Предложения со словосочетанием ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Вы должны всегда излучать открытое и доброжелательное отношение к коллегам и клиентам. Большинство родителей естественным образом развивают в себе доброжелательное отношение, потому что любой хочет видеть своего ребёнка счастливым и здоровым. Говорить с ним, ласкать его, покрывать нежными поцелуями и не наказывать — это и выглядит как доброжелательное отношение. Говорить о том главном, чего хочешь, легко лишь тогда, когда уверен в доброжелательном отношении слушателя. Ветеринару требуется развитая наблюдательность, хорошая память, логическое мышление, терпение иПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сабля — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПоложительноеОтрицательное
Приносящаяся дань в общее дело расценивались людьми как своеобразное доброжелательное отношение к ним самим со стороны других. В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. Очень полезны доброжелательное отношение окружающих и занятия музыкой, искусством и философией. Просто строить крепкие иkartaslov.ru
Статья на тему: Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников.
Доброжелательность — это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.
Дружелюбие это:
— Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.
— Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.
— Это готовность доверять окружающим.
— Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.
— Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.
К сожалению, рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением. Именно уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.
С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше — всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.
Длительное совместное пребывание детей в группе порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.
Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей отрицательное отношение к конфликтным формам поведения. Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина — «невнимательность» — закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.
nsportal.ru
Технологии формирования доброжелательных отношений подростков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
© 2012 Нажалова Н.С.
Дагестанский государственный университет
Рассмотрены технологии формирования доброжелательных отношений подростков в школьной среде, к которым отнесены отзывчивые, милосердные, сострадательные, сочувствующие, самокритичные и справедливые отношения, обоснована эффективность предложенных технологий.
The article deals with the technologies of forming the benevolent relations among the teenagers at school, such as charity, sympathy, compassion, self-criticism and justice. The author proves the efficiency of the given technologies.
Ключевые слова: доброжелательные отношения, справедливость, отзывчивость, милосердие, терпимость, педагогические технологии.
Keywords: kindness, benevolent relations, justice, compassion, tolerance, pedagogic
methods, moral education.
В связи с изменением социальноэкономических условий в России, характера многих видов деятельности человека, интенсивностью научных исследований в области образования, вариативностью и открытостью образования в последние годы возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. В новых условиях педагоги столкнулись со сложной проблемой подготовки детей к жизни в быстроменяющемся мире, поиска эффективных технологий воспитания.
Целью нашего исследования явилось определение педагогических
технологий, способствующих
реализации подростков в школе, семье, обществе. При этом предполагалось, что такая реализация возможна в условиях доброжелательных отношений с окружающими, соответственно,
ставилась задача поиска средств и технологий формирования таких отношений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
В философии, этике, педагогике и культуре сложилось разное понимание добра и доброжелательности как нравственных категорий. Так, понятие добра объясняется через положительные, полезные и хорошие мысли и деяния
человека. Доброжелательность
характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей [4].
В этике выделяют добро как благо, моральное добро и добро как долженствование. При этом добром в обобщенной форме понимают «все, что способствует самовыявлению,
самораскрытию и самореализации личности», если это связано с положительным, хорошим и полезным как для самой личности, так и для других людей. Добро в этике объединяет все, имеющее положительное
нравственное значение, отвечающее нравственности, служащее отграничением нравственности от безнравственности и противостоящее злу [2]. Это определение характеризует моральное добро как поступки и поведение, направленные на благо другого человека, на счастье и возвышение близких и других людей.
Идея добра в этической деонтологии рассматривается как «регулятор поведения людей, выступающий в виде социального требования и
долженствования» [5]. С таких позиций доброжелательность в этике можно понять как намерение, определяющее решение человека совершить действие и достигнуть благоприятного результата. Но намерение еще остается мысленной
формой добра, а не практической его реализацией.
