Достоинства и недостатки эксперимента в психологии: достоинства и недостатки, отличительная особенность

Статья по психодиагностике «Понятие «тест». Достоинства и недостатки тестов.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По психодиагностике

На тему: «Понятие «тест». Достоинства и недостатки тестов.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Тест».

Тест (англ. test— проба, испытание, проверка) — как психологический термин получил хождение в конце XIXв. Под тестом понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.

Тест (в психодиагностике) — серия заданий с готовыми вариантами ответов, из которых обследуемый должен выбрать один, наиболее правильный по условиям выполнения задания. В соответствии с установленной шкалой выбранным ответам начисляются соответствующие баллы. Баллы всех выбранных по заданиям ответов суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами. После сравнения формируются стандартные диагностические заключения.

Важно отметить, что теория и практика тестирования обобщены и систематизированы в специальных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии.

 

История тестирования.

Возникновение тестирования как методы психодиагностики. Технология тестирования является довольно молодым с исторической точки зрения инструментом психологии и психодиагностики.  В конце XIX века на базе развития экспериментальных методов были заложены основы новой методики изучения психических явлений. Активное развитие метода тестирования было детерминировано возможностью количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуемых между собой. Параллельно с этим накапливались данные об индивидуально-психологических особенностях человеческой личности. Однако, дифференциально-психологический подход к исследованию человека формировалось отнюдь не только как следствие эволюции экспериментальной психологии. Отрасль дифференциальная психология сформировалась на необходимости решения задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где существовала высокая потребность в дифференциации (классификации) душевнобольных и умственно отсталых людей.

В этом аспекте тестирование представляло огромный потенциал. Психологические тесты разрабатывались во многих странах Европы и в США. Изначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был несколько иным. В данных опытах исследовались индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента. Интересно отметить, что само понятие «психодиагностика» изначально применил Герман Роршах в 1921 году. Именно так он обозначил процесс обследования психологических особенностей личности на базе созданного им «теста чернильных пятен». Позже этот тест был назван в честь разработчика «тестом Роршаха». Далее понятие «психодиагностика» всё чаще стало применяться как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление. В 1905 г. А. Бине разработал первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. Он был создан для выявления детей с отставанием умственного развития.
В 1907 г. этот тест был усовершенствован другим учёным Т. Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Шкала Бине – Симона в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была переведена на английский и немецкий языки. А уже в 1912 году В. Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ). Смысл общеизвестного теста на IQ базируется на отношении умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

В начале XX в. тестирование развивалось на основе потребностей промышленности и армии. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы обслуживания (тесты Мюнстерберга для профотбора телефонисток, тесты Фридриха для отбора слесарей, тесты Гута для наборщиков и др.), а также для распределения новобранцев по родам войск (тесты «Армия Альфа» и «Армия Бета»). В конечном итоге на основе данных разработок был осуществлён переход к концепции группового тестирования. Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях. В 1950–1960 гг.

ознаменовались существенными переменами в идеологии тестирования. Психодиагностика обратилась к нуждам и проблемам отдельной личности. Появилось огромное количество личностных опросников, цель которых – углубленное познание личности, выявление ее особенностей (опросники Г. Айзенка и др.). В середине XX века появились критериально-ориентированные тесты. В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик.

Классификации и виды тестов.

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на: 

·      тесты вербальные, 

·      тесты практические; 

по форме процедуры обследования — на: 

·        тесты групповые, 

·        индивидуальные; 

по направленности — на:

·     тесты способностей,

·     тесты личности, 

·     тесты отдельных психических функций; 

а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на 

·        тесты скорости, 

·        тесты результативности.  

Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как 

тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты  компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей   современной вычислительной техники.

I. По форме тестирования: 

1) Индивидуальные и групповые. 

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. 

Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых.

По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных. 

2) Устные и письменные.

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания), предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п), аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных), компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером).

4) Вербальные

 и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

 

II. По содержанию тестирования (по назначению). 

1) Тесты интеллекта (общедиагностические; стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Например, тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.) 

2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности; технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.) 

3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки; например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п.) 

4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума). 

III. По цели тестирования. Определение отклонений психического развития.

·      Индивидуальное консультирование

·      Профотбор и профподбор

·      Определение уровня достижений (овладения знаниями, умениями, навыками)

·      Тренинговый процесс

·      Судебно-психологическая экспертиза.

Параметры тестов.

Важнейшими параметрами тестов являются стандартизированность, валидность и надёжность.

Параметр «надёжность» определяется способностью теста давать сопоставимые (близкие) результаты при повторном измерении. Надежная методика тестирования дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводиться к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

Каждая тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формулируются диапазоны значений, символизирующие силу выраженности того или иного анализируемого признака.

Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверено положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».

Достоинства и недостатки тестов.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.

Достоинства метода тестирования:

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

1) стандартизацией условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием;

2) оперативностью и экономичностью. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени на сбор данных;

3) количественным дифференцированным характером оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;

4) оптимальной трудностью. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;

5) надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается;

6) справедливостью. Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать, как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменатора проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенности задачи (не так просто назвать черное белым, решенную задачу – нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий – своим полегче, чужим – труднее. Тесты обеспечивают важнейшую функцию школы как социального фильтра – функцию «социально-профессиональной селекции». То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов, ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе;

7) возможностью компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптированном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования). Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных банков тестовых заданий, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

Недостатки метода тестирования:

Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию, такими как:

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей в то, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. Пользователь не должен подходить к тесту с магической установкой, будто этот волшебный черный ящик должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека;

2) опасность профанации. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – на все случаи жизни. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. Недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку;

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность. Тест – самый общий ранжир, под который подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует, особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю;

4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем невосполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов ограничено именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом;

6) отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым, квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту;

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной, и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). Таким образом, место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Спокойное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.

 

Список использованной литературы:

·        Анастази, А. Психологическое тестирование / Анастази А. – М., 1982. – Т.1. – С. 114-119.

·        Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психодиагностику /Л.Ф. Бурлачук. — Киев, 1997.

·        Гайда, В.К., Психологическое тестирование: учебное пособие / В.К. Гайда, В.П. Захаров. – Л., 1982. С. 13-18.

·        Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – М., 2007.—416 с.

·        Ковалев И.П. Психодиагностика. — Минск : Изд-во МИУ, 2005. — 110с.

·        Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев, 1989. – С. 114-116.

 

Что такое метод исследования включённое наблюдение и в чём его суть

Включенное наблюдение – это один из самых распространенных научных методов, который используется в основном в социальных науках (в том числе и психологии) для изучения поведения человека в реальных ситуациях. Ты, даже не имея психологического образования, вполне могла использовать его в студенческие годы и даже не знать точного названия.

В этой статье:

Понятие метода включённого наблюденияКак подготовить включенное наблюдениеКак провести включенное наблюдениеСбор результатовОценка наблюденияПреимущества и недостатки участия в наблюденииМетод психологического эксперимента

Понятие метода включённого наблюдения

Фото автора KoolShooters: Pexels

В случае включенного наблюдения наблюдающий сам является частью события, например, как участник группового обсуждения. С его помощью можно изучить поведение человека в настоящих ситуациях, то есть результат будет более точным для специалиста.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что ты активно участвуешь в происходящем, несмотря на то, что находишься в позиции наблюдателя. Возможно принять участие в групповом обсуждении или в мероприятии, на котором необходимо понаблюдать за поведением конкретного человека или нескольких людей.

Это должно дать представление о поведении других. Особенно хорошо этот метод работает на психологических тренингах, но и на личных консультациях неплохо себя зарекомендовал.

Для этого нужно лично принимать участие в тех же мероприятиях, что и объекты изучения, и лично знакомиться с ситуацией. Но специалист наблюдает на определенном расстоянии.

Чтобы использовать включенное наблюдение в качестве метода для тезиса, психолог заранее выбираете определенные аспекты, которые хочет изучить и оценить в ходе своего эксперимента. Часто нет необходимости ничего документировать, но в исключительных случаях возможно создания протокола наблюдения, в котором записываете весь опыт.

Включенное наблюдение дает возможность:

  • анализировать необычное поведение, например, действия человека в кризисных и конфликтных ситуациях;
  • изучать отдельные аспекты действий, например, это может быть поведение детей на детской площадке;
  • помогает наблюдать за индивидуальным поведением.

В качестве примера можно рассмотреть исследовательский вопрос. Например, какие формы контакта можно наблюдать у школьников во время перемены? А методом будет пользоваться школьный психолог.

Это включенное наблюдение, потому что он активно играет с детьми и проводит с ними перерыв, чтобы лучше понять их чувства. Он анализирует и группу, и конкретных участников. В дальнейшем получится использовать эту информацию в работе с детьми. В процессе игры психолог обнаружит много вариантов контакта между школьниками.

Включенное наблюдение разделено на 4 основных этапа работы:

  • Подготовка.
  • Проведение наблюдения.
  • Сбор результаты.
  • Оценка наблюдения.

Как подготовить включенное наблюдение

Важно заранее тщательно спланировать весь процесс.

Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.

Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.

Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:

Фото автора Ksenia Chernaya: Pexels
  • во время действия,
  • после окончания наблюдения.

Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.

Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.

Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.

Как провести включенное наблюдение

Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.

Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.

Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.

Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:

  • Примечания.
  • Фото.
  • Видео или звукозаписи.

Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.

Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.

Сбор результатов

Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении. Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда.

Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.

Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.

Протокол наблюдения: пример

Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей).

Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.

Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.

Журнал наблюдений:

День наблюдения: вторник.

Начало наблюдения: 11.30.

Окончание: 11.45.

Фото автора cottonbro: Pexels

Юлия внимательно оглядывается по сторонам и спрашивает: «Хочешь поиграть, Даша?» Пока девочки играют в какую-то настольную игру, Юля активно что-то рассказывает подруге и подсказывает, как той играть.

Когда она снова смотрит на Дарью, обнаруживает, что за спиной стоит третья школьница и робко просит принять ее в игру. Юлия уверенно отклоняет просьбу коротким «Нет!» Указывает, что она этого не хочет.

И так далее.

Оценка наблюдения

Наблюдение оценивается путем анализа заранее созданного протокола наблюдения. Для этого можно кодировать ранее созданный текст протокола.

Процесс кодирования состоит из 2 простых шагов:

  • Установить коды.
  • Категории форм.

Сначала устанавливаются определенные коды, которые отражают основные темы наблюдения. Можно назначить им фрагменты текста.

Например:

Юля спрашивает: «Хочешь поиграть, Дарья?» – Намерение, включение

Другая девочка хочет знать: «Можно ли поиграть с вами?» – Инициатива, инклюзия

Затем сравнить все коды друг с другом и посмотреть, получится ли распознать категории более высокого уровня.

Теперь подвести итоги своих выводов, объяснив основные категории и их отношение к исследовательскому вопросу.

Преимущества и недостатки участия в наблюдении

Включенное наблюдение позволяет анализировать реальное поведение. Однако нужно хорошо знать его преимущества и недостатки, прежде чем использовать этот метод для своей работы.

Преимущества включенного наблюдения:

  • Психолог является активным участником действия и может уловить естественное поведение.
  • У него есть возможность открыть для себя ранее неизвестное.
  • Можно исследовать необычные события и повседневные дела.

Недостатки включенного наблюдения:

  • Это достаточно сложный метод исследования, который требует подготовки.
  • Специалист может влиять на ситуацию и фальсифицировать результаты.
  • Репрезентативность не может быть гарантирована.

Этот метод знаком многим, его элементы активно используются даже в повседневной жизни, но, если подходить тщательно, то процесс непрост и результаты не всегда однозначны.

Метод психологического эксперимента

Эксперимент в психологии является наиболее почетным методом исследования. Очень часто его используют в своей работе социологи. Под процессом эксперимента подразумевается опыт определенной группы в специально созданных условиях, в ходе которого экспериментатор имеет право вмешиваться во все действия группы, оказывать помощь при необходимости.

В течение эксперимента допускается изменения некоторых факторов, условий жизнедеятельности группы. Как правило, он в себя включает наблюдение, опрос, тестирование.

По способу проведения эксперименты бывают явные, когда человек в курсе, что он является соучастником исследования, скрытые, когда условия эксперимента никому не сообщаются, комбинированный, который в себе сочетает два предыдущих типа исследования.

Любой эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям:

  • Объективность данных, полученных в ходе проведенного опыта.
  • Надежность добытой опытном путем информации.
  • Пригодность в практической жизни полученных результатов. В противном случае, эксперимент является нецелесообразным.

Как и любой метод в психологии эксперимент обладает преимуществами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить:

  • Легко выбрать первоначальную точку для начала исследования
  • Всегда существует возможность повторить эксперимент
  • Метод позволяет менять условия, факторы проведение исследования

Минусами данного метода являются:

  • Психика человека представляет собой очень сложное явление для исследования опытным путем
  • Человеческая психика каждого отдельного индивида отличается непостоянством и уникальностью, то же самое можно сказать и о деятельности индивида.
  • Психика характеризуется спонтанностью, поэтому предполагать конечный результат очень трудно. Иногда непредсказуемый результат способен поразить самих исследователей и наблюдателей.

Делать общие выводы, опираясь только на данные эксперимента не целесообразно. Их надо коррелировать с результатами, полученными в ходе проведения других методов.

Организация проведения эксперимента

Эксперимент состоит из нескольких этапов. Ни один из них нельзя пропускать, иначе исследование вообще может провалиться. Проведение метода требует тщательной подготовки.

  • Определение темы. Тема ограничивает круг исследовательских мероприятий. Определяет наличие конкретных проблем, предмет и объект исследования.

Самое главное, что надо сделать на этом этапе – поставить цель, прописать задачи, выбрать участников эксперимента. Проинформировать каждого члена исследования об условиях его проведения.

  • Работа с научной литературой по заданной проблеме. Основная задача познакомиться с исследованиями в данной области других психологов, с материалами на интересующую тему.
  • Определиться с методологией исследования, основными формами, специальными элементами и различными этапами будущего эксперимента.
  • Составить детальный план. Использование плана позволит выдвинуть экспериментальную гипотезу, предположить варианты поведения участников в конкретной ситуации. Структура плана зависит от сложности эксперимента. Порой он требует многочисленных денежных и временных затрат. Качество реального эксперимента напрямую зависит от технических и материальных параметров.
  • Непосредственное проведение эксперимента. Особенность этого этапа состоит в его непредсказуемости, поскольку психика отдельной человеческой личности реагирует по-разному на внешние и внутренние факторы. Поведение испытуемых часто также становится непредсказуемым и нелогичным в предложенных условиях.
  • Обработка результатов, сбор данных, полный анализ полученных результатов.
  • Выводы, подведение итогов, интерпретация результатов. Обычно этим и завершается исследование.

Несколько интересных психологических экспериментов из истории психологии

  • Эксперимент с куклой Бобо. В 60-ые гг. 20 в. широко обсуждался вопрос, какое влияние оказывают социальная среда, генетика и наследственность на развитие ребенка.

Альберт Бандура с целью изучения данной проблемы провел свой эксперимент над детьми.

 В эксперименте участвовало три группы детей. Его содержание заключалось в следующем. Первой группе показывали видео запись, где жестоко и очень агрессивно обращались с куклой. Второй – где с куклой играли, гладили и любили. Третья группа являлась контрольной.
Затем детей отправляли по комнатам вместе с куклой. Первая группа обращалась с куклой, как и на видео, очень жестоко. Вторая и третья – хорошо относились к кукле и просто играли с ней.

Результат исследования был таков: дети в большей степени зависят от социального поведения взрослых, нежели чем от наследственных факторов. Естественная среда формирует особенности мышления и мировосприятия ребенка.

  • Когнитивный диссонанс. Подобное состояние подразумевает модель поведения, которой свойственны противоречия. Отсюда происходит внутренних дискомфорт и непредвиденное поведение, спонтанные реакции, неадекватное отношение к окружающим.

Впервые это явление начал исследовать психолог Леон Фестингер. В рамках одного его исследования был проведен очень интересный эксперимент. Участие в нем принимали взрослые люди разного социального положения и уровня развития.

Испытуемых заставляли проводить множество скучных заданий, например, вращать колышко на столе и пр. Затем им платили от 1 до 20 долларов за то, чтобы они следующим участникам рассказали, какие тут проводятся интересные задания.

В конце всем участникам было предложено оценить задания. Те, кому заплатили всего 1 доллар, со своей стороны оценили задания как очень интересные, а те, кто получил 20 долларов, не скрывали правды и откровенно высказывались.

У первой группы выявилось ярко выраженное противоречие, которое в итоге заставило их соврать. В итоге был сделан вывод – данная группа людей находиться в состоянии длительного диссонанса, и выбор модели поведения зависит от внешних факторов.

  • Эффект Хоторна. Изучение человеческого поведения – обширная темя для исследования, которая не теряет своей актуальности до сих пор.

Ряд психологических экспериментов в 30-ых гг. 20 в. показал, что под наблюдением поведение человека значительно меняется в лучшую сторону, повышается его производительность труда. Это связано с тем, что человек начинает себя чувствовать особенным и готов выкладываться на 100%.

Преимущества и недостатки экспериментов в психологии

Психология использует научные методы для подтверждения гипотез, правильное использование этих методов гарантирует надежность, достоверность и объективность результатов. Если гипотеза проверяется и результат подтверждается, то это правильная теория, а не мнение.

Эксперимент — это манипулирование независимой переменной для измерения влияния зависимой переменной. В эксперименте ситуация контролируется, и вмешивающихся переменных как можно меньше. Таким образом, мы можем наблюдать причинно-следственную связь обеих переменных. Если эксперимент повторяется достаточно часто, результат считается надежным, если результаты схожи. Без методов проверки теорий невозможно узнать, что является проверенной теорией, а что мнением.

Основное преимущество экспериментов заключается в том, что очень вероятно, что независимая переменная влияет на зависимую переменную, а не смешанная переменная. Все, что манипулирует зависимой переменной, которая не является независимой переменной, считается смешанной переменной. В эксперименте причинно-следственная связь ясна, поскольку существует как можно меньше переменных, влияющих на зависимую переменную.

Некоторые могут сказать, что эксперименты слишком контролируемы. Результаты этого эксперимента могут применяться только к этой одной ситуации; поэтому было бы ошибкой применять результаты ко всем ситуациям. То, как ведет себя одна группа людей в контролируемой среде, отличается от поведения другой группы в другой среде. Участник эксперимента может изменить свое поведение, он может изменить свое поведение или ответы на те, которые исследователь сочтет предпочтительными, просто потому, что они участвуют в эксперименте. Эта проблема может быть решена, если человек, проводящий эксперимент, не скажет, какой ответ предпочтительнее. Двойное слепое исследование также было бы способом обойти эту проблему, это означало бы, что исследователь не будет контактировать с участниками, и его проведет кто-то другой, который не имеет представления об ожидаемом результате эксперимента, поэтому собранные данные не был бы предвзятым.

Существуют также полевые эксперименты. Это было бы идеальным решением, если участие в эксперименте меняет поведение или если результаты отражают повседневное поведение. Полевой эксперимент будет проводиться в реальном мире, чтобы участники чувствовали себя более непринужденно, и было показано их поведение в реальной жизненной ситуации. Недостаток полевых экспериментов заключается в том, что в них больше вмешивающихся переменных и меньше контроля над ситуацией, поэтому мы можем не быть уверены, действительно ли независимая переменная влияет на зависимую переменную или есть вмешивающаяся переменная.

Можно возразить, что упрощение поведения до двух переменных может привести к чрезмерному упрощению сложной вещи, и результаты могут оказаться неверными. Например, если бы результаты GCSE использовались в качестве меры интеллекта, это было бы чрезмерным упрощением, поскольку усилия в школе и дома могли бы повлиять на оценку, а не только на интеллект. Если это недействительная мера, то это повлияет на достоверность результата. Однако мы можем преодолеть это, сопоставив результаты GCSE с другим показателем интеллекта, таким как тест IQ.

Эксперименты воспроизводимы. Если исследователь ясно показывает методы при публикации исследования, другие психологи могут провести эксперимент самостоятельно. Это преимущество, поскольку это способ узнать, были ли полученные результаты результатом случайности. Если другие исследователи получают те же результаты, то они надежны, и научные данные подтверждают теорию.

Нравится:

Нравится Загрузка…

 

Преимущества и недостатки тематических исследований

19 февраля 2012 г.

    Читая различные блоги, я обратил внимание на то, что тематические исследования приобретают довольно плохую репутацию. Их считают ненаучными и сомнительной полезностью. В этом блоге я рассмотрю обе стороны аргумента для тематических исследований и посмотрю, полезен ли он в качестве дизайна для области психологии.

    Преимущества

    • Тематические исследования позволяют собрать большое количество деталей, которые обычно нелегко получить при других исследованиях. Собранные данные, как правило, намного богаче и содержательнее, чем те, которые можно получить с помощью других экспериментальных планов.
    • Тематические исследования, как правило, проводятся в редких случаях, когда отсутствуют большие выборки аналогичных участников. Примером этого является исследование Финеаса Гейджа Харлоу, Дж. М. Этот пример также связан с приведенным выше пунктом с глубиной полученных данных. Случаи повреждения головного мозга весьма минимальны, и крайне редко можно найти людей с точно такими же пораженными частями мозга. Чтобы иметь возможность получить знания о функциях мозга, ущерб между людьми должен быть точным, чтобы убедиться, что вы тестируете правильные вещи, это обычно можно сделать только с помощью тематических исследований.
    • В рамках тематического исследования могут проводиться научные эксперименты.
    • Тематические исследования могут помочь экспериментаторам адаптировать идеи и выдвинуть новые гипотезы, которые можно использовать для последующего тестирования.
    • Знание! Опять же, для Финеаса Гейджа его вклад в нейропсихологию и работу мозга неоценим.

     

    Недостатки

     

    • Одним из основных критических замечаний является то, что собранные данные не обязательно могут быть обобщены на более широкую совокупность. Это приводит к тому, что данные, собираемые в рамках лонгитюдных тематических исследований, не всегда актуальны или особенно полезны.
    • Некоторые тематические исследования не являются научными. Фрейд использовал тематические исследования для многих своих теорий или исследований. Таковы примеры Анны О и Маленького Ганса. Оба они не являются научными и не могут быть обобщены. Это можно объяснить тем, что они представляют собой тематические исследования, а также теорию Фрейда в целом.
    • Тематические исследования, как правило, проводятся на одном человеке, но также, как правило, только один экспериментатор собирает данные. Это может привести к систематической ошибке при сборе данных, что может повлиять на результаты больше, чем при различных планах.
    • Также очень трудно установить определенную причину/следствие из тематических исследований.

     

    Тематические исследования также, как правило, собирают качественные данные. Я не назвал это ни преимуществом, ни недостатком тематических исследований, поскольку это зависит от вашей позиции в отношении качественных данных. Если вы посмотрите на несколько блогов, я резюмировал свое представление о качественных данных. В основном позитив!

    В целом, я считаю, что тематические исследования являются важным и полезным методом сбора данных, особенно в случаях редких явлений. Было бы крайне неэтично извлекать части мозга людей только для того, чтобы увеличить размер выборки и использовать другой метод планирования эксперимента.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *