Достижения и недостатки нигилистов: Плюсы и минусы нигилизма Базарова

Плюсы и минусы нигилизма Базарова

Чудесный малый и циник, простой человек и гордец, один из самых замечательных людей и хищник, все эти противоположности характеризуют одного человека — Евгения Васильевича Базарова, главного героя романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Положительное и отрицательное в Базарове можно охарактеризовать и одним словом — нигилизм.

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.

Нет — суждениям, да — опыту

Давая характеристику своему другу, Аркадий Кирсанов назвал Евгения Базарова человеком, который ко всему относится с критической точки зрения, не принимает на веру. Сам Евгений признавал, что для него убедительны только суждения, подтвержденные опытным путем. Такой подход чрезвычайно полезен в практической науке, дает толчок исследованиям и открытиям. В них Базаров мог бы достичь успеха, если бы не преждевременная смерть.

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.

Сила духа и цельность личности

Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.

Минусы базаровского нигилизма

При неоспоримых достоинствах личности, Базарова трудно назвать полноценным членом общества того времени. Он скорее чужеродный элемент в нем. Некоторые его взгляды коробят, идеи вызывают сопротивление, грубость в общении возмущает.

Все ломать

У категоричности Базарова гипертрофированные формы, его суждения и взгляды порой не имеют ничего общего с реальной жизнью. На основании выводов об одном человеческом экземпляре, Евгений готов поставить диагноз всему обществу. Познакомившись со старшими Кирсановыми, приписывает их к отставным людям и считает таковыми все их поколение. Миссию нигилистов, как новой силы, Базаров усматривает в отрицании и ломке всего, что составляет ценность для «отставников». Но его не заботит, кто будет на месте сломанного возводить новое.

Не патриот

Герой справедливо иронизирует над квасным патриотизмом многих представителей своего времени, но и истинный патриотизм он мало признает. Базаров — русский человек, который не видит достоинств собственной нации. Для него русский «лишь тем и хорош, что сам о себе дурного мнения». Евгений прав, обличая распространенное в России того времени невежество и суеверие, но при этом безапелляционно утверждает, что таково все русское общество.

Цинизм и черствость

Базаров откровенно потешается над романтизмом, высоким чувствами. Не заботясь о производимом впечатлении, говорит о преимуществах низменного, плотского. Нигилист не принимает общепринятые нормы поведения. Его мало волнует, что своей вызывающей прямотой он оскорбляет чьи-то чувства. Даже восхищавшегося им Кирсанова временами коробит цинизм и душевная черствость Базарова, которая распространяется и на родителей. Безмерно любящие его мать и отец получали обидно мало внимания и общения от сына.

Отрицание прекрасного

Базаров считал, что порядочный химик в двадцать раз полезней поэта, а Рафаэль гроша ломанного не стоит. Евгений иронизирует и хохочет над Николаем Петровичем Кирсановым, цитирующим Пушкина, играющим на виолончели. Природу нигилист называет пустяком, не храмом, а мастерской. Он не может и не делал даже попыток постичь созидательную силу прекрасного.

Добровольное одиночество

Живя среди людей, Базаров одинок, и это его выбор. Он готов допустить к себе человека, который не спасует перед ним. Такого в своем окружении Евгений не видел. Признавал в Аркадии Кирсанове молодую смелость и задор, но для себя хотел дерзости и злости. Базарову все равно, восхищаются им или ненавидят. Считал себя гигантом, а значит остальные для него слишком мелки. Даже семейные, родственные узы не вызывают у него одобрения.

Прогрессивная личность или циник

Положительный или отрицательный герой Евгений Базаров? В его окружении так и не прозвучало однозначных доводов оправдания или обвинения. Каждое качество нигилиста одних восхищает, других раздражает. Был ли она прав, отрицая все на свете, стремясь ломать привычные устои? Возможно, дальнейшая жизнь Евгения внесла бы ясность, но он умирает слишком рано. Невосполнимой эта утрата оказалась только для его несчастных родителей.

Быть нигилистом: жизнь вне рамок

BroDude

Базарова помнишь? «Отцы и дети» читал? Славная книжка, не так ли? Так вот выпячивание собственного «я» до масштабов вселенной с последующим становлением под сомнение (а то и абсолютным отрицанием) общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры — это и есть нигилизм. В нем есть прелести, есть недостатки, но в наши дни понятие дискредитировано подчистую, ибо многие просто оправдывают таким образом свою ущербность. А всё не так просто.

© BroDude

Философы и нигилизм

Видео дня

Само понятие терзает умы аж со средневековья благодаря папе Александру III, который предал его анафеме. Просто церкви не нравились ребята, утверждавшие, будто Христос не содержал в себе человеческих примесей и был чистым божественным созданием. Позже за дело взялись философы, рассматривавшие нигилизм каждый по-своему. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи мертвого Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали. Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта. Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов. Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь. Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет. Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы. Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты. Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

Оптимистичные нигилисты — Арео

Жизнь совершенно бессмысленна, но это прекрасная возможность весело провести время, создавая свои собственные смыслы — это последняя постмодернистская мантра самопомощи. Тенденция, известная как оптимистический нигилизм , представляет собой поворот двадцать первого века на доктрину о том, что существование и ценности бессмысленны.

Введите вопрос В чем смысл жизни? в любую поисковую систему, и есть большая вероятность, что в качестве ответа вам скормят оптимистичное кредо нигилизма. Это модно среди тех, кому меньше тридцати. Видео на YouTube «Рик и Морти — в поисках смысла жизни» экстраполирует оптимистический нигилизм на подростков, утверждая, что, хотя жизнь бессмысленна, мы должны сосредоточиться на «вещах, которые нам действительно нравятся». Видео ютубера Kurzgesagt—In a Nutshell (у которого почти 17 миллионов подписчиков), которое пропагандирует оптимистический нигилизм, набрало 15 миллионов просмотров

. Он говорит нам: «Если у Вселенной нет цели, тогда мы можем диктовать, в чем ее цель… Мы действительно свободны на игровой площадке размером со вселенную, так что мы могли бы также стремиться быть счастливыми».

В то время как основные статьи о стиле жизни говорят о «погружении в нео-нигилизм», который, по-видимому, «очень популярен» и находит «успокаивающим вывод о том, что ничто на самом деле не имеет значения», видеоролики о самопомощи, такие как «РУКОВОДСТВО ПО Имеет значение, жизнь бессмысленна, и не забывайте веселиться!» и «Как я использую оптимистический нигилизм для борьбы с депрессией» предлагают его как лекарство от психического заболевания, от которого страдают многие представители поколения Z. Знаменитости, такие как Рики Жерве, разъясняют основные принципы: «Почему мы здесь? Ну, мы просто есть… Есть множество причин, по которым вы можете сказать, что мы здесь… это чтобы поесть, выпить, подружиться и повеселиться».

Вера (или антивера) также нашла применение в терапии. Одна американская служба психотерапии для взрослых, подростков и супружеских пар утверждает: «Оптимистический нигилизм может быть невероятно вдохновляющим убеждением… Оптимистичный нигилист смотрит на мир, лишенный смысла и цели, и видит возможность создать свой собственный мир… Вы вольны создавать свой собственный мир». смысл и узнайте, что делает вас счастливыми».

Эта формула также используется для поддержки заявлений бизнес-блогеров, занимающихся самосовершенствованием, таких как Ивайло Дурмонский, который пишет:

Оптимистический нигилизм — это осознание того, что отсутствие смысла в мире и вселенной в целом может быть освобождающим. Именно потому, что в жизни нет унаследованного смысла, нет космического плана, заставляющего вас действовать определенным образом, мы те, кто может создать свой путь.

Повсюду распространяется оптимистический нигилизм, представляющийся нелегитимным слиянием американской позитивной культуры с философией Фридриха Ницше. Это облегченный нигилизм, избавившийся от всех ужасающих аспектов нигилистической традиции.

Настоящий нигилизм

Нигилизм существует по крайней мере с момента появления буддизма в пятом веке до нашей эры. Он приобрел новое значение в 1860-х годах как повстанческое русское террористическое движение, стремившееся свергнуть церковь, государство и монархию. Многие комментаторы девятнадцатого века были обеспокоены ростом атеизма. Ницше заявил: «Бог умер. Мы убили его», и его работа исследует последствия: не только атеизма, но и отсутствия веры во что-либо.

То, что Ницше описывает как «переоценку всех ценностей», возродилось с битниками и экзистенциалистами 50-х, а затем с субкультурой секса и наркотиков хиппи в 60-х и 70-х. Для них смерть Бога и разрушение всех ценностей были поводом для празднования.

Мы вольны делать все, что захотим. — таков был идеал. Накурись и хорошо проведи время. Трахаться за свободу. Разбить систему .

Однако великое озарение Ницше заключалось в том, что если вы разрушите все установленные ценности, вы также в конечном итоге разрушите основу всего своего существования:

Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили его. Чем утешимся мы, убийцы всех убийц? Что было самым святым и самым могущественным из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами… Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?

Для Ницше нигилизм был разрушительной философией, великой проблемой, которую нужно было преодолеть. Как он намекает, люди могут быть не в состоянии изобретать новые ценности и «священные игры». Большинство, если не все из нас, не смогут «стать богами». Мы разрушаем наши прежние ценности, не имея возможности заменить их.

Так почему же сегодня так много людей тянется к оптимистическому нигилизму?

Оптимистический нигилизм как утешение

Оптимистический нигилизм — утешение для тех, кто чувствует себя неудачником или неудачником. Об этом свидетельствуют тысячи комментариев под видео на YouTube от новообращенных, которые считают, что оптимистичный нигилизм спас их от низкой самооценки и депрессии. Процитированное выше видео Kurzgesagt имеет 54 000 комментариев, многие из которых от читателей, разделяющих эти и подобные чувства:

На самом деле это то, что я думаю после того, как вылечился от депрессии. Я просто такой: «Э, это моя жизнь, поэтому я должен делать все, что хочу». Меня не волнует, что я «не успешен», или «трачу время впустую», или «работаю недостаточно усердно»… Что плохого в том, чтобы пытаться проводить время так, как мне нравится?

Очень удобно не иметь смысла жизни. Нет никакого давления, ты просто живешь. Мне не нужно беспокоиться о том, чтобы умилостивить высшее существо или выполнить свое предназначение.

Это именно мой способ мышления, и, честно говоря, как бы мне это ни грустно, это также помогает мне справиться с вещами, которые я считаю смущающими, и моими сожалениями.

Оптимистический нигилизм может смягчить болезненную неуверенность в себе и страх неудачи. «Оптимистический нигилизм позволяет вам делать то, что вы хотите, без собственных эмоций и потребностей, вы можете просто быть счастливым, ничего не делая», — комментирует один из зрителей видео TED X Элиаса Скьолдборга. «Если вы никогда не ставите перед собой цели, вы никогда не разочаруетесь, когда потерпите неудачу в попытке их достичь. В жизни нет смысла». «Ничто не имеет значения» означает, что: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

— это самое главное! — утверждает другой зритель видеоролика о самопомощи, который начинается с веселой игры на флейте.

Оптимистический нигилизм побуждает людей чувствовать, что ни одна из их личных неудач не имеет значения, потому что все в космосе бессмысленно; всякая жизнь заканчивается смертью; Солнце в конце концов уничтожит планету Земля; все живое будет уничтожено тепловой смертью Вселенной. Таким образом, уже не имеет значения, завалили ли вы экзамены, или ваш двадцатилетний партнер изменял вам, или ваша карьера преждевременно оборвалась, потому что по космическим меркам успех и неудача человека не имеют значения.

Расслабься, звучит мантра, ничто во вселенной не вечно и не имеет смысла .

Но то, что может начаться как утешение, оборачивается высокой ценой.

Мое поколение, поколение X — поколение бездельников — живое тому доказательство.

До того, как заразить поколение Z, нигилизм утвердился на сцене постмодернистского искусства 1990-х годов. Я сам был самопровозглашенным нигилистом в течение добрых пятнадцати лет. Как и многие мои сверстники, я садистски гордился тем, что разрушал системы верований других людей; нам было ясно, что нигилизм означает быть контркультурным, разрушать истеблишмент, иерархию, капитализм, бинарное мышление, мораль и так далее. Мы недостаточно читали Ницше, чтобы понять опасность.

Нигилизм причинил нам много психологического вреда.

Как только острые ощущения от мысли, что вы беспричинный мятежник, проходят, появляются жертвы. Нашими иконами были Курт Кобейн, Дэвид Фостер Уоллес, Филип Сеймур Хоффман, Честер Беннингтон и Александр МакКуин — и все эти художники-нигилисты имели серьезные проблемы с зависимостью и в конце концов покончили с собой. Психологическое отчаяние, которое порождает нигилизм, также стоило мне нескольких жизней в группе моих сверстников.

Когда все бессмысленно, ничего не имеет значения, в том числе и собственная жизнь. Оптимистический нигилизм — это оксюморон, выдающий поверхностное понимание того, что на самом деле нигилизм делает с людьми.

Почему оптимистичный нигилизм так моден?

Так почему же так модно объявлять себя приверженцем этой философии? Социолог Зигмунт Бауман утверждает, что нынешний этап потребительского капитализма больше не предлагает людям инструменты, необходимые для процветания или развития:

За кажущейся «индивидуализацией» укореняется новое рабство… хотя люди могут действительно искать свои собственные уникальные биографические решения жизненных проблем, их поиски и, безусловно, их находки предопределены, предрешены заранее, поэтому все они должны попасть в узкую заданный образец.

Для Баумана потребительский капитализм породил культуру глобальной гомогенности, посредственности и единообразия, в которой традиционные, локальные и трансцендентные смыслы разрушены и заменены унифицированными системами массового производства, потребления и коммуникации. Эти процессы делают нас универсальными и средними, как продукты массового производства, которые мы покупаем. Бауман описывает это как «массовое общество, производящее «массовых людей» в массовом масштабе». Потребительство пропагандирует безродность. Это заставляет нас чувствовать себя никем, гражданами ниоткуда, которым не удалось достичь индивидуации или найти смысл в своей жизни.

Если Бауман прав, это может быть одной из причин, почему оптимистический нигилизм так закрепился. Ибо если люди чувствуют себя посредственными, если они чувствуют себя неудачниками и обычными никем, они могут утешаться тем, что чувствуют, что все остальные тоже терпят неудачу. Таким образом, оптимистический нигилизм может начинаться с обиды и злорадства. Я могу вызвать ощущение бессмысленности всего на всю вечность, чтобы сделать свое ощущение личной незначительности менее болезненным.

В этом смысле оптимистический нигилизм является противоядием от анонимности и незначительности, которые ощущают многие люди. Но это опасное противоядие.

Этапы нисхождения

Нигилистов мучает вопрос почему? Если ничего не имеет значения, какой смысл удерживать работу, заканчивать книгу, пытаться завести значимые отношения? Зачем быть вежливым или пить умеренно? Зачем становиться мастером в чем-либо? Зачем быть общительным или даже этичным? Быть истинным космическим нигилистом — значит признать, что каждое произведение искусства, политическое движение, научное открытие и гениальное произведение однажды станут бессмысленными. Так зачем вообще начинать какую-либо деятельность? Зачем что-то предпринимать? Зачем заботиться?

Нигилисты часто становятся безработными, потому что они презирают осмысленную занятость и все ценности, в которые верят их коллеги. Им неприятно находиться рядом, и им трудно выносить мир, в котором они окружены институтами, поддерживающими существующие ценности. , будь то закон, истина, красота, знание или прогресс. Поэтому нигилисты склонны к изоляции.

На какое-то время унижение всех глупых людей, которые верят во что-то, само по себе является проектом и возвышает эго. Вы можете презирать всех интеллектуально неполноценных людей, которые не понимают, что все, что они делают, не имеет никакой ценности. Вы можете жить в этом состоянии нигилистического интеллектуального превосходства несколько лет (и я жил), но потом вы, вероятно, будете искать отвлечение от собственного отчаяния. Это часто приводит к злоупотреблению психоактивными веществами. В отсутствие какой-либо системы убеждений нет причин вставать с постели по утрам, кроме зависимости. Затем возникает проблема, что вы собираетесь делать со всем тем бессмысленным временем, которое ждет впереди в вашей бессмысленной жизни в бессмысленной вселенной.

Стоит ли заводить детей? Нет, зачем перекладывать бремя своей бессмысленности на кого-то другого? Стоит ли искать работу, которая помогает другим? Нет, зачем брать на себя бремя тщетного существования других людей? Без целей и ценностей вы теряете мотивацию. Нет никакого якоря в каком-либо смысле, кроме «я», и даже «я» не имеет внутренней ценности.

Сейчас вы находитесь на склоне вниз. Космический нигилизм всегда уступает место нравственному нигилизму. Если мораль — всего лишь хрупкая фикция, созданная для того, чтобы скрыть безмерное равнодушие вселенной, то почему бы не лгать, не обманывать и не воровать? Нет Бога, чтобы судить вас, и как может какой-нибудь нигилист цепляться за такие жалкие мифы, как разум или справедливость?

Люди могут пребывать в этом состоянии морального нигилизма только до тех пор, пока они не будут изолированы, изгнаны или подвергнуты судебному преследованию. Нигилисты нарушают законы, чтобы проверить границы собственного равнодушия. По словам Nine Inch Nails в их нигилистическом гимне Gen X «Hurt»: «Сегодня я причинил себе боль, чтобы посмотреть, чувствую ли я все еще. Я сосредотачиваюсь на боли, единственном, что реально».

Нарушение законов и табу ведет к самоуничижению и депрессии. Депрессия и отсутствие смысла взаимосвязаны. Нигилисту особенно трудно преодолеть депрессию, потому что нет ничего, что имело бы какой-либо смысл над спиральным водоворотом бессмысленности, до которого они могли бы дотянуться. Это заставляет их ненавидеть полностью функционирующих людей с их глупыми социальными конструкциями и убеждениями.

Тогда нигилист выживает за счет энергии ненависти. Но и тогда нигилист не свободен от ценностей, а вампирически питается ценностями других. Таким образом, многие нигилисты вовлекаются в антагонистические политические движения, которые просто стремятся разрушить существующий порядок без каких-либо реальных планов, кроме разрушения как самоцели. Очень часто эти движения маскируются под борьбу за добрые дела — равенство, справедливость и т. д. Многие нигилисты маскируются под анархистов, но истинный нигилист знает, что даже благие ценности — просто бессмысленные социальные конструкции.

Моральный нигилизм затем уступает место экзистенциальному нигилизму, и нигилист понимает, что даже самость, которая думает, чувствует и ставит эти вопросы, бессмысленна. В индивидуальном существовании нет смысла, так зачем продолжать?

Существует неизбежность спуска к суицидальным мыслям. Только ленивые нигилисты — дилетанты, софисты и наркоманы — застревают на ранних стадиях нигилистического бунтарства и спасаются от падения. Нигилизм уносит жизни многих, кто попадает в его водоворот.

Лицом к лицу с самоубийством и созданием собственных ценностей

Альбер Камю, который всю свою жизнь боролся с нигилизмом, утверждал, что: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема — самоубийство. Судить о том, стоит или не стоит жить, равносильно ответу на фундаментальный вопрос философии».

Ницше ясно дал понять, что есть два вида нигилизма: негативный (или реактивный нигилизм), при котором разрушаются ценности и вы страдаете до самоотрицания; и позитивный (или активный нигилизм), в котором появится новый тип человека, переживший ад перед лицом саморазрушения — сверхчеловек. После «философии с молотком» и противостояния собственному забвению сверхчеловек восстанет, как феникс из пламени, и создаст свои собственные ценности.

Согласно Ницше, вы не можете достичь положительного нигилизма, пока не пройдете через адский коридор, который является отрицательным, пока вы не обойдете самую грань самоубийства и не решите жить.

Сегодняшние оптимистичные нигилисты пытаются пропустить все необходимые страдания и сделать вид, что есть легкий путь к счастливому концу. Их вера в то, что вы можете создавать свои собственные смыслы и ценности, является поп-культурной версией сверхчеловека Ницше. Но, в отличие от Ницше, этот модный нигилизм не затрагивает самого темного вопроса, лежащего даже за пределами самоубийства. не спрашивает Почему мне не отказаться от сострадания и жалости? Он не спрашивает, как Ницше, почему я не должен подписаться под этосом господства и воли к власти? Ницше презирал бы мысль о том, что нигилизм может основываться на оптимизме, личном счастье и веселье. Он провозгласил: «Кто достигнет чего-либо великого, если не найдет в себе силы и воли причинить великие страдания?» Оптимистический нигилизм не задает вопроса, который должен решать каждый моральный нигилист: Почему я должен уважать чужую жизнь, если моя собственная бессмысленна? Почему бы не оскорблять, нападать, насиловать и убивать?

Ницше также считал, что обычные обычные люди не смогут стать Übermensch и вернутся к унаследованным им иудео-христианским моральным принципам. Что такие люди будут ленивыми, тривиальными «последними людьми», ищущими удовольствий, товарищества и суеверий в качестве краткосрочной награды.

Веселье не забава

Вместо того, чтобы спрашивать, почему мне нельзя убивать себя или других? оптимистичные нигилисты спрашивают, как мне сегодня развлечься? Оставайтесь на диване, закончите компьютерную игру, выпейте еще пива, пообщайтесь с друзьями, сходите в спортзал, прыгните с парашютом — почему бы и нет? Таким образом, концепция создания собственных ценностей вырождается в нечто большее, чем жизнь в соответствии с повседневными потребительскими нормами. Ты отвлекаешь себя, танцуя на краю пустоты. Давай, съешь лишний кусок пиццы. В конце концов, во вселенной нет никакого смысла, но почему-то ты все равно прекрасен.

Таким образом, оптимистический нигилизм быстро вырождается в ленивый нарциссический гедонизм. Но даже как форма гедонизма оптимистический нигилизм посредственен. Оптимистичные нигилисты не выступают за то, чтобы рисковать жизнью ради счастья. Они просто рекомендуют вам немного повеселиться, пока ваша бессмысленная жизнь не закончится, и они делают это под предлогом, что именно это и означает создание ваших собственных ценностей. Неудивительно, что в видеороликах оптимистичных нигилистов всегда есть кадры прыжков с тарзанки и скалолазания — праздничных занятий.

В то время как экзистенциалисты 1940-х годов нашли свое собственное решение проблемы нигилизма в чреватых героизмом актах восстания против фашизма и традиций, героические действия, посредством которых сегодняшние оптимистичные нигилисты пытаются создать свои собственные смыслы, часто включают такие вещи, как участие в приключенческих видах спорта и публикации Фотографии в Instagram, на которых запечатлено их банальное повседневное взаимодействие с потребительскими товарами — создание собственного значения путем ношения желтых носков или татуировки в виде случайного аниме-персонажа, найденного в Интернете.

В основе оптимистичного нигилизма лежит логический изъян: если во вселенной нет смысла, то попытки создать смысл для себя бесполезны. Как доказал Витгенштейн в своей теории частного языка, идея о том, что кто-то может иметь «свое личное значение», есть философская бессмыслица и бредовый солипсизм. Не существует такой вещи, как частный язык или частные ценности — эти вещи всегда были и всегда были социальными.

Из этого следует, что если «я» представляет собой бессмысленную конструкцию, то это «я» вообще не способно создавать никакого нового смысла.

Оптимистический нигилизм также не принимает во внимание тот факт, что люди являются «приматами, ищущими закономерности» и «животными, ищущими смысл». По естественному импульсу мы ищем модели смысла в нашем опыте, и если мы лишаем себя стремления к смыслу, мы становимся демотивированными и психологически нездоровыми.

Психиатр Виктор Франкл считал, что поиск смысла необходим для благополучия, и на основе этого понимания разработал клиническую практику логотерапии. Экзистенциальный психиатр Ирвин Д. Ялом представил эмпирические клинические доказательства того, что жизнь без целей, ценностей или смысла вызывает значительный психологический стресс. Это утверждение было поддержано психологом Джеромом Брунером в его 19-летнем исследовании.90 book Acts of Meaning и клиническим исследованием 2015 года, проведенным Дж. Гарсия-Аландете с использованием «тестов на цель в жизни», которое обнаружило значительную корреляцию между чувством смысла и психологическим благополучием и, наоборот, более высокую частоту самоубийств среди больных, не сумевших найти смысл жизни. «Смысл жизни, — пишет Гарсия-Аландете, — сглаживает связь между факторами риска самоубийства и безнадежностью».

Оптимистический нигилизм может показаться привлекательным для молодежи, которая хочет избежать суждений и напасть на ценности своих старших, но использование нигилизма в качестве карты, позволяющей избавиться от всех обязательств, приводит к затратам, которые вскоре возрастут. После многих лет практики отказа от всех ценностей вы обнаружите, что прожили жизнь без цели или целей и, следовательно, без каких-либо достижений, гордости, ценности или связей, и, следовательно, без каких-либо общих наград или радости. Притворство того, что вы счастливы, скоро начинает изнашиваться. Вы доказали принцип нигилизма, разыгрывая его с помощью круговой логики — вы сделали свою жизнь поистине бессмысленной.

Особенно опасно для людей в возрасте от 20 до 20 лет приходить к нигилистическому ответу на все заранее, еще до того, как они попытаются найти смысл или цель в жизни. В результате они не смогут ощутить богатство жизни, проведенной в погоне за смыслом, и они запрещают себе любую оценку многих культур, которые потратили тысячелетия на поиски высших смыслов.

Вызывает тревогу то, что так много представителей поколения Z используют оптимистический нигилизм в качестве своей системы убеждений, и это может быть одной из причин, почему представители поколения Z демонстрируют рекордные уровни депрессии: у 42% диагностированы психические расстройства, а у 57% в настоящее время принимает лекарства для таких условий. Оптимистический нигилизм не просто бессвязен; это опасная форма социального заражения.

Возьмите это от бывшего нигилиста и оставшегося в живых — бессмысленная жизнь не повод для оптимизма, и те, кто излагает такую ​​систему убеждений, просто наносят еще больший вред культуре, которая и без того больна отсутствием цели.

Интерпретация Ницше и буддизма – Шакиба

При более глубоком анализе буддизма и философии Фридриха Ницше обнаруживаются тонкие сходства в их понимании самопреодоления. Обе философии утверждают, что человеческая жизнь характеризуется страданием и понятием «я» как простой конструкцией. Благодаря более глубокому анализу представлений о «самопреодолении», присутствующих в буддизме и ницшеанской философии, эта статья раскрывает области философского согласия между ними, а также обеспечивает критику неправильного истолкования Ницше буддизма как пассивно-нигилистического. Я также разъясняю несоответствие между ранней буддийской философией и буддизмом в интерпретации Ницше; на последний сильно повлияли колониальные силы и ограниченное знакомство европейцев с восточной философией. Я исследую непонимание Ницше — и последующее неприятие — буддизма как формы «пассивного нигилизма» и нирвана как практика отрицания реальности. Несмотря на их расхождения, я заключаю, что экзистенциальная философия Ницше по иронии судьбы близка к философии Будды, поскольку их предписание к осмысленной жизни требует преодоления себя.

В то время как ранний наставник Ницше, Шопенгауэр, был большим поклонником раннего буддизма, Ницше вряд ли стоит особняком в своем непонимании буддизма как нигилистической религии. Учитывая, что основные учения буддизма касаются концепций не-я и небытия, становится понятно, почему Европа девятнадцатого века придерживалась преимущественно негативной концепции буддизма. Однако более важно то, что критика Ницше буддизма выявляет его собственные неверные толкования и недостатки того времени; преимущественно из-за ограниченного — и колониального — понимания Европы восточной философии. Важно отметить, что восточная философия начала появляться на Западе в начале девятнадцатого века. Истинный смысл восточных идеологий, таких как буддизм, часто терялся при переводе, и в результате буддизм часто неверно истолковывался из вторичных источников.

Тем не менее, Ницше был одним из первых западных пионеров, изучавших буддизм. Его работа «О генеалогии морали » классифицировала ранний буддизм как фундаментально отрицающий жизнь, направленный на ничто и противоречащий человеческому существованию (Ницше, 1994, 61). В The Will to Power буддизм описывается как пассивно-нигилистический с целью действовать как временная мазь для тех, кто страдает (1968, 18). По мнению ученых, заблуждения Ницше были связаны с общими взглядами на буддизм того времени, и такие изображения были скорее отражением того, что происходило в Европе — полный крах традиционных ценностей, угроза атеизма и «смерть Бог», чем точное описание буддийской философии (Van Der Braak, 2010, 6).

Таким образом, Ницше понимал ранний буддизм как форму «пассивного нигилизма»; указывает на «упадок силы духа» (1901, 22). Он противопоставляет это активному нигилизму — «возрастающей силе духа», — который подталкивает к сознательному разрушению всех верований, ранее имевших смысл. Для Ницше пассивный нигилист поддается своему отчаянию и слепо погружается в стадное мышление, в то время как активный нигилист сталкивается с реалиями существования и человеческими страданиями.

Тем не менее, оценка Ницше буддизма не что иное, как чрезвычайно сложная. В одной из своих тетрадей он писал: «Я мог бы стать Буддой Европы, хотя, откровенно говоря, я был бы антиподом индийского Будды» (Панайоти, 2013, 2). Описание Ницше самого себя как типа «Анти-Будды» иллюстрирует различие, которое он сделал ранее в отношении пассивного и активного нигилизма. В своих сочинениях и учениях он вспоминает нигилизм как чуму, пронизывающую европейскую культуру; ненависть к жизни и отказ от действия. Обсуждая встречи Будды с больным, стариком и мертвецом, Ницше пишет в Так говорил Заратустра :

‘Есть те, у которых чахнет душа: едва они родятся, как начинают умирать и тосковать по учениям усталости и отречения. Они хотели бы умереть, и мы должны приветствовать их желание. Остерегаемся будить мертвых и тревожить эти живые гробы! Они встречают больного, или старика, или труп, и сразу же говорят: «Жизнь опровергнута». Но опровергаются только они сами и их глаза, которые видят только это одно лицо бытия».0005

 

Ницше быстро отверг европейский буддизм как жизнеотрицающую и изначально пессимистическую философию. Один из его первых наставников, Шопенгауэр, был более знаком с восточной философией по сравнению со своими западными коллегами. Однако Ницше опасался, что подъем пессимистической философии приведет к триумфу пассивности и упадка в Европе; уводит людей от мира и ведет их в небытие. Кроме того, именно в эту эпоху Ницше отрекся от «смерти Бога» и краха традиционной европейской системы ценностей.

Во многих отношениях Ницше рассматривал Будду как врача, прописывающего лекарство от основного человеческого состояния страдания. И ницшеанская, и буддийская философия борются с идеей нигилизма, отвергая при этом понятие открытой истины. Основным проектом Ницше было выявление ошибок христианства и отказ от самой идеи «морали». Для него нравственность была величайшей чумой; ограничивая людей от трансцендирования к высшей версии самих себя и, таким образом, враждебно к самореализации. В этом отношении Ницше считал буддизм выше христианства и пошел еще дальше, чтобы напрямую сравнить их в Анархист (1968) . На основе своих сравнений он заключает, что буддизм гораздо более «реалистичен», чем христианство, что подтверждается буддийским пониманием страдания и «предписанием» Будды по его искоренению. Более того, буддизм устранил концепцию монотеистического Бога и остался позитивистской религией. Ницше рисует гораздо более позитивную картину буддизма в « анархизме», , однако многие ученые полагают, что это просто из-за сравнений, которые он проводил с христианством — религией, которую он презирал и которую часто описывал как «дегенеративную религию», основанную на « злоба ко всему хорошо устроенному и господствующему» (Эльман, 19 лет). 83, 689).

Как это ни парадоксально, Ницше использует понятие «активного нигилизма» как инструмент в своем собственном проекте против западного нигилизма. Его философия утверждает, что самопреодоление нигилизма необходимо для того, чтобы стать «настоящей» версией себя. Более того, в «Воля к власти » Ницше описывает себя как «совершенного нигилиста Европы», который прожил «всю нигилизм до конца, оставив его позади, вне себя» (Ницше, 1968, 3). . С этой точки зрения преодоление «великой тошноты» небытия позволяет Ницше выйти победителем.

Ницше стремился преодолеть нигилизм, утверждая безусловное объятие существования. Для него жизнь должна была не отрицаться, а скорее создаваться собственной системой ценностей и строиться на основе понимания того, что во вселенной нет наследственного смысла. Нишианти описывает этот процесс как «умирание великой смертью в бездне ничтожества и возвращение к жизни снова» (1983, 233). При этом активный нигилизм становится скорее переходной стадией, чем самоцелью. Это бездна, в которую мы должны спуститься, «самая темная ночь перед рассветом» (Ницше, 1968, 12). Именно через опытные стадии активного нигилизма индивидуум стремится к высотам идеального существа, übersmench. Он утверждал, что жизнь в соответствии с собственной «благородной моралью» характеризуется как энергичное, свободное и радостное существование, управляемое врожденной «волей к превосходству и волей к господству» (1968, 16). Из его работ видно, что Ницше ненавидел слабых и скромных людей, которые стремились избежать реалий жизни.

Как ни странно, буддизм стремится освободиться от колеса сансара (цикл жизни и смерти) вместо утверждения своего вечного круговорота. Для Ницше он интерпретировал это как простое негативное высвобождение кармического мира сансары. Однако освобождение от нирваны, как его понимает буддизм, — это устранение эго и привязанности к мирским желаниям. Сама мысль о том, что можно избежать состояния жизни, описанного Ницше как вечного повторения, , была для Ницше в то время иллюзорной; часто описывается как «баснословная песня безумия» (1968, 12). Выдержка из его личных заметок показывает, что человеческое существование, как оно есть, «без смысла и цели, но неизбежно повторяющееся без какого-либо финала в небытии» является крайней формой нигилизма (55). Чтобы интерпретация Ницше сохранялась, Будда должен проповедовать вечно повторяющуюся сансару . Мало того, Будда также не должен предписывать возможность освобождения от сансары, или достижения Просветления. В сопоставлении средний путь – мадхьяма пратипад – обнаруженная Буддой смерть эго и конец циклического рождения; усилие воли нигилизма к свободе от сансары. После дальнейшего изучения кажется, что буддисты выступают как раз за противоположность пустому нигилизму — того, которого боялся Ницше и от которого стремился избавить Европу.

Можно также обратиться к четырем благородным истинам буддизма при анализе первоначальной критики буддизма Ницше. Первый, дуккха, утверждает, что жизнь есть страдание. Вечная самсарическая жизнь омрачена экзистенциальной невыносимостью (Нишитани, 1983, 169). Вторая, самудая, приписывает это страдание страстному желанию или отвращению как причине страдания. Третья и четвертая истина, ниродха и магга, открывают путь прекращения страдания и истину пути. Отстранение от этих желаний ведет к освобождению от циклической смерти, что ведет к нирване. Окончательная благородная истина далее утверждает эту идею, иллюстрируя Благородный Восьмеричный Путь. Как часть восьмеричного пути, samma vayama, или «правильное усилие» выступает за сильную волю, параллельную концепции Ницше о воле к власти. Эта энергетическая воля направлена ​​на то, чтобы облегчить одно из всех влечений, ведущих к страданию. Очевидно, буддизм выступает за положительное волевое действие, а не за стремление к пассивности, как изначально считал Ницше.

Кроме того, анализ буддизма Тхеравады показывает, что основной целью буддизма является радикальное преобразование личности посредством действия. арахант, высшая форма человека, не накапливает карму согласно буддизму Тхеравады, так как он уже преодолел циклическое перерождение. Свободный от эго и сфабрикованного представления о себе, арахант свободен от сансары. Критика Ницше нацелена на понятие пассивного нигилизма и полного отрицания существования. Подобно пассивному нигилизму, метафизическая крайность абсолютной прерывности и небытия, уччедавад, , запрещена Буддой. Будда также отвергает понятие вибхава танха, — человеческое стремление к небытию. Это может означать и тягу к небытию, и полное отвращение к неприятным страданиям текущей или будущей жизни. Эти учения Будды подчеркивают негативную точку зрения буддизма на отрицание самой жизни и его упор на энергичную волю.

По иронии судьбы рецепт Ницше о самопреодолении вызывает множество параллелей с буддийской философией. Буддизм выступает за выход за пределы условий общества, майя, и создание индивидуального пути для себя. Этот «путь» отражает знаменитый восьмеричный путь; отражая большую осознанность и сострадание. Спустя почти сорок пять лет после просветления Будды он провел свою жизнь, распространяя мудрость с состраданием и любовью к окружающим его людям, что свидетельствует о важности этой буддийской заповеди.

Наконец, представление о совершенном и наиболее идеальном существе, представленное Ницше и буддизмом, имеет тонкое сходство. Обе философии утверждают важность индивидуальной воли и отвергают понятие истинной морали. В буддизме арахант — это тот, кто вышел за пределы сансары. отрывок из Mulapariyaya Sutta Будда обсуждает первопричину просветления от страдания. Он рассказывает своим ученикам, что именно представляет собой арахант, или идеальный человек:

Монах, Достойный, лишенный умственных брожений, достигший завершения, завершивший задачу, сложивший бремя, достигший истинной цели, разрушил оковы становления и освобождается через правильное знание — непосредственно знает землю как землю. Непосредственно зная землю как землю, он не мыслит ничего о земле, не мыслит вещей в земле, не мыслит вещей, выходящих из земли, не мыслит землю как «свою», не радуется земле. Почему это? Потому что он понял это, я говорю вам. (Таниссаро, 1998)

 

Этот отрывок иллюстрирует, что монах — достойный, освободившийся от уз страдания, сковывающих человека в цикле рождений. Арахант должен достичь просветления, став «лишенным умственного брожения» — не обязательно свободным от каких-либо мыслей — и видя мир таким, какой он есть на самом деле, без искажения жажды и страдания.

Для Ницше übersmench, или «сверхчеловек», создает свои собственные ценности из своей полной свободы. Термин сверхчеловек относится к типу людей, которые выше обычного человека. Однако для übersmench конечной целью является не просто преодоление страдания, а скорее преодоление пассивного и обычного состояния человека. Это контрастирует с арахантами, которые избегают умственного брожения как способа преодолеть узы страдания. Арахант также освобождается от ощущения себя, когда достигает освобождения. Для Ницше, трансцендируя в übersmench, самость утверждается, а не отрицается. Представление о себе воссоздается в сверхчеловеке, поскольку фундаментальное, определяющее качество сверхчеловека состоит в том, чтобы создавать свои собственные ценности. Однако это, кажется, противоречит тому, что утверждает Ницше в своих более поздних работах. В ключевом отрывке из О генеалогии нравственности Ницше восклицает:

За деланием, действием, становлением нет «бытия»: «деятель» — это просто фикция, добавленная к поступку [или поступку: Тун] — поступок есть все… наше вся наука все еще находится под вводящим в заблуждение влиянием языка и не избавилась от этого маленького подменыша, «субъекта».

 

Благодаря этому прочтению Ницше можно обнаружить много общего с буддизмом. Самость в буддийской философии — это просто совокупность ментальных и физических компонентов, создающих личность. Они известны как пять «совокупностей» формы, чувства, ментального образования, восприятия и сознания. «Я» — это функция этих пяти агрегатов, работающих вместе. В то время как Ницше утверждает себя через самопреодоление, он также утверждает, что не существует «бытия», а скорее действие, осуществляемое субъектом. Благодаря анализу между буддийским и ницшеанским представлением о себе в концепции самопреодоления выявляются эти тонкие сходства.

В заключение, эта статья продемонстрировала неверное истолкование Ницше понятия пассивного нигилизма, присутствующего в буддийской философии. Кроме того, я предложил отчет о самопреодолении, присутствующем в обеих философиях, и о том, где возникают области согласия. Посредством взаимодействия со своим страданием буддизм стремится устранить причины и условия страдания, отделив себя от тяги к исполненным желаниям и от стремления к постоянству в непостоянном и преходящем мире. Точно так же Ницше предупреждает об опасности поиска в первую очередь счастья и мирских удовольствий, отвергая при этом другую крайность: пассивное ничтожество. Именно благодаря этой интерпретации выявляются тонкие сходства. Эта статья также открывает новые возможности для расширения исследований, таких как различия в буддизме и метафизическом понятии перерождения Ницше. Учитывая представленную дискуссию, Ницше, возможно, нашел бы точки соприкосновения с буддизмом, если бы он правильно интерпретировал понятия активного нигилизма, а не отвергал его как еще один стих в «баснословной песне безумия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *