Ведение дневников и психотерапия: 7 дневниковых техник
У дневника как письменной психотерапевтической практики есть множество форматов и видов, есть даже отдельные книги-сборники, которые суммируют и объясняют разные упражнения, есть исследования, которые подтверждают (или опровергают) эффективность дневников при определенных проблемах и состояниях. Как человеку, который и так много пишет, дневники кажутся мне очень хорошей идеей, — и сами по себе, и как сопровождение психотерапевтической работы. Расскажу о нескольких форматах, которые я использую или использовала раньше.
«Обычные» дневники
Под обычным дневником я имею в виду любой дневник с событиями и эмоциями в вольном стиле, то есть без конкретной структуры.
Зачем вести дневник параллельно с психотерапией? Во-первых, есть люди (вот я, например), которые склонны неосознанно переписывать и подменять свои воспоминания: запоминать только хорошее или только плохое, по-разному интерпретировать одни и те же факты прошлого, подводя под них новые (иногда очень неожиданные с точки зрения реальности) причинно-следственные связи и объяснения произошедшим событиям.
Я веду обычные дневники много лет, но нерегулярно и «набегами». Как ни странно, больше пользы я получаю от их перечитывания, чем от процесса письма.
Перечитывая свои дневники, можно обнаружить:
- Что в конкретном месте и времени несколько лет назад мне было относительно плохо, — вопреки тому, что память всё подчистила и подсовывает кусок из прошлого как «потерянный рай». Такие эффекты говорят скорее о том, что тогда я что-то такое получала, чего мне не хватает сейчас, но вовсе не говорят о том, что там (в том конкретном городе, на том месте работы, в той профессии) действительно уж очень хорошо и надо туда в буквальном, физическом смысле возвращаться.
- Что мое среднее состояние и настроение действительно меняется, потому что встроенный механизм обнуления утверждает, что было «в целом нормально, но можно и получше» и сейчас «в целом нормально, но можно и получше». И если подумать, то кроме дневников, совершенно негде убедиться, насколько сильно поменялась планка «нормы» и насколько по-разному это «нормально» ощущается в разные периоды жизни.
- Что какие-то катастрофы, которые казались неизбежными и о которых можно было настрочить с десяток взволнованных страниц, — вообще не случились. В то же время многие желания, которые казались несбыточными, — реализовались.
Словом, я не раз убеждалась, что прошлое переписывается и переформатируется под текущую реальность, на него влияют нынешние ценности и сегодняшнее понимание «нормы», — и дневник помогает бросать якоря и отмечать опорные точки в этом непредсказуемом бурлении.
Из «просто дневника» вытекают другие письменные практики и техники, предназначенные скорее для конкретных задач.
Фрирайтинг и «утренние страницы»
Есть всем известный фрирайтинг (свободное письмо без остановки, под таймер), в ходе фрирайтинга человек не задумывается о смысле, последовательности или понятности своего текста, скорее пытается потоковым письмом вытащить из головы что-нибудь глубоко там запрятанное или найти новые решения и идеи. Фрирайтинг я люблю, но использую его исключительно как метод генерации творческих идей для работы. И одновременно не люблю и не использую для эмоциональных или психотерапевтических задач — это необъяснимо с рациональной точки зрения, здесь просто нужно пробовать и решать для себя.
Утренние страницы — это методика сценаристки и писательницы Джулии Кэмерон из книги «Путь художника», — грубо говоря, 3 страницы фрирайтинга в день. Кэмерон предлагает начинать каждое утро с написания 3 страниц обо всем, что только приходит в голову. Я знаю людей, которые регулярно практикуют утренние страницы и всем их советуют; знаю людей, которые их терпеть не могут и считают бессмысленными или даже вредными.
Также советуем посмотреть: С чего начать, чтобы избавиться от плохих мыслей
Я пробовала вести утренние страницы несколько раз в разное время и, кажется, отношусь к коалиции их противников. Для меня «утренние страницы» — верный путь на 15-й минуте письма достать из себя сильные эмоции, которые потом непонятно, как засунуть обратно или куда отнести (что особенно некстати в преддверии рабочего дня), — поэтому я пас: сильные эмоции — на психотерапии, дневники — по вечерам, по утрам — кофе и никаких утренних страниц.
Сам факт таких противоречивых мнений, опять же, наводит сразу на три мысли: не всем одинаково подходит всё; чтобы понять, что подходит конкретно вам, — надо аккуратно пробовать и смотреть, что будет; даже «безобидные» практики и упражнения требуют своей техники безопасности.
Дневник тревог
Формат дневника, близкий по духу когнитивно-поведенческой терапии, хотя я вела его еще до того, как познакомилась с этим методом. Этот формат прекрасно сопровождает работу над тревогой или тревожными расстройствами. При этом он до смешного простой: вам нужно расчертить тетрадь на две колоночки, в левую записывать все посещающие вас страхи, в правую — сбылся этот конкретный страх или не сбылся. («А вдруг я в четверг поеду в командировку и потеряю там паспорт, а вдруг я забыла выключить газ, а вдруг я провалю презентацию и меня уволят, а вдруг моя подруга не отвечает целых 7 минут, потому что она меня больше не любит…»)
Мой личный процент реализации страхов составил что-то около 7%, это значит, что на каждые 7 раз обоснованной тревоги пришлось 93 (девяносто три!) ситуации, когда я тревожилась просто так, по привычке и по инерции расходуя свои силы и ресурсы.
Через какое-то время (по моим подсчетам — от пары недель до пары месяцев) необходимость в таком дневнике «отвалится» сама собой, потому что просто надоест его писать, ну и потому что вместо «А вдруг я потеряю паспорт? О УЖАС!» у вас в голове будет возникать мысль «О, опять сказка о потерянном паспорте включилась, ну пусть поиграет, я пока пойду поработаю».
Также советуем посмотреть: Что такое тревога?
Очевидно, что этот метод не отключит тревогу раз и навсегда сам собой. Очевидно, что он не отключит иррациональную тревогу без объекта, когда страшно, но непонятно, что именно страшно — объект все-таки придется найти. Также дневник тревог не отключит и «смещенную тревогу», когда вы волнуетесь о чем-то конкретном, что не готовы это признать или выразить, поэтому эмоция, поблуждав, рикошетит и прилипает к идее потерять паспорт. Впрочем, именно поэтому там выше написано «сопровождает работу над тревогой», а не «исцеляет» тревогу или «заменяет работу над тревогой в психотерапии».
Дневник автоматических мыслей
Тоже очень КПТ-шный формат по духу, по сравнению с остальными он требует некоторой усидчивости (и огромной таблицы). Описываю очень кратко (потому что очень подробно вам об этом расскажет психотерапевт, если вы решите вести такую штуку): в таблицу нужно записывать возникшую у вас эмоцию, потом — автоматическую мысль, которая сопровождала эту эмоцию, потом — ситуацию, в которой эта эмоция возникла. Стандартная запись может выглядеть так: «Эмоция: Стыд | Мысль: Я ужасный профессионал и ни на что не способен | Ситуация: Увидел крутой доклад коллеги на конференции».
Когда в таком дневнике-таблице набирается пара сотен строчек, многое становится заметно. Например, можно заметить, что у вас «палец сломан». (Это прямо story of my life, хотя изначально это анекдот: человек приходит к доктору и говорит «Доктор, у меня всё болит: сюда пальцем тыкну — болит, сюда тыкну — болит!» А доктор ему и отвечает: «Голубчик, да у вас палец сломан!») На «больших данных» и правда намного проще заметить масштаб искажений: например, если на огромный процент никак не связанных между собой фактов мы реагируем одинаково, в ключе «я бездарный менеджер» или «я плохая мать». Тогда становится виднее, что это не мир указывает нам на нашу несостоятельность, а происходит совсем другой процесс, к которому мир в его объективной реальности отношения в общем-то не имеет.
Часто в эту же таблицу добавляют колонку с «правилом», подкрепляющим и бетонирующим этот процесс, то есть с внутренним убеждением, которое вызывает конкретную автоматическую мысль и конкретную эмоцию. В колонке «Убеждение» появляются фразы вроде «От хороших менеджеров никто никогда не увольняется» или «Хорошая мать никогда не устает от общения с ребенком».
Дневник автоматических мыслей можно крутить-вертеть по-разному, в зависимости от задач: работать с убеждениями, постепенно заменяя их на более адекватные, искать причины или паттерны разных эффектов, смотреть, как определенные эмоции коррелируют с тем, где или с кем вы проводите время.
Также рекомендуем посмотреть: 5 вопросов об ОКР и навязчивости
По моему опыту, главная ценность такого дневника скрывается там, где её не ждешь, — а именно в привычке притормаживать на каждом резком повороте: то есть несколько секунд отвлеченного взгляда на эмоцию и связанную с ней мысль помогают в момент стыда, страха или злости не проваливаться в состояние «вижу цель, не вижу препятствий» и дают дополнительную минуту на размышления.
И еще несколько дневниковых техник, о которых стоит упомянуть:
Дневник благодарности, или Дневник хороших моментов
Предлагается записывать вечером 3-5 моментов за день, за которые вы благодарны: миру, конкретным людям или себе. Я знаю людей, которые регулярно ведут такие заметки и очень им рады, но у меня эта техника не прижилась — просто ничего не поменялось. Зато у меня есть банка: в банку я забрасываю маленькие записочки с приятными моментами и разбираю раз в полгода. Банка прекрасна.
Списки
Подвид техники фрирайтинга, в которой нужно, не останавливаясь, не критикуя себя и не редактируя, написать список из 100… Например, «100 моих сильных качеств», «100 вещей, которые могли бы меня порадовать», «100 моих желаний», «100 идей, как я могу улучшить свою работу». Цифра 100 кажется избыточной, недостижимо большой, но в этом и смысл: первые 20-30 пунктов вы будете писать что-то стандартное и стереотипное, потом еще 20 пунктов будете страдать и выдавливать из себя хоть что-то, а потом откроется какая-то потайная дверь — и оттуда повалит смешное, удивительное, креативное и по-настоящему важное в разных пропорциях. Для списков стоит выбирать какие-то поддерживающие или творческие темы.
Копинговые карточки
Это не совсем дневник, и об этом я, наверно, напишу отдельный текст, потому что это важно и очень мощно. Если в двух словах, в момент внутреннего равновесия вы пишете себе «записку» (у меня такая записка составляет 6 страниц текста), в которой излагаете всё, что поможет или поддержит в кризисный период. Потому что всё, что кажется очевидным в нормальном состоянии (например, что никакая тяжелая эмоция не может длиться вечно, любой кризис рано или поздно заканчивается), — вот всё это куда-то теряется и уплывает, если нырнуть в черную дыру (в тревожность, в депрессивный эпизод или просто в сильную прокрастинацию — у каждого «черная дыра» своя).
____
Наверное, стоит отдельно подчеркнуть, что любое психологическое упражнение, в том числе обычный дневник или письменная практика, может как улучшить, так и ухудшить ваше настроение, — поэтому мой список стоит воспринимать как приглашение к аккуратным экспериментам, а не как руководство к действию для любого состояния и контекста.
Также рекомендуем почитать: «Представьте себе…»: рескриптинг и другие техники работы с воображением в психотерапии
5 интересных практик для ведения личного дневника
Ирина Балманжи
Личный дневник — это великолепный психотерапевт. Ему нет цены, если вам нужно разобраться в себе, сделать сложный выбор, справиться с эмоциями или найти решение какой-то проблемы. Заполняйте пустые страницы своими мыслями, описывайте события и людей, фантазируйте. Так вы сможете:
- достичь вершин в самопознании,
- научиться лучше понимать окружающих,
- исцелиться от внутренней боли,
- развить креативность,
- повысить самооценку,
- сформировать позитивный взгляд на жизнь.
Не верьте нам на слово, просто попробуйте! Если вы думаете, что вести дневник — это скучно, значит, вам неизвестны самые интересные практики. Делимся пятью классными методами, которые непременно стоит взять на заметку.
Диалог
Воображаемый разговор с кем-то или чем-то — невероятно полезная вещь. У вас может состояться диалог не только с человеком, но и с каким-нибудь предметом, эмоцией, ситуацией, персонажем из сна, работой, вашим собственным телом… Да практически с чем угодно! Например, психотерапевт Кэтлин Адамс беседовала со своей книгой:
«Я: Мы находимся на завершающем этапе.
Книга: Ты занимаешься прекрасной работой. Можешь гордиться собой.
Я: Удастся ли мне закончить тебя к понедельнику?
Книга: Я полагаю, что завершишь. Но на следующей неделе тебе надо начать лучше питаться и больше гулять. Ты забываешь о себе.
Я: Я так тебя люблю. Поговорим потом».
В любом случае вам уготованы неожиданные открытия и прозрения. Главное — довести разговор до конца. Даже если кажется, что больше обсуждать нечего, на всякий случай спросите оппонента: «Есть что-то еще?»
Придумайте яркий образ для собеседника. Это само по себе влияет на развитие диалога. Например, если представить горе в виде дикого зверя, застрявшего в капкане, то оно может вам сказать: «Поверь мне, я не хочу убивать тебя. Но чем больше меня накапливается в тебе, тем меньше там остается пространства для чего-либо другого. Выпусти меня! Дай мне уйти!»
Доверьтесь процессу. Записывайте ответы, которые приходят из вашего подсознания, даже если они кажутся странными. Ничего страшного, если поначалу вы будете чувствовать себя глупо, беседуя с большим пальцем левой ноги. Дискомфорт ощущается только в первое время, позже вы проникнитесь уважением к этому методу.
Эскизы образов
Описывайте знакомых людей и самого себя (черты характера, образ мышления, поведение). Метод очень пригодится, когда у вас возникнет конфликт с кем-нибудь, вы захотите лучше понять другого человека или пожелаете отчетливее увидеть разные стороны своей личности.
Даже описывая кого-то другого, вы, по сути, разбираетесь в себе. Когда вы любите или ненавидите какие-то качества в знакомом человеке, то, вероятнее всего, испытываете те же чувства к похожим чертам своего характера. Окружающие вас люди — это зеркала, в которых можно увидеть собственное отражение, если внимательно приглядеться.
Еще одно замечательное применение этого метода — создать эскиз своего образа с точки зрения кого-то другого. Возможно, того, с кем у вас непростые отношения. Как воспринимает вас этот человек? Что ему в вас нравится? Чем вы его раздражаете? Как вы встретились? Порой весьма полезно посмотреть на себя чужими глазами.
Благодаря практике «Эскизы образов» вы также можете лучше познакомиться с собственными субличностями (Перфекционист, Комедиант, Герой, Супермама, Вамп, Послушная дочь, Беспомощная женщина, Кормилец, Казанова, Рыцарь в доспехах и так далее). Очень важно узнать себя с разных сторон, чтобы приблизиться к более глубокому пониманию своего «я».
Описывая одну из своих субличностей, дайте ей имя и персонифицируйте ее, как в следующем примере:
«Горго — трескучее, фырчащее существо. Он внезапно выглядывает из-за двери и смотрит, как я испугалась. Он показывает мне свой красный язык и при этом, фыркая, прыгает вверх и вниз. Его жизнь заключается в том, чтобы забавляться, веселиться, дурачиться, подлавливать тех, кто слишком умничает или зазнается. Он дарит мне возможность смеяться и играть. Я обращаюсь к нему в своей внутренней жизни, когда слишком погружаюсь в переживания или мне нужно обрести спокойствие…»
Списки из 100 пунктов
Дневниковые списки отлично помогают, когда нужно выявить проблемы и причины, проникнуть за пределы очевидного, обнаружить то, что скрывается в подсознании, разобраться в своих желаниях и страхах или придумать нестандартное решение.
Пунктов должно быть именно сто. Если вы позволите себе не обращать внимания на повторы, грамотность, логику и почерк, то вам хватит получаса, чтобы завершить дело. Тему можно выбрать абсолютно любую:
— сто вещей, которые мне надо (я хочу) сделать;
— сто моих страхов;
— сто вещей, которые мне нравятся (не нравятся) в себе;
— сто вещей, которые вызывают у меня стресс;
— сто вещей, которых мне недостает;
— сто причин вступать (не вступать) в брак;
— сто идей для моего бизнеса;
— сто важных вещей, на которые у меня не хватает времени;
— сто отвлекающих факторов;
— сто моих способов помочь другим…
Когда выберете тему, начинайте писать все, что придет в голову, и настолько быстро, насколько способны. Не думайте слишком долго и не делайте перерывов, пока не дойдете до последнего пункта. Ничего страшного, если в списке окажутся повторы, — их наличие может означать, что какая-то идея для вас особенно важна.
Когда справитесь, проанализируйте список. Постарайтесь выделить основные темы и объединить все пункты в 4-6 категорий. Если у вас ровно сто записей, вы автоматически получите процентное соотношение. Вас ждут любопытные открытия. Например, вы можете выяснить, что 45% ваших стрессов спровоцированы откладыванием работы на потом.
Обратите особое внимание на последнюю треть списка — это то место, где ваше подсознание может разгуляться. И именно там зачастую оказывается самая ценная информация.
Неотправленные письма
Этот метод позволяет привести мысли в порядок, разобраться в своих чувствах и без последствий выплеснуть негативные эмоции. Вся хитрость таких писем заключается в одной фразе: «Не вздумайте их отправлять!» Прибегая к этой практике, вы можете высказываться свободно, без риска или страха обидеть кого-либо.
В отличие от диалогов, неотправленные письма — это одностороннее общение. Оно дает возможность выразить все — и при этом вас никто не прервет и не скажет ничего в ответ.
Попробуйте создавать неотправленные письма для тех, кто буквально бесит вас. Выплесните все наружу. Пишите самые невероятные грубости, какие только можете вообразить и которые в действительности никогда бы себе не позволили.
Потом можно выдернуть страницу из дневника и разорвать письмо. Или сжечь, разодрать зубами, растоптать. Позвольте себе поворчать (или покричать во весь голос), пока всем этим занимаетесь. Отведите душу, и вы сразу почувствуете облегчение или рухнете на пол от смеха.
Неотправленные письма — это еще и отличный способ положить конец взаимоотношениям. Если вас тревожит чувство незавершенности, напишите тем, кто вас оставил или кого покинули вы сами. Выскажите все, что эти люди, по-вашему, должны от вас услышать. Можете также адресовать послания умершему человеку, чтобы было легче пережить потерю.
Анализ сновидений
Между снами (даже самыми абсурдными) и дневной жизнью всегда есть какая-то взаимосвязь. Сновидческие образы могут дать ценную информацию о вашем внутреннем мире, чувствах, страхах, желаниях, нерешенных проблемах.
Прислушивайтесь к голосу своего подсознания. Одни сновидения указывают путь к внутреннему росту. Другие помогают разобраться в трудных ситуациях, взаимоотношениях, чертах характера, требующих внимания. А иногда сны могут подвести вас к принятию решений, которые изменят вашу жизнь.
Сны неуловимы и легко ускользают. Чтобы они не забывались, держите блокнот, ручку и маленький фонарик на прикроватной тумбочке. Проснувшись, не вскакивайте сразу же с постели, а постарайтесь припомнить сон, не меняя положения. Запишите все, что придет на память: фрагмент, символ, эпизод, чувство, настроение, образ. Подумайте, какое отношение это имеет к вам и вашей жизни.
Вся прелесть работы со сновидениями заключается в том, что здесь не бывает «правильных» или «неправильных» интерпретаций. Любое толкование сна «правильно», если оно вам подходит.
Что еще нужно знать о ведении дневника?
В книге «Дневник как путь к себе» психотерапевт Кэтлин Адамс описывает множество других интересных практик: «Поток сознания», «Капсула времени», «Объединение в кластеры», «Ступени-опоры», «Перспективы», «Темы дня»… Все они так или иначе способствуют самопознанию и личному развитию.
Вы можете создать в своем дневнике разделы для каждой из этих практик. Или завести отдельные блокноты. Тогда диалоги будут собраны в одном месте, сны — в другом, а хроника событий — в третьем. Но можете просто записывать все подряд. Строгих правил нет. Главное, чтобы вам было удобно. Еще несколько рекомендаций напоследок:
- датируйте каждую запись;
- не беспокойтесь о грамотности и аккуратности;
- пишите быстро;
- не пытайтесь обмануть себя, рассказывайте сразу всю правду;
- фантазируйте и мечтайте;
- рисуйте;
- описывайте незначительные моменты, которые вас порадовали или удивили;
- играйте, плачьте, дурачьтесь, ругайтесь, веселитесь;
- не стесняйтесь писать бессмыслицу;
- не заставляйте себя писать, если нет настроения;
- надежно прячьте дневник от посторонних.
Обложка поста отсюда
Блог — ПСИХДИАТР
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 26 февраля 2022 г.
- Категория сообщения: Без категории
По средам вечером мне нравится смотреть урок верховой езды моей дочери. Или, по крайней мере, я получаю от этого удовольствие большую часть времени. Исключение составляют случаи, когда у меня есть не очень большая привилегия…
Продолжить чтение Зная, когда ОСТАНОВИТЬСЯ
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 3 января 2022 г.
- Категория сообщения: Без категории
И начинается новый год! 2022 год всегда будет иметь значение года, когда мой сын закончит среднюю школу. По этой и многим другим причинам я приветствую это…
Продолжить чтение Приветствуя 2022 год
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 29 ноября 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
Это падение стало для меня стрессом. Однако то, что сделало это напряженным, связано не столько с событиями, сколько с моими мыслями в ответ на события. Потому что…
Продолжить чтение Эмоциональное мышление
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 31 октября 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
Я могу очень расстроиться из-за количества посещений врача, лекарств и процедур, необходимых для контроля язвенного колита. Я никогда не забывал чувствовать благодарность…
Продолжить чтение Огорченный и благодарный
- Автор сообщения: Алиса
- Категория сообщения: Без категории
Неудивительно, учитывая мой выбор профессии, я эмпат. Я очень внимательно отношусь к эмоциональному состоянию людей. Когда они люди, меня волнует, будь то…
Продолжить чтение Мы не всегда можем исправить их боль
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 17 сентября 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
Я твердо верю, что сдерживание гнева причиняет нам гораздо больше вреда, чем вредит объекту нашего гнева.
Однако я так же твердо верю, что отпустить…Продолжить чтение Как найти доброту в нашем гневе
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 30 августа 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
Большую часть школьных лет я провел с вариациями одних и тех же тревожных снов по мере приближения «первого дня в школе». Один принял форму прихода в школу…
Продолжить чтение Новая тревога «Снова в школу»
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 7 августа 2021 г.
- Категория сообщения:
Без категории
Как любитель смотреть и плавание, и женскую гимнастику, я с нетерпением ждал летних Олимпийских игр. Это не разочаровало, так как я видел несколько отличных гонок и выступлений.…
Продолжить чтение Психическое здоровье имеет значение на Олимпийских играх
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 26 июля 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
Когда мои бабушка и дедушка были женаты пятнадцать лет, мой дедушка отпраздновал годовщину «апгрейдом» на обручальном кольце моей бабушки. Это было задолго до моего рождения, но это…
Продолжить чтение Двигаться вперед, не обесценивая прошлое
- Автор сообщения: Алиса
- Сообщение опубликовано: 11 июля 2021 г.
- Категория сообщения: Без категории
У моей мачехи всегда были самые красивые сады, хотя в своем нынешнем доме она превзошла себя. Я так люблю ее сады, что у меня есть…
Продолжить чтение Ухоженный или свободный для цветения
Новая причина вести дневник
Давно известно, что запись о стрессовых событиях способствует улучшению здоровья и психологического благополучия. Теперь новое исследование дает ключи к разгадке, почему это так.
Исследование, опубликованное в сентябрьском номере журнала APA
В последние несколько лет исследования показали, что когнитивный механизм может помочь объяснить связь между выразительным письмом и здоровьем, отмечает психолог Техасского университета Джеймс У. Пеннебейкер, доктор философии, который в последнее десятилетие возглавил исследование исследование выразительного письма и здоровья. Он и его коллеги обнаружили, что люди, которые больше всего выигрывают от выразительного письма, как правило, используют больше причинно-следственного анализа и выражают больше эмоций в своих письмах, что заставляет некоторых психологов размышлять о том, что выразительное письмо помогает людям упростить и организовать фрагментированные воспоминания.
Беда, говорит Пеннебейкер, в том, что эти идеи досадно расплывчаты. Теперь, говорит он, «впереди новое исследование, которое, на мой взгляд, почти революционно. Это другой уровень анализа, о котором никто из нас не думал».
«Если вы страдаете от травматического или стрессового события, ваша способность обращать внимание и сосредотачиваться на жизненных стрессовых факторах не такая, какой должна быть», — предлагает ведущий автор исследования, психолог Университета штата Северная Каролина Китти Кляйн, доктор философии.
Как следствие, она предполагает: «Вам потребуется гораздо больше времени, чтобы придумать эффективные стратегии преодоления трудностей. Это может быть средством для того, чтобы ваше здоровье становилось все хуже и хуже».
Новые результаты намекают на способ сократить этот разрушительный процесс, говорит соавтор Адриэль Боулс, в настоящее время научный сотрудник Университета Дьюка. «Они предполагают, что, по крайней мере, для довольно незначительных жизненных проблем что-то такое простое, как письменное описание проблемы в течение 20 минут, может привести к важным последствиям не только с точки зрения физического и психического здоровья, но и с точки зрения когнитивных способностей», — говорит он.
Письмо о стрессе в колледже
В ходе первого эксперимента Кляйн и Боулс исследовали, как запись о стрессовом событии повлияла на рабочую память 71 студента. Участники выполнили три 20-минутных сеанса письма в течение двухнедельного периода. Половине, которым было назначено условие «выразительного письма», было приказано написать о своих самых глубоких мыслях и чувствах по поводу поступления в колледж и «связать все это вместе» в конце своих эссе. Вместо этого участники в контрольном состоянии писали о том, что они сделали в тот день и как они могли бы сделать работу лучше.
С помощью стандартного теста вербальной рабочей памяти Кляйн и Боулс измеряли объем рабочей памяти участников три раза: один раз перед первым сеансом письма и еще раз через неделю и семь недель после последнего упражнения по письму.
Исследователи также изучили содержание эссе участников, выискивая слова «причина и понимание», такие как «следовательно», «потому что» и «поэтому», которые могли бы сигнализировать об усилиях по созданию более связного повествования из фрагментарные стрессовые воспоминания. Наконец, команда измерила связь между улучшением рабочей памяти и академической успеваемостью, используя средний балл учащихся (GPA) за семестр, в течение которого проводился эксперимент, и за следующий семестр.
Результаты показали, что участники в состоянии экспрессивного письма показали скромные улучшения в рабочей памяти между вторым и третьим тестами памяти. Напротив, участники контрольной группы не показали такого улучшения.
Кроме того, участники в состоянии экспрессивного письма использовали больше слов причины и понимания, чем участники контрольной группы, укрепляя представление о том, что выразительное письмо повышает связность повествования стрессовых воспоминаний. Улучшения в рабочей памяти также были связаны как с более широким использованием причинно-следственных слов, так и с более высокими средними баллами как сразу после эксперимента, так и в последующем семестре.
Навязчивые мысли
Хотя этот первый эксперимент убедительно подтвердил идею о том, что экспрессивное письмо может улучшить рабочую память, он не установил, освобождает ли экспрессивное письмо ресурсы памяти, очищая людей от навязчивых и избегающих мыслей о стрессовых переживаниях.
Эксперимент также выявил лишь незначительное влияние экспрессивного письма на рабочую память. Авторы предположили, что такие эффекты могли быть ослаблены самим письменным заданием: поскольку поступление в колледж не всегда является стрессовым опытом, выражение своих чувств по этому поводу может иметь меньше пользы для одних людей, чем для других. И инструктирование участников контрольной группы подумать о том, как они могли бы лучше провести свое время, могло непреднамеренно побудить их формировать более связные когнитивные представления о своем дне, улучшая рабочую память.
Чтобы решить эти проблемы, Кляйн и Боулс изменили письменное задание во втором эксперименте, попросив одних участников написать о крайне негативном опыте, а других — о крайне положительном. Участники контрольной группы снова написали о своем распорядке дня, но на этот раз им не было предложено оценить день.
Чтобы проверить связь между выразительным письмом, навязчивыми мыслями и рабочей памятью, исследователи также попросили участников указать в начале и в конце эксперимента, как часто в их мысли вторгаются нежелательные воспоминания об их самых негативных и позитивных переживаниях и как часто они избегали думать о переживаниях.
Результаты показали, что у участников, которые писали о негативном событии, было меньше навязчивых и избегающих мыслей, а также наблюдалось значительное улучшение рабочей памяти по сравнению с теми, кто писал о позитивном событии, и участниками контрольной группы. Кроме того, медиативный анализ показал, что экспрессивное письмо работает на улучшение рабочей памяти только тогда, когда у человека меньше навязчивых и избегающих мыслей. Наконец, как и в первом эксперименте, улучшение рабочей памяти снова было связано с более высокими средними баллами, как и уменьшение навязчивых мыслей.
Вопросы без ответов
Полученные данные интересны по ряду причин, говорят психологи. В практическом смысле результаты показывают, что простое написание о стрессовых событиях может оказать положительное влияние на успеваемость, хотя остается неизвестным, как долго. Пеннебейкер говорит, что это «первая попытка» объяснить, что стоит за общепризнанной связью между письмом и здоровьем: «Эта статья просто замечательна. Я сожалею только о том, что не подумал об этом раньше».
Что не менее поразительно, говорит когнитивный психолог Акира Мияке, доктор философии, из Университета Колорадо, так это открытие того, что рабочая память податлива и может быть затронута психосоциальной задачей, такой как выразительное письмо. Он утверждает, что это имеет последствия не только для физического здоровья, но и для целого ряда областей, в которых рабочая память может быть нарушена. Например, студенты колледжей, которые испытывают математическую тревожность и страх, часто испытывают дефицит рабочей памяти при работе над математическими задачами из-за навязчивых мыслей и беспокойства по поводу математики. Мияке полагает, что таким студентам будет полезно написать о своей тревоге.
Но несмотря на то, что открытия Кляйн и Боулса дают интересные ответы на вопрос, почему экспрессивное письмо оказывает такое сильное влияние на благополучие людей, исследование оставляет без ответа вопросы, в том числе, почему экспрессивное письмо подавляет навязчивые мысли и улучшает рабочую память?
Пеннебейкер и другие предположили, что формирование более связного повествования вокруг фрагментированных воспоминаний, о чем свидетельствует увеличение количества слов причины и понимания, помогает высвободить рабочую память. Тем не менее, Кляйн и Боулс обнаружили эффекты рабочей памяти только у участников, писавших о негативных переживаниях, несмотря на то, что обе группы продемонстрировали одинаковые улучшения в использовании слов «причина» и «понимание» — эффект, который не объясняется этим теоретическим обоснованием.
Одним из возможных объяснений, по мнению Кляйн, является то, что положительные события просто оказывают меньшее когнитивное воздействие, чем отрицательные. Это может быть особенно верно для студентов колледжей, которые, по мнению Кляйн, склонны воспринимать позитивные события как должное.
Мияке предлагает альтернативное объяснение, которое согласуется с результатами другой статьи в том же выпуске JEP: General психолога Вашингтонского университета Джереми Р. Грея, доктора философии. В своем исследовании Грей обнаружил, что вербальная рабочая память ухудшается из-за отрицательных эмоций, но не из-за положительных. Он показал, что обратное верно для зрительно-пространственной рабочей памяти.