До мажор натуральный гармонический мелодический – Три вида мажора в музыке

Вопрос о гармоническом/мелодическом/натуральном ладах | Rmmedia.ru

да, диезы и бемоли это знаки альтерации — повышения или понижения на полтона, а не сами полутона (расстояние в полтона между ми и фа, си и до нужно запомнить как отче наш потом поможет ориентироваться в тональностях), может вы полностью муз. школу прогуляли?
натуральный минор он такой какой есть — простой по звучанию и интервальному составу (без изюма, поэтому и один из самых применимых в «простой» музыке), на этом можно и остановиться, начать писать музыку.
в гармоническом миноре повышается последняя ступень, что бы усилить ее тяготение в тонику, так называемый вводный тон характерный для натурального мажора. название гармонический он получил потому что при построении последовательностей аккордов получаются варианты гораздо интереснее натурального, а вот из-за появления увеличенных интервалов для мелодического движения сложен, имеет излишнюю напряженность что дает «восточный» оттенок а-ля арабская музыка.
мелодический в дополнении к гармоническому минору при движении вверх по гамме к повышенной седьмой имеет еще и повышенную шестую ступень, тем самым усиливая восходящее движение в тонику и добавляя мажорных красок в мелодию, и самое главное закрывается дыра от увеличенного интервала (для мелодического движения он ничего хорошего не дает) между 6 и 7 ступенями в гармоническом миноре, а в нисходящем движении в мелодическом миноре все повышения отменяются и он играется как натуральный (что бы отменить излишнее тяготение при движении вниз назад(вверх) к тонике). в совокупности все это дает хороший потенциал для написания мелодий.

но это не означает что для одной композиции в миноре нужно для гармонии взять гармонический, для мелодии мелодический, для остального (барабаны) натуральный. что с этим делать решать вам.
и это все поверхностное популярное объяснение, что бы лучше понять для себя нужно взять учебник по элементарной теории и изучить подробно раздел про гармонические и мелодические интервалы и разрешения, тогда станет понятным гармоническое и мелодическое движение и для чего эти случайные альтерации в гаммах.

 

rmmedia.ru

Гамма — GuitarWiki

Гамма — последовательный ряд звуков (начиная от тоники и до тоники следующей октавы).

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей. Ступени обозначаются римскмми цифрами I, II, III, IV, V, VI, VII. Восьмая ступень гаммы отстоит от первой ровно на октаву и является одновременно первой ступенью следующей гаммы.

Мажорная гамма

Существуют 3 основных мажорных гаммы: натуральный, гармонический и мелодический мажор.

Натуральная мажорная гамма строится по следующим интервалам:

  • I — тон — II
  • II — тон — III
  • III — полутон — IV
  • IV — тон — V
  • V — тон — VI
  • VI — тон — VII
  • VII — полутон — VIII

или так:

1 1 1/2 1 1 1 1/2

или так:

тон - тон - полутон - три тона - полутон

Например, мажорная гамма, построенная от ноты «до» (C), содержит следующие звуки:

C D E F G A B 

Само собой мажорный лад можно построить от любого звука, если соблюдать вышеописанные правила соотношения интервалов. Однако в некоторых случаях, чтобы соблюсти это правило тонов и полутонов потребуются знаки альтерации. Например, мажорная гамма построенна от ноты «ми» (E) потребует трех диезов:

E F# G# A B C# D#

Если вы посчитаете расстояние между этим звуками, вы обнаружите, что правило тон-тон-полутон-три тона-полутон в точности соблюдено.

Разумеется, мажорная гамма, не единственная, используемая в музыке, но основная, от которой строятся многие другие гаммы.

Гамму принято записывать так называемой формулой, в которой указывается, какие ступени мажорной гаммы присутствуют в новой гамме и как они изменены знаками альтерации.

Вполне естественно, что формула мажорной гамммы записывается так: I, II, III, IV, V, VI, VII.


Гармонический мажор. Что бы построить гармоническую мажорную гамму следует понизить VI ступень. Соответственно общая формула меняется и имеет следующий вид:

тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - полутон

Гармонический «до» мажор:

C D E F G Ab B 


Мелодический мажор имеет пониженную VI и VII ступень. Формула:

тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - тон

Мелодический «до» мажор:

C D E F G Ab Bb

Минорная гамма

Структура натуральной минорной гаммы такова:

  • I — тон — II
  • II — полутон — III
  • III — тон — IV
  • IV — тон — V
  • V — полутон — VI
  • VI — тон — VII
  • VII — тон — VIII(I)

Ещё её можно записать так:

1 1/2 1 1 1/2 1 1

или так:

тон - полутон - два тона - полутон - два тона

Например, минорная гамма, построенная от ноты «ля» (A), содержит звуки:

A B C D E F G

Гармонический минор имеет повышенную VII ступень:

Т - П - Т - Т - П - 1.5Т - П
A B C D E F G♯

Мелодический минор имеет повышенную VI и VII ступень, но при движении вниз играется натуральный минор:

Т - Т - П - Т - Т - П - Т - П   
A B C D E F♯ G♯ и в при движении вниз:  A G F E D C B A

Другие виды гамм

Существует множество других видов гамм и звукорядов. В них может быть больше или меньше 7 ступеней, и строиться они могут по различным правилам.

Формула, например, блюзовой гаммы записывается так: I ♭III IV ♭V V ♭VII, что в переводе на человеческий язык означает: тоника, пониженная третья ступень, пониженная четвертая, пониженная пятая, пятая и пониженная седьмая. С помощью этой формулы можно построить блюзовую гамму от любой ноты.

Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 ступеней в пределах октавы. Распространена бесполутоновая пентатоника, в строении которой отсутствуют переходы в пол тона.

Одна из формул бесполутоновой пентатоники:

Т - Т - 1.5Т - Т

www.guitarplayer.ru

Виды минора — Раздольненская детская музыкальная школа

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

Три вида минора: Первый — натуральный

 Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

 Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора: ля минор натуральный

Три вида минора:  Второй — гармонический

Гармонический минор– в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая  ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).  

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

Три вида минора:  Третий — мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора: ля минор мелодический.

 

 

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.     Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

 

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается. Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз?

Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно

звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без изменений), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор).

Вот вам в помощь рисуночек: три вида минора

rdmsh35.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *