Движущие силы факторы и условия развития психики: Движущие силы и факторы психического развития ребенка

Содержание

Запорожец А.В. УСЛОВИЯ И ДВИЖУЩИЕ ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

А.В.Запорожец

УСЛОВИЯ И ДВИЖУЩИЕ ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА1

 

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин разви­тия психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым об­разом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде; наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн). Все эти рассуждения производились обычно чисто умозрительно и при полном игнорирова­нии требований материалистической диалектики, без всякого анализа природы и специфики самого изучаемого процесса развития и без выяснения того, как те или иные внешние условия входят в этот процесс, превращаются в его внутренние составляющие.

Психологи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), опираясь на ряд теоретических и эксперименталь­ных исследований, заложили основы теории психичес­кого развития ребенка и выяснили специфическое отли­чие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существова­ния. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает домини­рующую роль еще одна, совершенно особая форма опы­та. Это — опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства.

В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а актив­но, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Соответственно такому пониманию онтогенеза чело­веческой психики возникает необходимость различать ранее смешавшиеся понятия движущих причин и усло­вий развития. Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым ус­ловием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические пред­посылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Признав важное значение для психического разви­тия ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причи­ны формирования человеческой психики. Как справедли­во указывал Л.С.Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких как логичес­кое мышление, творческое воображение, волевая регу­ляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социаль­ные условия жизни и воспитания.

Проблема роли среды в психическом развитии ре­бенка решается по-разному, в зависимости от понима­ния общей природы изучаемого генетического процес­са те авторы, которые признают важную роль соци­альной среды в развитии человеческого индивида, рас­сматривая ее метафизически, считают, что она воздействует на ребенка так же, как биологическая среда на детенышей животных. В действительности, в обоих слу­чаях различны не только среда, но и способы ее влия­ния на процесс развития. Социальная среда (и преоб­разованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и  духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрос­лых, в процессе общения с окружающими  людьми. В связи с этим  возникает важная и малоизученная в детской  психологии  проблема — проблема  общения  ребенка с другими людьми и роль этого общения в пси­хическом развитии детей на разных генетических сту­пенях. Исследования (М.И.Лисина и др.) показывают,  что    характер  общения    ребенка  со  взрослыми  и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства,  приобретая  форму то непосредственного,  эмоционального контакта, то общения речевого, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые  возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития.

Усвоение   детьми   общественного   опыта   происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли различных видов деятельности в психи­ческом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в детской  психологии.   Производилось  изучение  психологических особенностей игры, учения и труда у детей различных возрастов и влияния этих видов деятельно­сти на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ребенка в целом. Исследования ориентировочной части деятельности позволили более глубоко проникнуть в ее структуру и более детально выяснить ее роль в усвоении нового опыта. Обнаружи­лось, что ориентировочные компоненты той или иной целостной деятельности выполняют функцию «уподоб­ления», «моделирования» тех материальных или идеаль­ных предметов, с которыми ребенок действует, и приводят к созданию адекватных представлений или понятий об этих предметах. Специальная организация ори­ентировочной деятельности детей играет существенную роль в процессе педагогического руководства различны­ми видами деятельности детей.

Диалектико-материалистический  подход к психическому развитию ребенка выдвигает проблему «спонтан­ности» этого развития, наличия в нем мотивов самодвижения. Признание детерминированности психического развития условиями жизни и воспитанием, не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определен­ного самодвижения. Каждая новая ступень психичес­кого развития ребенка закономерно следует за преды­дущей; и переход от одной к другой обусловлен не толь­ко внешними, но и внутренними причинами. Как во вся­ком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой. Одним из основных противо­речий такого рода является противоречие между возрос­шими физиологическими и психическими возможностя­ми ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотно­шений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматиче­ский характер возрастных кризисов, разрешаются пу­тем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельно­сти, что знаменует собой переход на следующую возра­стную ступень психического развития.



1 Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Наука. —  1978. – 280 с.

ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ (ПО ВЫГОТСКОМУ, ЭЛЬКОНИНУ, МУХИНОЙ) — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении…

Интересное:

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является…

Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов.

..

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 18Следующая ⇒

По Эльконину

Движущие силы психического развития – это активность человека в ведущем виде деятельности (Леонтьев, Эльконин)

Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации Эльконина.

В основе периодизации лежит закономерная смена двух типов ведущей деятельности. Первый тип – деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношения между людьми.

Второй тип – деятельность, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами те или иные стороны. Эти типы деятельности меняют друг друга.

По В.С. Мухиной.

Условием развития человека, помимо реальности самой природы, является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом.

Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития, а также система отношений к этим предметам. Эти отношения отражены в языке, мифологии, философии и в поведении человека.

Реальность образно–знаковых систем – системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира.

Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые (знаки–признаки, знаки–копии, автономные знаки, знаки–символы и т. д.).

Реальность социального пространства – вся материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей.

Природная реальность – условие и источник жизни и жизнедеятельности человека. Человек ввел саму природу и ее элементы в содержание реальности созданной им образно–знаковой системы и сформировал отношение к ней как к источнику жизни, условия развития, познания и поэзии.

Процесс психического развития самого человека согласно многочисленным исследованиям этнологов, психологов происходит по историческим законам, а не по биологическим. Так, доказано, что процесс формирования мозга животного в основном заканчивается к моменту рождения, а у человека продолжается после рождения и зависит от условий, в которых происходит развитие ребенка. Следовательно, эти условия не только заполняют «чистые страницы» мозга, но и влияют на само его строение.

Если в животном мире достигнутый уровень развития поведения передается от одного поколения к другому, как и строение организма, путем биологического наследования, то у человека свойственные ему виды деятельности, а вместе с ними и соответствующие знания, умения и психические качества передаются другим путем – путем социального наследования. Природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же качества возникают благодаря социальному наследованию. Так, от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы, пригодное для различения речевых звуков. Но сам речевой слух развивается только в процессе усвоения того или иного языка под руководством взрослых. Следовательно, в процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга.

В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы и мозга, что очень важно для психического развития: благодаря этому увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание.

Ход созревания зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга.

Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды особой сензитивности, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.

Мухина предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности.

Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.

Мухина рассматривает идентификацию и обособление как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.

Многие психологические направления наполняют понятие обособления исключительно отрицательным содержанием, настаивая на том, что отчуждение возникает в результате социального развития как нечто сковывающее свободу личности, ее потребности и достоинство. Однако общество всегда нуждалось в самостоятельной и активной личности, а личность – в гармоническом взаимодействии с обществом. Это обстоятельство обусловило формирование определенного механизма в генезисе развития человека.

Идентификация и обособление – это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность – самостоятельность, сопереживание – зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален.

11. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИразрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантноеобусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции. ..

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…



Что такое анализ STEEP и 5 шагов для его проведения

Анализ STEEP — это инструмент, обычно используемый в маркетинге для оценки различных внешних факторов, влияющих на организацию. Для каждого бизнеса важно учитывать некоторые внешние факторы, прежде чем они смогут принимать решения.

Воображение многих людей ограничено, так как оно формируется их собственным опытом и убеждениями. Эта тенденция часто приводит к тому, что человек пренебрегает реальностью или отказывается признавать критические изменения вокруг себя. В мире бизнеса существует огромное давление, чтобы принимать быстрые решения и действовать на основе суждений и инстинктов вместо тщательного анализа ситуации.

Содержание

Анализ STEEP часто проводится фирмами для получения подробного обзора того, какие внешние факторы определяют тенденции. Это также помогает предсказать, что может произойти в будущем. STEEP — это аббревиатура, обозначающая социальные, технологические, экономические, экологические и политические. Он также известен во всем мире как PEST, PESTEL, PESTLE, STEPJE, STEP, STEEPLED и LEPEST.

Социальный: Социальное развитие включает в себя такие факторы, как демографическое поведение потребителей, религия, образ жизни, ценности и реклама.

Технологический: Технологический аспект анализа STEEP в значительной степени сосредоточен на технологических достижениях. Он включает в себя такие факторы, как инновации, связь, энергетика, транспорт, исследования и разработки, патентные правила и жизненный цикл продуктов.

Экономический: Экономическое состояние тесно связано с покупательной позицией потребителей. На этом этапе учитываются такие факторы, как процентные ставки, международная торговля, налоги, сбережения, инфляция, субсидии, наличие рабочих мест и предпринимательство.

Окружающая среда: Развитие окружающей среды связано с такими экосистемными факторами, как вода, ветер, пища, почва, энергия, загрязнение и экологические нормы.

Политические: Политические события могут сильно повлиять на людей и организации. Важно быть в курсе возможных предстоящих изменений во власти. Политические события могут повлиять на экологические, антимонопольные, финансовые рынки, торговлю и другие законы. Факторы, которые необходимо учитывать, включают политическую стабильность, регулирование монополий, налоговую политику, регулирование цен, защиту прав потребителей, юрисдикцию и профсоюзы.

STEEP обычно используется, чтобы получить представление о прошлом, , текущем и будущем развития внешней среды во времена неопределенности, периоды информационной перегрузки и времена дезорганизации.

Итак, анализ STEEP проводится, когда участники не уверены в том, как рынок отреагирует на изменения отдельных элементов. Он также используется, когда существует постоянный поток информации из внешней среды для компании или когда фирмы кажутся запутанными о внешней среде.

На какие факторы STEEP вам следует больше полагаться , в значительной степени зависит от области ваших интересов или целей. Например, фирмы B2C, скорее всего, сосредоточатся на социальных факторах. С другой стороны, крупные некоммерческие компании, возможно, больше беспокоятся о политических факторах. Факторы, которые с наибольшей вероятностью изменяют объекты и непосредственно воздействуют на них, являются наиболее важными.

Анализ STEEP может проводить любой, кто хочет контролировать развитие контекстуальных факторов. Это может быть выполнено физическим лицом, но чаще всего делается корпоративным уровнем фирмы или подразделением . Образовательные учреждения также могут проводить анализ STEEP.

Однако важно выполнить некоторые шаги, чтобы получить наилучшие результаты за время, затраченное на выполнение анализа STEEP. Ниже приведен план из 5 шагов:

Шаг 1: Понимание анализируемых элементов

Этот шаг побуждает аналитика понять факторы окружающей среды, которые оцениваются. Отдельные лица или компании должны попытаться ответить на следующие вопросы:

  • Каковы основные тенденции и события в элементе и какие данные подтверждают эти тенденции?
  • Как исторически развивались эти тенденции?
  • Каков характер изменения тенденций, которые вы заметили?
  • Какое влияние тенденции оказывают на фирму?

Шаг 2: Оценка взаимосвязи между различными тенденциями

Этот шаг включает в себя правильную оценку взаимосвязи тенденций с элементами внешней среды. Как аналитик, вы должны выяснить, каковы конфликты между тенденциями и каковы взаимосвязи между тенденциями.

Шаг 3: Соотнесите тенденции с проблемами

Аналитики должны определить тенденции, которые играют важную роль в стимулировании или препятствовании процессу компании в достижении ее целей. Рекомендуется, чтобы лучший подход к выполнению этого шага состоял в том, чтобы создать список возможных тенденций, а затем постепенно сокращать его до основных проблем.

Шаг 4. Прогнозирование будущего направления проблем

На этом этапе вы должны провести анализ STEEP за пределами информации, собранной на предыдущих этапах. Используя свой опыт и собранные данные, чтобы определить, каковы движущие силы проблем. Постарайтесь определить причины и симптомы тенденций, чтобы найти движущие силы.

Это правда, что эта задача может занять довольно много времени и даже временами разочаровывать. Тем не менее, когда этот шаг завершен, он может предложить множество идей, которые помогут фирме в процессе принятия решений.

Шаг 5. Получение следствий

Получение следствий является важным шагом. Это даст уникальную возможность сделать выводы или решения о внешней среде. Это может помочь определить, как этот фактор может повлиять на любые настоящие и будущие стратегические инициативы.

Помните, хорошие выводы оставят вашей организации пищу для размышлений и последствия, которые следует учитывать при выполнении стратегического плана.

Когда факторы внешней среды, такие как спады в экономике и отсутствие инвестиций, сказываются на стратегических возможностях компании, анализ STEEP может помочь лучше понять , как каждый фактор влияет на процесс планирования. Инструмент помогает принимать более взвешенные решения.

Изображение: file404/Shutterstock.com

Как определить внешние факторы, которые могут повлиять на ваш стратегический план

Вы когда-нибудь думали, что у вас есть идеальный бизнес-план и стратегия, но вы были ошеломлены повышением тарифов или новым экологическим законодательством? Эта статья поможет вам узнать, как думать о внешних факторах и управлять ими, которые могут повредить вашему стратегическому плану (или открыть новые возможности). Если вы еще этого не сделали, вам нужно научиться проводить сканирование окружающей среды и соответствующим образом адаптировать процесс стратегического планирования.

Контролируемые и неконтролируемые аспекты, влияющие на бизнес, можно разделить на внутренние и внешние факторы соответственно. От постановки целей до повседневных операций организации может быть легко сосредоточиться на том, что, по ее мнению, она может контролировать внутри себя. Тем не менее очень важно не упускать из виду неконтролируемые внешние факторы, влияющие на бизнес.

В этой статье
  • Зачем думать о том, как внешние факторы повлияют на ваш бизнес?
  • Области анализа PESTEL
  • Как провести сканирование окружающей среды: пример PESTEL
  • Шаг 1. Перечислите внешние факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес в каждой области.
  • Шаг 2. Проанализируйте влияние каждого фактора PESTEL на бизнес.
  • Шаг 3: Оцените влияние и вероятность каждого фактора.
  • Шаг 4. Примите меры, чтобы либо использовать потенциальные возможности, либо смягчить потенциальные угрозы.
  • Будьте в курсе внешних факторов, влияющих на ваш бизнес

Зачем думать о том, как внешние факторы повлияют на ваш бизнес?

Экономика, политика, конкуренты, клиенты и даже погода — все это неконтролируемые факторы, которые могут повлиять на деятельность организации. Это по сравнению с внутренними факторами, такими как персонал, культура компании, процессы и финансы, которые кажутся вам доступными.

Стабильность и прибыльность компании взаимозависимы от ее способности быстро выявлять и реагировать на изменения во внешней среде. Нажмите, чтобы твитнуть

Стабильность и прибыльность компании взаимозависимы от ее способности быстро определять и реагировать на изменения во внешней среде. Изменения неизбежны, и способность справляться с неожиданными рыночными мутациями может означать для организации разницу между выживанием и исчезновением. Такие обычные вещи, как изменение государственной политики, могут оказать значительное влияние на бизнес. Предлагаемое законодательство на федеральном уровне и уровне штатов может потребовать от компании внесения изменений в свою деятельность и, следовательно, стать решающим фактором успеха.

Пандемия COVID является хорошим примером того, насколько сильно внешние факторы могут влиять на организации. В то время как некоторые пострадали сильнее, чем другие, почти каждый бизнес был вынужден оценить меняющуюся ситуацию и принять какие-то стратегии выживания. В некоторых случаях выживание зависело от их способности поворачиваться. Даже сейчас последствия пандемии продолжают проявляться, поэтому организациям необходимо постоянно пересматривать окружающую среду, чтобы не только снизить риски, но и выявить возможности в будущем.

Области анализа PESTEL

Хотя многие проблемы (такие как COVID) неожиданны, это не означает, что вы не можете попытаться подготовиться к ним и справиться с ними. Самый эффективный способ заставить бизнес быть гибким и адаптивным — это разработать основу для проведения сканирования окружающей среды.

Сканирование окружающей среды — это процесс методичного сбора, анализа и интерпретации данных о внешних возможностях и угрозах. Это механизм сбора актуальной информации о внешнем мире, ваших конкурентах и ​​самой вашей компании.

Одним из самых популярных методов сканирования окружающей среды является анализ PESTEL. Эта модель представляет собой матрицу оценки внешних факторов, которая фокусируется на шести сферах данных:

  • (П)политическая: Степень, в которой правительство может влиять на экономику и тем самым влиять на организации в определенной отрасли. Это включает государственную политику, политическую стабильность, торговую и налоговую политику.
  • (E)экономический: Как экономические условия меняют предложение и спрос, чтобы напрямую повлиять на компанию. Это включает в себя экономический рост или спад, а также изменения процентных ставок и темпов инфляции.
  • (S)social: Новые тенденции и закономерности в демографической аналитике, демографии и поведении клиентов могут указывать на изменения в потребностях и желаниях клиентов; это также может выявить потребность в переменах на рабочем месте.
  • (T)технологический: Как инновации и развитие меняют рынок или отрасль. Это включает в себя автоматизацию, осведомленность о технологиях и скорость внедрения, а также новые услуги или продукты.
  • (E)environmental: Экологические и экологические аспекты, влияющие на деятельность компании или потребительский спрос. Это включает в себя доступ к возобновляемым ресурсам, изменения погоды или климата, а также инициативы по корпоративной ответственности.
  • (L)egal: Текущие правовые нормы или требования в странах или территориях, на которых работает организация. Это включает в себя требования по охране труда и технике безопасности, законы о труде и законы о защите прав потребителей.

После завершения анализа PESTEL (иногда называемого анализом PESTLE) у вас будет тщательное сканирование окружающей среды, которое выявит неконтролируемые внешние факторы, к которым ваша организация должна подготовиться. Уместно иметь план действий для событий, которые, по вашему мнению, могут произойти и оказать существенное влияние на ваш бизнес. В программном обеспечении это может называться планом аварийного восстановления или планом на случай непредвиденных обстоятельств. В настоящее время вам не нужно применять ресурсы к вашему плану, но важно продумать последствия возникновения одного из этих внешних факторов.

После анализа и планирования PESTEL вы можете заглянуть внутрь себя и продолжить другие действия по стратегическому планированию, такие как SWOT-анализ.

Как провести сканирование окружающей среды: пример PESTEL

Давайте рассмотрим, как вы можете использовать указанные выше области PESTEL в качестве руководства для сканирования внешней среды на примере пандемии COVID.

Шаг 1. Перечислите внешние факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес в каждой области.

Проведите сеанс мозгового штурма с группой, включающей тех, кто обладает экспертными знаниями о бизнесе и/или мире за пределами бизнеса.

Политические факторы:

Что происходит в политической среде, в которой вы работаете?

  • Программа защиты зарплаты (PPP) для соответствующих предприятий
  • Новые положения о безработице
  • Новые правила, расширяющие охват медицинского страхования и оплачиваемый отпуск по болезни

Экономические факторы:

Каковы экономические условия и как они могут повлиять на ваш бизнес?

  • Возможные увольнения или отпуска
  • Сокращение располагаемого дохода потенциально может уменьшить будущий доход от продаж
  • Инфляция/процентные ставки, вероятно, снизят доступность кредита в будущем
  • Налоговые льготы на снятие средств из пенсионного фонда повлияют на планирование выхода на пенсию, в результате чего некоторым сотрудникам придется работать дольше, чем предполагалось изначально
  • Будущие затраты на предоставление медицинских услуг с необходимыми СИЗ могут стать проблемой в долгосрочной перспективе

Социальные факторы:

Какие изменения в социальном поведении и как это может повлиять на бизнес?

  • Изменение предпочтений для работы в офисе по сравнению с удаленной работой
  • Родителям, работающим удаленно, придется совмещать работу и уход за детьми
  • Удаленная/гибридная работа может негативно повлиять на корпоративную культуру
  • Возможная потребность в социальном дистанцировании клиентов после открытия бизнеса

Технологические факторы:

Какие технологические изменения могут повлиять на то, как мы поставляем наш продукт или услугу?

  • Удаленная работа потребует использования большего количества цифровых инструментов для выполнения определенных внутренних процессов
  • Ограниченное физическое взаимодействие может потребовать новых цифровых способов работы с клиентами

Факторы окружающей среды:

Какие факторы окружающей среды могут повлиять на бизнес?

  • Новые штаммы COVID могут продолжать влиять на деятельность в долгосрочной перспективе
  • Для возвращения на рабочее место могут потребоваться продукты для контроля качества воздуха и санитарной обработки для создания безопасной среды

Юридические факторы:

Какие потенциальные законодательные действия могут повлиять на бизнес?

  • Неопределенные сроки безопасного возвращения на работу и способы управления индивидуальными предпочтениями для рабочего места
  • Последствия обязательной и добровольной вакцинации против COVID для сотрудников
  • Рекомендации по безопасному открытию физических магазинов для покупателей

Шаг 2: Проанализируйте влияние каждого фактора PESTEL на бизнес.

Оцените последствия каждого внешнего фактора, ответив на следующие вопросы:

  • Каковы вероятные последствия их воздействия с течением времени — в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?
  • Какое влияние они могут оказать — положительное или отрицательное?
  • Какова важность каждого фактора? Насколько сильно его последствия повлияют на ваш бизнес, если они станут (или не станут) реальностью?

Шаг 3: Оцените влияние и вероятность каждого фактора.

Принимая во внимание ваш анализ, полученный на этапе 2, оцените каждый фактор в соответствии с его общим потенциальным влиянием на бизнес (высоким или низким) и вероятностью его возникновения (высоким или низким). Какие области вызывают наибольшую озабоченность? Какие области могут повлиять на стратегическое направление компании? Имейте в виду, что не все будет (или должно) считаться важным. Ваша цель здесь — определить влиятельных лиц, которые заслуживают дальнейшего рассмотрения.

Шаг 4. Примите меры, чтобы либо использовать потенциальные возможности, либо смягчить потенциальные угрозы.

После того, как вы определили внешние факторы, которые, скорее всего, существенно повлияют на ваш бизнес, подумайте о возможных способах их устранения. Уместно иметь план действий для событий, которые, по вашему мнению, могут произойти на самом деле, даже если вы не применяете ресурсы для своего плана в настоящее время.

Поскольку PESTEL — это лишь часть головоломки стратегического планирования, мы рекомендуем использовать полученные знания в других мероприятиях по стратегическому планированию. Следующим шагом является дальнейший анализ вашего бизнеса (и деловых перспектив) с помощью SWOT-анализа. SWOT поможет вам понять внутренних сильных и слабых сторон; объединение этой информации с тем, что вы узнали о преобладающих внешних факторах, поможет определить лучший путь вперед.

Ваши анализы PESTEL и SWOT должны стать основой для вашего стратегического плана.

Не пора ли обновить этот план? Узнайте, как это сделать здесь.

Будьте в курсе внешних факторов, влияющих на ваш бизнес

Организациям рекомендуется проводить сканирование окружающей среды раз в полгода или ежегодно. Эта частота гарантирует, что вы будете в курсе внешних факторов, которые могут повлиять на вашу компанию как положительным, так и отрицательным образом. Этот процесс подходит не только для компаний из списка Fortune 500 — он особенно важен для малого и среднего бизнеса, у которого нет узнаваемого бренда или стабильного дохода, как у крупных корпораций, и которые могут быть более подвержены влиянию внешних факторов.

Если у вас нет пропускной способности или времени для регулярного проведения такого анализа, вам может помочь программное обеспечение для управления производительностью, такое как ClearPoint. Организации, использующие ClearPoint, пользуются преимуществами сбора данных без лишних хлопот. Таким образом, вы можете быстро консолидировать все необходимые данные для анализа PESTEL и SWOT, сравнивать исторические данные с текущими данными и легко отслеживать тенденции данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *