это в психологии внутренний мир человека
Содержание
- История
- Книги
Здравствуйте, дорогие читатели! Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о душе. Вопросами о ней озадачиваются и дети, а в пожилом возрасте каждый из нас обращается к религии и тем более задумывается об этом глобальном понятии. Интересно, а верит ли психология в душу человека?
Душа — это в психологии внутренний мир человека, но последнее время этот термин употребляется крайне редко, как синоним переживаний, сознания или внутреннего мира человека. Если же говорить об изначальном определении, то под душой всегда понималось нечто нематериальное, независимое от тела. В принципе, все сходится.
История
Первобытные представления о снах, смерти и даже обмороках подкрепили веру в душу человека, а может и создали ее. Когда-то людям казалось, что ночью душа покидает тело человека и существует независимо от него. Психология старается дать научное основание всем этим явлениям, глубже рассмотреть проблему.
Сейчас мы используем термин «подсознание», когда говорим о сновидениях. Однако, в рядах именитых психологов мы можем встретить тех, кто сродни первобытным шаманам пытается работать с личностью в момент предсонного состояния или в состоянии гипноза (транса).
Психология старается отдалиться от религии, заменить термины на свои, хотя они и имеют близкие связи. У нас появились и другие термины, которые в принципе подразумевают под собой нечто схожее с вместилищем вечных идей — душой.
Еще во времена античности философы говорили о том, что душа живет в головном мозге человека. Гераклит представлял ее в виде такого вещества как огонь, Анаксимен определял в виде воздуха, а Эмпедокл утверждал, что она является смешением разных элементов.
Чуть позже Аристотель заговорил о том, что ее невозможно отделить от тела человека, а под собой она являет три составляющие: растительную, животную и разум.
В эпоху средневековья, как вы, наверное, знаете, процветало влияние религии на науку, а потому Фома Аквинский выдвинул свои идеалистические представления о бессмертной душе, что нашло своих приверженцев.
В общем, на протяжении веков в литературе и философии, ведутся споры, от которых психология старается отдалиться.
Как и всегда эта наука проявляет себя более чем лояльно к воззрениям людей. Она не отрицает этого понятия, не спорит, когда люди называют психологию «наукой о душе», но и не старается защитить «душу» от нападок со стороны атеистов.
Книги
Если вы интересуетесь душой, то могу посоветовать книгу Уайльдера Панфилда «Мозг. Тайны разума», в которой этот врач и психолог по совместительству попытался открыть тайны процессов, которые ведутся независимо от нас, понять, что же такое разум и человеческая душа. Его слова до сих пор остаются актуальными, а идеи новаторскими. Она немного сложна для тех, кто не сведущ в медицине.
У Дениз О’Лири в «Научные битвы за душу» все намного проще. Она не верит в душу, считает что Бог – это иллюзия, а мистика всего лишь плод воображения и самовнушений, даже называет ее психологической патологией. Интересно, какими доводами она руководствуется, когда утверждает об этом? Советую прочитать, аргументы могут быть спорными, но вам в любом случае должно понравиться, конечно же, если вы разделяете ее идеи.
Ну и конечно же, я не могу обойти стороной ту часть аудитории, которая верит. О православном взгляде на душу вы сможете узнать из книги «Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты». Как психолог, не буду давать собственной оценки этому труду, лишь упомяну, что в ней вы узнаете не только про обряды и молитвы, но и поймете почему церковь считает душу бессметной и чем объясняется эта вера.
Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачи.
что это, из чего состоит, описание, за что отвечает
Содержание:
- Что такое душа человека с научной точки зрения
- Из чего состоит душа человека
- Описание души человека
- За что отвечает душа человека
Содержание
- Что такое душа человека с научной точки зрения
- Из чего состоит душа человека
- Описание души человека
- За что отвечает душа человека
Что такое душа человека с научной точки зрения
Человечество с давних времен интересовал вопрос о внутреннем мире человека, причинах и закономерностях его мыслей, чувств, поведения. Во многих религиозных и философских концепциях было выработано представление о наличии у живых существ души — нематериальной субстанции, определяемой божественным или космическим началом.
В XVIII веке немецкий философ Христиан Вольф ввел в научный оборот наименование новой науки — психологии. До этого времени знания о внутреннем мире человека накапливались и изучались преимущественно в рамках религии и философии. Сам термин «психология» состоит из двух слов — «душа» и «учение». Первоначально психология воспринималась именно как «душеведение», изучение души человека.
По мере распространения материалистического мировоззрения термин «душа» в психологии всё чаще заменялся понятием «психика». Сами же психические процессы стали изучаться в первую очередь с точки зрения функционирования головного мозга и поведенческих реакций.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Душа — это внутренний мир человека, совокупность его переживаний, мыслей, волевых устремлений.
Психика — это основанная на высшей нервной деятельности способность живых существ отражать действительность и взаимодействовать с ней с целью максимальной адаптации.
Эти понятия тесно взаимосвязаны между собой, но между ними есть и различия.
Специфика души заключается в следующем:
- Она представляет собой целостное единство, проявляющееся в тесном взаимодействии телесного, психического и духовного начала.
- Включает в себя идею воздействия на нее некоего Духа, под которым понимается метафизическое или трансцендентное начало.
- Так же как и психика, тесно взаимодействует с телом, но при этом живет своей автономной жизнью, а не целиком определяется соматическими процессами.
- Помогает индивидуализировать человеческое существование. С ее помощью в рамках психологии не только изучаются конкретные проявления психики, но и происходит осмысление жизни человека как динамического духовного процесса.
Со времен Декарта душевное начало в человеке начинает рассматриваться под новым углом. Этот выдающийся французский философ и математик XVII века провозгласил крылатую фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек отныне стал восприниматься как мыслящая субстанция, а его внутренний мир стал сводиться к сознанию.
Сознание — это высшая форма психического отражения окружающего мира, позволяющая человеку осуществлять саморегуляцию, рефлексию, планирование и т.д.
В ученом мире нет единого мнения по поводу внутреннего мира животных. Наличие психики предполагают у живых существ, обладающих нервной системой. Сознание до недавнего времени описывалось как исключительно человеческое свойство, развивающееся по мере социализации. В последнее время данный тезис оспаривается многими зоопсихологами. С помощью экспериментов они пытаются доказать наличие по крайней мере зачатков сознания у высокоорганизованных животных.
В марксистском подходе, который был господствующим в отечественных гуманитарных науках долгие годы, широко использовалось выражение «Бытие определяет сознание».
По мере дальнейшего накопления знаний в области психологии стало очевидно, что нельзя сводить внутренний мир человека ни к его сознанию, ни к психике. Тем не менее термин «душа» в его метафизическом значении по-прежнему используется преимущественно христианскими психологами. Светские психологи чаще прибегают к терминам «психика» или «внутренний мир человека».
Из чего состоит душа человека
Душа включает в себя диалектическое единство противоположных начал. Ее функционирование можно представить в виде следующей схемы.
Источник: elar.urfu.ru
На стыке сознательного и бессознательного начала существует пограничное состояние — подсознание. К его сфере относится все, что было осознаваемым или может стать осознаваемым при определенных условиях. Бессознательное начало — это психические процессы, которые находятся вне сознательной сферы человека. Из этой области приходят сны, интуитивные откровения, спонтанные поступки.
Часто именно подсознание стимулирует деятельность человека, активизируя его память, воображение, скрываемые влечения.Примечание 1Большой вклад в изучение бессознательного начала внес австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Он полагал, что значительная часть поступков любого человека происходит за счет импульсов, поступающих из сферы «Ид» (или «Оно»), полностью функционирующей в бессознательной сфере.
В христианстве сфера бессознательного определяется как «неразумная часть души», подверженная влиянию греховного мира. В противовес ей выделяется «разумная часть», которая ведет человека к божественному началу.
Еще одна пара противоположностей — это объект и субъект.
Душа выступает в качестве объекта для воздействий из внешнего мира и сама является субъектом взаимодействия. На стыке этих противоположностей рождаются разные виды деятельности — в том числе возникают этические и эстетические переживания.
Душа колеблется также между двумя полюсами — образом объективного мира и субъективными смутными переживаниями, в которых отражаются бессознательные установки на мир.
Предложенная схема — это всего лишь одна из попыток объяснить устройство души с помощью определенных научных категорий. Существуют и другие схемы, преимущественно разрабатываемые в рамках религиозных учений.
Пример 1Например, в христианских концепциях душа рассматривается как часть единой триады тело — душа — дух. Также ее троичность проявляется в том, то она является носителем воли, чувств и разума.
Описание души человека
В разных культурах, религиозных и философских системах существуют свои представления о душе. Широким разнообразием в этом смысле отличался античный мир. Ряд древнегреческих мыслителей придерживались концепции панпсихизма.
Панпсихизм — это представление о всеобщей одушевленности природы.
Гераклит рассматривал душу как носительницу нравственных качеств и субстрат феноменов сознания. Диоген Аполлонийский разрабатывал идею «мировой души», в рамках которой индивидуальное душевное начало выступало в роли микрокосмоса. Пифагор придерживался теории реинкарнации.
Реинкарнация — учение о переселении душ после смерти в другие живые существа.
Подробное описание души оставил Платон. Он разработал концепцию ее бестелесности и близости к сверхчувственному миру через «воспоминания».
Состав души по Платону:
- рациональная часть — локализована в голове;
- эмоциональная — в груди;
- похотливая — в брюшной полости.
Бессмертной Платон считал только высшую часть.
В концепции Аристотеля душа обладает тремя способностями:
- питательная;
- чувствующая;
- ноэтическая (интеллектуальная).
Растения обладают только первой способностью, животные — двумя, а всеми тремя владеет только человек.
Христианские богословы представляли душу как бестелесную сущность, которая была сотворена «дыханием Божием». Она обладает такими качествами, как:
- разумность;
- бессмертность;
- свобода воли;
- триединство.
В восточных религиях душа часто рассматривается как совокупность различных форм энергии.
В рамках индуизма было выработано представление о душе индивидуальной (Атмане) и мировой (Брахмане). В процессе духовного развития Атман стремится слиться с Абсолютом.
По мере развития естественных наук ученые делали неоднократные попытки определить, где именно в теле человека находится душа и имеет ли она материальное проявление. Наиболее известными стали эксперименты, которые в начале XX века проводил американский медик и биолог Дункан Макдугалл. Он зафиксировал потерю массы умирающих людей в диапазоне от 10 до 42 грамм, что стало в свое время сенсацией, поскольку воспринималось как доказательство существования души. Позднейшие исследования показали, что эксперименты Макдугалла не отвечают строгим требованиям науки.
Современные ученые-психологи крайне осторожно и избирательно используют термин «душа». На протяжении предыдущего столетия было предложено множество концепций, описывающих внутренний мир человека.
Например, теория личности Эриксона, психоаналитическая концепция Фрейда, структура психики по Павлову и т.д.
Фактически, само слово «душа» чаще всего используется при расшифровке названия «психология», чем в содержании этой науки. Христианские психологи называют данный процесс деонтологизацией.
Деонтологизация — это превращение одухотворенно мыслящей личности в закрытое сознание с операциональными навыками, сведение человеческой сущности к ее функциональности.
Процесс деонтологизации приводит к упрощенному взгляду на человека и потере духовно-нравственных смыслов.
За что отвечает душа человека
Она отвечает за мысли и эмоции человека, за его совесть и духовный опыт. Известно выражение, что «Душа человека заключается в его делах». Это означает, что она проявляется через деятельность, в первую очередь через ее целенаправленный и осознанный характер.
С точки зрения религиозных представлений она отвечает за свободу выбора, в том числе за свои грехи. В христианстве нераскаявшаяся душа, совершившая множество ошибок, не попадет в Рай. В индуизме и буддизме совокупность поступков и мыслей человека определяет его последующее перерождение.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
JP Moreland’s Web » Восстановление субстанции души психологии
- Название: Восстановление субстанции души психологии
- Дата: 1998
- Источник: Journal of Psychology and Theology 26:1 (1998): 29-43.
- Тип статьи: Журнальная статья
- Аудитория: Продвинутый, Средний
- Категории Царства: Жизнь Разума
Описание:
В настоящее время в литературе (если не в клинической практике) разговоры и размышления о себе заменили душу в качестве главного объекта многих психологических теорий.
Я утверждаю, что этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно природы и обоснования субстанциального дуализма. Я также утверждаю, что такое сосредоточение на себе без рамок, трактующих его как субстанциальную душу, приводит к ряду концептуальных проблем и терминологической двусмысленности. Более того, я показываю, что некоторые черты общепринятых представлений о себе, по-видимому, действительно требуют субстанциальной души, чтобы иметь смысл.
Чтобы обосновать эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда существующих заблуждений относительно природы вещества (например, что вещество является статичной вещью, не связанной с другими вещами) и решение ключевых проблем с текущими моделями самость (например, что самость является языковой конструкцией). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на свойства-вещи. Раздел III проясняет сущность дуализма субстанций, описывая пять состояний души и природу способности души. Раздел завершается кратким описанием основных типов соображений, оправдывающих веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые особенности некоторых психологических моделей «я», по-видимому, требуют дуализма субстанций, чтобы иметь смысл, и разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете того, что было доказано. ранее.
Связанный контент : Если эта статья вас заинтересовала, вы также можете рассмотреть следующее:
- «Психология разумного замысла и эволюционная психология: сравнение конкурирующих парадигм» (статья)
- «Психология разумного замысла и эволюционная психология сознания: превращение воды в вино» (статья)
- Сознание и существование Бога (книга)
- Непокорный Imago Dei (книга)
- Тело и душа (книга)
- Натурализм (книга)
- Философские основы христианского мировоззрения (книга)
- Blackwell Companion to Natural Theology (книга)
- Христианские взгляды на то, как быть человеком (книга)
центра многих психологических теорий. Я утверждаю, что
этот сдвиг происходит из-за ряда недоразумений относительно
Природа и обоснование субстанциального дуализма. Я
также утверждаю, что такое сосредоточение на себе без рамки,
трактующей его как субстанциальную душу, приводит к
количеству концептуальных проблем и терминологической
двусмысленности. Более того, я показываю, что некоторые черты
общепринятых представлений о себе на самом деле кажутся
требующими наличия субстанциональной души, чтобы иметь смысл. Чтобы обосновать
эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение ряда
текущих недоразумений относительно природы
0065 субстанции (например, что субстанция является статичной вещью,
не связанной с другими вещами), и рассмотрением ключевых проблем
с текущими моделями личности (например, что личность представляет собой
языковую конструкцию). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на
свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального
дуализма, описывая пять состояний души и
природу способности души. Раздел завершается
описанием основных типов соображений, которые
оправдывают веру в субстанциональный дуализм. В заключительном разделе,
, я утверждаю, что «я» — это душа, показывая, как ключевые
особенности некоторых психологических моделей «я»
, по-видимому, требуют дуализма субстанций, чтобы иметь смысл, и
, разъясняя набор психологических терминов/понятий в свете
. того, что утверждалось ранее. В настоящее время «я» заменило душу в качестве главного
фокус многих психологических теорий. Я утверждаю, что
это смещение происходит из-за ряда недоразумений относительно
природа и обоснование субстанциального дуализма. Я
также утверждаю, что этот фокус на себе, без рамки,
трактующей его как субстанциальную душу, приводит к ряду
концептуальных проблем и терминологических
двусмысленностей. Более того, я показываю, что некоторые черты
общепринятых представлений о себе на самом деле кажутся
требующими наличия существенной души, чтобы иметь смысл. Чтобы обосновать
эти утверждения, Раздел I содержит обсуждение набора
текущего непонимания природы
вещества (например, что вещество является статичной вещью,
не связанной с другими вещами), и решения ключевых проблем
с текущими моделями себя (например, что self — это
языковая конструкция). В разделе II сравниваются два очень разных взгляда на целое с частями-субстанциями и на
свойств-вещей. Раздел III проясняет сущность субстанциального
дуализма, описывая пять состояний души и
природа способности души. Раздел завершается
наброском основных типов соображений, которые
оправдывают веру в субстанциальный дуализм. В заключительном разделе,
, я утверждаю, что самость является душой, показывая, как ключевые
черты некоторых психологических моделей самости
, по-видимому, требуют субстанциального дуализма, чтобы иметь смысл, и
, разъясняя набор психологических терминов/ концепции в
свете того, что утверждалось ранее.