Что это — добродетели? Добродетель и порок
Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.
Основные понятия
Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:
- вежливость;
- дружелюбие;
- умение сострадать и сопереживать;
- ответственность;
- честность;
- работоспособность и так далее.
Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:
- лень;
- жадность;
- зазнайство;
- лживость;
- зависть и другие.
Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.
Во времена античности
Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:
- умеренность;
- мудрость;
- мужество;
- справедливость.
Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности — от воинов или правителей.
Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.
О великий ренессанс
В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.
С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях. С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях. Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.
«Новые» времена
С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.
Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:
- спокойствие;
- скромность;
- справедливость;
- умеренность;
- бережливость;
- трудолюбие;
- порядок;
- молчание;
- решительность;
- искренность;
- воздержание;
- чистота;
- целомудрие.
По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.
Прусские добродетели
Этот перечень лучших человеческих качеств берет свое начало со времен лютеранства эпохи Просвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правления короля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии в XVIII веке. До сих пор остается загадкой почему был выделен именно такой набор, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставило довольно весомый след в истории Пруссии. Вот как выглядят истинные добродетели человека, по мнению Фридриха Вильгельма I:
- бережливость;
- любовь к порядку;
- искренность;
- неподкупность;
- послушание;
- богобоязненность;
- сдержанность;
- усердие;
- скромность;
- честность;
- верность;
- твёрдость;
- прямолинейность;
- чувство справедливости;
- дисциплинированность;
- субординация;
- надёжность;
- самоотверженность;
- мужество;
- храбрость;
- пунктуальность;
- чувство долга.
Христианский взгляд
Обсуждая разные взгляды на положительные черты характера человека нельзя не затронуть такое понятие, как христианские добродетели. Это более-менее общее понятие можно разделить на две большие части:
- кардинальные — к которым относят 4 понятия, пришедшие к нам из античной философии;
- теологические — учение о которых привнесло в нашу жизнь христианство;
В итоге получился вот такой перечень:
- мужество;
- умеренность;
- благоразумие;
- справедливость;
- надежда;
- любовь;
- вера.
Немногим позже этот список претерпел значительные изменения и утвердился новый, представляющий собой семь добродетелей, противостоящих в западном христианстве семи смертным грехам:
- терпение;
- смирение;
- кротость;
- целомудрие;
- усердие;
- умеренность;
- любовь.
Внутреннее противостояние
Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность нравственного выбора всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.
Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно. Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении. В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.
Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.
Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.
Что сделает вас добродетельным
От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.
Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание ценности людей, живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.
Как по традиции выглядят семь добродетелей
Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты.
Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:
- Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
- Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
- Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
- Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.
Какая лучше, куда стремиться
Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу). Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.
Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ НАВЫКОМ? . Сумма теологии. Том V
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что человеческая добродетель не является навыком. В самом деле, добродетель – это «предел способности»[105]. Но предел приводим к роду того, пределом чего он является, как [например] точка приводима к роду линии. Следовательно, добродетель приводима к роду способности, а не к роду навыка.
Возражение 2. Далее, Августин говорит, что «добродетель – это доброе пользование доброй волей»[106]. Но пользование доброй волей является действием. Следовательно, добродетель – это не навык, а действие.
Возражение 3. Далее, заслуга обретается не навыками, но действиями, в противном случае человек обретал бы заслугу непрерывно, даже во сне. Но мы обретаем заслугу добродетелями. Следовательно, добродетели – это не навыки, а действия.
Возражение 4.
Возражение 5. Кроме того, помимо человеческих добродетелей существуют еще и природные добродетели. Но природные добродетели – это не навыки, а способности. Поэтому и человеческие добродетели не являются навыками.
Этому противоречит сказанное Философом о том, что знания и добродетели являются навыками[109].
Отвечаю: добродетель обозначает некоторое совершенство способности. Затем, совершенство вещи рассматривается в первую очередь в связи с ее целью. Но целью способности является действие. Поэтому о способности судят как о совершенной с точки зрения ее определенности к своему действию.
Далее, есть такие способности, которые определены к своим действиям через самих себя, например, активные природные силы. И потому такие природные силы сами по себе называются добродетелями. Однако присущие человеку разумные способности не определены к одному частному действию, но в равной степени расположены ко многим, и они определяются к действиям через посредство навыков, что очевидно из вышесказанного (49, 4). Следовательно, человеческие добродетели являются навыками.
Ответ на возражение 1. Иногда имя добродетели усваивается тому, к чему определена эта добродетель, а именно или ее объекту, или ее действию; так, например, мы именуем верой и то, во что верим, и сам акт веры, и навык, посредством которого верим. Поэтому когда говорят, что «добродетель – это предел способности», то под добродетелью подразумевают объект добродетели. В самом деле, добродетелью называют максимальный предел, до которого может простираться способность; например, если нечто способно поднять самое большее сто талантов, то такая его добродетель оценивается именно в сто, но никак не в сто двадцать талантов[110].
Ответ на возражение 2. О добром пользовании доброй волей говорят как о добродетели в том смысле, о котором было сказано выше, а именно поскольку оно есть то, к чему добродетель определена как к надлежащему ей действию – ведь действие добродетели суть не что иное, как доброе пользование доброй волей.
Ответ на возражение 3. О заслуге благодаря чему-либо говорят двояко. Во-первых, со стороны самой заслуги, что подобно тому, как бегущим называют того, кто [непосредственно] бежит, и в этом смысле мы обретаем заслугу действиями. Во-вторых, о заслуге говорят со стороны того начала, посредством которого обретается заслуга, что подобно тому, как бегущим называют того, кто обладает способностью бежать, и в этом смысле мы обретаем заслугу добродетелями и навыками.
Ответ на возражение 4. Когда мы говорим, что добродетель – это порядок или упорядоченность к любви, то этим указываем на цель, к которой определена добродетель, поскольку у нас упорядочение к любви происходит благодаря добродетели.
Ответ на возражение 5. Природные способности, в отличие от разумных, определены к единственному действию через самих себя. Поэтому приведенная аналогия неуместна.
Определение человеческих добродетелей/Список человеческих добродетелей/Типы
Добродетель – это принцип добрых дел и хорошей жизни . Добродетель побуждает людей действовать правильно, на благо себе и тем, кого затрагивают их действия.
Доброе действие – это добродетельное действие, которое содержит в себе добродетель, связано с контроль эгоистичных импульсов и желаний в пользу уважения к жизни в обществе (коллективная жизнь).
Список человеческих добродетелей
Типы человеческих добродетелей различаются в зависимости от авторов и областей исследования. Для философов и психологов, например, основными человеческими добродетелями являются: Человеческие добродетели определение
- доброжелательность
- доброта
- правосудие
- терпение
- искренность
- ответственность
- пунктуальность
- посещаемость
- обязательство
- оптимизм
- мудрость
- интеллект
- устойчивость
- уважение
- скромность
- надежность
- уверенность в себе
- спонтанность
- довольство
- мужество
- благоразумие
- честь
- отряд
- беззаботный
- чистота Определение человеческих добродетелей
- определение
- настойчивость
- тема
- сочувствие
- сочувствие
- устойчивость
- спокойствие
- честность
- гибкость
- смирение
- сострадание
- сострадание
- целостность
- творчество
- понимание
- щедрость
- доброта
- зрелость
- здравый смысл
- солидарность
- ограничитель
- альтруизм
- стипендия
- посвящение
- братство Определение человеческих добродетелей
Типы добродетелей
Приобретенные добродетели
Приобретенные (или естественные) добродетели — это привычки, которые создаются в процессе социализации , будь то в семье, в школе или в других институтах, частью которых мы являемся с самого детства. Родился.
Таким образом, человеческие добродетели являются не врожденными, а элементами, формирующими и дополняющими личность людей на протяжении всей жизни. Например, никто не рождается с «уверенностью в себе» или «честностью», но они учатся такому поведению на основе морально положительных уроков и рекомендаций в среде, в которой они живут. Определение человеческих добродетелей
Еще одной характеристикой добродетели является ее непрерывность во времени . Добродетели — это единообразные, непрерывные нравственные способности. Это означает, что изолированный моральный поступок сам по себе не составляет добродетели.
Добродетель как постоянное расположение приближает нас к идее добродетели у Аристотеля . Этот философ определяет это как постоянную рациональную привычку, которая заставляет людей подчиняться своей природе и достигать счастья.
Для Аристотеля добродетель состоит из справедливой меры (или середины) между пороком из-за избытка и пороком из-за бездействия. По привычке мы не рождаемся добродетельными, но мы становимся добродетельными через практику и образование.
Платон и другие философы свели все человеческие добродетели к четырем различным типам: благоразумие, справедливость, мужество и умеренность . Эти фундаментальные (или кардинальные) добродетели определяются Платоном как способности души. Человеческая душа имеет некоторые функции, и ее способность выполнять их является ее добродетелью.
Стоит помнить, что человеческие добродетели представляют собой положительные характеристики и качества поведения человека. Добродетели отвечают за формирование и определение характера, ценностей и личности каждого человека. Определение человеческих добродетелей
сверхъестественные добродетели
В религиозной сфере, согласно большинству христианских учений, человеческие добродетели (или нравственные добродетели) должны сочетаться с так называемыми сверхъестественными добродетелями. Их еще называют «налитыми добродетелями» (налитыми, вдохновленными), так как они достигают души посредством освящающей благодати . То есть эти добродетели получены непосредственно от Бога.
Сверхъестественные добродетели подразделяются на богословские и нравственные. богословских добродетели состоят из трех даров: веры, милосердия и надежды. Источником и целью этих добродетелей является Бог. Они формируют моральные добродетели.
моральных добродетелей многочисленны, и их можно определить как акты доброты, соответствующие теологическим добродетелям. Нравственные добродетели — это средства, ведущие к конечной цели, которая сверхъестественна.
Добродетели противостоит порок. Но это слово нужно понимать в самом широком смысле, как то, что разрушает качества личности изнутри, заставляя его уклоняться от пути добродетели. Определение человеческих добродетелей
Связанные статьи
Проверьте также
Закрывать
Что такое определение/концепция/разработка Гамлета
10 ноября 2022 г.
Подход Адама Смита к построению интернет-экосистем и сообществ – Knight Foundation
Технологические предприятия приносят огромную пользу обществу. Но когда я начал ангельские инвестиции в эпоху доткомов и стал уделять больше внимания тому, почему одни веб-сайты быстро растут, а другие никогда не приживаются, я вскоре понял, что многие из самых популярных веб-сайтов использовали менее добродетельные импульсы человечества. Я не говорю о порносайтах или сайтах с азартными играми или многоуровневых маркетинговых операциях, предлагающих сомнительные схемы быстрого обогащения. Я имею в виду основные потребительские интернет-сайты и платформы, привлекающие сотни миллионов пользователей. Как я позже сказал Wall Street Journal в 2011 году, «Социальные сети работают лучше всего, когда они подключаются к одному из семи смертных грехов. Facebook — это [гордость]. Zynga — ленивец. LinkedIn — это жадность».
Интернет вряд ли уникален в этом отношении. В то самое время, когда потребительский интернет в конце 1990-х годов действительно начал набирать обороты, Fox News узнавала, насколько прибыльным может быть не только удовлетворение гнева и зависти своих зрителей, но и методично и настойчиво разжигание этих страстей. HBO в значительной степени полагался на секс и насилие в таких шоу, как «Секс в большом городе » и «Клан Сопрано », чтобы его оригинальные программы понравились подписчикам. Местные новостные телеканалы десятилетиями придерживались принципа «Если это кровоточит, это ведет».
Что меня заинтриговало в новых интернет-платформах, появившихся в эпоху Web 2.0, так это не только то, как они воспользовались врожденной и непреходящей тягой человечества к семи смертным грехам, но и то, как эти платформы могли продуктивно использовать эти тяги и преобразовывать их. в более желательное поведение, которое могло бы улучшить жизнь как отдельных людей, так и общества в целом. В этом отношении я действовал под влиянием Адама Смита. В Теория моральных чувств , Смит наблюдал, как люди преобразуют направленные внутрь импульсы, такие как самосохранение и корысть, в поведение, такое как сочувствие, доброта и щедрость, которые в конечном итоге способствуют интересам общества. В «Богатство наций» он объяснил, как свободное предпринимательство создает структуры и стимулы, которые трансформируют личные интересы во всеобщее изобилие, процветание и другие общественные блага.
Итак, примените этот подход к LinkedIn. Моя теория заключалась в том, что жадность может быстро привлечь достаточное количество пользователей, чтобы мы могли создать потоки доходов, которые обеспечили бы долгосрочную устойчивость. Но настоящая цель платформы заключалась в том, чтобы вдохновить пользователей более целенаправленно создавать профессиональные сети, которые положительно влияют как на повседневную работу, так и на долгосрочное развитие карьеры. Это, в свою очередь, обеспечит им большую экономическую безопасность и автономию, одновременно позволяя компаниям, отраслям и даже целым географическим регионам работать более эффективно. В конечном счете, от этого выиграют как отдельные пользователи, так и общество в целом.
Двадцать лет спустя я все еще твердо верю, что социальные интернет-платформы могут и должны функционировать таким образом. Но по ходу дела я также понял, что это гораздо, гораздо сложнее и сложнее, чем я изначально предполагал. В первые дни эпохи Web 2.0 мы, возможно, стремились к мудрости толпы. Но то, как обстояло дело, часто приводило к безумию масс. Изучение того, как эффективно противодействовать таким последствиям, было процессом обучения, который продолжается даже сегодня.
Проблемы ангельского «инвестирования»
Если бы я просто стремился получить прибыль от человеческой слабости, я мог бы инвестировать в казино или сигаретные компании. Вместо этого мое намерение было противоположным. Я хотел создать что-то, что могло бы помочь человечеству прогрессировать в масштабе. Будучи аспирантом философии в начале 1990-х, я планировал продолжить карьеру в академических кругах и писать научные книги о человеческой природе и о том, как мы общаемся друг с другом. Но в конце концов я понял, что могу охватить гораздо больше людей через программные интернет-платформы более существенными и устойчивыми способами.
Книга, которая привлекает миллион читателей, в конце концов, редкое явление. И большинство читателей этой книги, скорее всего, прочитают ее всего неделю или две, прежде чем отложат ее навсегда. Напротив, программная интернет-платформа может привлечь сотни миллионов людей. Многие из них будут использовать его ежедневно. Годами. А благодаря своему характеру участия и тому, как он связывает пользователей с другими людьми, он становится более важной частью жизни людей по сравнению с газетами или телешоу.
Именно эта беспрецедентная способность к масштабированию — воздействовать на огромное количество людей глубоко заинтересованным образом с течением времени — заставила меня поверить в то, что социальные интернет-платформы обладают огромным потенциалом для улучшения человечества. То же самое было практически со всеми другими основателями, которых я знал в ту эпоху. Дикий идеализм был лингва-франка Web 2.0. Общее мнение заключалось в том, что меньшее количество привратников, более свободные потоки информации и одноранговая связь неизбежно приведут к положительным результатам как для отдельных людей, так и для общества в целом.
Однако мы склонны упускать из виду ту роль, которую в конечном итоге сыграет в этом процессе основная человеческая природа. Теперь я, безусловно, осознал, что фундаментальные побуждения и желания, кодифицированные веками как семь смертных грехов, играли ключевую роль в том, насколько быстро пользователи примут данный веб-сайт или нет. Я даже использовал их в качестве одного из критериев для своих инвестиционных решений. Однако, оглядываясь назад, я не учел в своей эвристике «Семи смертных грехов» того, что семь смертных грехов являются устойчивым показателем человеческого поведения именно потому, что в поведении, которое они заключают в себе, так много гравитации.
Эффективное преобразование гнева в участие и поддержку или зависти в сочувствие — задача не из легких и небыстрых. Требуется настойчивая тяжелая работа. А поскольку работа тяжелая, значит, есть риск. Работа также связана с затратами, которые вы, как разработчик платформы, могли бы легко обойти, если бы угождали или даже просто пассивно извлекали выгоду из негативных эмоций и аппетитов людей. Ваша экономическая отдача, вероятно, будет ниже.
