К.р. по теме «Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры» Вариант 1
А) Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории. Б) В массовой культуре произведения литературы, живописи кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Часто __________(1) действительно подавляет побуждения человека. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Другими словами, она предписывает надлежащие время, место и способы удовлетворения __________(2). Но, учитывая важность __________(3) культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать ее возможности. Способность культуры управлять человеческим __________(4) ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические __________(5) человеческого переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее __________(6), т.е. освоение культуры».
«Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? … Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования… Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. .. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) . С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их. С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает? | К.р по теме «Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры» Вариант 2
А) В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и др. Б) Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
А) Особую систему знаний, позволяющую обоснованно предсказать процессы и явления действительности. Б) Систему научных исследований, организаций, учреждений, институтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, __________(1) и потреблением __________(2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются __________(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и __________(4), знания, веру и многое другое. Неотъемлемой ее частью является __________(5) – область чувств и организма. Точно так же существует предел __________(6), которые может усвоить человеческий мозг».
«Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? … Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования… Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности. .. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) . С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их. С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает? |
Мораль и нравственность. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
1. Мораль и нравственность
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию2. Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания оморали и нравственной культуре, показать
причины изменения содержания
нравственных категорий,
Развивать умения анализировать, делать
выводы, рационально решать и
познавательные и проблемные задачи,
Формировать отношение к моральным и
нравственным ориентирам в жизни
человека.
3. Задание:
На основе представленного теоретическогоматериала составьте в тетради опорную
схему «Мораль»
Мораль
4. «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И.Кант
Основные понятия: мораль, моральныекачества человека,
моральные принципы, моральные
ценности, морально-психологические
механизмы, функции морали
5. Строим опорную схему:
Мораль (от лат. moralis, mores —нравственный, относящийся
к нраву, характеру) — форма общественного
сознания, состоящая из системы ценностей и
требований, регулирующих поведение людей.
Предмет
изучения этики
Сформировалась
вместе с
челловечеством
Форма общественного
сознания
мораль
Сферы
общественной жизни
Явление культурное,
историческое,
классовое
6. Три аспекта понятия мораль
7. Особенности норм морали
• Формируются в процессе утверждения, развития моральныхвзглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и
выражаются в общественном мнении.
• Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.
• Их реализация не нуждается в организованной
принудительной силе. Гарант: совесть индивида
общественное мнение, общественная оценка поведения
людей.
• Дают больший простор для их толкования, чем правовые
нормы.
• Регулируют отношения, подконтрольные и
неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и
т. д.).
• Регулируют общественные отношения с позиций добра и
зла, справедливого и несправедливого.
9. Мораль и право
“А в чём самая большая цель жизни? Ядумаю: увеличивать добро в окружающем
нас. А добро — это прежде всего счастье
всех людей. Оно слагается из многого, и
каждый раз жизнь ставит перед
человеком задачу, которую нужно уметь
решать. Можно и в мелочи сделать добро
человеку, можно и о крупном думать, но
мелочь и крупное нельзя разделять.
Многое, как я уже говорил, начинается с
мелочей, зарождается в детстве и в
близком…”
Д. С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”
14. Функции морали
Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферахобщественной жизни
Ценностно-ориентационная- утверждение человеческого в человеке,
поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором
выражается стремление человека к самосовершенствованию
Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое
поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у
личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).
Формирование нравственного облика личности
Конститутивная (от лат. constitus —утвердившийся, установленный)принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми
другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность
недопустима нигде
Координационная — обеспечение единства и согласованности
взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах .
Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает
их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение
в организации коллективной жизни людей
15. 10 заповедей человечности Д.С. Лихачева
1. Не убий и не начинай войны.2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею
во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё
сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и
мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть будет свободным всё, ибо рождается
свободным.
16. Практическая часть. Задания открытого банка
Запишите слово, пропущенное в схеме.Ниже приведен перечень терминов. Все
они, за исключением одного,
характеризуют понятие «мораль».
Социальные нормы; право; добро и зло;
духовность; санкции.
Найдите понятие, которое является
обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда, и запишите
цифру, под которой оно указано.
1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) ч
есть.
Прочитайте приведённый ниже текст,
в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка
слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
«Духовная жизнь – это важнейшая
сфера деятельности отдельных людей
и общества в целом, связанная с
производством, сохранением,
__________(1) и потреблением
__________(2). Наука, искусство,
религия, мораль, образование
выполняют социально значимые
исторически закрепившиеся за ними
функции, имеют свою структуру, т.е.
являются __________(3). Духовная жизнь
отдельной личности включает ее
потребности, способности,
стремления, жизненные ориентиры и
__________(4), знания, веру и многое
другое. Неотъемлемой ее частью
является __________(5) – область чувств
и переживаний. Условием
полноценной духовной жизни
личности является ее __________(6), т.е.
освоение культуры».
Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно
слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что в списке слов больше, чем
вам потребуется для заполнения
пропусков.
А) социализация
Б) распространение
В) общество
Г) социальный институт
Д) ценностные ориентации
Е) культура
Ж) духовные ценности
З) общественные отношения
И) эмоциональная сфера
Прочитайте приведённый ниже текст,
в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка
слова, которые необходимо вставить
на место пропусков.
«Моральные оценки поступков
позволяют оценивать их как хорошие
или дурные, приносящие добро или
причиняющие зло и заслуживающие
__________ (А). К основным
__________ (Б) и ценностям относятся:
доброта, чувство долга,
__________ (В), справедливость и т.п.
Ориентируясь на них, мы даём
оценку своих и чужих поступков
с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с
__________ (Г) являются основными
регуляторами поведения людей в
обществе. Мораль – это, прежде
всего, __________ (Д) поведения
человека, основанный на его воле,
долге, совести. Она присуща не
только отдельным личностям, но и
__________ (Е), которое также
оперирует категориями морали, даёт
моральные оценки».
Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно
слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения
пропусков.
Cписок терминов:
1) моральные категории
2) производство
3) порицание
4) активность
5) совесть
6) внутренний регулятор
7) польза
8) общественное мнение
9) право
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
…
Обеспечивает взаимопонимание,
взаимосвязь и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная
Формирует способность самостоятельно
ориентироваться в нравственных ценностях
21. Пишем эссе
Раскройте смысл высказывания в форме минисочинения, обозначив при необходимости разныеаспекты поставленной автором проблемы (затронутой
темы). При изложении своих мыслей по поводу
поднятой проблемы (обозначенной темы), при
аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания,
соответствующие понятия, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве
фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
Философия
«В безнравственном обществе все изобретения,
увеличивающие власть человека над природой, – не
только не благо, но несомненное и очевидное зло»
(Л. Н. Толстой).
Философия
«Современная цивилизация: обмен
ценностей на удобства» (С. Лем).
«В безнравственном обществе все
изобретения, увеличивающие власть
человека над природой, – не только не
благо, но несомненное и очевидное зло»
(Л. Н. Толстой).
23. Таблица
ПроблемаСмысл высказывания
Теоретическая аргументация:
термины, понятия,
употребленные в высказывании и
связанные с ним в логической
последовательности, их смысл
Фактическая аргументация:
аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
24. Домашнее задание:
Параграф 29, эссе по одной из темДостоинство труда и права трудящихся
Экономика должна служить людям, а не наоборот. Работа — это больше, чем способ зарабатывать на жизнь; это форма постоянного участия в Божьем творении. Если нужно защитить достоинство труда, то должны уважаться основные права рабочих — право на производительный труд, на достойную и справедливую заработную плату, на организацию и вступление в профсоюзы, на частную собственность и на экономическую инициативу.
Писание
Бытие 2:1-3
Бог отдыхает в седьмой день.Бытие 2:15
Бог поселяет человека в Эдемском саду , чтобы возделывать его и заботиться о нем.Второзаконие 5:13-15
Суббота предназначена для всех — всем позволено отдыхать от своей работы.- Второзаконие 14:28-29
Господь благословляет нашу работу , чтобы мы могли делиться ее плодами с другими. Второзаконие 24:14-15
Не удерживайте плату от ваших работников, ибо от них зависит их пропитание.Сирах 34:26-27
Лишить работника заработной платы — значит совершить убийство.Исаия 58:3-7
Соблюдать религиозные обряды, но угнетать своих работников – это ложное поклонение.Иеремия 22:13
Матфея 20:1-16
Все работники должны получать справедливую и прожиточный минимум.Марка 2:27
Суббота была создана для людей, а не люди для субботы.Луки 3:10-14
Будьте честны в своей работе.Луки 12:13-21
Ценность человека не определяется обилием имущества.Иакова 5:1—6
Те, кто разбогател, обижая своих работников , согрешили против Бога.
Традиция
«С самых первых страниц Библии ясно, что труд является неотъемлемой частью человеческого достоинства; там мы читаем, что «Господь Бог взял человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). Человек представлен как труженик, который обрабатывает землю, укрощает силы природы и производит «хлеб усердного труда» (Пс. 126:2), в дополнение к развитию своих собственных даров и талантов. Труд также делает возможным развитие общества и обеспечивает пропитание, устойчивость и плодовитость семьи: «Да увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей! Да увидишь ты детей детей твоих!» (Пс. 128:5-6)». (Папа Франциск, Радость любви [Amoris Laetitia], н.у.к. 23-24)
Работа должна быть местом для этого богатого личностного роста, где в игру вступают многие аспекты жизни: творчество, планирование на будущее, развитие наших талантов, воплощение в жизнь наших ценностей, отношения с другими, вознесение славы Богу . Из этого следует, что в реальности сегодняшнего глобального общества важно, чтобы «мы продолжали уделять приоритетное внимание цели доступа к стабильной занятости для всех», независимо от ограниченных интересов бизнеса и сомнительных экономических рассуждений. Мы были созданы с призванием работать. Цель не должна заключаться в том, чтобы технический прогресс все больше заменял человеческий труд, поскольку это нанесло бы ущерб человечеству. Работа — это необходимость, часть смысла жизни на этой земле, путь к росту, человеческому развитию и самореализации. Финансовая помощь бедным всегда должна быть временным решением перед лицом неотложных нужд. Более широкая цель всегда должна состоять в том, чтобы обеспечить им достойную жизнь посредством работы. (Папа Франциск, Об уходе за нашим общим домом [Laudato Si’], ном. 127-28)
Рост в сфере правосудия требует большего, чем экономический рост, хотя и предполагает такой рост: он требует решений, программ, механизмов и процессов, специально направленных на лучшее распределение доходов, создание источников занятости и целостное продвижение бедных, что выходит за рамки простого менталитета благосостояния. Я далек от того, чтобы предлагать безответственный популизм, но экономика больше не может обращаться к средствам, которые являются новым ядом, таким как попытки увеличить прибыль за счет сокращения рабочей силы и тем самым пополнения рядов исключенных» (Папа Франциск, Радость Евангелия [Evangelii Gaudium], no. 204)
Я хотел бы напомнить всем, особенно правительствам, занимающимся увеличением мировых экономических и социальных активов, что главный капитал, который необходимо охранять и ценить, — это человек, человеческая личность в ее или ее целостности: «Человек есть источник, средоточие и цель всей экономической и социальной жизни». (Папа Бенедикт XVI, Милосердие в истине [Caritas in Veritate], № 25, цитата из Второго Ватиканского собора, Церковь в современном мире [Gaudium et Spes], вып. 63)
Экономическая сфера не является ни нейтральной с этической точки зрения, ни бесчеловечной по своей сути, ни противоречащей обществу. Это неотъемлемая часть человеческой деятельности, и именно потому, что она человеческая, она должна быть структурирована и управляться этическим образом. (Папа Бенедикт XVI, Благотворительность в истине [Caritas in Veritate], № 36)
Во многих случаях бедность является результатом нарушения достоинства человеческого труда либо из-за ограниченности возможностей трудоустройства (из-за безработицы или неполной занятости) , или «потому что труду и правам, вытекающим из него, придается низкое значение, особенно право на справедливую заработную плату и на личную безопасность работника и его или ее семьи». (Папа Бенедикт XVI, Благотворительность в правде [Caritas in Veritate], №. 63)
Обязанность зарабатывать себе на хлеб в поте лица предполагает также право на это. Общество, в котором это право систематически отрицается, в котором экономическая политика не позволяет работникам достичь удовлетворительного уровня занятости, не может быть оправдано с этической точки зрения, и это общество не может достичь социального мира. (Св. Иоанн Павел II, Сотый год [Centesimus Annus], № 43)
Все люди имеют право на экономическую инициативу, на продуктивный труд, на справедливую заработную плату и льготы, на достойные условия труда, а также на организацию и вступление в союзы или другие ассоциации. (Конференция католических епископов Соединенных Штатов, Католическая основа экономической жизни, № 5)
Работа, как было сказано, обязанность, то есть обязанность со стороны человека. . . Человек должен трудиться и потому, что так повелел Творец, и в силу своей человечности, которая требует труда, чтобы поддерживаться и развиваться. Человек должен работать с уважением к другим, особенно к своей семье, но также и к обществу, к которому он принадлежит, к стране, ребенком которой он является, и ко всей человеческой семье, членом которой он является, поскольку он наследник работа поколений и в то же время соучастник построения будущего тех, кто придет после него в преемственности истории. (Святого Иоанна Павла II, О работе человека [Laborem Exercens], нет. 16)
Труд есть благо для человека, благо для его человечества, потому что посредством труда человек не только преобразует природу, приспосабливая ее к своим нуждам, но и достигает самореализации как человек и действительно в некотором смысле становится «больше человеком». (Св. Иоанн Павел II, О человеческом труде [Laborem Exercens], № 9)
Все эти права вместе с необходимостью обеспечения их самими работниками порождают еще одно право: право на объединение, то есть создавать ассоциации с целью защиты жизненно важных интересов тех, кто занят в различных профессиях. Эти ассоциации называются рабочими или профсоюзами. (Св. Иоанн Павел II, О человеческом труде [Laborem Exercens], № 20)
Как торжественно подтвердила Церковь на недавнем Соборе, «начало, предмет и цель всех социальных институтов есть и должны быть человеческая личность». Все люди имеют право на труд, на возможность развивать свои качества и личность при выполнении своих профессиональных обязанностей, на справедливое вознаграждение, которое позволит им и их семьям «вести достойную жизнь на материальном, социальном, культурном и духовном уровне». уровне» и на помощь в случае необходимости, связанной с болезнью или возрастом. (Блаженный Павел VI, Призыв к действию [Octogesima Adveniens], нет. 14)
Китайские религии и философии
Конфуцианство, даосизм и буддизм считаются «тремя столпами» древнекитайского общества. Как философии и религии они не только влияли на духовность, но и на правительство, науку, искусство и социальную структуру. Хотя их определенные верования и учения иногда противоречили друг другу, они часто пересекались. Вместо того, чтобы одна традиция взяла верх и вытеснила другие, три философии повлияли на общество вместе друг с другом, изменили друг друга, а иногда и смешались. Понимание уникального взаимодействия между этими тремя традициями дает глубокое понимание древнего китайского общества, а также современности.
Конфуцианство
Хотя конфуцианство ближе к философии, чем к истинной религии, оно было образом жизни древних китайцев и продолжает влиять на китайскую культуру сегодня. Основатель конфуцианства по имени Конфуций жил с 551 по 479 год до н. э. Он был философом и политическим деятелем, жившим в то время, когда традиционные китайские принципы начали разрушаться под влиянием конкурирующих политических государств. Он взял старые религиозные заповеди и перевел их в принципы социальных нравов. Его учения давали руководство на всех уровнях древнекитайской жизни, от взаимодействия между членами семьи и в общественной сфере до образовательных стандартов и того, как следует управлять государством.
Конфуцианство стало доминирующей политической философией во времена династии Хань с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Поскольку конфуцианские учения были консервативными и призывали людей сохранять свою роль в общественном порядке, эта философия использовалась государством для сохранения статус-кво с того времени.
Структура китайского общества и его акцент на ритуалах, семейном уважении и обязанностях, поклонении предкам и самодисциплине по-прежнему находятся под сильным влиянием Конфуция и его учений.Даосизм
Даосизм (также известный как даосизм) — китайская религия, возникшая немного позже конфуцианства, около двух тысяч лет назад. В отличие от конфуцианства, даосизм в основном занимается духовными элементами жизни, включая природу вселенной. Руководящий принцип даосизма примерно переводится как «Путь», который представляет собой гармоничный естественный порядок, возникающий между людьми и миром, и к достижению которого даосы должны стремиться. В даосской структуре вселенной люди должны принимать и подчиняться Дао и делать только то, что естественно и соответствует Дао. Это концепция у-вэй, которая переводится как «бездействие», но на самом деле означает следовать истинной природе мира и не слишком сильно стремиться к желаниям. Это противопоставляет даосизм конфуцианству по-другому: он не заботится о гуманистической морали, правительстве и обществе, которые даосы считают изобретениями людей и не обязательно частью Дао.
Несмотря на различия, даосские и конфуцианские идеи не полностью противоречат друг другу, поэтому китайское общество смогло воспринять концепции обеих традиций. Даосизм оказал влияние на литературу и искусство, но самая большая область даосского влияния была в науке. Сосредоточенность даосов на природных элементах и наблюдение за тем, как работает мир природы, помогли создать китайскую медицину. Подобно современному научному методу, даосы экспериментально наблюдали, как различные лекарства воздействуют на людей и животных. Их коллективные знания, полученные в результате попыток увеличить продолжительность жизни человека, внесли огромный вклад в науку о здоровье.
Буддизм
Буддизм был третьей по значимости системой верований древнего Китая. Он был основан Сиддхартхой Гаутамой, также называемым Буддой, который жил в Индии примерно в шестом веке до нашей эры. Буддизм — это философия, направленная на личное развитие и достижение глубоких знаний. Буддисты стремятся достичь просветления посредством медитации, духовного обучения и практики. Они верят в реинкарнацию и в то, что жизнь непостоянна и полна страданий и неопределенности; путь к обретению мира лежит через достижение нирваны, радостного состояния за пределами человеческих страданий. Существует множество различных сект, которые придают разное значение различным аспектам буддизма. Двумя крупнейшими течениями являются буддизм Тхеравады, распространенный в основном в Южной Азии, и буддизм Махаяны, распространенный в Восточной Азии, включая Китай.
После своего основания в Индии буддизм распространился и стал популярным в Китае в первом веке нашей эры. Одной из причин, по которой буддизм стал популярным в Китае, был даосизм. Некоторые буддийские практики были похожи на даосские, и буддийские монахи использовали даосские концепции для объяснения буддизма китайцам, преодолевая культурный и языковой барьер между индийцами и китайцами.