Для дошкольников поговорки – Картотека по развитию речи на тему: Картотека пословиц и поговорок для дошкольников.

Материал по развитию речи (старшая группа) на тему: Пословицы и поговорки для дошкольников

 

Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 лет

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса. Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

Пословицы и поговорки о труде

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой.

За словом в карман не полезет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.

Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

nsportal.ru

Картотека по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 71

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержания

для детей дошкольного возраста.

Воспитатель:

 Колесова Татьяна Алексеевна

Санкт- Петербург

2016 г

Один

  • — Один в поле не воин.
  • — Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  • — Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
  • — Одна пчела немного меду натаскает.
  • — Одно дерево срубишь — десять посади.
  • — Одной  рукой в ладоши не хлопнешь.
  • — Одна правда на свете живет.
  • — Один раз не в счет.
  • -Один в море — не рыбак.
  • — Одна рука узла не вяжет.
  • — Один пашет, а семеро руками машут.
  • — Одна голова на плечах.
  • — Одна нога тут, другая — там.
  • — Одна мудрая голова ста голов стоит.
  • — Одна пчела лучше, чем рой мух.
  • — Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • — На одном месте и камень мхом зарастает.
  • — Одно сегодня лучше двух завтра.
  • — От одного слова да навек ссора.

Два

  • — Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
  • — Два сапога -пара.
  • — Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
  • — Как две капли воды.
  • — Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • — Лентяй дважды работает.
  • — Между двух огней.
  • — На два слова.
  • — На два фронт.
  • — Не может связать двух слов.
  • — Ни два, ни полтора.
  • — Одна голова — хорошо, а две — лучше.
  • — От горшка два вершка.
  • — Палка о двух концах.
  • — Сидеть меж двух стульев.
  • — Скупой платит дважды.
  • — Убить двух зайцев.

Три

  • Хвастуну цена — три копейки.
  • Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научться лени — только три дня.
  • Заблудиться в трех соснах.
  • Из третьих уст, из третьих рук.
  • От горшка три вершка.
  • С три короба.
  • Третьего дня. Позавчера.
  • Обещенного три года ждут.
  • Плакать в три ручья.
  • Три бабы — базар, а семь- ярмарка.
  • Согнуться в три погибели.
  • Трое осудят, десятеро рассудят.
  • Друг рядом лучше, чем три вдалеке.

Четыре

  • Без четырех углов изба не рубится.
  • Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится.
  • Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
  • На все четыре стороны.
  • Жить в четырех стенах.
  • Четыре полы, а бока голы.
  • Четыре страны света на четырех морях положены.
  • Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение.

Пять

  • Как свои пять пальцев.
  • Пятое колесо в телеге.
  • Пятеро волов одной сохой пашут.
  • У него шесть хитростей и пять обманов.
  • Один улей -улей, а пять — пасека.
  • С пятого на десятое.
  • Пятерым просторно, а двоим тесно.

Шесть

  • Шестое чувство.
  • Три волосинки в шесть рядов уложены.
  • Нельзя быть шести пядей во лбу.
  • Вшестером пойдем — далеко уйдем.

Семь

  • Семь пятниц на неделе.
  • Семеро по лавкам.
  • Семь верст до небес и все лесом.
  • У семи нянек дите без глазу.
  • Семь раз поели, а за столом не сидели.
  • Семеро одного не ждут.
  • У одной овечки семь пастухов.
  • Семь бед — один ответ.
  • Семь пядей во лбу.
  • Семь раз отмерь — один раз отрежь.
  • Для любимого дружка семь верст не околица.
  • Тайна за семью печатями.
  • Семь потов соло.

Восемь

  • Весна да осень — на дню погод восемь.
  • Осень — перемена восемь.
  • Восьмое чудо света.

Девять

  • Девять жизней у кошки.
  • За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

Десять

  • В десятку.
  • Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
  • Лучше десять виновных простить, чем одного невиновного наказать.
  • Не робкого десятка.

Ноль

  • Ноль без палочки, ноль внимания.
  • Абсолютный нуль, круглый ноль.
  • Сводить к нулю, свести к нулю.
  • Ничего не возникает из ничего.
  • Ничего не ново под луной.
  • Даром ничего не дается.

Считалочки.

  • Раз, два, три, четыре, пять!

Хорошо уметь считать!

Коль захочешь, сможешь ты

Сосчитать свои мечты,

Сто друзей себе прибавить

От злодеев мир избавить,

Все науки изучить,

Все пятерки получить!

  • Цифры все легко и просто

Детям выстроить по росту,

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять!

Вместе учимся считать,

Вместе веселее!

  • Около костра сидят

Целых десять негритят.

Первый ест большой банан,

Бьет второй в свой барабан.

Третий яблоко кусает

И в четвертого бросает.

Пятый словно лев рычит.

А шестой всегда ворчит.

Ведь седьмой с восьмым опять

Без него хотят играть.

Спит десятый, а десятый

Плачет, потому что пятый

Разрешенья не спросил

И восьмого укусил.

Тот упал на барабан,

Съел у первого банан,

Прыгнул третьему на спину

И в кусты шестого кинул.

А в кустах еще сидят

Целых десять негритят.

  • Буратино ходит в школу.

Вот ему урок веселый —

К этой школе по пути

Сосчитать до десяти:

«Есть одно на небе солнце,

Есть луна на дне колодца

И одна есть голова,

На которой уха два.

А еще есть три танкиста,

Три дороги в поле чистом.

И по ним идут не зря

Целых три богатыря.

Ждет их после этих строк

Север, запад, юг, восток!

Ног — четыре у собаки,

У кота и у макаки,

А вот пятую ногу

Им приделать не могу.

Пять лучей есть у звезды,

Пять лягушек у воды,

Пять пятерок в дневнике

И пять пальцев на руке

Целых шесть материков

И шесть лапок у жуков.

Семь в неделе долгих дней,

И у гномов семь огней,

Семь волшебных лепестков

И у радуги цветов.

Восемь ног у двух коров,

Восемь дующих ветров,

Девять?,Ну, чего же девять?

Девять звезд в созвездье Лебедь!

Стрелы все летят в десятку,

Десять клякс в моей тетрадке,

Десять до звонка минут

И меня, наверно, ждут

Ох, сегодня я устал,

Все, что мог, я сосчитал!»

Скороговорки

Возле грядки — две лопатки

Возле кадки — два ведра.

Два щенка,  щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Пара птиц порхала, порхала

Да и выпорхнула.

Сидели на лавочке две Клавочки,

Делили булавочки.

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

Шли сорок мышей несли сорок грошей,

Две мышки  поплоше несли по два гроша.

Три сороки — три трещотки потеряли по три щетки:

Три — сегодня, три — вчера, три — позавчера.

На траве трава, на траве — дрова:

Раз — дрова, два — дрова, три — дрова.

Загадки

  • Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

  • Стоит она среди листа

Одна, когда тетрадь пуста.

Задрав свой нос до потолка,

Она бранит ученика.

И словно цапля средь болот

Его за лень она клюет.

Хоть у нее одна нога

Она стройна, горда, строга.

Ни журавль то, ни синица,

А всего лишь… ( единица ).

  • Что скользит по светлой глади

Ученической тетради

Белым лебедем прекрасным,

Ставшим от позора красным

За бездельника,  плутишку

Непослушного мальчишку?

То, за что его ругают

И конфет в обед лишают

С легким росчерком пера

Появилась цифра… (два)

  • Это цифра просто чудо

У нее родня повсюду.

Даже в алфавите есть

У нее сестра близнец (тройка).

  • То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради

Знаю точно-все ей рады. (четверка)

  • Смотрит мама с нетерпеньем

На страницы дневника.

Ждет заветную оценку

У сынка — озорника,

Но опять одни четверки

Нет красавицы … ( пятерки )

  • Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала

Но только свойства одного его видать не знала.

И получила двойника как капелька водицы

Сестра похожа на нее да только вниз косица. (шесть и девять)

  • Вьется по ветру коса, а средь спинки полоса. ( семь )
  • Цифра с виду как игрушка — неваляшка- погремушка

Не удариться ей о земь все понятно — это … (восемь)

  • Скачет мячик по страницам

Ищет он свою сестрицу,

Что имеет вид кольца —

Без начала и конца. ( ноль )

  • Не похож я на пятак, не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак, с дыркой , но не бублик. ( ноль )

Стихи

Ноль

Ноль — задумчивый мудрец

Где начало, где конец

Сам не может разобрать

Как его нам не узнать!

Цифра нуль — пустое место

Или просто -ничего

Нуль раздулся в знак протеста,

Чтоб заметили его.

Единица

Как солдатик единица

Ей никак нельзя садиться,

На посту она стоит

Влево нос всегда глядит.

Всех смешнее единичка

Цифра тонкая как спичка

Длинный стебель, тонкий носик

Чуть стоит и есть не просит.

Два

А вот это цифра два

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Что за диво! Что за стать!

Единице два под стать

Шея лебедя дугой

Не найти другой такой!

Три

А за двойкой — посмотри —

Выступает цифра три

Тройка — третий из значков

Состоит и двух крючков.

Цифра три и буква «З»

Близнецы — сестренки.

Зайка, Зоя и занозка —

Повторяем громко!

Четыре

Деревянный стул сломался,

Но совсем не растерялся:

Вверх ногами встал в квартире

И стал цифрою четыре.

Очень странная четверка

Угловата и не вертка

Наклонилась понарошку,

Поднимая кверху ножку.

Пять

Пять — сестра родная двойки

В дневнике одни пятерки,

Чтобы двойку написать —

Вверх ногами ставим пять.

Для меня пятерка, лично,

Это круглое отлично!

Но, возможно, что кому-то

Красота ее раздута

Шесть

Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру шесть.

Что за вишенка, дружок

Кверху загнут стебелек?

Ты ее попробуй съесть,

Это вишня — цифра шесть.

Семь

Семь — казак лихой с усами

Мы его узнаем с вами.

Только нужно не забыть

Саблю на бок прицепить.

Я такую кочергу

Сунуть в печку не смогу.

Про нее известно всем,

Что она зовется «семь».

Восемь

Две баранки вместе сложим

Выйдет цифра. Это — 8!

8 — вместе два руля

Или вместе два нуля.

Как бы долго не катали

Две округлые детали.

Не сломают, не подкосят

Эту правильную восемь.

Девять

Ветер сильный дул и дул

Вишенку перевернул.

Цифра шесть,  скажи на милость,

В цифру девять превратилась.

Цифра девять — колобок?

Или,  может быть, клубок?

Это котик Барсик спит,

И крючочком хвост лежит.

Десять

Нолик, стань за единицей
За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе

Называть вас будут 10.

Вот один, а рядом ноль —

Стал он важным как король.

К единичке прислонился —

Сразу в десять превратился.

 

nsportal.ru

Картотека «Русские народные пословицы и поговорки о семье для дошкольников»

Картотека

пословиц и

поговорок


Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.


Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Дерево держится корнями, а человек семьей.


Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Жизнь родителей в детях.


Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.


Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Где любовь да совет — там горя нет.


Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.


На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.


Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.


Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.


Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.

infourok.ru

Дидактическая играпо по словицам для дошкольников.

Значение данной игры для дошкольного возраста:

Термины «пословицы» и «поговорки» — русские. Их связь с корнями слов «говорить», «говор», «слово» свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица — это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

Наглядный материал – это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, благодаря которому возможно решение практически всех программных задач.

Цель дидактической игры :

Способствовать наиболее целостному восприятию детей дошкольного возраста, значению и смысла пословиц и поговорок. Развитие словарного запаса .Умение применять пословицы в разговорной речи. Воспитание нравственных качеств личности детей, приобщение к истокам народной культуры.

Правила игры:

Соединить пары картинок по смыслу пословицы и объяснить ее значение.

infourok.ru

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: учим дошкольников понимать пословицы и поговорки

Особое внимание при работе с детьми следует уделить пословице. Этот жанр занял прочное место в дошкольном учебнике.  Однако методические приемы работы  с  пословицами  в  современных  учебниках  до  недавнего  времени  не отличались разнообразием: подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу;  найти в тексте пословицу, объяснить смысл пословицы и т.п. Даже в базовом учебнике несколько лет назад можно было встретить, например, пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» в разделе «О сельскохозяйственном труде».

Если рассматривать пословицу как жанр, отличающийся необычайной точностью, выразительностью, красотой языка, позволяющий вести обучение вычерпыванию смыслов из текста с учетом психологических особенностей понимания, то подход к ней должен быть иным.

Однако вначале необходимо разобраться, на каком уровне находится понимание дошкольниками пословиц. Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимания, как правило, не развивается. Стихийно это формируется лишь у небольшой части детей с развитием абстрактного мышления, Ситуация с пониманием дошкольниками пословиц близка к народной мудрости; «Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит»,

.Для выяснения особенностей понимания детьми пословиц было проведено исследование. В нем участвовали дошкольники шести-семи лет. Задание состояло в восстановлении деформированных предложений (двух пословиц) и их сравнении. Были использованы пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и «Двумя руками трудно схватить двух угрей». Анализ ответов около двухсот школьников показал, что большинство детей испытывали затруднения при сравнении пословиц и не смогли сформулировать общую для них мысль,

Непонимание пословицы проявилось на нескольких уровнях.

Во-первых, дети не понимают некоторых слов в пословице и, что обращает на себя внимание, не выясняют их значение у воспитателя, Так, слово «угрей» в детских ответах превратилось в слова «ужей», «углей», «огреть», однако никто из участвовавших в работе дошкольников не поинтересовался, что означает это слово,

 Во-вторых, многие дети остаются на уровне понимания только фактуальной информации. Сравнивая предложенные пословицы, эти дети замечают лишь то, что «тут все время ловят двоих», «все время два зверя», «хотят кого-то поймать» и т.п. Общая для обеих пословиц мысль остается за бортом понимания.

В-третьих, имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации. Это проявляется в том, что ребенок вычитывает не ту мысль, которая содержится в пословице, В нашем примере вместо концепта: «Нельзя качественно сделать два дела сразу», — дети писали: «Без труда ничего не сделаешь», «Нельзя торопиться», «В пословицах говорится о труде» и проч.

Анализ понимания дошкольниками пословиц подсказал направления работы над этим жанром. Их три. Дети должны научиться:

1)        различать в пословице прямой и иносказательный смысл;

2)        выражать скрытую мысль словами;

3)        осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

При знакомстве с пословицей нужно показать детям, что она может иметь только прямой смысл («Хороша веревка длинная, а речь короткая»), прямой и переносный смысл («Пустая бочка пуще гремит»), только переносный смысл («Свинья скажет борову, а боров — всему городу»).

nsportal.ru

«Использование пословиц и поговорок в воспитательной работе с дошкольниками»

Тема : «Использование пословиц и поговорок в воспитательной работе с дошкольниками»

«В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы и песни всегда кратки, а ума и

чувства вложено в них на целые книги»

М. Горький

Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

В пословице заключается оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

Где работа — там и благо.

Не плюй в колодец — пригодиться воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы и поговорки ,ребёнок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

В дошкольных учреждениях пословицы могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, в парк, по селу или городу, в зоопарк, на животноводческую ферму, в школу и т. д.; на прогулках, во время организованной учебной деятельности, через различные образовательные области; в процессе игровой деятельности и при выполнении ими трудовых поручений, для объяснения и закрепления материала о труде взрослых, нормах поведения, общественных явлениях, видовых признаках и повадках животных, сезонных явлениях и т. д.

Возможно так же использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на вечерах устного народного творчества, праздничных утренниках.

«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.» В.Г Белинский.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё обусловленное возрастными особенностями видение мира. Взрослые, писал К.И.Чуковский мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Поэтические произведения многие столетия передавались из поколения в поколение, постепенно приобретали содержание и форму. Совершенные образцы народного творчества – пословицы и поговорки вошли в язык.

Старших дошкольников пословицы привлекают яркой игрой слов, созвучием, ритмикой. Поэзия здесь выступает формой сохранения и распространения народной мудрости, опыта познавательной деятельности, сознания, средствам влияния на мысль и поступки людей. Дошкольники, рассуждая над пословицами и поговорками развивают речь, обогащают активный словарь, тренируют память и мышление.

Ниже приводятся задания для дошкольников, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого воображения на материале пословиц.

Задание 1

Игра: Скажи по другому.

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Материал: Кукла Незнайка, пословицы.

  1. Поспешишь- людей насмешишь.

  2. Делано наспех- и сделано на смех.

  3. Любишь кататься- люби и саночки возить.

  4. Судят не по словам, а по делам.

  5. У страха глаза велики.

  6. Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.

Методика проведения: Воспитатель предлагает помочь Незнайке понять смысл пословиц. Незнайка говорит детям пословицу, предлагает придумать и сказать по другому. В конце занятия он предлагает детям нарисовать рисунок к понравившейся пословице.

Примечание: Если занятие проводится с небольшим количеством детей, Незнайка просит, чтобы ему сказали на ушко и выбирает лучший ответ.

Задание 2

Цель: Учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.

Материал: Пословица: У страха глаза велики.

Методика проведения: В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики» и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям даётся задание объяснить, почему так названа сказка.

Задание3

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать нравственный смысл пословиц и других литературных жанров.

Материал: Пословицы

  1. Дело мастера боится.

  2. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

  3. Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.

  4. От трудной работы и хлеб сладок.

Стихотворение С. Я. Маршака

Эй, купец- молодец ,захромал мой жеребец ,

Ты подкуй его опять- Отчего не подковать.

Вот гвоздь , вот подкова. Раз , два- и готово !

К. Чуковский «Телефон»

Ох, нелёгкая это работа

Из болота тянуть бегемота.

Рассказ Л. А. Толстого.

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидела себя в воде и подумала , что там другая собака мясо несёт,- она бросила своё мясо и кинулась отнимать у другой собаки. Того мяса вовсе и не было, а своё волной унесло и осталась собака ни причём.

