Доказательство того что бог существует: 16 доказательств бытия Бога, — Православный журнал «Фома»

Российский ученый уверен, что получил научное доказательство существования Бога | Статьи

Общество

Российский ученый уверен, что получил научное доказательство существования Бога

2006-03-19 15:17:36

2006-03-19 15:17:36

  1. Статьи
  2. Общество
  3. Российский ученый уверен, что получил научное доказательство существования Бога

Партийный переулок, д. 1, к. 57, с. 3 115093 Москва, Россия

[email protected]

Российский ученый, профессор Башкирского госуниверситета Нажип Валитов, считает, что научно доказал существование всевидящего и всеслышащего Бога. Как сообщает YTPO.Ru, суть его открытия в следующем: строгим языком формул профессор Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. Затем профессор неожиданно для себя получил письмо из Ватикана от самого Папы Римского, в котором говорится, что Его Святейшество посвящает Нажипу Валитову свои молитвы и очень ценит те чувства, которые побудили ученого написать эту монографию

Читать iz.ru в

Озвучить текст

Выделить главное

вкл

выкл

Причем — заметьте! — «только после тщательного исследования и солидной экспертизы мы решили прислать Вам нашу благодарность» (конец цитаты).

Профессор-мусульманин отправился к Верховному муфтию России Талгату Таджутдину. Тот сразу ухватил главную мысль книги: «В Коране сказано: «Аллах всякой вещи свидетель». Вы же доказали, что это так». Валитов перечитал Коран, Библию и Тору, и удивился, насколько точно в их текстах обозначена суть его научного открытия. Мысль материальна, уверен ученый, и ее можно мгновенно засечь из любой точки Вселенной. Отметим, что попытки доказать существование Бога с научной точки зрения не прекращаются тысячелетиями. Так, Абу Али ибн Сина, или Авиценна (980-1037) предлагал логического доказательство существования и уникальности Бога. Божественное бытие, называемое Авиценной Необходимо сущим, порождает посредством эманации все многообразие конкретного мира. Философ отрицал создание мира Богом и полагал, что мир существует вечно вместе с Богом, возникновение мира обусловлено эманацией из Бога множества конкретных форм, проявления мира от единого постоянного существующего Бога. По Авиценне, материя и форма не могут существовать самостоятельно, они тесно связаны между собой.
В решении проблемы универсалий — одной из основных в средневековой схоластике — Авиценна, руководствуясь аристотелевским соотношением формы и материи, полагал, что универсалии существуют и в вещах, и в человеческом уме, который извлекает их из вещей, и даже до вещей, и после них. Философ не сомневался в возможности познать мир, придавая большое значение логике и рассматривая ее как введение к любой науке. Божественная деятельность осуществляется по законам логики, имея тем самым интеллектуальный характер. Однако Бог не руководствовался при этом какой-либо целью, считал Авиценна, что означает, что развитие мира не носит фаталистического характера.

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога | Справка | Вопрос-Ответ

27.01.2014 18:13

Екатерина Шевалье

Примерное время чтения: 7 минут

505395

Категория:  Досье

Святой Фома Аквинский и его 5 доказательств существования Бога

28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.

Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.

Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.

Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.

Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учёбе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.

Триумф святого Фомы Аквинского. Франсиско де Сурбарана. 1631. Фото: Commons.wikimedia.org

Советник Людовика IX

Святой Фома Аквинский родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, по окончании которой поступил в Неапольский университет. В 19 лет Фома вступил в орден доминиканцев. Затем его послали в Рим, чтобы отправить дальше учиться в Кёльн и Париж.

В 1252 святой Фома впервые стал преподавать в доминиканском монастыре Сент-Жак. Вернувшись в Париж в 1269 году, философ стал советником самого короля Людовика IX.

Фома Аквинский должен был принять участие во Всеобщем лионском Соборе, созванном для объединения греческой и римской церквей, но заболел по пути в Лион. Он умер в Цистерсианском аббатстве, недалеко от Рима. Мощи святого находятся в доминиканском монастыре в Тулузе.

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения.

Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе.

Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля.

Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Искушение святого Фомы Аквинского, Диего Веласкес. Ориуэла, Епархиальный музей. 1632. Фото: Commons.wikimedia.org

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря.

Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов. Фото: Commons.wikimedia.org / Felipeh

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо — то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Наш долг — ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он — человек, способный на благо.

Человеку не следует считать свои богатства своей собственностью, но он должен относиться к ним, как к общему имуществу, чтобы без колебаний распределять их между теми, кто нуждается в помощи.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Смотрите также:

  • Житие Макария Оптинского. За что мы почитаем преподобного старца? →
  • Почему в России основной религией стало православие? →
  • Почему царь всегда хороший, а бояре — плохие? →

существование Богарелигия

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога
  • Почему Бог допускает зло и гибель детей?
  • Есть ли Бог?
  • Ко Дню славянской письменности: чем известны святые Кирилл и Мефодий?
  • Татаро-монгольское иго в школьных учебниках переименуют?

Новости СМИ2

Можно ли математически доказать Бога?

Кто бы мог подумать о Боге как о подходящей теме для сочинения по математике? Не волнуйтесь, следующее обсуждение по-прежнему прочно основано на разумной научной основе. Но вопрос о том, можно ли математически доказать Бога, интригует. На самом деле, на протяжении веков несколько математиков неоднократно пытались доказать существование божественного существа. Они варьируются от Блеза Паскаля и Рене Декарта (в 17 веке) до Готфрида Вильгельма Лейбница (в 18 веке) и Курта Гёделя (в 20 веке), чьи работы на эту тему были опубликованы совсем недавно, в 19 веке.87. И, пожалуй, самое удивительное: в предварительном исследовании, впервые опубликованном в 2013 году, мастер алгоритмических доказательств проверил логическую цепочку рассуждений Гёделя и обнаружил, что она несомненно верна. Разве теперь математика окончательно опровергла утверждения всех атеистов?

Как вы, наверное, уже подозреваете, это не так. Гёдель действительно смог доказать, что существование чего-то , которое он определил как божественное, с необходимостью следует из определенных предположений. Но можно поставить под сомнение обоснованность этих предположений. Например, если я предполагаю, что все кошки трехцветные, и знаю, что трехцветные кошки почти всегда самки, то я могу сделать вывод: почти все кошки — самки.

Даже если логические рассуждения верны, это, конечно, не так. Ибо само предположение, что все кошки трехцветные, ложно. Если кто-то делает заявления о наблюдаемых вещах в нашем окружении, таких как кошки, их можно проверить научными исследованиями. Но если речь идет о доказательстве божественного существования, дело обстоит немного сложнее.

В то время как Лейбниц, Декарт и Гёдель полагались на онтологическое доказательство существования Бога, в котором они выводили существование божественного существа из простой возможности его существования посредством логического вывода, Паскаль (1623–1662) избрал несколько иной подход: он проанализировал проблему с точки зрения того, что сегодня можно было бы считать теорией игр, и разработал так называемую ставку Паскаля.

Для этого он рассмотрел две возможности. Во-первых, Бог существует. Во-вторых, Бога не существует. Затем он исследовал последствия веры или неверия в Бога после смерти. Если есть божественное существо и человек верит в него, он попадает в рай; иначе попадешь в ад. Если, с другой стороны, Бога нет, ничего не происходит — независимо от того, религиозны вы или нет. Лучшая стратегия, утверждает Паскаль, — это верить в Бога. В лучшем случае вы попадете в рай; в худшем случае вообще ничего не происходит. Если же вы не верите, то в худшем случае можете оказаться в аду.

Мысли Паскаля понятны, но они относятся к сценариям из религиозных писаний и не являются доказательством существования высшего существа. Они только говорят, что нужно присоединяться к вере, основанной на оппортунизме.

Онтологические подходы к природе бытия более убедительны, даже если они, скорее всего, не изменят мнение атеистов. Богослов и философ Ансельм Кентерберийский (1033–1109) выдвинул свои идеи в начале прошлого тысячелетия. Он описывал Бога как существо, выше которого нельзя помыслить ничего большего. Но если Бога нет, то можно вообразить нечто большее, а именно существо, выше которого нельзя созерцать ничего большего. Но, как и Бог, это существо также существует и проявляет свойство предельного величия. Это, конечно, абсурд: ничего не может быть выше величайшего, что только можно себе представить. Соответственно, предположение о том, что Бога не существует, должно быть неверным.

Потребовалось несколько столетий, чтобы к этой идее обратился не кто иной, как Декарт (1596–1650 ) . Предположительно не зная о работах Ансельма, он предоставил почти идентичный аргумент в пользу божественного существования совершенного существа. Лейбниц (1646–1716) взялся за эту работу несколькими десятилетиями позже и нашел в ней недостатки: Декарт, как он утверждал, не показал, что «совершенные свойства» определенных сущностей, от треугольников до Бога, совместимы. Лейбниц продолжал утверждать, что совершенство не может быть должным образом исследовано. Поэтому никогда нельзя было бы опровергнуть, что совершенные свойства соединяются в одном существе. Таким образом, возможность божественного существа должна быть реальной. Таким образом, из аргументов Ансельма и Декарта с необходимостью следует, что Бог существует.

Однако с математической точки зрения эти мысленные эксперименты стали действительно серьезными только благодаря усилиям Гёделя. В этом нет ничего удивительного: ученый уже в 25 лет перевернул этот вопрос с ног на голову, показав, что математика всегда содержит истинные утверждения, которые невозможно доказать. При этом он использовал логику. Эта же логика также позволила ему доказать существование Бога. Взгляните на эти 12 шагов, состоящие из набора аксиом (Ax), теорем (Th) и определений (Df).

Формальное доказательство Курта Гёделя. Предоставлено: Spektrum der Wissenschaft (фрагмент)

На первый взгляд они кажутся загадочными, но их можно пройти шаг за шагом, следуя мысли Гёделя. Он начинает с аксиомы — допущения, другими словами: если φ обладает свойством P и из φ всегда следует ψ, то ψ также обладает свойством P. Для простоты можно предположить, что P означает «положительный». Например: если фрукт вкусный, положительное свойство, то его и есть приятно. Таким образом, удовольствие от еды также является положительным свойством.

Вторая аксиома дополнительно устанавливает рамки для P. Если противоположность чего-то положительна, то это «что-то» должно быть отрицательным. Таким образом, Гёдель разделил мир на черное и белое: либо что-то хорошо, либо что-то плохо. Например, если здоровье хорошее, то болезнь обязательно должна быть плохой.

Используя эти две посылки, Гёдель может вывести свою первую теорему: если φ — положительное свойство, то существует возможность существования x со свойством φ. То есть возможно существование положительных вещей.

Теперь математик впервые обращается к определению божественного существа: x является божественным, если оно обладает всеми положительными свойствами φ. Вторая аксиома гарантирует, что Бог, определенный таким образом, не может иметь отрицательных характеристик (иначе возникло бы противоречие).

Третья аксиома утверждает, что божественность является положительной характеристикой. Этот пункт на самом деле не подлежит сомнению, потому что божественность сочетает в себе все положительные характеристики.

Вторая теорема теперь становится немного более конкретной: путем объединения третьей аксиомы (божественность положительна) и первой теоремы (существует возможность существования чего-то положительного) может существовать божественное существо х.

Теперь цель Гёделя состоит в том, чтобы показать в следующих шагах, что Бог обязательно должен существовать в рамках, которые были изложены. Для этого он вводит во второе определение «сущность» ф объекта х, характеристическое свойство, определяющее все остальные характеристики. Наглядный пример — «щенячье, если что-то обладает этим свойством, то оно обязательно милое, пушистое и неуклюжее.

Четвертая аксиома поначалу не кажется слишком захватывающей. Он просто утверждает, что если что-то положительно, то оно всегда положительно — независимо от времени, ситуации или места. Быть щенком и иметь хороший вкус, например, всегда приятно, будь то днем ​​или ночью в Гейдельберге, Германия, или Буэнос-Айресе.

Теперь Гёдель может сформулировать третью теорему: если существо x божественно, то божественность является его существенным свойством. Это имеет смысл, потому что если что-то божественно, оно обладает всеми положительными характеристиками — и, таким образом, свойства x фиксированы.

Следующий шаг касается существования конкретного существа. Если где-то хотя бы одно существо y обладает свойством φ, которое является существенным свойством x, то x также существует. То есть, если что-то щенячье, то щенки тоже должны существовать.

Согласно пятой аксиоме существование есть положительное свойство. Я думаю, что большинство людей согласится с этим.

Из этого теперь можно заключить, что Бог существует, потому что это существо обладает всеми положительными свойствами, и существование положительно.

Как оказалось, все логические выводы Гёделя верны — даже компьютеры смогли это доказать. Тем не менее, эти выводы также вызвали критику. Помимо аксиом, которые, конечно, могут быть подвергнуты сомнению (почему мир должен быть разделен на «добро» и «зло»?), Гёдель не дает более подробной информации о том, что такое положительное свойство.

Верно, что с помощью определений и аксиом можно описать множество P математически:

  1. Если свойство принадлежит множеству, его отрицание не включается. Комплект является самодостаточным.
  2. Тот факт, что сущность множества обладает только характеристиками множества, само по себе является элементом множества. Набор всегда состоит из одних и тех же элементов, независимо от ситуации. В данном случае ситуация представляет собой математическую модель, в которой содержится множество.
  3. Существование является частью набора.
  4. Если φ является частью множества, то свойство иметь φ как сущность множества также содержится в множестве.

Но все это не гарантирует, что этот набор уникален. Может быть несколько коллекций, удовлетворяющих требованиям. Например, как показали логики, можно построить случаи, когда по определению Гёделя существует более 700 различных по сути божественных сущностей.

Это не решает окончательный вопрос о существовании одного (или нескольких) божественных существ. Является ли математика действительно правильным способом ответить на этот вопрос, само по себе сомнительно, даже если думать об этом весьма увлекательно.

Эта статья первоначально появилась в Spektrum der Wissenschaft и была воспроизведена с разрешения.

ОБ АВТОРАХ

    Манон Бишофф — физик-теоретик и редактор журнала Spektrum , партнерское издание Scientific American . Предоставлено: Ник Хиггинс

    Математика может доказать существование Бога

    Эта история заняла 3-е место в 2022 году в Mind Matters News по количеству читателей. По мере приближения Нового года мы повторно публикуем десятку лучших историй 2022 года, основываясь на интересе читателей. В «Математика может доказать существование Бога» (31 июля 2022 г.) нейрохирург Майкл Эгнор предлагает следующую мысль: поскольку математика может показать бесконечность, вечность и всемогущество, она могла исходить только от разума с такими характеристиками. Это Бог.

    В недавнем посте биолог-атеист Джерри Койн возражает против комментатора, утверждающего, что Бог существует точно так же, как существует математика. Вот аналогия, предложенная комментатором, которую цитирует Койн:

    .

    Подумайте, например, о числах или математических уравнениях, это метафизические вещи, которые не были созданы, но были обнаружены. Число 7 было числом 7 до того, как вообще что-либо появилось. Это верно и в отношении природы Бога. Он не какое-то материальное существо, которое возникло, он подобен числу, которое существовало всегда (и, кстати, никто не будет отрицать эту логику с числом, однако, когда кто-то упоминает Бога, возникает проблема).

    Джерри Койн , «Новая концепция Бога: Он реален в той мере, в какой математика реальна» по адресу Why Evolution Is True (20 июля 2022 г.)

    Комментатор не собирался доказывать существование Бога с помощью математики. Он просто указал, что существование Бога в ограниченных отношениях аналогично существованию чисел — они, как и Бог, нематериальны, реальны и вечны. Что, конечно, верно. И Койну ничего этого не будет.

    На самом деле существует классическое доказательство существования Бога, использующее универсальные понятия, такие как математика, наиболее заметно предложенное святым Августином (354–430 гг. н. э.) из Гиппона в 4 век нашей эры. Иногда его называют августинским доказательством * . Я нахожу это весьма убедительным, и оно звучит так:

    .

    В мире природы существует два вида вещей: партикулярии и универсалии. Частности — это конкретные материальные вещи, которые мы знаем с помощью наших чувств — камень, дерево, мой сосед Джо и т. д. Универсалии — это абстрактные понятия, которые мы знаем в том смысле, что можем их созерцать и говорить о них — геология, ботаника, человечество и т. д. Но мы не можем познать ни одной из этих абстракций только нашими чувствами. Мы познаем абстракции благодаря нашему интеллекту, который есть наша способность к абстрактному мышлению.

    Математика — это архетип универсалий — возьмем, к примеру, множество натуральных чисел. Он включает в себя все счетные числа — 1, 2, 3, 4 и так далее. Среди философов и математиков велись споры о реальности чисел (т. е. существуют ли они в отдельной платоновской сфере, или только в человеческом разуме, или вообще не существуют — иными словами, являются ли они просто словами). ?). Это глубокий вопрос, но мнение о том, что натуральные числа (и другие универсалии) в некотором роде действительно существуют в действительности, очень трудно отрицать.

    Например, рассмотрим формирование нашей Солнечной системы. Он сформировался вокруг одного солнца, а не двух, трех или миллиона солнц, и он сформировался до того, как человеческий разум смог сосчитать солнца. Но то, что в нашей Солнечной системе было одно солнце миллиард лет назад, так же верно, как и сейчас. Таким образом, число 1 действительно существует каким-то образом, не зависящим от человеческого разума. То же самое можно сказать о любом числе. Например, мы знаем отношения многих физических констант Вселенной, которые существовали со времен Большого взрыва, и поскольку эти отношения реальны (мы можем их измерить), то и числа, которые представляют отношения, реальны.

    Так как же числа могли существовать в реальности, независимо от человеческого разума? Платон предложил царство Форм, в котором существуют универсалии и в которых участвуют наши понятия. Есть известные проблемы с платоновской концепцией царства Форм (философ Эдвард Фезер хорошо рассуждает об этом). Но кажется неоспоримым, что универсалии (например, числа) действительно существуют в каком-то реальном смысле.

    Решение, предложенное Августином (и многими другими философами и богословами, прежде всего Готфридом Вильгельмом Лейбницем), называется схоластический реализм. Схоластический реализм постулирует, что Разум Бога есть платоновское царство Форм. Августин предположил, что универсалии, такие как числа, математика в целом, предложения, логика, потребности и возможности, существуют в Божественном Разуме, который бесконечен и вечен.

    Что примечательно в реальности универсалий как доказательства существования Бога, так это то, что они простым и ясным образом указывают на некоторые атрибуты Бога, такие как бесконечность, вечность и всемогущество. Чтобы понять, как это сделать, снова рассмотрим набор натуральных чисел 9.0005, который бесконечен. Следовательно:

    — Содержащий их Разум сам должен быть бесконечным.

    — Поскольку Разум, в котором существуют натуральные числа, бесконечен, он также всемогущ. Ограничения силы конечны и несовместимы с бесконечным Разумом.

    — Поскольку числа существуют независимо от материальной вселенной, они вечны (например, истина о том, что 1+1=2 не зависит от времени), и, таким образом, Разум, содержащий их, вечен.

    Я нахожу августинское Доказательство существования Бога через реальность универсалий в Божественном Разуме убедительным доказательством. Это весьма удовлетворительная и даже красивая концепция — наши абстрактные мысли реально существуют в Разуме нашего Творца, и мы, созданные по Его образу, участвуем в Его мыслях.

    Таким образом, хотя аналогия, проведенная комментатором блога Койна между Богом и математикой, сама по себе не демонстрирует существование Бога (как признает комментатор), само существование математики и других абстрактных понятий совершенно прямо указывает на бесконечную, всемогущую , и вечный Божественный Разум.

    Таким образом, сама математика является доказательством существования Бога. Как я заметил в другом месте, Бог везде, если вы знаете, как Его искать.

    Примечание: *Философ Эдвард Фезер очень хорошо обсуждает это доказательство в своей превосходной книге Five Proofs of the Existing of God (2017). Я очень рекомендую это.


    Вы также можете прочитать: Аргумент Божественной сокрытости против существования Бога = чепуха. Бог Сам по себе неизмеримо больше нас, и Он превосходит все человеческое знание. Бог, с которым мы не боремся, который не скрыт от нас каким-то существенным и болезненным образом, — это не Бог, а просто плод нашего воображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *