Вопрос о гармоническом/мелодическом/натуральном ладах | Rmmedia.ru
да, диезы и бемоли это знаки альтерации — повышения или понижения на полтона, а не сами полутона (расстояние в полтона между ми и фа, си и до нужно запомнить как отче наш потом поможет ориентироваться в тональностях), может вы полностью муз. школу прогуляли?
натуральный минор он такой какой есть — простой по звучанию и интервальному составу (без изюма, поэтому и один из самых применимых в «простой» музыке), на этом можно и остановиться, начать писать музыку.
в гармоническом миноре повышается последняя ступень, что бы усилить ее тяготение в тонику, так называемый вводный тон характерный для натурального мажора. название гармонический он получил потому что при построении последовательностей аккордов получаются варианты гораздо интереснее натурального, а вот из-за появления увеличенных интервалов для мелодического движения сложен, имеет излишнюю напряженность что дает «восточный» оттенок а-ля арабская музыка.
мелодический в дополнении к гармоническому минору при движении вверх по гамме к повышенной седьмой имеет еще и повышенную шестую ступень, тем самым усиливая восходящее движение в тонику и добавляя мажорных красок в мелодию, и самое главное закрывается дыра от увеличенного интервала (для мелодического движения он ничего хорошего не дает) между 6 и 7 ступенями в гармоническом миноре, а в нисходящем движении в мелодическом миноре все повышения отменяются и он играется как натуральный (что бы отменить излишнее тяготение при движении вниз назад(вверх) к тонике). в совокупности все это дает хороший потенциал для написания мелодий.
и это все поверхностное популярное объяснение, что бы лучше понять для себя нужно взять учебник по элементарной теории и изучить подробно раздел про гармонические и мелодические интервалы и разрешения, тогда станет понятным гармоническое и мелодическое движение и для чего эти случайные альтерации в гаммах.
rmmedia.ru
Гамма — GuitarWiki
Гамма — последовательный ряд звуков (начиная от тоники и до тоники следующей октавы).
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей. Ступени обозначаются римскмми цифрами I, II, III, IV, V, VI, VII. Восьмая ступень гаммы отстоит от первой ровно на октаву и является одновременно первой ступенью следующей гаммы.
Мажорная гамма
Существуют 3 основных мажорных гаммы: натуральный, гармонический и мелодический мажор.
Натуральная мажорная гамма строится по следующим интервалам:
- I — тон — II
- II — тон — III
- III — полутон — IV
- IV — тон — V
- V — тон — VI
- VI — тон — VII
- VII — полутон — VIII
или так:
1 1 1/2 1 1 1 1/2
или так:
тон - тон - полутон - три тона - полутон
Например, мажорная гамма, построенная от ноты «до» (C), содержит следующие звуки:
C D E F G A B
Само собой мажорный лад можно построить от любого звука, если соблюдать вышеописанные правила соотношения интервалов. Однако в некоторых случаях, чтобы соблюсти это правило тонов и полутонов потребуются знаки альтерации. Например, мажорная гамма построенна от ноты «ми» (E) потребует трех диезов:
E F# G# A B C# D#
Если вы посчитаете расстояние между этим звуками, вы обнаружите, что правило тон-тон-полутон-три тона-полутон в точности соблюдено.
Разумеется, мажорная гамма, не единственная, используемая в музыке, но основная, от которой строятся многие другие гаммы.
Гамму принято записывать так называемой формулой, в которой указывается, какие ступени мажорной гаммы присутствуют в новой гамме и как они изменены знаками альтерации.
Вполне естественно, что формула мажорной гамммы записывается так: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Гармонический мажор. Что бы построить гармоническую мажорную гамму следует понизить VI ступень.
Соответственно общая формула меняется и имеет следующий вид:
тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - полутон
Гармонический «до» мажор:
C D E F G Ab B
Мелодический мажор имеет пониженную VI и VII ступень.
Формула:
тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - тон
Мелодический «до» мажор:
C D E F G Ab Bb
Минорная гамма
Структура натуральной минорной гаммы такова:
- I — тон — II
- II — полутон — III
- III — тон — IV
- IV — тон — V
- V — полутон — VI
- VI — тон — VII
- VII — тон — VIII(I)
Ещё её можно записать так:
1 1/2 1 1 1/2 1 1
или так:
тон - полутон - два тона - полутон - два тона
Например, минорная гамма, построенная от ноты «ля» (A), содержит звуки:
A B C D E F G
Гармонический минор имеет повышенную VII ступень:
Т - П - Т - Т - П - 1.5Т - П A B C D E F G♯
Мелодический минор имеет повышенную VI и VII ступень, но при движении вниз играется натуральный минор:
Т - Т - П - Т - Т - П - Т - П A B C D E F♯ G♯ и в при движении вниз: A G F E D C B A
Другие виды гамм
Существует множество других видов гамм и звукорядов. В них может быть больше или меньше 7 ступеней, и строиться они могут по различным правилам.
Формула, например, блюзовой гаммы записывается так: I ♭III IV ♭V V ♭VII, что в переводе на человеческий язык означает: тоника, пониженная третья ступень, пониженная четвертая, пониженная пятая, пятая и пониженная седьмая. С помощью этой формулы можно построить блюзовую гамму от любой ноты.
Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 ступеней в пределах октавы. Распространена бесполутоновая пентатоника, в строении которой отсутствуют переходы в пол тона.
Одна из формул бесполутоновой пентатоники:
Т - Т - 1.5Т - Т
www.guitarplayer.ru
Виды минора — Раздольненская детская музыкальная школа
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.
Три вида минора: Первый — натуральный
Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.
Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора: ля минор натуральный
Три вида минора: Второй — гармонический
Гармонический минор– в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:
В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).
Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).
Три вида минора: Третий — мелодический
Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Вот пример мелодического вида того же ля минора: ля минор мелодический.
Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре. Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается. Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз?
Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
Повторенье – мать ученья
Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».
Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без изменений), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор).
Вот вам в помощь рисуночек: три вида минора
rdmsh35.ru