Движущая сила развития это: Движущие силы развития это

Движущие силы — Энциклопедия по экономике

Успешному решению этих важных народнохозяйственных задач всемерно способствует деятельность партийных, профсоюзных и комсомольских организаций по улучшению руководства социалистическим соревнованием, выражающим собой сознательное, коммунистическое отношение людей к труду и являющимся могучей движущей силой подъема экономики предприятий.  [c.26]
К тому же весьма сомнительно, что подобная система хоть в какой-то мере основана на личных достоинствах как главной движущей силе служебной карьеры. Любая система, по-настоящему ставящая во главу угла принцип заслуг, должна так или иначе воспроизводить японский вариант , т. е. предоставлять каждому равную стартовую позицию независимо от того, какой университет или школу он закончил. Конечно же, и в японской системе есть правила продвижения, непосредственно не связанные с личными достоинствами служащего. Но они не противоречат принципу равных исходных условий. Так, ни один работник, сколь бы талантлив он ни был, не будет облечен властью в начале карьеры.
 [c.94]

На протяжении всего послевоенного периода дух конкуренции в японском бизнесе был движущей силой развития техники. Чрезвычайно благотворное воздействие он оказывает и на разработку высокоразвитой технологии 80-х годов. Жестокая конкуренция между корпорациями за улучшение эксплуатационных характеристик изделий, повышение качества, снижение издержек и благодаря этому даже за незначительное расширение рынков сбыта способствовала непрерывному стремительному совершенствованию технологий, применяемых в автомобилестроении, производстве бытовой электроники, фото- и кинокамер, сталелитейной индустрии. Не случайно именно эти производства стали самыми процветающими отраслями национальной промышленности.  [c.121]


При производстве перечисленных изделий будет широко использоваться такая высокотехнологичная продукция, как микропроцессоры на сверхбольших интегральных схемах, лазеры, полупроводниковые приборы с зарядовой связью, устройства по распознаванию речи, графические дисплеи и волоконная оптика.
Самым сильным стимулом, более того, движущей силой процесса освоения передовых технологий станет жесткая конкуренция, охватывающая и этапы создания, и этапы рыночной реализации высокотехнологичной продукции.  [c.125]

Тем не менее японским исследованиям и разработкам недостает жгучего американского честолюбия, той движущей силы, под воздействием которой предпринимаются совершенно новые и соответственно весьма рискованные попытки. Японские исследователи легко могут идти в ногу со временем, но они делают это только потому, что если все стремятся вперед, то почему бы и нам не двигаться заодно со всеми . В основе принятия решений о  [c.137]

Движущей силой, способной стимулировать творчество японцев в будущем, может оказаться формирование современной национальной культуры и соответствующего образа жизни, которые найдут отражение и в промышленности.  [c.145]

Конкурентоспособность товара и фирмы. Конкурентная среда маркетинга. Конкуренция как движущая сила маркетинга. Типы конкуренции видовая, функциональная, предметная.  [c.128]

Задачи изучения конкуренции с позиции стратегического маркетинга и достижения конкурентного преимущества. Выявление конкурентных опасностей. Матрица типологии рынков по уровню конкуренции. Комплексный анализ возможностей и опасностей фирмы на конкурентном рынке. Расчет доли фирмы на конкурентном рынке. Модель движущих сил конкуренции Портера. Матрица конкурентного преимущества. Матрица первичных характеристик конкурента. Табличный анализ и прогноз конкуренции.  [c.152]


Причины изменений в организациях. Наиболее типичные изменения, происходящие в организациях. Влияние изменений на организационное поведение. Внутренние движущие силы организации,  [c.270]

Как будут выкристаллизовываться те центральные вопросы, которые были вызваны быстрыми переменами в предыдущие годы, покажут последующие несколько лет. Однако все говорит о том, что они будут значительно более разнообразны в разных странах, чем это имело место ранее. Такие факторы, как централизованное давление на цены и участие через ОПЕК в концессиях и капитале иностранных нефтяных компаний в сочетании с пьянящей атмосферой арабского единства, явившиеся следствием снижения поставок нефти, — все это создает на Ближнем Востоке и среди африканских производителей нефти видимость координации и картельных операций, чего в действительности там никогда не было. Свою силу ОПЕК обрела не столько в результате договоренности производителей нефти выступать в качестве объединенного органа, а просто по той причине, что в изменившихся условиях, когда предложение нефти стало недостаточным и появился рынок продавцов, возможность срывать поставки и добиваться определенных требований получил фактически каждый крупный производитель. В атмосфере постоянного соперничества между крупными странами-производителями, каждая из которых не хочет оказаться в проигрыше ни в одной из своих тяжб с нефтяными компаниями, подобные требования начинают выдвигать и другие страны. Именно такого нарастания событий стремились в последние годы, правда с частичным успехом, предотвратить иностранные компании, а в прошлом оно служило одной из основных движущих сил в отношениях между странами-производителями и нефтяной промышленностью.
 [c.315]

Если одной из движущих сил нефтяной промышленности является прибыль, то другая ее движущая сила— это инстинкт к длительному сохранению своего существования и росту. Будучи основой нефтяной промышленности, международные интегрированные нефтяные компании должны рассматривать свою роль в свете дальнейших тенденций и проблем торговли нефтью в целом и также конкретных колебаний предложения и спроса, равно как и цен, в любом отдельно взятом году. Именно это обстоятельство внушило им совершенно иной подход к политике рыночных цен, чем у мелких компаний, которые стремились к увеличению объема своих продаж в каком-то одном секторе нефтяного бизнеса именно это обстоятельство оказывало также сдерживающее влияние на меры, которые они предпринимали в своих странах, опасаясь длительных последствий использования сиюминутных представившихся им возможностей. Это же обстоятельство заставило нефтяную промышленность изыскивать все больше возможностей вне строгих рамок нефтяной торговли в целях сохранения своих позиций в случае изменения направления, которому могут в конечном счете последовать нефтяные компании.

 [c.446]

ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА — причины, движущие силы, способствующие повышению производительности труда. В промышленное -  [c.412]

Американская технология совершенствуется, качество американских товаров улучшается — во многом благодаря жесткой конкуренции со стороны Японии Конкуренция по-прежнему является движущей силой мировой экономики.  [c.80]

Системы оплаты. Заработная плата представляет собой мощную движущую силу роста производительности труда только в том случае, если отвечает требованиям экономического закона распределения по труду.  [c.87]

Аппарат управления должен постоянно заботиться о том, чтобы материальная заинтересованность сочеталась с многообразными формами морального стимулирования. Моральные стимулы — важная движущая сила в социалистическом соревновании масс, в патриотическом движении за коммунистическое отношение к труду.  [c.259]

Заинтересованность субъектов анализа. Заинтересованность — самая мощная движущая сила аналитического процесса как на стороне исполнителей анализа, так и на стороне потребителей его результатов. Теория управления рассматривает в поведении людей, s том числе и Б поведении субъектов анализа, следующую систему стимулов  [c.12]

В широком смысле слова под фактором понимается причина или движущая сила какого-либо процесса или одно из его основных условий. Применительно к производительности труда в нефтедобывающей промышленности данное определение, на наш взгляд, следует понимать как наиболее существенные объективные условия, характеризующие масштабы, структуру и уровень организации производства, а также природно-климатические условия, определяющие уровень и динамику производительности труда. В отличие от факторов производительности труда под резервами производительности труда следует понимать все реальные возможности производства, использование которых обеспечивает повышение производительности труда.  [c.37]

Факторами роста производительности труда называются движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется производительность труда. Эти факторы можно объединить в три группы материально-технические, социально-экономические и организационные.  [c.32]

В последнее время в российской экономике наметилась тенденция объединения финансового и промышленного капитала. Однако практически невозможно оценить экономическую эффективность этих новых производственных связей. Видимо, движущими силами объединительных про-  [c.75]

К важнейшим понятиям, изучаемым теорией технического прогресса, мы можем отнести его сущность, источники, предпосылки, направления, движущие силы, закономерности, эффективность, стимулирование, управление, последствия и т. п. Из числа указанных понятий мы рассмотрим здесь сущность и источники технического прогресса, так как постижение явлений в их сущности — основная задача науки.  [c.77]

Превращение технического прогресса из возможности в действительность исторически всегда конкретно и определяется взаимодействием источников технического прогресса, его движущих сил и социально-экономических предпосылок/Степень оптимальности в соотношении указанных факторов предопределяет темпы технического прогресса.  [c.80]

Движущей силой экспансии корпоративных сетей служит конкуренция с себе подобными, при которой компании стремятся не отстать от конкурентов в охвате территорий и развитии структуры сетей. Экспансия, достигая пределов национальных границ, ведет к тому, что сбытовые сети компаний заполняют все возможные локальные рынки. Так формируются компании национального масштаба.  [c.225]

Высшее образование является одной из движущих сил экономического развития и одним из центральных звеньев образования на протяжении всей жизни, основным средством передачи культурного и научного опыта человечества. И в дальнейшем роль высшего образования в жизни общества будет постоянно расти.  [c.82]

Для развития одной из движущих сил рыночной экономики -предпринимательства (как процесса и как профессии) — необходимы быстрое освоение современных знаний, непрерывное обучение (или переквалификация кадров), поскольку в современных условиях происходит перемещение акцента с трудоемких акцентов на наукоемкие соответственно растет спрос на специалистов, обладающих методологической и информационной грамотностью. Пример тому — компьютеризация бизнеса эффективность работы экспертов, аналитиков,  [c.360]

Формирование новых приоритетов личности и социума, означающее переход от максимизации материального потребления к качеству жизни гуманистическим, экологическим и вообще немонетарным критериям бытия. Интеллектуализация экономики подрывает основы техногенной цивилизации — тех мотивов, целей, которые сформировали ее целостность, выступали движущей силой поступательного развития. На смену императива максимизации материального благосостояния приходит осознание возможности самоутверждения через обладание и умение воспользоваться знаниями. Новые социально-лично-  [c.51]

Движущими силами глобализации стали углубление международного разделения труда на базе растущей дифференциации высокотехнологичных конечных продуктов и полупродуктов, развитие международной транспортной инфраструктуры, транснационализация экономики, информационная революция на базе микроэлектроники. Роль мировой паутины , Интернета, сравнивают по своему значению с появлением книгопечатания. В резуль-  [c.7]

Движущей силой мирового хозяйства стали ТНК. Среди них выделяются крупные многоотраслевые концерны, особенно хозяйственные с многоотраслевой структурой и международной сферой  [c.26]

Предпосылки формирования мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг коренятся в концентрации капитала в производстве и банковском деле интернационализации хозяйственных связей развитии межбанковских телекоммуникаций на базе внедрения ЭВМ. Объективной основой их развития послужило противоречие между углублением глобализации хозяйственных связей и ограниченными возможностями соответствующих национальных рынков. Движущей силой развития мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота является конкуренция, которая регулирует объем и распределение мировых финансовых потоков, стоимость кредитов, предлагаемых участниками рынков. Совершенная конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей этих продуктов. Однако конкурентная борьба не всегда эффективна и безупречна. Поэтому рыночное регулирование сочетается с государственным. Государство вмешивается в деятельность мировых рынков в целях предотвращения или преодоления кризисных потрясений в этой сфере.  [c.328]

Под муниципальной недвижимостью, а в данном случае это отражает истинное существо дела, понимается вся искусственно созданная среда, представленная зданиями, сооружениями, инженерно-технической инфраструктурой и другими объектами. Обозначая объект управления как целостную и единую среду обитания человека, мы не можем не отразить и такой первичный объект, нераздельно связанный с недвижимостью, в ряде случаев являющийся его основной и первичной частью, как земля. Возможно именно это единство естественного и искусственно созданного и является движущей силой происходящих процессов самоорганизации в муниципальном образовании.  [c.218]

Большое значение для исследования экономических явлений и процессов имеет деление факторов на внешние и внутренние, на зависящие и не зависящие от работы предприятия. Основное внимание при анализ е уделяется в первую очередь изучению внутренних причин. Познание таких причин позволяет вскрыть внутренние противоречия, разрешение которых является непременным условием, движущей силой развития производства.  [c.15]

Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.  [c.317]

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.  [c.49]

Прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного, выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается (рис. 4.4).  [c.63]

Применение нормативов по труду позволяет ликвидировать множественность способов расчета и разнобой в самих нормах. Они облегчают труд нормировщика, способствуют внедрению прогрессивных методов труда. В условиях функционирования на предприятиях автоматизированной системы управления (АСУП) нормативы позволяют создать постоянный массив нормативных данных по труду и разрабатывать алгоритмы для решения задач по нормированию труда. Использование нормативов по труду в практике работы предприятий не ограничивается расчетом на их основе норм трудовых затрат, они являются той движущей силой, которая помогает совершенствовать производственные условия до уровня передовых.  [c.60]

Одним из основных источников роста производительности труда электромонтажников является социалистическое соревнование, движущей силой которого является творчество новаторов производства.  [c.279]

Дух любительства, живущий в англичанине, время от времени приводил к появлению удивительных и неожиданных идей. Уатту, наблюдавшему за прыгающей крышкой чайника, пришла мысль использовать струю пара в качестве движущей силы, а Флемингу, обнаружившему антибактериальное действие плесени, — использовать этот эффект для выработки лекарства. Реализация этих идей привела к появлению паровой машины и пенициллина.  [c.129]

В целом бесспорно, что повышение жизненного и культурного уровня, достигнутое японцами в период Эдо, заложило основу для последовавшей модернизации страны. Здесь мы вновь сталкиваемся с особенностью, отличающей Японию от Европы культура доходила до простого народа, уровень жизни которого был отнюдь не низок. Это различие важно потому, что в модернизации и индустриализации страны движущей силой являются не горстка лидеров, а массы. Преуспеет страна в модернизации или нет, зависит прежде всего от того, каков уровень образования, жизни и общей культуры основной массы населения. В Японии этот уровень резко возрос за период Эдо, зарядив нацию громадным запасом потенциальной энергии, которая после переворота Мэйдзи воплотилась в стремительную модернизацию страны. Поэтому истоки технического прогресса в современной Японии восходят к быстрому повышению культурного уровня населения в период Эдо.  [c.178]

Я уже говорил, что способность к вере — одно из двенадцати жизненных сокровищ. Как же происходит, что способность превращается в могучую силу — ту самую движущую силу, которая создала всю человеческую цивилиза-  [c.166]

Одно из главных различий между человеком, приносящим пользу всем людям, и тем, кто просто занимает некое место в пространстве, состоит в разнонаправленности их эго, ибо эго — движущая сила поведения и действий.  [c.224]

Дальнейшее развитие вопросов совершенствования социалистических производственных отношений, систем управления и методов хозяйствования нашло свое отражение в решениях октябрьского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На XXVII съезде КПСС были приняты новая редакция Программы Коммунистической партии Советского Союза и Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. В Программе Коммунистической партии Советского Союза говорится, что совершенствование управления должно опираться на более глубокое и всестороннее использование преимуществ и возможностей социалистической плановой системы хозяйства, экономических законов, в полной мере учитывать изменения в производительных силах и производственных отношениях, рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс трудящихся. Оно призвано обеспечить оптимальное сочетание личных интересов трудовых коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными интересами и таким образом использовать их как движущую силу роста экономики.  [c.7]

Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией стоимости, создаваемой знаниями (knowledge-value). Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя …мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями 2]. Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки.  [c.49]

Установлено, что глинистые корки и цементный камень обладают полупроницаемыми свойствами и могут рассматриваться как полупроницаемые перегородки. Особенность проявления осмотического эффекта в сложной системе скважина-пласт -движущей силой выступает не только разность концентраций растворенных веществ в пластовой воде и воде бурового или цементного растворов, но и температура (термоосмос) и энергетические особенности структуры полупроницаемой перегородки (капиллярный осмос), а также динамичность и неравновесность процесса по всему проходимому разрезу.  [c.247]

Современные экономисты и менеджеры считают, что научное знание наиболее ценно для практики, если основывается на теоретических представлениях, согласующихся с эмпирическими данными. Стандарты современного менеджмента, аудита5, в частности, используют подход, основывающийся на теоретическом обобщении эмпирических фактов. Ученые полагают, что рассмотрение отдельных реальных событий и процессов может служить средством обнаружения проявляющихся в новых условиях или нарождающихся реальностей, их движущих сил и представляет интерес для дальнейшего обобщения.  [c.21]

Движущие силы развития психики


Обратная связь

Ученые, относящиеся к разным подходам, по-разному понимают формы развития. Представители натуралистической концепции считают, что главное в развитии – адаптация ребенка к окружающей среде. В биогенетической концепции приспособление происходит путем наследования определенных свойств и путем накопления индивидуального опыта. Главное – приспособиться к окружающей среде.

Но мир общественных предметов непосредственно не дан индивиду. Перед каждым отдельным человеком стоит задача его присвоения. , опосредованная его отношениями со взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что психическое развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Следовательно, в культурно-исторической концепции главное – присвоение культурно-исторического опыта.

Как происходит присвоение опыта? Психическое развитие осуществляется не как процесс биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом. Этот процесс осуществляется в активной деятельности.

По мнению А.Н.Леонтьева, процесс присвоения происходит в активной деятельности, направленной на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и пр. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности.



Таким образом, движущей силой развития является деятельность.

Важное значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности со взрослым в индивидуальную, собственную деятельность, т.е. изучение интериоризации. Ребенок самостоятельно выполнить какую-то деятельность не может, она первоначально должна осуществляться во внешней совместной деятельности со взрослым. В этой деятельности должны быть развернуто представлены действия. Выполнение этих действий позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. Это присвоение требует перехода от развернутых практических действий сначала к действиям в вербальном плане, а потом и к свернутым умственным операциям, т.е. постепенно происходит интериоризация действий. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризированного исторического опыта.

Движущей силой развития психики ребенка является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми.

А.Н.Леонтьев особое значение для психического развития придавал ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это не преобладающая деятельность, а такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Ведущие деятельности: игра, учение, труд, общение.

А.Н. Леонтьев выделил признаки ведущей деятельности. Одним из признаков является формирование в недрах ведущей деятельности психических новообразований. Следующим признаком является зарождение следующей ведущей деятельности. Ведущая деятельность дает жизнь новым видам деятельности. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущая деятельность, поскольку развитие возможно только в том случае, когда ребенок активен, а активность он может проявить только в деятельности. В процессе ведущей деятельности происходит активное присвоение ребенком социального опыта. Каждая новая социальная ситуация развития характеризуется появлением новой ведущей деятельности. Например, в дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок стремится приобщиться к жизни взрослых. Как он это может сделать? Только в игре.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др. заложили основы отечественной теории развития психики. Не отрицая ни одну из детерминант, акценты расставили следующим образом: наследственность является условием для развития психики, среда – это источник развития, а активность – движущая сила развития.

Движущей силой развития является активность, деятельность ребенка по овладению социальным опытом. Эта активность опосредована отношениями со взрослыми. Взрослые, воспитывая ребенка, направляют его деятельность. Активность может рассматриваться как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

В культурно-исторической концепции развитие идет от коллективных форм сотрудничества со взрослыми к индивидуальным. Так развиваются высшие психические функции, при этом учитывается зона ближайшего развития.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. — М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

6.2. Смена научного мировоззрения, с. 223-231.

2. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец //Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978. – С. 10-16.

3. Леонтьев, А. Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии. — М., 1996. — С. 145-154.

Методические рекомендации

При изучении учебника [1], ответить на следующие вопросы:

1. В чем, по мнению Л.С. Выготского, актуальность проблемы развития?

2. В чем сущность принципа социально-исторической обусловленности психики человека?

Анализ таблицы 6 «Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях» [1, с. 228].

Характеристика условий и источников развития психики человека [1,2]. Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии. Понятие о деятельности, её структура, роль деятельности в психическом развитии [3].

 

9. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Понятие о возрасте

Понятие «возраст» является одной из категорий психологии развития. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Д.И.Фельдштейн).

Возрастные периоды психического развития определенным образом зависят от количества прожитых лет и степени зрелости организма. Но у разных людей они могут не совпадать и люди одного и того же возраста могут отличаться друг от друга количеством приобретенных знаний, умений, особенностями психического развития, отношением к окружающей действительности. Этот факт можно объяснить тем, что понятие «возраст» многомерно и в нем можно выделить несколько составляющих.

Рассмотрим основные характеристики возраста.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, личный факт жизни человека с момента зачатия или с момента рождения до смерти. Хронологический возраст еще называют паспортным возрастом.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития. Установлены нормативы, дающие понятие о том, в каком возрасте, какие изменения должны происходить у человека. Если они не наступают, это свидетельствует об отставании в развитии. В таком случае биологический возраст меньше хронологического. Если же, наоборот, изменения, которые должны произойти в старшем возрасте, наступают раньше, то говорят о том, что биологический возраст превышает хронологический.

Ученым известно явление акселерации, т. е. ускорение физического развития. Выделено два вида акселерации – эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация присуща для всех детей, живущих в данное время. Такая акселерация наблюдалась в 60–70-е годы XX в. Затем процесс развития стабилизировался и в 90–е годы было обнаружено противоположное явление – децелерация, т.е. замедление физического развития. Причины акселерации и децелерации науке не известны, хотя периодически наблюдается то ускорение, то замедление физического развития детей.

Внутригрупповая акселерация свидетельствует об ускорении физического развития в определенный возрастной период. Она может быть присуща не всем детям, а примерно 13-20%. В качестве примера внутригрупповой акселерации можно привести явление опережения физического развития девочек по сравнению с мальчиками в подростковый возраст. У некоторых детей наблюдается ретардация, т.е. замедление развития на 2–3 года по сравнению с теми детьми, которые развиваются своевременно. Причиной может стать наследственность. Акселерация не оказывает влияние на психическое развитие.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития со среднестатистическими нормативами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста без каких-то органических нарушений в деятельности мозга, то говорят о задержке психического развития (ЗПР). Если происходит опережение в психическом развитии, то можно говорить об одаренности.

В семейном воспитании нередки случаи, когда родители стремятся форсировать психическое развитие детей путем раннего обучения. В разумных пределах это необходимо. Но известны факты, когда уровень психического развития существенно повышали. Анализируя такие факты, А.В.Запорожец выдвинул проблему искусственной акселерации. Он считал, что искусственно завышать психологический возраст не следует, это может нанести вред ребенку. Он говорил об амплификации развития.

Социальный возраст измеряется соотнесением уровня социального развития человека в сравнении с тем, что статистически нормально для его сверстников. В социальный возраст входят различные жизненные события – поступление в школу, профессиональный выбор, вступление в брак, начало трудовой деятельности и т.д. О социальном возрасте свидетельствует мировоззрение человека, демонстрирующее его отношение к жизни.

Эти разновидности возраста характеризуют объективные, внешние измерения.

Кроме этого существует еще субъективный или переживаемый возраст. Когда речь идет об осознании человеком того, к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. Субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому.

В понятии «возраст» переплетаются биологические и социально-психологические категории. Происходит взаимодействие двух рядов развития, на которые указывал Л.С.Выготский – натурального ряда, когда речь идет о биологическом развитии организма, и культурного развития, когда речь идет о присвоении общественно-исторического опыта.

Л.С.Выготский подошел к выделению понятия «культурный возраст». Культурный возраст – это та стадия культурного развития, которой ребенок достиг в данный момент. Культурный возраст нужно соотносить, с одной стороны, с паспортным, а, с другой стороны, с интеллектуальным или психологическим.

Анализ жизненного пути человека должен учитывать многомерность возраста: биологический возраст соотносится со свойствами организма; психологический – с сенсомоторной, эмоционально-волевой, познавательной и другими сторонами личности; социальный – с положением человека в системе общественных отношений.

Термин жизненный путь в настоящее время довольно часто употребляется в научной литературе для описания индивидуального развития человека.




движущая сила разработки

Citation

CTA. 1996. Информация — движущая сила развития. Spore 62. CTA, Вагенинген, Нидерланды.

Постоянная ссылка для цитирования или публикации этого объекта: https://hdl. handle.net/10568/47282

Внешняя ссылка для скачивания этого объекта: http://collections.infocollections.org/ukedu/en /d/Jcta62e/

Abstract/Description

Структурная перестройка приводит к быстрым изменениям в управленческой ответственности и структурах власти не только в странах АКТ, но и во всем мире. Изменения коснутся всех, от государства до частного сектора. Правительства…

Примечания

Структурная перестройка приводит к быстрым изменениям в ответственности руководства и структурах власти не только в странах АКТ, но и во всем мире. Изменения коснутся всех, от государства до частного сектора. Правительства вновь сосредоточили свои усилия на управлении и руководстве экономической системой, в основном путем принятия политики в конкретных секторах, теперь, когда они свободны от прямой ответственности за управление экономикой. В этих новых условиях экономический рост является прямым результатом многих разрозненных и часто индивидуальных усилий. В этой ситуации доступ к информации имеет жизненно важное значение для принятия управленческих решений и поэтому является движущей силой развития. Однако необходимая информация очень сложна и охватывает экономические, социальные и технические области. Чтобы обеспечить эффективное производство и распространение этой информации, все стороны в процессе разработки должны быть вовлечены и должны поддерживаться политическими обязательствами на национальном уровне. В более ранней статье Spore (Spore 61, стр. 7) Бернар Ньонга, камерунский агроном и член-основатель Службы поддержки инициатив местного развития (Service d’appui aux Initiatives locales de développement) (SAILD) спросил: «Как мы можем улучшить способность мелким производителям определять свои собственные стратегии развития, если у них нет доступа к необходимой информации?» В том же выпуске мы сообщали о группе сельских жителей Гаити, которые решили инвестировать в производство пастеризованных фруктовых соков, даже не беспокоясь о технических аспектах или доступе к кредитам. Как бы они предприняли эту смелую инициативу, если бы не знали, что их соотечественники в городах потребляли в больших количествах эти соки, импортируемые по высокой цене? Это демонстрирует центральную роль информации как предпосылки развития, и эти вопросы в равной степени актуальны для всех экономических и социальных слоев, а не только для мелких фермеров или сельской бедноты. Эти примеры могут быть карикатурными, но они подтверждают недавние выводы о потребности в информации для развития сельских районов, особенно обсуждения на конференции CTA по этой теме, состоявшейся в Монпелье 19 июня.95. Полагаться на предложение или удовлетворять спрос? Спустя десять лет после первой конференции CTA в Монпелье появилось множество информации и информационных продуктов. Однако в основном они приходят с Севера и в основном касаются технических вопросов, начиная от результатов исследований и заканчивая так называемой соответствующей технологией. Таким образом, организациями по развитию, исследовательскими центрами и европейскими НПО было опубликовано более 4000 книг о развитии в странах АКТ, и существует около 500 периодических изданий, посвященных этой теме. Информационные системы, имеющиеся в настоящее время в странах АКТ, были инициированы поставщиками для «предоставления» и распространения технических знаний, обычно получаемых на Севере. Они в основном направлены на целевые группы, включающие специалистов по планированию, исследователей и агентов по распространению знаний, которые должны передавать информацию конечным бенефициарам – обычно мелким фермерам. У этих «обучающих» инициатив были те же недостатки, что и у строго контролируемых нисходящих стратегий развития, которым они подобны по своей концепции. Рафаэль Ндиайе, сенегальский участник конференции в Монпелье, напомнил аксиому о том, что целевые группы трудно достижимы, потому что они постоянно перемещаются: «Если они мобильны, то только для того, чтобы убежать от тех, кто нацеливается на них». Следует также отметить, что попытки сельских жителей получить доступ к информации, скорее всего, потерпят неудачу при отсутствии местных связей. Феликс Надьеджоа из Африканского института экономического и социального развития в Абиджане считает, что современные системы предоставления информации несколько плохо приспособлены к потребностям «тех, кто преобразовывает информацию в действия» и сами должны быть преобразованы. «Это больше не вопрос снабжения. Мы должны не поставлять, а удовлетворять спрос. Давайте наберемся смелости порвать с традицией и докопаться до сути вещей. Информационные потребности должны определяться самими фермерскими организациями». Мы больше не можем делать вид, что передача информации пассивным бенефициарам или целевым группам эффективна. Мы должны больше думать о них как об активных партнерах, которым при поиске информации также есть что предложить. Два примера иллюстрируют это положение: «местные знания» мелких производителей, которые в настоящее время являются модной темой в исследовательских кругах, и рыночные цены, без которых торговцы (обычно очень скрытные) не смогли бы вести свой бизнес. Тунджи Титиола, нигериец, работающий в Африканском ресурсном центре знаний коренных народов, метко заметил, что больше нельзя «говорить только о мелких фермерах, а о сельской общине в целом, состоящей из разных людей и профессий». Рафаэль Ндиайе добавляет, что «сельскохозяйственный сектор простирается от охотников-собирателей до менеджеров агробизнеса. Многие из этих секторов были заброшены в течение последних 10 лет. Доступ к информации должен быть доступен для всех. Сейчас многие люди считают, что наиболее подходящей системой является та, которая обслуживает потребности деревни или семьи, а не только фермы или фермера». Это верно, например, для Кении, где три тысячи крупных производителей и три миллиона мелких фермеров не имеют одинаковых потребностей или одинаковых реакций на предоставление информации. Глобальная игра Разнообразный характер реальных информационных потребностей затрудняет их точное определение. Однако анализ запросов, полученных службами вопросов и ответов в нескольких европейских организациях, проливает некоторый свет на этот вопрос. Более половины полученных запросов относятся к сельскому хозяйству, несмотря на то, что организации широко представлены и охватывают многие области, такие как управление, энергетика, водоснабжение, промышленное развитие и строительство. Однако в сельском хозяйстве наблюдается движение от чисто технических вопросов к экономическим аспектам и особенно сельскому кредиту, мелкому бизнесу, маркетингу, организации и управлению фермерскими группами и кооперативами. То, как сформулированы эти запросы, показывает, что сейчас люди ориентируются на гораздо более широкую область знаний, включая весь спектр информации, необходимой для создания и ведения бизнеса. Секторы образования и здравоохранения из-за их воздействия на уровень жизни также вносят свой вклад в развитие точно так же, как и увеличение производства. Это смещение акцента на получение более широкого спектра информации не связано с разочарованием в технических вопросах. Действительно, все больше исследуются новые технические области, такие как возобновляемые источники энергии, использование побочных продуктов агропромышленного производства и экологически безопасное производство. Включение социально-экономических исследований в сельскохозяйственные исследования в целях комплексного развития само по себе свидетельствует о том, что усовершенствованная технология не имеет большого значения, если она по какой-либо причине не может быть использована целевой группой. Чтобы избежать той же участи, что и «технические пакеты» служб распространения знаний, которые, похоже, исчезли, информационные пакеты должны иметь более глобальный характер и включать экономические данные, особенно о рынках и доступе к рынкам, а также техническую информацию. Императив для взаимодействия За исключением экспортных культур и экспортной торговли, на которые в основном влияют внешние рынки, развитие сельских районов в первую очередь зависит от информации об опыте на местном и национальном уровне. Таким образом, пригородная молочная сеть в провинциальном городе Мали может служить примером аналогичных систем в том же географическом масштабе во многих других местах. Точно так же быстрая доступность информации о местном спросе и ценах важна для пригородного садоводства, где эти «зеленые пояса» выгодно расположены для поставок свежей продукции. Эта информация может быть доступна в сельской местности различными способами, но особенно по местному радио. Поскольку экономическая информация предназначена для стимулирования производства и помощи в принятии решений, она должна быть точной, актуальной, особенно в отношении изменений цен, и легкодоступной. Одна из основных проблем классической системы заключается в том, что в открытой экономике такой информацией владеют покупатели, и из-за ее стратегической ценности эти покупатели не заинтересованы в ее обнародовании. Таким образом, консультации и диалог между всеми сторонами чрезвычайно важны для развития. Эти прямые связи необходимо поощрять на всех уровнях, от местного до регионального, чтобы все, кто вовлечен в сектор, становились источником информации. Это будет действовать аналогично тому, как это происходит сейчас в сельской местности через профессиональные ассоциации и группы (см. вставку 1). От местного к международному Открытость экономики означает, что приоритет должен отдаваться политике, касающейся предоставления информации. Для организаций, таких как CTA, которые помогают разрабатывать коммуникационные стратегии, вмешательство на национальном уровне имеет решающее значение. Для эффективной работы требуется децентрализованная структура, предлагающая различные типы информации, в которой местные службы тесно сотрудничают со средствами массовой информации, такими как радио и местные газеты. Из-за тесного и постоянного контакта между сельскими организациями и местными ассоциациями, государственными и частными каналами связи и службами поддержки развития необходимо пересмотреть роль централизованных источников информации и специалистов. Доступ к важным банкам данных и справочным материалам по-прежнему важен. Однако на местном уровне информационный персонал должен быть больше вовлечен в мобилизацию и коммуникацию, а не просто в хранение или классификацию информации, поступающей извне. Преимущества такого подхода заключаются в том, что они смогут создавать свои собственные информационные банки, исходя из потребностей своих пользователей. Эти изменения в роли специалистов по информации, связанные с непосредственным общением и активной обработкой информации, требуют специальной подготовки, особенно в области анализа информационных потребностей. <Изображение> слушать радио в деревне Все каналы обмена с газетами и представителями СМИ должны быть улучшены по всей цепочке от сельской или городской базы до национального уровня. Например, как отмечает Пол Осборн из Управления развития сети в Нидерландах, «помощь в публикации в основном направляется европейским издателям, которые уже имеют значительные сравнительные преимущества перед своими коллегами на Юге». На региональном уровне сотрудничество между вовлеченными людьми и национальными информационными системами будет поддерживаться существующими региональными организациями и региональными комитетами по оценке, программированию и мониторингу, созданными с помощью CTA. Коммуникационный бизнес далеко не одинок, помогая вдохнуть жизнь в процесс приватизации. Тем не менее отсутствие системы измерения его воздействия на стратегии развития в странах АКТ приводит к недооценке его воздействия. В дополнение к своим рекламным кампаниям наиболее хорошо управляемые крупные многонациональные фирмы выделяют значительную часть своих ресурсов на сбор и распространение информации. Мотивация их рабочей силы является основной целью этого упражнения. Этот пример нельзя напрямую перенести на Юг, но нельзя ожидать, что страны АКТ увеличат темпы развития, если их люди не будут хорошо мотивированы.

Организации, аффилированные с авторами
Технический центр сельскохозяйственного и сельского сотрудничества

Поощрение любознательности – движущая сила обучения

Автор: Маркус Линдхольм, февраль 2019 г.

Любопытство — это чудо человеческого разума. Он лежит в основе современности как движущая сила обучения, новых идей и инноваций как для отдельных лиц, так и для сообществ. В обществах, зависящих от науки и развития, выяснение того, что способствует или препятствует любознательности и удивлению в школьных программах и естественнонаучном образовании, должно иметь важное значение. В статье предлагается структура научного образования, основанного на любознательности, и обсуждаются возможные варианты его благополучия в дошкольном, препубертатном и старшем школьном возрасте. Обсуждаются различия между удивлением, диверсивным и эпистемическим любопытством, а также предлагаются возможные идеи по улучшению поддержания любопытства в школьных программах.

В дошкольном возрасте удивление и любопытство вызваны воспринимаемой красотой, а не научными фактами, и предлагается метод, делающий упор на «максимализм» (в противоположность редукционизму) в дошкольном естественнонаучном образовании. Понятия и термины должны поддерживаться в гибком режиме в течение первых лет развития речи детей, чтобы обеспечить рост и развитие на основе знаний. Особое значение имеет осознание разницы между детскими вопросами «что такое» и «почему что есть». Более того, максимализм способствует дружбе с окружающей средой, а дружба с природой должна быть установлена, прежде чем можно будет начать какое-либо систематическое обучение.

В препубертатном возрасте, когда факты и четкие знания формируют прочную основу, любопытство поощряется изучением разнообразия мира природы. Возраст от 9 до 12 лет характеризуется быстрым ростом исполнительных функций и проявляется в радости от приобретения новых двигательных навыков, таких как езда на велосипеде, плавание, катание на коньках, футбол, танцы или игры. Возросшая физическая свобода и овладение знаниями идут рука об руку с растущим исследовательским поведением, и в эти годы расцветает чувство диверсивного любопытства.

Факты ясны и недвусмысленны и требуют сознательного и систематического изучения посредством упражнений, повторения и запоминания, а страсть к достоверным и разнообразным фактам является поразительной чертой человеческого ума в предпубертатном периоде. Учащиеся с удовольствием упражняются и учат термины и факты, укрепляя когнитивную устойчивость ума доподросткового возраста, основанную на знаниях. Если в дошкольном возрасте максимализм способствовал любопытству, то теперь разнообразие мира соответственно стимулирует любопытство. Однако факты пока не должны переходить к науке и метавопросам. Этот шаг должен оставаться полугласной целью для состояния, которого с нетерпением ждут двенадцатилетние: быть «подростком».

В старшей школе естественнонаучное образование должно питать основанное на глубоких знаниях эпистемическое любопытство. Определенным препятствием здесь является широкое использование моделей, которые доминируют в современном естественнонаучном образовании. Модели представляют собой проблему в классах, которую в основном упускают из виду: смешение моделей с реальностью. Вместо того, чтобы рассматривать модели как упрощенные иллюстрации возможных механистических отношений, они рассматриваются как сама реальность. Большинство учебников скорее описывают «модели реалий», где примеры из реального мира отбираются только для подтверждения модели. Соответственно учащиеся воспринимают науку как совокупность четких истин и фактов, а не как процесс развития сомнения, исследования несоответствий и противоречивых примеров, вызывающий впечатление, что «все объяснено». Многие студенты покидают школу с усвоенными и не изученными научными знаниями, что делает их равнодушными к научным подходам в целом, так как полученные ими знания были приобретены путем запоминания, а не путем любознательного и критического мышления.

Модели действительно обязательны в любом научном образовании, но противоречащие им эмпирические данные не менее важны, поскольку они раскрывают другую сторону научного анализа – науку как процесс противоречивых и конкурирующих точек зрения. Модели держат мышление буквально «внутри коробки», так как сомнения, как правило, создаются самой моделью. Соответственно, ответы, вызывающие новые вопросы, должны исходить из «вне коробки», из запутанной, богатой и разнообразной реальности. Лучший баланс между эмпирически ориентированной феноменологией и моделями, создающими теорию, необходим для развития у учащихся глубокого и основанного на знаниях эпистемического любопытства, что приводит к лучшему балансу между завершающими и открывающими научными ответами.

Таким образом, я выступаю за методологию научного образования, основанного на любознательности, отходя от максимализма и глубокого удивления в дошкольном возрасте, соответственно подчеркивая богатые знания, основанные на фактах, и сосредотачиваясь на разнообразии нашего мира в допубертатном возрасте, обращаясь к глубокому научному мышлению, основанному на любознательности, в дошкольном возрасте. подростковом и старшем школьном возрасте.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы прочитать всю статью

В дошкольном возрасте удивление и любопытство вызваны воспринимаемой красотой, а не научными фактами, и предлагается метод, делающий упор на «максимизм» (в противоположность редукционизму) в дошкольном естественнонаучном образовании. Понятия и термины должны поддерживаться в гибком режиме в течение первых лет развития речи детей, чтобы обеспечить рост и развитие на основе знаний. Особое значение имеет осознание разницы между детскими вопросами «что такое» и «почему что есть». Более того, максимализм способствует дружбе с окружающей средой, а дружба с природой должна быть установлена, прежде чем можно будет начать какое-либо систематическое обучение.

В препубертатном возрасте, когда факты и четкие знания формируют прочную основу, любопытство поощряется изучением разнообразия мира природы. Возраст от 9 до 12 лет характеризуется быстрым ростом исполнительных функций и проявляется в радости от приобретения новых двигательных навыков, таких как езда на велосипеде, плавание, катание на коньках, футбол, танцы или игры. Возросшая физическая свобода и овладение знаниями идут рука об руку с растущим исследовательским поведением, и в эти годы расцветает чувство диверсивного любопытства.

Факты ясны и недвусмысленны и требуют сознательного и систематического изучения посредством упражнений, повторения и запоминания, а страсть к достоверным и разнообразным фактам является поразительной чертой человеческого ума в предпубертатном периоде. Учащиеся с удовольствием упражняются и учат термины и факты, укрепляя когнитивную устойчивость ума доподросткового возраста, основанную на знаниях. Если в дошкольном возрасте максимализм способствовал любопытству, то теперь разнообразие мира соответственно стимулирует любопытство. Однако факты пока не должны переходить к науке и метавопросам. Этот шаг должен оставаться полугласной целью для состояния, которого с нетерпением ждут двенадцатилетние: быть «подростком».

В старшей школе естественнонаучное образование должно питать основанное на глубоких знаниях эпистемическое любопытство. Определенным препятствием здесь является широкое использование моделей, которые доминируют в современном естественнонаучном образовании. Модели представляют собой проблему в классах, которую в основном упускают из виду: смешение моделей с реальностью. Вместо того, чтобы рассматривать модели как упрощенные иллюстрации возможных механистических отношений, они рассматриваются как сама реальность. Большинство учебников скорее описывают «модели реалий», где примеры из реального мира отбираются только для подтверждения модели. Соответственно учащиеся воспринимают науку как совокупность четких истин и фактов, а не как процесс развития сомнения, исследования несоответствий и противоречивых примеров, вызывающий впечатление, что «все объяснено». Многие студенты покидают школу с усвоенными и не изученными научными знаниями, что делает их равнодушными к научным подходам в целом, так как полученные ими знания были приобретены путем запоминания, а не путем любознательного и критического мышления.

Модели действительно обязательны в любом научном образовании, но противоречащие им эмпирические данные не менее важны, поскольку они раскрывают другую сторону научного анализа – науку как процесс противоречивых и конкурирующих точек зрения. Модели держат мышление буквально «внутри коробки», так как сомнения, как правило, создаются самой моделью. Соответственно, ответы, вызывающие новые вопросы, должны исходить из «вне коробки», из запутанной, богатой и разнообразной реальности. Лучший баланс между эмпирически ориентированной феноменологией и моделями, создающими теорию, необходим для развития у учащихся глубокого и основанного на знаниях эпистемического любопытства, что приводит к лучшему балансу между завершающими и открывающими научными ответами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *