Танцевальная терапия. Разработка вводного занятия
Концептуальное введение:
Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.
Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.
Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:
- Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
- Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
- Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Принципы работы группы танцевальной терапии:
- добровольности участия;
- “здесь и теперь”;
- конфиденциальности;
- открытого выражения чувств;
- ответственности;
- активности.
Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.
Задачи:
- углубление осознания участниками группы собственного тела;
- развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
- установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Приветствие – поклон.
Этапы работы: I. этап – разогрев
Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Упражнение “Танец отдельных частей тела”
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Вопросы для обсуждения:
- Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- Что чувствовали во время исполнения танцев?
- Сложно или легко было придумать свои движения?
II. Этап – Основная деятельность
Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Упражнение “Актер режиссер”
Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: ритмическая музыка.
Время выполнения: 10 минут
Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.
И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.
— ходьба,
— приседания,
— прыжки.
Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.
Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?
Упражнение: “Следование за ведущим”
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.
Время: 10 мин.
Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.
Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.
Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.
Упражнение “Имя”
Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.
Обсуждение: Опишите ваше настроение?
А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.
Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?
III. Этап – Завершение
Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.
Материалы: музыкальный проигрыватель,
Упражнение “Восход солнца”
Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 3 мин.
Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти…”
И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.
Упражнение “Умница”
Выполняется стоя или сидя.
Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).
Упражнение “Молодец”
Выполняется стоя или сидя.
Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.
Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?
Какие ощущения испытывали, чувства переживали?
И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.
Всем спасибо за работу!
Музыкальное сопровождение к занятиям.
Литература:
- О. Ошуркова “Волшебная сказка о мечте” журнал “Школьный психолог” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900606
- Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://womanadvice.ru/tancevalnaya-terapiya
- Тренинг “Танцевальная терапия” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/4-0-5609.htm
- И. Джибладзе “Тренинг танцевальной терапии” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biofile.ru/psy/11752.html
urok.1sept.ru
Танцевально-двигательная терапия
Такая терапия применяется для борьбы со многими проблемами: эмоциональные, межличностные, страхи перед неудачами, зауженная самооценка.
Танцевально-двигательная терапия применима для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, тяжелые психические и хронические заболевания.
Психотерапевт, можно сказать, отвлекает и помогает людям забыть о своих проблемах, расслабиться и почувствовать себя более живым. Разница и достоинство данного вида терапии — заключается в том, что, в сравнении с другими видами, она является общедоступной.
В большинстве случаев, во время сеансов, пациенты не могут раскрыться своему доктору и рассказать о своих проблемах. В результате чего сеанс проходит бессмысленно и не приносит никакой пользы пациенту. Чтобы разрядить ситуацию, опытные врачи предлагают выполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движении пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, что тревожит и в чем состоит его проблема.
Большой вклад в развитие данной терапии внесла теория «мышечного панциря» Вильгельма Райха. Он первым доказал, что зажатость, именно этот «мышечный панцирь», возникает у человека в самом детстве и связан со страхами: быть наказанным, непонятым, обсмеянным.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным. Следовательно, комплексы и зажимы накапливаются в подсознании и могут привести к различным заболеваниям как душевным, так и физическим. Вильгельм Райх верил, что, если пациент будет осуществлять спонтанные телодвижения, в комплексе с правильным дыханием — это способно снять мышечное напряжение , и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.
Но также есть и другая версия создания танцевальной терапии. По этой версии, основательницей терапии, как самостоятельного вида психотерапии, является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:
Зона номер 1 – голова и шея;
Зона номер 2 – плечи;
Зона номер 3 – локтевые суставы;
Зона номер 4 – кисти рук;
Зона номер 5 – таз и позвоночник;
Зона номер 6 – колени;
Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни.
Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием.
Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности.
Зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах
Ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности.
То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни.
И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достичь всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.
Теоретические основы
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.
Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории:
— мышечное;
— напряжение и расслабление;
— кинестетика;
— образ тела и выразительное движение:
Осознание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию.
Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.
