1. Духовное производство и духовная жизнь общества . Обществознание
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).
Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:
1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) сам человек как существо духовное.
Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.
Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Важнейшим видом духовного производства является наука.
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире.
Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
что такое, что включает культура в себя, области, структура и отрасли кратко по обществознанию
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 171.
Обновлено 29 Ноября, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 171.
Обновлено 29 Ноября, 2021
Четыре сферы жизни общества находятся в тесном взаимодействии.
Каждая из них выполняет свои функции. Нарушение работы одной ведёт к сбоям в деятельности другой. Что такое духовная сфера? Это комплекс взаимоотношений между членами социума, в основе которых лежат нравственные ценности. Её задача — поддержание уровня духовности, необходимого для развития общества в целом. Узнаем, что входит в данную область.Составляющие духовной сферы
В обществознании сфера духовной жизни рассматривается как совокупность духовно-нравственных отношений. В её структуру входят элементы, отвечающие за развитие разума и человеческой души. Кратко познакомимся с ними.
- Религия как составная часть духовной сферы воплощает представления людей об устройстве мира с позиции существования неких высших сил. Они постоянно отслеживают поведение человека как соответствующее или не соответствующее устоявшимся правилам поведения. Религия имеет огромное влияние на сознание верующих людей, способна их духовно обогащать, приносить утешение, наделять верой в лучшее.
- Наука относится к духовной сфере, так как она накапливает и систематизирует знания и опыт, полученный людьми в процессе эволюции. Достижения данной области помогают человеку облегчать и улучшать жизнь.
- Образование как отрасль духовной сферы способствует передаче всех знаний, накопленных людьми, последующим поколениям. Воспитание вдумчивого, рационального отношения к окружающему миру и к себе в современном обществе является приоритетной задачей современного обучения.
- Мораль как важнейший элемент сферы духовной культуры регулирует отношения людей, обеспечивает их нравственное развитие, прививает ценности и принципы, лежащие в основе мировоззрения.
- Искусство как составляющая часть духовной сферы воплощает результаты творческого осмысления мира. Оно выражает нравственные ценности, воспитывает любовь к красоте, пробуждает лучшие стороны человеческой души.
В рассказе знаменитого писателя-фантаста Рэя Брэдбери «Улыбка» изображён мир, лишённый духовной сферы. После гибели человечества немногие оставшиеся в живых уничтожили всё, что, по их мнению, привело к катастрофе. Они разрушают заводы и фабрики, на мелкие кусочки разрывают картины и книги. Общество, лишённое духовности, вызывает сочувствие и внушает ужас.
Рис. 2. Мона Лиза.Особенности духовной сферы
Духовная сфера играет важную роль в формировании личности. Она влияет на определение человеком направлений своего развития, осознание смысла существования. Нравственные ценности для многих являются ориентирами, лежащими в основе деятельности.
Важной особенностью данной сферы является отсутствие пределов потребления. Человек не способен пресытиться познанием окружающего мира и себя. В качестве примера сравним потребность человека в пище и в саморазвитии. Когда люди голодны, они кушают и насыщаются. В случае, если мы чувствуем нужду в духовном обогащении, самосовершенствовании, то вскоре приходим к пониманию, что у этой потребности нет границ.
Для того, чтобы хранить и передавать последующим поколения достижения духовной сферы, созданы специальные учреждения. Библиотеки, архивы, музеи, хранилища играют важную роль в жизни общества. С их помощью каждый может приобщиться к опыту, накопленному за многие столетия.
Рис. 3. Российская государственная библиотека.Что мы узнали?
Наука, образование, мораль, религия, искусство являются тем, что включает в себя сфера духовной жизни. Она состоит из системы духовно-нравственных взаимоотношений между людьми. От неё зависит развитие общества. Ценности и знания, лежащие в основе духовной сферы, позволяют человеку обогащать внутренний мир, развиваться как личности.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 171.
А какая ваша оценка?
сфер действия | Анюак — Живущий на Земле в Небе | Райхен | Продукттипен
Монография по истории и культуре анюаков является результатом более чем пятилетней полевой работы (1976–1983 гг. ). Это хорошо документированное, подробное и страстное описание духовного и материального мира африканского народа, его культуры и истории. Мифы, устные предания, сказания, карты, генеалогии, записи сказок, песен и другой музыки, а также множество фотографий приглашают читателя присоединиться к путешествию по вселенной Анюака, чтобы сделать собственные открытия или просто участвовать в духовном приключении.
Аньюаки живут по обе стороны границы между Южным Суданом и Юго-Западной Эфиопией. Они родственники более известных шиллук, динка и нуэр, но превратились из пастухов в заядлых земледельцев. Анюаки — высокоинтеллектуальный, сильный духом и хорошо организованный народ, создавший посреди так называемой дикой природы очаг человеческой цивилизации. Если их социально-политическая система представляет особый интерес, то их философия не менее увлекательна: она сосредоточена на человеческой личности и регулирует его или ее отношения не только в человеческом обществе, но и с животными, земными материями и духовными силами. Благодаря своей упрямой, почти отчаянной вере в сущностную благость бытия и положительные силы жизни анюакам, несмотря на все давления извне, до сих пор удавалось сохранять свою культурную идентичность и поддерживать свою гордость быть «чистыми». люди».
Первые четыре тома монографии описывают сферу верхнего (сфера прозрачности), сферу нижнего (сфера материального бытия, земли) и пространство между ними (сфера человеческого самосознания и период личного существования). Тома V и VI посвящены деревне Анюак и ее физическим, социальным, судебным и политическим структурам, а также исследуют живую сферу коллективного опыта под сильным руководством, воплощающим самосознание сообщества.
Том VII исследует экономические и материальные ценности Анюака, в частности социальные аспекты труда, такие как солидарность, совместное участие в сообществе и сотрудничество. Основное внимание уделяется повседневной или сезонной деятельности женщин, мужчин и детей: в полях; на берегу реки и дома; в рабочее время; или во время путешествий, торговли и во время отдыха. Текст с сопровождающими изображениями и иллюстрациями освещает важные аспекты сельского хозяйства; охота и собирательство; табак; по изготовлению инструментов, посуды и поделок; и на ритуалах приготовления пищи, еды, питья и курения. Завершается книга главой об искусстве, иллюстрирующей художественное самосознание Анюака во всех сферах жизни.
Bevorstehende Veranstaltungen
Bibliographische Angaben
Райхе | Анюак — Живущий на Земле в Небе |
---|---|
Сейтенанцаль | 285 арабских |
Табеллен | 23 |
Аббилдунген | 330 с/в, 31 фарбиг |
Формат | 21,5 х 31 см |
Биндунг | Бух, Гебюнден |
ISBN | 978-3-7965-3465-2 |
Erscheinungsdatum | 28.10.2016 |
Невыносимое бремя техносферы
В мгновение ока возникла новая сфера, которая бурно развивается. Техносфера весом в тридцать триллионов тонн. Он включает в себя массу углекислого газа, который выбрасывается в атмосферу в промышленных масштабах, что эквивалентно 150 000 египетских пирамид!
Ян Заласевич
Землю, которая поддерживает нас, можно рассматривать с точки зрения различных сфер. Есть литосфера, состоящая из скалистых оснований нашей планеты; гидросфера, представляющая воду нашей планеты; и криосфера, включающая замерзшие полярные регионы и высокие горы. Атмосфера — это воздух, которым мы дышим, и мы также являемся частью биосферы, состоящей из живых организмов Земли. Эти сферы существовали в той или иной форме на протяжении большей части или всего 4,6 миллиарда лет существования нашей планеты. Совсем недавно появилась новая сфера – техносфера.
Техносфера в том смысле, в каком мы ее понимаем, — это концепция, разработанная американским геологом и инженером Питером Хаффом, почетным профессором Университета Дьюка в США. Как и антропоцен, он быстро получает признание — например, он был в центре внимания недавней крупной инициативы Haus der Kulturen der Welt (Дом мировой культуры), международного центра современного искусства в Берлине, Германия.
Как и антропоцен, техносфера противоречива, не в последнюю очередь из-за той роли и ограничений, которые она отводит людям. Это говорит о том, что коллективно у нас гораздо меньше свободы управлять земной системой, чем мы думаем.
Техносфера охватывает все технологические объекты, производимые людьми, но это только ее часть. Это система, а не просто растущий набор технологического оборудования. Это различие имеет решающее значение и может быть проиллюстрировано сравнением с более устоявшейся концепцией биосферы. Первоначально введенный австрийским геологом девятнадцатого века Эдуардом Зюссом, термин биосфера был разработан как концепция русским ученым Владимиром Вернадским в двадцатом веке. Он предположил, что это не просто масса живых существ на Земле, а сочетание этой массы с воздухом, водой и почвой, которые поддерживают органическую жизнь, и энергию Солнца, которая в значительной степени питает ее. Биосфера больше, чем сумма ее частей, взаимосвязана и перекрывается с другими сферами Земли, обладая при этом собственной динамикой и эмерджентными свойствами.
Вмешательство в природу
Аналогичным образом, техносфера включает в себя не только наши машины, но и нас, людей, а также профессиональные и социальные системы, с помощью которых мы взаимодействуем с технологиями – фабрики, школы, университеты, профсоюзы, банки, политические партии, Интернет. Он также включает в себя домашних животных, которых мы выращиваем в огромных количествах, чтобы прокормить себя, сельскохозяйственные культуры, которые выращиваются, чтобы прокормить их и нас, и сельскохозяйственные почвы, которые сильно изменены по сравнению с их естественным состоянием для выполнения этой задачи.
Техносфера также включает дороги, железные дороги, аэропорты, шахты и карьеры, нефтяные и газовые месторождения, города, искусственные реки и водохранилища. Он породил невероятное количество отходов — от свалок до загрязнения воздуха, почвы и воды. Какая-то прото-техносфера присутствовала на протяжении всей истории человечества, но большую часть этого времени она принимала форму изолированных, разбросанных участков, не имевших большого планетарного значения. Теперь она стала глобально взаимосвязанной системой – новым и важным событием на нашей планете.
Насколько велика техносфера? Одной из грубых мер является оценка массы его физических частей, от городов и перекопанной и снесенной бульдозерами земли, которая составляет их основу, до сельскохозяйственных угодий, автомобильных и железных дорог и т. д. Оценка порядка величины сюда пришло около тридцати триллионов тонн материала, который мы используем или использовали и выбросили на этой планете.
Физические части техносферы также очень разнообразны. Простые инструменты, такие как каменные топоры, были сделаны нашими предками миллионы лет назад. Но после промышленной революции и особенно после Великого ускорения роста населения, индустриализации и глобализации середины двадцатого века произошло огромное распространение различных видов машин и промышленных объектов. Технологии тоже развиваются все быстрее. Наши доиндустриальные предки видели мало технологических изменений от поколения к поколению. Теперь, в течение чуть более чем одного человеческого поколения, мобильные телефоны — если взять только один пример — были введены в массовое общественное использование и прошли через несколько поколений.
Пластигломераты, копии гипотетической геологической материи будущего, созданные для проекта «Производство камней будущего», начатого в 2013 году французским художником Жан-Пьером Бразсом.
Формирование будущих окаменелостей
Одна аналогия здесь может помочь показать поразительную природу этого планетарного пришельца. Технологические объекты, в том числе мобильные телефоны, можно считать технофоссилиями с геологической точки зрения, поскольку они представляют собой биологические конструкции, прочные и устойчивые к распаду; они сформируют будущие окаменелости, чтобы охарактеризовать пласты антропоцена.
Никто не знает, сколько существует различных видов техноокаменелостей, но они уже почти наверняка превышают количество известных ископаемых видов, а современное техноразнообразие, рассматриваемое таким образом, также превышает современное биологическое разнообразие. Число видов технофоссилий также постоянно увеличивается, поскольку технологическая эволюция в настоящее время намного опережает биологическую эволюцию.
В то время как почти вся энергия биосферы поступает от Солнца, часть техносферы также питается от солнечной энергии и других возобновляемых ресурсов, таких как энергия ветра, но большая часть питается от сжигания углеводородов, включая нефть, уголь и газ. . Эти невозобновляемые источники энергии, по сути, представляют собой ископаемое солнечное сияние, которое копилось глубоко под землей в течение сотен миллионов лет и теперь расходуется всего за несколько столетий.
Люди использовали источники энергии, такие как водяные мельницы, на протяжении тысячелетий, но огромный выброс энергии, необходимый сейчас для питания техносферы, находится в совершенно другом масштабе. Согласно одной из оценок, люди в совокупности затратили больше энергии с середины двадцатого века, чем за все предшествующие одиннадцать тысячелетий голоцена.
Завален отходами
Техносфера, тем не менее, отличается от биосферы в одном важном аспекте. Биосфера очень хорошо перерабатывает материал, из которого она сделана, и это оборудование позволяет ей сохраняться на Земле в течение миллиардов лет. Техносфера, напротив, плохо перерабатывает. Некоторые отходы слишком очевидны, например, пластик, накапливающийся в Мировом океане и на его береговой линии. Другие виды, будучи бесцветными и не имеющими запаха, невидимы для нас, как углекислый газ при сжигании ископаемого топлива. Масса промышленно выбрасываемого углекислого газа в атмосферу сейчас огромна — почти один триллион тонн, что эквивалентно примерно 150 000 египетских пирамид. Этот быстрый рост отходов, если его не остановить, представляет угрозу для дальнейшего существования техносферы и людей, которые от нее зависят.
Техносфера является ответвлением биосферы и, как и она, представляет собой сложную систему со своей собственной динамикой. Способность нашего вида формировать сложные социальные структуры, а также разрабатывать инструменты и работать с ними была важным фактором его возникновения. Тем не менее, Хафф подчеркивает, что люди являются не столько создателями и руководителями техносферы, сколько ее составляющими и, следовательно, вынуждены действовать, чтобы поддерживать ее существование — не в последнюю очередь потому, что техносфера поддерживает жизнь большей части нынешнего человеческого населения за счет снабжения еды, крова и других ресурсов, которые он предоставляет. Его развитие позволило человеческому населению вырасти с нескольких десятков миллионов, которых можно было сохранить за счет образа жизни охотников-собирателей, в котором эволюционировал наш вид, до 7,3 миллиардов, населяющих планету сегодня. Всего одна технологическая инновация — искусственные удобрения, изготовленные с использованием процесса Габера-Боша, — обеспечивает жизнь примерно половине человечества.
Техносфера сегодня развивается не потому, что ею руководит какая-то контролирующая человеческая сила, а благодаря изобретениям и появлению полезных технологических новинок. Сейчас происходит своего рода коэволюция человека и технологических систем.
Изменение планетарных условий
В настоящее время техносфера может рассматриваться как паразитирующая на биосфере, изменяющая условия планетарной обитаемости. Очевидные последствия включают резко возросшие (и ускоряющиеся) темпы вымирания видов растений и животных, а также изменения климата и химического состава океана, которые в значительной степени пагубны для существующих биологических сообществ. Эти изменения, в свою очередь, могут нанести ущерб как функционированию биосферы, так и человеческому населению. Поэтому в идеале люди должны попытаться помочь техносфере развиться в более устойчивую форму в долгосрочной перспективе. Тем не менее, у людей коллективно нет иного выбора, кроме как поддерживать работоспособность техносферы, потому что теперь она необходима для нашего коллективного существования.