Вся эта динамика особенно актуальна на платформах, которые привлекают миллионы или сотни миллионов пользователей. Поскольку по мере того, как платформы растут, а негативные эмоции и поведение, такие как страх, гнев, жадность и злоба, закрепляются, наименьший общий знаменатель часто задает тон. Итак, то, что начиналось как цифровой Эдем, превращается в цифровой ад. Адам и Ева, познакомьтесь с мистером Змеем. Отелло, познакомься с Яго. Вместо добродетельной петли получается порочная.
Кроме того, восклицая, что LinkedIn — это жадность, Facebook — это гордость, а Zynga — это лень, можно сделать самый четкий афоризм, он упускает из виду реальность того, что люди несут с собой все свои грехи и негативные аппетиты, куда бы они ни пошли. Например, я изначально считал, что люди тянутся к Твиттеру из-за гордости: вы используете его, чтобы сообщить всем, что вы в данный момент обедаете в модном новом ресторане, о котором все говорят. Но со временем злость и возмущение настигли скромных хвастунов. Таким образом, гнев стал доминировать как первичный грех.
Эта динамика справедлива и для LinkedIn. Прежде чем мы запустили, моя первоначальная теория заключалась в том, что жадность заставит людей создавать очень подробные профили. В конце концов, чем полнее ваш пользовательский профиль, тем больше вас могут обнаружить другие пользователи — и это ключ к максимизации ваших потенциальных экономических возможностей на платформе. Однако, как оказалось, большинство наших первых пользователей размещали очень поверхностные профили. На самом деле, в какой-то момент в первые несколько лет 90 183 средняя длина профиля состояло всего из 90 символов — короче твита!
В то же время люди сразу же проявили большую гордость за количество своих связей с другими участниками LinkedIn, которые мы изначально отображали на их страницах. Стремясь передать статус и авторитет с помощью простого количества, наши первые пользователи накапливали 1000, 5000 и даже 20 000 подключений. Однако в домене LinkedIn соединения были задуманы как прокси для доверия и надежности, так что больше было решительно лучше . Никто не может иметь 20 000 профессиональных связей, которых он знает достаточно хорошо, чтобы достоверно поручиться за них. Вот почему, после обширных обсуждений и дизайнерских размышлений, мы в конечном итоге решили ограничить число, которое мы показываем на странице пользователя, 500+. Это позволило нам использовать игровую динамику, основанную на гордости, но также и умерить ее.
Что я начал узнавать из такой эволюции продуктов и могу сказать сейчас, оглядываясь назад, так это то, что, как бы трудно я ни предвидел преобразование таких эмоций, как гордость и жадность, в более продуктивное поведение и вдохновляющую идентичность, это на практике оказалось еще сложнее. Для этого требуется преднамеренная, разумная и последовательно хорошо выполненная приверженность лидерству и управлению. А из-за менталитета «крабов в ведре», который часто набирает обороты по мере развития платформ, проблемы управления со временем становятся все сложнее.
Даже в мире равных равных важно лидерство
В LinkedIn мы постоянно сталкивались с компромиссами между обслуживанием семи смертных грехов способами, которые, вероятно, увеличили бы количество пользователей и вовлеченность или сделали бы выбор, который мы считаем сделает платформу местом для более желательных моделей поведения. Например, хотя LinkedIn с самого начала задумывался как платформа, основанная на реальной личности, мы изначально решили не позволять пользователям загружать свои портреты на страницы своих профилей. Включение этой функции вызвало бы гордость, похоть и зависть и резко ускорило бы вовлечение. Но мы не хотели, чтобы наша платформа превратилась в рабочую версию «Горячий я или нет?», а также не хотели, чтобы наши пользователи легко проявляли дискриминационное поведение, основанное на внешности. Таким образом, мы разрешили пользователям загружать автопортреты гораздо позже, когда эта функция стала стандартным элементом практически каждой платформы социальных сетей.
У нас также были пользователи, которые почти с самого начала спрашивали нас о канале или режиме, которые позволили бы им анонимно публиковать связанную с работой информацию. Хотя такая функциональность могла бы дать очень полезную информацию о конкретных рабочих культурах, зарплатах и даже корпоративных правонарушениях, она также способствовала бы распространению непроверенных слухов и обвинений, преднамеренных фабрикаций и клеветы. Прежде всего, мы хотели, чтобы LinkedIn была платформой, основанной на доверии, надежности, полезности и вежливости. Мы решили, что лучший способ сделать это — позволить пользователям публиковать только ту информацию, которой им удобно делиться, под своей настоящей личностью.
Мы также выбрали подписку, а не рекламу в качестве основного источника дохода, потому что это лучше соответствовало нашей цели быть платформой, которая экономит время, а не тратит его впустую. Следовательно, мы никогда не чувствовали себя обязанными максимизировать время, проведенное на сайте, и поэтому у нас не было стимула подчеркивать спорный, провокационный и эмоциональный контент, который может резко увеличить вовлеченность, играя на гневе, похоти и других семи смертных грехах.
Но даже несмотря на то, что я горжусь этими хорошими решениями, которые мы приняли — видите, что я там сделал? — мы также упустили много возможностей для разработки лучших потенциальных результатов. В эпоху Web 2.0 господствовал принцип минимизации правил, институциональных иерархий и контроля доступа любого рода при одновременном обеспечении децентрализованных сетей и однорангового взаимодействия. Когда мы разрабатывали сообщества, мы, как правило, отдавали приоритет идее, что все узлы в сети равны. Мы часто предполагали, что порядок и кодексы поведения в значительной степени возникнут и разовьются органически, на низовом уровне.
Но пограничные аванпосты, которые мы запустили, со временем превратились в виртуальные мегаполисы, а затем и в виртуальные мегастраны. И теперь, когда эти виртуальные мегастраны тесно переплетены с повседневной жизнью, потребность в сильном и выдающемся руководстве становится совершенно очевидной. И я имею в виду не только процессы, в результате которых определенные участники сети становятся фактическими лидерами в своих сферах деятельности. Харизматичный лидер, который поощряет пользователей гордиться или гневаться, не пытаясь преобразовать эти импульсы в позитивное поведение, может быстро нанести большой ущерб.
Чтобы противостоять этому, разработчики платформ должны с самого начала очень разумно подходить к тому, как они проектируют лидерские роли и возможности в структуре платформы, с хорошо продуманными процессами, механизмами и стимулами для выявления, выбора и наделения полномочиями тех лидеров, которые поможет этим платформам расти таким образом, чтобы приносить пользу самой платформе и обществу в целом. Потому что, когда платформа привлекает миллион пользователей, затем 20 миллионов пользователей, затем миллиард пользователей, она не может функционировать как «электронная доска объявлений» или «цифровая общественная площадь» не более эффективно, чем Нью-Йорк или Токио. Это гораздо сложнее. Ей нужны лидеры и инфраструктура, которые обеспечивают управление и способствуют реализации желаемого поведения и ценностей.
Это то, что мы должны были сделать раньше в LinkedIn. Так случилось, что мы начали это делать только в самом начале нашего существования. Одним из примеров является то, как мы развернули платформу публикации LinkedIn, которая теперь позволяет всем нашим участникам свободно публиковать развернутый контент, который может прочитать любой другой пользователь LinkedIn. Но когда мы впервые запустили платформу для публикации в октябре 2012 года, на ней могли публиковать только 150 отобранных бизнес-лидеров, журналистов, политиков и других известных личностей. Очевидно, что привлечь внимание к этой новой части LinkedIn помогли уважаемые личности, такие как сэр Ричард Брэнсон и Арианна Хаффингтон, с хорошо зарекомендовавшей себя предпринимательской инновацией и успехом. Более того, они помогли создать нормы и модели поведения, которые, как мы надеялись, будут приняты всеми нашими пользователями, когда мы в конце концов откроем функцию платформы для всех.
По сравнению с другими частями LinkedIn, где шаблоны профилей и другие подсказки интерфейса дают указания о том, какую информацию публикуют пользователи, платформа публикации была довольно свободной. Хотя у нас были условия обслуживания и некоторый редакционный контроль, наша пользовательская база на тот момент насчитывала 178 миллионов человек. Потенциально они будут публиковать десятки тысяч статей и эссе каждый день, поэтому возможность злоупотребления этой новой возможностью публикации была вполне реальной. Что, если бы наша платформа быстро превратилась в место, которое в основном использовалось для клеветы на бывших коллег? Или распространение лжи о конкурентах? Или просто публиковать контент, который имеет мало общего с деловым миром?
Чтобы воспрепятствовать такому поведению, мы почти полтора года разрешали публиковать сообщения на платформе только нашему относительно небольшому количеству отобранных влиятельных лиц. Их место за метафорической бархатной веревкой давало им силу, которой другие пользователи еще не обладали, но мы верили, что они, скорее всего, будут использовать эту силу ответственно. И, по большому счету, они это сделали, написав информированно и вежливо о проблемах, которые имели отношение к деловому сообществу. При этом они задавали тон платформе, которой в конечном итоге последовали другие.
По иронии судьбы, «грех» также был частью успеха этой тактики. Чтобы создать игровую динамику среди наших назначенных влиятельных лиц, мы иногда делились внутренней таблицей лидеров, где они могли наблюдать, кто публикует сообщения чаще всего, чьи сообщения получают наибольшее количество просмотров и репостов, и так далее. Естественно, вспыхнули гордость и зависть, из-за чего влиятельные лица стали тратить больше времени на написание и продвижение своих постов. Это имело для них очевидное преимущество: они могли использовать нашу платформу, чтобы делиться своими идеями с миллионами читателей. И это принесло пользу нашей платформе в целом, потому что мы не просто выбрали пару сотен видных деятелей бизнеса в качестве образцов для подражания. Эти образцы для подражания участвовали в платформе очень заметным и очень активным образом. Итак, когда мы открыли платформу для всех наших пользователей после семнадцати месяцев использования только влиятельными лицами, были установлены положительные и здоровые нормы.
После многих лет работы над проблемами сообщества интернет-платформ я узнал, что существует множество способов как использовать негативные аппетиты человечества, так и превращать эти аппетиты в более позитивное и желательное поведение с помощью структуры и лидерства. И, пожалуй, самое главное, я понял, что это работа, которая никогда не заканчивается. Вместо этого требуется постоянное стремление к инновациям и итерациям. Даже если вам каким-то образом удастся сделать это правильно с первого раза, в конечном итоге все изменится таким образом, что потребуется дополнительная адаптация.
В этом отношении масштабное проектирование цифровых сообществ ничем не отличается от масштабного проектирования физических сообществ. В то время как маленькие города часто характеризуются как врожденно добродетельные и полезные, большие города изображаются как в основе своей порочные и грешные. Но реальность такова, что последние просто объединяют больше людей и, следовательно, больше человеческого поведения, включая те, которые кодифицированы как семь смертных грехов. Как предприниматели, дизайнеры и технологи, создающие цифровые платформы, которые существенно влияют на жизнь миллиардов людей, мы должны это учитывать. В самом деле, если мы не будем активно наращивать наши усилия по обузданию плохих актеров и импульсов с наименьшим общим знаменателем посредством более эффективного лидерства и управления, то мы не просто пассивно извлекаем выгоду из фундаментального аппетита человечества к семи смертным грехам… мы пассивно оптимизируем его.
Вместо этого мы должны помнить о прозрениях Адама Смита. Точно так же, как капитализм создает системы и стимулы, которые превращают личные интересы в богатство нации, которое затем может быть преобразовано в образование, здравоохранение и другие социальные блага, создатели интернет-платформ имеют возможность и обязаны превращать негативные страсти человечества в больше положительных результатов. Постоянно обновляя и обновляя структуры стимулов и структуры власти, которые определяют эти сообщества, мы можем расширить возможности отдельных людей и превратить безумие масс в процветание и благополучие толпы.