодействию.
Еще одно важное направление исследований рассматривает близость как мотив, подчеркивая детерминанты личности (включая как генетически детерминированные, так и приобретенные качества) и прошлый опыт близких отношений. Например, самооценка, открытость, комфорт от близости, эмпатическая забота о других, доверие, экстраверсия, родительская теплота и прежняя близость, как правило, связаны с более высокими уровнями близости и мотивации близости, тогда как социальная тревожность, страх эксплуатации, уязвимость , зависимость, социальное избегание, конфликты и дистанция с родителями, а также предыдущие дисфункциональные отношения, как правило, связаны с более низким уровнем близости и мотивации близости. Независимо от различий в мотивации, близость, как известно, является важным компонентом социальной жизни и, в более широком смысле, человеческого опыта.
Ссылки:
- Prager, K. (1995). Психология близости Нью-Йорк: Guilford Press.
- Рейс, Х.Т. и Патрик, Британская Колумбия (1996). Привязанность и близость: Компонентные процессы. В книге А. Круглански и Э. Т. Хиггинса (ред.), Социальная психология: Справочник основных принципов (стр. 523–563). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Близость | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Значение близости варьируется от отношений к отношениям и в пределах данных отношений. Близость больше связана с общими моментами, чем с сексуальными взаимодействиями. Интимные чувства могут быть связаны или перепутаны с сексуальным возбуждением. Близость связана с чувством близости, безопасности, доверия и прозрачности между партнерами в отношениях сотрудничества. Чтобы близость была устойчивой и питающей, она также требует доверия, прозрачности и ритуалов связи. Можно конкурировать за близость, но это, скорее всего, будет обречено на провал. Близость требует эмпатии — способности встать на место другого.
Близость — это и способность, и выбор быть близким, любящим и уязвимым. Близость требует развития личности. Вы должны познать себя и свое внутреннее «я», чтобы поделиться своим «я» с другим. Познание себя позволяет постоять за себя в близких отношениях, не беря верх над другим и не теряя себя из-за другого. Эта способность быть раздельными и вместе в близких отношениях и быть в порядке с этим называется самодифференциацией. Отсутствие способности отличать одно «я» от другого — это форма симбиоза. Это тоже отличается от близости, хотя для некоторых такая зависимая близость может ощущаться так же.
Из центра самопознания и самодифференциации интимное поведение объединяет семью, близких друзей, а также тех, в кого влюблен. Он обитает во взаимности, которая строится на самораскрытии и откровенности. Однако плохое развитие близости может привести к слишком быстрому сближению; изо всех сил пытается найти границу и поддерживать связь; быть плохим другом, отказываясь раскрывать себя или даже отвергая дружбу и тех, у кого она есть.
Основными формами близости являются эмоциональная близость и физическая близость. Интеллектуальная близость, знакомство с культурой и интересами человека распространены среди друзей. Члены религиозных или философских групп также могут ощущать «духовную близость» в их общности. Некоторые описывают близость с омонимичным «в меня видят». Близость также можно определить как глубокое знание кого-то, знание множества различных аспектов человека или знание того, как он поведет себя в разных ситуациях, благодаря большому опыту, которым вы с ним поделились.
Некоторые теряются в первом приливе любви. «Влюбленность» немного отличается от близости как таковой. Некоторые поглощены своими семьями, что не является близким или интимным, хотя это описывается так теми, кто поглощен своей семьей. Первый прилив любви тоже может быть таким, но постепенно человек будет самоутверждаться, и это станет проверкой готовности обоих к близости.
Стоит отличать интимные отношения от стратегических отношений. Интимное поведение имеет место в последнем, но оно регулируется стратегией более высокого порядка, о которой другой человек может не знать. Например, сблизиться с кем-то, чтобы что-то получить от него или дать ему что-то. Это «что-то» не могло бы предлагаться так свободно, если бы оно не выглядело как интимный обмен и если бы окончательная стратегия была видна с самого начала.
Секреты, как правило, враждебны близости в преданных отношениях, но, не зная о существовании секрета, можно продолжать верить в близость. Поддержание иллюзии близости может быть стратегическим навыком там, где существует дисбаланс сил, вызванный существованием секрета. Знания — валюта власти. Предательство близости может быть травмирующим опытом. Человек может чувствовать себя как обманутым, так и униженным.