найдено новое доказательство существования Бога
По образу и подобию: найдено новое доказательство существования Бога
4 апреля 2021, 17:39Наука
Итальянские ученые обнаружили поразительное сходство бесконечно далеких друг от друга природных явлений.
В конце прошлого года итальянские физики установили в своей работе «Количественное сравнение нейронной сети и космической паутины», опубликованной в журнале Frontiers of Physics поразительное сходство между двумя наиболее сложными и сложными системами, существующими в природе: сетью нейронных клеток в человеческом мозгу и космической сетью галактик. Они исследовали структурные, морфологические, сетевые свойства и объем памяти этих двух удивительных систем с помощью количественного подхода. Степень сходства между ними, которую показал анализ, по-видимому, предполагает, что самоорганизация обеих сложных систем, вероятно, формируется схожими принципами, несмотря на радикально разные масштабы и действующие процессы.
То есть, несмотря на огромную разницу в масштабе — более 27 порядков, — физические процессы, которые привели к структурированию материи в этих системах, действовали по одним и тем же законам, сформировав в результате структуры с одинаковыми уровнями сложности и самоорганизации. Не секрет, что человеческий мозг функционирует благодаря наличию обширной нейронной сети, емкостью примерно в 69 миллиардов нейронов, тогда как наблюдаемая нами Вселенная состоит как минимум из 100 миллиардов галактик.
Так вот: и нейроны, и галактики, и там, и там расположены в виде длинных нитей и узлов, и составляют примерно 30% от массы этих систем, тогда как остальные 70% занимают в них компоненты, которые играют пассивную роль, — вода в человеческом мозге и темная энергия во Вселенной. Другими словами, обе эти сложные системы формируются по одним и тем же принципам сетевой динамики.
Не свидетельствует ли этот поразительный факт о существовании Бога, задается вопросом блогер kssernik. Не значит ли это, что Бог, по сути, и есть Вселенная, бесконечная и непознаваемая? Ведь получается, что выводы ученых совпадают с библейским утверждением, о том, что человек создан по образу и подобию Бога. Но только вместо традиционной бороды сидящего на облаке доброго дяденьки, это подобие выражается в более глобальных вещах.
Недаром же в Библии сказано, что «Я тот же, Я первый и Я последний». Это ли не свидетельство его принципиально непознаваемости?
«Противопоставление науки и религии мне всегда казалось странным. Даже не вдаваясь в историю мнимого противостояния (множество учёных — верующие, например нобелевский лауреат Нильс Бор, а поговаривают, что и коммунист Сергей Королёв): а в чём, собственно, противоречие? И то и другое — результат мыслительной деятельности. Если где-то расходились как бы, так изначально в монастырях двигали науки; и почему бы этим линиям не сойтись? Как в геометрии Римана коллинеарные прямые пересекаются…» — пишет автор.
И замечает, что для любого человека, сознающего совершенство мира, — и необъятное звёздное небо и жужжание шмелей над цветами, — существование Бога просто очевидно. Настолько все красиво продумано и предусмотрено. И само несовершенство тупиковой ветви человеческой цивилизации, с ее воровством и жестокостью, имя которой Россия —тоже продумано, ведь где-то должен существовать образец идиотизма – справедливо резюмирует автор. И с ним трудно поспорить.
Материалы по теме:
Бог не воспитывает и не дрессирует: почему зло остаётся безнаказанным
Саттва Чжан: «Президент Путин заботится о России как бог русского народа»
Обнаруженная в Перу 3200-летняя храмовая фреска изображает бога-паука с ножом
РелигияКосмосНаукаВера в богамозг
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Господь Бог, Гёдель и поиск истины. Отрывок из книги книга Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная Математика — на краю бесконечности и за ним»
Отрывок из книги Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная Математика — на краю бесконечности и за ним» о том, как Гедель доказал существование Бога и почему пифагорейцы утопили математика Гиппаса.
Математика — единственная наука, где возможна абсолютная достоверность. Ее утверждения и теоремы могут быть доказаны безусловно и безоговорочно и останутся истинными уже навсегда. Именно поэтому математики так одержимы поиском доказательств. Строго доказанное предположение становится неопровержимым фактом, незыблемым фундаментом для будущих исследований. Единственное неизбежное и досадное облако, омрачающее в остальном ясный горизонт математики, — это сознание того, что всегда, в любой математической системе, будут существовать утверждения, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть средствами самой этой системы.
Примерно в 1941 году логик австрийского происхождения Курт Гёдель, близкий друг и коллега Эйнштейна по Институту перспективных исследований в Принстоне, доказал существование Бога. В отличие от Эйнштейна, чьи религиозные убеждения находились где-то посередине между агностицизмом и пантеизмом (однажды он сказал, что верит в «Бога Спинозы»), Гёдель был не посещающим церковь теистом и, по утверждению его жены, «каждое воскресное утро читал в постели Библию». Опубликованное им доказательство существования Бога, впрочем, не имело никакого отношения ни к его лютеранским корням, ни вообще к чему-либо, что могло бы найти отклик в душе человека неискушенного. Оно представляло собой плод его изощренного математического ума. Первая строка выглядит так:
{P (φ)˄□∀x[φ(x) → ψ(x)]} → P (ψ)
Последующие выкладки тоже мало что проясняют. Заканчивается доказательство кульминационным.
□∃xG (x)
Для нас, простых смертных, это означает: «Нечто богоподобное безусловно существует».
Само собой разумеется, доказательство Гёделя не могло остаться неоспоренным. И хотя, записанное в нотации так называемой модальной логики, оно выглядит весьма впечатляюще и строго научно, основано оно на множестве сомнительных и спорных допущений. Совсем иначе обстоит дело с результатами других, более известных исследований Гёделя — прежде всего с его потрясшими мир теоремами о неполноте, о которых мы поговорим чуть позже.
Для разных людей «доказательство» означает разные вещи. Для юриста оно может принимать различные формы в зависимости от типа разбираемого дела и судебного органа. В юриспруденции доказывание по сути сводится к сбору свидетельских показаний и вещественных улик, причем требования к их объему и качеству, необходимые, чтобы убедить судью или жюри присяжных, разнятся при рассмотрении гражданских и уголовных дел. В гражданском процессе решение основывается на принципе большей вероятности: судья вправе признать ответчика виновным, если придет к заключению, что тот «вероятнее всего» нарушил закон или что существуют «обоснованные подозрения». В англо-американской системе уголовного права обвиняемый считается невиновным, пока его вина не доказана; в этом случае «доказательством» признается не просто высокая вероятность виновности, но виновность «вне всяких разумных сомнений».
Ученым-естественникам, как и юристам, чаще приходится иметь дело со свидетельствами, чем с доказательствами. Современные ученые вообще обходятся довольно скромными формулировками и предпочитают не употреблять термины «доказательство» и «истина» в некоем абсолютном смысле. Естественные науки — это в основном наблюдения, выстраивание теорий, наиболее логично объясняющих результаты наблюдений, и последующая проверка теорий дальнейшими наблюдениями и экспериментами. Научные теории носят предварительный характер: это лишь лучший для своего времени способ с помощью доступной информации объяснить, как функционирует окружающий нас мир. Всего одного нового подтвержденного факта, не укладывающегося в теорию, достаточно, чтобы разбить ее в пух и прах. Возьмите хоть гравитацию. Аристотель был убежден, что тяжелые предметы падают с большей скоростью, чем легкие, — ведь если одновременно сбросить с высоты камень и перышко, камень приземлится гораздо быстрее. Потребовалось немало хитроумных экспериментов и почти две тысячи лет, чтобы доказать неправоту Аристотеля.
Существует популярная легенда о том, как в 1589 году Галилей окончательно опроверг устаревшие представления о земном тяготении, взобравшись на Пизанскую башню и сбросив оттуда два пушечных ядра разной массы, которые достигли земли одновременно. Скорее всего, такого эксперимента никогда не было: единственный первичный источник, где он упоминается, — это биография Галилея, написанная одним из его учеников, Винченцо Вивиани, и опубликованная спустя годы после смерти автора. Зато мы точно знаем, что Галилей экспериментировал с шарами различной массы, которые он скатывал по наклонным плоскостям, ослабив таким остроумным способом эффекты земного тяготения, что позволило ему более точно измерять скорости, с какими падают тела. Результаты экспериментов Галилея и исследований немецкого астронома Иоганна Кеплера позже были положены Исааком Ньютоном в основу новой теории тяготения. Эту теорию до сих пор преподают в школах, с ее помощью составляют программы полетов космических кораблей по Солнечной системе, и на нее можно положиться почти в любой ситуации, когда требуется оценить гравитационные эффекты. Почти. Проблема в том, что она не всегда дает точный результат. Теория всемирного тяготения Ньютона позволяет с очень хорошей точностью предсказать эффекты гравитации — настолько хорошей, что в обычной ситуации разница между прогнозом и реальностью просто незаметна. И все же это лишь приближение.
В 1915 году Эйнштейн обнародовал свою общую теорию относительности — на сегодняшний день нашу лучшую теорию гравитации. Она объясняет то, чего не может объяснить теория Ньютона, например, такие явления, как смещение орбиты Меркурия или отклонение света звезд вблизи Солнца, и ситуации с экстремальным гравитационным притяжением, как вблизи черных дыр. Никто ни на минуту не считает общую теорию относительности Эйнштейна последним словом в изучении гравитации — ведь она не объясняет, как действует притяжение в мире предельно малого, где царствует квантовая механика. Должна быть какая-то теория, объединяющая законы квантового мира и гравитацию, — мы просто пока не смогли ее найти.
Суть в том, что естественно-научную теорию можно опровергнуть или по крайней мере показать, что она не точна, — но вот доказать, что она всегда, при любых обстоятельствах верна, невозможно. Будущие открытия, о которых мы сегодня ничего не знаем, могут даже от самой стройной и убедительной теории не оставить камня на камне. С математикой же все иначе.
Доказательство — основа всей математической науки. В школе этим занимаются нечасто, там акцент больше на решении задач. Но в высшей математике без доказательства никуда, оно — главнейшая цель всех ученых. Математическую теорию возможно доказать так, чтоб не оставить и тени сомнения в ее правильности, и, будучи доказанной, она уже не изменится. К примеру, теорема Пифагора о сторонах прямоугольного треугольника доказана достоверно: просто немыслимо, что кто-нибудь когда-нибудь ее опровергнет (с оговорками, которые мы обсудим через минуту). Из всех областей знания есть всего две науки — математика и ее близкая родственница логика, — где возможна определенность, не допускающая никаких сомнений.
Так же как и ученые в естественных науках, на начальном этапе математики ищут свидетельства чего-либо, фактический материал — будь то геометрическое правило или закономерность в ряду чисел, — а уже потом выдвигают теорию, объединяющую собранную информацию в единое целое. Но, в отличие от естественных наук, в математике теория не подвергается постоянной доработке на основании новых полученных данных. Сколько бы раз математическая теория ни выдерживала испытания практикой в разных ситуациях и с разными значениями, она не будет признана истинной до тех пор, пока не будет предъявлено ее строгое, безукоризненное доказательство. Сама возможность существования таких доказательств говорит о том, что одних подтверждающих данных, свидетельств, математикам недостаточно.
История доказательств начинается в Древней Греции. До того времени математика служила людям в основном в практических целях: для расчетов, в строительстве и так далее. Существовали арифметические правила, да при работе с фигурами и пространством применялись проверенные опытом методы, но не более того. Понятие доказательства, появившееся около VII века до нашей эры, связано с деятельностью одного из первых известных представителей натурфилософии Фалеса Милетского. Фалес, чьи интересы охватывали почти все области знаний, в том числе философию, естественные науки, инженерное дело, историю и географию, доказал несколько простых начальных теорем в геометрии.
Его соотечественник Пифагор, родившийся полстолетия спустя, известен всем гораздо лучше благодаря теореме, носящей его имя. Сам ли он нашел некое доказательство «теоремы Пифагора», или это сделал кто-то из его последователей, сказать невозможно, поскольку никаких письменных свидетельств о таком доказательстве с тех времен не сохранилось. И вавилоняне, и другие народы знали о существовании правила, гласившего, что квадрат самой длинной стороны прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, и применяли его в строительстве. Но кто первый это доказал и в какой форме, неизвестно. Согласно более поздним научным стандартам, то доказательство определенно должно было быть неформальным. Пифагорейцы также причастны к открытию иррациональных чисел — тех, что невозможно представить как отношение одного целого числа к другому. Корни этой идеи опять-таки проследить трудно, но, согласно мифу, один из членов пифагорейского культа, Гиппас, каким-то образом доказал, что квадратный корень из 2 невозможно выразить в виде дроби. Остальных пифагорейцев это открытие якобы привело в такой ужас, что они утопили Гиппаса, дабы скрыть от всех изъян в своей картине мира. Однако те немногочисленные древние источники, в которых упоминается история с утоплением, либо не называют Гиппаса по имени, либо утверждают, что наказание постигло его за другое богомерзкое преступление — он доказал, что возможно построить додекаэдр внутри сферы.
Математическое доказательство сделало огромный шаг вперед и вплотную приблизилось к той форме, в какой оно известно нам сегодня, благодаря трудам другого грека, Евклида, жившего в Александрии, в Египте, в начале III века до нашей эры. В своих «Началах» он заложил основы современной теории доказательств: некие исходные положения, принимаемые как самоочевидные, сочетаются с пошаговыми рассуждениями, когда каждый шаг, основывающийся на одном или нескольких исходных положениях, логически и неоспоримо вытекает из предыдущего.
«Начала» посвящены в основном геометрии и впервые излагают строгие доказательства многих из геометрических теорем, уже известных в то время грекам. Евклид начинает с перечисления пяти основных посылок, называемых теперь постулатами Евклида: например, «От всякой точки до всякой точки [можно] провести прямую линию» и «Ограниченную прямую [можно] непрерывно продолжать по прямой». Эти постулаты, которые сегодня мы именовали бы аксиомами, принимаются настолько очевидно верными, что не требуют доказательства. И даже если бы кто-то взялся их доказать, для этого потребовались бы другие исходные положения. С чего-то ведь все равно надо начинать. Сформулировав постулаты, Евклид приступает затем к рассуждениям, строка за строкой с безупречной логикой выводя каждое новое положение из предыдущего, пока не получит полное доказательство той или иной теоремы. Эти теоремы он использует для доказательства уже следующих, и так далее — упорядоченно и последовательно, позволяя читателю с легкостью отслеживать и проверять ход своих рассуждений.
Можете ли вы доказать, что Бог существует?
Христиане верят, что Бог существует одновременно в трех формах — как Отец, Сын и Святой Дух — известный как Троица. Невозможно доказать, что Бог Отец существует. Христиане верят, что все станет ясно после того, как мы умрем. Но в этой жизни некоторые вещи непознаваемы. И все же вокруг нас есть доказательства, которые, по мнению христиан, указывают на существование Бога. Ученые продолжают исследовать происхождение Вселенной и природу Большого Взрыва, который, как считается, ознаменовал ее начало. Их работа может дать ответ на вопрос «как» возникла Вселенная, но она не может ответить на вопрос «почему». Это мог знать только создатель вселенной. Будь то хитросплетения субатомных частиц или ошеломляющие просторы космоса, в библейской книге Псалтирь говорится, что вселенная является свидетельством существования Бога».0003 Небеса возвещают славу Божию, небеса возвещают дело рук Его…
‘ Небеса возвещают славу Божию, небеса возвещают дело рук Его… ’.
С биологической точки зрения каждый человек представляет собой просто высокоорганизованный набор молекул. Но мы, очевидно, гораздо больше, чем это. Библия говорит, что Бог создал людей по своему образу. Мы можем не выглядеть как Бог, но у нас есть некоторые общие характеристики, например, понимание правильного и неправильного; способность любить и формировать отношения; стремление к справедливости и умение прощать.
Второе лицо Троицы — Сын — это Иисус Христос, живший на Ближнем Востоке 2000 лет назад. Существует множество свидетельств того, что Иисус существовал от писателей того времени, таких как Тацит и Иосиф Флавий, а также от очевидцев, чьи рассказы находятся в новозаветной части Библии. Иисус сказал своим последователям, что каждый, кто видел его, фактически видел и Отца, потому что он и Отец были одним и тем же. Тысячи людей видели Иисуса при жизни и сотни видели его после того, как он чудесным образом воскрес из мертвых.
Продолжение ниже…
Третье лицо Троицы, Святой Дух, невидимо. Но его присутствие реально, и христиане ощущали его с тех пор, как возникла христианская церковь в первом веке нашей эры. Первый случай, когда это произошло, описан в библейской книге Деяния и известен как Пятидесятница. Это событие считается рождением Церкви. Это произошло после того, как Иисус вернулся на небо. Перед уходом он сказал своим последователям: « вы получите силу, когда на вас сойдет Святой Дух». В Пятидесятницу группа последователей собралась в комнате, как вдруг все они услышали звук, похожий на дуновение сильного ветра. Затем каждого из них словно коснулся огонь, и вдруг они заговорили на новых языках. Они вышли из комнаты вдохновленные и полные энергии, чтобы рассказать людям о жизни и учении Иисуса.
Прежде чем уйти, он сказал своим последователям: « вы получите силу, когда на вас сойдет Святой Дух».
Христиане продолжают говорить о том, что они «исполнены» Святым Духом и испытывают любовь, руководство и мир, которые превосходят обычное понимание. Святой Дух дает христианам новые способности. Например, некоторые, как первые последователи, могут говорить на новом языке. У других есть возможность молиться за исцеление людей. Многие находят способность прощать тех, кто причинил им зло, даже если это кажется невыполнимой задачей. Библия описывает девять результатов или плодов присутствия Святого Духа в жизни человека: любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, кротость и самообладание. Хотя Святой Дух может быть невидим, эти качества человека свидетельствуют о Его присутствии в их жизни. Многие христиане сказали бы, что бесчисленные истории людей, чья жизнь кардинально изменилась благодаря обретению христианской веры на протяжении веков, являются доказательством того, что Бог существует.
Пытается ли Библия доказать, что Бог существует?
Нигде в Библии нет аргументов, пытающихся доказать существование Бога. Факт Его существования предполагается с первой страницы, где мы читаем:
В начале Бог сотворил небо и землю (Бытие 1:1).
Его существование предполагается на протяжении всей остальной части Писания. Нигде в Писании мы не находим ряд доказательств Его существования. Библия допускает факт существования Бога и призывает людей рискнуть верой в Него.
А без веры угодить Богу невозможно, потому что всякий, приходящий к Нему, должен верить, что Он есть и что Он вознаграждает ищущих Его (Евреям 11:6).
Невозможно познать Бога, кроме как верой. Поскольку Он невидим для человечества, мы можем познать Его только посредством веры.
Его существование очевидно для всех
Писание говорит, что существование Бога очевидно для всех.
Ибо то, что можно знать о Боге, ясно для них, потому что Бог явил им это. С момента сотворения мира его вечная сила и божественная природа, хотя они и невидимы, были поняты и увидены через вещи, которые он создал. Поэтому им нет оправдания (Римлянам 1:19, 20).
Если человек отрицает существование Бога, то нет ориентира для правильного понимания себя или окружающего мира.
Только глупец отрицает существование Бога
Библия не только предполагает, что Бог существует, но и говорит, что только глупцы отрицают Его существование.
Глупцы говорят в сердце своем: «Бога нет». Они развращены, они совершают гнусные поступки; нет никого, кто делает добро. Бог смотрит с небес на человечество, чтобы увидеть, есть ли мудрые, ищущие Бога. Все они отпали, все одинаково порочны; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 52:1-3).
Только глупец станет отрицать существование Бога. Факт Его существования должен быть очевиден для всех. Те, кто отвергают истину Божью, в конце концов впадают в идолопоклонство. Апостол Павел писал.
Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и лукавство тех, которые злодейством своим подавляют истину. . ..ибо они, познав Бога, не чтили Его, как Бога, и не благодарили Его, но осуетились в мыслях своих, и помрачился несмысленный их ум.
Называя себя мудрыми, они стали глупцами; и променяли славу бессмертного Бога на образы, подобные смертному человеку, или птицам, или четвероногим животным, или пресмыкающимся (Римлянам 1:18,21-23)
Нет оправдания отрицанию его существования
У тех, кто отрицает существование Бога, нет настоящего оправдания. Павел писал римлянам.
Ибо от сотворения мира невидимые Его свойства, Его вечная сила и Божественная природа явлены ясно, постигнуты через сотворенное, так что им нет оправдания (Римлянам 1:20).
Библия открывает истинного Бога
Библия больше заинтересована в том, чтобы показать, что Бог Писания — это истинный Бог, который существует. В древнем мире кажется, что все верили в какого-то бога. Атеизм на самом деле не был проблемой. Таким образом, вопрос заключался в следующем: «Какой Бог или какие боги существуют?» Это вопрос, который Библия затрагивает больше, чем просто факт существования Бога.