Методика проведения: прочитайте детям пословицы о труде и дружбе и т. д. После этого прочитайте стихотворение Маршака и попросите назвать пословицу, подходящую нему по смыслу. Зачитайте отрывок из произведения П.И. Чуковского « Телефон» и поручите ребятам указать на соответствующую ему пословицу. Аналогичную работу проведите с другими произведениями.

Задание 4.

Цель: Учить детей сравнивать и группировать пословицы, подходящие друг к другу по смыслу.

Материал: Пословицы

  1. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

  2. Где сосна взросла, там она красна.

  3. Своя земля и в горсти мила.

  4. С родной земли умри- не сходи.

  5. Всякому мила своя сторона.

  6. Смелость города берёт

  7. И лук на родине сладок

  8. На своей родине каждое дерево улыбается.

  9. Методика проведения: К детям приходит бабушка — загадушка называет детям пословицы.

  10. Вопросы к детям:

1. Как вы понимаете пословицу « Всякому мила своя сторона ?»

2. Какие пословицы похожи на неё?

3.Какая из всех пословиц лишняя?

Задание 5.

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать содержание пословиц и других произведений.

Материал: Пословицы

  1. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.

  2. Сбил, сколотил — вот колесо! Сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат.

Мультфильм «Девочка и кувшинчик», «Приключения Незнайки».

Методика проведения: Просмотр с детьми мультфильма; затем прочитайте пословицы и попросите сказать какие из прочитанных пословиц подходят по смыслу к мультфильмам.

Задание 6.

Цель: Учить детей абстрагировать нравственный смысл пословиц и других произведений.

Материал: Пословицы

  1. Смелость города берёт.

  2. Трусливому Зайке и пенёк – волк.

  3. У страха глаза велики.

Методика проведения: К детям приходит сказочница рассказывает сказку «Пых».

Вопросы к детям:

  1. Почему Алёнка не испугалась «страшного Пыха», а все остальные испугались?

  2. Как об этом можно сказать словами пословицы?

  3. Какие пословицы подходят по содержанию к этой сказке? Почему?

Задание 7.

Цель: Учить детей абстрагировать нравственный смысл пословиц и других произведений.

Материал: Пословицы

  1. Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Рассказ К.Д. Ушинского « Отец и сыновья».

Методика проведения: Прочитайте рассказ Ушинского. Задайте вопросы.

  1. Почему сыновья не смогли сломать веник, когда все прутья были вместе?

  2. Какой наказ дал сыновьям отец?

  3. Подходит ли эта пословица к содержанию рассказа?

  4. Предложите вспомнить пословицы о дружбе. ( Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. В согласном стаде и волк не страшен. Вещь хороша, когда новая, а друг — когда старый.)

Задание 8.

Цель: Учить детей через мимику, жесты, правильно отображать главную идею произведения, правильно подбирать пословицу к сказке.

Материал: Пословицы

  1. Берись дружно, не будет грузно.

  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  3. Один в поле не воин.

Методика проведения: Подготовительная работа. Прочитать сказку «Репка», распределить роли. После показа инсценировки предложить сказать главную мысль произведения и подобрать к сказке пословицы.

Вопросы к детям:

  1. Почему дед не смог сам вытащить репку?

  2. Когда герои сказки справились с работой?

  3. Как об этом можно сказать словами пословицы?

Задание 9

Цель: Учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.

Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни, рассказы.

Методика проведения: Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, песни, рассказы, сказки, пословицы и объяснить, чем отличаются пословицы от других произведений. Предложите вспомнить пословицы о дружбе, Родине и т. д .

Задание 10

Цель: Учить детей заканчивать пословицы.

Материал: Мудрая Сова, пословицы

  1. Собирай по ягодке – наберешь кузовок

  2. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось

  3. Кончил дело – гуляй смело

  4. Скучен день до вечера, коли делать нечего

  5. Не рой другому яму – сам в нее попадешь

  6. Богатство джигита – труд.

Методика проведения: Скажите детям, что к ним в гости пришла Мудрая Сова. Она хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Совы задайте детям начало разных пословиц и предложите закончить их. Помогите дополнительными вопросами.

infourok.ru

Загадки,пословицы и поговорки как средство речевого развития детей дошкольного возраста

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а  в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с « понятиями об окружающей  природе,  о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве,  о науке и промыслах, — со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, И.И. Паульсон, В.А. Флерова и др. Они показали  лучшие образцы широкого использования пословиц  в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению,  являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему естьогромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти о всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *