Духовно нравственные ценности человека – В России утвержден список духовно-нравственных ценностей

Содержание

В России утвержден список духовно-нравственных ценностей

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России (см. список ниже). Что думают про этот список традиционных ценностей священники?

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • воля
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря  (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда  — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Протоиерей Федор Бородин

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности  рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса,  до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей  нет – перечислены размытые общие  понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там  говорится о важных вещах,  в том числе и о настоящих ценностях.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо  в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство,  Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем,  нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

 

Священник Филипп Ильяшенко

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

www.pravmir.ru

Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания

Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.

Нравственные ценности человека — основа личности

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.

Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.

Базовые ценности духовно-нравственного воспитания —

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности — совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью  и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.

Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.

Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.

Воспитание патриотизма — задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра — одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

detki.guru

Духовные ценности человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

mystroimmir.ru

Методическая разработка (4 класс) по теме: Духовно-нравственные ценности личности

       Государственное образовательное учреждение дополнительного                профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических  дисциплин

                        Кабинет духовно-нравственного воспитания

                            Духовно-нравственные ценности личности

(проект сценария)

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

с 26.04.12 по 18.06. 12

Исполнитель:

Ершова Елена  Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новинская  НОШ»

Ленинск – Кузнецкий район

Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин,  канд. педагогических наук

                                    Кемерово  2012

Содержание

Введение                                                                            3

Сценарий                                                                           11

Заключение                                                                       15

                                         

Литература                                                                       17

           5.Приложение                                                                       19

        

                                    Введение

          Духовно-нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов. В наше сложное время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность. Начинать духовно-нравственное воспитание следует как можно раньше, когда в детях появляются первые проблески сознания, налаживается взаимосвязь чувств, воли и ума.

       « Духовность» и «Нравственность» — два понятия неразрывно связанные между собой.  В словаре  С.Г.Трясогузова  мы можем прочитать, что нравственность —  это « внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»;  духовность – это «духовная, интеллектуальная природа, внутренняя   нравственная сущность человека».

       Человек находится в постоянной связи с социумом. Каждый наш поступок оказывает влияние на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный.  При этом мы пользуемся понятием мораль. Мораль в прямом значении – это обычай, нрав, правило. В зависимости от того, какая мораль принята человеком, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,  можно судить о его уровне нравственности.  По определению В.А.  Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.

 

 

    1.Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

  Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

  Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

  В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают  области формирования личностной культуры:

•  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•    укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•   формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

•  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•  осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.  

В области формирования социальной культуры:

•   формирование основ российской гражданской идентичности;

•  пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

•   воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•   укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•                     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•      формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

•     формирование отношения к семье как основе российского общества;

•формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•  формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•   знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

     Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

•патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•     социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

•   гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

•    семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•   труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•   традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

•  природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•    человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

        Если бы таких правил не было, то один  и тот же поступок  оценивался с разных позиций и люди чаще всего не могли бы прийти к  единому мнению по поводу того, хорошо или плохо поступил человек. Правила, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.

       Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше и благороднее, общество вырабатывает понятие нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.  Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определённой социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания.

       Духовно – нравственное развитие личности  — это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учёта в формах и методах воспитательной работы изменений, происходящих в жизни.

     Условием развития духовно – нравственных способностей является рост диапазона сознания. Постепенно личностная способность человека становится духовной. Моральное сознание индивидуально, поскольку каждый делает собственный свободный выбор между добром и злом, значимым и незначимым, но критерии такого выбора формируются обществом. На каждой ступени  возрастного развития понятие морального сознания имеет свои особенности.

      В младшем школьном возрасте ребёнок приобщается к богатствам культуры и науки в учебной деятельности. В школе он приобретает опыт переживания собственного отношения к миру. Школьное обучение развивает способности к усвоению знаний и формирует личностную мотивацию приобретения этих знаний и умений. В процессе обучения личность ребёнка постепенно одухотворяется, её свойства соотносятся с общественно выработанными критериями.

      В.А. Сухомлинский подчёркивал, что главное желание  младшего  школьника  — желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании необходимо опираться  на эту замечательную черту детской личности. Публичные замечания, громкие отрицательные оценки поступков и качеств ученика ранят его, создают эмоциональный барьер для осуществления педагогических  воздействий. Доброта, понимание школьника учителем достигнут большего успеха, чем резкое, категорически высказанное указание. Необходимо помнить, что младший школьник во многом уже сформировавшаяся личность.

Сценарий

«Лучик солнца – Доброта»

Цели: развитие навыков общения, формирование умения быть деликатными  и вежливыми; развитие речи; воспитания дружного детского коллектива, внимания друг к другу; включение учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

Форма проведения:игра  «Крестики – нолики»

Оборудование:  Hа ватмане заранее изображённое дереводружбы, игровое поле «Крестики–нолики», детские рисунки и сочинения на тему «Мой лучший друг», карточки с  заданиями,  ромашка с записанными на лепестках словами.

Ход классного часа:   В  наших беседах мы задумываемся над очень важными вопросами, которые задаём сами себе: «Каким должен быть друг?»,  «Чем я должен руководствоваться в отношениях с ним?», «Должен ли я подчиняться правилам поведения?»,  «Какими должны быть эти правила?».  Эти вопросы возникают  не случайно.  Ведь человек живёт среди людей.  Много зависит от того, как он строит свои отношения с окружающими, как оценивает себя и своё поведение. Мы уже три года живём одной семьёй и любим  говорить, что наша семья дружная,  хотя взаимоотношения складываются по-разному. Для того, чтобы мы были  ещё дружнее, нужно уметь общаться между собой.  Я предлагаю вам создать сегодня правила общения между членами нашего коллектива.  Для этого мы разделимся на две команды – «Крестики» и «Нолики».

Правила игры.         

     На доске появляется игровое поле, состоящее из 9 квадратов.  Команда может открыть любую клетку, назвав её номер. Выполнять задание будут обе команды.  Если команда, открывшая клетку, правильно выполнит задание, то в этой клетке появится крестик или нолик.   Важно, чтобы после выполнения задания команда  сформулировала правило общения.  Если команда не справляется с заданием, то у другой команды есть возможность заработать очко.  В конце игры по рисунку игрового поля определим победителя.  Каждое следующее задание выбирается по очереди.

Игровое поле 1

Команды получают карточки с частями пословиц.  Ученики должны соединить части пословиц   и прочитать их.

Игровое поле 2

Команды получают  карточки с текстами и вопросами по тексту. Игровое поле 3

Сейчас  мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

У меня есть ромашка, на лепестках которой написаны  «плохие» слова: «грубый»,  «злой», «жадный», «грустный», «горе», «вражда», «обман», «жестокость».Задание  – подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие».

Игровое поле 4

Для этого задания я приготовила шарик.  Команды бросают  друг  другу шарик  и говорят   комплименты.  Выигрывает та команда, которая назовёт больше комплиментов.

Игровое поле 5

 Предлагаю вам встать и подвигаться.  Я  буду называть  качество. Если оно положительное то вы должны  подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши два раза, если отрицательное – два раза топнуть ногой и присесть.

Игровое поле 6

Каждая команда должна закончить предложение,  записанное на карточке.

Игровое поле 7

Команды получают задание изобразить пантомимой настроение,  чувства, эмоции.

Игровое поле 8

Ребята,  я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория  Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них  неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Игровое поле 9

     Жизнь,  достойная человека, — это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь   предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице,  садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие – либо домашние дела. Издавна  фантазией людей были созданы представители зла, такие как:  Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил.А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

Заключение:Сегодня мы постарались с вами составить  правила общения друзей. Давайте произнесём их хором…  Эти правила   мы повесим в наш классный уголок и постараемся их соблюдать.  После этого учащиеся исполняют песню  «Улыбка»  В. Шаинского.  На доску вывешивается дерево «Дружбы»

                                 Заключение

При организации уроков по духовно – нравственному воспитанию большое внимание должно уделяться формам и методам. Интересной формой работы является игра. А.С. Макаренко придавал большое воспитательное значение игре, в которой ребенок чувствует себя немного выше того, что он есть в  действительности. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом, утверждал он.

      Играющие должны подчиняться определённым правилам честной игры.

1.        Честная игра является игрой равных, иначе и победа неинтересна.

2.        Обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине, может, произошло поражение.  Если он не прав, то объясни в чём.

3.        Если выиграл, радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

4.        Не унывай при неудачах. Если что-то не получается, будь терпелив, и ты добьёшься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках.

      Необходимо включать учащихся в посильный общественно полезный труд: приводить в порядок класс, ухаживать за цветами, заниматься благоустройством пришкольного участка. Труд воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение  к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность. В трудовую деятельность  необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности.

     В детском коллективе можно применять следующие правила коллективной работы.

1.        Договоритесь с товарищами об общем плане работы и её  результатах. Надо выслушать предложения всех учеников и выбрать из них интересное  для  всех.

2.        Распределите работу между собой по справедливости, т.е. поровну разделите интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное.

3.        Выполняйте свою работу в срок и как можно лучше, при этом имейте в виду не только свою часть работы, но и общую.

4.        По ходу работы справляйтесь,  как идёт работа у других.

5.        Помогите тому, у кого не ладится работа. Делитесь с товарищем инструментом, материалом.

6.        Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

          Эти правила помогают учащимся при самооценке и  взаимооценке,        дают возможность сравнивать своё поведение с поведением других.

       Духовно – нравственный мир ребёнка сложен и изменчив, находится в постоянном развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы  непрерывно следить за духовно – нравственным ростом учащихся, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития.

      Социуму  нужны  личности, обладающие следующими качествами:             самостоятельность в выборе и принятии решений;  способность нести ответственность за свои дела и поступки,  оценивать и осмысливать их; идентификация себя как носителя национальной культуры, как человека – гражданина мира;  способность к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но  ни  единственного верного и правильного.

Сформировать такого человека в школьные годы и тем более в начальной школе, невозможно, но работа над этим набором качеств является ключевым направлением  в духовно – нравственном развитии учащихся современной школы.

           Литература

Кетова Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности  Текст: Начальная школа. – 2011г. — № 9. – С. 76-82

Макарова К.В. Развитие духовных способностей младших школьников Текст: Начальная школа. – 2003г. — № 9. – С. 13-15

      3.Блонский П.П. Психология  младшего  школьника.

Приложение

Игровое поле

Собери пословицу

              1

«Что делать? Как быть?»

                2

       Добрые слова

                  3

«Давайте говорить друг

другу комплименты»

               4

       Разминка

               5

     Вежливые слова

                  6

     Пантомима

               7

    «Вредные советы»

                 8

  «В гостях у сказки»

                  9

«Собери пословицу»

  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой не верит, что есть добрый.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Доброе слово и кошке приятно.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

 «Что делать? Как быть?»

Трое.

Дождливый вечер. По  дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а машин нет. Все устали, задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но там…  оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба.На лице высокого, сильного парня читалось: « Меня! Меня возьмите!»  О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький. Какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: » Возьмите Сашу, он натёр ногу». Сашей звали третьего мальчика. И Саша решительно сказал: » Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.

С кем из этих мальчиков вы согласны? Почему?

А как бы вы поступили в этой ситуации?

       Дмитро и Сашко.

Сегодня в классе контрольная работа. Дмитро и Сашко склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что письменные работы будут посылаться в район. Дима — сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывал с черновика на беловик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри. Вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, всё станет понятно. Но Саша нахмурился и смотрел только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало сердце. Опять двойка.   А у меня — пятёрка.

Хороший ли товарищ Дима?

Как он мог помочь Саше?

«Вежливые слова»

Зазеленеет старый пень, когда услышит: (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим : (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (до свидания).

     «Пантомима»

Ситуация 1. Нахмуриться, как осенняя туча.

Ситуация 2. Изобразить детей, которые смотрят весёлые мультфильмы.

Ситуация 3. Изобразить остров «Плакс»

Ситуация 4. Изобразить думающих учеников.

Ситуация 5. Улыбнуться, как солнышко.

Ситуация 6. Изобразить учеников, которые получили на всех уроках   пять.

«Вредные советы»  Григория Остера

         Бей друзей без передышки

 Каждый день по полчаса,

Занимайся физкультурой

 И твоя мускулатура

 Станет крепче кирпича.

 А могучими руками,

 Ты, когда придут враги,

 Сможешь в трудную минуту

 Защитить своих друзей.

                         Если друг твой самый  лучший

                         Поскользнулся и упал,

                         Покажи на друга пальцем

                         И хватайся за живот.

                         Пусть он видит, лёжа в луже, —

                         Ты ничуть не огорчён.

                         Настоящий друг не любит

                         Огорчать своих друзей.

Если  что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не  ходи туда, иначе

Виноватым  будешь ты.

Спрячься  где-нибудь в сторонке.

А   потом иди домой.

И   про то, что видел это,

Никому  не говори.

                               Девчонок надо  никогда

                               Нигде не  замечать.

                               И не давать  прохода им

                               Нигде и никогда.

                               Им надо ножки  подставлять,

                               Пугать из-за  угла,

                               Чтоб сразу поняли они:

                               До них вам дела нет.

                               Девчонку встретил – быстро ей

                               Показывай язык.

                               Пускай не думает она,

                               Что ты в неё влюблён.

«В гостях у сказки»

1) — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка.   (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.  (Дюймовочка)

        

        

nsportal.ru

Духовные ценности человека — нравственные идеалы

В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.

Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.

Материя и дух

Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.

На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.

К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.

С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.

К  материальным ценностям относятся:

  • денежные знаки;
  • товары в магазине;
  • драгоценности;
  • недвижимость;
  • предметы роскоши.

Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.

К духовным категориям относят:

  • дружбу;
  • любовь;
  • преданность;
  • взаимопонимание;
  • творчество, искусство;
  • религиозные чувства;
  • нравственные идеалы;
  • моральные качества.

Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.

Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно.  К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации  маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.

Духовные категории:

  • красота;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.

С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть, счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей  материальными — отличительная черта нашего времени.

Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Источник: tayniymir.com

potokudach.ru

Статья Духовно- нравственные ценности — основа воспитания современной личности

Духовно- нравственные ценности — основа воспитания современной личности

Г.В. Мусатова

преподаватель русского языка и литература,

ОГАПОУ

«Белгородский техникум общественного питания»

Белгородская область, Россия

«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…» Е. Н. Ильин

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность — это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии, агрессивности. Так, 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении». В выступлениях участников было отмечено, что «сегодня нас крайне волнует одичание, которое охватывает общество. «По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 2011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании сказал о духовных скрепах: «В нашей стране были такие скрепы. Было на нашем знамени написано: «Бог, Царь и Отечество». [1].

Слово «духовность» употребляется в значении исполнения высокодуховных истин, а именно умения быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умения прощать, а это и есть духовность.

Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.

  Сегодня духовно – нравственные устои российского общества подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России.

Начало XXI века связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров культурных ценностей не только в политику государства, но и сознание людей. Это основа для возрождения страны, решения экономических и социальных проблем, которая неразрывно связана с воспитанием человека высокой духовной культуры. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается деградация личности. И противостоять социальному процессу безнравственности, призвано образование и воспитание. В решении этой проблемы особо значимая роль отводится педагогу. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека.  «У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» — говорил В.Распутин.

Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно — нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.

Изучать русскую литературу невозможно в отрыве от национальной культуры, ее духовных истоков. Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.

В рассказе М. Горького «Читатель» говорится о сущности литературы: « Цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем, стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Вот моя формула; она, разумеется, неполна, схематична… дополните ее всем, что может одухотворить жизнь». [2].

С литературы начинается самовоспитание, индивидуальное и духовное познание реальной жизни. Для того чтобы сформировать у обучающегося духовно – нравственные ценности необходимо ввести его в мир литературы, так как она дает возможность самостоятельно думать, размышлять, познавать окружающий мир. Она охватывает все сферы активной деятельности духовной жизни человека. Без литературы невозможно представить духовную жизнь, так как литература является источником духовного обогащения, вершиной умственного, нравственного и эстетического развития. Изучение литературы дает обучающимся большие познавательными возможностями в саморазвитии и самовоспитании.

Надо признать, что большой вклад в развитие русской духовности внесли русские писатели: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.С. Лесков. Так, в повести «Очарованный странник»

Н.С. Лескова отражены духовные искания русского человека. Сложные духовные вопросы поднимает в своих произведениях Ф.М. Достоевский, сравнивая православие и католицизм («Идиот»), поднимая темы насилия и прощения («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), греха и невинности («Сон смешного человека»).

В своих нравственных заключениях и размышлениях писатели брали примеры из жизни русского народа, при этом затрагивали жизнь, как простых людей, так и людей высших сословий.

Изучая произведения русских классиков, педагог имеет возможность вести диалог о духовно- нравственных категориях, актуальных проблемах жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека, чести, долге, мужестве, любви к Родине.

Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают к размышлениям, невозможно не обсуждать на уроках литературы эпизоды из литературных произведений. Возьмем, например, слова А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Обучающиеся бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, раскрыл проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Для Пушкина важно, чтобы человек «не растерял» себя в каждодневной суете, в водовороте истории. Понятия « любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. Таким отеческим домом для Пушкина стал Лицей. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогает научить обучающихся справедливости, порядочности, верности. Как важно дать им напутствие, подобное тому, которое дал Андрей Петрович Гринёв Своему сыну! Слова « честь», «долг», « Отечество» были для Гринёва – отца святыми. Честь, мужество, любовь к Родине всегда были присущи лучшим представителям русского офицерства. Следовать однажды данной воинской присяге было нормой для русского дворянина. Для М.Ю.Лермонтова служба Родине верой и правдой – прежде всего. Сам бесстрашно сражаясь, он пишет о схватках простым и понятным языком, точно, искренне и правдиво передаёт бесхитростную речь русского солдата, ветерана Бородинской битвы. Из-под пера М.Ю.Лермонтова выходит образ офицера на кавказской войне – Максим Максимыча — который верно служит Отчизне, не заботясь о наградах, лишая себя семьи, но не жалуется и ни на минуту не сомневается в том, что он делает правое дело.

Офицерская честь и любовь к Родине сопровождали графа Л.Н.Толстого и на Кавказе, и в Крыму. Герои «Севастопольских рассказов», «Казаков» мужественны и прекрасны. А дорога жизни князя Болконского – любимого героя Л.Н.Толстого – это путь чести, истинного благородства, бесстрашия.

Или, к примеру, мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает обучающихся при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». Честь, честность, совесть, долг, ответственность, сострадание, любовь — вот основа нравственного поведения любого уважающего себя человека.

Русская классическая литература является преемницей древнерусской, так как тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. И это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». [3]. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев унаследовали образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы. Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Любовь как духовное возрождение – один из главных мотивов русской литературы. При этом авторы в первую очередь стремились показать, как она влияет на духовное развитие человека. Поэтому тема любви занимает важное место в творчестве писателей и поэтов XIX-XX века. Примеры и идеалы светлых чувств, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в любовной лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»), А.И. Куприна («Гранатовый браслет». В романе «Война и мир» любовь как духовное возрождение занимает одно из центральных мест. Серьезное увлечение князем Андреем юной Наташи Ростовой помогло ему посмотреть на мир новым взглядом. Благодаря девушке, князь вновь поверил в себя, в жизнь, в друзей. И перед смертью мысль о невесте примирила его с тяжелой участью: присутствие любимой, несомненно, ободрило Андрея и облегчило страдания.

Таким образом, писатели и поэты в своих произведениях всегда уделяли особое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств и переживаний.

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Особая роль отводится нам педагогам в решении этой задачи. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека». [4].

Список литературы:

  1. 1.http://mkkprf.ru/13576-zaschita-nravstvennosti-kak-zalog-vozrozhdeniya-rossii.html

  2. М. Горький. с.ч.в 16т.т.2стр.298 Москва Издательство «Правда» 1979

  3. Бердяев Н. О характере религиозной мысли 19в. (гл.7)

  4. Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика. — 1910. С.21

infourok.ru

Духовно-нравственные ценности, что это? — Русская Община — ЖЖ

Факт, что современное российское общество в начале 90-х годов прошлого столетия вступило в очередной за последние сто лет переходный период, вещь неоспоримая. Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии рассогласования и утраты ценностных ориентиров. Несоответствие желаний имеющимся возможностям, утрата смысла жизни, стали типичным состоянием для многих членов нашего общества. Фактически имеет место процесс разрушения единого поля нравственных ориентиров, сопровождаемый смешением традиционно русских и западных ценностных ориентаций.

Результаты соцопросов, да и просто жизненные наблюдения практически каждого из нас, показывают, что сегодня в «рейтинге» общечеловеческих ценностей довольно прочно обосновались ценности материального порядка. И занимают они в нем лидирующие позиции. Хорошая работа, под которой респонденты понимают, как правило высокооплачиваемую работу, карьера, хороший дом или квартира и т.д. – вот что сегодня волнует подавляющее большинство соотечественников. И чему тут удивляться. Социализм с его равноправием и гарантией на труд уже далеко позади и современный россиянин вынужден постоянно бороться за «место под солнцем», забывая о других, не менее важных потребностях человека. Человека не только как биологического организма, а человека, как создания одушевленного и одухотворенного, имеющего потребности духовного и эстетического плана.

Данный ценностный кризис, а точнее развитие в обществе односторонней ценностной ориентации в пользу материальных ценностей, вызвал реакцию государства, которое сегодня делает систематизированные попытки «перезапуска» механизма оценки значимости ряда общечеловеческих качеств и связанных с ними явлений. В связи с эти сегодня государственной властью принято к использованию и введено в документарный оборот понятие «духовно-нравственные ценности», используемые в соответствующем процессе воспитания.

Так что же такое духовно-нравственные ценности? Рассмотрим по каждую из этих составляющих.

Духовные ценности, исходя из своей сути, есть ценности принадлежащие духу. А дух есть образ Божий в человеке, его частица, данная человеку Создателем для возможности его преображения и спасения. И степенью своей развитости духовные ценности характеризуют внутреннее состояние человека – степень его просветленности. Духовные ценности не подвластны разуму и используются в отделении от него. Ведь разум подвластен чувствам, а чувства способны порождать и низменные желания. В духовных ценностях изначально заложены механизмы самодиагностики и самоконтроля, ориентированные в итоге на суд Творца, которые одновременно являются частью этих ценностей. Таким образом, духовные ценности есть ценности сугубо личностные и постоянные. Исследования современной науки и практики так же показывают, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Мораль и нравственность – это нормы поведения, которые считаются общепринятыми, а не установленные законом – это правила, регулирующие взаимоотношения между людьми, так называемые регулятивы. Нравственные ценности человека, прививаются ему в течение практически всей жизни. Они являются основой его мировоззрения и задают модель его поведения. При этом даже в одном социуме нравственные

russiancommun.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о