Что такое душа человека, ее характеристики
Человеческая душа — есть она или нет? Какая она? И что об этом говорят философы и эзотерики.
Что такое душа?
Душа — бессмертная сущность, в которую заключена сама личность человека. Именно душа является началом жизни и не исчезает вместе со смертью тела. Всем чувствам, мыслям и сознанию мы обязаны душе. При этом душа — это нечто большее, чем просто сознание и самосознание. Душа соединяется с физическим телом, проживает в нем жизнь, а затем покидает его, сохраняя весь опыт, всю информацию, полученные в этой жизни.
При этом надо сказать, что понятие души тесно связано с религией, однако в каждой свое представление о том, что является душой и как она проявляется.
Косвенным результатом наблюдений за душой является психология. В психологии (науке о душе) эту субстанцию принято называть сознанием. Сознание — это функция головного мозга, формирующая человека как мыслящее существо. В понятие «сознание» включаются и наш интеллект, мысли, свойства характера, видения, поведение, образы и память.
Душа с точки зрения философии
Изначально философия называла душу субстанцией, материей, которая представляет собой скопление огненных атомов. То есть, она была физической составляющей тела. Позднее философы пришли к тому, что душа эфемерна, нематериальна. Однако душа, при всей своей эфирности и неуловимости, прочно связана с телесным миром.
Душа бессмертна, и движется вперед, обретая каждое новое тело для получения нового опыта, развития и прохождения уроков. Способности у души три: познание, разум и воля.
Источник: https://astro7.ru/online-journal/ezoterica/bioenergetika/dusha-chto-eto-takoe.html
Но она не всесильна. И когда душа снова оказывается в теле человека, она может подвергаться порокам, испытаниям и не выполнить свое предназначение. А предназначение души — совершенствование.
С точки зрения религиозной философии душа — это нематериальная сущность, которая способна чувствовать, действовать, осознавать и мыслить. Самым главным в душевной жизни человека является самопознание и самосознание.
Душа способна оказывать влияние на усовершенствование природного, социального и внешнего мира. Она может определить и раскрыть индивидуальность и взаимодействие внутренней жизни человека и окружающего мира.
Большинство религий считает, что душа — это бессмертная, самостоятельная и нематериальная сущность, отличная от тела, созданная Богом, в которой выражается божественная природа человека, дающая начало всему и обуславливающая жизнь, чувство воли, сознания, мышления, ощущения.
Душа самостоятельна, потому что она не является проявлением другой сущности, а сама источник всех явлений, которые исходят из нее. Она сотворена бессмертной, так как не умирает, в отличие от тела. Это неповторимое и уникальное творение.
I work!
Душа всегда была и остается содержимым каждого человека. Без нее индивид не может существовать, так как тело — это всего лишь материальная оболочка. Все религии мира уделяют огромное внимание ее изучению и познанию.
Не исключено, что религия возникла в результате того, что люди начали искать ответы на вопросы, касающиеся сущности души.Душа с точки зрения эзотерики
Современные эзотерики в большей или меньшей степени сходятся в мысли, что душа — это некая энергия. Кто-то считает ее частью энергии Творца, кто-то — энергией Вселенной, вложенной в конкретного человека. Многие называют ее информационной структурой, которая и делает людей людьми.
Душа способна развиваться и трансформироваться. Душа бессмертна и незрима. И только определенные астральные практики позволяют ее увидеть.
Также многие эзотерики связывают душу с Богом, полагая, что цель души — стремиться реализовать свою божественную энергию и максимально приблизиться к Господу, чтобы впоследствии «слиться» с ним.
Согласно индийской традиции, понятие души переплетено с учением о чакрах — энергетических центрах человека, коих у каждого семь. Каждая чакра отвечает за свою сферу, и чакра, связанная с духовностью, называется Сахасрара.
В Древнем Египте, Индии, Тибете верили в реинкарнацию, считая, что душа после смерти вселяется в другое рожденное тело. Душа — это жизнь, внутри каждого создания, будь то животное или растение. Она живет в каждом из нас, являясь неотъемлемой частью тела. Учения Востока и Индии основываются на том, что душа есть источник всей мудрости.
Доказательства в пользу существования души у человека
Официальная наука ответить на этот вопрос не может. Ученые пытались определить, где находится душа — в мозге, в сердце или где-то за пределами понимания, понять, сколько она весит, существует ли она вообще. Сложно сказать, что кто-то глобально преуспел на поприще физических доказательств существования такой нематериальной субстанции, как душа. Ее природа трудно поддается анализу.
Сколько весит душа?
Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Традиционно называют диапазон 15–35 граммов, который обозначил врач Дункан Макдугалл после экспериментов в 1901 году. Макдугалл взвешивал своих пациентов до и после смерти. Теория подвергалась критике, однако более растиражированной теории на данный момент не существует. Поэтому чаще всего говорят, что душа человека весит 21 грамм.
Как проявляется душа?
Все великие философы начинали познавать мир с познавания самого себя. По представлениям религиозного мира, душа — это частичка Бога, которую он вдохнул в человека во время его сотворения. Для того, чтобы понять, существует душа на самом деле или нет, нужно всегда прислушиваться к себе и искать именно внутри себя этот источник знаний, истин и мудрости. Ведь все скрывается в нас — все секреты, вопросы и ответы. Когда вы начнете познавать себя, вам обязательно откроется вся истина создания этого мира, и, конечно же, души.
Душа — сложная энергетическая структура. Проявления души — это проявление сознания и осознания, силы, разума, воли, любви, ощущение жизни и собственного существования. Проявления души — это покой и непокой, это гармония, это стремление к свету, это развитие и движение вперед. Все, в чем мы проявляемся — это и есть проявления нашей души.
Душа: зачем она приходит на Землю и куда уходит потом
https://inosmi.ru/20220320/nauka-253464160.html
Душа: зачем она приходит на Землю и куда уходит потом
Душа: зачем она приходит на Землю и куда уходит потом
Душа: зачем она приходит на Землю и куда уходит потом
Что такое душа? Материальна ли она или нет? Что происходит с ней после смерти? Существует ли она вообще? С точки зрения теологии и философии, несомненно, а с… | 20.03.2022, ИноСМИ
2022-03-20T17:06
2022-03-20T17:06
2022-03-21T11:08
idnes.cz
наука
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/03/15/253468629_0:40:1921:1120_1920x0_80_0_0_2dbaa1b6dfefd093c907e6049e921fa7.jpg
Что такое душа? Материальна ли она или нет? Что происходит с ней после смерти? Существует ли она вообще? С точки зрения теологии и философии, несомненно, а с точки зрения традиционной науки — нет. По крайней мере пока. По мнению материалистов, после смерти от нас, помимо воспоминаний, не остается ничего, кроме пепла и пыли. С точки зрения человека духовного, душа покидает тело, чтобы куда-то переместиться. Например, в космос, на небо, в ад или в другого человека. А может, в улитку. Кто знает.Душа весит ровно 21 грамм. По крайней мере так более ста лет назад, проведя тщательное исследование и опыты, утверждал врач Дункан Макдугал, который не мог поверить, что тело без души, то есть мертвец, легче живого человека. Поэтому он взвешивал и взвешивал, пока не определил столь незначительный вес, равный, например, кусочку ветчины.Кстати, Макдугал был человек основательный и подошел к делу с умом. Ему удалось убедить шесть человек, которые готовились умереть, в основном из-за туберкулеза, помочь науке. Он изготовил огромные весы, на которые помещал мертвеца вместе с кроватью, а потом ждал, когда душа отойдет. А поскольку речь шла о шести разных душах, то авторитетный доктор усреднил разницу между весом живых пациентов и их же весом уже после смерти. Так и получились эти 21 грамм. Два орешка кешью или две ягоды крыжовника. Сущность живого человека.Весной 1907 года он обнародовал свое открытие как в американской печати, так и в специализированных журналах. Доктор Макдугал рассказал, что вес пациентов всегда внезапно снижался в момент смерти и что он всегда проверял, не было ли это вследствие выделения мочи. В итоге он вычислил среднее значение для четырех случаев, потому что в двух остальных ему не удалось вовремя провести измерения. Другим доказательством было взвешивание умерших собак, которых ему удалось найти целых 15 штук. С наступлением смерти их вес якобы никак не изменился, а это ясно свидетельствовало о том, что у животных, в отличие от людей, нет бессмертной души. Вердикт звучал так: душа — материальная субстанция, и ее можно взвесить.Когда душа отлетаетПосле такого сенсационного открытия на американского врача обрушились другие, еще более авторитетные врачи. Как он мог утверждать нечто подобное, когда известно, что в агонии пациент потеет, перестает дышать, и уменьшение веса объясняется просто выходом жидкости через пот, а не отходом души? А собаки, как известно, охлаждаются не потением, а, как известно, дыханием. Так врачи спорили на страницах специализированных журналов еще много месяцев.С логической точки зрения подобные измерения кажутся бессмысленными. Смерть, как правило, наступает в момент, когда сердце перестает обеспечивать органы, включая мозг. Сознание может, конечно, сохраняться еще несколько минут даже в момент, когда сердце уже не бьется. Остановка сердца не означает неминуемую смерть. Во многих случаях его удавалось запустить снова. Так или иначе, трудно изменить, на сколько кто «похудел» в роковую минуту. Но психолог Ероним Климеш считает такое взвешивание души, если бы оно проводилось точными приборами, считает целесообразным. Интервью с ним приводится в конце данной статьи.Еще более интересным кажется вопрос о том, что происходит с человеком в момент, когда он умирает. Причем неважно, выживает ли он в итоге и возвращается ли душа обратно в тело. Разумеется, я говорю образно, хотя… До сих пор даже в стерильных операционных сохранилась традиция, дошедшая до нас из давнего-давнего прошлого: после смерти человека открывают окна, чтобы душа могла вылететь наружу. Куда? Узнаем.Порой достаточно уснутьПисать о душе сложно уже потому, что смыслов, которые под ней подразумеваются, бесчисленное множество. За примером не нужно далеко ходить. Я подсчитал, правда, весьма коряво по примеру доктора Макдугала, что только за последние десять лет слово «душа» я использовал более чем в сотне статей, причем в самых разных контекстах и по разному поводу. Либо я цитировал разных мыслителей, ученых и представителей мира искусства, которые говорят об истерзанной душе человека, доброй душе, душевных глубинах, родственных душах, романтических душах, душе борца, неукротимой части души, блуждающих душах, конфликте души и тела, душе народа, душевных потерях, отражениях души или… Нет, всего не перечислить.В философии и теологии душу, как правило, считают тем, что лежит в основе жизни и не зависит от материального тела. Тело обращается в прах, а душа сохраняется. Она намного важнее тела и тем более важнее, чем конкретный человек со своим именем и судьбой. Медицина не дает конкретного определения души, и для многих она означает почти все, а для других, напротив, расплывчатое нечто. Однако нет сомнений в том, что это слово всегда было как-то связано с духом человека. И неважно, о чем идет речь: о греческой психее, латинском анимусе, славянской душе или еврейском нефеше.Так или иначе душа не является чем-то эзотерическим. С этим понятием вот уже несколько тысячелетий работают многочисленные светлые головы. Не случайно, что ее часто как нечто малопонятное и трудноуловимое связывают со снами. Еще греческий философ Платон прозорливо утверждал, что неукротимая часть души содержится во снах. А у древних германцев была легенда о ночном кошмаре, под которым сегодня понимается плохой сон, который появляется в фазе быстрого сна и который способен так на нас подействовать, что утром мы, обливаясь потом, вспоминаем все его подробности. По германской легенде, в таких снах к людям приходил ночной призрак Мар, которому нужна была душа человека.Викинги знали, что души воинов отправляются в Вальхаллу, и такие же верования были у древних славян. Когда хоронили какого-нибудь видного военачальника или вельможу, вместе с ним в мир иной отправляли и его жену или наложницу. Арабский историк Аль-Масуди даже утверждал, что славянские женщины «молят о сожжении, чтобы отправиться в рай вместе с душами своих мужей». На протяжении веков люди верили, что на Рождество по домам блуждают души умерших членов семьи. Поэтому остатки ужина оставляли еще три дня на столе. Также многие поколения верят, что расплатиться с дьяволом можно только душой и ничто иное его не устроит.Небо, ад и райМои языческие представления о жизни после смерти, будь то в аду или в раю, формировались двадцать — тридцать лет. Я представляю себе не раскидисты друидский дуб, а огромный кинотеатр, в котором столько кинозалов, сколько людей на свете. В каждом зале в прямом эфире показывают жизнь одного из живущих людей, а у вас есть возможность побывать в любом зале и увидеть, что делают ваши знакомые, незнакомые вам люди, любимые и ненавистные — все, кто вас пережил. Правда, это очень отличается от райской жизни…Думая о том, какая участь постигнет их душу, живут многие более или менее верующие люди, которые называют душу, например, совестью. Нередко люди руководствуются в своей земной жизни заботой о душе. По мнению многих, чтобы попасть в ад, нужно порядочно нагрешить, а потом умереть. Наиболее драматично семьсот лет назад это изложил Данте Алигьери в «Божественной комедии», где души в ад на самом деле переправлял через реку Ахерон демон Харон, в глазах которого горят угли. У Данте в аду девять кругов. Он выглядит как огромный кратер, который образовался после падения Люцифера с неба. Первый круг называется Лимб, и в нем полно великих деятелей человеческой истории. Там нашли приют даже души Моисея, Ноя и Авеля, которые оттуда попали в рай. Второй и последующие круги переполнены грешниками, которые в чистилищ не покаялись в своих грехах. В девятом кругу ужасно холодно, и там оказываются все предатели в истории, рассортированные согласно серьезности их проступков. На самом дне пребывает хозяин загробного мира Люцифер или Сатана, по пояс замороженный во льду.Данте побывал в аду только в своих фантазиях, как и на значительно более скучном небе, что якобы удалось и многим людям, которые «на самом деле» пережили жизнь после жизни во время клинической смерти. Это называют «околосмертным опытом» (Near Death Experience). Некоторые пациенты, которых удалось реанимировать, рассказывали, как их душа отделилась от тела, вознеслась безучастно над драматичной сценой, а потом спокойно вернулась в тело. Или их душа якобы попадала в тоннель, на конце которого был свет, может, жизни после смерти, может, ада, а может, и рая. Правда, никто так убедительно и не доказал, что все это не результат процессов в мозгу, части тела, дыхание и сердце которого остановились. И тем не менее эти рассказы звучат правдоподобнее, чем путешествие с Хароном в царство мертвых. Хотя… Кто знает?Если спросить психиатров, то они ответят вам, что эти переживания объяснимы. Это называется измененным состоянием сознания, которое наступает, например, после употребления наркотиков, приема некоторых лекарств, а также при нехватке сахара или кислорода в крови. Так, последняя из названных причин может быть связана именно с упомянутым путешествием по тоннелю, когда сердце человека перестает биться. В коме многое может привидеться, и где-то там могли зародиться представления о рае.Американский нейрохирург Эбен Александер, который сам пережил клиническую смерть, даже рассказывает, что оказался в потоке света полном пения и розовых облаков и был окружен невиданными крылатыми созданиями, а потом он встретил прекрасную женщину, окруженную миллионами мотыльков. Наверное, больше всего это похоже на лесные города эльфов в романах Толкиена. Все это врач помнил после того, как пришел в себя после недели комы, когда его мозговая кора якобы не показывала никакой активности. Поэтому он заключил, что душа, которую он называет сознанием, никак не связана с мозгом, то есть телом. По крайней мере так он утверждает в книге «Доказательство рая или Путешествие нейрохирурга в загробный мир».Жизнь после жизниСтоит отметить, что Александер как врач вызывает большие сомнения (его уволили из нескольких больниц). Его единственное доказательство, на котором он строит свою теорию о том, что его сознание путешествовало по разным измерениям, пока его мозг был полностью парализован, не убедило научную общественность. Своим рассказом он хотел пошатнуть теорию о том, что измененные состояния сознания являются следствием плохой работы мозга, поскольку у Александера мозг якобы не функционировал вообще. Это зафиксировала томография, данные которой, однако, недоступны. Правда, по рассказу оного из лечащих врачей, его мозг в коме функционировал. Несмотря ни на что, книга Александера хорошо продавалась, хотя и не достигла невероятной популярности бестселлера «Жизнь после жизни» Реймонда Моуди. Его книга вышла в 1975 году. Ее автор, побеседовав с теми, кто пережил свою смерть, надолго удовлетворил спрос на информацию о загробной жизни.Психолог и философ Моуди не утверждал, что, несмотря на смерть мозга, побывал на небесах. Он просто подробно описал опыт людей, которые вернулись после клинической смерти обратно. Рассказы о таком путешествии в загробный мир удивительным образом совпадали. Вне зависимости от возраста, пола, вида заболевания, социального положения и места проживания. Наиболее интересны были пассажи о том, насколько сильно изменился взгляд на жизнь у людей после подобного опыта, как они переоценили отношения, восприятие себя самих и то, что называется смыслом жизни. Моуди сам пишет, что наука не способна ответить на вопрос, что ждет нас после земной жизни. Тем не менее он убежден, что смертью все не заканчивается и что душа каким-то образом сохраняется. Вообще можно сказать, около 20 процентов от умирающих пациентов, которых вернули к жизни, утверждали, что, несмотря на остановку сердца, видели, например, врачей, самых себя, больничную палату или операционный зал, где лежали в этот момент. Как будто их душа возносилась куда-то вверх. Возможно ли нечто подобное, никто никогда не подтвердил. Тем не менее мозг, лишенный на какое-то время притока насыщенной кислородом крови, может работать очень необычно.Душа за рамками наукиВ психологии слово «душа» используется как неопределенное понятие для обозначения сознания, восприятия, ощущения или мышления человека. По словам психолога Еронима Климеша, который окончил также естественнонаучный факультет и, будучи католиком, верит в бессмертие души, сегодня в психологии вместо «души» говорят о личности, поскольку терминология изменилась. «Воля означала разумную деятельность, чувственное желание. Теперь все это обще называется мотивацией. А вместо «души» у нас «личность». Так что «душа» превратилась в устаревшее понятие, которое в современной психологии не имеет определения. Но также она осталась частью философии, в которой Аристотель четко заявил, что душа — это «принцип» (начало или источник) жизни каждого организма. Но пока у нас нет удачных неоднократных экспериментом, доказывающих активность души, отделенной от тела, и поэтому мы вынуждены оставлять этот термин за рамками экспериментальной психологии», — говорит доктор Климеш.Удивительные явления могут существовать всегда, но наука открывает их только тогда, когда технологии позволяют это. «Без телескопов нельзя было понять, гелиоцентричен ли мир или геоцентричен. В психологии у нас тоже нет никакой методологии, чтобы выявить, например, телепатию. Но это не означает, что ее не существует. Гипноз тоже когда-то был ненаучным эзотерическим увлечением на ярмарках и праздниках, а потом его начали использовать ученые, и сегодня гипноз уже почти никому не интересен, потому что он уже не новость. Он наскучил, потому что о нем уже написаны тысячи книг», — добавляет он.Спасите свои душиВ бессмертие души верят люди самых разных культур и религий. Меня всегда манил таинственный остров Мон-Сен-Мишель, который то заливает море, то окружает песок и лужи соленой воды. Бретонские кельты считали, что это Гробовая гора, куда уплывают души умерших. А вот блуждающие огни люди издавна считали душами умерших некрещеных младенцев. На Украине верили, что русалки — это души мертвых девушек. В Америке индейцы сложили огромное количество легенд о духах и душах. Кстати, некоторые индейцы верили, что фотография крадет душу у человека.Путешественник и документалист Стив Лихтаг рассказал мне как-то о тибетских традициях: «Когда умирает тибетец, живые дают его душе какое-то время, чтобы та могла спокойно покинуть тело. Поэтому они сидят рядом с ним на протяжении нескольких дней, приносят еду и воду, постепенно прощаются с ним и ждут, когда душа отойдет. Потом они относят тело умершего на самый большой холм в округе, а пока несут специальным криком призывают стервятников. Там они кладут мертвого на землю на открытое пространство, и к нему начинают слетаться стервятники, зная, что им готов обед. Помимо этого, селяне разрубают и разрезают тело мертвого топором и ножом, чтобы стервятникам было проще его съесть. Их слетается около 50, и уже за несколько минут от него остается только скелет. В некоторых областях трудно найти достаточное количество дров для кремации или выкопать могилу в каменистой почве, и поэтому небесное погребение — практически единственный способ ликвидации людских останков. С буддисткой точки зрения мертвое тело без души — только кусок неживой материи».Но нам не стоит ходить так далеко за примерами. В Праге, особенно в начале прошлого века, процветал спиритизм, и спрос на вызов душ умерших был огромным. Предполагается, что во время смерти душа отделяется от тела. Во многих религиях царит убеждение, что при рождении душа как бы поселяется в теле, а после смерти покидает его и просто находит новое. Спасение души — главный мотив в жизни христианина, который руководствуется им в своем поведении. Однако этнолог Петр Янечек объяснял мне, что церковь выдумала чистилище в Средние века.»Представления о том, что существует дух мертвого человека, с которым можно общаться, появилось вместе с чистилищем. Оно возникло отчасти как бизнес. Люди платили монахам, чтобы те молились за души в чистилищах. В Библии можно найти только один дух, но и то это скорее уловка колдуньи, которая показывает его царю Саулу. Духов там никто не вызывает, потому что существование духа исключено. Умерев, вы отправляетесь или в рай, или в ад. Золотой век духов — XIX и XX век».Когда душа морозитКстати, по словам Янечека, люди считали дух, то есть душу умершего, чем-то материальным с незапамятных времен. «Он мог вас сжечь или заморозить. В России верили, что если после смерти к вам приходит жена, у нее в спине дыра, через которую видны внутренние органы. Поэтому она никогда не повернется к вам спиной. Таким образом, дух часто выглядел как человек, но в нем было и нечто странное. Например, у него было копыто. Люди не представляли себе духа как нечто нематериальное. В больницах до сих пор после смерти пациента открывают окно. Якобы по традиции, по этическим соображениям, чтобы душа могла отлететь. Если бы она была нематериальной, то ничего подобного делать не потребовалось бы. Иногда душе приписывали воплощение в голубе или вороне. Когда еще в конце XIX века пастух спал в горном шалаше, а вокруг него бегала мышь, убивать ее запрещалось, потому что люди верили, что это его душа, которая во сне выскочила из него в виде мыши. Если бы ее убили, то пастух уже никогда не проснулся бы».»Души невидимы для человека, но при желании их можно заметить. Чаще всего они принимают облик животных или птиц. Они могут обращаться голубями, утками, соловьями, ласточками, кукушками, орлами или воронами», — пишет профессор Йозеф Кандерт в книге «Религиозные системы», отмечая, что в культуре народов Центральной Европы душа чаще всего воплощена белым голубем.Однажды мы, возможно, взвесим душуПсихолог Ероним Климеш не относится к возможности существования (не)материальной бессмертной души без скепсиса. Он утверждает, что пока у нас нет достаточных инструментов, как доказать ее существование или опровергнуть его, душа продолжит существовать не в психологии, а в области философских категорий, где Аристотель, напротив, дал ей четкое определение.iDNES: Существует ли душа?Ероним Климеш: Раньше, то есть более двухсот лет назад, в существовании души никто не сомневался. Люди лишь спорили о том, где она находится, какая она и в чем ее суть. Материальна ли она или нематериальна? Постоянна или временна? Этот подход изменился только тогда, когда естественные науки разгромили традиционные доказательства, существовавшие как минимум с XVIII века. Сегодня психология пользуется понятием «личность», но с философской точки зрения понятие «душа» по-прежнему существует.— Когда возникает душа?Ероним Климеш: Душа возникает в момент, когда неживой предмет становится живым. Представьте себе очень упрощенно, что человек падает в пруд и его достают уже утонувшим. Это все та же материя, то же тело, но чего-то в нем не хватает. Оно мертво. Так по закону о сохранении массы думали, что это нечто, то есть душа, осталось под водой. Люди фантазировали, что водяной заключил ее там в горшок. Явную разницу между мертвым и живым человеком списывали именно на душу как источник жизни.— То есть душу считали принципом жизни?Ероним Климеш: Да. Вот у вас есть два одинаковых семечка в одинаковых условиях, но одно проросло, а второе нет. Разницу между ними объясняли душой. Еще со времен Аристотеля, который написал книгу «О душе», под душой во всех живых организмах понималось именно это. И эта убежденность сохранялась не только в древние времена и Средневековье, но и в Новое время. Определение Аристотеля переняли и христиане.— То есть душа есть и у вируса? Например, у ковида?Ероним Климеш: Да, и у растений и животных. Больше всего тогда спорили о том, бессмертна ли душа человека и сохраняется ли она после смерти, переходя в какой-то параллельный мир или пустоту.— На небеса или в ад?Ероним Климеш: Замечу, что под адом понималось не место, а саморазрушительное состояние души. А вот мирное состояние, напротив, означало рай. Все представления об облачках или котлах с серой — это лишь метафорические образы. Но Иисус говорил, что эти состояния начинаются уже на земле, и в следующую жизнь мы их только переносим. Если смерть настигает человека полного ненависти к бывшему супругу, он рискует остаться в этом аду навсегда.— Так куда отправляется душа после смерти?Ероним Климеш: Я бы тоже хотел это знать. Экспериментально мы не в состоянии узнать, что происходит с душой после смерти. Это не подвластно измерениям, будь то физическим или психологическим, и поэтому эти явления остаются за рамками науки. Но я оптимист и добавлю «пока».— Пока?Ероним Климеш: Люди рассказывают мне, как дочь пришла на кухню и заплакала, потому что дед только что умер и приходил к ней. Родители ее утешали, говоря, что это глупости. Через пару минут зазвонил телефон, и им сообщили, что дед действительно умер. На тысячу клиентов находится один такой случай, а это немало. Непредсказуемые вещи нельзя измерить или повторить. Но поскольку подобных историй довольно много, я думаю, что в этой области, несомненно, существует нечто, о чем мы еще не знаем.— Споры ведутся в основном вокруг того, существует ли душа сама по себе, то есть без человеческого тела.Ероним Климеш: Мнимые доказательства того, что чья-то душа покинула при клинической смерти тело, а потом вернулась в него, убеждают всегда только того, с кем это случилось, но не остальных. Мы можем им верить, но это доказательство только для тех, кто сам это пережил. Я верю в загробную жизнь, но для меня это все равно не доказательство того, что душа может существовать без тела. Во время переживаний близких к смерти мозг еще продолжает функционировать. Мы не знаем насколько, но о полной смерти точно говорить не приходится.— Меняет ли такой опыт человека?Ероним Климеш: Да. Эти люди утверждают, что уже не боятся смерти, что уже ее испытали. После возвращения с порога смерти они часто смотрят на нее по-другому, и нередко у них меняются ценности. Однако впечатления на грани смерти не редкость, и мы хорошо знаем об их существовании, однако как объективное доказательство загробной жизни их просто нельзя использовать. — Более двухсот лет назад врач Дункан Макдугал взвесил душу и заявил, что ее вес составляет 21 грамм. Специалисты тогда посмеялись над ним. Может, в его исследованиях есть правда?Ероним Климеш: В науке в начале всегда стоит эксперимент. Если эксперимент удается, то только потом подводится теория. Возможно, если бы у нас были более точные приборы, мы смогли бы измерить убыль веса после смерти. Раньше и гравитационное поле невозможно было измерить просто потому, что для этого не было приборов. Кроме того, особенно хорошо укореняются идеи, которые вписываются в какую-нибудь устоявшуюся теорию. Физике Ньютона противоречили тысячи новых экспериментов, и только тогда ученые начали придумывать новые теории для их объяснения. Так что даже если бы мы доказали уменьшение веса после смерти, психологам все равно потребовался бы еще ряд экспериментов, чтобы задуматься: «Черт побери, а как так? Нужно придумать новую теорию».— Неужели такое действительно возможно?Ероним Климеш: А почему нет? Например, струнная теория, а в физике это одна из теорий всего, наталкивается на отсутствие эксперимента, который подтвердил бы ее или опроверг. Она вобрала бы в себя квантовую теорию и теорию относительности , но сегодня для физиков это такой же интеллектуальный вызов, как душа в психологии и философии.
/20220107/250946120.html
/20210131/248992312.html
/20200221/246899695.html
/20211118/250934158.html
/20180526/242285520.html
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/03/15/253468629_0:0:1705:1279_1920x0_80_0_0_cf0ea06278b643af8c679055bb7b0b4a.jpg
1920
1920
true
ИноСМИ
info@inosmi. ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
idnes.cz, наука
Душа человека смертна или бессмертна?
HomeContent IndexЧеловечествоЧеловеческая природа Человеческая душа смертна или бессмертна
Вопрос
Ответ
Человеческая душа — это нефизическая часть мужчины или женщины. Душа занимает центральное место в личности человека. Это «истинное я» — то, кем человек является на самом деле. Душа является центром жизни, чувств, мыслей и действий в человеке.
Без сомнения, человеческая душа бессмертна. То есть душа не подвержена смерти. Душа никогда не перестает существовать, но вечна. Душа духовна и поэтому обладает качеством бессмертия. Напротив, тело является физическим; земное тело, которым мы сейчас обладаем
Бессмертие души ясно видно во многих местах Писания. Например, в Псалме 23:6 Давид говорит: «Я буду жить в доме Господнем вечно». В Екклесиасте 12:7 Проповедник упоминает о двух вещах, которые происходят после смерти: «Прах возвращается в землю, из которой вышел, а дух возвращается к Богу, Который дал его». В 1 Фессалоникийцам 4:14 Павел говорит, что верующие, которые умерли, будут со Христом во время восхищения церкви: «Мы верим, что Бог приведет с Иисусом тех, кто умер в Нем». Все эти отрывки указывают на то, что душа бессмертна.
В Откровении 6:9 Иоанн видит «под жертвенником души убиенных за слово Божие и свидетельство, которое они поддерживали». Итак, души христианских мучеников находятся на небесах. Как учит 2 Коринфянам 5:8, быть «отсутствующим в теле» означает «присутствовать у Господа» (NKJV).
В Луки 23:43 Иисус обещает одному из разбойников, который умирает рядом с Ним: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Очевидно, Иисус верил, что душа раскаявшегося разбойника переживет физическую смерть.
В Даниила 12:2–3 говорится: «Множество спящих в прахе земном пробудятся: одни для жизни вечной, другие на вечное посрамление и поругание. Мудрые будут сиять, как сияние небес, и ведущие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». Этот отрывок обещает воскресение как праведных, так и неправедных. Когда мы умираем, наши тела возвращаются в «прах» (ср. Бытие 3:19). Из этого праха тело вернется либо к «вечной жизни», либо к «вечному презрению». Мы должны предположить, что в это время душа воссоединится с телом, иначе тела были бы бездушными и, следовательно, бесчеловечными.
Безошибочное учение Библии состоит в том, что все люди, спасенные или погибшие, будут существовать вечно. Духовная часть нас не перестает существовать, когда наши плотские тела умирают. Наши души будут жить вечно, либо в присутствии Бога на небесах, либо в наказании в аду. Библия также учит, что наши души воссоединятся с нашими телами при воскресении. Эта надежда на телесное воскресение лежит в основе христианской веры (1 Коринфянам 15:12–19).).
Все души бессмертны, но они не вечны, как Бог. Бог — единственное вечное существо в том смысле, что Он один не имеет ни начала, ни конца. Бог всегда существовал и всегда будет существовать. Все другие существа, животные, люди или ангелы, имели начало. Наши души возникли в определенный исторический момент и после этого живут вечно. Но было время, когда наших душ не существовало. Наши души бессмертны, и мы будем жить вечно. Но вечен только наш Творец.
Вопросы о Человечестве
Душа человека смертна или бессмертна?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Понимание человеческой души требует многогранного подхода | Статьи
Месяц ноябрь, который начинается с праздников Всех Святых 1 ноября и Всех усопших 2 ноября, традиционно является временем, когда католики молятся за души усопших верующих.
Поскольку мы не знаем, кто попадает в рай после смерти (кроме канонизированных святых), важно молиться за души умерших, чтобы они могли соединиться с Богом в Его Царстве.
Но что мы на самом деле понимаем о природе человеческой души?
Мы знаем, что каждый человек создан с душой. Наша душа и тело вместе образуют уникальное человеческое существо. Каждая человеческая душа индивидуальна и бессмертна, непосредственно сотворена Богом. Душа не умирает вместе с телом; скорее, он отделяется от тела в момент смерти. Наша христианская надежда состоит в том, что наши тело и душа воссоединятся в окончательном воскресении.
Богословская
Церковь учит, что всякая духовная душа создается Богом непосредственно в момент зачатия — она не является творением родителей ребенка. Пока тело смертно, душа не умирает. Катехизис Католической Церкви так говорит о душе: «Она не погибает, когда отделяется от тела при смерти, и воссоединится с телом при последнем Воскресении» (ККЦ 366).
Благодаря освящающей благодати, которую мы получаем от таинств Церкви, мы получаем долю Божественной природы Бога и становимся «наследниками неба», — сказал Ларри Файнголд, адъюнкт-профессор богословия и философии семинарии Кенрик-Гленнон.
«От освящающей благодати мы получаем богословскую добродетель милосердия, которая есть способность по-новому любить Бога, как нашего Отца, и, следовательно, по-новому любить ближнего, как сыновей и дочерей Отца», — он сказал. Это самое важное преимущество причастной благодати — она дает нам новую силу любить так, как любил нас Иисус.
Все таинства помогают питать нашу душу благодатью, чтобы жить в единстве с Богом. Это особенно верно в отношении Евхаристии, сказал Фейнгольд, которая является высшим таинством милосердия, когда мы получаем и духовно питаемся Телом и Кровью Христа, умершего из любви к нам.
Философский
Если мы хотим больше узнать о существовании человеческой души, мы должны обратиться за ответом к философии, сказал отец Фади Ауро, доцент философии семинарии Кенрик-Гленнон.
— Человеческая душа не эмпирична и не поддается чувствительному наблюдению — ее нужно обосновывать, — сказал отец Ауро. «Доказательство существования души и бессмертия души, собственно, является делом философии, а не науки».
Философия убедительно доказывает, что душа одновременно духовна и бессмертна. Даже такие языческие философы, как Аристотель и Платон, в своих исследованиях пришли к такому выводу. Точно так же наша католическая вера показывает, что человеческая душа духовна и бессмертна, но эти истины можно понять вне перспективы веры и с точки зрения человеческого разума, — сказал отец Ауро.
Все живое имеет душу, потому что душа есть принцип жизни и деятельности природных субстанций, сказал он. Например, помидор имеет то, что Аристотель назвал бы растительной душой, а собака — животную душу, отвечающую за единство субстанции и все ее действия.
Отличие людей в том, что у них разумная душа, — сказал отец Ауро. «Только разумная душа духовна и бессмертна», — сказал он. Св. Фома Аквинский сказал, что действие следует за бытием; поэтому, «если мы находим вещество или существо, способное к чисто духовной деятельности, мы должны заключить, что существо, совершающее ее, также духовно», — сказал отец Ауро.
Стремление к святости заключается не в том, чтобы жить хорошо, а в том, чтобы участвовать в жизни Бога. Благодаря освящающей благодати, данной Богом через таинство крещения, люди имеют возможность становиться сверхъестественными организмами.
«Это превращает душу из простого естественного организма в сверхъестественный организм, который теперь способен делать то, на что не способен ни один естественный организм», — сказал отец Ауро. «Мы можем знать и любить Бога».
Через крещение люди также получают богословские добродетели веры, надежды и милосердия, а с ними способность познавать Бога верой и любить Его милосердием. Мы также получаем вселенные сверхъестественные нравственные добродетели, дары Святого Духа и обитание Святой Троицы в душе.
«Жизнь святости — это жизнь сверхъестественного организма», — сказал он. «Я оживотворен естественно своей душой, но я оживотворен сверхъестественно моей душой, налитой благодатью» при крещении. «Мы просто естественные существа до крещения, когда мы можем участвовать в жизни Бога».
«тогда создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и человек стал живым существом».
Духовное
Часто слова душа и дух взаимозаменяемы. Но Церковь показывает нам, что между ними есть разница, — объяснил почетный епископ-помощник Роберт Герман.
В Катехизисе Католической Церкви сказано: «Церковь учит, что это различие не вносит в душу двойственности. «Дух» означает, что от сотворения человек направлен к сверхъестественной цели и что его душа может безвозмездно подняться выше всего, чего она заслуживает, к общению с Богом» (ККЦ 367).
«Душа — это связь тела с сотворенной реальностью, — сказал епископ Германн, — и связана с материальным миром — его удовольствиями, его радостями, его разочарованиями. Когда мы увлекаемся привязанностями души — к приятным вещам (мира) — это уводит нас от Царства».
Напротив, дух — это наша самая сокровенная, прямая связь с духом Бога. Когда мы развиваем эту связь с Богом, особенно через наши молитвенные отношения с Ним, «тогда Святой Дух входит в нашу душу», — сказал епископ Герман.
Святой Дух отделяет нас от физических удовольствий нашей земной жизни и от привязанностей к гневу, обиде, горечи и непрощению, а также от наших нездоровых привязанностей к другим.
«Святой Дух очищает нас, и это болезненный процесс, который мы проходим через всю нашу жизнь», — сказал епископ Германн.
В Писании есть примеры этого. Например, в 1 Фессалоникийцам 5:23 св. Павел пишет: «Сам же Бог мира да соделает вас совершенно святыми, и да сохранитесь вы всецело, дух, душа и тело, непорочными для пришествия Господа нашего Иисуса Христа. ”
Из Евреям 4:12: «Воистину, слово Божие живо и действенно, острее всякого меча обоюдоострого, проникает даже между душой и духом, составами и мозгом и способно различать отражения и мысли сердце. »
Чистилище очищает нас от всех земных привязанностей, которые мы не отдали Святому Духу перед смертью, сказал епископ Германн. Он завершает работу по очищению, необходимую для перехода в Божье небесное Царство.
«Даже в чистилище наш дух привязан к Богу», — сказал епископ Германн. «Но во время очищения мы можем не испытывать этой привязанности, потому что переживаем боль, позволяя Богу очистить наши души от всех привязанностей, которые умерли вместе с нами».
Тем не менее, даже в чистилище Бог относится к нашему духу и дает нам надежду. «Существует невероятная радость, которую приносит нам Святой Дух, когда Он оживляет наш дух Своими дарами», — сказал он.
>> Катехизис Католической Церкви о душе
Человеческая личность, созданная по образу Божию, есть существо одновременно телесное и духовное. Библейское повествование выражает эту реальность символическим языком, когда утверждает, что «тогда Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и человек стал живым существом».
В Священном Писании термин «душа» часто относится к человеческой жизни или всей человеческой личности. Но «душа» относится и к самому сокровенному аспекту человека, к тому, что имеет в нем наибольшую ценность, к тому, чем он наиболее всего уподобляется Богу: «душа» означает духовное начало в человеке (ККЦ 362–363).
Человеческое тело разделяет достоинство «образа Божия»: оно является человеческим телом именно потому, что одушевлено духовной душой, и именно вся человеческая личность призвана стать в теле Христовом. , храм Духа:
Человек, хотя и состоит из тела и души, представляет собой единство. Самим своим телесным состоянием он суммирует в себе элементы материального мира. Таким образом, через него они достигают своего высшего совершенства и могут возвысить свой голос в безвозмездной хвале Творцу.