Спецификой характеристики добра в философии является его рассмотрение в аксиологическом аспекте. Это означает то, что добро не имеет динамики, роста от малого до великого, оно или есть, или его нет. Динамика же характерна доброжелательным отношениям,
которые формируются постепенно и непрерывно. В таком процессе не следует забывать об отношениях добра и зла: добро больше связано с жизненной слабостью, спокойствием, иногда пассивными переживаниями людей, а злу характерны энергичность, изобретательность и
целеустремленность, которые человеку нужны не меньше, чем
доброжелательность — желание добра другому человеку [1].
Можно предположить, что в традиционных обществах в условиях
компактного проживания народов в горном Дагестане сохранились добрые человеческие отношения в их первозданном, истинном виде. Однако в последние годы изучение таких проблем национальной школы ослабло в связи с преднамеренным или опрометчивым снятием в официальных документах об образовании понятий «национальная
школа» и «этническая культура» [3].
Формирование доброжелательных отношений было одной из основных задач во всех исторических типах образования и рассматривалось как составная часть нравственного
воспитания. Впервые задачу воспитания у детей доброжелательности как самостоятельного направления
воспитательной работы школы поставил В. А. Сухомлинский. Ориентиром программы творения добра в детском сердце он считал понимание того, что нравственная убогость человека происходит от низкого уровня
благородных человеческих чувств,
мыслей и отношений [6].
В целях выявления характера
отношений подростков к
доброжелательности нами был
разработан тест, позволяющий
определить характер и уровни
доброжелательных отношений
подростков и включающий пять непреходящих нравственных
отношений, лежащих в основе
доброжелательности: отзывчивость,
милосердие, сострадание,
самокритичность, справедливость.
Каждая из форм проявления доброжелательности в тесте
раскрывалась в четырех вопросах на уровне знаний, рассуждений, намерений и отношений. Таким образом, тест состоял из двадцати полуоткрытых вопросов, каждый из которых имел три варианта возможных ответов, а респондент мог выбрать тот, который ближе его пониманию. Параметры ответов задавались отношением к себе, к родным, к окружающим людям. Опрос был проведен в трех средних общеобразовательных учреждениях города Махачкалы Республики Дагестан (средняя школа № 28, инновационное образовательное учреждение — гимназия № 52 и школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 4) с охватом 150
подростков (по 50 учащихся из каждого учебного заведения).
Количественный анализ результатов первого этапа тестирования показал, что степень доброжелательности подростков к себе и родным людям недостаточно высока, к сверстникам их отношение снисходительное, к посторонним людям наблюдается безразличие и даже отмечается агрессия. При этом важным для человека качеством считают: отзывчивость — 59,9% опрошенных,
милосердие — 58,6%, сострадание -63,9%, самокритичность — 53,8%,
справедливость — 61,1% школьников. Сравнение полученных ответов с
результатами наблюдений учителей и дополнительных бесед с учащимися выявило, что наша технология позволила получить достоверные результаты, она доступна и проста для использования учителями и классными руководителями в школе.
Результаты опроса еще раз
подтвердили актуальность нашего исследования и позволили наметить эффективные пути формирования таких отношений у подростков.
На следующем этапе были разработаны педагогические технологии, включающие диспуты, круглые столы, беседы на этические темы, ролевые игры, тренинги, которые проводились во внеурочное время. Их отличие от традиционных форм воспитательной
работы заключалось в цели -формирование понимания сущности и значения основных форм проявления доброжелательных отношений в поступках и поведении людей. Особенностью предложенных
технологий явилась направленность на понимание подростками истинного значения предложенных нравственных категорий через сравнение разных их смыслов у разных народов и в разных жизненных ситуациях.
В соответствии с заданной логикой формирования доброжелательных
отношений работа была начата с изучения различных ситуаций проявления доброты, знаний о доброте, представлений о доброте, нашедших отражение в сказках разных народов. Данное направление работы под названием «Доброта в нас и вокруг нас» включало чтение сказок «Самое
прекрасное сердце», «Мешочек с гвоздями», «Дети двух матерей» и др. и их обсуждение с классом, а также анализ пословиц и поговорок народов Дагестана о добрых человеческих отношениях.
Другое направление — «Будем
милосердны» — включало комплекс бесед с подростками о милосердии, обсуждение категорий людей, нуждающихся в
милосердии, о тех, кто просит милостыню, кому нужно ее давать. Дети высказывали свое мнение по поводу того, что заставляет некоторых людей выйти на улицу с протянутой рукой, знакомились с особенностями поведения людей из категории «профессиональные попрошайки». В ходе серии бесед «Учимся терпимости» выяснялось
понимание учащимися значения
толерантности, толерантного отношения, отрабатывались умения находить
компромисс в конфликтных ситуациях, решать споры.
Для отработки добрых намерений учащихся в программу были включены круглые столы «Как стать добрым по-настоящему» и диспуты «Твори добро», где обсуждались сложные жизненные ситуации, отраженные в СМИ, для того, чтобы развить в детях умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Для учащихся были организованы встречи с детьми из «Дома ребенка» и пожилыми людьми из пансионата «Забота», когда подростки могли
реализовать свои доброжелательные намерения. В ходе этих мероприятий создавались ситуации сопереживания, правильного нравственного выбора в общении с людьми, которые
действительно нуждаются в доброте и заботе.
В течение 2008-2010 гг. нами
проводилась апробация разработанных мероприятий в трех образовательных учреждениях города Махачкалы в восьми экспериментальных классах. В ходе экспериментальной работы дети приобретали знания о нравственных ценностях и сообразно полученным знаниям — желание действовать в реальных жизненных ситуациях. У подростков воспитывался интерес к
самому себе, желание познать себя и самосовершенствоваться, формировалось позитивное отношение к обычаям и традициям своего народа, развивалось и укреплялось стремление участвовать в жизни коллектива, формировалось чувство гордости за свой коллектив.
Качественный анализ результатов эксперимента позволил проследить
конкретные новообразования в
нравственных ценностях подростков и выявил следующую тенденцию. По всем показателям нашего исследования наблюдались положительные сдвиги. Так, например, число отзывчивых к себе подростков в экспериментальных классах увеличилось с 54,6% до 66,6%, в отношении родных и близких активную отзывчивость уже готовы проявить 63,3%, а в отношении своих сверстников — 80,6% участников эксперимента.
Количество подростков, готовых
проявить милосердие к своим близким, возросло с 82,0% до 85,3%. К окружающим, но не близким людям будут милосердны уже не 48,6%, а 52,0% из числа опрошенных.
Сострадание к себе на первом этапе исследования проявили только 8,0% респондентов, остальные старались не давать выхода эмоциям. После совместной работы количество их увеличилось до 38,6%, что можно считать признаком глубоких позитивных изменений в сознании подростков. Они стали глубже анализировать, переживать истинное значение доброжелательных отношений для себя и любого человека. Сострадание к родителям на первом
этапе проявляли 80,6% респондентов, далее их количество возросло до 82,6%.
Самоанализ своих поступков ежедневно проводили 20,6% подростков в начале эксперимента, а конце работы -51,3%. Радует то, что после проведенной работы число тех, кто прислушивается к замечаниям старших, увеличилось с 68,6% до 72,6%.
Позитивные сдвиги наблюдались и в отношении справедливости в
человеческих отношениях: оценка
справедливости своих намерений и отношений возросла с 28,0% до 40,6%, также возросло число подростков, выступающих за справедливость в
отношениях со сверстниками, на 6,6%, с родными и близкими — на 8,6%.
Сравнительный анализ результатов тестирования дал возможность проследить динамику развития
доброжелательных отношений
школьников в сторону значимого роста и сделать вывод о том, что разработанные нами материалы классных часов и внеклассных мероприятий оказали положительное воздействие на формирование доброжелательности подростков, чего и следовало ожидать. По нашему предположению, в ходе учебно-воспитательной деятельности формируется нравственность ребенка, приобретаются знания о нравственных нормах, накапливается опыт доброжелательных отношений.
Знания школьников о нравственных нормах, формируемые из жизненных наблюдений, нередко бывают
разрозненными и неполными в силу того, что различные институты жизни предъявляют разные, часто
противоречивые требования. Поэтому необходимо проводить специальную
работу по коррекции социального
поведения детей. Результаты
эксперимента показали, что при такой
целенаправленной работе можно подвести учащихся к истинному пониманию значения добра и добрых намерений в общении с людьми. Проведение подобных мероприятий
способствует приобретению
подрастающим поколением
нравственных знаний, выработке у школьников правильных представлений о нравственных категориях, интереса к нравственным проблемам общества, стремлению к развитию своей нравственной культуры.
Обобщая результаты исследования, можно сформулировать ряд выводов. Воспитательную работу в школе по формированию доброжелательных
отношений учащихся следует начинать с выявления характера уже сложившихся отношений, чему послужат специальные методики диагностики. Необходима целенаправленная подготовка учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, психологов и руководителей школы к реализации технологий формирования
доброжелательных отношений
учащихся. Такую работу целесообразно строить по логике — от знаний о добре, рассуждений о сущности и значении добра к намерению совершать добрые дела и проявлению доброжелательности в самих отношениях. Эффективность формирования доброжелательных
отношений учащихся зависит от создания соответствующего социальнопсихологического климата в школьном коллективе. Для проявления
доброжелательных намерений
подросткам необходим опыт общения с людьми, нуждающимися в заботе, справедливом отношении и поддержке, что возможно в сотрудничестве школы и семьи с социальными учреждениями (детскими домами, реабилитационными центрами, домами инвалидов и престарелых).
Важно, чтобы все технологии были комплексно и разумно реализованы в педагогической деятельности
образовательных учреждений. Педагог должен помочь подростку в осознании и понимании этических норм поведения в обществе, способствовать
формированию доброжелательных
отношений к окружающим, что возможно при условии творческого, ответственного отношения педагога к своей работе, приоритетом в которой является воспитание нравственной личности.
Примечания
1. Апресян Р. Г. Добро // Новая философская энциклопедия. URL:http:www.iph.ras.ru /elib/ 0993.html 2. Добро и зло // Этика. URL:http:www.abccda.ru/abc 48.php 3. Нюдюрмагомедов А. Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2005. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999. 4. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова. М. : Политиздат, 1989. 5. Сухомлинский В. А. Как воспитать у детей доброжелательность // Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 1990. С. 162-169.
Статья поступила в редакцию 11.06.2012 г.
cyberleninka.ru
Материал (старшая группа) по теме: Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
«Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками
через игровые ситуации»
(отчет по самообразованию)
Выступление воспитателя 1-ой группы
Поджио Н.В.
Москва
ГБОУ д/с комбинированного вида № 696
Март, 2012 г.
С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником конфликтных ситуаций. Причины для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётного желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше — всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.
Длительное совместное пребывание 15 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.
Есть два подхода к решению этой проблемы.
I. Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
II. Вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам
поведения.
Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.
Работа в этом направлении должна опираться на следующие психологические особенности дошкольника:
1). Способность при определённых условиях осознать негативные стороны собственных действий. Дошкольник в процессе своих действий думает преимущественно о той цели, к которой стремится, а не о средствах её достижения.
Например: толкая сверстника на пути к маме, ребёнок думает о ней, а не о переживаниях другого. Оценка поведения ребёнка обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (приход мамы вызвал искреннего радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторной ситуации.
2). Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В основе этого приёма лежит принятие ребёнком роли того кто страдает от его действий.
3) Включение положительных форм поведения в представлении детей о себе. Положительные представления ребенка о себе можно выразить так: «Я помогаю дедушке»; «Я защищаю птичек» и т.д.
При использовании этого приёма нужно иметь в виду одно обстоятельство: — тот факт, что помочь — это хорошо, вовсе не означает для ребёнка, что отказать в помощи — это плохо. Большинство детей к четырем годам отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают, что с товарищем нужно делиться, нужно уступать и помогать.
Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина — «невнимательность» — закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Нужно прежде всего формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».
Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к сверстнику. Нужно формировать чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Ни каких оценок, реальных предметов и соревновательного начала.
Для решения этих задач в д/саду полезно использовать материалы из книги докторов психологических наук Е. Смирновой и В. Холмогоровой «Межличностные отношение дошкольников».
Третий раздел этой книги называется «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам». Так как игры эти бессловесные (почти все) они подходят для логопедических детей с нарушением речи (говорит взрослый).
Программа обучения состоит из семи этапов.
1 этап. «Общение без слов».
В каждую игру вводится свой язык «условных сигналов».
Например, игра: «Жизнь в лесу».
Воспитатель предлагает детям представить себе, что они оказались в лесу и говорят на разных языках. Но ведь нужно как-то общаться. Как спросить? Как выразить своё доброжелательное отношение, не сказав ни слова. «Чтобы задать вопрос хлопаем своей ладонью по ладошке товарища (показать). Чтобы ответить, что всё хорошо – наклоняем голову к его плечу. Хотим выразить дружбу — ласково гладит по голове или плечу (показать).
Содержание таких игр, равные права, запрет на слова снимают напряжение, страх того, что кто-то кого-то может обидеть. Доброжелательное отношение снимает, ослабляет защитные барьеры, направляет внимание друг на друга.
В эти игры нелегко вовлечь проблемного ребёнка, поэтому важно, чтобы в паре с ним был взрослый.
2 этап. «Игры, развивающие внимание к сверстнику».
Их цель: сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, на своём «Я», что сверстники для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Чтобы убедится в этом, попросите ребёнка рассказать о сверстнике. В место развёрнутого ответа можно услышать «Он меня обижает», «Он со мною дружит». Воспитательная задача этого этапа – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я».
Игра «Общий круг» — умение поздороваться друг с другом глазами.
3 этап. «Согласованность действий».
Задача этих игр – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умение действовать с учётом потребностей и поведением других.
Игра «Сороконожка».
4 этап. «Общие переживания».
Эти игры направлены на переживание общих эмоций. Совместное переживание объединяет детей, порождать чувство близости.
Игра « Кто смешнее засмеётся».
5 этап. «Взаимопомощь в игре».
На этом этапе используются игры, требующие от детей взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.
Игра «День помощника».
6 этап. «Добрые слова и пожелания».
Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (жалобы, ругательства). До этого этапа в играх действовал запрет на слова. Только после прохождения всех пяти этапов и преобладания в группе дружелюбной и спокойной атмосферы можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направлениях на словесное выражение своего отношения к другому. Эти игры учат видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Игра «Комплементы».
7 этап. «Помощь в совместной деятельности».
В этих играх дети делятся со сверстниками и помогают друг другу в процессе совместной деятельности. Они соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Игра «Закончи рисунки».
Система игр, их описание смотри в приложении.
nsportal.ru
Синонимы к словосочетанию ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
ДОБРОЖЕЛА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Желающий добра другому, проявляющий участие, расположение. Он прежде всего был человек доброжелательный и не мог не болеть сердцем при виде каких бы то ни было междоусобий и неустройств. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши. || Выражающий участие, расположение. Доброжелательная улыбка. Доброжелательное отношение. □ Под общий доброжелательный хохот Доронин устраивается на японском бильярдном столе — низком и широком. Чаковский, У нас уже утро.
Все значения слова «доброжелательный»Отноше́ние: Родство — отношения основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака.
Все значения слова «отношение»-
Вы должны всегда излучать открытое и доброжелательное отношение к коллегам и клиентам.
-
Большинство родителей естественным образом развивают в себе доброжелательное отношение, потому что любой хочет видеть своего ребёнка счастливым и здоровым.
-
Говорить с ним, ласкать его, покрывать нежными поцелуями и не наказывать — это и выглядит как доброжелательное отношение.
kartaslov.ru
Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам
Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания.
Ш. А. Амонашвили
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что знание ребёнком моральных норм и правил хотя и ориентирует его на выбор морально ценных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении. Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы. Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога, чьё общение с ребёнком становится ведущим средством достижения благоприятного климата в группе. Немаловажную роль в этом играет скрининг взаимоотношений детей друг с другом. Он поможет выявить детей, пользующихся популярностью, авторитетом среди сверстников и детей незаметных, стеснительных, замкнутых, отвергнутых.
Созданию благоприятного климата в группе способствуют эмоциональные паузы: «Смешные человечки», «Встреча с другом», игры — знакомства: «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?», ритуалы приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Друзья», этюды, пальчиковые и коммуникативные игры: «Найди пару», «Поменяйся игрушкой», «Передай цифру, передай букву» и т. д. Эти мероприятия целесообразно проводить в утренние отрезки времени. Они создают атмосферу доброжелательности, комфорта, благополучия.
Большую роль на комфортное и благополучное пребывание детей в группе оказывает предметно-развивающая среда. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. В прихожей можно сделать уголок «Моё настроение», где каждый ребёнок с приходом в детский сад, будет оценивать своё настроение, и педагог группы при необходимости сможет помочь ребёнку. Хорошо зарекомендовали себя уголки: «Ребёнок недели» и «Домик добрых дел». В течение недели дети анализируют свои хорошие и добрые поступки, за каждое доброе дело ребёнок получает смайлика, по количеству заработанных смайликов определяется ребёнок недели и его фотография помещается в уголок. Ребёнок, заслуживший уважение со стороны сверстников, повышает тем самым свою самооценку и стремится ещё больше сделать хороших и добрых дел.
В работе с детьми по формированию гуманных чувств традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций.
Наиболее интересными и результативными формами работы с детьми считаю следующие: проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы, участие ребят в конкурсах различного уровня, изготовление детьми подарков к праздникам, дню рождения, оказание помощи детям раннего возраста в подготовке ко сну и после сна.
Результатом работы может быть создание «Книжки добрых дел» с рисунками и рассказами детей о своих добрых поступках, оформление газет: «Наши добрые дела», «Мой лучший друг», «Напиши письмо болеющему другу», участие детей в фотосессии «Мы все такие разные», создание мини- групп по интересам (собирание наклеек, картинок, фотографий, мелких игрушек и т. д. и взаимный обмен ими).
Ни для кого не секрет, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребёнка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребёнок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал — это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности. Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами, заинтересованными в результате. В работе с родителями предлагаю следующие формы: анкетирование, консультации, создание памяток, буклетов, рекомендаций по интересующим родителей вопросам, помощь родителей в изготовлении портфолио детей, сочинение родителями стихов и рассказов о своих детях, сочинение родителями рассказов о добрых поступках детей, участие родителей и детей в различных конкурсах, привлечение родителей к совместному с детьми ведению «Дневников добрых дел», участие в создании фотовыставок из жизни группы и тематических выставок: «Я и мой друг», «Моя семья», «Давайте познакомимся», «Я и мой четвероногий друг», «Я и мой папа», «Я и моя мама». Проведение «Аукциона идей» (составление родителями списка добрых дел для детей группы на неделю), организация «Школы для родителей» (анализ конфликтных ситуаций с рекомендациями специалистов).
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Литература
1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.
2. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.
3. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.
4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.
5. Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. — Москва: Издательство «Сфера», 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дошкольное воспитание, отношение, поступок, дело, группа, результат работы, Москва, благоприятный климат, сверстник.
moluch.ru
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам
Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?
В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.
Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай», «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?
Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.
Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.
В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.
В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.
Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.
Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.
Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.
Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:
Базовые принципы воспитания гуманных отношений
1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
См. подробно Базовые принципы воспитания гуманных отношений
www.psychologos.ru