Забронировать билет
art-therapy.me
Танцевально-двигательная терапия — как метод психокоррекции
Танцевально-двигательная терапия – это отрасль психотерапии, использующая танцевальные движения как метод, способствующий интеграции индивида в социум. Танцевально-двигательная терапия налаживает коммуникацию с бессознательным через телесное и интеграцию полученного материала в сознательное поле. Являясь не директивным стилем терапевтического вмешательства, она изучает движение, не видоизменяя его.
Современная культура, расщепляя физический и ментальный аспект индивидуума, воспринимая организм, как объект, требующий обязательного изменения, улучшения, использует очень агрессивные методы, в виде ограничения питания, предельных физических нагрузок, не обоснованного голодания и хирургического вмешательства. Это толкает тело на бунт, провоцируя психосоматические заболевания, культивирует негатив к Я.
Поскольку танцевально-двигательная терапия не культивирует понятие эталонного движения, наоборот, терапевт учит клиента идти за внутренними импульсами, подобный опыт согласования с собой бывает подчас уникальным для взрослого человека.
История танцевально-двигательной терапии
Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в ритуале демонстрирует готов ли человек к выполнению определенного задания. Групповой танец формировал единство необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, выполняя тем самым, коммуникативную функцию даже на этапе отсутствия речи или при ее различиях.
В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.
События Второй Мировой войны поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.
Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.
Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев. Наблюдая за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, опробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.
Танцевальнно-двигательная терапия, как метод психокоррекции используют для раскрытия способности выражения эмоций, бессознательного материала путем символического действия, интеграцию полученного в сознание.
Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.
Танцевально-двигательная терапия упражнения, направленные на создание здорового восприятия тела, использует для осознания клиентом своей персоны у окружающих. Двигаясь в непривычных для повседневности формах, человек лучше узнает свои ограничения и ресурсы.
Танцевально-двигательная терапия выполняется в индивидуальной и групповой формах. Типичная сессия включает разогрев, непосредственно практику и завершение.
Танцевальная терапия применяется отдельно и интегративно с анализом. Обычно, вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускается на протяжении всей сессии, зависимо от актуальных задач.
Танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции используется для решения любых психотерапевтических задач. Она является методикой выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматическом стрессовом расстройстве, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не возможностью осознать с какой эмоцией человек работает. Так же танцевально-двигательную терапию применяют для решения межличностных и групповых конфликтов, развития внутреннего потенциала человека, раскрытия ресурсов бессознательного.
Танцевально-двигательная терапия для детей
Тактильные ощущения с рождения доминирующие для здорового формирования индивида, потому информация, получаемая телесно актуальна для психики. Поскольку речь формируется не сразу, тело с рождения инструмент трансляции и восприятия психических процессов. Ребенок буквально ощущает эмоции телом и ключевым элементом развития личности есть умение абстрагировать эмоцию и вербализировать ее. Если данный аспект игнорируется, формируются психосоматические заболевания, являющиеся способом трансляции психологических проблем.
Уже у дошкольников диагностируются соматоформные нарушения, хроническое мускульное напряжение объеденённое с неспособностью проработать внутренние переживания. Несформированность абстрактного мышления ограничивает использование вербальных методов, основными инструментами становятся проективные, включая двигательные.
Танцевальная терапия в детском саду осуществляется штатным педагогом-психологом, рекомендуется обучение упражнениям воспитателей, для внедрения в повседневность сада. Этапы и упражнения идентичны классическому применению с приоритетом невербальных компонентов. Преимуществом реализации танцевально-двигательной терапии среди дошкольников служит игровой формат, что помогает нивелировать эффект сопротивления.
Эффекты достигаемые данным методом: сохранение природной чувствительности тела, диапазона движений, разрядка напряжения, выражение эмоционального спектра, научение проработки переживаний, осуществляется как элемент творческого формирования.
Танцевальная терапия в детском саду помогает сплочению, коммуникации, формированию грамотного ориентирования в групповом конфликте.
Танцевально-двигательная терапия допустима в коррекции нарушенного и дисгармоничного формирования.
