Детская дружба. О дружбе для детей
Что такое дружба, и как лучше объяснить этот термин малышу?
Маленьким детям нужны простые и понятные объяснения. Поэтому маленькому ребёнку можно сказать о том, что дружба – это когда есть такой человек, с которым тебе нравится проводить вместе время и интересно играть. Этого будет вполне достаточно.
Как известно, дружба начинается с улыбки. Как помочь ребенку не бояться знакомиться с другими детьми?
Родителям важно не просто говорить малышу «Иди познакомься с мальчиком/девочкой», а подсказывать, какие слова малыш может сказать при знакомстве другому ребёнку, например: «Как тебя зовут?» или «Давай с тобой поиграем».
Можно подсказать малышу, чтобы он подошёл и предложил другому ребёнку поиграть своей игрушкой. Для этого, выходя на прогулку, можно брать в отдельный пакет игрушки, которыми ребёнок согласен поделиться с другими детьми.
Если родители видят, что дети стесняются друг друга, хотят подойти друг к другу, но не решаются – можно помочь им организовать какую-то совместную игру.
Ещё я рекомендую родителям лишний раз не говорить фразу
У каждого малыша свой темперамент. Правда ли, что меланхоликам сложнее заговорить первыми, а холерики с легкостью заводят новых друзей? Какие особенности у каждого типа характера?
Темперамент – это врождённые особенности нервной системы, то, с чем ребёнок приходит в этот мир. Выделяют 4 типа темперамента – холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
Холерик – это активный и энергичный ребёнок, быстро ориентируется в окружающей обстановке, общительный и решительный, любит быть в центре внимания. Бывает вспыльчивым и несдержанным, непоседа. У него часто и резко может меняться настроение.
Ребёнок-холерик легко завязывает новые знакомства, с лёгкостью подходит к незнакомым детям и начинает с ними общаться. У детей холериков, как правило, много друзей.
Сангвиник – общительный, жизнерадостный, доброжелательный, деятельный, легко приспосабливается к новым условиям. В отличие от холерика он более уравновешенный, эмоционально устойчивый. Они тоже легко завязывают дружбу с новыми детьми.
Меланхолики – дети с высокой чувствительностью, легко ранимые, впечатлительные, нерешительные, доброжелательные и мягкие, не очень уверены в себе. Детям с меланхолическим темпераментом сложно подойти к другому ребёнку первыми, сделать первый шаг. Они застенчивы, робкие.
Флегматик – всегда спокойный, терпеливый, эмоционально устойчивый, невозмутимый ребёнок. Его практически невозможно вывести из себя. Он работоспособный, настойчивый, может долго и сосредоточенно чем-то заниматься, не отвлекаясь. Всё делает медленно, из-за чего многие родители начинают раздражаться.
По упрямству ребёнок-флегматик превосходит всех остальных. Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но, однажды полученные знания, прочно закрепляются в его памяти. Он с большим трудом находит друга, но потом очень предан.
Дети могут многое почерпнуть из мультиков. Какие мультфильмы лучше всего расскажут малышу о дружбе и почему надо жить дружно?
Вот хорошие, добрые детские мультфильмы о дружбе, которые я могу посоветовать детям: «Жил-был пёс», «Чучело-мяучело», «Терем-теремок», «Каникулы Бонифация», «Ёжик в тумане», «Умка», «Кентервильское приведение», «Кораблик», «Золотая антилопа», «Приключения хомы», «Снеговик-почтовик», «Приключения кота Леопольда», «Умка ищет друга», «Самый большой друг», «Голубой щенок», «Подарок для самого слабого», «Последний лепесток», «Кот, который умел петь», «Заяц Коська и родничок», «Девочка и слон», «Три пингвина», «Приключения на плоту», «Таёжная сказка», «Зай и Чик», «Грибной дождик», «Ара, бара, пух!», «Девочка и медведь».
Так же мне нравятся коротенькие и добрые мультики про Лунтика. Они тоже учат дружбе.
Что делать если ребёнок общается с теми, кто подаёт плохой пример? Как лучше объяснить крохе, что хорошо, а что нет?
Так и объяснить, что мальчик, например, поступает нехорошо, так делать нельзя, и объяснить – почему.
Маленькие дети могут обзываться, кидаться песком, толкаться, отнимать друг у друга игрушки – нет идеальных детей и не бывает идеального поведения. Какие-то неправильные действия одного из детей – это не повод запрещать с ним дружить. Но разговаривать с ребёнком о неправильном поведении кого-то из детей, о том, что можно делать, а что – нельзя, нужно обязательно.
Важно всё объяснять простым и понятным ребёнку языком. Можно сказать: «Я знаю, что Вася так делает и ты сейчас ему подражаешь, но так делать не нужно, потому что…».
Важно не просто запрещать ребёнку делать что-то, а обязательно объяснять, почему нельзя. И обязательно объяснять, обучать, как нужно и как правильно. Этот момент многие родители забывают, ограничиваясь только запретами.
Как лучше объяснить и привить ребёнку основы дружбы: что надо делиться, друзья бесценны, нужно помогать друг другу?
Говорить с ребёнком на эти темы нужно доброжелательным тоном, не осуждать и не стыдить ребёнка за то, что он повёл себя не очень по-дружески в какой-то ситуации.
Детям очень нравится, когда родители приводят примеры (можно придумать их или рассказывать случаи из реальной жизни). На примерах ребёнку становится больше понятно, что вы имеете в виду.
Кроме того, дети замечательно усваивают информацию, если слушают сказки и истории. Родители могут придумывать коротенькие истории и сказки, чтобы проиллюстрировать ребёнку, как правильно вести себя с друзьями, что делать можно, а что – нежелательно.
И, конечно, детям недостаточно подробно рассказать что-то один единственный раз. Нужно много раз возвращаться к этой теме, обсуждать с ребёнком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, говорить о ситуациях, которые произошли у него с другими детьми.
Ещё я хочу особенно выделить, что ребёнка нельзя заставлять делиться своими игрушками, называть жадиной, если он этого не делает. У ребёнка есть полное право не хотеть делиться своей игрушкой и к этому нужно относиться с уважением.
Сколько друзей должно быть у ребёнка: достаточно одного, но самого верного и надежного, или чем больше, тем лучше?
Здесь нет никаких правил. Невозможно этот процесс контролировать и им управлять. Бывает, что ребёнку вполне достаточно одного-двух друзей, он доволен, ему всё нравится, а родителям хочется, чтобы у него было больше друзей.
Бывает наоборот. Ребёнок всех называется своими друзьями, со всеми делится и играет, а родителям хочется, чтобы у него были 1-2 верных и надёжных друга.
Родителям важно с уважением относится к тем ребятам, с которыми дружит малыш, не говорить о них плохо, не выказывать досаду, что ребёнок сдружился именно с этим мальчиком/девочкой.
Как реагировать родителям, если дочь предпочитает носится вместе с мальчишками, а сыну больше нравится играть с девочками? Есть ли какие-нибудь особенности мужской и женской дружбы у детей?
По какой-то необъяснимой причине некоторым девочкам больше нравится играть с мальчиками, а некоторым мальчикам – проще с девочками. Не нужно это запрещать или сообщать ребёнку, что тут что-то не так, что так быть не должно.
Родители могут приложить усилия к тому, чтобы у ребёнка было больше позитивного опыта общения с детьми своего пола. Для этого лучше всего приглашать в гости детей того же пола, что и ребёнок, и помогать им организовывать какие-то игры.
Когда ребёнок чувствует от родителей понимание, поддержку – он больше вам доверяет, больше рассказывает вам о себе и делится тем, что его беспокоит. Поэтому самые главные уроки дружбы – это уроки, которые родители сами дают своим детям. Ведь дети во всём копируют вас и повторяют за вами.
Можно сколько угодно говорить ребёнку, что толкать или обижать других детей нельзя, но если вы сами можете дома оттолкнуть ребёнка в гневе, или шлёпнуть его – все эти слова не будут иметь для него никакого смысла. Он просто будет повторять то, что видит по отношению к себе.
Будьте для ребёнка хорошим примером того, как общаться с другими людьми – с уважением, по-доброму, стараясь договариваться и тогда вашему ребёнку будет легче дружить с другими детьми!
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Читайте также:
ipsyholog.ru
Памятка для детей «Что такое дружба»
Ватулко Виктория
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Адрес: 352192,
Краснодарский край,
г. Гулькевичи,
Промзона № 10
Контактный телефон:
8 (861-60) 5-54-95
ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Памятка
для детей
Составитель: социальный педагог
Жилинская Н.В.
г. Гулькевичи 2018
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию.
У людей складывались дружеские отношения с начала времён. Когда кто-то окружён своими близкими приятелями, ему кажется, что он в этом мире не одинок, всегда есть на кого положиться, кто может помочь в трудную минуту словом и делом, выслушать. Товарищи готовы прийти на выручку, на их сторону встают даже тогда, когда они не правы. Очень часто люди путают определение «дружба» с каким-либо иным типом межличностных отношений, ждут от других несвойственных поступков и слов, что часто приводит к обоюдному разочарованию. Важно уметь отличать приятельское взаимодействие от всех других типов общения. Понимание и осознание того, что оно значит, поможет не только самому быть и оставаться настоящим, истинным, преданным другом, но и адекватно оценивать слова и поступки окружающих, тех, кого называем друзьями.
Виды дружбы
В тех случаях, когда уровень взаимной привязанности и глубина понимания между товарищами велики, можно классифицировать возникшее чувство дружбы по некоторым признакам:
Творческая. Сохранение, понимание, принятие личностных качеств другого, одобрение проявлений самовыражения и фантазии, плодотворный союз двух активно самовыражающихся людей.
Духовная. Взаимное развитие друг друга. Каждый способен получать значительную долю обогащения своей индивидуальности за счет другого, полного взаимопонимания. О таких людях говорят: «Разговаривают без слов».
Будничная. Начинается с территориальной близости. Люди говорят: «Дружим со школьной скамьи (армии, песочницы, ВУЗа)». Часто это взаимодействие подкрепляется взаимными поводами встретиться. Иногда развитием такого типа дружеского общения может стать работа – люди предпочитают дружить с представителями своей профессии.
Семейная. Когда целые общины становятся всеобщими друзьями.
Что такое дружба
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
infourok.ru
Тест на тему: Консультация для детей на тему: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?»
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
С детства родители закладывают в детях понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.
«Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие».
Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», — писал Шота Руставели в XII веке.
В настоящее время обострился дефицит общения среди детей, причинами которого являются чрезмерное увлечение компьютерными играми, сотовыми телефонами, телевизором, редко – книгами. И как следствие всего этого – отсутствие друзей, неумение дружить. Дети замыкаются в себе, хуже учатся, чаще болеют. Существует проверенное «лекарство» — друзья.
Кто же такой друг? И что такое дружба?
Народная мудрость гласит, что дружба – самый прекрасный подарок природы после мудрости. ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУГ – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого или чего-нибудь; обращение к близкому человеку, а также вежливое обращение к кому-либо. Понятие «дружба» как взаимная привязанность двух или более людей; бескорыстная, стойкая, основанная на любви и уважении. Именно такую дружбу хочется обрести каждому. Школа – наш общий дом, класс – большая семья. Так пусть наша семья будет дружной, прочной и крепкой!
Признаки, характеризующие дружный класс.
Дружба и доброжелательные отношения в классе – основа совместной работы. Чем больше дружеских проявлений среди одноклассников, тем комфортнее учиться, тем лучше результаты. Дружный класс – это всегда успешный класс. Поэтому имеет смысл выделить признаки, характерные для дружного класса:
- Одноклассники помогают друг другу, дают добрые советы
- Внимательные друг к другу
- Переживают неудачи других
- Радуются успехам друг друга
- Интересуются делами одноклассников
- Не ябедничают, не обижают друг друга, не дерутся
- Не подводят одноклассников
- Доверяют друг другу
- Не обманывают, говорят правду
- Не завидуют друг другу
- Не дают обидных прозвищ
- Принимают решения сообща, уважают мнения других
- Не смеются над неудачами одноклассников
- Анализ результатов исследования
- Умеют прощать
Правила дружбы.
- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь
- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с теми, у кого их нет
- Останови друга, если он делает что-то плохое
- Хорошо дружить – значит, говорить друг другу только правду, если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом, не таи зла на него
- Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам
- Не бойся признавать свою ошибку и умей исправиться
- Умей принять помощь, советы и замечания друзей
АНКЕТА
Тема: «Дружный ли твой класс?»
Ответьте на предложенные вопросы, выбрав один вариант.
- С чего начинается дружба:
а) с улыбки
б) с общения
в) с симпатии
г) с приветствия
- Какая из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»:
а) «…друг в беде не бросит…»
б) «… я — не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…»
в) «… дружба крепкая не сломается…»
- Дружить — это значит:
а) общаться с тем, кто нравится
б) помочь в трудную минут
в) дать совет, что нужно делать
- Настоящий друг тот, кто:
а) угощает конфетами и дарит приятные мелочи
б) всегда помогает и поддерживает
в) веселит и с ним интересно
- У тебя есть друзья в классе?
а) я ни с кем не дружу
б) у меня много приятелей
в) у меня настоящий друг
- Твой лучший друг:
а) весёлый, с ним легко
б) много знает, с ним интересно
в) помогает, никогда не подведет
- Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?
а) да, у каждого должен быть друг
б) можно прожить без друзей
в) главное — ни с кем не ссориться
- Дружный класс — это:
а) «один за всех и все за одного»
б) когда все хорошо учатся
в) веселая компания
- Твой класс дружный?
а) мы часто ссоримся
б) мы — дружные ребята
в) мои друзья не учатся в нашем классе
- Вспомни любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?
Пословицы и поговорки о дружбе и друге.
За дружбу дружбой платят.
Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой.
Хочешь дружбы – будь другом.
Человек без дружбы – что дерево без корня.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
За деньги дружбу не купишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Нет друга – ищи, а нашёл береги!
Стихи о дружбе
«Стишок о дружбе».
Мы сегодня прогулялись…
Было жарко… Мы купались…
После – в парк, на карусели,
В зоопарк, где озверели,
А потом пошли опять,
Мы с друзьями погулять.
Так весь день проколесили,
Время классно проводили,
Ну а завтра за дела
Прям все вместе! Прям с утра!
Почему же нам нескучно?
Просто вместе нам сподручно!
Все друг другу помогаем,
Это дружбой называем!
«МЫ РАЗНЫЕ». Яна Дубенская
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
«МНОГО У МЕНЯ ДРУЗЕЙ». Виолетта Бережная
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Пусть учительница верит –
Мы её не подведём!
«МОЙ ДРУГ». Ольга Чекашова
Есть много у меня друзей,
Но лишь один из них дружней!
Не бросит никогда в беде,
Грустить не позволяет мне.
Шалить он любит и резвиться,
На переменах суетится,
Он мне за косу иногда
Подёргать норовит слегка.
Глаза лукаво улыбнутся,
Ребята громко рассмеются…
Он знает – я не обижаюсь,
Простить всегда его стараюсь.
Мы дружим с ним не год, не два.
Не разольёт нас с ним вода.
И в дождь, и в град, и в ветер
Не заскучаем вместе!
Мы книгу можем обсудить,
Задачи сложные решить,
Пельмени можем налепить
И рыбу в речке половить.
Мне повезло: такого друга
Не заменила бы подруга.
Есть много у меня друзей,
Но лишь один из них дружней!
«ДРУЖБА – ЭТО ДАР». Юлия Белоусова
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
АНКЕТА
Тема: «Что такое ДРУЖБА»? Ответьте на предложенные вопросы, выбрав один вариант. 1. С чего начинается дружба?
а) с улыбки
б) с общения
в) с симпатии
г) с приветствия
2. Какая из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»?
а) «…друг в беде не бросит…»
б) «… я — не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…»
в) «… дружба крепкая не сломается…»
3. Дружить — это значит… :
а) общаться с тем, кто нравится
б) помочь в трудную минут
в) дать совет, что нужно делать
4. Настоящий друг тот, кто:
а) угощает конфетами и дарит приятные мелочи
б) всегда помогает и поддерживает
в) веселит и с ним интересно
5. У Вас есть друзья?
а) я ни с кем не дружу
б) у меня много приятелей
в) у меня настоящий друг
6. Ваш лучший друг какой?
а) весёлый, с ним легко
б) много знает, с ним интересно
в) надёжный, никогда не подведет
7. Как Вы думаете, у каждого должен быть друг (друзья)? Почему?
а) да, у каждого должен быть друг, потому что…
б) можно прожить без друзей, потому что…
в) главное — ни с кем не ссориться, потому что…
8. Дружный класс – это…
а) «один за всех и все за одного»
б) когда все хорошо учатся
в) веселая компания
9. Наш класс дружный? Почему?
а) мы часто ссоримся
б) мы — весёлые ребята
в) мы – помогаем друг другу
10. Вспомните любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?
nsportal.ru
Детская дружба и роль родителей в ее понимании
Не отмахивайтесь от своих детей. Не прикрывайтесь детским садом и школой. Все равно ваши дети будут брать пример, в основном, именно с вас.
Детская дружба как она есть
Когда дети совсем маленькие, они объединяются по сходствам характера. Так, у шумного и шустрого ребенка, скорее всего, появится такой же друг.До школьного возраста игры между детьми отмечаются конфликтами. Это касается игрушек. Пытаться вмешиваться, чтобы научить детей правилам добра или стараться не вмешиваться в их разборки? Второе дается для родителей труднее, но зато позволяет ребенку получать собственные опыты.
В детском саду, дети безостановочно меняют друзей. Это нормально, так как это – “исследования дружбы”. Роль родителей здесь, не пытаться заставлять их примириться, а успокаивать их и разъяснять, что жизнь, иногда, состоит из таких поисков.
Также в этот момент, они проживают свой “Эдипов период”: ощущение чувства любви к родственнику противоположного пола и враждебности по отношению к родственнику того же пола, они встревожены. В этот момент друзья служат для разгрузки их агрессивности, которая вытекает из этой тревоги.
Роль родителей состоит в том, чтобы уважать их попытки проявления самостоятельности. Самое удачное поведение родителей состоит в том, чтобы не пытаться все знать, но и не быть равнодушным.
Правила для родителей
Девять правил, которые надо знать родителям:
- Дружба – главное в жизни
Важно приготовить своих детей к тому, чтобы они могли найти друзей, не боясь быть оставленными. Параллельно, надо позволить им найти свой способ поведения в дружбе (много друзей, мало друзей или два друга, или никаких друзей, и т.д.). - Дружба не создается силой
Надо позволить детям строить самим свою дружбу. - Заботиться о равновесии их отношений
Не надо вмешиваться в их дружеский выбор, но надо страховать качество их отношений: чтобы не было ни главарей, ни подчиненных, ни жертв. Если это случается, не требовать авторитарно, чтобы это прекратилось, а необходимо объяснить, что ощущается по отношению к такому поведению, чтобы ребенок смог понять. - Давать им положительное изображение дружбы
Чтобы у наших детей были друзья, им надо передать чувство, вызывающее желание идти к другим. Они будут общительны, если их родители являются таковыми. - Отсутствие друзей тревожно
Надо обращать внимание на отсутствие друзей в любом возрасте, какими бы ни были причины, и поощрять дружбу. Если это не происходит, несмотря на советы и поощрения, надо подключить психологическую помощь. - Братья и сестры не являются друзьями
Ребенок не может обойтись без друзей, даже, если у него есть братья и сестры. Дружеское отношение очень отличается от братского отношения. - Принимать всерьез дружеские ссоры
Надо успокоить ребенка, но не пытаться предохранять от этих неприятностей: они учатся отличать настоящую дружбу от не настоящей дружбы. - Дружба не является любовью
Когда дружба рождается между девочкой и мальчиком, не надо приклеивать ярлык “любовь”. - Дети дружат по-своему
Если дружба у взрослых длится многие годы, то детская дружба бывает краткосрочной.
Технология отношений
К сожалению, городская жизнь сегодня не может предоставить детям возможность осваивать азы приятельских отношений. Интересы дворовых компаний сводятся только к неким “шатаниям в поисках приключений”. Нет мест и условий, которые бы являлись центрами притяжения детей разных возрастов.
Частично можно надеяться на детский сад и школу. Но только частично. Да, вроде бы и в детском саду, и в школе (например, в “продленке”) есть возможность свободной игры, но где уверенность в том, что в таком небольшом замкнутом коллективе найдется партнер для дружбы вашему ребенку. Ну а присмотр взрослого человека с целью обеспечения безопасности детской дружбы нужен. Стоит максимально исключить возможность попадания вашего ребенка под дурное влияние.
Однако есть родители, которые принимают слишком активное участие в детской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их представлениями, то они пытаются навязать ребенку свое мнение. Это неправильно.
Психологи отмечают неосознанное подражание родителям. Поэтому вам нужно было бы просто демонстрировать качественную дружбу на своем примере, но не навязывать варианты ребенку. Только взрослые могут показать, как можно относиться к друзьям, как разрешать возможные конфликты, как помогать друзьям. Все эти детали постепенно отложатся в мозгу у ребенка.
Кстати о деталях. Обратите внимание на то, что детская дружба может быть представлена отдельными навыками, которым можно обучать целенаправленно.
Вот примерный перечень навыков, которые можно развивать:
- умение знакомиться,
- понимание как начать и закончить разговор,
- как попросить о помощи и предложить ее,
- как делиться и проявлять заботу о другом,
- как поблагодарить и принять благодарность,
- как оставаться одному, чтобы не чувствовать зависимость от дружбы.
Наблюдая за детской дружбой, родители не должны забывать о возможных неприятностях и конфликтах, которые могут возникать. Психологи подчеркивают, что такие явления, как разочарование друзьями, ревность, разрыв отношений не стоит драматизировать. Более того, эти явления “в малых дозах” полезны для укрепления духа и лучше было бы пройти этап становления в доподростковом возрасте, когда отношения между детьми еще находятся в более или менее спокойном состоянии.
Этапы детской дружбы
Изменения в понимании жизни в ходе взросления ребенка приводят и к изменениям в понимании дружбы. Этот момент родителям тоже следует учитывать при анализе дружеских отношений.
Вот как меняется отношение ребенка к детской дружбе с возрастом:
- 3 года. Зарождается альтруизм (естественно не у всех, но у многих) – ваш ребенок пытается помочь другим, может поделиться своими игрушками (правда, часто тут же и отберет). Конфликты возможны, поскольку отданную игрушку можно и не получить обратно. Однако желание поделиться стоит поощрять.
- 4 года. Начинает проявляться желание участвовать в совместных играх в детских садах. Однако это еще не дружба, поскольку дети не понимают необходимость поддержания дружбы, да и не знают, как это происходит. Для них друг тот, с кем они играют в данный момент времени.
- 6-7 лет. В этом возрасте друзья уже выбираются по интересам. Чаще всего это те, кто не жадные и могут поделиться тем, что у них есть “вкусного” или игрушками. С друзьями должно быть весело и интересно. В этом возрасте становятся более очевидными предпочтения по полу. Мальчики стремятся больше дружить/играть с мальчиками, а девочки с “лучшими подругами”.
- 10 лет. У детей проявляется избирательность к друзьям и появляется первое определение дружбы. Для “попадания” в друзья уже требуются такие факторы, как общие интересы, взаимное доверие, доброта, внимательность. Происходит более жесткий отбор.
- 12 лет и старше. Современные дети рано взрослеют. Отношения со сверстниками для них значат больше, чем с родителями. Детская дружба приобретает конкретность. Взаимоотношения мальчиков с девочками могут рассматриваться как прелюдия к будущим романам. Детская дружба переходит на новый уровень. Более осмысленный, более требовательный и чувствительный к различного рода потрясениям.
Описанные изменения в понимании дружбы касаются отношений, в которых нет места дурному влиянию. Анализируя взаимоотношения вашего ребенка со сверстниками делайте корректировку на то, что в его окружении наверняка есть “друзья”, которые могут привнести долю неверного представления о взаимоотношениях.
azbyka.ru
Что такое дружба?! Воспитайте в детях умение дружить и бережно относиться друг к другу. Интересные факты.
Дети часто задают вопрос родителям о том, что такое «дружба». Однако, надо признать, что многие взрослые люди знают лишь определение этого слова, не копаясь в его глубоком смысле.
Умение дружить — как объяснить ребенку, что такое дружба
Дружба является очень важным и неотъемлемым элементом жизни каждого нормального человека, и обойтись без друзей ему практически не возможно.
Как правильно и доступно объяснить ребенку, что значит дружить и насколько это важно для его жизни? – Ваш Детский портал Чудо-Юдо поможет разобраться в этом вопросе и родителям и детям.
Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!
Дружба — это чувство дружеской любви, которая лежит глубоко в сердце. Она появляется спонтанно, и заставить себя с кем-либо дружить или кого-либо дружить с тобой невозможно. Для зарождения и сохранения дружеских отношений нужны взаимное уважение и доверие. А это значит, что к своему другу нужно относиться почтительно, считаться с его мнением и обязательно признавать его положительные черты, как личности. Уважение к другу проявляется в делах и словах. А, что касается доверия, — оно включает в себя уверенность в искренности и добропорядочности друга, в том, что он не обманет и не предаст намеренно. Однако, стоит учесть и тот факт, что все люди несовершенны и иногда поступки могут оказаться ошибочными, поэтому, главное чтобы в таких деяниях присутствовало раскаяние и желание все исправить. В общем, доверие способно сделать дружеские отношения прочнее, укрепить их.
Что такое «дружить»?! – Это желание добровольно делиться с другим человеком тем, что является для тебя очень важным: время, тайны, ощущения, чувства и пр. Но в этом контексте делиться – это не всегда может означать давать, скорее, это может быть желание позволить другому человеку участвовать в том, что для тебя важно, близко и дорого. Крепкая дружба, как правило, подразумевает под собой общие идеалы, схожие жизненные позиции и часто общие представления о прекрасном.
Не смотря на то, что в дружбе, как и в других формах отношений, кто-то дает больше, чем получает, все-таки она основана на взаимности, ведь друзья должны поддерживать друг друга в любой ситуации и протягивать руку помощи в беде.
Если дружба имеет какие-либо границы, значит, настоящей её называть нельзя! Скорее всего, это просто ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу, которое, кстати, может привести впоследствии к глубокой травме из-за несоответствия ожидаемого.
У каждого человека есть товарищи и приятели для совместных развлечений или для «жалейки», когда можно поплакаться в «жилетку» и рассказать о своих неприятностях. Однако, только Друг может быть на все случаи жизни и только он может сполна разделить с тобой и горести и радости; только с ним можно разговаривать на любые темы без стеснения и мыслей, что о тебе как-то не так подумают. Ведь, только в настоящей дружбе ты можешь почувствовать другого как самого себя.
Проводя параллели между Дружбой и Приятельством, следует учесть, что на настоящую дружбу не способны повлиять ни время, ни расстояния. С другом ты можешь разговаривать лишь изредка, находиться очень далеко даже на протяжении многих лет, но не смотря на это, все равно оставаться с ним очень близкими людьми. Именно такое постоянство в отношениях является отличительной чертой дружбы.
Поэтому, обзаводясь товарищами и приятелями, не спеши поспешно делать вывод и считать их своими друзьями. Друзей проверит время.
Умение дружить прививайте ребенку с детства
Уважаемые взрослые, воспитывайте в детях еще с маленького возраста чувство дружеской любви, желание оказывать помощь другому, искренность и добропорядочность. Учите их на своих примерах, как нужно уважать и доверять, дружить и бережно относиться друг к другу.
В качестве практического занятия, родители могут помочь выучить ребенку стихотворение о дружбе или составить рассказ о своем лучшем друге. Прочитав эту статью вместе с ребенком, спросите, есть ли у него такой человек, которого он считает настоящим другом, если да, то пусть он попробует вам рассказать, что их вместе связывает, что его в нём привлекает. На такие вопросы малыш с удовольствием станет отвечать, если все организовать в виде игры, например, можно сказать, что вы репортер из газеты и хотите взять у него интервью. Можно предложить поиграть в другую игру, где взрослый начинает предложение, а ребенок – заканчивает. Например, «Друг – это тот …
В зависимости от возраста младшего участника этой игры, ответы могут приблизительно такими:
— … тот, с кем можно помолчать, поплакать и посмеяться.
— … тот, кто всегда выслушает в трудную минуту и поможет тебе.
— … тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда отвернутся от тебя все.
— … тот, кто поймёт тебя лучше всех, даже если ты будешь молчать.
— … тот, кто примет тебя со всеми твоими минусами и недостатками.
— … тот, кто всегда скажет тебе правду, даже если она тебе не понравится.
— … тот, кто простит тебя за то, за, что простить не сможет никто другой.
Другом можно назвать того человека, который без слов понимает, что с тобой происходит. Дружеские отношения могут быть очень разными и многосторонними и все её аспекты нам не рассмотреть.
Детский портал Чудо-Юдо для своих посетителей сделал подборку некоторых интересных фактов о дружбе и о всём, что с ней связано.
1. Международный день Дружбы люди празднуют 30 июля с 2011 года.
2. Памятник «Дружба», который находится в Москве, посвящен одноименному плавленому сырку, который держат в зубах ворона и лиса.
3. Amicitia – это название 367-го астероида. Это название переводится с латинского языка, как «дружба» и именно в честь неё он и был назван.
4. Согласно исследованиям социологов уже несколько лет подряд австралийский Сидней считается городом с самыми положительными и дружелюбными людьми.
5. Ученые доказали тот факт, что, чем больше у человека хороших друзей, тем больше у него шансов не страдать проблемами бессонницы и чувством хронической усталости.
6. Начиная с подросткового возраста мальчишки, а позже мужчины, меняют друзей намного реже, чем девчонки, женщины. Это происходит из-за того, что женщины менее лояльны к своим подругам, нежели мужчины к друзьям.
7. Легендарную бензопилу «Дружбу» назвали именно так в честь праздника 300-летия воссоединения России и Украины в 1954 году.
О Дружбе, о её красоте и превосходстве этого чувства говорить и писать можно бесконечно. Ясно одно, что без друзей человек не может быть счастливым. Дружбу не смогут заменить ни богатство, ни слава, однако, чтобы её заслужить, нужно быть самому порядочным человеком, быть настоящим, надежным и верным. Настоящие друзья на всю жизнь.
Автор материала: Алеся Смаглова
P.S. Очень важно дарить друзьям хорошие подарки. Хорошие — это не значит дорогие, это значит подобранные в соответствии с индивидуальными предпочтениями друга или подруги. Игрушки для девочек купить можно в любом детском магазине, главное — знать, чем она увлекается и что ей обязательно понравится. С мальчиками проще — трансформеры, солдатики и машинки являются незаменимыми атрибутами мальчишеской жизни.
chudo-udo.info
Стихи о дружбе для детей и взрослых
Позитивная психология 27.02.2018Дорогие читатели, думаю, никто не поспорит, что отношения с друзьями – одни из самых ценных в нашей жизни. Дружба – это и поддержка, и радость, и единство взглядов. Нередко именно друзья могут понять нас так, как никогда не поймут мужья и жены, родители и дети.
Поэтому друзьям и дружбе хочется посвящать стихи, как и всему, что находит в нас искренний отклик в жизни. В них и радости, и печали, и все самое лучшее, что в нас пробуждает дружба. Сегодня для вас стихи о дружбе для детей детского сада и школьного возраста и, конечно, для взрослых.
Дружит с солнцем ветерок, дружим мы с тобою
Когда в доме часто собираются друзья родителей со своими детьми, когда малыши видят, как взрослые тепло общаются друг с другом, они тоже легко учатся дружить и быть в дружбе искренними, открытыми и щедрыми.
В этом разделе короткие стихи про дружбу для детей.
***
Если в детстве папа с мамой
Научили вас дружить,
Пополам делить конфеты,
Делом дружбу заслужить,
То и взрослому, конечно,
С другом легче будет жить.
***
В нашем классе – вот удача –
Собрался такой народ,
С гироскутером в придачу
Друг Виталик мой идет.
Света с третьего подъезда
Тоже в нашем классе есть,
Даже Коля из оркестра –
Всех друзей не перечесть!
***
У меня есть друг хороший –
Пес по имени Тотоша.
И скажу вам по секрету:
Лучше друга в мире нету!
***
Нас спросили: что такое,
Когда дружит весь народ?
И ответил я: так вот,
У меня сестра Гузеля,
В классе учится Ашот,
Лучший друг Сережа Белкин,
А в не лучших – этот кот.
***
Чтобы другом стать кому-то,
Нет нужды хорошим быть,
Так сказал мне мальчик Петя,
И не нужно добрым слыть.
Но к несчастию, у Пети
Жизнь проходит в черном цвете.
***
Дружба очень нам нужна.
В жизни нашей так важна:
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь друг!
Талызин Владимир
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Юрий Энтин
Двояшки
Мы друзья – два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
«Какие непохожие!» –
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья.
Мы друзья – два Якова,
Зовут нас одинаково.
Агния Барто
Друзья
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты,
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Елена Стеквашова
Нам же по соседству жить, значит, надобно дружить
Для детей дружеские отношения – это когда есть рядом такой мальчик или девочка, с которым интересно играть, делиться игрушками, смотреть вместе книжки и помогать друг другу в случае необходимости. Правда, и настоящие друзья иногда могут что-то не поделить. Главное, все же договориться и помириться потом! Обо всем этом стихи о дружбе для детей дошкольного возраста.
Подружки
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
Елена Благинина
***
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось?
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме…
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить,
Значит, надобно дружить.
Виктория Можная
Что такое дружба
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Подружка Маша
Мы с моей подружкой Машей
Вместе ходим в детский сад.
В нашей группе появились
Трое новеньких ребят.
Среди них мальчишка Вовка,
Очень вредный и плохой.
Он вчера кричал на Машу,
А потом толкнул рукой!
Я хотела заступиться
За подругу – сдачи дать,
Только Маша почему-то
Позвала его гулять!
Мы лепили вместе бабу,
Он катал нам снежный ком.
Поиграли в астронавтов
И домой пошли потом.
Утром Вовка прямо в группе
Снять ботинки нам помог,
Не кривлялся и не дрался,
Помогал нам всем чем мог!
И с тех пор всегда мы вместе,
Вовка наш хороший друг.
Отчего ж он изменился
Как-то быстро, как-то вдруг?
Я подумала немного
(Ну, полчасика всего)
И решила – просто Маша
Применила волшебство!
Г. Боргуль
Поменяется мир весь вокруг, но рядом останется преданный друг!
Дружба, которая началась в детстве, иногда бывает самой крепкой. Но дружить тоже надо учиться, и именно в школе дети начинают стремиться к этому уже осознанно. Эти стихи о дружбе для детей младших классов.
Много у меня друзей
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Пусть учительница верит –
Мы её не подведём!
Виолетта Бережная
Такая дружба
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе –
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней вообще построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю как мальчишку,
С Ирой я давно дружу,
Ей лишь кнопку подложу.
Виктория Можная
***
День стоял весёлый раннею весной.
Шли мы после школы – я да ты со мной.
Куртки нараспашку, шапки набекрень,
Шли куда попало в первый тёплый день.
Шли куда попало – прямо наугад,
Прямо и направо, а потом назад.
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом.
Весело бродили: я да ты со мной,
Весело вернулись к вечеру домой.
Весело расстались – что нам унывать?
Весело друг с другом встретимся опять!
С. Маршак
Мы разные
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее.
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Яна Дубенская
***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать,
То вряд ли это друг…
Ватулко Виктория
Ты цени, что рядом есть надёжный друг
И известные поэты, конечно, тоже дружили и познали радости и горести дружеских отношений и посвятили этому немало своих произведений. В этом разделе вы найдете стихи про дружбу известных русских поэтов.
Детская разлука
Навек уедет лучший друг,
Уедет – и ни звука.
Нет безнадёжнее разлук,
Чем детская разлука.
Ты говоришь: «Уехал он!»
А это ж значит – увезён.
Ведь человек лет десяти
Не властен в выборе пути.
Не по душе и не с руки
Над письмами трудиться.
Пусть буквы слишком велики,
Да нет конца странице.
Пусть ты испишешь всю тетрадь,
Но с другом вам не поиграть,
А без игры и дружбы нет,
Когда друзьям по десять лет.
Валентин Берестов
Друг
Он тебе по крови
Вовсе не родной,
Но всегда и всюду
Вместе он с тобой.
Станет если грустно
Иль сразит недуг,
Шуткою поможет
И поддержит друг.
Ты ему откроешь
Свой секрет без страха –
Верность и доверие
Не потерпят краха.
Без него на свете
Словно как без рук.
Ты цени, что рядом,
Есть надёжный друг.
Инесса Агеева
Корабли постоят
Корабли постоят и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоды.
Не пройдёт и полгода, и я появлюсь,
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе – ещё меньше.
Но мне хочется думать, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, – не пройдёт и полгода.
Владимир Высоцкий
Не завидуй другу…
Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство – на твоём пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач.
Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!
Не препятствуй другу ликовать успехом:
Это – преступленье! Это – сверхпорок!
Игорь Северянин
***
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе – вылей!
Если мудрый подаст тебе яду – прими!
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга – наживешь врага ты,
Врага обнимешь – друга обретешь.
Омар Хайям
Пусть говорят, что дружбы женской не бывает…
Говорят, что женщины дружить не умеют. Но очень многие представительницы прекрасного пола точно знают, что это не так, потому что не представляют своей жизни без поддержки и душевного участия любимых подруг. Ведь никто, кроме женщины, не поймет тебя настолько хорошо, не успокоит, не утешит, не найдет самых подходящих слов в трудную минуту и не порадуется вместе с тобой. В этом разделе как раз представлены стихи о женской дружбе и в том числе стихи Ларисы Рубальской.
Подруга
Сегодня у меня на сердце вьюга,
А неудачи словно ошалели.
Так встретимся давай, моя подруга,
Посплетничать, подумать о судьбе.
Давай с тобой поплачемся украдкой,
И, может быть, за рюмкой водки сладкой
Я расскажу тебе свои печали,
А ты мне все расскажешь о себе.
Пусть говорят, что дружбы женской не бывает,
Пускай болтают, но я-то знаю,
Что мы с тобою ни на что не променяем
Сердечной дружбы нам подаренной судьбой.
С тобою женихов мы не делили,
По счастью, нас такое миновало.
И в горький час любовных неурядиц
Друг друга мы старались поддержать.
Пусть я сестры по крови не имею,
Тебя считаю я сестрой своею.
Хочу, чтоб знала ты моя подруга,
Что можешь ты меня сестрой назвать.
Лариса Рубальская
Прости меня, подруга дорогая
Прости меня, подруга дорогая,
За нашей дружбы пасмурные дни,
Когда сидели в темноте, страдая,
Не вместе, как всегда, – одни.
Прости меня, подруга дорогая,
Что мало было время для тебя,
При каждой встрече крепко обнимая
Ты все терпела, веря и любя!
Прости меня, подруга дорогая,
Что мало я была с тобой.
Жила я, главного не понимая,
Что связаны мы общею судьбой.
Прости меня, подруга дорогая,
Что я жила, теряя время зря.
Лишь через годы ясно поняла я,
Как дорога подруга для меня.
Любовь Сирота
Привет, подружка моя!
Привет, подружка моя!
Как настроение, как твои дела?
Найдёшь минутку поболтать со мной?
Пусть виртуально – это не беда.
Ты не спешишь, и очень хорошо,
Побудь подольше у меня в «гостях».
Что комп завис – да это ничего,
Пусть виснет всё… а мы с тобой в «друзьях».
Ну, как здоровье, детки, как семья?
Проблемы на работе? Ты держись…
Мы «Одноклассники» – грустить нельзя,
Фортуна будет нашей, это жизнь…
Ну вот, немного душу отвели,
Спасибо тебе, солнышко моё.
Ах да, сейчас пошлю тебе стихи,
И ты пришли мне что-нибудь своё.
Как хорошо, что есть ты на земле,
Что встречу подарила нам судьба,
И каждый вечер я спешу к тебе…
Привет, подружка, как твои дела?
Хочу рассказать вам о лучшей подруге…
Хочу рассказать вам о лучшей подруге:
Она так внимательна, чистосердечна.
Нет девушки лучше, поверьте, в округе,
Поэтому дружба у нас долговечна.
Она сердобольна и очень мечтательна,
Всегда так добра, безотказна в беде.
К тому же умна и весьма привлекательна,
С ней просто комфортно всегда и везде.
***
Как хорошо, что рядом верная подруга,
Как хорошо, что есть с кем поделиться.
Вам не найти среди людей надежней друга,
Ее отваге сам Шварценеггер удивится.
Я так люблю ее характер пылкий, сильный,
Она поддержит в самый трудный час.
С ней все проблемы будто шарик мыльный,
Рассеет грусть она и подзадорит вас.
***
Как хорошо иметь подругу,
Ей можно тайны доверять
И поделиться новостями,
И просто рядом порыдать!
А можно, нет уж настроенья,
С подругой просто посидеть:
Не говорить, не улыбаться,
Лишь только ей в глаза смотреть!
Она поймет, она простит,
Если плохо, погрустит,
Вместе счастие разделит,
Если надо, защитит!
Так бывает очень часто,
Заменяет всех порой,
Знаю, дружба не напрасна,
За друг друга мы горой!
Друзей немало на земле…
Друзей немало на земле,
Людей хороших, честных, верных,
Но не хватает часто мне
Моей подруги задушевной.
Решать «секретные» дела
Идем к подруге мы, конечно.
И у меня она была,
Подруга тайн моих сердечных.
Дороги наши разошлись,
Сплелись в пожатье наши руки.
Печаль и грусть из глаз лились
От неожиданной разлуки.
Уж где-то юность позади;
Уж сердце будто отболело.
Но снова я зову: «Приди!
В душе так много накипело!»
Людмила Чернявская
Скажите люди, что такое друг?
Дружба – это очень близкие, глубокие отношения. Именно поэтому она пробуждает в нас так много чувств, трогающих до глубины до души. И эти стихи про дружбу красивые до слез.
Скажите люди, что такое друг?
Скажите, люди, что такое друг,
Что значит дружба и родство души?
Ты присмотрись и оглянись вокруг,
Назвать любого другом не спеши.
Не торопись за дружбу принимать
Что сыплют бисером и золотом блестят,
Кто рад тебя встречать и обнимать,
Пока успех тебе благоволит,
Но стоит лишь чему-то надломиться,
Наперекос пойти твоей судьбе,
Как основная масса испарится,
Не дав руки, не вспомнив о тебе.
Друг – это тот, кто счастью твоему,
Везенью твоему безмерно рад,
Друг – это тот, кто освещает тьму,
Не требуя признаний и наград.
Друг – это тот, с кем в радости светлей,
В разлуке скучно, а в беде легко,
Друг – это тот, с кем на душе теплей,
Кто под рукой всегда, хоть далеко.
Друг – это тот, кого твоя беда
Заставит маяться и не дает уснуть,
Друг – это тот, кто для тебя всегда
Готов на крыльях землю обогнуть.
Друг – это тот, кто говорит: «Поверь!», –
Когда слетелось стаей вороньё.
Друг – это тот, кто входит в твою дверь,
Когда весь мир выходит из неё…
***
За всех друзей, разбросанных по свету,
Кого любила и кого люблю,
Теплом которых так была согрета,
За них, родимых, Бога я молю.
Пошли им сил, удачи и здоровья
И не покинь их в самый трудный час.
Благослови и одари любовью,
Чтобы улыбка не сходила с глаз.
Чтоб дом был чашей полной и красивой,
Чтоб тучи обходили стороной,
Чтоб Родина всегда была любимой,
А дружба оставалась дорогой.
И пусть друзья разбросаны по свету,
Моя молитва каждого найдёт
И, в дом войдя как первый луч рассвета,
С собой благословенье принесёт.
Хорошего должно быть много
Хорошего должно быть очень много.
И это много вам, друзья мои.
Пускай ковром расстелется дорога,
Встречая день, поют пусть соловьи.
С рассвета до заката и обратно
Ангел-хранитель дарит вам покой.
А грусть пускай уходит безвозвратно,
Тоску с печалью унося с собой.
И пусть удача вас сопровождает,
В доме очаг не тлеет, а горит,
Теплом душевным близких согревает,
Тревога сердце пусть не бередит.
И в жизни полный штиль, не надо шторма,
Попутный ветер в ваших парусах.
И к счастью плыть, чтоб не мешали волны,
И солнышко смеялось в небесах.
Взамен прошу всего лишь – будьте рядом.
Чтобы могла спросить я, как дела у вас.
И лучшей будет для меня наградой
Услышать: «Все прекрасно, просто класс!»
***
Незаметно исчезают друзья.
Реже встречи и короче звонки.
Изменить, наверно, это нельзя,
Если вы уже другие внутри.
И никто не виноват – просто жаль,
Что у всех такая разная жизнь.
Наше прошлое, летящее в даль,
Превращается легко в миражи.
Да и времени практически нет.
А ещё по вечерам мало сил.
Шлёшь на праздники привычный привет,
И не важно – кто писал, что спросил.
В разных странах или рядом сейчас
Мы с друзьями, но ничьей нет вины –
Забывают постепенно про нас,
Забываем про кого-то и мы.
Может, это и нормально вполне?
Может, это происходит у всех?
Кто-то вырвался вперед на коне!
От другого отвернулся успех.
Но ведь нечего делить нам уже,
Кроме мыслей и простых новостей.
И печально на любом рубеже
Вдруг остаться одному, без друзей.
Всё, что было – это было не зря.
Ради дружбы постарайся, пойми.
Так обидно исчезают друзья
И вернуть их невозможно … почти.
Петр Давыдов
Дружба – это то, греет и поддерживает нас на протяжении всей жизни. И своих детей мы стараемся научить дружить. Стихи о дружбе и друзьях для детей и взрослых напомнят нам о том, как важно иметь настоящих преданных друзей, на которых можно всегда положиться.
Посмотрите и другие интересные статьи на моём блоге, посвящённые дружбе и друзьям:
Давайте жить дружно – как научить деток дружить
Искусство общения
Нас всех друг другу посылает Бог
А сейчас для вас красивый музыкальный подарок – «Мы вместе. Песня для друзей»
Смотрите также
Новая жизнь для журнала «Ароматы счастья»Луиза Хей об исцелении через «самоопределение»Репешок – огромная сила в скромной травкеВкусное лакомство халваКрещенские купания: народный экстрим, полезная процедура или духовный обряд?Фото на холстеirinazaytseva.ru
Статья на тему: О детской дружбе
О детской дружбе
Сегодня мы поговорим о детской дружбе. Когда ребенка начинают интересовать сверстники, как они выбирают друзей и почему некоторых малышей другие дети не любят.
Когда же общение с другими детьми становится важной частью жизни ребенка?
Когда ребенок появляется на свет, его никто не интересует, кроме мамы и папы. Дети не замечают других детей.
С года до двух ребенка больше интересуют предметы. Они все вокруг ощупывают, облизывают, учатся использовать разные предметы. Дети их не интересуют, их деятельность предметна. За игрушкой они не видят сверстников.
Уже начиная с трехлетнего возраста, малыша начинают интересовать другие дети. Сверстник прочно входит в жизнь ребенка и уже на всю жизнь закрепляется там.
Но зачем же ребенку общаться с ребенком, неужели не достаточно общения с взрослым. Разве это не одно и тоже?
Оказывается — нет. С определенного возраста ребенку важно общаться именно с другими детьми, а взрослые отходят как бы на другой план. Знаменитый пример, когда малыш ответил своей маме: «Мне ребенков нужно, а ты не ребенок».
Кроме того, общение со сверстниками имеет свои особенности, которых лишено общение с взрослым. Эти два варианта общения качественно отличаются друг от друга и не могут быть взаимозаменяемы. Поэтому для полноценного развития недостаточно только общаться с взрослым.
В общении со сверстниками ребенок учиться разнообразным формам общения, тем, которыми он редко пользуется с взрослыми. Общаясь с другими детьми своего возраста, ребенок может проявлять свою волю, лидерские качества, он может спорить и ссориться с ними. В отношениях со взрослыми все это практически не проявляется
Кроме того, в общении со сверстниками дети более свободны в своих действиях, они могут кривляться, кувыркаться, в общем, вести себя более свободно. Это развивает некоторую непосредственность в отношениях, а также позволяет открыть некоторый творческий потенциал. В общении с взрослым ребенок все же придерживается каких-либо норм и правил.
Но, как и общение с взрослым, общение со сверстниками может иметь различные формы.
Общение развивается с возрастом ребенка.
Первая форма общения – эмоционально-практическое общение. Так общаются дети примерно от двух до четырех лет.
У ребенка только появляется потребность в общении с другими детьми, он пытается привлечь внимание другого ребенка, вызвать его ответную реакцию. Важное место в таком общении занимает подражание. Дети повторяют друг за другом движения, позы, жесты. При этом все действие сопровождается обычно сильными эмоциональными реакциями. В таком общении ребенок может почувствовать себя таким, как другие, как часть определенной группы, коллектива. «Ты и я одной крови». Он может увидеть свое «отражение» в другом, а, следовательно, создаются благоприятные условия для познания самого себя.
Мы можем часто наблюдать, как дети заражают друг друга плачем или смехом. Как во время занятия, если один малыш сорвался с места и стал бегать по группе, то через секунду все остальные дети присоединятся к нему.
Данным тип общения является полностью ситуативным. Все происходит «здесь и сейчас», и любое вмешательство со стороны может разрушить ситуацию общения. Любой отвлекающий фактор – другой ребенок, игрушка, какое-то привлекательное событие, — все что угодно может отвлечь ребенка в данном случае.
Дружеские отношения здесь также ситуативны, если непосредственно в момент общение детей спросить ребенка о том, кто его друг – то он, конечно, укажет на своего партнера. Но уже через пару часов он и не вспомнит, кто такой Вася, с которым он играл утром.
Но, не смотря на это присутствие, другие детей на площадке повышает эмоциональную и общую активность малыша. И если на этой стадии общение приносит только положительные эмоции, то уже немного позже в общении могут возникать проблемы.
Следующей, более поздней, формой общения является ситуативно-деловое общение со сверстниками. Эта форма общения преобладает у дошкольников с четырех до шести лет. Это возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. В игре ребенку нужен товарищ. Поэтому данная форма общения предполагает сотрудничество детей в игре. В этой форме общения дети именно вместе участвуют в игре, а не рядом друг с другом, как отмечалось в эмоционально-практической форме.
Стоит отметить, что на этой стадии появляется потребность в признании, уважении сверстников. Дети наблюдают друг за другом, следят за тем, что сказали взрослые про них и про их товарищей, часто критикуют и оценивают сверстников и их успехи и неудачи. В данном возрасте, ребенок точно следит за тем, как взрослый оценивает этого ребенка. Особенно ценно для ребенка мнение воспитателя или родителя. Если воспитатель часто критикует ребенка, то может получиться так, что другие дети не будут с ним играть, потому что он «плохо себя ведет».
Здесь можно часто слышать такие реплики от детей, как «Я с ним не дружу, потому что он плохо себя ведет на занятиях» «…потому что он не спит в тихий час», «…потому что он медленно ест», «Он не аккуратный» и так далее. Иногда своим неосторожным словом мы может сделать ребенка «изгоем», отвергаемым в коллективе сверстников. Об этом мы поговорим позже.
Еще одна форма общения со сверстниками складывается у ребенка к концу дошкольного возраста. Однако такое общение не всем детям бывает доступно. Речь идет о внесетуативно-деловой форме общения. Дети много рассказывают другим о себе, о том, где они были и что видели. Темы, на которые разговаривают дети, уже не так сильно зависят от той деятельности, которой они заняты. Общение может быть на совершенно отвлеченные темы. Но, несмотря на это, в большинстве случаев общение все равно происходит на фоне игры или продуктивной деятельности. Однако, если в предыдущей форме, большинство контактов детей строилось на фоне ролевых отношений, то на данном уровне реальные отношения значительно преобладают.
Именно в такой форме общения формируются привязанности детей друг к другу, предпочтения в общении. Дошкольники уже начинают активно интересоваться своим партнером, задают ему вопросы, узнают о его предпочтениях, тогда как раньше этот аспект отношений их не волновал, главное было рассказать о себе.
К концу дошкольного возраста многие дети начинают сопереживать другим детям, они стремятся помочь своему другу, поделиться с ним чем-нибудь, утешить. Появляются зачатки проявления эмпатии. Такое положение вещей говорит об изменении отношения ребенка к сверстнику, оно становится личностным. Другой ребенок для дошкольника становится не просто партнером по общению, а самостоятельной, значимой для него, личностью.
Однако, как было сказано выше, не у каждого ребенка возникает такая форма общения. «У многих старших дошкольников эгоцентрическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим» (Е.О.Смирнова). Таким детям сложно подружиться с кем-то, они часто игнорируются и отвергаются сверстниками. Это говорит о том, что, начиная с дошкольного возраста, детский коллектив стремительно структурируется, то есть одни дети становятся более предпочитаемыми среди остальных, другие же занимают позицию не принимаемых коллективом.
Проблема общения может стать одной из самых острых для ребенка. Ведь именно в этом возрасте начинает формироваться самооценка и образ себя, и общение со сверстниками здесь является очень важным фактором. Проблема общения может вызывать у ребенка повышенную тревогу, агрессивность, нежелание ходить в детский сад.
Психологи уже долго пытаются раскрыть секрет симпатии детей друг к другу. Но, однозначного ответа до сих пор не получено. А.Л. Рояк писала: «Психологи еще не умеют вскрыть тайну обаяния даже малыша для малышей. А если дошкольника дети не любят, то взрослым очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему товарищей».
Было проведено множество исследований. В результате выяснилось, что популярные дети намного больше проявляли внимание и заинтересованность сверстником, при этом эмоции носили обычно положительный характер. Непопулярные дети чаще проявляют негативное эмоции к другим, часто осуждают и редко поддерживают сверстников.
Также популярные дети чаще бескорыстно отзываются на просьбы других, в отличие от непопулярных, которые не делали так никогда.
Популярные дети проявляют адекватные реакции в ситуации оценки, поддерживают и сопереживают сверстникам в ситуациях успеха и неудачи. Непринимаемые дети, обычно, остаются безучастны к другим, либо проявляют неадекватные реакции (например, смеются, когда другой ребенок упал).
Так почему же некоторые дошкольники причисляются к отвергаемым. Здесь мы рассмотрим проблемные формы межличностного общения. А именно: агрессивность, обидчивость, застенчивость ребенка.
Агрессивное поведение ребенка часто бывает причиной того, что его не принимают сверстники. Агрессивным в тот или иной момент бывает каждый ребенок. Дошкольники часто оскорбляют других, обзывают, могут подраться из-за интересной игрушки или места в игре. Агрессивность проявляется и в других формах. Но у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие под собой никакой цели, они направлены исключительно на причинение вреда другому ребенку. Такой ребенок может толкнуть спрятать одежду своего сверстника, чтобы потом посмотреть как он будет плакать, переживать и искать их. Часто у таких детей агрессия является самоцелью, а не способом достижения другой цели, а страдания, которое испытывают его жертвы – доставляют ему удовлетворение. Конечно, такое положение вещей не может не настораживать.
Таким образом, можно выделить особую группу детей – с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что такие дети ни в чем не отстают от своих сверстников по интеллектуальному развитию. Их отличает особое отношение к сверстникам. Другой ребенок выступает для них как препятствие, как конкурент, которого нужно устранить, как враг.
Агрессивные дети приписывают и другим враждебность. Они ожидают враждебных намерений от других детей, все время ждет «подвоха», нападения со стороны других.
Для таких детей вообще мир враждебен. Поэтому для агрессивных детей не доступны сопереживание, сочувствие к другому. Они не знают, что это такое.
Чаще всего у таких детей не очень принимающая, конфликтная семья. Эти дети просто не могут получить такой опыт оттуда.
В дошкольном возрасте еще не поздно предпринимать определенные меры по преодолению этой агрессивности. В этой случае нужно работать не с повышением самооценки, не с безопасным выходом этой агрессии (эмоциональным катарсисом), не с развитием навыков общения, а научить ребенка видеть и понимать другого.
Нужно показать ребенку, что мир не так жесток, как он думает, что существует взаимопомощь, сочувствие к другим. И в первую очередь необходимо показать это на собственном примере, изменить свое отношение к этому ребенку. Ведь у него нет другого опыта, откуда он мог бы это получить.
Следующую форму проблемных межличностных отношений составляют детские обиды. Обиды портят жизнь, как ребенка, так и его близких. С детьми, которые постоянно обижаются, не очень хотят играть сверстники. Непрощенные обиды разрушают дружеские отношения, накапливаются внутри и в итоге ведут к изменению, к деформации личности.
До 4 лет обиды чаще всего носят ситуативный характер, но уже начиная с 4-5 лет начинаются настоящие обиды, и часто они бывают на сверстников. Для проявления обиды характерна демонстрация своего состояния обиды. Они хотят, чтобы обидчик увидел это состояние, испытал чувство вины. Таким образом они привлекают к себе внимание.
Но обижаются все люди, просто «порог обидчивости» у всех разный. Разные дети по разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Например, проигрыш в игре – кто-то немного расстроится, а кто-то обидится на выигравших, на членов своей команды, на ведущего игры, отвернется, расплачется и потребует, чтобы все его успокаивали.
Кроме того, некоторые дети обижаются на ситуации вполне нейтральные. Пример, который приводит Е.О. Смирнова, когда девочка обижается на подруг, что те играют без нее, но сама она не предприняла никаких попыток, чтобы как-то вступить в игру. Смирнова пишет, что в таких случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет. Такие поводы для обиды не адекватные.
Именно по критерию адекватности следует различать обиду, как закономерную реакцию и обидчивость как черту личности.
Обидчивые дети воспринимают чужие победы как собственные поражения.
Часто обидчивые дети склонны к фантазированию, они выдумывают себе других друзей, не замечая настоящих.
Обидчивые дети считают себя недооцененными, нелюбимыми, отвергнутыми. Однако на самом деле это не правда. Экспериментально выяснено, что такие дети обычно не отвергаются и не игнорируются другими, это все лишь их мнение.
Таким образом, в основании такой патологической обидчивости лежит болезненное отношение к себе и оценке себя, но приписывает это отношение он окружающим. Необходимо разорвать этот порочный круг, но сделать это очень сложно.
И, несмотря на то, что эти дети обычно не отвергаются другими, у них все равно присутствуют огромные проблемы в общении, а также строится негативное отношение к окружающим.
Следующая форма проблемных межличностных отношений – это застенчивость.
Застенчивость может стать серьезной проблемой для ребенка. Эта непреодолимая преграда, мешающая строить нормальные взаимоотношения с другими детьми. У многих детей застенчивость появляется уже в 3-4 года, и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. А если в дошкольном возрасте ребенок не сможет решить проблему застенчивости, то она становится устойчивой чертой личности и сохраняется потом в дальнейшей жизни.
Как мы можем заметить застенчивого ребенка? Такой ребенок в новых для себя обстоятельствах теряется, он чувствует эмоциональный дискомфорт. Это проявляется в робости, неуверенности, страхе. Застенчивый ребенок испытывает огромные трудности в публичных выступлениях. Даже если нужно отвечать на простые вопросы малознакомого взрослого, воспитателя, особенно если при этом присутствуют другие дети. Речь становится тихой, еле-еле слышной, или вообще отсутствует. Кажется, что он хочет что-то сказать, но боится. В отношениях с другими детьми проявляется такая же тенденция. Застенчивый ребенок хочет играть со всеми, но боится, что другие дети подумают о нем что-то плохое.
У таких детей наблюдается обостренное восприятие оценки себя. Удачи их успокаивают, но малейшая неудача выбивает из колеи, вызывая новый всплеск робости.
Отметим, что по уровню умственного развития эти дети не уступают ни в чем другим детям, а иногда проявляют даже большие способности, чем их сверстники.
Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым хорошим, но в то же время сомневается в положительном отношении к себя других людей. Эта неуверенность не позволяет ему в полной мере удовлетворять свою потребность в общении.
Однако если такой ребенок все же включается в игру, то можно видеть его преобразование – когда ребенок входит в роль, то он совершенно перестает стесняться. Это происходит потому, что ребенок перестает быть собой в какой-то степени, он играет роль, а, следовательно, его уже не будут оценивать.
Мы рассмотрели основные три формы конфликтного отношения детей к окружающим. Несмотря на то, что все они разные, между ними есть одно общее звено. Дети с этими проблемами фиксированы на оценке себя, на собственной ценности. Это вовсе не значит искажения самооценке, нет, это постоянное сосредоточение на мысли «что я значу для других». Таким образом, другие люди для них – зеркала, в которых они видят себя, свое отражение.
Конечно, такая фиксация на своей ценности не может не отражаться на отношениях со сверстниками.
Теперь, когда мы разобрались, какие механизмы лежат в построении дружеских отношений, посмотрим, какое же влияние взрослый может оказать на построение дружеских отношений.
Возможны два пути:
- организация совместной деятельности
- формирование взаимоотношений
Если мы берем детей 3-4 лет, где главное для малыша – игрушка, то организовать их совместную деятельность сложно. Так как они не умеют играть вместе, им это еще не доступно, за игрушкой они не видят сверстника. Воспитатель здесь может помочь ребенку увидеть сверстника, обратить на него внимание, проявить интерес детей друг к другу. Нужно помочь ребенку увидеть сходство между ним и другим ребенком. В этом помогают различные хороводные игры, где все дети действуют одинаково. В этих играх отсутствует соревновательное начало, они насыщены эмоционально и помогают детям почувствовать общность группы.
Но как быть, если ребенок наотрез отказывается от таких игр?
Ничего страшного, пусть он сначала посидит, посмотрит, что ничего страшного в этом нет. А когда сам захочет – присоединится.
Однако некоторые дети, особенно застенчивые, даже после продолжительного времени наотрез отказываются участвовать в такого рода играх. В этом случае можно поиграть с ним в такую же игру вдвоем, потом позвать еще одного ребенка и поиграть втроем. Постепенно включать его в более расширенный круг детей. Так ему будет проще привыкнуть к такой ситуации.
Вообще, в игровых занятиях с детьми лучше исключать соревновательный момент, либо свести его к минимуму. Так как, в соревновательных играх основной акцент ребенок направляет на себя, на свои достижения, а к сверстнику вырабатывается негативное отношение – как к сопернику.
Конечно, развивать конкурентное начало в ребенке сейчас очень модно. Но это мешает ребенку в построении дружеских отношений.
Важно научить детей обращать внимание на состояние их сверстников. Можно научить их замечать что-то в другом ребенке, делать ему комплименты, обращать внимание на что-то новое. Все это смещает акцент ребенка с себя на сверстника.
Хорошо в этом плане работают игры, которые заставляют детей слушать других. Например, «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало». Правила этих игр составлены так, что детям приходится внимательно следить за другим ребенком.
Еще одна задача педагогов – помочь ребенку самому выразить поддержку другим. Сделать это дети должны по своей инициативе, а педагог должен лишь обеспечить необходимые условия. Организовать такие игры, в которых была бы возможность оказать помощь товарищу.
И только после этих занятий можно начинать организовывать совместную продуктивную деятельность детей.
Опять же можно начинать с пары. Давать детям занятия, которые они должны выполнить в паре. Например, игра «Домик», дети должны вдвоем нарисовать дом, и придумать про него рассказ.
Хорошая игра – «Рукавички». В этой игре детям раздаются вырезанные из бумаги рукавички с узором, ребенок должен найти другого ребенка с такой же рукавичкой, а затем раскрасить свои рукавички одинаково (это главное!). Детям на двоих дается только три карандаша.
Здесь важно, чтобы малыш думал не о себе, о своих достоинствах и недостатках, а о результатах своей деятельности. Тогда ему будет легче делать что-то вместе с другими детьми.
Напоследок, хотелось бы дать еще некоторые рекомендации воспитателям по поводу подержания дружеского коллектива в группе.
- Первое правило, которое необходимо помнить педагогам – никаких отрицательных оценок в адрес ребенка в присутствии других детей.
Как мы уже говорили выше, что дошкольники очень чувствительны к оценке взрослого. Суждения воспитателя становится суждением ребенка. Если воспитатель часто порицает ребенка (за то, что он медленно одевается, плохо ест, плохо себя ведет на занятиях), то другие дети будут к нему относится также негативно. Это неизбежно понизит статус ребенка в коллективе, сделает его отвергаемым. Такое положение вещей вызовет у ребенка массу негативных переживаний, которые потом могут вылиться в трудности в поведении.
Во-вторых, порицание ребенка в присутствии других детей может нравиться ребенку, так как на него обращают внимание, которого ему может не доставать. Тогда он может специально провоцировать педагога своим плохим поведением.
Логичный вопрос, который вы можете задать: Что же тогда ему спускать с рук его плохое поведение?
Нет, конечно, нет. В таком случае лучше сделать замечание один на один, в спокойной обстановке, без присутствия других детей. Это будет даже более продуктивнее, чем отчитывать перед всей группой.
- Чтобы повысить статус ребенка в группе, можно дать ему возможность проявить себя как-то перед другими детьми. Если вдруг ребенок что-то хорошо умеет, например, рисовать. Можно дать ему задание – нарисовать что-то для всей группы. Или, если у него хорошая память, выучить стишок и рассказать его на занятии.
- Хорошо, если есть возможность организовать встречи детей вне сада. Нужно посоветовать мамам детей, не принимаемых сверстниками, скооперироваться, подружиться. Если их дети будут вместе встречаться, гулять, то это будет поддерживать их отношения. Конечно, лучше если отвергаемые дети будут встречаться вне сада с теми детьми, с которыми им хотелось бы играть, дружить, а может быть и с популярными детьми.
Используемая литература:
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко Л. Н. Галигузова С. Ю. Мещерякова А. Г. Рузская Е. О. Смирнова; под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240с.
- Рояк А. Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 3. – С. 71–83.
- Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. канд. дисс.-М.:1986
- Эльконин Д.Б, Детская психология. Учебное пособие для Вузов. – М.: Академия, 2008. – 384
nsportal.ru