Танцевально-двигательная терапия для пожилых
Изолированность от социума называют важной проблемой сообщества пожилых людей. Сужение социального круга, особенно для ранее активных и общительных людей, переживается остро, отражаясь на соматическом самочувствии.
Снижение функциональной эффективности своего организма зачастую воспринимается травматично, потому двигательные методики могут считаться приоритетными в психотерапии пожилых людей, выполняя и оздоровительную функцию.
Танцевальнная терапия для пожилых людей позволяет всякому участнику работать в пределах собственного физического ресурса и способностей, поэтому успешно применима для представителей с ограниченными возможностями. Имея в основе импульсное, спонтанное движение, не навязываемое точностью выполнения, она позволяет возрастному представителю выполнять задания без ощущения неполноценности.
Танцевально-двигательная терапия упражнения на пластику, координацию и гибкость используют для расширения спектра двигательных функций, что положительно отображается на соматическом здоровье. Внедрение танцевальной терапии в консервативный план реабилитации пожилых людей способствует повышению активности, расширению психомоторных способностей, созданию адекватного восприятия физического образу Я, выражению и прорабатыванию тревоги, печали.
Приоритетна групповая терапия, как источник коммуникации и взаимоподдержки. Визуальное подтверждение общности проблем открывает ресурс к коллективному решению, переводя внимание поддержку и обмен. Совместное творческое взаимодействие объединяет и качественно расширяет социальные контакты.
Желательно обучение осуществлять базовым принципам и основам свободного танца для дальнейшего применения пожилыми людьми индивидуально. Безопасность метода допускает использование упражнений самостоятельно.
psihomed.com
как танцы украшают нашу жизнь?
Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для выражения эмоций, чувств и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.
Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.
Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.
Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.
В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.
Танцевально-двигательная терапия: теория и практика
Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.
Польза от танцетерапии тройная:
Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую уверенность в своих силах;
Учится общаться с людьми, используя язык тела.
Особенно рекомендуется танцевальная терапия для детей и подростков.
Занятия помогают:
Снять симптомы хронической усталости;
Нормализовать отношения между людьми и устранить конфликт личности;
Расслабиться;
Повысить самооценку и научиться мыслить позитивно;
Избавиться от алкогольной зависимости и табакокурения;
Снизить проявления агрессии;
Снять болевые ощущения и т.д.
Наиболее эффективными считаются занятия танцевальной терапией в группах. Они дают возможность людям выразить себя в танце, формируют уверенность в себе, и способствуют налаживанию дружеских отношений между членами коллектива. Особенно актуально это для подросткового возраста. Это может стать для ребенка единственной возможностью сказать правду о том, что происходит в его душе.
Между танцем (в том понимании, которое доступно людям) и танцетерапией есть существенная разница. В танце мы заучиваем стандартные движения, которые обязательны для того или иного направления данного искусства. Танцетерапия – это произвольные движения человека, которые выражают ту или иную его эмоцию. Здесь важно не то, как правильно человек его сделал или как оно смотрится в глазах окружающих. Важно то, что чувствует при этом человек, как реагирует его душа на данное движение. Они замедляют бег по жизни тех, кто вечно куда-то спешит, с целью заставить человека оглянуться и остановить счастливое мгновение. Люди, озабоченные лишним весом становятся легкими пушинками, которые свободно парят над собственными никчемными переживаниями, оставшимися в далеком прошлом.
Виды танцетерапии
Существует два вида танцетерапии: индивидуальная и групповая. У них есть различия и сходства.
Многие танцетерапевты предпочитают работать в команде с другими специалистами:
Психологами;
Психиатрами;
Социальными работниками;
Медицинскими сестрами;
Реабилитационными специалистами;
Работниками искусства и т.д.
По желанию клиентов проводятся тесты, консультации и анализ видеозаписей. При этом, интенсивность и расписание восстановительных курсов разнится в зависимости от социальной направленности групп. Например, занятия со школьниками отличаются от уроков для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Индивидуальная танцетерапия.
Занимаясь индивидуально, педагог знакомит человека с возможностями и запретами его тела. Закомплексованные и неуверенные в себе люди просто не могут заставить себя разжать челюсти, чтобы высказать то, что у них на душе. Первое, что делает преподаватель – учит проговаривать вслух свои мысли. Он помогает ученику выражать свои эмоции и желания в процессе танца или произнося их в окончании определенного жеста (движения).
Например, сгорбленная осанка и опущенные плечи человека говорят о том, что ему приходится «нести на своих плечах» груз какой-то ответственности. Как выясняется позже, этим грузом наделил его кто-то из авторитетных людей окружения. Если мама женщины стремилась преуспеть во всем, и делать все идеально, то сама женщина в будущем чувствует вину в том, что не соответствует ожиданиям матери. Учитель рассказывает и показывает, как снять с себя непосильную ношу и освободить от нее не только душу, но и тело. При этом, он поможет выявить истинную причину закомплексованности человека.
В дальнейшем, танцетерапевт дает больше свободы клиенту в выражении его чувств, и постепенно приводит его к тому, что человек сам осознает и исправляет собственные ошибки.
Групповая танцетерапия
Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.
Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.
Танцевальная терапия – упражнения
Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:
Танец отдельных частей тела.
Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.
Движемся, как умеем.
Теперь включите любую музыку, которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.
Стиль музыки.
Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.
Перед зеркалом.
Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?
Переодевайтесь.
Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.
Вы тигр или кролик?
Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.
Работа.
Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.
Профессиональный танец.
Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?
Картины.
Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.
Танцуем, как другие.
Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?
Положение сидя.
Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.
Положение лежа.
Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.
Воображение.
Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.
«Партнер».
В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.
И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.
Кому нужна танцетерапия?
К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.
Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.
Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.
sunmag.me
Простые движения: все о танцевально-двигательной терапии | Vogue UA | Vogue Ukraine
Танцевально-двигательная терапия – новый способ улучшить жизнь. Она более эффективна, чем обычные занятия с психологом, и дает быстрый результат – уверена сексолог и танц-терапевт Наталья Михальчук.
Как-то одна пара после танц-сессии сказала мне: «Знаете, мы пришли в жутком настроении, по дороге страшно ссорились. А сейчас мы счастливы». Я понимаю, о чем они. Еще в детстве, занимаясь хореографией, я замечала, что нагрузка под музыку отвлекает от проблем, действует как медитация и заряжает энергией. Чуть позже, увлекшись сальсой, свингом и танго, я поняла: парные танцы – это не просто синхронное выполнение набора движений. Каждый танец – отношения, пусть и на несколько минут: вначале партнеры ничего друг о друге не знают, а затем, двигаясь вместе, знакомятся, взаимодействуют, приспосабливаются – и расстаются.
По всему выходило, что, танцуя, можно получить нечто большее, чем просто физическую нагрузку и удовольствие: новые переживания, психологический и эмоциональный опыт. Уже позже я узнала, что танцевально-двигательная терапия – это отдельное психотерапевтическое направление и что танец может помочь: наладить контакт с партнером, выразить себя, «протанцевать» что угодно – свое имя, работу, состояние, эмоции, отношения.
Направление появилось в 1950-х годах, когда американка Мэрион Чейз, преподаватель танцев «модерн», заметила, что ее студенты больше интересуются не техникой танца, а свободой выражения своих чувств через движения, – и это помогало им расти и развиваться. Так Мэрион поняла, что психологические и эмоциональные проблемы можно метафорично пережить в танце, – и придумала специальные упражнения: индивидуальные, парные и групповые. Случился первый бум танцевально-двигательной терапии: множество профессиональных танцоров бросились соединять танцы с терапией. Появились методики, позволявшие лечить танцами психиатрических больных и детей с задержкой развития. Танцы хорошо вписались в модную арт-терапию (когда пациенты рисуют, играют роли, как в театре, лепят, пишут рассказы и эссе, делают снимки, режиссируют ролики) – и сочетаются с другими видами терапии. Например, телесно-ориентированной, когда доктор учит подопечных транслировать нужную информацию о себе не вербально, с помощью слов, – а языком тела, поз и жестов.
У нас в стране танцевально-двигательная терапия появилась недавно, но уже стала популярной настолько, что и обычные терапевты часто включают в работу упражнения, связанные с телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапией. Элементы ТДТ все чаще используются на курсах актерского мастерства, тренингах личностного роста, в школах танцев, на занятиях вроде «Танго-терапии», где парам через взаимодействие в танце помогают научиться слышать и понимать друг друга. Некоторым курс танцевально-двигательной терапии помогает быстрее выучить иностранный язык. Людям, которые часто появляются на публике, ТДТ снимает страх самовыражения, – и они становятся более яркими, открытыми, танцуют, говорят и двигаются так, как хочется им самим или как того требует их профессия.
Танец – это своего рода метафора, помогающая человеку постичь свой внутренний мир и изменить его в лучшую сторону
Основа большинства упражнений – спонтанные движения. В них проявляются бессознательные стороны личности, так что танец – это своего рода метафора, помогающая человеку постичь свой внутренний мир и изменить его в лучшую сторону. Фокус в том, что у гармоничной, цельной личности налажена хорошая связь между разумом, чувствами и телом. Но часто бывает, что на физическом уровне с человеком что-то происходит, а он этого не осознает. Тогда врач предлагает упражнения, дающие ключ к заблокированным чувствам. Они помогают выявить моменты, когда пациент напрягается, – например, рассказывая об отношениях с родителями.
Для занятий нужен уютный зал с хорошей звукоизоляцией, закрытый от посторонних глаз, с приятной атмосферой – и чистым полом, потому что часто в процессе участникам хочется посидеть или полежать на полу. И музыка. Хотя вопрос о музыке в танцевально-двигательной терапии, наверное, самый спорный. Есть упражнения, которые важно делать в полной тишине, а бывает, что музыка должна соответствовать характеру задания – например, «Пять ритмов» Габриэллы Рот, самое известное упражнение в ТДТ. В нем поочередно отрабатываются скорость, плавность, хаотичность движений, и музыка на каждом этапе соответствующая, специально для него написанная.
Чаще всего занятия проходят в группах. Ведущий дает задания, и человек, танцуя, узнает о себе что-то новое, параллельно меняя отношение к происходящему. Упражнения связаны не столько с хореографией, сколько с языком тела, поэтому не имеет значения, насколько человек пластичен и есть ли у него слух. ТДТ дает шанс самовыражаться так, как хочется. А это не про музыкальность, а про возможность открыться – и услышать свои внутренние импульсы.
Можно строить гримасы, кричать, топать, махать руками, толкать стены, выкрикивать слово «нет»
Случается, что некоторые вещи лучше прорабатывать в паре (и это касается не только семейной терапии). Пары складываются прямо на занятии: мы просим выбрать себе «самого безопасного здесь человека» или просто того, кто стоит рядом. По тому, как пациент выполняет упражнение с партнером-мужчиной или партнером-женщиной, можно многое понять. Эффективны и индивидуальные занятия, когда терапевт занимается один на один с пациентом, предлагая ему языком движений и танца выразить проблему и попробовать найти ее решение, а после – обсуждает с ним пережитое и помогает определить, как воплотить решение в жизнь.
Арсенал упражнений огромен. Например, терапевт предлагает выразить гнев. Для этого есть миллион разных способов, главное – не нарушать правил безопасности, чтобы не навредить себе, окружающим и пространству. Помогает настроиться музыка. Можно строить гримасы, кричать, топать, махать руками, толкать стены, выкрикивать слово «нет». Но у каждого – свои границы допустимого. И хорошо, когда терапевт в состоянии помочь. Тогда человек сможет выразить чуть больше, чем, например, на работе или дома, – а это уже большой шаг. Кроме того, при работе в парах или в группе люди видят, как свои чувства выражают другие, – и это тоже расширяет их арсенал.
Танц-терапевтов в Украине не так много: человек должен не только пройти специальный курс, но и иметь базовое психологическое образование. Попробовать ТДТ можно в киевских психологических центрах «Мудрое тело», «Свободное тело», «Женский круг» (занятия только для девушек), «Танцевально-двигательная терапия». Несколько раз в год в Украину приезжает гуру танцевально-двигательной терапии Александр Гиршон – на его курс может записаться любой желающий. Я особенно советую ТДТ тем, у кого есть проблемы в эмоциональной или телесной сфере, сложности с самовыражением и общением с окружающими, кто не может принять собственное тело, кому не хватает телесного контакта, – и тем, кому просто нужна поддержка на том или ином жизненном этапе.
vogue.ua
Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности
Современный мир характеризуется стрессовыми и экологически неблагоприятными внешними условиям, что приводит к повышению уровня тревожности [1].
Тревожность выступает ярким признаком школьной дезадаптации.
Тревожность влияет на школьную успеваемость, т. к. у школьников с повышенным уровнем тревожности меньший объем наглядно-образной памяти, ниже скорость восприятия и переработки информации [5]. Также повышенный уровень тревожности приводит к частым респираторным заболеваниям [6].
Высокий уровень тревожности обусловлен страхом получения плохой отметки, завышенными требованиями родителей, низкой физиологической устойчивостью к стрессу, заниженной самооценкой, страхом самовыражения [7].
Психолого-педагогическая практика предполагает несколько направлений работы по снижению уровня тревожности:
1. Повышение самооценки ребенка
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением
3. Обучение ребенка расслаблению
Лучший способ снижения уровня тревожности через ощущение своего тела, через самовыражение, через творчество.
По Б. П. Юсову, в младших классах самовыражение носит процессуально-деятельный характер и проявляется в театральных постановках, лепке, игре с масками, танце.
Танец — это универсальное средство общения, эффективный фактор личностного и духовного роста, способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру.
Представление о танце как коммуникации было развито немецкой танцовщицей и хореографом Мери Вигман: «Танец — это живой язык, которым говорит человек… Танец требует общения прямого, т. к. его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело» [8].
В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан, но она не создала своей школы. Появление новых танцевальных форм и танцевальной педагогики связано с другими именами. Прежде всего стоит выделить австрийского философа, танцовщика и хореографа Рудольфа фон Лабана. Его учение было развито Ирмгард Бартениефф.
Среди пионеров следует также упомянуть Мэриан Чейс, Труди Шуп, Мери Уайтхаус, Лилиан Эспенак, Вильгельм Райх [8].
Методы танцевально-двигательной терапии помогают избавиться от ограничений, которые мешают ребенку наладить контакт с самим собой, с другими людьми и с миром в целом.
Техники танцевально-двигательной терапии на телесном уровне помогают восстановить и улучшить межличностную коммуникацию, тем самым повысить самооценку ребенка. Движение в контакте с другими помогает младшим школьникам развить более широкий спектр поведенческих возможностей (опыт групповой работы) [9].
Техники танцевально-двигательной терапии могут служить мостом между миром сознательного и бессознательного.
Абрахам Маслоу говорил, что «…так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения» [2]. Танец позволяет человеку быть «видимым».
Методы и техники танцевально-двигательной терапии можно использовать в двух формах: индивидуальной и групповой. Групповая форма работы с использованием методов танцевально-двигательной терапии основана на том, что психолог направляет спонтанность движений участников и развивает их. Одна из главных тем групповой работы — «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми».
Групповая сессия включает в себя три части: разогрев, его развитие и завершение. [4]
Разогрев помогает почувствовать свое состояние, включиться в группу, центрироваться. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность, готовность двигаться. Разогрев способствует началу осознавания своих чувств, мыслей, их связи с телом и движениями. Двигательное поведение может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Психолог должен быть чувствителен к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки. Также психолог помогает привести процесс движения к завершению с помощью обратной связи.
Примеры упражнений на тренировку расслабления:
— зажимы по кругу;
— потянулись-сломались;
— насос и надувная кукла;
Примеры упражнений — разминок на снятие мышечных зажимов и телесных напряжений:
— вибрация, переходящая в танец;
— тряска-растяжка;
— огонь-лед;
— стряхни капли;
— улыбающееся солнышко;
— джангл.
Примеры упражнений на закрепление навыков падений; расширение двигательного репертуара; работа со «страхом жизненных падений» через игру:
— путь падений;
— подстрели друга.
Примеры упражнений на развитие коммуникативности:
— групповая скульптура;
— границы;
— человек и его тень;
— музыкант и музыкальный инструмент;
— разговор по душам;
— сиамские близнецы.
Рассмотрим некоторые упражнения более подробно:
УЛЫБАЮЩЕЕСЯ СОЛНЫШКО
Дети начинают двигаться по залу, концентрируются на ступнях, внимательно изучают движение своей левой ступни, затем правой. Двигаются, меняя ритм движения. Представляют, что у них на пятках появилось солнышко, показывают его всем, дарят его улыбку миру. А теперь солнышко перемещается на их локти. Дети показывают его улыбку. А теперь солнышко на их носу. Освещают все пространство им». (И так далее, указывая на различные части тела, меняя музыку от быстрой до медленной, в течение 20–25 минут.)
А теперь нужно представить, что солнышко поселилось в сердце, необходимо двигаться как хочет сердце (15–20 мин).
Примерные вопросы для обсуждения:
Что вы сейчас чувствуете в теле?
Когда было труднее всего двигаться?
Где было солнышко, когда было легче всего двигаться? [3]
ПОДСТРЕЛИ ДРУГА
Участники распределяются по залу и, приближаясь друг другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре.
Инструкция: «Представьте, что вы — шпион, и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы «оживаете».
Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии.
Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое «разрывает» подстреленного, заставляя его подлетать.
Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы». [3]
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА.
Участники разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит совершенно расслаблено на полу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие. [3]
ГРУППОВАЯ СКУЛЬПТУРА.
Каждый участник — одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:
— действовать в довольно быстром темпе;
— следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить». [3]
Данные упражнения не имеют определенного ограничения по возрасту и могут применяться для любых возрастных групп. Они направлены на снятие мышечных зажимов, снижение напряжения, повышение самооценки, развитие коммуникативности, развитие двигательного репертуара. Таким образом, мы можем предполагать, что методы и техники танцевально-двигательной терапии оказывают плодотворное влияние на снижение уровня тревожности.
Литература:
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 111–117.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.; Изд-во Питер, 2008.
3. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — СПб.; Изд-во Речь, 2005.
4. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. Движущее воображение. — М.; Изд-во Когито-Центр, 2009.
5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. — М.; Воронеж, 2000.
6. Ковалева А. В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1–3 классов- Автореф. канд. дисс. / А. В. Ковалева.-М., 1999.
7. Гуров В. А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В. А. Гуров, Т. Н. Метелкина //Сибирский учитель. № 2, 2006.
8. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.; Изд-во Речь, 2011.
9. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика. — СПб.; Изд-во Речь, 2010
moluch.ru
Свободное движение тела как терапия
Я уже упоминала вскользь о танцевально-двигательной терапии, сегодня захотелось остановиться подробнее на этом способе исцеления душевных ран и психологических проблем (блоков, травм и т.д.). Движение – это жизнь, а танец – один из самых загадочных, непостижимых, волнительных и ярких способов движения. Но неужели танец существует только в строго определенном наборе движений и па, заученных и отрепетированных? Конечно, нет! И если на танцполе клуба танцевальная импровизация может принести всеобщее внимание и интерес к вашей персоне, то наедине с собой или в группе танцевально-двигательной терапии с помощью танца можно достичь невероятной гармонии сознания и тела, научиться лучше понимать себя и приобрести самооценку, которой вы заслуживаете.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)
Год назад я прошла курс занятий в группе ТДТ, небольшой, на десять человек. Как и при работе с психологом в «кабинетном» варианте, на первом занятии все участники поделились своими ожиданиями, постарались сформулировать цели – зачем мы здесь, провели короткое знакомство друг с другом, после чего началось путешествие в волшебный мир свободного танца. Терапевт предлагала различные варианты упражнений, которые, в начале, проводились в парах или тройках, чтобы мы могли сблизиться и чувствовать себя комфортно.
Пример такого упражнения – каждой паре выдается небольшого размера кольцо, которое кладется на пол, включается музыка и нужно танцевать, перемещаясь по залу, наблюдая за своим партнером и кольцом. Музыка резко выключается, и вы должны успеть встать внутрь кольца первым, тогда вы можете занять столько пространства, сколько хотите, а пришедший вторым должен разместиться на оставшемся пространстве. Выполняется несколько «подходов», потом делимся впечатлениями – выясняется, что кто-то, даже если пришел первым, жмется в ущерб своему комфорту и предоставляет больше места второму, а кто-то спокойно и с удовольствием занимает столько пространства, сколько ему необходимо. Это напрямую показывает, как человек ведет себя в жизни – старается сделать счастливыми всех вокруг или берет свое, зная, что он этого достоин.
Также по-разному ощущается присутствие другого человека в вашей зоне комфорта – кому-то было отлично стоять одному и он нехотя делит свое пространство с другим, а кто-то, наоборот, почувствовал себя защищенным, когда появился второй. Так выясняется, готовы ли вы впустить кого-то в свою жизнь, перейти на новый уровень близости или сейчас больше всего вам нужно отдохнуть и побыть одному. Конечно, все упражнения описать невозможно, их было много – и парных, и одиночных, и чисто танцевальных, и немного от арт-терапии, скажу лучше о результатах. После каждого занятия чувствуется душевный подъем и возрастающая энергия, после курса из 8 таких встреч свое тело начинаешь ощущать по-другому, оно становится отражением твоих мыслей и состояний, интуитивно учишься определять, где у других людей зажимы в теле и что бы это могло означать с психологической точки зрения. В общем, совету всем, кто как и я, не устает открывать новое в себе.
Возможно, я объясняю недостаточно полно, вот видео с Ириной Бирюковой – психологом и танцевально-двигательным терапевтом, где она рассказывает о ТДТ подробно и с чувством:
Спонтанный танец
Спонтанный танец или спонтанное движение – великолепный способ «выпустить пар», протанцевать негативные эмоции, получить заряд положительных энергий. Вы можете сделать это прямо сейчас, под любую музыку, будь то регги, драм энд бэйс, мантры, эмбиент, электронная музыка. Закройте глаза и несколько секунд стойте, направив внутренний взор в центр себя, а когда будете готовы, начинайте двигаться так, как вам хочется. Не думайте о том, красиво это или нет, что бы было, если бы вас увидели и т.д. Дурацких движений в спонтанном танце не бывает – если ваше тело хочет именно это движение, значит, оно ему нужно. Вытанцовывайте все, что не можете произнести вслух, высвобождайте свои страхи, боль, гнев, обиду и давайте им выход через тело.
В зависимости от настроения, человека, музыки и других факторов, танец может быть медленным, плавным, резким и динамичным, а может сочетать в себе все это. Заканчивайте только тогда, когда в вас не останется больше движений, когда тело само остановится. После этого советую полежать минут 10-15 с закрытыми глазами, прислушиваясь к ощущениям тела. После спонтанного танца наступает невероятная легкость в теле и голове, на мой взгляд, это один из лучших способов снятия стресса.
В качестве примера видео спонтанного танца:
Контактная импровизация
Контактная импровизация (КИ) – это следующий уровень спонтанного танца, который проводится в паре или с несколькими партнерами. Вы танцуете так, как вам хочется, перемещаясь по залу, но когда вас касается кто-то или вы касаетесь другого танцующего, вы уже не две отдельные личности, а одно целое, поэтому должны настроиться на волну партнера, создавать движения, в которых вам обоим комфортно – в общем, находить контакт. Особенно советую практиковать КИ с совершенно незнакомыми вам людьми – удивительно, как легко бывает настроиться друг на друга и какие красивые, гармоничные получаются движения, когда ты не обременен лишними знаниями о человеке, не строишь проекций и ничего не ждешь.
Видео контактной импровизации (это не отрепетировано!):
improve-me.ru